Научная статья на тему 'Деятельность американских благотворительных фондов в России'

Деятельность американских благотворительных фондов в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2420
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ / ФОНДЫ / РОССИЯ / CHARITY / WORK PRINCIPLES / FUNDS / RUSSIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гуренко Алина Борисовна

Рассматривается деятельность в сфере науки американских благотворительных фондов, которые вернулись на территорию России после распада СССР. Главным образом это крупнейшие благотворительные фонды Карнеги, Форда, Макартуров, Сороса. В статье показано, что деятельность благотворительных фондов оказала реальную помощь российским ученым в 1990-е начале 2000-х гг. В настоящее время их работа сокращается, в том числе и под влиянием политики Российского государства, усмотревшего в деятельности фондов канал распространения американского влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of American welfare funds in Russia

Research of the problem of activity of foreign welfare funds of Russia represents considerable theoretical and practical interest. This interest is connected with the fact that for many years of work in Russia much has been done by these funds. Charity is a part of a corporate policy in relation to the society, and Americans had big interests in their advancement to life of the Russian society. American funds are created when states have finished the policy of evolutionism. A part of the policy of corporations and their first contacts date charity back to the first half of the 19th century, but with the coming to power of Bolsheviks these contacts were interrupted. I consider it worth of noticing that with the collapse of the USSR favourable conditions for the return of these funds to Russia were created, it was not interfered by policies, which the new power generated. During this period of time there was a system crisis, and Russian education and science needed help. In the given article the review of the basic most significant funds supporting the Russian science and education is given: Andrew Carnegie, Douglas MacArthur, Henry Ford, Bill Gates, George Soros. The activity of these funds is not reflected in the Russian historiography. All these funds aspired to help deepening of scientific knowledge and development of creative potential of the person. The peak of the activity of these funds is 1990-1995. Unfortunately, later there was a recession of the funds' activity in Russia since they did not reach the sphere of influence of the American society and achievement of the American values. Moreover, the Russian Federation itself started to give money for science and did not need the activity of the funds. The objective estimation of these funds is that the government gave only 92 billion roubles for federal programs since 1990-1995. 80% of the money was spent on science, while 16% on the funds and the state. You are to decide whether it is much or little. The aim to learn about the activity of foreign welfare funds of Russia has been reached. It is possible to tell that all of them had and have pluses and minuses. But the most important thing is that the outcomes of their activity are still evident. Many funds have helped the poor and needing, universities have let out generations of high quality experts, and libraries promoted self-education and education.

Текст научной работы на тему «Деятельность американских благотворительных фондов в России»

А. Б. Гуренко

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АМЕРИКАНСКИХ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ В РОССИИ

Рассматривается деятельность в сфере науки американских благотворительных фондов, которые вернулись на территорию России после распада СССР. Главным образом это крупнейшие благотворительные фонды - Карнеги, Форда, Макартуров, Сороса. В статье показано, что деятельность благотворительных фондов оказала реальную помощь российским ученым в 1990-е - начале 2000-х гг. В настоящее время их работа сокращается, в том числе и под влиянием политики Российского государства, усмотревшего в деятельности фондов канал распространения американского влияния.

Ключевые слова: благотворительность; принципы работы; фонды; Россия.

Исследование проблемы деятельности иностранных благотворительных фондов России представляет значительный теоретический и практический интерес. Этот интерес связан с тем, что за последние два десятилетия работы в России эти фонды стали существенной чертой жизни российской науки. Это касается прежде всего благотворительных фондов США.

В США научная благотворительность имеет глубокие традиции. Начало ей положил Эндрю Карнеги, который в начале XX в. считался самым богатым человеком в мире. Он прославился своей благотворительной деятельностью, и в 1910 г. создал первую в мире организацию, целью которой являются общественнополитические исследования на благо мира, - Фонд Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace - CEIP) [1. С. 127-131].

