Научная статья на тему 'Девиации и их преодоление в системе интегрированного образования'

Девиации и их преодоление в системе интегрированного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
817
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / асоциальное поведение / делинквентное поведение / зависимое поведение / суицид / интегрированное образование и воспитание / deviant behaviour / asocial behaviour / delinquent behaviour / dependent behaviour / suicide / integrated education and upbringing

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В.

Дано определение понятия девиантного поведения, выделены его существенные признаки, классифицированы виды девиаций. Обозначена проблема преодоления девиантного поведения детей в системе интегрированного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defines deviant behaviour concept; highlights its dominant features; classifies kinds of deviations. The article emphasizes the problem of overcoming deviant behaviour in integrated education system.

Текст научной работы на тему «Девиации и их преодоление в системе интегрированного образования»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16)2009

IZ VESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16)2009

УДК 37.013.42

ДЕВИАЦИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© г. О. ГАЛИЧ, Е. А. КАРПУШКИНА, Л. Н. КОРЧАГИНА, Н. Л. МОРОЗОВА, Н. В. ТУПАРЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования e-mail: [email protected]

Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В. - Девиации и их преодоление в системе интегрированного образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 159-161. - Дано определение понятия девиантного поведения, выделены его существенные признаки, классифицированы виды девиаций. Обозначена проблема преодоления девиантного поведения детей в системе интегрированного образования.

Ключевые слова: девиантное поведение, асоциальное поведение, делинквентное поведение, зависимое поведение, суицид, интегрированное образование и воспитание.

Galich G. O., Karpushkina E. A., Morozova N. L., Korchagina L. N., Tupareva N. V. - Deviations and their Overcoming in Integrated Education System // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 159-161. - The article defines deviant behaviour concept; highlights its dominant features; classifies kinds of deviations. The article emphasizes the problem of overcoming deviant behaviour in integrated education system.

Keywords: deviant behaviour, asocial behaviour, delinquent behaviour, dependent behaviour, suicide, integrated education and upbringing.

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится, есть люди, поведение которых противоречит общепринятым в социуме нормам. Такое поведение можно квалифицировать как отклоняющееся. В специальной литературе термин ''отклоняющееся поведение'' нередко заменяется сино-нимом-девиантное поведение (от лат.deviato - отклонение). Девиантным считается поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам [2]. Определение понятия требует выделения его существенных признаков.

Во-первых, девиантное поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Социальные нормы могут иметь разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы -записаны в виде законов, правил, инструкций, но чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. В сфере регулируемых отношений можно выделить следующие основные группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные. Кроме того, следует помнить, что социальные нормы изменяются. В качестве примера

можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Таким образом, деви-антное поведение - это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

Во-вторых, девиантное поведение и личность, проявляющая его , вызывают негативную оценку со стороны социума. Такая оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, включая уголовное наказание. С одной стороны, такие санкции должны выполнять функцию предотвращения нежелательного поведения, с другой стороны, они могут приводить к навешиванию ярлыков (стигматизации) и создавать трудности в процессе социализации.

В-третьих, девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть ухудшение здоровья, физическое насилие, причинение морального и материального ущерба, дестабилизация общества.

В-четвертых, девиантным можно считать поведение стойко повторяющееся, многократное или длительное.

кроме того, особенностью девиантного поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Отклоняющееся поведение не должно отождествляться с психическими заболевани-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 12 (16) 2009 г.

ями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В противном случае это требует медицинского вмешательства и изучается психиатрией.

Таким образом, можно дать определение девиан-тного поведения - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [1] .

Девиантное поведение имеет сложную природу, обусловленную самими разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Можно выделить основные факторы, обуславливающие девиантное поведение.

1. Биологические факторы, выражающиеся в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:

• генетические, к которым могут быть отнесены нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы;

• психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим и токсическим заболеваниям;

• физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционального склада человека, которые могут способствовать искажению системы межличностных отношений ребенка в различных социальных средах.

2. Психологические факторы, которые предполагают наличие у ребенка психопатологии или акцентуации характера, что связано с пограничными состояниями, повышающими возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции ребенка.

3. Социально-педагогические факторы, которые связаны с недостатками семейного, школьного и общественного воспитания. действие этих факторов приводит к накоплению детьми негативного опыта, конфликтам, нежеланию учиться.

