Научная статья на тему 'Девяносто это сколько?'

Девяносто это сколько? Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2613
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ / ИНДОЕВРОПЕИСТИКА / ТИПОЛОГИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ / ФОРМАНТНЫЙ АНАЛИЗ / КВАДРАТИЧНОЕ СЧИСЛЕНИЕ / ЭТИМОЛОГИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ 90 / 100

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Валеев Гадель Камилович

В статье сделана попытка проанализировать дискуссионные этимологические проблемы русских и индоевропейских числительных 2, 4, 8, 9, 10, 90, 100, 1000, 10000 на основании таксонимической классификации числительных как части речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Девяносто это сколько?»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 34 (215).

Филология. Искусствоведение. Вып. 49. С. 27-34.

Г. К. Валеев

ДЕВЯНОСТО - ЭТО СКОЛЬКО?

В статье сделана попытка проанализировать дискуссионные этимологические проблемы русских и индоевропейских числительных 2, 4, 8, 9, 10, 90, 100, 1000, 10000 на основании таксо-нимической классификации числительных как части речи.

Ключевые слова: сравнительно-историческое и типологическое языкознание, индоевропеистика, типология числительных, формантный анализ, квадратичное счисление, этимология числительных 90, 100.

Наименование девяти десятков - девяносто - среди русских числительных очевидное несистемное явление и по слову сто, вопреки общепризнанной семантике, продолжает ряд не десятков, а сотен - от 200 до 900.

В древнерусском языке домонгольской поры числительные в большинстве своем являлись еще счетными именами и различались по категориям рода, числа, падежа, поэтому в зависимости от своего значения вступали в закономерные функциональные отношения с определяемыми словами. Владимир Мономах в «Книге путей и ловов», включенной в «Повесть временных лет» под 1101 годом, так описывает свои охотничьи подвиги: «А се в Чернигов^ деялъ есмъ: конь диких своима рукама связалъ есмь в путах десять и два десяту живых конь, а кроме того, иже по рови ездя ималъ есмь своима рукама те же кони дикие; тура мя два метала на розЪхъ и с конемъ, олень мя одинъ боль, а два лоси - одинъ ногами топталъ, а другыи рогома болъ...». Великий князь ни разу не ошибся в употреблении архаичных для нас словоформ. Счетное слово съто также склонялось как слово среднего рода на о-основу: им. и вин. пад.

- съто, род. - съта, дат. - съту, тв. - сътъмь, мест. - сътЪ. Съто сохраняло свое склонение не только по множественному числу, как сейчас - двухсот, двумстам, двумястами, но и по единственному числу еще в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова. В числительных 200, 300, 400 два, три, четыре согласуются с существительным съто: дъвЪ сътЪ в им. пад. ср. рода двойств. числа; в три съта и четыре съта - существительное съто, естественно, в им. пад. множ. числа, причем три имеет склонение на /"-основу по жен. роду, а четыре

- основу на согласный муж. рода.

В композитах 500-900 числительные от 5 до

9 управляют род. пад. мн. числа имени. В обозначении сотен вплоть до XVIII века было воз-

можно употребление двух самостоятельных слов девяти сътъ, къ темъ тремъ сътамъ рублямъ.

Числительное девяно съто с полным согласованием в ср. роде. ед. числе им. падеже, таким образом, грамматически не может продолжать «сотенный ряд» и, очевидно, является начальной единицей другого разряда.

Чтобы понять значение числительного девя-носъто и определить его место в некоей системе счетных имен, обратимся к этимологии его частей. Исследователи значение числительного девять производят из праславянского *devqtb «девятый» (ср.: новь из новъ, Ивань из Иванъ), в связи с чем изменилось его склонение с основы на согласный на /"-основу. Праславянскую основу на согласный *devq реконструируют, судя по слову девясил «растение» и топониму Девягорескъ [31. 4. С. 221-225; 24. I. С. 492493; 30. С. 40-41; 9. С. 21-23].

Вероятно, в новгородской берестяной грамоте № 715 (стратогр. XIII века) зарегистрирован им. падеж числительного девять с основой на согласный: три девя(т)о анеело три девя ароханело «тридевять ангелов, тридевять архангелов». Причем автор книги «Древненовгородский диалект» А. А. Зализняк характеризует эту словоформу как отвердение конечного т' и его отпадение [13. С. 63, 428-429]. Прас-лав. *devqt - в индоевроп. реконструируют как *newn «девять»: др-инд. nava, лат. novem, гот. nium, нем. neun, гр. svvsa, арм. inn, фр. neuf. англ. nine. Основа *newn выражает также значение *nevos «новый». Полагают, что первоначально одной из систем счета у индоевропейцев был счет четверками, то есть *neum начинает следующую новую третью четверку.

