ДЕВИАНТОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ: ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Ф.И. Храмцова, д-р полит. наук, профессор Е.В. Самаль, канд. психол. наук, доцент Н.Н. Ворошилина, канд. пед. наук, доцент
Филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» в г. Минске Республики Беларусь (Республика Беларусь, г. Минск)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-3-185-191
Аннотация. Статья посвящена девиантологическим аспектам психического развития детства как базовой закономерности социально-педагогического процесса. Предпосылками исследования девиантологического фактора социализации детей являются деструктивные тенденции влияния внешних и внутренних угроз дестабилизации общества, дезадаптации детства в условиях попыток переворота конституционного строя и трансферта цветных революций в Республику Беларусь. Раскрыт новый институциональный механизм защиты детства, фундаментализации института семьи как духовной трансмиссии устойчивости общества. Обоснована трехфакторная триада кривой развития как основа педагогической коррекции. Раскрыта циклическая закономерность стабильных и кризисных периодов психического развития детей как девиантологический принцип упреждения дезадаптаций. Доказана девиантологическая сущность коррекцион-но-развивающих технологий на основе результатов НИР «Разработка генеративной модели социальной и академической мобильности молодежи и механизмов реализации в рамках образовательного кластера «Гимназия-вуз-наука» (2016-2020 гг., № 20162667 на базе Филиала РГСУ в г. Минске).
Ключевые слова: педагогическая коррекция, методология, девиантология, циклическая закономерность кризисов детства, трехфакторная триада кривой развития, коррекци-онно-развивающие технологии.
Возрастание роли девиантологического фактора социализации детей в Республике Беларусь обусловлено влиянием рисков и угроз жизнедеятельности семьи и детства, их здоровью, жизни и социальному развитию. Как отмечают эксперты, социальная турбулентность существует и влечёт за собой серьезные последствия в сфере воспитания подрастающего поколения, а именно риск десоциализации и дегуманизации формирующейся личности [12].
Об этом свидетельствуют изменения в законодательной сфере защиты семьи и детства. Ранее регулирование этого направления социальной политики осуществлялось Декретом Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (24.11.2006). В силу усложнения общественно-политической и социально-экономической ситуации всту-
пило в действие Постановление Совета Министров Республики Беларусь №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (15.01.2019). В данном нормативном правовом акте регламентированы новые аспекты деятельности государственных органов в сфере выявления и критериев признания детей находящимися в социально опасном положении.
Методологический аспект исследовательского ареала темы состоит в обосновании концептов педагогической коррекции в русле закономерностей психического развития как ведущего девиантологиче-ского принципа. В этой связи предметом исследования выступают особенности педагогической коррекции детей школьного возраста по профилактике, преодолению дезадаптаций социального развития, адаптации к учебной деятельности, устране-
нию пробелов знаний средствами коррек-ционно-развивающих технологий как особого метода «расширения возможностей наличных знаний, умений ребенка в зоне ближайшего развития» [2]. Исследование отличается междисциплинарной основой. Постановка проблемы определила методы: теоретический, эмпирический анализ; обобщение психологических, педагогических, социологических, философских, политологических трудов зарубежной и отечественной науки; синтез, экстраполяция концептов. Отбор литературы проведен за последние 5 лет по критериям: общие тенденции в психологической и социально-педагогической науке (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Е.В. Самаль,
Н.Н. Ворошилина); особенности педагогической коррекции (Ю.В. Батенова, В.В. Давыдов, М.А. Ерофеева, П.А. Кучеренко, Л.В. Мардахаев, Ф.И. Храмцова); девиантологические аспекты педагогической коррекции (М.А. Ерофеева, Ю.А. Клейберг, М.К. Салимгереев,
Ф.И. Храмцова). Предпринят синтез подходов, теорий, концепций в проектирование методологии педагогической коррекции детей как принципа девиантологии. Обобщены девиантологические результаты апробации НИР «Разработка генеративной модели социальной и академической мобильности молодежи и механизмов реализации в рамках образовательного кластера «Гимназия-вуз-наука» (20162020 гг., № 20162667).
