Научная статья на тему 'Самооценка профессиональных компетенций педагогами сельских школ'

Самооценка профессиональных компетенций педагогами сельских школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
804
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ПЕДАГОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ШКОЛА / САМООЦЕНКА / АТТЕСТАЦИЯ / RURAL TEACHERS / PROFESSIONAL COMPETENCIES / RESEARCH / SCHOOL / SELF-ASSESSMENT / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Ульяна Семеновна, Варламов Иван Иннокентьевич

В статье на основании данных, полученных посредством анкетного опроса, проведенного в апреле 2017 г., анализируются результаты самооценки профессиональных компетенций сельскими учителями (N = 42) улусной гимназии и средней общеобразовательной школы Республики Саха (Якутия). Сравнение данных показало более высокий уровень компетенций учителей гимназии. Результаты самооценки могут быть использованы в сфере управления персоналом школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competencies self-assessment by teachers in rural schools

The article analyzes the results of the professional competencies self-assessment by rural teachers (N = 42) based on data obtained as a result of a survey conducted in April 2017. The study was carried out in the gymnasium and the secondary school of the Republic of Sakha (Yakutia). The data comparison shows a higher level of competencies of the gymnasium teachers. The results of self-assessment can be used in management of school staff.

Текст научной работы на тему «Самооценка профессиональных компетенций педагогами сельских школ»

УДК 303.621.34:371.123-22

https ://doi.org/10.24158/tipor.2017.6.3

Борисова Ульяна Семеновна

Borisova Ulyana Semenovna

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления персоналом Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Варламов Иван Иннокентьевич

D.Phil. in Social Science, Professor, Social Science and HR Management Department, North-Eastern Federal University

Varlamov Ivan Innokentievich

бакалавр Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГАМИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Bachelor,

North-Eastern Federal University

PROFESSIONAL COMPETENCIES SELF-ASSESSMENT BY TEACHERS IN RURAL SCHOOLS

Аннотация:

В статье на основании данных, полученных посредством анкетного опроса, проведенного в апреле 2017 г., анализируются результаты самооценки профессиональных компетенций сельскими учителями N = 42) улусной гимназии и средней общеобразовательной школы Республики Саха (Якутия). Сравнение данных показало более высокий уровень компетенций учителей гимназии. Результаты самооценки могут быть использованы в сфере управления персоналом школ.

Ключевые слова:

сельские педагоги, профессиональные компетенции, исследование, школа, самооценка, аттестация.

Summary:

The article analyzes the results of the professional competencies self-assessment by rural teachers (N = 42) based on data obtained as a result of a survey conducted in April 2017. The study was carried out in the gymnasium and the secondary school of the Republic of Sakha (Yakutia). The data comparison shows a higher level of competencies of the gymnasium teachers. The results of self-assessment can be used in management of school staff.

Keywords:

rural teachers, professional competencies, research, school, self-assessment, certification.

В данное время одной из наиболее актуальных тем развития образования в нашей стране становится уровень профессиональной компетенции педагогов, который показывает умение успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач, что учитывается в системе эффективного контракта. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций. Учитель-профессионал должен обладать инструментарием диагностики процесса и результатов своей работы, способами обоснования путей и средств его корректировки и последующего развития. Проблема профессионализма в целом и профессиональной компетенции рассматривается как одна из наиболее значительных в психолого-педагогических исследованиях [1].

Профессионально компетентный учитель должен управлять собственной деятельностью и деятельностью учеников, формировать соответствующие условия для их развития, осуществлять целенаправленное самообразование, а также преобразование своей профессиональной деятельности [2].

Всего в Республике Саха (Якутия) 575 общеобразовательных учреждений и школ-интернатов. Из них находятся в городе 153, остальные 422 действуют в сельской местности, что является спецификой этого региона. Из числа всех общеобразовательных школ статус гимназии имеют только 29 учреждений: 18 городских и 11 сельских [3].

Для определения уровня квалификации педагогов сельских общеобразовательных школ на основе компетенций, выделенных в процессе анализа педагогической деятельности и представленных в «Профессиональном стандарте педагогической деятельности» [4, с. 58-69], нами был проведен анкетный опрос в апреле 2017 г. в двух общеобразовательных учреждениях: средней общеобразовательной школе и гимназии, расположенных в одном из центральных улусов Республики Саха (Якутия).

