Программа «Фундаментальные исследования и высшая школа»
В начале июня в Горном институте (С.-Петербург) состоялась юбилейная конференция российских научно-образовательных центров, поддерживаемых CRDF(АФГИР — Американским фондом гражданских исследований и развития), Министерством образования и науки РФ и региональными администрациями.
Конференция была посвящена Программе «<Фундаментальные исследования и высшая школа», направленной на развитие фундаментальных исследований в российских вузах и сближение их с образовательным процессом. Ниже мы публикуем часть материалов, связанных с конференцией, которая стала заметным
событием в жизни российского университетского сообщества. В ближайших номерах мы собираемся вернуться к освещению выполнения Программы, к работе специалистов и организаций, связанных с ней.
В этом номере публикуются материалы, представляющие источники финансирования ведущейся работы, которую с американской стороны администрирует CRDF/АФГИР, информация о российских университетах — участниках Программы, а также интервью с молодыми российскими учеными, побывавшими на стажировке в США, где они знакомились с управлением исследованиями в американских университетах.
Гранты на сумму 21,6 миллионов долларов предоставлены российским государственным и негосударственным университетам.
Средства направляются на содействие высшим учебным заведениям России в развитии долгосрочного потенциала научных исследований
На конференции в С.-Петербурге Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров объявил о выделении грантов на сумму 21,6 миллионов долларов 24 государственным и негосударственным высшим учебным заведениям в России. Эти гранты являются частью благотворительной программы Фонда Макартуров в поддержку университетов и научной инфраструктуры. Программа рассчитана на 20 лет и предусматривает предоставление финансирования на общую сумму в 100 миллионов долларов.
На встрече с журналистами в Санкт-Петербурге президент Фонда Макартуров Джонатан Фэнтон рассказал о финансовой поддержке, которую получат университеты и другие вузы России. В мероприятии приняли участие представители Министерства образования и науки Российской Федерации, а также университетов — получателей грантов.
С 1992 года Фонд предоставил грантовое финансирование, направленное на укрепление системы высшего образования России, включая гранты, объявленные в этом году, в общем объеме около 80 миллионов долларов. К 2011 году в Россию будет дополнительно направлено еще 20 миллионов долларов в виде грантов. Это самое крупное вложение Фонда Макартуров в отдельно взятой стране за пределами США. Фонд, являющийся одной из самых больших частных благотворительных организаций в США, ежегодно предоставляет гранты в 65 странах мира на общую сумму около 200 миллионов долларов.
«Наша деятельность здесь отражает глобальное значение России и ту важнейшую роль, которую играют ученые и исследователи в укреплении связей между США и Россией, — сказал г-н Фэнтон, — Эко-
номическое и демократическое развитие зависит от основополагающих ценностей — открытости исследований и научной свободы, являющихся самыми высокими устремлениями в интеллектуальной жизни наших стран».
Министерство образования и науки России сотрудничает с Фондом Макартуров по двум программам поддержки государственных университетов. «Проведение совместно финансируемых программ является одной из важнейших инициатив в научном сотрудничестве, — отметил г-н Ливанов, директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ, — Совместно с Фондом Макартуров мы реализуем две программы, направленные на усиление научного и образовательного потенциалов высшей школы России. Эти две инициативы важны не только тем, что в них принимают участие крупнейшие зарубежные фонды и организации, но также и участием в них ведущих университетов в 17 регионах России».
Поддержка государственных университетов
Среди грантов, объявленных сегодня Фондом Макартуров, — пятилетний грант в размере 10 миллионов долларов в поддержку российской программы «Фундаментальные исследования и высшее образование», которую администрирует CRDF (АФГИР). Данная программа — результат совместных усилий Фонда Макартуров, Американского фонда гражданских исследований и развития и Министерства образования и науки Российской Федерации. Фонд финансирует 16 междисциплинарных научно-образовательных центров в области естественных и физических наук. К настоящему моменту Фонд Макартуров выделил в поддержку этой программы грантовые средства в объеме 29,25 миллионов долларов, которые содействовали активизации сотрудничества между российскими университетами, исследовательскими институтами Российской академии наук и зарубежными научно-исследовательскими центрами.
ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005
ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005
До создания в 1998 году программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» подобных центров не существовало.
«Фонд Макартуров гордится теми результатами, которых нам удалось достичь совместно с нашими партнерами в России и США, — отметил Джонатан Фэнтон, — Шестнадцать научно-образовательных центров предоставляют возможности для работы трем тысячам студентов и преподавателей. Благодаря работе в центрах более 400 молодых ученых получили степени кандидатов наук и около 200 стажеров-исследователей с кандидатской степенью сейчас занимаются преподавательской и научно-исследовательской деятельностью».
Фондом Макартуров также предоставлен четырехлетний грант в размере 1,6 миллиона долларов московскому ИНО-Центру (Информация. Наука. Образование) в продолжение поддержки аналогичной программы в области социальных и гуманитарных наук. В рамках этой программы финансируются 9 межрегиональных междисциплинарных институтов по общественным наукам (МИОНов). Результатом программы стало укрепление взаимодействия между университетскими учеными и активистами неправительственных организаций, а также увеличение объема исследований для использования в целях принятия решений в государственном и частном секторах.
Деятельность ИНО-Центра способствовала повышению стандартов качества научных исследований путем внедрения новых информационных технологий и методов сбора и обработки первичных данных, а также поддержки сотрудничества с институтами анализа политики в Европе.
Поддержка независимых университетов
Шесть грантов на сумму 10,15 миллионов долларов будут присуждены Фондом трем негосударственным учебным заведениям, осуществляющим постдипломную подготовку и научные исследования — Европейскому университету в Санкт-Петербурге, Московской школе социальных и экономических наук и Российской экономической школе в Москве. Гранты предусматривают продолжение поддержки текущей деятельности каждого из университетов сроком на пять лет и единовременные гранты размером в 2 миллиона долларов каждому университету для поддержки приобретения ими зданий или удовлетворения иных финансовых потребностей.
«Фонд вновь подтверждает свои обязательства по поддержке ряда негосударственных образовательных учреждений, которым мы помогали с середины 1990-х годов, — сказал г-н Фэнтон, — Эти новаторские институции задают стандарты строгого научного подхода и критического мышления в России. В них получают образование исследователи и аналитики, которые затем обогащают своими выдающимися навыками науку и политический анализ, а также работают в тесном сотрудничестве с независимыми институтами анализа политики».
Деятельность Фонда в России ведется в сотрудничестве с другими благотворительными и партнер-
скими организациями, включая Корпорацию Карнеги (Нью-Йорк), Американский Фонд гражданских исследований и развития, Фонд Потанина, Институт перспективных русских исследований им. Дж. Кен-нана и ИНО-Центр.
По словам г-н Фэнтона, привлечение множественных источников финансирования для государственных и негосударственных университетов является абсолютно необходимым фактором институциональной стабильности, роста и независимости в условиях неопределенности. Растущему сообществу российских благотворительных фондов еще предстоит внести свой вклад в укрепление и развитие конкурентоспособности российского высшего образования.
Фонд Макартуров также поддерживает девять институтов анализа политики по всей стране, пять научных журналов и четыре транснациональные исследовательские сети. Всем финансируемым университетам Фонд предоставляет доступ к JSTOR — электронному журнальному архиву.
О Фонде Макартуров:
Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров — независимая частная благотворительная организация, оказывающая содействие группам и частным лицам, которые стремятся добиться устойчивых улучшений в условиях жизни людей. Штаб-квартира Фонда находится в Чикаго (США).
Фонд выделяет гранты по четырем программам. Программа по развитию человека и местных сообществ поддерживает организации, работающие, главным образом, по внутриамериканским проблемам, таким как проблемы развития местных сообществ, региональной политики, доступного жилья, образования, ювенальной юстиции и охраны психического здоровья. Программа по глобальной безопасности и устойчивому развитию поддерживает организации, занимающиеся международными вопросами, такими как мир и безопасность, охрана природы и устойчивое развитие, здоровье населения и репродуктивное здоровье, а также права человека. Общая программа направлена на поддержку общественных СМИ и производство независимых документальных фильмов.