В ходе исследования обоснованы деви-антологические аспекты педагогической коррекции детей. Раскрыт концепт трех-факторной триады общей кривой развития ребенка как принцип педагогической коррекции с учетом информационно-политических, социально-экономических, психолого- педагогических детерминант. Обоснована диалектика стабильных и кризисных периодов психического развития детства как циклической закономерности педагогической коррекции с учетом сензи-тивности социокультурной анимации, иг-ротерапии, сказкотерапии, эстетотерапии, арт-терапии, трудотерапии, добровольчества, волонтерства. Выявлен превентивно-институциональный аспект методологии
педагогической коррекции детей как национальный механизм системы мер, действий государственных, общественных институтов по обеспечению безопасности ребенка. Обоснован девиантологический аспект института семьи как сингулярной сферы трансмиссионного воспроизводства человеческого потенциала, духовных ценностей и ресурсов личностного развития. В работе раскрыты девиантологические эффекты «эластичности» новообразований на уровне когнитивной, эмотивной, кона-тивной сферы по основным параметрам ведущего вида деятельности.
Обоснованность нового вектора социальной политики охраны детства сопряжена с фундаментализацией института семьи в устойчивости общества и государства. В этой связи феномен семьи понимается как сингулярная, особая, система трансмиссионного воспроизводства человеческого потенциала, развития духовных ценностей и ресурсов личностного развития. Приоритетом политики выступает обеспечение национального механизма защиты семьи и детства по предотвращению неблагополучия средствами, методами социально-педагогической работы. Приоритетом Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года выступает адресная социальная политика в отношении детей как особой категории заботы и поддержки со стороны государства, направленная на получение качественного образования, воспитание здорового образа жизни, подготовку к созидательному труду и самостоятельной жизни [ 1].
В научно-методологическом отношении корректно дифференцировать понятия «педагогическая коррекция» и «психокоррекция» как направленные на специфические сферы, методы, формы профессиональной деятельности. Психокоррекция -есть область деятельности психолога в виде комплексного воздействия на сознание личности при психосоматических показаниях на смягчение и устранение проявлений. К методам психокоррекции относятся: аутогенная тренировка, внушение, самовнушение, рациональная терапия (индивидуальная, групповая). Тогда как педаго-
гическая коррекция личностного развития ребенка - есть сфера деятельности социального педагога, социального работника в условиях учреждений образования, социальных служб, государственных организаций в целях исправления недостатков воспитания, развития личности, снижения акцентуаций; перевоспитания (преодоления) отклоняющегося поведения посредством социокультурной анимации, игротерапии, сказкотерапии, эстетотерапии, арт-терапии, трудотерапии с учетом ситуации, проблем семьи, индивидуально-психологических особенностей ребенка [3]. При этом наряду с игровыми методами коррекции (как в русле семейного воспитания, так и школьного) [7] в последнее время в педагогической коррекции стало уделяться добровольчеству и волон-терству как эффективному методу коррекции девиаций, оправдывающему себя в подростковом периоде развития личности [10]. В педагогической науке «коррекция» рассматривается как комплексное педагогическое воздействие, не сводимое к тренировочным упражнениям, установкам поведения на исправление отдельного дефекта. В «Педагогической энциклопедии» (1999) понятие «коррекция» определено как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий [4]. Коррекция как метод педагогики подразумевает воздействие на личность ребенка в целостном социально-педагогическом процессе в отношении детей, имеющих посттравматические проявления кризисных ситуаций, проблемы общения, досуга, познавательной сферы, учебной работоспособности, эмоционально-волевой и когнитивной сферы.
В научном аспекте актуально выявление концептов и обоснование методологии педагогической коррекции как девианто-логической проблемы д. Исходным концептом методологии педагогической коррекции выступает учет закономерностей психического развития детства, ведущих видов деятельности детей как динамичного феномена локально-временных границ,
обоснованных П.П. Блонским,
Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, другими. Методология структурирования динамики периодизации психического развития детей в настоящее время остается одной из фундаментальных проблем педагогической психологии, педагогики и социальной педагогики как девиантологиче-ских принципов работы с дезадаптированными и депривированными детьми, лишенных педагогической поддержки, родительской, материнской, отцовской заботы. Опора на методологический аспект закономерностей периодизации детства, ведущих типов деятельности детей, диалектики «каждого детского возраста» позволяет адаптивно корректировать и направлять движущие силы развития ребенка, создавать условия коррекционно-педагогического процесса на локально-временном отрезке социализации. Применение такого подхода основывается на синтезе закономерностей детской психологии, педагогики детства, досуга, что позволяет отбирать сензитивные возрасту и полу ребенка - коррекционно-развивающие технологии социально-педагогического процесса с учетом трех-факторных координат общей кривой развития, для разработки индивидуальной программы педагогической коррекции. Обоснуем данный тезис.
