Научная статья на тему 'Программа «Фундаментальные исследования и высшая школа»'

Программа «Фундаментальные исследования и высшая школа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В начале июня в Горном институте (С.- Петербург) состоялась юбилейная конференция российских научно-образовательных центров, поддерживаемых CRDF(АФГИР - Американским фондом гражданских исследований и развития), Министерством образования и науки РФ и региональными администрациями. Конференция была посвящена Программе «Фундаментальные исследования и высшая школа», направленной на развитие фундаментальных исследований в российских вузах и сближение их с образовательным процессом. Ниже мы публикуем часть материалов, связанных с конференцией, которая стала заметным событием в жизни российского университетского сообщества. В ближайших номерах мы собираемся вернуться к освещению выполнения Программы, к работе специалистов и организаций, связанных с ней. В этом номере публикуются материалы, представляющие источники финансирования ведущейся работы, которую с американской стороны администрирует CRDF/АФГИР, информация о российских университета - участниках Программы, а также интервью с молодыми российскими учеными, побывавшими на стажировке в США, где они знакомились с управлением исследованиями в американских университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа «Фундаментальные исследования и высшая школа»»

Программа «Фундаментальные исследования и высшая школа»

В начале июня в Горном институте (С.-Петербург) состоялась юбилейная конференция российских научно-образовательных центров, поддерживаемых CRDF(АФГИР — Американским фондом гражданских исследований и развития), Министерством образования и науки РФ и региональными администрациями.

Конференция была посвящена Программе «<Фундаментальные исследования и высшая школа», направленной на развитие фундаментальных исследований в российских вузах и сближение их с образовательным процессом. Ниже мы публикуем часть материалов, связанных с конференцией, которая стала заметным

событием в жизни российского университетского сообщества. В ближайших номерах мы собираемся вернуться к освещению выполнения Программы, к работе специалистов и организаций, связанных с ней.

В этом номере публикуются материалы, представляющие источники финансирования ведущейся работы, которую с американской стороны администрирует CRDF/АФГИР, информация о российских университетах — участниках Программы, а также интервью с молодыми российскими учеными, побывавшими на стажировке в США, где они знакомились с управлением исследованиями в американских университетах.

Гранты на сумму 21,6 миллионов долларов предоставлены российским государственным и негосударственным университетам.

Средства направляются на содействие высшим учебным заведениям России в развитии долгосрочного потенциала научных исследований

На конференции в С.-Петербурге Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров объявил о выделении грантов на сумму 21,6 миллионов долларов 24 государственным и негосударственным высшим учебным заведениям в России. Эти гранты являются частью благотворительной программы Фонда Макартуров в поддержку университетов и научной инфраструктуры. Программа рассчитана на 20 лет и предусматривает предоставление финансирования на общую сумму в 100 миллионов долларов.

На встрече с журналистами в Санкт-Петербурге президент Фонда Макартуров Джонатан Фэнтон рассказал о финансовой поддержке, которую получат университеты и другие вузы России. В мероприятии приняли участие представители Министерства образования и науки Российской Федерации, а также университетов — получателей грантов.

С 1992 года Фонд предоставил грантовое финансирование, направленное на укрепление системы высшего образования России, включая гранты, объявленные в этом году, в общем объеме около 80 миллионов долларов. К 2011 году в Россию будет дополнительно направлено еще 20 миллионов долларов в виде грантов. Это самое крупное вложение Фонда Макартуров в отдельно взятой стране за пределами США. Фонд, являющийся одной из самых больших частных благотворительных организаций в США, ежегодно предоставляет гранты в 65 странах мира на общую сумму около 200 миллионов долларов.

«Наша деятельность здесь отражает глобальное значение России и ту важнейшую роль, которую играют ученые и исследователи в укреплении связей между США и Россией, — сказал г-н Фэнтон, — Эко-

номическое и демократическое развитие зависит от основополагающих ценностей — открытости исследований и научной свободы, являющихся самыми высокими устремлениями в интеллектуальной жизни наших стран».