Стипендиальная программа Макартуров предоставляет пятилетние нецелевые стипендии частным лицам любого возраста во всех областях профессиональной деятельности, демонстрирующим выдающиеся результаты и потенциал непрерывной творческой деятельности.
Обладая активами в более чем 4 миллиарда долларов, Фонд ежегодно выделяет гранты на сумму около 200 миллионов долларов.
В 1991 году Фонд Макартуров начал специальную инициативу по предоставлению грантов, а в 1992 году открыл представительство в Москве. С тех пор Фонд выделил около 2,2 тысяч грантов в объеме свыше 100 миллионов долларов организациям и частным лицам, работающим в России и других государствах региона.
О президенте Фонда:
Джонатан Фэнтон (Jonathan F. Fanton) — президент Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров с 1 сентября 1999 года.
Получил степень бакалавра Йельского университета в 1965 г., степень магистра философии в 1977 г. и доктора наук в области американской истории в 1978 г. В 1982-1999 гг., став ректором Новой школы социальных исследований (ныне известной как Университет Новая школа) в Нью-Йорке, сыграл ключевую роль в интеграции и укреплении семи факультетов университета, расширении университетского кампуса в Гринвич Виллидж, а также разработке и осуществлении кампаний по развитию, приведших к увеличению спонсорской поддержки университета с 8 до более чем 80 миллионов долларов. Является членом Совета директоров Хьюман Райтс Уотч (Human Rights Watch), крупнейшей организации по защите прав человека, которая базируется в США и осуществляет свою деятельность в 70 странах мира, а также основателем и первым председателем Совета директоров организации «Доклады Совета Безопасности ООН». Автор книги «Университеты и гражданское общество» (том первый и второй) и соредактор книг «Джон Браун: размышления о великих судьбах» и «Проект «Манхэттен»: документальное знакомство с атомным веком».
Дополнительные возможности для ученых и студентов
Обзор грантов, предоставленных университетам, и достигнутых по этим грантам результатов
1. Независимые негосударственные университеты — гранты трем университетам на общую сумму в 10,15 миллионов долларов.
★ Европейский университет в Санкт-Петербурге
♦ В 2004 году в университете было выдано 42 диплома магистра и выпущено 34 студента, прошедших обучение по трехлетней программе аспирантуры.
♦ Университет получил аккредитацию Министерства образования и науки как учреждение дополнительного образования (полная университетская аккредитация возможна только при наличии программы бакалавриата).
♦ В британском исследовании, оценивавшем качество образования и исследований в европейских университетах в области политологии, Европейский университет в Санкт-Петербурге назван ведущим исследовательским учреждением в этой области в России и третьим в Центральной и Восточной Европе.
★ Московская школа социально-экономических наук
♦ В 2004-2005 учебном году число студентов по сравнению с предыдущим учебным годом возросло со 172 до 262 человек.
♦ В Московской школе введены четыре новые программы обучения — психологическое консультирование; менеджмент в сфере культуры; социология (совместная программа); политология (совместная программа).
♦ В 2003 году открыта программа обучения менеджменту в области образования.
♦ Московская школа — лидер в области разработки политики проведения реформы и модернизации образования в России.
★ Российская экономическая школа
♦ Набор студентов увеличился с 80 человек в 2003 году до 102 — в 2004 г.
♦ В 2003-2004 учебном году преподаватели и студенты участвовали в 13 научно-исследовательских проектах по широкому кругу экономических проблем, включая проблемы глобализации и экономического роста, денежной политики и реформы системы регулирования.
♦ Школа предлагает четыре специальных направления исследований: финансы, анализ данных, экономическая политика и организация промышленного производства.