Всего в исследовании приняли участие 42 педагога из двух школ, что составляет 95 % от генеральной совокупности. Социально-демографическая характеристика респондентов: распределение по полу и уровню образования: 17 % мужчин и 83 % женщин, образование у всех высшее. Распределение по возрасту: 25-34 года - 26 %, 35-49 - 48 %, 50-64 - 21 %, 65 лет и старше - 5 %. Распределение по стажу работы: от 1 до 3 лет - 6 %, от 4 до 5 лет - 6 %, от 6 до 10 лет - 14 %, от 11 до 19 лет - 43 %, от 20 лет и больше - 31 %.

Учителям предлагалось по 5-балльной шкале провести самооценку шести блоков профессиональных компетенций. Для анализа мы объединили баллы 1 и 2 и определили их как «низкий» уровень, балл 3 - «средний», баллы 4 и 5 - «высокий» уровень.

В результате самооценки сельскими учителями своих профессиональных компетенций выявлено, что по I блоку «Компетентность в сфере личностных качеств» оценили на 4 и 5 компетенцию «Эмпатийность и социорефлексия» (88 %), далее идет «Общая культура, уровень интеллигентности учителя» (81 %), замыкает блок компетенция «Самоорганизованность» (69 %), которую оценил на 3 балла каждый третий учитель общеобразовательной школы (31 %), среди которых в основном молодые учителя.

По II блоку «Компетентность в сфере постановки целей и задач педагогической деятельности» лидирует компетенция «Умение вовлечь учеников в процесс формулирования целей и задач» (81 %). Следует отметить, что учителя средней школы оценивают данную компетенцию как среднюю в три раза чаще, чем их коллеги из гимназии. На втором месте «Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учеников» (77 %), на третьем - «Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу» (75 %).

Средним баллом сельские учителя (это каждый четвертый респондент) оценили свои компетенции по III блоку «Компетентность в сфере мотивирования учащихся на осуществление учебной деятельности» (табл. 1). Результаты вызывают обеспокоенность, так как формирование мотивации детей на образовательную деятельность в Профессиональном стандарте педагогической деятельности определяется как одна из важнейших задач для педагога. Функция мотивирования является необходимым структурным элементом общей системы деятельности педагога.

Таблица 1 - Самооценка респондентами компетенций из блока «Компетентность в сфере мотивирования учащихся на осуществление учебной деятельности»_

Компетенции Уровень Итого

низкий средний высокий

1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности учеников - 19 81 100

2. Умение создавать условия для обеспечения позитивной мотивации учеников 4 26 70 100

3. Умение создавать условия для самомотивирования учеников 8,5 25,5 66 100

В IV блоке «Компетентность в сфере обеспечения информационной основы деятельности» сельские учителя наиболее высоко оценили «Компетентность в предмете преподавания» (92,5 %), когда педагог сочетает теоретическое знание предмета с пониманием возможностей его практического применения и умеет использовать данное знание. Второе место заняла «Компетентность в методах преподавания» (86 %), необходимым критерием которой является умение адекватно подбирать приемы и методы работы в рамках учебных занятий. «Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности», которая предполагает, что педагог осуществляет индивидуальный подход к организации образовательного процесса (68 %), заняла третью позицию. Почти половина учителей (46 %) средней школы оценили ее как среднюю, что в пять раз ниже самооценки коллег из гимназии. Это может означать, что они испытывают затруднения при оказании индивидуальной помощи и психологической поддержки ученикам в процессе педагогического воздействия.

Блок V «Компетентность в сфере разработки образовательной программы, методических, дидактических материалов и принятия педагогических решений» выявил самые проблемные аспекты профессиональных компетенций сельских учителей (табл. 2). Например, компетенция «Умение разработать собственную образовательную программу, методические и дидактические материалы» предполагает, что педагог осознает важность принципов дифференциации и индивидуализации обучения, поэтому разрабатывает собственные материалы, позволяющие реализовать эти принципы, - между тем 16 % учителей средней школы отметили ее как низкую. Педагоги с высоким уровнем развития педагогической компетентности должны использовать разнообразные методические приемы. 80 % принявших в исследовании учителей высоко оценили компетенцию «Умение принимать решения в педагогических ситуациях».

Анализ блока VI «Компетентность в сфере организации педагогической деятельности» показал, что 80 % участников исследования оценивают на 4 и 5 компетенции «Умение педагога устанавливать субъект-субъектные отношения» и «Умение организовать учебную деятельность учащихся». Все учителя гимназии (100 %) поставили себе высокие баллы. 22 % респондентов оценили как средний показатель «Умение осуществлять педагогическое оценивание».