Министерство образования и науки России сотрудничает с Фондом Макартуров по двум программам поддержки государственных университетов. «Проведение совместно финансируемых программ является одной из важнейших инициатив в научном сотрудничестве, — отметил г-н Ливанов, директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ, — Совместно с Фондом Макартуров мы реализуем две программы, направленные на усиление научного и образовательного потенциалов высшей школы России. Эти две инициативы важны не только тем, что в них принимают участие крупнейшие зарубежные фонды и организации, но также и участием в них ведущих университетов в 17 регионах России».

Поддержка государственных университетов

Среди грантов, объявленных сегодня Фондом Макартуров, — пятилетний грант в размере 10 миллионов долларов в поддержку российской программы «Фундаментальные исследования и высшее образование», которую администрирует CRDF (АФГИР). Данная программа — результат совместных усилий Фонда Макартуров, Американского фонда гражданских исследований и развития и Министерства образования и науки Российской Федерации. Фонд финансирует 16 междисциплинарных научно-образовательных центров в области естественных и физических наук. К настоящему моменту Фонд Макартуров выделил в поддержку этой программы грантовые средства в объеме 29,25 миллионов долларов, которые содействовали активизации сотрудничества между российскими университетами, исследовательскими институтами Российской академии наук и зарубежными научно-исследовательскими центрами.

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

До создания в 1998 году программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» подобных центров не существовало.

«Фонд Макартуров гордится теми результатами, которых нам удалось достичь совместно с нашими партнерами в России и США, — отметил Джонатан Фэнтон, — Шестнадцать научно-образовательных центров предоставляют возможности для работы трем тысячам студентов и преподавателей. Благодаря работе в центрах более 400 молодых ученых получили степени кандидатов наук и около 200 стажеров-исследователей с кандидатской степенью сейчас занимаются преподавательской и научно-исследовательской деятельностью».

Фондом Макартуров также предоставлен четырехлетний грант в размере 1,6 миллиона долларов московскому ИНО-Центру (Информация. Наука. Образование) в продолжение поддержки аналогичной программы в области социальных и гуманитарных наук. В рамках этой программы финансируются 9 межрегиональных междисциплинарных институтов по общественным наукам (МИОНов). Результатом программы стало укрепление взаимодействия между университетскими учеными и активистами неправительственных организаций, а также увеличение объема исследований для использования в целях принятия решений в государственном и частном секторах.

Деятельность ИНО-Центра способствовала повышению стандартов качества научных исследований путем внедрения новых информационных технологий и методов сбора и обработки первичных данных, а также поддержки сотрудничества с институтами анализа политики в Европе.

Поддержка независимых университетов

Шесть грантов на сумму 10,15 миллионов долларов будут присуждены Фондом трем негосударственным учебным заведениям, осуществляющим постдипломную подготовку и научные исследования — Европейскому университету в Санкт-Петербурге, Московской школе социальных и экономических наук и Российской экономической школе в Москве. Гранты предусматривают продолжение поддержки текущей деятельности каждого из университетов сроком на пять лет и единовременные гранты размером в 2 миллиона долларов каждому университету для поддержки приобретения ими зданий или удовлетворения иных финансовых потребностей.

«Фонд вновь подтверждает свои обязательства по поддержке ряда негосударственных образовательных учреждений, которым мы помогали с середины 1990-х годов, — сказал г-н Фэнтон, — Эти новаторские институции задают стандарты строгого научного подхода и критического мышления в России. В них получают образование исследователи и аналитики, которые затем обогащают своими выдающимися навыками науку и политический анализ, а также работают в тесном сотрудничестве с независимыми институтами анализа политики».

Деятельность Фонда в России ведется в сотрудничестве с другими благотворительными и партнер-

скими организациями, включая Корпорацию Карнеги (Нью-Йорк), Американский Фонд гражданских исследований и развития, Фонд Потанина, Институт перспективных русских исследований им. Дж. Кен-нана и ИНО-Центр.

По словам г-н Фэнтона, привлечение множественных источников финансирования для государственных и негосударственных университетов является абсолютно необходимым фактором институциональной стабильности, роста и независимости в условиях неопределенности. Растущему сообществу российских благотворительных фондов еще предстоит внести свой вклад в укрепление и развитие конкурентоспособности российского высшего образования.