♦ В РЭШ действует система предоставления студентам займов на обучение, которая постоянно расширяется и в ближайшие годы перейдет на самофинансирование. Один из крупных российских банков выразил серьезную заинтересованность в том, чтобы взять на себя администрирование этой программы.
♦ Почти четверть выпускников Российской экономической школы продолжают обучение в аспирантских программах и работают над кандидатскими диссертациями.
2. Передовые центры научной и образовательной деятельности по двум программам поддержки государственных университетов — гранты 25 университетам на общую сумму 11,6 миллиона долларов.
Л. Центры перспективных исследований и образования в области социальных и гуманитарных наук (Межрегиональные институты по общественным наукам):
★ Калининградский государственный университет.
★ Новгородский государственный университет.
★ Саратовский государственный университет.
★ Воронежский государственный университет.
★ Томский государственный университет.
★ Дальневосточный государственный университет.
★ Ростовский государственный университет.
★ Уральский государственный университет.
★ Иркутский государственный университет.
♦ 1648 ученых по всей России подали заявки на про-
ведение научно-исследовательских проектов.
♦ 107 отдельных ученых и 80 небольших групп получили гранты.
♦ Центры провели 196 научных конференций, в которых приняли участие 10 тысяч ученых, преподавателей, аспирантов и студентов.
ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005
ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005
♦ В Центрах подготовлено 125 индивидуальных и коллективных монографий и несколько сотен сборников статей, которые были разосланы в 300 российских и зарубежных библиотек.
♦ Библиотечные фонды центров составили 3-5 тысяч единиц хранения по соответствующей проблематике.
♦ В период с 2000 по 2004 год 20% связанных с центрами ученых защитили кандидатские или докторские диссертации, а 25% заняли в своих университетах более высокие должности.
В. Программа «Фундаментальные исследования и высшее образование» (естественные и физические науки):
★ Нижегородский государственный университет.
★ Красноярский государственный университет.
★ Дальневосточный государственный университет.
★ Ростовский государственный университет/Таганрогский государственный радиотехнический университет.
★ Уральский государственный университет/Уральский государственный технический университет.
★ Саратовский государственный университет.
★ Казанский государственный университет.
★ Новосибирский государственный университет.
★ Пермский государственный университет.
★ Воронежский государственный университет.
★ Московский государственный инженерно-физический институт/Московский физико-технический институт.
★ Петрозаводский государственный университет.
★ Самарский государственный аэрокосмический университет.
★ Санкт-Петербургский государственный университет.
★ Санкт-Петербургский государственный горный институт.
★ Томский государственный университет.
♦ Были проведены два тура конкурса на получение стипендий в размере 36 тысяч долларов каждая для проведения исследовательских проектов. В каждом туре было отобрано по 100 стипендиатов.
♦ Были выделены целевые гранты на закупку оборудования на общую сумму 800 тысяч долларов.
♦ Около 1600 студентов и 1200 преподавателей получили поддержку Фонда.
♦ Центры выдали дипломы о высшем образовании почти 400 выпускникам.
♦ В центрах преподают или ведут научную работу 200 выпускников аспирантуры.
♦ 70 патентных заявок были поданы от центров по передаче технологий в четырех университетах, где имеются такие центры.
Моя стажировка в США
На вопросы журнала ответили двое молодых ученых, принявшие участие в этой конференции и недавно вернувшиеся из США, где они проходили стажировку по теме «Управление исследованиями»:
Иван Стойков, доцент кафедры органической химии Химического института им. А. М. Бутлерова, Казанский государственный университет
Алексей Мощевикин,
доцент кафедры информационноизмерительных систем и физической электроники, Петрозаводский государственный университет
— Как вы узнали о конкурсе CRDF?
И. С. — О конкурсе по подготовке менеджеров в области управления исследованиями в российских университетах, проводимом Американским фондом гражданских исследований и развития (CRDF), я узнал весной 2004 года из новостей сайта CRDF (www.crdf.ru).
А. М. — Я узнал о возможности стажировки из регулярной рассылки CRDF, которую получаю как координатор НОЦ-013 по фундаментальным проблемам приложений физики низкотемпературной плазмы.
