Котляров Владимир Анатольевич
заместитель начальника Краснодарского университета МВД Росии
Григоращенко - Алиева Надежда Мансумовна
старший преподаватель
Сочинского государственного университета
(тел.: 88612584280)
Девиации в субкультуре молодежи: основы междисциплинарного анализа
Аннотация
В статье авторы рассматривают молодежные субкультуры, которые, как правило, характеризуются стремлением к формированию собственных мировоззрений, оппозиционных мировоззрению старших поколений, а также своеобразными манерами поведения, внешним видом, формами проведения досуга.
Annotation
In article the authors considers youth subcultures which, as a rule, are characterized by aspiration to formation of own outlooks, senior generations oppositional to outlook, and also original manners of behavior, appearance, forms of carrying out of leisure.
Ключевые слова: молодежь, поведение, социальная группа.
Key words: youth, behavior, social group.
Рассматривая проблему легитимации правового поведения в современной молодежной субкультуре, следует отметить, что молодежь как специфичная демографическая группа, продолжает оставаться предметом довольно значительных по объему научных гуманитарных исследований, проводимых как в России, так и за рубежом.
В современной социологической парадигме молодежь характеризуется, как социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включенностью в новые социальные отношения, формирование мировоззрения, духовного облика, становления характера. Качество, присущее молодежному поколению, - предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность. В этот период у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям, определяется место среди категорий: добро, зло, честь, достоинство, право, долг.
Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных воз-
растом особенностей социального положения молодых людей, их места и функции в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [1].
В то же время, в научной литературе встречается и другие трактовки значений понятия "молодежь". Социологическая энциклопедия (2000 г.) объединяет множество взглядов на данную социально-демографическую группу и выделяет три направления. Во-первых, ''молодежь'' - это определенный этап жизненного цикла, хотя более употребляемо в этом смысле понятие "молодость". В демографии, психологии и педагогике используются близкие по значению термины - "молодое поколение"; "молодежно-возрастная когорта", "подростковый возраст", "школьный возраст". В процессе перехода от детства к взрослости обычно выделяется две фазы: отрочество (подростковый возраст) и юность (ранняя и поздняя). Биологически обе фазы молодости универсальны, но их хронологические границы зависят от общественно-исторического развития, культуры, способов и форм социализации, характерных для данного общества. Соответственно, в разные исторические эпохи границы молодости и критерии её возрастной периодизации существенно менялись. Различаются они и в тра-
____________________________________S2_
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)
диционных и постиндустриальных обществах, что связано с процессом акселерации. В отечественной социологии и статистике наиболее часто возрастные границы молодежи определяются периодом 15-29 лет.
Во-вторых, под термином ''молодежь'' понимается социальный статус, определяемый возрастом. Социальный статус молодежи неоднороден и непосредственно связан с основными видами деятельности молодых людей (учебой, работой, вторичной занятостью), с ролевыми структурами личности, а также с теми представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения.
В-третьих, понятие "молодежь" используется в значении молодежной субкультуры как автономного целостного образования внутри господствующей культуры. В данном случае имеется в виду особая форма организации молодых людей, определяющая стиль их жизни и мышления, отличающаяся специфическими нормами, ценностями и образцами поведения ее носителей.
Молодежные субкультуры, как правило, характеризуются стремлением к формированию собственных мировоззрений, оппозиционных (хотя и не обязательно враждебных) мировоззрению старших поколений, а также своеобразными манерами поведения, внешним видом, формами проведения досуга [1].
И.В. Бестужев-Лада в работе "Социальные проблемы молодежи" отмечает, что "молодости свойственна тяга к независимости, стремление выделяться хотя бы внешними аксессуарами (одежда, прическа, манера вести себя и т.д.), выглядеть современной, иметь свой стиль поведения и общения", что все это ни в коем случае нельзя игнорировать, "так как в таком случае можно выпустить из рук мощные рычаги воспитательного воздействия". Далее автор подчеркивает несостоятельность системы запретов, административных мер, попыток "подгонки младших под старших", а лишь знание возрастной психологии, потребностей, социальных запросов и интересов молодежи, умение понять ее - есть основа "творческого поиска соответствующих способов воздействия" [2].
В.Т. Лисовский утверждает, что кризис в российском обществе породил особый, не традиционный конфликт поколений. "В России он касался философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение "отцов" оказалось в положении, когда передача материаль-
ного и духовного наследия преемникам практически отсутствует... В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий разрыв исторического развития " [3].
Как отмечено в автореферате Ю.П. Байер, "молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд" [4]. Активная, увлеченно занимающуюся поиском себя, смыслом жизни, молодежь, активно беря на себя лидерские позиции во всех областях жизнедеятельности, быстро меняющуюся под происходящими изменениями в постоянно развивающемся обществом,, по сравнению с молодежью прошлого века имеет больше возможностей в стиле поведения, образа мышления, профессиональном и личностном выборе.
В тоже время, учеными, исследующими современные стереотипы в мировоззрении молодежи, такими как Ю.Г. Волков, Ю.А. Зубок, И.С. Кон и др., отмечается, что новая Россия все более интегрируется в европейскую культуру, универсиализируется к европейским стилям жизни и традициям.
В контексте же поставленной нами проблемы проводимого исследования, а именно легитимности соблюдения правовых норм в субкультуре молодежи, считаем необходимым произвести экспликацию таких понятий как девиантное, делинквентное поведение, а так же понятия аномия.
Наблюдается разночтение в интерпретации понятий, отсутствует единое понимание соответствующей терминологии. Наряду с понятиями социальные отклонения, девиантное, отклоняющееся поведение, в литературе используются такие категории и словосочетания, как нарушение поведения, делинквентное, аномальное, патологическое и даже незаконное поведение; в психолого-педагогической литературе также используется такая категория, как трудный воспитанник.