Эндрю Карнеги не был типичным промышленником, так как позволял своим работникам объединяться в профсоюзы, в то же время обязывая их работать в тяжелейших условиях. Являясь сторонником теории социального дарвинизма Герберта Спенсера (Herbert Spencer), Карнеги был убежден, что большинство людей могут сколотить состояние при наличии необходимого образования и усердия. При этом он считал необходимым оказание помощи бедным богатыми. Он мог отказать в помощи друзьям и неоднократно отказывал, его заводы были настоящим прессом по выжиманию денег из рабочих. Все, что выжималось из стали, уходило на строительство библиотек, финансирование научных исследований и другие благотворительные проекты. В 1919 г. Карнеги умер, успев продать перед смертью свои сталелитейные заводы банкиру Моргану (J.P. Morgan).

Благотворительные фонды, особенно Корпорация Карнеги, сыграли огромную роль в поддержке мирного процесса после Первой мировой войны и создании послевоенного мирового порядка, который вырабатывался медленно и с трудом. Хотя национальные правительства готовы были участвовать в этих процессах, достигнуть общих решений по финансированию тех или иных инициатив было очень трудно. Фонды сыграли здесь огромную роль, подставляя плечо новым инициативам или создавая их сами [2. С. 167-170]. Фонд Карнеги за международный мир является неправительственной внепартийной некоммерческой организацией со штаб-квартирой в Вашингтоне (США). Он создан для проведения независимых исследований в области международных отношений. Фонд не занимается предоставлением грантов (стипендий) или иных видов финансирования [3. С. 16-17]. Деятельность Фонда Карнеги заключается в выполнении намеченных его

специалистами программ исследований, организации дискуссий, подготовке и выпуске тематических изданий, информировании широкой общественности по различным вопросам внешней политики и международных отношений. Сотрудниками Фонда Карнеги за международный мир являются эксперты мирового уровня, которые используют свой богатый опыт в различных областях, накопленный ими за годы работы в государственных учреждениях, средствах массовой информации, университетах и научно-исследовательских институтах, международных организациях. Фонд не представляет точку зрения какого-либо правительства, не стоит на какой-либо идеологической или политической платформе, и его сотрудники имеют самые различные позиции и взгляды.

В Россию Фонд Карнеги вернулся после распада СССР. В 1991 г. бывший директор службы разведки Госдепартамента Мортон Абрамович (Morton I. Abramowitz) был избран президентом Фонда. Решение создать Московский центр Карнеги было принято весной 1992 г. с целью реализации широких перспектив сотрудничества, которые открылись перед научными и общественными кругами США, России и новых независимых государств после окончания периода «холодной войны». В 1993 г. Фонд Карнеги открыл свое отделение в Москве. С 1994 г. в рамках программы по России и Евразии, реализуемой одновременно в Вашингтоне и Москве, Центр Карнеги осуществляет широкий спектр общественно-политических и социально-экономических исследований, организует открытые дискуссии, ведет издательскую деятельность. Основу деятельности Московского центра Карнеги составляют публикации и циклы семинаров по внутренней и внешней политике России, по проблемам нераспространения ядерных и обычных вооружений, российско-американских отношений, безопасности, гражданского общества, а также на политические и экономические темы.

Карнеги заложил основы системы благотворительных фондов. С начала ХХ в. возникло множество американских фондов, в том числе и такие знаменитые, как Фонд Гугенхайма и Фонд Макартуров. Они известны в России - Фонд Г угенхайма сейчас работает с Эрмитажем, а Фонд Макартуров имеет московский офис. Оба эти фонда интересны как примеры того, почему богатые люди дают деньги на системную благотворительность и как по-разному они направляют деятельность этих фондов при жизни и после своей смерти [4. С. 26-29].

Фонд Макартуров является одним из крупнейших независимых благотворительных учреждений США, он

стремится помогать углублению научного знания и развитию творческого потенциала человека, укреплять социальные институты и содействовать просветительской деятельности. Фонд выдает гранты на реализацию проектов по четырем основным направлениям. Через свои международные программы Фонд финансирует проекты в области изучения и решения таких ключевых международных проблем, как международное правосудие, поддержание мира и безопасности, охрана природы и устойчивое развитие, высшее образование в России и Нигерии, миграция и мобильность людей, укрепление здоровья населения и репродуктивного здоровья женщин. Грантополучатели Фонда по этой программе работают примерно в 50 странах. Программа реализуется в том числе через представительства в Мексике, Индии, Нигерии и России [5. С. 7-8].