Фонд Макартуров также поддерживает девять институтов анализа политики по всей стране, пять научных журналов и четыре транснациональные исследовательские сети. Всем финансируемым университетам Фонд предоставляет доступ к JSTOR — электронному журнальному архиву.

О Фонде Макартуров:

Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров — независимая частная благотворительная организация, оказывающая содействие группам и частным лицам, которые стремятся добиться устойчивых улучшений в условиях жизни людей. Штаб-квартира Фонда находится в Чикаго (США).

Фонд выделяет гранты по четырем программам. Программа по развитию человека и местных сообществ поддерживает организации, работающие, главным образом, по внутриамериканским проблемам, таким как проблемы развития местных сообществ, региональной политики, доступного жилья, образования, ювенальной юстиции и охраны психического здоровья. Программа по глобальной безопасности и устойчивому развитию поддерживает организации, занимающиеся международными вопросами, такими как мир и безопасность, охрана природы и устойчивое развитие, здоровье населения и репродуктивное здоровье, а также права человека. Общая программа направлена на поддержку общественных СМИ и производство независимых документальных фильмов.

Стипендиальная программа Макартуров предоставляет пятилетние нецелевые стипендии частным лицам любого возраста во всех областях профессиональной деятельности, демонстрирующим выдающиеся результаты и потенциал непрерывной творческой деятельности.

Обладая активами в более чем 4 миллиарда долларов, Фонд ежегодно выделяет гранты на сумму около 200 миллионов долларов.

В 1991 году Фонд Макартуров начал специальную инициативу по предоставлению грантов, а в 1992 году открыл представительство в Москве. С тех пор Фонд выделил около 2,2 тысяч грантов в объеме свыше 100 миллионов долларов организациям и частным лицам, работающим в России и других государствах региона.

О президенте Фонда:

Джонатан Фэнтон (Jonathan F. Fanton) — президент Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров с 1 сентября 1999 года.

Получил степень бакалавра Йельского университета в 1965 г., степень магистра философии в 1977 г. и доктора наук в области американской истории в 1978 г. В 1982-1999 гг., став ректором Новой школы социальных исследований (ныне известной как Университет Новая школа) в Нью-Йорке, сыграл ключевую роль в интеграции и укреплении семи факультетов университета, расширении университетского кампуса в Гринвич Виллидж, а также разработке и осуществлении кампаний по развитию, приведших к увеличению спонсорской поддержки университета с 8 до более чем 80 миллионов долларов. Является членом Совета директоров Хьюман Райтс Уотч (Human Rights Watch), крупнейшей организации по защите прав человека, которая базируется в США и осуществляет свою деятельность в 70 странах мира, а также основателем и первым председателем Совета директоров организации «Доклады Совета Безопасности ООН». Автор книги «Университеты и гражданское общество» (том первый и второй) и соредактор книг «Джон Браун: размышления о великих судьбах» и «Проект «Манхэттен»: документальное знакомство с атомным веком».

Дополнительные возможности для ученых и студентов

Обзор грантов, предоставленных университетам, и достигнутых по этим грантам результатов

1. Независимые негосударственные университеты — гранты трем университетам на общую сумму в 10,15 миллионов долларов.

★ Европейский университет в Санкт-Петербурге

♦ В 2004 году в университете было выдано 42 диплома магистра и выпущено 34 студента, прошедших обучение по трехлетней программе аспирантуры.

♦ Университет получил аккредитацию Министерства образования и науки как учреждение дополнительного образования (полная университетская аккредитация возможна только при наличии программы бакалавриата).

♦ В британском исследовании, оценивавшем качество образования и исследований в европейских университетах в области политологии, Европейский университет в Санкт-Петербурге назван ведущим исследовательским учреждением в этой области в России и третьим в Центральной и Восточной Европе.

★ Московская школа социально-экономических наук

♦ В 2004-2005 учебном году число студентов по сравнению с предыдущим учебным годом возросло со 172 до 262 человек.

♦ В Московской школе введены четыре новые программы обучения — психологическое консультирование; менеджмент в сфере культуры; социология (совместная программа); политология (совместная программа).