— Какова процедура подачи заявок и ваше впечатление от нее?
И. С. — Для того чтобы принять участие в конкурсе, необходимо было выполнить несколько требований. Во-первых, работать в одном из 16 российских НОЦ (Научно-образовательных центров, поддерживаемых организаторами Программы). Во-вторых, помимо научно-исследовательской работы, заниматься и административной. В-третьих, пройти учебный семинар в Москве. Далее требовалось заполнить конкурсную форму (персональные данные) и написать заявку на участие в трехнедельной стажировке в университетах Северной Америки на двух языках.
Учебный семинар «Управление научными исследованиями в российских университетах» состоялся в начале сентября 2004 года. По окончании семинара были объявлены условия конкурса на прохождение стажировок в зарубежных и российских научно-образовательных организациях, известных своими успехами в области управления исследованиями. Представитель CRDF сообщил, что из участвовавших в семинаре 32 молодых представителей 19-ти российских университетов, имеющих опыт административной работы в вузе и стремящихся продолжить свою карьеру в сфере научного менеджмента, будут отобраны 6 человек, которые смогут принять участие в трехнедельной стажировке в университетах Северной Америки.
А. М. — Традиционно заявка отправляется по электронной почте в CRDF, затем (после одобрения) подписывается отдельное грантовое соглашение. Процедура одна из самых прозрачных и легких (по сравнению с другими фондами). Время, затраченное
на создание заявки, — несколько часов. Плюс внут-риуниверситетская процедура сбора подписей.
— Трудно ли было выиграть конкурс?
И. С. — Честно признаюсь: это было неожиданно, так как шансов было немного, и я сразу же перечитал заявку, чтобы понять, почему выбор остановился на мне. Ничего необычного в моей заявке не было. Да, мне был необходим опыт, который можно получить в университетах США, для более эффективной организации работы моей научной группы и для моей административной деятельности, связанной с научноисследовательской работой со студентами в институте и университете. Об этом я и написал в заявке.
А. М. — Нет, поскольку (по моим сведениям) не все из участников московского семинара подали заявки на стажировку в США.
— Сколько времени заняла стажировка?В чем она заключалась?
И. С. — Стажировка продолжалась около 4-х недель. С 29 марта по 1 апреля мы были в Вашингтоне, где посетили крупнейшие американские научные фонды (CRDF, NSF, NIH, DOE) и Международную организацию научных администраторов (SRAI). В первый же день в офисе CRDF в Арлингтоне (пригород Вашингтона) состоялась встреча с руководством Фонда, и мы получили инструктаж по плану стажировки. Он включал ознакомление с работой крупных государственных финансирующих агентств (NSF, NIH, DOE) и Офисов управления исследованиями в американских университетах. В завершение мы должны были сделать доклады в Тампе (штат Флорида) на конференции SRAI и в Вашингтоне на совещании в CRDF. Надо было подвести итоги нашего пребывания в США, отметить различия в подходах к управлению исследованиями в США и России, рассказать о возможных путях дальнейшего развития Программы.
В последний день пребывания в Вашингтоне (31 марта) мы торжественно были приняты в члены SRAI (значок, сертификат, документация).
Со 2 по 9 апреля мы с коллегой Василием Поповым из Воронежа жили в небольшом городке Логан, проходя стажировку в Офисе управления исследованиями Государственного Университета Штата Юта. Научные исследования в этом университете сосредоточены главным образом на проблемах сельского хозяйства; администраторы научных исследований работают непосредственно на факультетах и в колледжах. Существуют междисциплинарные центры — по биотехнологиям, по изучению природных запасов с помощью наблюдений из космоса. В университете есть также много программ обучения для студентов, фермеров, инженеров, междисциплинарных исследователей; развивается обмен студентами с Казанским государственным университетом.
Следующую неделю мы провели в столице штата Юта Солт-Лейк Сити. Поразило внимание, которое уделяется контролю биомедицинских исследований с привлечением людей и животных. Подготовка заявки на грант на такие исследования — действительно
Штаб-квартира CRDF в Арлингтоне, США.