Фонд впервые начал проведение специальной грантовой программы для России в 1991 г., а в 1992 г. открыл в Москве постоянное представительство (с 2008 г. - Филиал корпорации «Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (США)» в Российской Федерации). Грантовая деятельность Фонда в России до последнего времени была направлена на поддержку университетов и других учреждений, занимающихся научно-исследовательской и учебной работой, на повышение квалификации и возможностей ученых-практиков, развитие их связей с российскими и зарубежными коллегами, а также на поддержку эффективных механизмов защиты прав человека [6. С. 11-12]. В настоящее время Фонд предоставляет в Российской Федерации гранты двух видов: для поддержки университетов и научной инфраструктуры и в области прав человека.

В 2011 г. Фонд Макартуров провел комплексный анализ результатов своей деятельности по всем направлениям за почти два десятилетия в России. По результатам этого исследования Советом директоров, президентом и другими должностными лицами Фонда будут сформулированы приоритеты дальнейшей работы в Российской Федерации. Эти приоритеты будут соответствовать изменившимся потребностям потенциальных грантополучателей и могут отличаться от прежних направлений работы Фонда. Вместе с тем Фонд Макартуров остается привержен поддержке творческих личностей и коллективов, а также содействию в решении важных социальных и экономических проблем государств, в которых организация осуществляет благотворительную деятельность.

Генри Форд является одной из самых противоречивых личностей в автомобильной истории. Далеко не всегда его методы ведения бизнеса были прозрачны и законны, однако он был инициатором ряда социальных проектов, в том числе создания своего благотворительного фонда Ford Foundation (15 января 1936 г.).

Со дня своего основания в 1983 г. Фонд Генри М. Джексона передал более 8 млн долл. различным благотворительным организациям и институтам высшего образования как в США, так и во всем мире. Гранты Фонда являются существенной поддержкой новых идей и методов, которые впоследствии могут найти широкое применение в тех четырех сферах, где сенатор Джексон был лидером во время своего сорокатрехлетнего срока пребывания в Конгрессе США.

К этим областям относятся: образование и научные исследования в области международных отношений; социальная сфера; окружающая среда и использование природных ресурсов; права человека. Гранты в области прав человека получали мемориальные подразделения и организации:

- научно-исследовательский центр «Мемориал» (Санкт-Петербург) - 35 тыс. долл. на создание библиотеки и постоянной экспозиции в новом образовательном центре в Санкт-Петербурге по истории политических репрессий, прав человека и деятельности неправительственных организаций в течение советского периода;

- «Мемориал» (Пермь) - 30 тыс. долл. Пермскому отделению общества «Мемориал» на создание музея на месте бывшего лагеря для политзаключенных. Музей будет содействовать развитию демократического самосознания россиян и служить памятником жертвам тоталитаризма;

- Научно-исследовательский и просветительский центр «Мемориал» - 35 тыс. долл. на обеспечение общественного доступа к советским госархивам, архивным исследованиям по истории советской системы ГУЛАГа и документированию информации о российских ультранационалистических группах.

Благотворительность, в основе которой лежат крупные суммы и агентами которой выступают специально для этого предназначенные учреждения - в дальнейшем в этой статье она будет называться большой или системной благотворительностью, - в разных странах имеет свою историю и специфическую культуру, на появление которой влияет множество факторов. Часто принято говорить о влиянии протестантизма на культуру благотворительности и на филантропию в целом, но этот фактор не является определяющим [7. С. 13]. Фонды стали мощной стратегией организации благотворительности еще и потому, что позволяли своим основателям, если и не всегда прямо управлять их деятельностью, то, по крайней мере, направлять ее в ту или иную сторону. С музеями и университетами это было невозможно, и потому фонды оказались более привлекательными для крупных промышленников и финансистов.

