Научная статья на тему 'ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2656
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочеров А.В.

В данной статье рассматривается парадоксальный характер девиантного поведения как психологического феномена. Рассматривается необходимость корректировки профилактических мероприятий для личностей с негативным девиантным поведением. Дается обоснование более детального изучения и поддержания позитивных девиаций как фактора развития личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

УДК 740.1

Кочеров А.В.

аспирант кафедры психологии факультета гуманитарных наук Московский информационно-технологический университет

(Россия, г. Москва)

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Аннотация: в данной статье рассматривается парадоксальный характер девиантного поведения как психологического феномена. Рассматривается необходимость корректировки профилактических мероприятий для личностей с негативным девиантным поведением. Дается обоснование более детального изучения и поддержания позитивных девиаций как фактора развития личности и общества.

Ключевые слова: девиантное поведение, деструктивное поведение, положительные девиации, личность, общество.

Исследованию девиантного поведения как психологического феномена за последние 30 лет посвятили свои научные труды многие российские и зарубежные ученые. Основные трактовки определений, типологию и характеристики можно найти у таких авторов, как Е.А. Байер, З. Фрейд, Е.В. Змановская, В.Д. Менделевич, Ю.А. Клейберг, Э. Дюркгейм и др.

Девиантологию и психологию девиантного поведения исследуют и применяют в своей практике не только возрастные и клинические психологи, психиатры, неврологи, но также преподаватели, юристы, социологи. Особое внимание направлено на методы профилактики и коррекции девиантного поведения в детском и подростковом возрасте.

На основе анализа понятий, представленных у вышеуказанных авторов, можно выявить общее определение девиантного поведения в психологии как устойчивого (повторяющегося) поведения, которое отклоняется от норм, признанных в обществе.

Стоит отметить также, что существуют и иные понятия девиантного поведения. Так, социология под девиантным поведением подразумевает фактическую угрозу для

социального и физического выживания индивида в ближайшем окружении и определенной социальной среде. Под девиациями в данном случае понимаются нарушения культурных ценностей и социально-нравственных норм, отклонения от процесса их усвоения и формирования. Не во всех случаях действие человека будет повторяющимся - это может быть единичный случай, противоречащий нормам общества.

С точки зрения медицины, как и с точки зрения других точных наук, девиация рассматривается в общем смысле как «отклонение от нормы». С уверенностью говорить о том, что девиантное поведение всегда подразумевает отклонения индивида именно с медицинской точки зрения, нельзя. Девиация, несомненно, характеризуется отступлением от общепризнанных норм в межличностных взаимодействиях. Но эти отступления далеко не всегда проявляются в рамках нарушений психического здоровья и различных пограничных состояниях или же формах нервно-психической патологии.

С точки зрения психологии выделяют множество различных способов для объяснения девиантного поведения. Однако большинство авторов [3, 5, 7] так или иначе дифференцируют свои исследования на два укрупненных аспекта возникновения девиантности индивида - условно свойственное индивиду с рождения или же приобретенное.

Точно определить, отклоняется поведение от нормы или нет - невозможно, так как норма - понятие относительное. Индивид, который нарушает принятые в обществе нормы, может воспринимать это как норму для себя или в рамках своего узкого сообщества.

Социолог Э. Дюркгейм использовал закрытое сообщество монастыря в качестве яркого примера такой неоднозначной девиации. Так, для сторонних людей монахи представляются мирно живущими в практически идеально сложенном сообществе. Однако даже здесь могут наблюдаться прецеденты «девиантного» поведения: для обычных людей поступок монаха, пропустившего по собственной воле утреннюю молитву, не вызовет никакой реакции, но в самом монастыре данное поведение будет считаться нарушением установленного порядка, фактически - девиацией.

Также подобные примеры ярко отражены во многих произведениях как русской, так и зарубежной литературы. Привычное для нашего общества поведение показано как девиантное для общества, описанного в книге и в которое «помещен» главный герой. Например, в романе-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» - девиантными выступают личные отношения, в философской антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» - девиантным поведением считается чтение книг, Евгений Замятин в фантастическом романе-антиутопии «Мы» - показывает личность, имеющую душу, способную любить и мыслить самостоятельно, как девиацию.

В то же время девиантное поведение как психосоциальный феномен не всегда связано с негативным воздействием на личность и общество в целом. Свыше 100 лет назад Э. Дюркгейм [2] доказал, что для любого общества характерен некоторый процент девиантности, что является нормальным явлением. В данный процент входит не только девиация в привычном нам смысле, но и позитивная тоже.

Например, в рамках структурно-функциональной перспективы Э. Дюркгейм считал, что позитивно отклоняющееся поведение может фактически объединить людей в обществе и выявлять культурные нормы и ценности. Другой структурный функционалист Роберт К. Мертон [8] наоборот приводит пример, что теория ориентации на богатство при ограниченной возможности разбогатеть провоцирует увеличение количества грабежей, распространение наркотических средств и иные уголовные и административные правонарушения. В то же время позитивное отклонение от норм в поведении способно повлиять на формирование и развитие новаторских идей с целью решения общественных проблем нетипичными методами.

В соответствии с теорией деформации Мертона девиантное поведение необходимо обществу, но сами отклонения могут иметь как негативные, так и положительные последствия. Кроме того, культура и структура общества в целом могут также как негативно, так и положительно влиять на индивида с отклоняющимся поведением. Так, непризнанные в свое время обществом гениальные писатели, изобретатели совершали самоубийство, ощущая безысходность своего существования. Иные примеры -индивидов, которые оказывались не в состоянии законным путем следовать

культурным ценностям и целям, принятым в обществе, и, испытывая на себе сильное общественное давление, преступали закон для достижения своих целей.

Основные признаки деструктивного поведения, которые используются в педагогике и психологии для диагностики:

- отклонение от общепризнанных социальных норм и их нарушение;

- направленность личности на разрушающие действия (на себя и / или окружающих);

- характерная устойчивость (длительное и многократное повторение поступков, которые направлены на противостояние общественным нормам);

- явная социальная дезадаптация.

К дополнительным признакам, отличающим девиантное поведение (в зависимости от ситуаций и форм проявления), относятся:

- агрессивность;

- нарушение закона;

- жестокость / склонность к насильственным действиям, отсутствие чувства жалости;

- неуправляемость, перемены настроения, скрытность;

- обостренное чувство эмпатии, жалости, справедливости;

- формирование / участие в неформальных группировках;

- целенаправленное несоблюдение правил и ограничений, принятых в данном обществе в определенный промежуток времени.

Следует учитывать, что основные и дополнительные признаки не всегда могут проявлять себя именно в определенных формах деструктивного поведения [1]. Как в случае с негативной, так и в случае с позитивной девиацией, внешне в обычной среде человек может совершенно не проявлять себя отличающимся образом. Однако выйдя за пределы одного окружения, может раскрыться с неожиданной стороны - состоять в экстремистских группировках, проводить жестокие опыты над животными, составлять план террористического акта или убийства или же наоборот являться организатором

благотворительного фонда, писать новаторский научный труд и продвигать в массы идеи о защите экологии Земли.

Относительно позитивных форм девиантного поведения [9] в обществе могут наблюдаться как значительные, так и несущественные отклонения от общепризнанных норм. К основным проявлениям относят:

- героизм, саморожертвование;

- трудоголизм;

- повышенное чувство жалости / справедливости;

- одаренность / гениальность.

Положительное девиантное поведение способствует развитию общества и / или самого человека (например, во время кризисных ситуаций, войны: проявлять героические поступки, провоцировать самопожертвование, культивировать сверхпреданность или развивать до максимальных пределов свой талант или гениальность).

Необходимо учитывать, что большинство данных форм хоть и являются условно позитивными с точки зрения общества, однако зачастую несут вред психологическому и физическому здоровью самого индивида. Например, героизм или самопожертвование часто приводят к летальному исходу (во время боевых действий, криминальной обстановки и т.д.), а в Японии, например, существует термин «кароси» (яп. Ж^^) -означает смерть от трудоголизма и чрезмерных переработок. Данная страна -практически единственная в мире, фиксирующая в официальной статистике [10] количество смертельных исходов от переутомления на работе (основные причины -инсульт / инфаркт, спровоцированные стрессом, многозадачностью, хроническим недосыпанием).

Согласно Э. Дюркгейму нарушение социального порядка таким образом парадоксально, но зачастую имеет положительную тенденцию: ведет к сплочению общества, например, когда люди объединяются в ответ на происходящие негативные события; способствует подтверждению культурных ценностей и общественных норм;

несет в себе уточнение и укрепление моральных границ, а также провоцирует толчок общества к прогрессу.

Более подробно примеры девиантного поведения как психологического феномена можно наблюдать на основе матрицы Н.В. Майсак [6], который разделяет девиации на имеющие внешнедеструктивный и аутодеструктивный характер, а также на социально одобряемые, неодобряемые, нейтральные или просоциальные.

Отдельно Н.В. Майсак рассматривает творческие девиации, что представляется крайне интересным. Например, такой неоднозначный вид творческого самовыражения, как граффити, может восприниматься и как негативная девиация (как форма вандализма), и как нейтральная, способствующая разрядке эмоциональной напряженности индивида, и как позитивная (как творчество, или же, например, граффити на социальную тематику).

Еще один пример: доктор педагогических и психологических наук Ю.А. