УДК 630*237
ДЕВСТВЕННЫЕ ЛЕСА РЕСПУБЛИКИ КОМИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ
VIRGIN FORESTS OF THE KOMI REPUBLIC: CONTEMPORERY STATE AND PERSPECTIVES OF USING AND PROTECTION
Пахучий В.В., Пахучая Л.М. (Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М.Кирова, Сыктывкарский лесной
институт, РФ) Pakhuchiy V.V., Pakhuchaya L.M.
(Saint-Petersburg state forest technical university, Syktyvkar forest institute, RF)
Рассмотрены вопросы состояния и охраны девственных лесов в Республике Коми. Приводятся общие лесоводственно-таксационные характеристики ненарушенных насаждений. Даны предложения по охране девственных лесов.
Problems of a state and protection of virgin forests in the Komi Republic are considered. The general forestry-taxation characteristics of undisturbed standss are provided. Offers on protection of virgin forests are given.
Ключевые слова: Республика Коми, темнохвойная тайга, девственные леса.
Key words: The Komi Republic, dark coniferous taiga, virgin forests.
Республика Коми является одним из немногих регионов России, где сохранились ненарушенные влиянием человека леса. В основном этому благоприятствовали отличные от соседних регионов объемы и интенсивность хозяйственного освоения территории. Основные массивы ненарушенных лесов в Республике Коми расположены на западном склоне Урала, в том числе на территории Национального парка "Югыд-Ва", Печоро-Илычского заповедника и его буферных зон. Признанием уникальности рассматриваемых территорий и лесных массивов является включение их ЮНЕСКО в 1995 г. в Список всемирного культурного и природного наследия под условным названием "Девственные леса Коми". В большинстве работ по изучению таких лесов приводится геоботаническая и флористическая характеристика района исследования. В то же время исследования в крайних юго-восточных районах Республики Коми свидетельствуют о том, что здесь могут быть получены новые лесоводственно-таксационные данные о строении, структуре и динамике современных девственных насаждений и лесных массивов [1, 2, 3, 4].
Анализ определений "девственный лес", данных различными авторами [4, 5], и результаты собственных исследований позволяют считать, что в качестве общих положений, определяющих сущность этого понятия применительно к лесному массиву, могут быть приняты: исключение воздействия человека на все насаждения, слагающие лесной массив; допустимость воздействия на отдельные насаждения или фрагменты лесного массива катастрофических природных явлений (пожары, ветровалы, буреломы и т.д.); наличие в структуре лесного массива насаждений, которые могут быть отнесены к девственным.
В свою очередь девственные насаждения - это насаждения, развивавшиеся без влияния человека и включающие в структуре древостоя не менее одного поколения породы-эдификатора, формировавшегося без воздействия катастрофических природных явлений в течение периода, близкого к возрасту естественной спелости данной породы в конкретных почвенных и климатических условиях [4].
Таксационное описание насаждений выполнили общепринятыми в лесной таксации методами. Типы леса приняты по типологии В.Н.Сукачева. Классы бонитета определяли по шкале М.М.Орлова. Для условий Комсомольского лесхоза разработали шкалу для глазомерного отнесения ели в насаждениях черничного влажного типа леса к 40-летним условно одновозрастным поколениям. При исследовании строения, структуры и динамических процессов использовали методы математической статистики [6, 7].
На основании совокупной оценки воздействия на лесные сообщества рубок и других видов хозяйственной деятельности в прошлом, настоящем и с учетом возможного развития отдельных районов Республики Коми можно допустить, что наиболее перспективными с точки зрения изучения коренных лесов являются Комсомольское, Печоро-Илычское, Вуктыльское и Печорское лесничества, центральные и южные территории Национального Парка и Печо-ро-Илычский заповедник.
В данной работе приводятся результаты исследований, выполненных в Комсомольском лесничестве республики. Ненарушенные темнохвойные насаждения в бассейне р.Уньи в основном относятся к черничному влажному и крупнопапоротниковому типу леса. Пихтово-еловые и пихтово-кедрово-еловые насаждения с березой черничного влажного типа леса располагаются на склонах различных экспозиций с уклонами 1,5-4°. Древостои по форме сложные двух-трехъярусные. Полнота ярусов и общий запас древесины в зависимости от состава насаждений и возраста элементов леса изменяются в широком диапазоне. В составе естественного возобновления доминируют ель и пихта. Преобладает подрост средней категории крупности (высота 0.6-1.5 м). Подлесок редкий из рябины, малины. В составе травяно-кустарнич-кового яруса доминируют черника, хвощ лесной, осоки. В моховом покрове преобладает кукушкин лен, рассеянно встречается Pleurozium sсhreberi, изредка - Иу!осот1ыт 8р1е^ет, сфагновые мхи.
Смешанные темнохвойные насаждения крупнопапоротникового типа леса располагаются на склонах различных экспозиций с уклонами 3-6°. Древостои опытных участков двухъярусные. В составе естественного возобновления доминирует ель и пихта. Преобладает подрост средней категории крупности (высота 0.6-1.5 м). В подлеске изредка встречается рябина, малина, шиповник иглистый. В составе травяно-кустарничкового яруса доминируют папоротники, хвощ лесной, осоки. Мохово-лишайниковый покров развит слабо. По микроповышениям встречается Р!еыго21ыт 8сИгеЪеп, по микропонижениям - сфагновые мхи.