Больше всех средств на российскую науку потратил Д. Сорос, американский финансист венгерского происхождения. В 1979 г. Джордж Сорос создал в США свой первый благотворительный фонд «Открытое общество» (англ. Open Society Fund). В настоящее время Сорос тратит ежегодно на свои некоммерческие проекты в среднем около 300 млн долл. Сейчас им созданы благотворительные фонды более чем в 25 странах. В 1988 г. в СССР Сорос организовал фонд «Культурная инициатива» в поддержку науки, культуры и образования, который позднее был закрыт, так как деньги использовались в личных целях определенных лиц. В 1995 г. было принято решение организовать в России новый фонд «Открытое общество». С 1996 по 2001 г. Фонд Сороса вложил в проект «Университетские центры Internet» около 100 млн долл., в результате чего на территории России появились 33 Интернет-центра. В конце 2003 г. Сорос официально свернул финансовую поддержку своей благотвори-

тельной деятельности в России. Уже в 2004 г. Институт «Открытое общество» перестал выдавать гранты. Но созданные при содействии Фонда Сороса структуры и теперь активно работают без его непосредственного участия. К таким проектам относятся Московская высшая школа социальных и экономических наук, фонд культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ», Международный благотворительный фонд им. Д.С. Лихачева, некоммерческий фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека».

Фонд знаменитого финансиста был изгнан из Республики Беларусь в 1997 г. [8. С. 16]. Согласно оценкам журнала Business Week, на благотворительные цели за всю свою жизнь он пожертвовал более 5 млрд долл., причем один миллиард из этих пяти пришелся на долю России. Однако Д. Сорос не стал от этого беднее, на ноябрь 2009 г. его состояние оценивалось в 11 млрд долл. [9. С. 16].

Миссия Джорджа Сороса в России продолжалась пятнадцать лет. Он не любил коммунизм и не собирался спасать СССР, но в 1987 г., когда Горбачев пожал руку академику Сахарову, расценил это как знак: пора. Из четырех миллиардов долларов, потраченных на «мечту о лучшем мироустройстве», один миллиард он издержал в нашей стране. На гранты ученым, новые учебники для студентов и школьников, компьютеризацию школ, поддержку «толстых журналов», развитие «:малых городов»... При всей своей российской подозрительности - и с чего так прикипел к нам этот американский дядюшка? - мы ни разу не облили его майонезом, как только что сделали наши соседи, украинцы. «Все мое детство прошло под рассказы отца о России», - не раз признавался Сорос. Уже прощаясь с нашей страной, Русский фонд Института «Открытое общество» издал книгу Тиводора Сороса «Маскарад. Игра в прятки со смертью в нацистской Венгрии». Пленный венгерский солдат рассказывает о себе: сидел в лагерях военнопленных, бежал в революционный Петроград, нес службу в Зимнем дворце, вернулся домой -и опять встретил войну, уже вместе с подрастающим сыном [10. С. 37-39].

В России к фондам многие относятся недоверчиво. И знают о них мало. Даже те, кто получал гранты, весьма смутно представляют себе, в чем суть работы фондов, как они устроены, по каким принципам работают. А когда регулярной и понятной информации нет, возникает простор для разных слухов и подозрений, домыслов и мифов. Российские фонды нередко обвиняют в коррупции и воровстве, западные - в идеологических диверсиях и попытках присвоить себе национальное достояние. Конечно, фонды не одинаковы. Они по-разному устроены, имеют разные источники финансирования, работают по разным правилам, ставят перед собой различные цели. Бывают фонды, которые вроде бы созданы для решения благородных задач, а реально используются для обогащения своих руководителей и покровителей. С некоторыми из таких фондов, получившими, как правило, доступ к бюджетным деньгам или особые налоговые льготы и привилегии, связаны скандалы в прессе, уголовные дела и судебные процессы. И все же большинство фондов делают для

людей и страны немало полезного. А несправедливые претензии к ним чаще всего связаны с недостатком информации, с незнанием (или нежеланием знать) особенности их работы.

В январе 1995 г. Государственная Дума дала поручение своему Комитету по образованию, культуре и науке подготовить к рассмотрению вопрос о деятельности фондов Дж. Сороса на территории Российской Федерации. Это решение было инспирировано публикациями в прессе о том, что через Международный научный фонд, созданный Соросом для поддержки ученых в России и странах СНГ, происходит утечка научных разработок и технологий и тем самым наносится ущерб безопасности государства. В ходе подготовки к слушаниям Комитет проанализировал представленные фондами материалы, а также более ста писем, в том числе от крупнейших ученых и научных коллективов из различных регионов России. Аргументы ученых в защиту программ Сороса были столь убедительны, что в своем решении по результатам слушаний 16 марта 1995 г. Комитет по образованию, культуре и науке Государственной Думы выразил г. Дж. Соросу «благодарность за его вклад в сохранение и развитие отечественной науки, культуры и образования». Претензии к деятельности фонда Сороса, особенно в сфере образования, высказывались и позже. Критиковалось, в частности, содержание некоторых учебных пособий (российских авторов), изданных на средства фонда и при поддержке Министерства образования в рамках программы трансформации гуманитарного образования в России. Нужно сказать, что фонд Сороса немало критикуют и власти США, в частности за его программы снижения вреда от применения наркотиков. Сейчас, когда Сорос обеспокоился ситуацией с «Открытым обществом» в Америке, эта критика может усилиться.