♦ В 2003 году открыта программа обучения менеджменту в области образования.

♦ Московская школа — лидер в области разработки политики проведения реформы и модернизации образования в России.

★ Российская экономическая школа

♦ Набор студентов увеличился с 80 человек в 2003 году до 102 — в 2004 г.

♦ В 2003-2004 учебном году преподаватели и студенты участвовали в 13 научно-исследовательских проектах по широкому кругу экономических проблем, включая проблемы глобализации и экономического роста, денежной политики и реформы системы регулирования.

♦ Школа предлагает четыре специальных направления исследований: финансы, анализ данных, экономическая политика и организация промышленного производства.

♦ В РЭШ действует система предоставления студентам займов на обучение, которая постоянно расширяется и в ближайшие годы перейдет на самофинансирование. Один из крупных российских банков выразил серьезную заинтересованность в том, чтобы взять на себя администрирование этой программы.

♦ Почти четверть выпускников Российской экономической школы продолжают обучение в аспирантских программах и работают над кандидатскими диссертациями.

2. Передовые центры научной и образовательной деятельности по двум программам поддержки государственных университетов — гранты 25 университетам на общую сумму 11,6 миллиона долларов.

Л. Центры перспективных исследований и образования в области социальных и гуманитарных наук (Межрегиональные институты по общественным наукам):

★ Калининградский государственный университет.

★ Новгородский государственный университет.

★ Саратовский государственный университет.

★ Воронежский государственный университет.

★ Томский государственный университет.

★ Дальневосточный государственный университет.

★ Ростовский государственный университет.

★ Уральский государственный университет.

★ Иркутский государственный университет.

♦ 1648 ученых по всей России подали заявки на про-

ведение научно-исследовательских проектов.

♦ 107 отдельных ученых и 80 небольших групп получили гранты.

♦ Центры провели 196 научных конференций, в которых приняли участие 10 тысяч ученых, преподавателей, аспирантов и студентов.

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

♦ В Центрах подготовлено 125 индивидуальных и коллективных монографий и несколько сотен сборников статей, которые были разосланы в 300 российских и зарубежных библиотек.

♦ Библиотечные фонды центров составили 3-5 тысяч единиц хранения по соответствующей проблематике.

♦ В период с 2000 по 2004 год 20% связанных с центрами ученых защитили кандидатские или докторские диссертации, а 25% заняли в своих университетах более высокие должности.

В. Программа «Фундаментальные исследования и высшее образование» (естественные и физические науки):

★ Нижегородский государственный университет.

★ Красноярский государственный университет.

★ Дальневосточный государственный университет.

★ Ростовский государственный университет/Таганрогский государственный радиотехнический университет.

★ Уральский государственный университет/Уральский государственный технический университет.

★ Саратовский государственный университет.

★ Казанский государственный университет.

★ Новосибирский государственный университет.

★ Пермский государственный университет.

★ Воронежский государственный университет.

★ Московский государственный инженерно-физический институт/Московский физико-технический институт.

★ Петрозаводский государственный университет.

★ Самарский государственный аэрокосмический университет.

★ Санкт-Петербургский государственный университет.

★ Санкт-Петербургский государственный горный институт.

★ Томский государственный университет.

♦ Были проведены два тура конкурса на получение стипендий в размере 36 тысяч долларов каждая для проведения исследовательских проектов. В каждом туре было отобрано по 100 стипендиатов.

♦ Были выделены целевые гранты на закупку оборудования на общую сумму 800 тысяч долларов.

♦ Около 1600 студентов и 1200 преподавателей получили поддержку Фонда.

♦ Центры выдали дипломы о высшем образовании почти 400 выпускникам.

♦ В центрах преподают или ведут научную работу 200 выпускников аспирантуры.

♦ 70 патентных заявок были поданы от центров по передаче технологий в четырех университетах, где имеются такие центры.

Моя стажировка в США

На вопросы журнала ответили двое молодых ученых, принявшие участие в этой конференции и недавно вернувшиеся из США, где они проходили стажировку по теме «Управление исследованиями»:

Иван Стойков, доцент кафедры органической химии Химического института им. А. М. Бутлерова, Казанский государственный университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алексей Мощевикин,

доцент кафедры информационноизмерительных систем и физической электроники, Петрозаводский государственный университет

— Как вы узнали о конкурсе CRDF?