Праслав. *noventu в результате диссимиляции n-n > d-n дает devqfo [19. С. 238-239, 242; 26. С. 103].

Таким образом, в композите девяносто, dziewiqtnosto (единст. не вост.-сл., а ст.-польск.

пример от 1420 года) девяно-, девятно- может быть порядковым числительным типа karmadharaya «девятое (съто)», «девятная сотня»: devqno-s^o от консонантной же основы devqt с дальнейшим упрощением группы согласных [18. С. 189; 31. 4. С. 220].

Для сто все индоевропейские языки дают форму ср. р. *kmtom: лат. centum, гот. hund, др.-ирл. cёd, греч. s-rnrov «одна сотня», др.-инд. satam, авест. satam, лит., simtas, ст.-сл. sйto, тохар. kamt(е). Что *kmtom возникло из *dkmtom, то есть из *dekmt «десять», не вызывает сомнений: др.-инд. dasa, греч. Serng, лат. decem, гот. taihun, англ. ten, нем. zehn, ст.-сл. desqti, лит. desimt. В совпадении названий десять и сто видят несомненный десятичный характер индоевропейской системы счета [7. С. 346, 348; 24. III. С. 761-762].

Итак, восточные славяне для 90 унаследовали *neuene (d)kmta «девятый десяток», лат. nonaginta, греч. evevtfrnvm, гот. niuntehund «девяносто». Мысль, высказанная, вероятно, впервые Ф. Прусиком в 1879 году, за 130 лет уточнялась, развивалась и получила признание среди лингвистов [22. С. 415-416; 5. С. 189-190]. Обширную литературу вопроса см.: [31. 4. С. 220221; 24. I. С. 492; 19. С. 237-244; 9. С. 21].

Таково фонетическое объяснение происхождения девяносто, которое сейчас превалирует среди историков языка (О. Семереньи, М. Фасмер, О. Н. Трубачев, Т. В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванов, Л. Хонти и др. [12. С. 27-281].

Это в целом логическое объяснение оставляет нерешенным ряд вопросов по ареалу, хронологии, структуре числительного девяносто. Сформулируем направления их изучения по группам:

1. Девяносто фиксируется только в русском, украинском и белорусском языках. Причем в юго-западных говорах Украины и Западной Белоруссии изредка вместо девяносто используется дев'ятьдесять, девйадес'ат; дзевяцьдзесят. Только однажды в 1420 году 90 фиксируется в польском источнике -dziewiqtnosto [31. С. 220, 224; 9. С. 22].

2. Девятьдесять, девятьдесятый, девять-десятный между тем продолжают широко использовать в Московской Руси и России вплоть до XIX века: 1582: Полну(ю) писал Верещага Олександровъ сынъ Ямской лета 7000 девят-десятого февраля (Зап. кн. крепостным актам XV-XVI веков явленым в Новгороде дьяку Алябьеву); «1560: Девятьдесятъ мужей (Книга Степенная царского родословия) [21. С. 200];

1724: От тритцати до девятидесят лет (И. Т. Посошков. Книга о скудости и богатстве); Широту считаем от высоты полюса ...к северу или югу, даже до девятидесят (Географиа или краткое земного круга описание. М., 1710); Чудно быть столетному старцу от девятьдесято-летныя жены родити (Ст. Яворский. Камень веры... [Киев], 1730); Во сто девятьдесятом и сто девятьдесятьпервом параграфах (С. Котельников. Молодой геодет, или Первые основания геодезии. СПб., 1766) [20. С. 68]. «Словари Академии Российской» (СПб., 1789-1794 и 1806-1822) девятьдесять и его производные снабжают пометой стил.

3. Девяносто в количественном значении поздно фиксируется в древнерусских памятниках: 1613: Въ огороде девяносто деревъ яблоней [21. С. 199]. Первое упоминание 90 в обозначении даты встречается в юго-западной грамоте галицкого старосты Бенка в 1398 году: А писанъ листъ оу Коломыи... коли ся пишеть подъ лЪты Рождества Христова (1000) лЪтъ и (300) лЪтъ и деваносто лЪтъ и осмое лЪто [23. С. 650].

4. Другие старые упоминания 90 связаны, по И. И. Срезневскому, «со счетом по девяно-стам»: 1265: Одиномь девяностомь 7 сотъ победи. Дв\, же девяноста, мужь отпровади съ полономъ, а во единомъ девяноста, самъ оста, жда по себе погони (Пск. 1. лет.) [23. C. 650].

5. Композита с 900, первым элементом которой является название единицы, а вторым - komt «сто», характерное dvigu, в славянских языках оформляется по-разному, по типу dvandva: словац. devat'sto, в-луж. dzewjec stow, н-луж. zewes stow, с.-х. деветсто, словен. devetsto, болг. деветстотин; по типу tatpuru§a: рус. девятьсот, белор. дзевяцьсот, польск. dziewiqcset, чеш. dSvet set.