Расчеты, выполненные по данным перечета с разделением деревьев по 4 -см ступеням толщины и условно одновозрастным 40 - летним поколениям ели, показывают, что средневзвешенный возраст ели через запас условно - одновоз-растных 40 - летних поколений изменяется в пределах от 159 до 199 лет. Таким образом наиболее представлены древостои 160-200 лет, что абсолютно согласуется с результатами исследований в таежных ельниках С. А. Дыренкова [8].
Данные распределения экземпляров и запасов ели по градациям возраста и толщины подтверждают установленные общие закономерности распределения деревьев по ступеням толщины и разрядам возраста. Ценопопуляции ели представлены в 4-см ступенях толщины от появления всходов до формирования крупномерных деревьев. Отпад наблюдается во всех ступенях толщины; в абсолютном выражении он тем больше, чем младше особи. Это соответствует классическим представлениям о самоизреживании древостоев. В рядах распределения по ступеням толщины до возраста 160 лет отмечается смещение максимума количества экземпляров влево от середины ряда. В отдельных случаях наблюдается разрыв рядов распределения. Наличие разрывов, видимо, может быть связано с процессами смены поколений.
Распределение общего количества экземпляров пихты по ступеням толщины близко к распределению для ели, однако ряды более сжаты ввиду меньшей продолжительности жизни пихты по сравнению с елью. Ценопопуляции ели по 40-летним условно одновозрастным поколениям непрерывны от появления всходов до предельного возраста 280 лет. Распределение ели по 40-летним разрядам возраста может быть отражено ломаной линией. При этом младшие разряды возраста представлены тысячами, старшие разряды - десятками, а средние - сотнями экземпляров. Распределение экземпляров ели по разрядам возраста удовлетворительно отражается полиномами 4-й и более высоких степеней. Древесный запас ели по поколениям распределяется по кривой, приближающейся к кривой нормального распределения.
В заключение можно отметить следующее. Республика Коми располагает большими площадями девственных лесов, в том числе охраняемыми объектами системы ООПТ. В то же время мониторинг на участках с девственными лесами не осуществляется, лесоводственно-таксационные исследования выполняются в ограниченном объеме. Выполненные исследования позволяют считать, что девственные темнохвойные насаждения черничного влажного типа леса в юго-восточных районах Республики Коми достигли в своем развитии состояния устойчивости (подвижного равновесия), поддерживаемого за счет постоянного насыщения насаждений молодыми особями и постепенного замещения поколений ели, пихты и кедра, приводящего периодически к смене доминирования ели на кедр и наоборот. Количественными характеристиками, свидетельствующими о достижении аналогичного состояния, могут служить такие призна-
3 1
ки, как средний запас наличного древостоя 170-180 м га- , отклонение от этого уровня в пределах до 17-24%, средневзвешенный возраст ели через запас условно одновозрастных 40-летних поколений - 160-200 лет.
На основе выполненных исследований можно рекомендовать при проведении лесоустроительных работ рассмотреть возможность включения в категорию горных лесов лесных массивов на западном и части восточного склона Высокой Пармы. Показана целесообразность выделения водоохранной зоны в границах водосборного бассейна для левобережной части верховий р.Печоры и всего протяжения р.Уньи. Практическая реализация этих предложений способствовала бы сохранению девственных лесов в юго-восточных районах Республики Коми, для которых характерно наличие наиболее крупных массивов ненарушенной темнохвойной тайги, отличающихся сравнительно высокой производительностью и богатством породного состава по сравнению с северными и западными территориями республики.
Список использованных источников
1. Pakhutchij, V.V. Species composition, stand structure and size distribution of trees in the virgin forest, Komi Republic / V. V. Pakhutchij // Caring for the forest: research in a changing World. Poster abstracts (IUFRO XX World Congress 6-12 August 1995. Tampere, Finland) - 1995. - P.137-138.
2. Syrjanen, K. Landscape structure and forest dynamics in subcontinental Russian European taiga / K. Syrjanen, R. Kalliola, A. Puolasmaa, J. Mattsson // Ann. Zool. Fennici. - 1994. - № 31. P.19-34.
3. Пахучий, В. В. Девственные древостои темнохвойной тайги на крайнем юго-востоке Республики Коми / В. В. Пахучий // География и природные ресурсы. - 1997. - №2. - С.110-116.
4. Пахучий, В.В. Девственные леса Северного Приуралья [Текст] / В. В. Пахучий. -СПб.: Наука, 1999. - 137 с.
5 .Ивашкевич, Б.А. Девственный лес, особенности его строения и развития (По наблюдениям в Дальневосточном крае) / Б. А. Ивашкевич // Лесн. хоз-во и лесн. пром-сть. - 1929. -№ 10(73). - С.36-44; - № 11(74). - С.40-47; - № 12(75). - С. 41-46.
6. Пахучий, В. В. Оценка пространственных переходов между лесными массивами / В. В. Пахучий // География и природные ресурсы. - 1999. - №3. - С.133-137.
7. Пахучий, В. В. Коренные леса Республики Коми: состояние и проблемы охраны / В. В. Пахучий // Лесоведение. - 2002. - №2. - С.8-13.
8. Дыренков, С.А. Структура и динамика таежных ельников [Текст] / С. А. Дыренков. -Л.: Наука, 1984. - 174 с.