И. С. — О конкурсе по подготовке менеджеров в области управления исследованиями в российских университетах, проводимом Американским фондом гражданских исследований и развития (CRDF), я узнал весной 2004 года из новостей сайта CRDF (www.crdf.ru).

А. М. — Я узнал о возможности стажировки из регулярной рассылки CRDF, которую получаю как координатор НОЦ-013 по фундаментальным проблемам приложений физики низкотемпературной плазмы.

— Какова процедура подачи заявок и ваше впечатление от нее?

И. С. — Для того чтобы принять участие в конкурсе, необходимо было выполнить несколько требований. Во-первых, работать в одном из 16 российских НОЦ (Научно-образовательных центров, поддерживаемых организаторами Программы). Во-вторых, помимо научно-исследовательской работы, заниматься и административной. В-третьих, пройти учебный семинар в Москве. Далее требовалось заполнить конкурсную форму (персональные данные) и написать заявку на участие в трехнедельной стажировке в университетах Северной Америки на двух языках.

Учебный семинар «Управление научными исследованиями в российских университетах» состоялся в начале сентября 2004 года. По окончании семинара были объявлены условия конкурса на прохождение стажировок в зарубежных и российских научно-образовательных организациях, известных своими успехами в области управления исследованиями. Представитель CRDF сообщил, что из участвовавших в семинаре 32 молодых представителей 19-ти российских университетов, имеющих опыт административной работы в вузе и стремящихся продолжить свою карьеру в сфере научного менеджмента, будут отобраны 6 человек, которые смогут принять участие в трехнедельной стажировке в университетах Северной Америки.

А. М. — Традиционно заявка отправляется по электронной почте в CRDF, затем (после одобрения) подписывается отдельное грантовое соглашение. Процедура одна из самых прозрачных и легких (по сравнению с другими фондами). Время, затраченное

на создание заявки, — несколько часов. Плюс внут-риуниверситетская процедура сбора подписей.

— Трудно ли было выиграть конкурс?

И. С. — Честно признаюсь: это было неожиданно, так как шансов было немного, и я сразу же перечитал заявку, чтобы понять, почему выбор остановился на мне. Ничего необычного в моей заявке не было. Да, мне был необходим опыт, который можно получить в университетах США, для более эффективной организации работы моей научной группы и для моей административной деятельности, связанной с научноисследовательской работой со студентами в институте и университете. Об этом я и написал в заявке.

А. М. — Нет, поскольку (по моим сведениям) не все из участников московского семинара подали заявки на стажировку в США.

— Сколько времени заняла стажировка?В чем она заключалась?

И. С. — Стажировка продолжалась около 4-х недель. С 29 марта по 1 апреля мы были в Вашингтоне, где посетили крупнейшие американские научные фонды (CRDF, NSF, NIH, DOE) и Международную организацию научных администраторов (SRAI). В первый же день в офисе CRDF в Арлингтоне (пригород Вашингтона) состоялась встреча с руководством Фонда, и мы получили инструктаж по плану стажировки. Он включал ознакомление с работой крупных государственных финансирующих агентств (NSF, NIH, DOE) и Офисов управления исследованиями в американских университетах. В завершение мы должны были сделать доклады в Тампе (штат Флорида) на конференции SRAI и в Вашингтоне на совещании в CRDF. Надо было подвести итоги нашего пребывания в США, отметить различия в подходах к управлению исследованиями в США и России, рассказать о возможных путях дальнейшего развития Программы.

В последний день пребывания в Вашингтоне (31 марта) мы торжественно были приняты в члены SRAI (значок, сертификат, документация).

Со 2 по 9 апреля мы с коллегой Василием Поповым из Воронежа жили в небольшом городке Логан, проходя стажировку в Офисе управления исследованиями Государственного Университета Штата Юта. Научные исследования в этом университете сосредоточены главным образом на проблемах сельского хозяйства; администраторы научных исследований работают непосредственно на факультетах и в колледжах. Существуют междисциплинарные центры — по биотехнологиям, по изучению природных запасов с помощью наблюдений из космоса. В университете есть также много программ обучения для студентов, фермеров, инженеров, междисциплинарных исследователей; развивается обмен студентами с Казанским государственным университетом.