6. Девяносто и девятьдесять на восточнославянской территории определенное время сосуществовали, поэтому одни исследователи происхождение девяносто считают неясным (Н. М. Шанский [28. С. 122]; Г. А. Хабургаев [25. С. 269]; Л. П. Якубинский [32. С. 223]), другие - архаизмом (А. И. Соболевский [22. С. 415]; И. И. Срезневский [23. С. 650]; В. И. Даль [8. С. 418, 425]); третьи - инновацией (Б.-О. Ун-бегаун утверждает, что счет девятками у славян вторичен [30. С. 39], П. С. Кузнецов пишет, что «форма девять десять вытесняется формой девяносто, сохранившейся и в настоящее время» [4. С. 246]); четвертые - праславянским диалектизмом (О. Н. Трубачев [31. 4. С. 220]).

7. Все, кто считает девяносто архаизмом и праславянским диалектизмом, в той или иной форме признают счет по девяносто - «де-вятичную сотню», «девятиричную сотню», которую иногда называют «малой сотней» (Срезневский, Соболевский, Даль, Трубачев).

О. Ф. Жолобов пишет о «неточном множестве от 90 до 99» [12. С. 28]. «Девятиричная сотня», то есть счет по девяносто, признается единицей счета, которая в свою очередь образуется из счета по девяткам, о чем пишут Даль, Срезневский, Соболевский, Е. Бернекер [30. С. 39]; П. Я. Черных [27. С. 223], Гамкрелидзе - Иванов [7. С. 850].

Исследователями отмечается, что числительные обозначают счет, количество и порядок, которые оформляются разными лексикограмматическими средствами: раз, два, три, четыре, пять (счет), один (стол), два, три, четыре (стола), пять (столов) - количество имеющихся в наличии считаемых предметов, первъ, вторъ (другъ), треть, четвертъ, пятъ

- порядок, место в ряду считаемых предметов. «Только появление понятия 2 сделало возможным возникновение счета и арифметики. В языковом мышлении два является числом высокого напряжения, поддерживаемого постоянно напоминающей о себе двойственностью, парностью, противопоставленностью как в физическом, так и в общественном и в индивидуально-психическом мире. Это положило начало особому двойственному числу, в отличие от единственного и множественного числа» [3. С. 315]. Счет двойками, парами является важным компонентом числительного как части речи. Двойка, пара как минимальная счетная единица исторически выработала двойственное число, а сейчас оказалась востребованной для обозначения самой минимальной единицы в один bit для передачи цифровой информации в двоичной системе. Поэтому мы в слове два видим не только количественную характеристику двух предметов, но и обозначение единицы следующего разряда (десятка в десятичной системе), этимологически связанную с указательным местоимением: ст.-сл. tu, to, ta; др.-инд. sa-s, tad, sa «тот, иной, другой, следующий, новый (на данный момент предельный) разряд, ступень абстракции»: дъва, лат. duo, гр. Svrn, гот. twai, др.-инд. dwai, лтш. divi, тох. А wu, we, тох. В wi, лик. В tbi «другой, второй», лик. А kki то же [19. С. 217; 31. 5. С. 185-186]. По О. Семереньи, «кажущееся странным арм. er-ku, в котором только ku (с k из dw) продол-

жает старое dwo» [19. С. 237], становится понятным, если принять er-ku < dwo как «первый десяток» в двоичной системе: *pr - ст.- сл. рг^й, лат. primus, др.- инд. purva, алб. рагё, лит. pirmas, др.-в.-нем. furisto «первый, самый высокий» (ср.: нем. Furst «князь», англ. first) [7. С. 843]. Дополнительным свидетельством появления у дъва нового значения «детерминативного разряда» служит гр. srnrov, которое, вероятно, следует понимать как e-Karov «первое сто», «первая сотня» - порядковое числительное, в отличие от субстантивного деривата Emrdvrag «сотня, центурия», и не как счетное или количественное числительное, по О. Семе-реньи, «вероятно, одно сто» [19. С. 24] и, по А. Д. Вейсману, «соб[ственно] одна сотня, лат. centum, сто» [6. С. 389].