И все же, особенно в последнее время, федеральное правительство чаще рассматривает благотворительные фонды в качестве партнеров. С зарубежными фондами активно сотрудничают Министерство образования, Министерство культуры, Министерство юстиции, Министерство промышленности, науки и технологий и другие. Только при таком тесном взаимодействии с федеральной властью могли быть реализованы масштабные программы доноров в сфере образования, здравоохранения, культуры, судебной реформы, реформы пенитенциарной системы и др. В частности, именно в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации и при совместном финансировании были открыты Центры открытого доступа к сети Интернет в 33 провинциальных университетах России.

В проблеме взаимодействия благотворительных фондов с властью есть еще один аспект, который следует упомянуть. Многие частные фонды если не прямо исключают органы власти из списка реципиентов, то фактически добиваются этого на практике. Конечно, государственные институты - не самый желанный грантополучатель. Однако, на мой взгляд, иногда вовлечение правительственных структур в качестве партнеров по проекту может оказаться довольно эффектив-

ным как для целей проекта, так и для налаживания деловых, партнерских отношений с властью. Конечно, при этом необходимо сохранять самостоятельность в определении сферы и условий поддержки, в экспертной оценке проектов.

С принятием в 2002 г. поправок к Налоговому кодексу в стране явно ухудшилась правовая ситуация для работы грантодающих организаций и неправительственных организаций. В новой редакции кодекса грантом, не облагаемым налогом, признаются только средства, предоставленные на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, на проведение конкретных научных исследований.

Таким образом, с 2002 г. некоммерческие организации (НКО) по закону должны платить немалый налог с

грантов, полученных, например, на правозащитную деятельность, развитие гражданского общества, социальную работу, охрану здоровья и др. Понятно, что таких денег у общественных организаций нет. И значит, дополнительные средства, не предусмотренные бюджетом, должны выделить фонды, выдавшие ранее эти гранты. В итоге формально многие НКО и доноры неожиданно стали нарушителями закона, а традиционная деятельность благотворительных фондов в России оказалась под угрозой. Похоже, Правительство понимает ненормальность такого положения и готово к поиску выхода вместе с фондами и НКО, но вряд ли для властей эта задача приоритетна. Так что ближайшее будущее покажет, чего больше в отношениях зарубежных доноров и государства - взаимопонимания или недоверия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова Г.Н. А чего это он нам помогает? Образовательная программа Джорджа Сороса в России: мифы, мотивы, реальность // Литератур-

ная газета. 1998. № 26.

2. Аникин А. К сведению заявителей и грантодержателей // Поиск. 1998. N° 33-34.

3. Гениева Е.Ю. Последняя утопия XX века // Независимая газета. 1999. № 2.

4. Гранты Президента РФ 2001 года в области культуры и искусства // Культура. 2000. № 91.

5. Ефремов Ю. Российская наука в годину кризиса // Здравый смысл. 1998. № 8.

6. ЗарницынВ.Г. На полгранта - полная гарантия // Поиск. 1999. № 14.

7. КортуновА. Сто грантов для талантов // Поиск. 1993. № 31-32.

8. Лапина М. Первые обладатели грантов фонда фундаментальных исследований будут известны к концу марта // Деловой мир. 1993. № 2.

9. Маркусова В.А. Индекс цитирования в помощь распределению грантов // Природа. 1990. № 1.

10. Сойфер В.Н. Шестой год международной сороковой программы образования в области точных наук // Поиск. 1999. № 28.

Статья представлена научной редакцией «История» 19 января 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.