Следующую неделю мы провели в столице штата Юта Солт-Лейк Сити. Поразило внимание, которое уделяется контролю биомедицинских исследований с привлечением людей и животных. Подготовка заявки на грант на такие исследования — действительно

Штаб-квартира CRDF в Арлингтоне, США.

Слева направо: Василий Попов (Воронеж), Иван Стойков (Казань), Игорь Кожевников (Красноярск), Владислав Мясников (Самара), Алексей Мощевикин (Петрозаводск), Алексей Заварзин (Санкт-Петербург). Во втором ряду — Пол Уогеман (Paul G. Waugaman), куратор стажировки.

очень длительный и сложный процесс. Он поддерживается интерактивной электронной системой, которая позволяет отслеживать и контролировать продвижение денег при оплате счетов, продвижение заявок на гранты. В университете есть специальный администратор, отвечающий за информационное обеспечение научных руководителей и за связь с прессой.

Стажировка заключалась в посещении административных офисов управления научными исследованиями и встречах как с администрацией — от проректора по научной работе и до менеджеров на кафедрах, так и с научными руководителями грантов.

В течение трех дней мы принимали участие в конференции Южной секции SRAI (научные администраторы) в городе Тампа, штат Флорида. Мы выступили на конференции с презентацией «Управление исследованиями в университетах США и России».

В последний день пребывания в США состоялась встреча в офисе CRDF (Вашингтон, 21 апреля) и обсуждение результатов Программы и планов ее развития.

А. М. — Мы с коллегой Владиславом Мяснико-вым из Самары со 2 по 16 апреля провели в Питтсбурге (Пенсильвания), где изучали структуру двух вузов — Университета Карнеги-Меллон и Университета Питтсбурга. Университет Карнеги-Меллон — это частный университет, более половины поступлений в его бюджет составляют средства грантов. Университет Питтсбурга — state-related университет, что означает, что штат вкладывает часть средств в его развитие, но руководство университета во главе с попечительским советом самостоятельно определяет направления развития, статьи расхода бюджета и размеры окладов сотрудников (т. е. назвать его «государственным» в нашем смысле никак нельзя).

— Что из увиденного показалось наиболее важным?

И. С. — Многое зависит от того, о каких — гуманитарных, естественнонаучных или медицинских — ис-

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

следованиях идет речь. В США все эти направления финансируются из одних и тех же государственных фондов, в Российской Федерации — разными структурами.

Мы, шестеро молодых ученых из лучших лабораторий и лучших университетов России, не раз бывали в Европе и США. Эффективное управление научными исследованиями в хорошо поставленных организациях всюду имеет много общего. На мой взгляд, самое главное различие между нами и американцами — это взаимоотношения между университетом и научным руководителем, исследователем. В США университеты «живут» ради фундаментальных научных исследований (которые дают 30-50% от общего финансирования университета). Соответственно, университет создает все условия и стимулирует (зарплатой, оборудованием, площадями, сотрудниками, студентами и аспирантами) научного руководителя — вплоть до того, что освобождает его от преподавания и выделяет ему нескольких секретарей для выполнения бумажной работы по сопровождению проекта. В России же сегодня исследования нужны фактически только самим исследователям... Соответственно, вся масса административно-хозяйственной работы ложится на плечи научного руководителя проекта. И вместо того, чтобы выполнять НИР и зарабатывать средства для развития университета, исследователь 50-90% своего времени тратит на беготню по университетским чиновникам — оформление заявки, оформление отчета, оплата счетов, покупка оборудования и материалов и т. п. — список бесконечен.

Бросается в глаза статус американских университетов. Если на штат приходится один-два университета, то эти организации играют значительную политическую и экономическую роль в жизни штата. Сколько университетов в России? Много, слишком много.

А. М. — К американским особенностям следует отнести четко выстроенную структуру управления, где почти нет пересекающихся функций у различных людей — американцы умеют экономить на инфраструктуре.