Исследователи в числительных обычно игнорируют, кроме числового (счетного, количественного, порядкового) значения, какую-либо семантику и не склонны в простых числительных анализировать их состав. Подытоживая опыт предыдущих разысканий, О. Ф. Жолобов отмечает, что «обособленность числительного как частиречного класса задается их парадигматическими и синтагматическими свойствами, среди которых яркой особенностью является строгая упорядоченность и иерархичность семантической организации. Рассматривая систему числительных, нужно иметь в виду, что концепт “ряд и последовательность” является в этом случае основным, а значение числительного определяется его местом в ряду или серии

- по существу в лексической парадигме. Числительным свойственна семантическая асси-метричность: так, значение “4” включает в себя значение “3”, но обратное неверно» [11. С. 11]. Этимология загадочного три в двоичной системе также остается вне поля нашего зрения, а четыре мы рассматриваем как композиту, в первой части которой выделяется dwo > ku:-др.-инд *kwe-tworer - catvaras, др.-ирл. ceth(a) ir, гр. rerrapeg, ст.-сл. cetуre, лат. quattor, гот. fidwor, лит. keturi. Полагаем, что кармадхарайя kwe-two-r-er, ce-tу-r-e, ke-tu-r-i, fi-dwo-r обозначает «вторую двойку», равную по десятиричной системе «второй десятке».

Полагают, что в индоевропейских языках десятиричной системе счета предшествовала четверичная, основанная на перстах руки, не считая большого пальца, который был не перстом, а пальцем, ср.: в английском языке четыре пальца называются fingers, а большой палец thumb, что соответствует русскому дыб(а),

«стоящий позади» палец [14. С. 3]. Т. В. Гам-крелидзе, Вяч. Вс. Иванов в *okto «восемь», гр. октю, лат. octo, др.-инд. a§ta, нем. acht < ahto, др.-исл. atto, ст.-сл. osmi видят «форму двойственного числа этого числительного, (которую) нужно понимать как обозначение удвоения первоначального числа, дающего в результате “восемь”, то есть “четырех”. Форма *okto должна была, следовательно, первоначально обозначать “дважды четыре”» [7. С. 849-850]. В санскр. a%tau Т. Барроу также выделяет «окончание двойственного числа, что первоначально означало “две группы из четырех пальцев”» [1. С. 244].

Абсолютно верно здесь подмечено то, что 8 хотя и является членом четверичного счисления, но свое название получило раньше, будучи обычным счетным множителем в двоичной системе - 4 перста в каждой руке (2 х 2) = 8, okto, то есть to здесь не претендует и не символизирует степень, разряд.

Десять. Ряд ученых (А. Мейе, В. Вальде - Й. Гофман и др.) усматривают в слове десять <*dekmt «две пятерки» [24. I. С. 508;

30. С. 28; 26. С. 107]. Все же следует согласиться с О. Н. Трубачевым, посчитавшим, что «праслав. *des^ь восходит к существительному с основой на согласный *desqfo (ср.: лит. desimt)». Затем он скептически продолжает: «.дальнейшие этимологии индоевропейского *dekm, как правило, весьма гипотетичны, недоказуемы и не представляют большого интереса» [31. 4. С. 217]2. Почему *dekmt принимает /-склонение, у исследователей нет единого мнения. Одни считают, что это происходит под влиянием порядковых числительных [19. C. 240; 30. С. 40], названия десятка (ср.: лит. desimtis) [31. 4. С. 221], является субста-вированной формой от девятый [17. I. С. 177] или *devqfo и *dese;tb отражают влияние счетного ряда, в котором сложилась корреляция *pqfa,... *osmь [11. С. 39; 30. С. 88]. Все эти гипотезы не только исключают друг друга, но и в определенных пределах могут даже дополнять друг друга, при этом они не объясняют, почему числительное*devq и *desq (ср.: др.-инд. dasa(n), авест. dasa, арм. tasn, гр. Зека, лат. desem, англ. ten, нем. zehn) приобрели конечное -ъ. Это проясняется, если учесть, что 10, как и 8, является членом двоичного счисления, поэтому числительное desq приобретает счетный множитель dwo - to - в двоичной системе как «дважды пять», точно также, как 8 «дважды четыре».

Обратимся к 9. «Индоевропейское числительное *пвм>п, как предполагается обычно, содержит корень со значением “новый”, оно обозначает новый числовой ряд в четверичной системе счисления. Однако тема нового числового ряда, открывшегося числом 9, у бал-тов и славян, как и у других индоевропейцев, не имела никакого продолжения»3 [10. С. 56]. Тема не имела и не могла иметь продолжения, так как в индоевропейских языках системно п-число единиц предыдущего разряда образует и называет одну единицу следующего разряда. При двоичном, троичном, четверичном, девя-тиричном, дюжинами и далее счислении мы считаем: 1, 2, 3, 4 (двойки, тройки, десятки, дюжины), дважды, трижды, четырежды (2,

3, 4, 10), пятью, шестью, семью, десятью (5,

6, 7, 10) или как в древнерусском языке: одна девять, две девяти, три девять...