Таблица 2 - Самооценка респондентами компетенций из блока «Компетентность в сфере разработки образовательной программы, методических, дидактических материалов и принятия педагогических решений»_

Компетенции Уровень Итого

низкий средний высокий

1. Умение выбрать и реализовать типовую образовательную программу, методические и дидактические материалы 7,5 22,5 70 100

2. Умение разработать собственную образовательную программу, методические и дидактические материалы 16 29 55 100

3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях 4 16 80 100

Как видим, самые высокие показатели по гимназии заняли параметры из IV блока «Компетентность в предмете преподавания», «Умение педагога устанавливать субъект-субъектные отношения» и «Умение организовать учебную деятельность учеников» (по 100 %). По общеобразовательной школе самые высокие показатели по параметрам «Эмпатийность и социорефлек-сия» и «Компетентность в предмете преподавания» (по 85 %).

Наибольшие затруднения вызывают у сельских учителей в первую очередь параметры «Умение разработать собственную образовательную программу, методические и дидактические материалы» - 31 %, «Умение выбрать и реализовать типовую образовательную программу, методические и дидактические материалы» и «Умение педагога устанавливать субъект-субъектные отношения» (по 15 %).

Анализ самооценки выявил, что педагогический персонал гимназии оценил себя по всем шести блокам компетенций более высоко, чем их коллеги из общеобразовательной школы. Это можно объяснить высоким конкурсным отбором педагогических кадров, предъявлением высоких требований к претендентам на вакансию учителя. Кроме того, большинство кадрового состава гимназии обладают высшей квалификационной категорией, некоторые учителя имеют ученую степень, что обеспечивает стабильность положительных результатов и успехи в олимпиадах и научно-практических конференциях школьников. Гимназия в районном центре стала катализатором системных перемен в образовании улуса как опорная школа профильного обучения и инновационной подготовки умственно одаренных детей. Гимназия богата методическими разработками, инновационными экспериментальными подходами в области преподавания. Здесь созданы все условия для повышения у учащихся мотивации и заинтересованнности процессом обучения, есть цифровая лаборатория, оборудованный кабинет по робототехнике, медиатека. Гимназия является филиалом Малой академии наук Республики, входит в число ассоциированных школ при Северо-Восточном федеральном университете.

Средняя общеобразовательная школа в районном центре обеспечивает разностороннюю и широкую подготовку учеников, основанную на объединении деятельности учреждения и семейных союзов, профилизируется по направлению гражданско-патриотического воспитания.

Аттестация и оценка персонала - одни из важнейших функций управления персоналом, которые позволяют своевременно и периодически освидетельствовать профессиональную пригодность и соответствие занимаемой должности каждого работника определенной категории. Результаты самооценки (или оценки) профессиональных компетенций, а также другие количественные, качественные, комбинированные и комплексные методы оценки персонала руководители школ могли бы использовать в процедуре аттестации (особенно добровольной, для тех, кто преследует цель повышения своего настоящего квалификационного уровня).

Таким образом, самооценка профессиональных компетенций дает возможность учителю, способному к исследованию своей педагогической деятельности и управлению ею, а также развитием учебно-воспитательного процесса в целом, оставаться основным фактором, обеспечивающим качество подготовки, высокие достижения и конкурентоспособность выпускников школ.

Ссылки:

1. Супрунюк Л.В. Исследование педагогической деятельности педагога как условие формирования и стимулирования развития его профессиональной компетентности [Электронный ресурс] // Первое сентября. Открытый урок. URL: http://festival.1september.ru/articles/636004/ (дата обращения: 12.04.2017).

2. Irish Ch., Scrubb M. Five Competencies for Culturally Competent Teaching and Learning [Электронный ресурс]. URL: https://www.facultyfocus.com/articles/teaching-and-leaming/five-competencies-for-culturally-competent-teaching-and-learn-ing/ (дата обращения: 22.04.2017).

3. Министерство науки и образования РС (Я). Статистическая информация [Электронный ресурс]. URL: https://mi-nobr.sakha.gov.ru/Statisticheskaya-informatsiya (дата обращения: 17.04.2017).

4. Шадриков В.Д., Кузнецова И.В. Профессиональные компетенции педагогической деятельности // Справочник заместителя директора школы. 2012. № 8. С. 58-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.