4. Социально-экономические факторы, проявляющиеся в социальном неравенстве; расслоении общества на богатых и бедных; обнищании населения, ограничении социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработице; социальной напряженности.

5. Морально-этические факторы: низкий морально-нравственный уровень общества, нейтральное отношение общества к проявлениям девиантного поведения. [3]

Изучение проблемы девиантного поведения требует классификации его проявлений. Анализ литературы показывает, что существуют различные подходы к классификации видов девиантного поведения. Различия в этих подходах связаны с признаками, положенными в основу классификации (медицинские,

психологические, педагогические, социальные). На наш взгляд, целесообразно выделять асоциальное, де-линквентное, зависимое и суицидальное поведение.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, проституция, бродяжничество, попрошайничество, нежелание учиться, уходы из дома, субкультурные девиации (сленг, шрамирова-ние, татуировки). Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Под делинквентным поведением, как правило, понимается противоправное поведение (от латЛеИп-quens - проступок, провинность) - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях [1]. крайней, а следовательно и более социально опасной формой девиантного поведения, является криминальное поведение.

Еще одной формой девиантного поведения является зависимое поведение. Оно представляет собой серьезную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия как утрата работоспособности, способности к обучению, конфликты с окружающими, преступления. Зависимое поведение (аддиктивное) аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение неизбежно приводит к разрушению организма и личности.

Зависимое поведение имеет множество подвидов, которые выделяются исходя из объекта аддикции. Можно выделить следующие объекты зависимости: психоактивные вещества, алкоголь, пища, игры, секс, религия и религиозные культы [1]. В соответствии данными объектами выделяются формы зависимого поведения:

• химическая зависимость (курение, токсикомания, наркомания, лекарственная зависимость, алкоголизм);

• нарушения пищевого поведения (переедание, голодание,отказ от еды);

• гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

• сексуальные аддикции (зоофелия, фетишизм, вуайзеризм, некрофелия, садомазохизм и т.д.);

• религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, сектанство).

Суицидальное поведение отражает различные формы деструктивной личностной активности, направленной на самоубийство или покушение на свою жизнь. В структуре данного поведения выделяют собс-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

твенно суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки). Суициды делятся на три группы: истинный, демонстративный и аффективный.

Масштабность и сложность проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения требует разработки соответствующей системы мер, которую целесообразно реализовывать в системе интегрированного образования и воспитания.

как показывает практический опыт, девиантное поведение может формироваться как у детей с проблемами в развитии (интеллектуальном, эмоционально-волевом и физическом), так и у детей с нормальным развитием. детей с проблемами в развитии принято относить к группе «риска» и девиации в их поведении являются следствием первичного дефекта («вторичный социальный вывих», по словам л. С. Выготского). Современная педагогика осознала необходимость интеграции этой категории детей в массовую общеобразовательную школу. Однако приоритетным направлением в работе с ними является диагностика и коррекция первичных недостатков. Вместе с тем, недостаточно внимания, на наш взгляд, уделяется коррекции и профилактике девиантного поведения у детей, являющегося вторичным. Это связано с отсутствием системы экспресс-диагностики, которая позволяла бы определить доминирующий тип девиантного поведения и оценить степень его выраженности; адекватных и апробированных программ профилактики, коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения.

успешной социализации детей с девиантным поведением может способствовать комплексная медико-психолого-педагогическая помощь и сопровождение этой категории обучающихся в системе интегрированного образования. В рамках этой работы должны быть предусмотрены процедуры разноуровневой диагностики степени выраженности девиантного поведения у детей, определение на этой основе вида социально-образовательной интеграции, а также объем и содержание помощи со стороны службы сопровождения.

Эффективное решение медицинских, психологических, социально-педагогических, логопедических и других задач службой сопровождения позволит снизить степень выраженности девиантного поведения у конкретного ребенка и определить ему адекватный вид социально-образовательной интеграции.

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)» проект № 3.1.2/5198.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Змановская Е. В. девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М.: Академия, 2007. 288 с.

2. Психология: Словарь / Под ред. а. В. Петровского. М., 1990.

3. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М. А. галагузовой.- М.: Туманит.изд.центр ВлАдОС, 2000.- 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.