Слева направо: Василий Попов (Воронеж), Иван Стойков (Казань), Игорь Кожевников (Красноярск), Владислав Мясников (Самара), Алексей Мощевикин (Петрозаводск), Алексей Заварзин (Санкт-Петербург). Во втором ряду — Пол Уогеман (Paul G. Waugaman), куратор стажировки.
очень длительный и сложный процесс. Он поддерживается интерактивной электронной системой, которая позволяет отслеживать и контролировать продвижение денег при оплате счетов, продвижение заявок на гранты. В университете есть специальный администратор, отвечающий за информационное обеспечение научных руководителей и за связь с прессой.
Стажировка заключалась в посещении административных офисов управления научными исследованиями и встречах как с администрацией — от проректора по научной работе и до менеджеров на кафедрах, так и с научными руководителями грантов.
В течение трех дней мы принимали участие в конференции Южной секции SRAI (научные администраторы) в городе Тампа, штат Флорида. Мы выступили на конференции с презентацией «Управление исследованиями в университетах США и России».
В последний день пребывания в США состоялась встреча в офисе CRDF (Вашингтон, 21 апреля) и обсуждение результатов Программы и планов ее развития.
А. М. — Мы с коллегой Владиславом Мяснико-вым из Самары со 2 по 16 апреля провели в Питтсбурге (Пенсильвания), где изучали структуру двух вузов — Университета Карнеги-Меллон и Университета Питтсбурга. Университет Карнеги-Меллон — это частный университет, более половины поступлений в его бюджет составляют средства грантов. Университет Питтсбурга — state-related университет, что означает, что штат вкладывает часть средств в его развитие, но руководство университета во главе с попечительским советом самостоятельно определяет направления развития, статьи расхода бюджета и размеры окладов сотрудников (т. е. назвать его «государственным» в нашем смысле никак нельзя).
— Что из увиденного показалось наиболее важным?
И. С. — Многое зависит от того, о каких — гуманитарных, естественнонаучных или медицинских — ис-
ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005
ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005
следованиях идет речь. В США все эти направления финансируются из одних и тех же государственных фондов, в Российской Федерации — разными структурами.
Мы, шестеро молодых ученых из лучших лабораторий и лучших университетов России, не раз бывали в Европе и США. Эффективное управление научными исследованиями в хорошо поставленных организациях всюду имеет много общего. На мой взгляд, самое главное различие между нами и американцами — это взаимоотношения между университетом и научным руководителем, исследователем. В США университеты «живут» ради фундаментальных научных исследований (которые дают 30-50% от общего финансирования университета). Соответственно, университет создает все условия и стимулирует (зарплатой, оборудованием, площадями, сотрудниками, студентами и аспирантами) научного руководителя — вплоть до того, что освобождает его от преподавания и выделяет ему нескольких секретарей для выполнения бумажной работы по сопровождению проекта. В России же сегодня исследования нужны фактически только самим исследователям... Соответственно, вся масса административно-хозяйственной работы ложится на плечи научного руководителя проекта. И вместо того, чтобы выполнять НИР и зарабатывать средства для развития университета, исследователь 50-90% своего времени тратит на беготню по университетским чиновникам — оформление заявки, оформление отчета, оплата счетов, покупка оборудования и материалов и т. п. — список бесконечен.
Бросается в глаза статус американских университетов. Если на штат приходится один-два университета, то эти организации играют значительную политическую и экономическую роль в жизни штата. Сколько университетов в России? Много, слишком много.
А. М. — К американским особенностям следует отнести четко выстроенную структуру управления, где почти нет пересекающихся функций у различных людей — американцы умеют экономить на инфраструктуре.
Кроме этого, хорошо отлажен процесс помощи ученым. Фактически их подталкивают к подаче заявок на гранты.