У истоков исследования девиантного поведения находился Э.Дюркгейм, который ввел понятие аномии, а более полное определение аномии дал в классическом труде "Самоубийство" (1912 г.). Исторически изучение девиантного (отклоняющегося) поведения складывалось в основном в психоаналитических и социологических концепциях.
В западных исследованиях проблемы девиантности рассматривались на основе теории аномии и распада социальных норм
Э. Дюркгейма, теории связи абсолютных норм с культурными нормами и относительности норм и
63
отклонений П. Уорсли, теории социальных детерминант коллективного поведения, девиации и социального контроля Н.Дж. Смелзера, теории деструктивного социального конфликта Н. Лив-сона, концепции социальных отклонений Р Харре, концепции социальной системы Т. Парсонса, а так же на основе подхода "культурной девиации" и субкультуры А. Коэна, Д. Миллера и др.
В отечественных исследованиях девиантное поведение длительное время изучалось в рамках таких специальных дисциплин как социология, криминология, суицидология и т.д. В конце 60-х-начале 70-х гг. появились первые исследования девиантного поведения в работах социологов: В.Н. Кудрявцева, В.С. Афанасьева, А.Г. Здравомыслова, И.В. Маточкина, Я.И. Ги-линского, Г.М. Миньковского, А.М. Яковлева.
B.Г. Крысько указывает, что обычно под девиантным поведением понимают неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое часто в юношеском возрасте и характеризуемое устойчивым повторяющимся нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил, а также прав других [5].
C.Д. Арзуманян, С.А. Беличева применяют термины асоциального как синонима отклоняющегося поведения, под которым понимается поведение, в котором устойчиво проявляется отклонение от социальных норм,как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа [6]. Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы. К таким проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, крайнее проявление социально-пассивной позиции - суицид [7].
А.А. Александров нарушения поведения делит на три группы: 1) реактивно обусловленные (побеги, суициды); 2) вызванные низким морально-этическим уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизация, правонарушения); 3) обусловленные патологией влечения (садизм и пр.). Причем, нарушения поведения первой группы вызваны, в основном, психотравмирующей ситуацией, второй - неправильным воспитанием, третьей - биологическими факторами. А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова, исходя из социально-психологических критериев, выделяют четыре основных типа девиантного поведения: антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные. При этом девиантное поведение определяется
как нежелательное или опасное для общества, отклоняющееся поведение от принятых социальных норм [8].
К девиантному поведению антидисциплинар-ного типа указанные авторы, а также В.В. Ковалев относят нарушение режима и дисциплины, срыв уроков, отказ от выполнения учебных заданий. К антидисциплинарному поведению относятся следующие поступки - непризнание или невыполнение нравственных норм поведения в обществе, неповиновение старшим, родителям, неуважение и грубость по отношению к ним, вызывающие манеры поведения, осуждаемые обществом, отказ от учебной и трудовой деятельности, бродяжничество, употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков и токсических веществ.
В качестве вывода проведенного анализа, считаем возможным сформулировать следующее: транзитивное состояние российского общества в конце прошлого века, во многом определило процессы трансформации основных ценностей в субкультуре молодежи. В трансформирующемся обществе происходят изменения норм и отношения к ним. Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений, и в тех масштабах, какие вытекают из конкретноисторических условий его существования - социальных, экономических, политических, нравственных и пр. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп.
1. Социальная энциклопедия. М. : Большая Российская Энциклопедия, 2000. С. 172.
2.Бестужев-Лада И.В. Социальные проблемы молодежи. М.: Знание, 1982. С. 23
3.Лисовский В.Г. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. М.: 2007. С. 18.
4.Байер Ю.П. Медиакоммуникативные процессы в контексте теории П. Сорокина о социокультурной динамике. (На примере современного искусства). Автореф. на соискание уч. степени канд.соц.наук. СПб., 2001. С.11.
5.Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник/ В.Г Крысько. М.: Харвест, 2004. С. 257.
6.Арзуманян С.Д. "Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков"/
С.Д. Арзуманян. Ереван: Изд. дом "БАХРАХ-М", 1980. С. 112.
7.Беличева С.А. "Основы превентивной пси-
______________________________________64
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)
хологии"/С.А. Беличева. М.: Эксмо, 1993. С. 25.
8.Александров А.А. "Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера. "Нарушение поведения у детей и подростков"/ А.А. Александров. М.: Высшая школа, 1981. С. 51.
1. The social encyclopedia. М.: the Big Russian Encyclopedia, 2000. P. 172.
2.Bestuzhev-Lada I. V. Social of a youth problem. М.: Knowledge, 1982. P. 23.
3.Lissovsky V.G. The Inner world and valuable orientations of youth of the Russia: the Manual. М.: 2007. P. 18.
4.Bayer Ju.P. Media communicative processes in a context of the theory of P. Sorokin about
socialculture to dynamics. (On a modern art example). Аutoref. on competition scien. degrees cand.soc.sciences. SPb., 2001. P. 11.
5^rys^ V.G. Century Social psychology: G. Krysko's Dictionary-directory. M.: ^^st, 2004. P. 257.
6^rzumanyan S.D. "The microhabitat and deviations of social behavior of children and teenagers"/ S.D. Аrzumanyan. Yerevan: Ed.: the house "BAHRAH-M", 1980. P. 112.
7.Belyacheva S.A. "Bases of preventive psychology"/ S.A. Belyacheva. М.: Eksmo, 1993. P. 25.
8.Alexandrov А.А. "Typology delicventnost behavior at psyhopaty and аkzeptyaties character. "Infringement of behavior at children and teenagers"/ A.A. Alexandrov. М.: the Higher school, 1981.
P. 51.
65