Кроме этого, хорошо отлажен процесс помощи ученым. Фактически их подталкивают к подаче заявок на гранты.

Сегодня в Штатах ученые, занимающиеся фундаментальными исследованиями, чувствуют себя неуверенно, поскольку правительственные фонды не выделяют средств на долгосрочные гранты. Формируя вокруг себя группу соратников, ученый вынужден мириться с нестабильностью финансирования, что негативно сказывается на составе коллектива (так называемые младшие научные сотрудники часто сменяют друг друга).

— Что больше всего понравилось за время стажировки?

И. С. — Объем финансирования науки и хорошо организованная жесткая административная система управления научными исследованиями.

Неизгладимые впечатления оставило у меня посещение Национальных Институтов Здоровья (ШН). Это агентство, нацеленное на открытия в области медицины. Оно объединяет двадцать семь институтов и обеспечивает финансовую поддержку и лидерство аме-

риканских исследователей. Электронная библиотека Medline как хранилище знаний в области медицины и биологии неоценима для всего человечества. Для меня оказались важны три момента посещения NIH. Во-первых, сама идея и дух этой организации. Во-вторых, нам был очень основательно показан процесс подачи и рецензирования заявок на гранты. В-третьих, состоялось знакомство с людьми из Fogarty International Center. Этот фонд является одним из немногих научных мостов между Россией и США.

А. М. — Сама программа стажировки очень разнообразная, удалось пообщаться со многими интересными людьми: с «бывшими» нашими, с проректорами различных вузов и даже с американским астронавтом, немного понимающим русский язык.

— Что вызвало наибольшие психологические затруднения?

И. С. — Часто вспоминалось детство — первая половина 1980-х. Все время возникал вопрос: «Почему они так хорошо живут? А если бы мы выиграли в последней «психологической» войне?» Но коммунисты, а затем и россияне эту войну проиграли...

Фактически с начала советской перестройки Соединенные Штаты стали вкладывать гигантские финансовые средства в медицину и фундаментальную науку. Что и привело эту страну к бурному экономическому росту в конце 1990-х годов. О том, что произошло в России, говорить не хочется.

Относительно бытовых ситуаций — очень сложно ориентироваться с непривычки в больших аэропортах (Чикаго и JFK (Нью-Йорк)). Слишком много самолетов — у нас даже автобусных рейсов меньше. В Чикаго самолеты выстраиваются в очередь на взлет. В Вашингтоне в плохую погоду (летний проливной дождь с сильным ветром) самолеты взлетают и садятся бесконечной чередой.

А. М. — В первые дни было трудно оттого, что все вокруг говорили по-английски. Потом привык.

— Какие особенности жизни американцев были неожиданны?

И. С. — Лед, курение, хлеб.

Все напитки подаются только со льдом. В США больше не курят. То, что у них называется хлебом и бутербродами, к российским продуктам под этими названиями отношения не имеет. Я, как химик, радуюсь, что мы отстали в пищевой промышленности на пару десятков лет. У нас, по крайней мере, хлеб настоящий — вкусный и сытный.

А. М. — В Питтсбурге нас ждал необыкновенно теплый прием.

А вообще сильных неожиданностей не было (кроме особенного, можно сказать, трепетного отношения к нам — не как приехавшим перенимать опыт, а как к людям, от которых они тоже могут чему-то научиться).

— Каким образом, с вашей точки зрения, можно использовать американский опыт для сближения научных исследований и образовательного процесса в России?

И. С. — Для организации высокопродуктивных Управлений научными исследованиями в российских университетах, прежде всего, нужны квалифицированные кадры. Поэтому ознакомление с процессом обучения и передачи знаний от опытных менеджеров начинающим специалистам является принципиально важным. Необходимо наладить учебу и сертификацию администраторов, работающих в области научных исследований.

Еще два важных момента. Первый — финансирование студентов и аспирантов. В университетах США из грантов не вычитают накладные расходы. В Казанском государственном университете обсуждается вопрос о таком же порядке для молодых исследователей. Фактическое увеличение средств на оплату работы студентов и аспирантов привлечет в науку больше молодежи.