Сегодня в Штатах ученые, занимающиеся фундаментальными исследованиями, чувствуют себя неуверенно, поскольку правительственные фонды не выделяют средств на долгосрочные гранты. Формируя вокруг себя группу соратников, ученый вынужден мириться с нестабильностью финансирования, что негативно сказывается на составе коллектива (так называемые младшие научные сотрудники часто сменяют друг друга).
— Что больше всего понравилось за время стажировки?
И. С. — Объем финансирования науки и хорошо организованная жесткая административная система управления научными исследованиями.
Неизгладимые впечатления оставило у меня посещение Национальных Институтов Здоровья (ШН). Это агентство, нацеленное на открытия в области медицины. Оно объединяет двадцать семь институтов и обеспечивает финансовую поддержку и лидерство аме-
риканских исследователей. Электронная библиотека Medline как хранилище знаний в области медицины и биологии неоценима для всего человечества. Для меня оказались важны три момента посещения NIH. Во-первых, сама идея и дух этой организации. Во-вторых, нам был очень основательно показан процесс подачи и рецензирования заявок на гранты. В-третьих, состоялось знакомство с людьми из Fogarty International Center. Этот фонд является одним из немногих научных мостов между Россией и США.
А. М. — Сама программа стажировки очень разнообразная, удалось пообщаться со многими интересными людьми: с «бывшими» нашими, с проректорами различных вузов и даже с американским астронавтом, немного понимающим русский язык.
— Что вызвало наибольшие психологические затруднения?
И. С. — Часто вспоминалось детство — первая половина 1980-х. Все время возникал вопрос: «Почему они так хорошо живут? А если бы мы выиграли в последней «психологической» войне?» Но коммунисты, а затем и россияне эту войну проиграли...
Фактически с начала советской перестройки Соединенные Штаты стали вкладывать гигантские финансовые средства в медицину и фундаментальную науку. Что и привело эту страну к бурному экономическому росту в конце 1990-х годов. О том, что произошло в России, говорить не хочется.
Относительно бытовых ситуаций — очень сложно ориентироваться с непривычки в больших аэропортах (Чикаго и JFK (Нью-Йорк)). Слишком много самолетов — у нас даже автобусных рейсов меньше. В Чикаго самолеты выстраиваются в очередь на взлет. В Вашингтоне в плохую погоду (летний проливной дождь с сильным ветром) самолеты взлетают и садятся бесконечной чередой.
А. М. — В первые дни было трудно оттого, что все вокруг говорили по-английски. Потом привык.
— Какие особенности жизни американцев были неожиданны?
И. С. — Лед, курение, хлеб.
Все напитки подаются только со льдом. В США больше не курят. То, что у них называется хлебом и бутербродами, к российским продуктам под этими названиями отношения не имеет. Я, как химик, радуюсь, что мы отстали в пищевой промышленности на пару десятков лет. У нас, по крайней мере, хлеб настоящий — вкусный и сытный.
А. М. — В Питтсбурге нас ждал необыкновенно теплый прием.
А вообще сильных неожиданностей не было (кроме особенного, можно сказать, трепетного отношения к нам — не как приехавшим перенимать опыт, а как к людям, от которых они тоже могут чему-то научиться).
— Каким образом, с вашей точки зрения, можно использовать американский опыт для сближения научных исследований и образовательного процесса в России?
И. С. — Для организации высокопродуктивных Управлений научными исследованиями в российских университетах, прежде всего, нужны квалифицированные кадры. Поэтому ознакомление с процессом обучения и передачи знаний от опытных менеджеров начинающим специалистам является принципиально важным. Необходимо наладить учебу и сертификацию администраторов, работающих в области научных исследований.
Еще два важных момента. Первый — финансирование студентов и аспирантов. В университетах США из грантов не вычитают накладные расходы. В Казанском государственном университете обсуждается вопрос о таком же порядке для молодых исследователей. Фактическое увеличение средств на оплату работы студентов и аспирантов привлечет в науку больше молодежи.