Д.Б. Эльконин в работе «Психическое развитие в детских возрастах» (1995) рассматривает понятие «возраст» как дефиницию относительности, поскольку в разные этапы общественного развития пересматриваются временные границы периодизации детства, при сохранении ведущих видов деятельности. Д.Б. Эльконин, выделяет три возраста детства [2]: раннее детство, детство, подростковый возраст, раскрывает феномен, структуру каждого возраста детства как единства двух взаимосвязанных периодов. Во всех трех возрастах детства отражена диалектика двух раз-новекторных периодов. Рассмотрим раз-новекторность двух периодов каждого возраста детства. Так, в первом периоде детства (терминология автора) происходит постепенное усвоение ребенком задач, норм человеческой и социальной жизне-
деятельности как предмета становления, развитие мотивационно-потребностной сферы, тем самым идет подготовка ко второму периоду. Во втором периоде каждого возраста детства усваиваются способы, алгоритмы, процедуры действий с предметами и формируются операционно-технические навыки, закладываются возможности социального развития ребенка как субъекта. Если первый период протекает стабильно, медленно, незаметно, то второй период каждого детского возраста сопряжен с динамикой стремительных изменений кризисного характера. При этом, на этапе младшего школьного возраста, идет запуск механизма полового созревания, пубертата последующего возраста.
Диалектика кризисных периодов детства состоит в циклической закономерности проявления, которая имеет методологическое значение для построения индивидуальной программы педагогической коррекции. Конкретизируем: циклическая закономерность кризисов проявляется в периодах детства: новорожденности; одного года (начало ходьбы, речи); раннего детства (3-х лет); кризис 6-7 лет; кризис 11-12 лет; ранней юности (13-15 лет). В педагогическом аспекте важно знать кризисные периоды каждого возраста: младенчества, раннего детства, дошкольного детства, младшего школьного возраста, подросткового детства, ранней юности. Необходимо не только понимать природу кризисных периодов, но и педагогически упреждать для оказания поддержки на основе фиксации признаков кризисных периодов, которые проявляются в нарастании трудностей понимания ребенка, происходящих перемен. Отсюда следует «необходимость построения новой модели общения и характера отношений со стороны родителей, педагогов, психологов, специалистов» [2, с. 46].
Следовательно, из сформулированного вывода логично вытекает концепт методологии педагогической коррекции, суть которого в закономерности диалектики стабильного и кризисного периодов психического развития ребенка школьного возраста для построения триады координат общей кривой развития в виде показателей
как исходной точки коррекционно-педагогического процесса. В основе трех-факторной триады определены координаты: 1) социальная ситуация ребенка, формы отношений в данный период; 2) ведущий тип деятельности на каждом из двух периодов детства; 3) психические новообразования периода. Педагогическое построение трехфакторной триады общей кривой психического развития ребенка включает не только анализ социальной ситуации ребенка, но и уровня продвижения по параметрам ведущего вида деятельности социализации. Например, для детей младшего школьного возраста ведущим видом деятельности является учеба как вид интеллектуального труда, специфика которого не столько в усвоении совокупности знаний, сколько качественное преобразование структуры ичности ребенка как субъекта познания за счет мотивации целей и планов. Основным новообразованием младшего школьного возраста (от 6-7 до 11 -12 лет) является словесно-логическое и понятийно-теоретическое мышление, поскольку память ребенка -«мыслящая», а восприятие - «думающее» [2, с. 61]. Подчинение ребенка правилам обучения, приобретение умений соответствовать нормам поведения формирует саморегуляцию, ответственность. Формируемые качества ведут личность к освоению более сложноорганизованных форм произвольного самоуправления.
Для детей подросткового возраста ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Именно в процессе этого общения у подростка формируется самооценка, представление о себе, своей значимости, развивается рефлексивность, жизнь обращает на себя внимание своим ценностно-смысловым аспектом. Поэтому подросток стремится построить свою «философию жизни», иметь собственное мнение, позицию, независимую от мнения других, и желательно уважаемую со стороны других. Активная перестройка организма, психофизиологические изменения и процесс полового созревания приводят к актуализации чувства взрослости, автономии и сексуального интереса к противоположному полу, идет активная и полороле-
вая идентификация. Этот процесс сложен, нестабилен, характеризуется всплеском агрессивности и девиантных форм поведения при неправильном реагировании на потребности подростка быть взрослым и независимым. Умение понять внутренние психофизиологические процессы и переживания подростка, поддержать и сопроводить в этот трудный для него период является важной задачей педагогической коррекции [9].
Исходя из изложенного, основной деви-антологический вывод состоит в том, что исходным этапом педагогической коррекции ребенка школьного возраста является социально-педагогическая диагностика ребенка, определение триады координат общей кривой развития. В ходе диагностики определяются параметры предстоящей педагогической коррекции:
- уровень социализированности как целевая матрица проектирования программы коррекционно-развивающей деятельности;
- технологическая, научно-методическая обеспеченность коррекци-онно-педагогического процесса, диагностический инструментарий оценки изменений структуры личности;
- прогнозируемые результаты коррекции (количественные, качественные).
Девиантологическая методология реализации индивидуальной программы коррекции разрешает задачу приближения социального развития ребенка к «норме», тогда как коррекционно-педагогический процесс снижает дисбалансы между нормой и отклонением от социального развития. Девиантологический учет характера дисбаланса позволяет гибко корректировать несоответствия между нормой и отклонением. В ряде педагогических исследований (М.А. Ерофеевой, Е.А. Стребелевой, И.А. Коробейниковой, Д.М. Малдаевой, Л.В. Мардахаева, Ф.И. Храмцовой, других авторов) обоснована необходимость комплексного охвата кор-рекционной работой всего учебно-воспитательного процесса на основе построения индивидуального маршрута обучения, видов, объема нагрузки, качеств ребенка, результатов.
Как показывают данные лонгитюдных исследований, коррекционно-
развивающие технологии, такие, как: социокультурная анимации школьников; здоровьесбережение; игротерапия; сказко-терапия; арт-терапия; трудотерапия; коллективно-творческая деятельность располагают девиантологическим потенциалом социальной адаптации, формирования социального иммунитета, нравственных качеств [5; 7; 8; 9]. Девиантологическая сущность коррекционно-развивающих технологий состоит в диалектике двух факторов: 1) внутреннего (актуализация мотивов, потребностей, когниций); 2) внешнего фактора (коррекция, проектирование индивидуальной программы) [6]. Апробация результатов НИР в педагогической практике коррекционно-развивающих технологий на базе учреждения образования «Гродненская Городская Гимназия» показала динамику девиантологических эффектов в виде феномена «эластичности» новообразований когнитивной, эмотивной, конативной сферы по основным параметрам ведущего вида деятельности как оптимальной формы адаптации и социального развития.
Следовательно, коррекционно-
развивающие технологии - представляют адаптивно-технологический комплекс, обеспечивающий присвоение личностью внешнего по отношению к ней содержания педагогической коррекции в ходе обучения и воспитания; и превращения во внутренние условия, через которые преломляются внешние воздействия на неустойчивую структуру личности. Тем самым модифицируется общая направленность, избирательность, что влияет на интенсивность роста сознания, устойчивость социально значимого поведения, стремления личности к самореализации. Как полагает Ю.А. Клейберг и М.К. Салимгереев, такие тенденции к модификации избирательности обусловлены закономерностью «восприятия психотравмирующей ситуации в субъективной иерархии значимых переживаний, так как личность уязвима не ко всем, а к определенным факторам среды, которые являются для нее личностно-значимыми. Фактор значимости опосреду-
ет любое воспринимаемое извне воздейст- педагогической коррекции отклонений со-вие» [5, с. 102]. циального развития состоит в упреждении
Таким образом, девиантологические ас- кризисных периодов детства посредством пекты методологии педагогической кор- оказания поддержки и помощи ребенку в рекции детей - научно-концептуальная социальной адаптации посредством метасистема принципов снижения, преодоле- дики «триады координат общей кривой ния девиаций в социальном развитии, с психического развития» как девиантоло-учетом закономерностей психического гического принципа процесса педагогиче-развития, ведущих видов деятельности, ской коррекции на основе коррекционно-феномена локально-временных границ, развивающих технологий, сензитивных диалектики стабильного и кризисного пе- потребностям, возрасту, полу. риодов развития. Сущность девиантологии
Библиографический список
1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf (дата обращения 10.11.2020).
2. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 416 с.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: учебник для прикладного бакалавриата. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 376 с.
4. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - Москва: Большая российская энциклопедия, 1993-1999. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.otrok.ru/teach/enc/index.html.
5. Клейберг Ю.А., Салимгереев М.К. Ювенальная девиантология: теоретико-прикладные основы и перспективы развития. Коллективная монография / М.Р. Арпентьева, Ю.А. Клейберг, Ф.И. Храмцова; под науч. ред. Ю.А. Клейберга и М.К. Салимгереева. - Махачкала: АЛЕФ, 2019. - 134 с.
6. Khramtsova F.I., Erofeeva M.A., Terekhova A.I., Voroshilina N.N., Andreikovets E.M. The organizational and determinant model of the educational cluster Higher Education Institution // Revista San Gregorio, 37 (2020), pp. 30-42. DOI: http://dx.doi.org/10.36097/rsan.v1i37.1262
7. Храмцова Ф.И. Социальный иммунитет молодежи России и Беларуси как объект политики Союзного государства / Ф.И. Храмцова, М.А. Ерофеева. - Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет. - 2016. - 300 с.
8. Батенова Ю.В. Использование метода игротерапии в процессе коррекции внутрисемейного общения дошкольников / Ю.В. Батенова, В.И. Долгова // Перспективы науки и образования. - 2019. - №3 (39). - С. 315-325.
9. Клейберг Ю.А. Девиантная виктимизация личности подростка в процессе социализации // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2019. - № 1 (46). - С. 111-119.
10. Кучеренко П.А. Добровольчество и волонтерство как инструмент профилактики де-виантного поведения подростков / П.А. Кучеренко, Д.Г. Коровяковский, Н.В. Антонова, Н.М. Хромова, Е В. Майстрович // Психология и право. - 2020. - Т. 10. - № 2. - С. 51-63.
11. Панков М.Н. Психофизиологические характеристики детей с агрессивным поведением / М.Н. Панков, И.С. Кожевникова, Е.Ю. Сидорова, А.В. Грибанов, Л.Ф. Старцева // Экология человека. - 2018. - № 2. - С. 37-44.
12. Клейберг Ю.А. Десоциализация и дегуманизация личности в ситуации социальной турбулентности: психолого-девиантологический дискурс // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2017. - №1 (35). - С. 150-158.
DEVIANTOLOGY OF PEDAGOGICAL CORRECTION OF CHILDREN: INNOVATIVE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF BELARUS
F. I. Khramtsova, Doctor of Political Science, Professor
E.V. Samal, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
N.N. Voroshilina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Branch of the Russian State Social University in Minsk of the Republic of Belarus
(Republic of Belarus, Minsk)
Abstract. The article is devoted to deviantological aspects of the mental development of childhood as a basic regularity of the socio-pedagogical process. Prerequisites for the study eventological factor of socialization of children are destructive tendencies of the impact of information internal and external threats of destabilization of society, maladjustment of children in terms of the protest of the attempted coup of the constitutional system and transfer a color revolution in Belarus. A new institutional mechanism for the protection of childhood and the fundamentalization of the institution of the family as a spiritual transmission of the stability of society is revealed. The three-factor triad of the general development curve as the basis of pedagogical correction is proved. The cyclical regularity of stable and crisis periods of mental development of childhood as a deviantological principle of prevention of maladaptation is revealed. The deviantological essence of correctional and developmental technologies is proved on the basis of the results of the research project " Development of a generative model of social and academic mobility of young people and implementation mechanisms within the framework of the educational cluster "Gymnasium-University-Science" (2016-2020, No. 20162667 on the basis of the Branch of the RSSU in Minsk).
Keywords: pedagogical correction, methodology, deviantology, cyclic pattern of childhood crises, three-factor triad of the development curve, correctional and developmental technologies.