ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16)2009
IZ VESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16)2009
УДК 37.013.42
ДЕВИАЦИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© г. О. ГАЛИЧ, Е. А. КАРПУШКИНА, Л. Н. КОРЧАГИНА, Н. Л. МОРОЗОВА, Н. В. ТУПАРЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования e-mail: [email protected]
Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В. - Девиации и их преодоление в системе интегрированного образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 159-161. - Дано определение понятия девиантного поведения, выделены его существенные признаки, классифицированы виды девиаций. Обозначена проблема преодоления девиантного поведения детей в системе интегрированного образования.
Ключевые слова: девиантное поведение, асоциальное поведение, делинквентное поведение, зависимое поведение, суицид, интегрированное образование и воспитание.
Galich G. O., Karpushkina E. A., Morozova N. L., Korchagina L. N., Tupareva N. V. - Deviations and their Overcoming in Integrated Education System // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 159-161. - The article defines deviant behaviour concept; highlights its dominant features; classifies kinds of deviations. The article emphasizes the problem of overcoming deviant behaviour in integrated education system.
Keywords: deviant behaviour, asocial behaviour, delinquent behaviour, dependent behaviour, suicide, integrated education and upbringing.
В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится, есть люди, поведение которых противоречит общепринятым в социуме нормам. Такое поведение можно квалифицировать как отклоняющееся. В специальной литературе термин ''отклоняющееся поведение'' нередко заменяется сино-нимом-девиантное поведение (от лат.deviato - отклонение). Девиантным считается поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам [2]. Определение понятия требует выделения его существенных признаков.
Во-первых, девиантное поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Социальные нормы могут иметь разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы -записаны в виде законов, правил, инструкций, но чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. В сфере регулируемых отношений можно выделить следующие основные группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные. Кроме того, следует помнить, что социальные нормы изменяются. В качестве примера
можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Таким образом, деви-антное поведение - это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.
Во-вторых, девиантное поведение и личность, проявляющая его , вызывают негативную оценку со стороны социума. Такая оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, включая уголовное наказание. С одной стороны, такие санкции должны выполнять функцию предотвращения нежелательного поведения, с другой стороны, они могут приводить к навешиванию ярлыков (стигматизации) и создавать трудности в процессе социализации.
В-третьих, девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть ухудшение здоровья, физическое насилие, причинение морального и материального ущерба, дестабилизация общества.
В-четвертых, девиантным можно считать поведение стойко повторяющееся, многократное или длительное.
кроме того, особенностью девиантного поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Отклоняющееся поведение не должно отождествляться с психическими заболевани-
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 12 (16) 2009 г.
ями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В противном случае это требует медицинского вмешательства и изучается психиатрией.
Таким образом, можно дать определение девиан-тного поведения - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [1] .
Девиантное поведение имеет сложную природу, обусловленную самими разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Можно выделить основные факторы, обуславливающие девиантное поведение.
1. Биологические факторы, выражающиеся в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:
• генетические, к которым могут быть отнесены нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы;
• психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим и токсическим заболеваниям;
• физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционального склада человека, которые могут способствовать искажению системы межличностных отношений ребенка в различных социальных средах.
2. Психологические факторы, которые предполагают наличие у ребенка психопатологии или акцентуации характера, что связано с пограничными состояниями, повышающими возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции ребенка.
3. Социально-педагогические факторы, которые связаны с недостатками семейного, школьного и общественного воспитания. действие этих факторов приводит к накоплению детьми негативного опыта, конфликтам, нежеланию учиться.
4. Социально-экономические факторы, проявляющиеся в социальном неравенстве; расслоении общества на богатых и бедных; обнищании населения, ограничении социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработице; социальной напряженности.
5. Морально-этические факторы: низкий морально-нравственный уровень общества, нейтральное отношение общества к проявлениям девиантного поведения. [3]
Изучение проблемы девиантного поведения требует классификации его проявлений. Анализ литературы показывает, что существуют различные подходы к классификации видов девиантного поведения. Различия в этих подходах связаны с признаками, положенными в основу классификации (медицинские,
психологические, педагогические, социальные). На наш взгляд, целесообразно выделять асоциальное, де-линквентное, зависимое и суицидальное поведение.
Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, проституция, бродяжничество, попрошайничество, нежелание учиться, уходы из дома, субкультурные девиации (сленг, шрамирова-ние, татуировки). Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.
Под делинквентным поведением, как правило, понимается противоправное поведение (от латЛеИп-quens - проступок, провинность) - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях [1]. крайней, а следовательно и более социально опасной формой девиантного поведения, является криминальное поведение.
Еще одной формой девиантного поведения является зависимое поведение. Оно представляет собой серьезную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия как утрата работоспособности, способности к обучению, конфликты с окружающими, преступления. Зависимое поведение (аддиктивное) аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение неизбежно приводит к разрушению организма и личности.
Зависимое поведение имеет множество подвидов, которые выделяются исходя из объекта аддикции. Можно выделить следующие объекты зависимости: психоактивные вещества, алкоголь, пища, игры, секс, религия и религиозные культы [1]. В соответствии данными объектами выделяются формы зависимого поведения:
• химическая зависимость (курение, токсикомания, наркомания, лекарственная зависимость, алкоголизм);
• нарушения пищевого поведения (переедание, голодание,отказ от еды);
• гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
• сексуальные аддикции (зоофелия, фетишизм, вуайзеризм, некрофелия, садомазохизм и т.д.);
• религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, сектанство).
Суицидальное поведение отражает различные формы деструктивной личностной активности, направленной на самоубийство или покушение на свою жизнь. В структуре данного поведения выделяют собс-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
твенно суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки). Суициды делятся на три группы: истинный, демонстративный и аффективный.
Масштабность и сложность проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения требует разработки соответствующей системы мер, которую целесообразно реализовывать в системе интегрированного образования и воспитания.
как показывает практический опыт, девиантное поведение может формироваться как у детей с проблемами в развитии (интеллектуальном, эмоционально-волевом и физическом), так и у детей с нормальным развитием. детей с проблемами в развитии принято относить к группе «риска» и девиации в их поведении являются следствием первичного дефекта («вторичный социальный вывих», по словам л. С. Выготского). Современная педагогика осознала необходимость интеграции этой категории детей в массовую общеобразовательную школу. Однако приоритетным направлением в работе с ними является диагностика и коррекция первичных недостатков. Вместе с тем, недостаточно внимания, на наш взгляд, уделяется коррекции и профилактике девиантного поведения у детей, являющегося вторичным. Это связано с отсутствием системы экспресс-диагностики, которая позволяла бы определить доминирующий тип девиантного поведения и оценить степень его выраженности; адекватных и апробированных программ профилактики, коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения.
успешной социализации детей с девиантным поведением может способствовать комплексная медико-психолого-педагогическая помощь и сопровождение этой категории обучающихся в системе интегрированного образования. В рамках этой работы должны быть предусмотрены процедуры разноуровневой диагностики степени выраженности девиантного поведения у детей, определение на этой основе вида социально-образовательной интеграции, а также объем и содержание помощи со стороны службы сопровождения.
Эффективное решение медицинских, психологических, социально-педагогических, логопедических и других задач службой сопровождения позволит снизить степень выраженности девиантного поведения у конкретного ребенка и определить ему адекватный вид социально-образовательной интеграции.
Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)» проект № 3.1.2/5198.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Змановская Е. В. девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М.: Академия, 2007. 288 с.
2. Психология: Словарь / Под ред. а. В. Петровского. М., 1990.
3. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М. А. галагузовой.- М.: Туманит.изд.центр ВлАдОС, 2000.- 416 с.