Второй — увеличение накладных расходов в университетах с 15 до 40% для создания необходимой инфраструктуры — для покупки и, что более важно, для обслуживания дорогостоящего оборудования. К сожалению, если предварительно не изменить систему управления научными исследованиями, а именно: не освободить научных руководителей от массы хозяйственно-организационной и административной работы, этот шаг приведет только к ухудшению ситуации с научными исследованиями.
А. М. — Во-первых, мне кажется, нет никакого уникального американского подхода. Если резко (по крайней мере, вдвое) уменьшить нагрузку преподавателей в России, все произойдет само собой. У профессорско-преподавательского состава появится время на участие в научных проектах, на стажировки, на получение грантов и составление отчетов по ним. Естественно, это повлечет повышение уровня и науки, и образования в университетах. Простое увеличение оплаты труда в 2-3 раза такого эффекта не даст. При всем этом важно отношение ректората к проведению исследований и к борьбе за гранты. Во многих вузах оно уже изменилось в сторону, благоприятную для ученого.
Во-вторых, необходимо сформировать внутри-университетскую (или даже федеральную) нормативную базу по правовым аспектам принадлежности результатов исследований.
В-третьих, нужна Информация с большой буквы и БОЛЬШАЯ помощь государства, в том числе подготовка менеджеров по управлению научными исследованиями.
— Ваши пожелания по содержательной программе подобных стажировок.
И. С. — Считаю, что нужно уделить внимание электронным базам данных по различным государственным и частным фондам, например infoEd, Grants Resource Center, Community of Science, Federal Grant Opportunities. Можно провести ориентирование по крупным частным фондам и частным компаниям, которые выделяют средства для проведения научных исследований в университетах.
При выборе университета США необходимо, чтобы он действительно достиг значительных успехов в
организации и управлении научными исследованиями и был готов поделиться секретами своего успеха. Это в полной мере относится к Университету Штата Юта. Кроме того, хотелось бы, чтобы составной частью стажировки было сотрудничество и взаимодействие с международными фондами и организациями, а не только внутренними американскими фондами.
А. М. — Содержательная программа — на высоте. Желательно привлекать также в качестве участников молодых проректоров университетов (или слегка изменить существующее по возрасту ограничение в 35 лет, оставив необходимость кандидатской степени).
— Ваше общее представление о направлениях и сферах возможного сотрудничества России и США.
И. С. — Международное научное сотрудничество в области нанотехнологии и супрамолекулярной химии.
А. М. — Сотрудничество надо развивать во всех областях, где это возможно. Например, американские университеты приветствуют приезд иностранцев для обучения в магистратуре. При этом во многих случаях для приезжающих обучение бесплатно, поскольку проходит оно за счет грантов, которые выигрывает руководитель магистранта, и он заинтересован в том, чтобы удержать студента.
— О чем еще вам хотелось бы упомянуть в связи с вашей американской поездкой?
И. С. — Впечатлений масса. Самое главное — то, что в университетах США хотят и могут сотрудничать с российскими вузами. Но им все проще и — главное! — экономически более выгодно становится сотрудничать с университетами Китая. Американское правительство теперь в первую очередь поддерживает междисциплинарные и международные проекты. Экономически выгодно, если часть расходов на исследование берет на себя другая страна. В Китае очень хорошее финансирование науки, но слабые научные школы и слабое образование. В России пока все наоборот: остались крупные научные школы и образование еще держится на достаточно высоком уровне. Но реальных государственных программ или грантов для оплаты российской части проекта в совместных российско-американских исследованиях нет. Через несколько лет эту экологическую нишу заполнят Китай и Индия. А российская наука лишится крупного источника финансирования. В этой ситуации вспоминается лесковский Левша. Помните, как он пытался донести до государя, что не надо чистить ружья кирпичом? (Что и подтвердилось поражением России в Крымской войне!) Это был просто крик в пустоту!..
А. М. — Хочу посоветовать студентам первых курсов учить английский язык. Его знание дает возможность разносторонне развиваться, общаться с зарубежными коллегами, не вариться только в собственном котле.
(Вопросы задавал Юрий Нешитов)
ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005