Т. В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванов пишут об особом символическом смысле в индоевропейской традиции у чисел 2, 3, 4, 7 и 12. Наиболее сильна символика 3 и 9 как «трех в кубе». Три главных бога пантеона выделяются в римском, индийском, кельтском, исландском, иранском и других индоевропейских традициях [7. С. 851852; 15]. Троичность мифологической картины мира характерна не только индоевропейцам, но и алтайским и уральским народам. Как отметил О. Ф. Жолобов, «девятичный счет в отличие от десятичного опирается только на целые единицы. Им может быть количество, кратное 9 <...> Сам счет девятками опирается на морфосинтаксическую модель, неизвестную децимальной системе: первая девять, вторая девять, третья девять. Как и в исходном сочетании три девять, счет в последнем случае не выходит за пределы трех» [10. С. 56].

Девятичный счет, как и двоичный, троичный, четверичный, дюжинами, сороковицами и другие недесятичные счета, на лексикословообразовательном, грамматическом, культурологическом уровнях ограничивается возможностями пальцевого счета, используется для счета только определенных предметов, редко выходящих за три комплекта, используется в определенных связных контекстах и сохраняется фрагментарно. Дюжина, напр., возникает в пределах четверичного счета, когда большим пальцем одной руки начинают пересчитывать фаланги на четырех пальцах той же руки. Закончив счет, загибают один палец другой руки (3 х 4 = 12). Если загнули все пальцы другой руки, получается [(3 х 4 = 12) х 5] = 60.

Дюжинами считали мелкие предметы: носовые платки, карандаши, перья, тетради; 12 месяцев дают один календарный год; 12 дневных и 12 ночных часов (12 х 2) дают сутки; столовые сервизы и кресла покупают кратно дюжине [см.: 14].

При счете двойками, тройками, четверками, пятерками, десятками, дюжинами и далее, когда множители равны, полученные произведения образуют последовательность квадратов натуральных чисел. Таким образом, мы получаем квадратичный счет: 4 (2 х 2), 9 (3 х 3), 16 (4 х 4), 25 (5 х 5), 36 (6 х 6), 49 (7 х 7), 64 (8 х 8), 81 (9 х 9), 100 ( 10 х 10), 144 (12 х 12), 1600 (40 х 40), 1000 (100 х 100)...

При двоичном, троичном, четверичном, де-вятиричном и далее счислении последнее произведение является единицей следующего разряда.

Дважды два (2 х 2) - четыре, <^о > ккв-Шо-г (см.: выше), г - вероятно, показатель склонения на согласный. Четыре - начальная ступень двоичного счисления, «вторая двойка», равная второй десятке в десятичной системе, одновременно 4 - стартовая ступень и в квадратичном счислении, поэтому мы в к’в-'Шог усматриваем буквально «дважды два».

Трижды три (3 х 3) - девять, *пвм>п в результате диссимиляции п - п > й - п изменился в *devq [24. I. С. 492; 30. С. 40-41]. В отличие от 8 (ок-(д) и 10 (*dekm-tд >*dвsq-tъ), в которых (д - (ъ является показателем двоичного счисления, 9 не является членом двоичного счета, поэтому *devq могло приобрести -ъ только в квадратичном счислении, так, действительно, *devq «новая» - (ъ «ступень, разряд, десятка». Детерминатив -(ъ в данном случае выступает не как счетная единица, а как показатель разряда: (3 х 3) = 9. Так снимаются все вопросы, поставленные и «умолчанные» по поводу -(ъ в числительном йву$-Рь.

Девятью девять (9 х 9) - 81 (девяносто) заканчивает девятиричный счет: 9, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, и одновременно является квадратом последней единицы в квадратичном счислении: 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81, то есть претендует на детерминатив -(ъ. Девяносто - композита dvigu по типу dvandva: йву^ъ - (о или по типу karmadharaya: йву^Мо - (о. Числительное девяносто (девять девятков) занимало место 100 при сменившем его десятиричном счислении, поэтому резонно может считаться «малой сотней», но не девяти десятков, как принято считать сейчас. Произведение последнего в

ряду натуральных чисел единицы (3 х 3) х (3 х 3) = 81, вероятно, всегда служило народноразговорной единицей счета у восточных славян. По своему происхождению девяносто является праславянской инновацией индоевропейской словообразовательной модели. Девяносто проникло в книжно-славянскую письменную традицию с усилением в ней народноразговорных элементов. Об этом позволяет говорить находка вышеназванной берестяной грамоты, стратографированной 1-й половиной XIII века. До этого на основании письменных данных числительное девяносто датировалось в русских текстах не ранее 2-й половины XIV века. На это же указывает «исправление числительного девяносто на числительное девятьде-сятъ в “Сборнике толкований” XIII в., которое обнаружил В. Б. Крысько с помощью компьютерного сканирования» [10. С. 28]. Переписчик, редактируя сакральный текст, исправил числительное девяносто, как недопустимую вольность, на книжное (церковно-славянское) девятьдесятъ.