Второй — увеличение накладных расходов в университетах с 15 до 40% для создания необходимой инфраструктуры — для покупки и, что более важно, для обслуживания дорогостоящего оборудования. К сожалению, если предварительно не изменить систему управления научными исследованиями, а именно: не освободить научных руководителей от массы хозяйственно-организационной и административной работы, этот шаг приведет только к ухудшению ситуации с научными исследованиями.

А. М. — Во-первых, мне кажется, нет никакого уникального американского подхода. Если резко (по крайней мере, вдвое) уменьшить нагрузку преподавателей в России, все произойдет само собой. У профессорско-преподавательского состава появится время на участие в научных проектах, на стажировки, на получение грантов и составление отчетов по ним. Естественно, это повлечет повышение уровня и науки, и образования в университетах. Простое увеличение оплаты труда в 2-3 раза такого эффекта не даст. При всем этом важно отношение ректората к проведению исследований и к борьбе за гранты. Во многих вузах оно уже изменилось в сторону, благоприятную для ученого.

Во-вторых, необходимо сформировать внутри-университетскую (или даже федеральную) нормативную базу по правовым аспектам принадлежности результатов исследований.

В-третьих, нужна Информация с большой буквы и БОЛЬШАЯ помощь государства, в том числе подготовка менеджеров по управлению научными исследованиями.

— Ваши пожелания по содержательной программе подобных стажировок.

И. С. — Считаю, что нужно уделить внимание электронным базам данных по различным государственным и частным фондам, например infoEd, Grants Resource Center, Community of Science, Federal Grant Opportunities. Можно провести ориентирование по крупным частным фондам и частным компаниям, которые выделяют средства для проведения научных исследований в университетах.

При выборе университета США необходимо, чтобы он действительно достиг значительных успехов в

организации и управлении научными исследованиями и был готов поделиться секретами своего успеха. Это в полной мере относится к Университету Штата Юта. Кроме того, хотелось бы, чтобы составной частью стажировки было сотрудничество и взаимодействие с международными фондами и организациями, а не только внутренними американскими фондами.

А. М. — Содержательная программа — на высоте. Желательно привлекать также в качестве участников молодых проректоров университетов (или слегка изменить существующее по возрасту ограничение в 35 лет, оставив необходимость кандидатской степени).

— Ваше общее представление о направлениях и сферах возможного сотрудничества России и США.

И. С. — Международное научное сотрудничество в области нанотехнологии и супрамолекулярной химии.

А. М. — Сотрудничество надо развивать во всех областях, где это возможно. Например, американские университеты приветствуют приезд иностранцев для обучения в магистратуре. При этом во многих случаях для приезжающих обучение бесплатно, поскольку проходит оно за счет грантов, которые выигрывает руководитель магистранта, и он заинтересован в том, чтобы удержать студента.

— О чем еще вам хотелось бы упомянуть в связи с вашей американской поездкой?

И. С. — Впечатлений масса. Самое главное — то, что в университетах США хотят и могут сотрудничать с российскими вузами. Но им все проще и — главное! — экономически более выгодно становится сотрудничать с университетами Китая. Американское правительство теперь в первую очередь поддерживает междисциплинарные и международные проекты. Экономически выгодно, если часть расходов на исследование берет на себя другая страна. В Китае очень хорошее финансирование науки, но слабые научные школы и слабое образование. В России пока все наоборот: остались крупные научные школы и образование еще держится на достаточно высоком уровне. Но реальных государственных программ или грантов для оплаты российской части проекта в совместных российско-американских исследованиях нет. Через несколько лет эту экологическую нишу заполнят Китай и Индия. А российская наука лишится крупного источника финансирования. В этой ситуации вспоминается лесковский Левша. Помните, как он пытался донести до государя, что не надо чистить ружья кирпичом? (Что и подтвердилось поражением России в Крымской войне!) Это был просто крик в пустоту!..

А. М. — Хочу посоветовать студентам первых курсов учить английский язык. Его знание дает возможность разносторонне развиваться, общаться с зарубежными коллегами, не вариться только в собственном котле.

(Вопросы задавал Юрий Нешитов)

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.