Старые фольклорные записи и письменные тексты числительное девяносто используют только в трех устойчивых сочетаниях и субстантивированных дериватах от них, относящихся к группе людей, расстоянию и летам (годам): 1266: Домонтъ со Псковичи съ тремя девяносты (А. А. Шахматов исправляет на с трема девяноста) пліни землю Литовскую... два же девяноста мужь отпровади съ полономъ въ Псковъ (Новг. IV лет); 1265: Одиномь девяностомь 7 сотъ победи. Дві же девяності мужь отпровади съ полономъ, а во единомъ девяності самъ оста, жда по себе погони (Пск. 1. лет.); В ист. песнях Кирши Данилова: Два девяноста то мЬрныхъ верстъ промежу обідни и заутрени, Два девяноста то мірныхъ верстъ про^халъ Иванушка въ два часа [63. С. 650]; Во единомъ девяності (Новг. IV лет) [15. С 146]. В повести неизвестного по имени суздальца на пути во Флорентийский собор 1439 года: ... от Новгорода до Пскова два 90 верстъ [10. С. 416]. 1652: Дано ямщикомъ прогоновъ от Твери до Москвы на тринадцать подводъ на два девяносто верстъ, три рубли. [Кн. расх. Никона; 21. С. 199]. В. И. Даль пишет: «Встарь считали сороками и девяностами. По преданию, первые города считались от Москвы на девяносто, а вторые на двадевяноста верст; напр.: Клин, Руза, Коломна, Серпухов, Владимир, Тула, Калуга, Егорьевск, Данков и пр.». О. Ф. Жолобов считает, что «по своей вну-

тренней форме “девятичное сто” скорее обозначает неточное множество от 90 до 99, что, собственно, и объясняет причину параллельного существования в какое-то время числительных девяносто и девятьдесят» [12. С. 28]. Вряд ли можно согласиться с этим утверждением. Не только в боевом подразделении - де-вяносте, сотне (отделении, роте, полку), но и в ополчении реально может быть от нескольких человек до тысячи, но должно быть соответственно девяносто (81) или сто (100). Также точное знание расстояния для населения всегда важно, если тем более за это ямщикам выдаются прогоны. Следовательно, в одном девяно-сте должно быть 81, а в двух девяноста - 162. Сейчас, вероятно, о значении древнерусского девяносто что-то сложно найти в письменных источниках из-за его народно-разговорного характера. Тем более, следующей единицей в квадратичном счислении является десять десятков (сто), одновременно завершающее по принятой многими народами десятиричной системе ряд десятков. Поэтому числительное девяносто (девять девятков) начинает осмысляться как «малая сотня» - девять десятков, к тому же финальная часть слова девяносто совпадает со словом сто.

Сто (10 х 10). Что сто произошло из *йвкт(от, «собирательного существительного среднего рода, означающего “десяток десятков” [1. С. 246] «не подлежит никакому сомнению. Вопрос заключается в том, каким именно образом» [19. С. 241]. Этимологические проблемы числительного съто, возможно. будут близки к разрешению, если исходить в десятиричном счислении не из «десяти десятков», «десятка десятков», а из порядкового числительного йвз^ъ «десятый» [17. I. С. 177; 33. S. 135; 19. С. 241] - (о (из dwд) «разряд, ступень, десятка». Если рассматривать съто с точки зрения квадратичного счисления, то числительное обозначает «десятью десять». На новом уровне счисления съто повторяет судьбу числительного четыре - «дважды два». Значение числительного съто тогда выводится из редупликации dwд ((о - (о)

Тысяча (100 х 100). Числительное тоже не имеет однозначной этимологии, но для балто-славяно-германского ареала (лит. tйkstantis, прус. tйsintons, слав. (уз^Ш < Шз^З, гот. pйsundi, нем. (ашвпй) исследователи выделяют первый компонент слова - Ш(з) <* (й( со значением «тучный; изобилующий, сильный, большой» [24. IV. С. 133; 19. С. 242]. В деся-

тиричном счислении можно объяснить проще: «двойная (второй ступени) сотня», которую можно понимать и как «большая сотня».

Итак, на основании вышесказанного можем сделать ряд выводов.

1. Числительное как часть речи представляет собой таксонимическую категорию, в которой таксоны - элементы (конкретные числительные) и их классы (единицы, десятки сотни, ...) систематизированы в линейном ряду и иерархически соподчинены друг другу. Значение числительного определяется его местом в ряду и иерархической лестнице, в композитах препозиция и постпозиция элементов также диктует ее значение в лингвистической парадигме.

2. С учетом этих условий числительное имеет следующие значения: а) счет; б) количество; в) порядок в ряду считаемых объектов; г) разряд - соподчиненность в иерархической лестнице. Каждое из этих значений находится в отношении дополнительной дистрибуции друг к другу, то есть каждый его алло-вариант встречается в таком контексте, в котором не встречается ни один другой алло-вариант.

3. Арифметика начинается с 2, двоичного счета. Считать можно на любое число. В истории языка маркированы четверичный и десятиричный счеты, остаточно сохранились девятиричный (один девять, два девять, три девять), дюжинами, сороковицами, девяностами (один девяносто, два девяноста, три девяноста) и др.

4. При десятичном счете единица каждого разряда последовательно умножается на 9 единиц первой десятки. Произведение десятков дает 1 единицу следующего порядка. Последовательность квадратов натуральных чисел образует квадратичный счет, причем каждое произведение при квадратичном счете соответствует следующему разряду, десятку в двоичной, троичной, четверичной, . десятичной системе.

5. Два: dwo - to - kwe - че является первой десяткой, этимологически связанной с указательным местоимением (в ст.-сл.) Ш, ta, to, ср. совр: bit. В двоичном счислении два повторяется три раза в разных значениях: 4 - ce^re (2 х 2) «второе два», «второй, следующий разряд»; 8 - ok-to (4 х 2) «дважды четыре», ср. совр: byte;

10 - desq-Ръ (5 х 2) «дважды пять».

6. В квадратичном счислении dwo повторяется тоже трижды, 4 - ce-tу-re (2 х 2), с большой долей вероятности, мы полагаем, что допустимо сказать «дважды два»; 9 - devq (3 х 3) «трижды три» приобретает «новое», разрядное,

квадратичное (после 2 х 2 = 4) значение только после присоединения к детерминатива -ъ: devq-tъ^; 90 - devqtъ-tб [(3 х 3) х (3 х 3)] «девятью девять», «девяносто» в квадратичном счислении равно 81. Одновременно девяносто (81) завершает девятиричный счет (один девять, два девять, три девять, . девять девять), равный сто в десятичной системе. Поэтому число девяносто обладает высокой сакральной силой у многих народов, ср. баш. поговорку: Yз туманы - тукЪан «своё девяносто - девяносто» [2. С. 22].

7. По десятиричному счету 10 х 10 - съто повторяет путь числительного четыре - desqtъ desq «десятая десять», но, следуя квадратичному счету, необходимо добавить Ш: desqtъ desqtъ «десятью десять».

Точно также тысяча (100 х 100) означает «второе, большое сто (сотня)». Далее, следуя логике квадратичного счисления, не лишено смысла вернуться к славянской этимологии числительного тьма (100 х 100) - 10000 «вторая, большая тысяча».

8. Таксонимическая классификация числительных позволяет утверждать, что девяносто

- это народно-разговорное 81 при девятирич-ном счете. С укреплением десятиричного счисления в числовом значении его заменило 90, а в лексическом значении с зачатками формирования единого языка русского народа книжнославянское девятъдесять все чаще вытесняется числительным девяносто. Тщательное изучение таксонимической организации числительного как части речи позволяет, на наш взгляд, разрешить накопившиеся дискуссионные проблемы этимологии числительных 4, 8,

9, 10, 90, 100, 1000, 10000.

Примечания

1 Здесь даны тезисы по результатам изучения этимологической литературы о числительном девяносто. Мы не останавливаемся на популярных ранее толкованиях девяносто из «девять до-ста» В. Ягича - Ф. Ржиги - И. М. Энд-зелина, «девять от ста» (А. А. Потебня), еще не оставленных школьными словарями и современными вузовскими учебниками [15. С. 350].

2 Т. Барроу также считает, что «санскр. dasa “десять” представляет и.-е. dёkm, относительно этимологии которого нет удовлетворительных предположений» [1. С. 244].

3 Формально, в данном случае О. Ф. Жолобов не совсем прав: третья четверка четко выделя-

ется в лат. duodecum, фр. douzaine, голл. dozijn, рус. дюжина, англ. dozen, нем. Dutzend. В двух последних языках числительные 11 и 12 имеют еще простые имена: eleven, twelfe; elf, zwolf, но эта градация полностью относится к дюжине как единой неделимой единице, а не к 3-й четверке.

Список литературы

1. Барроу, Т. Санскрит / пер. с англ. Н. Лариной ; ред и коммент. Т. Я. Елизаренковой. М. : Прогресс, 1976. 413 с.

2. Бинер, Исмет. Особенности языка и стиля пословиц и поговорок в башкирском и русском языках : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2OO4. 24 с.

3. Бодуэн де Куртенэ, И. А. Избранные труды по языкознанию / предисл. В. В. Виноградова. Т. II. М., 1963. 391 с.

4. Борковский, В. И. Историческая грамматика русского языка / В. И. Борковский, П. С. Кузнецов. М. : Изд-во АН СССР, 1963. 512 с.

5. Булаховский, Л. А. Курс русского литературного языка. Т. II. Исторический комментарий. 4-е изд., испр. и доп. Киев : Рад. шк., 1953. 436 с.

6. Вейсман, А. Д. Греческо-русский словарь. Репринт V-го изд. 1899 г. М., 1991. 1370 с.

7. Гамкрелидзе, Т. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы : реконструкция и историкотипологический анализ праязыка и протокультуры / Т. В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванов.

Ч. II, разд. I. Благовещенск-на-Амуре : БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. 42O с.

8. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / набрано и напечатано со 2-го изд. 1880-1882 гг. Т. 1. А-З. М. : Изд-во иностр. и нац. слов., 1955. 699 с.

9. Етимологічний словник української мови : в 7 т. Том другий : Д-Копци. Київ : Наук. думка, 1985.681 с.

10. Жолобов, О. Ф. Было ли в Древней Руси девятичное счисление? //Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2002. Вып. 3(9). С. 54-60.

11. Жолобов О. Ф. Древнеславянские числительные как часть речи: учеб. пособие по спецкурсу «Срав.-ист. языкознание: числительные». Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2007. 68 с.

12.Жолобов О. Ф. Древнерусский счет: девяносто // Древняя Русь : вопросы медиевистики. 2003. Вып. 4 (14). С. 27-28.

13.Зализняк, А. А. Древненовгородский диалект. М. : Шк. «Языки рус. культуры», 1995. 720 с.

14.Казаченко, Б. Тридевятое царство, тридевятое государство, или Как считали наши предки // Наука и жизнь. 2007. № 10. С. 112-118.

15. Колесов, В. В. История русского языка : учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учеб. заведений. СПб. : Филол. фак. СПбГУ ; М : Академия, 2005. 672 с.

16.Королев, К. Скандинавская мифология. М. : Эксмо ; Мидгард, 2007. 92 с.

17.Преображенский, А. Этимологический словарь русского языка. Т. 1-11. М. : Изд-во иностр. и нац. словарей, 1959.

18. Савченко, А. Н. Сравнительная грамматика индоевропейских языков. 2-е изд. М. : Едиториал УРСС, 2003. 416 с.

19.Семереньи, О. Введение в сравнительное языкознание / пер. с нем. Б. А. Абрамова ; под. ред. и предисл. Н. С. Чемоданова. М. : Прогресс, 1980. 406 с.

20.Словарь русского языка XVIII века. Вып. 6. Л. : Наука, 1991. 256 с.

21.Словарь русского языка XI-XVИ вв. Вып. 4. Г-Д. М. : Наука, 1977. 403 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Соболевский, А. И. Девяносто // Соболевский, А. И. Труды по истории русского языка. Т. 2. Статьи и рецензии / сост., подгот. текста, предисл., коммент. и указ. В. Б. Крысько. М. : Языки славян. культур, 2006. 688 с.

23. Срезневский, И. И. Словарь древнерусского языка : репринт. изд. Т. 1, ч. 1. А-Д. М. : Книга, 1989. 806 с.

24.Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. / пер. и доп. О. Н. Труба-

чева ; под ред. и предисл. Б. А. Ларина. 2-е изд. Т. I-IV. М. : Прогресс, 1986-1987.

25.Хабургаев, Г. А. Очерки исторической морфологии русского языка : имена. М. : Изд-во МГУ, 1990. 296 с.

26.Цыганенко, Г. П. Этимологический словарь русского языка. 2-е изд., перераб. и доп. Киев : Рад. шк., 1989. 511 с.

27.Черных, П. Я. Историческая грамматика русского языка : краткий очерк : пособие для пед. ин-тов. 2-е изд. М. : Учпедгиз, 1954. 336 с.

28.Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка : пособие для учителя / Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская. 3-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 1975. 543 с.

29.Шахматов, А. А. Историческая морфология русского языка. М., 1957.

30. Этимологический словарь русского языка. Т. I, вып. 5. Д, Е, Ж / под ред. Н. М. Шанского. М. : Изд-во МГУ, 1973. 304 с.

31. Этимологический словарь славянских языков : праславянский лексический фонд / под ред. О. Н. Трубачева. Вып. 4. М. : Наука, 1977. 235 с.; Вып. 5. М. : Наука, 1978. 232 с.

32.Якубинский, Л. П. История древнерусского языка / под ред. и предисл. В. В. Виноградова. М. : Учпедгиз, 1953. 368 с.

33.Risch, Е. Das indogermanishe Wort fur “hundert” // Indogermanishe Forschungen : Zeitschrift fur Indogermanistik und allgemei-ne Sprachtwissenschaft. Berlin ; Leipzig, 1962. Bd. LXVIII, H. 2. S. 129-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.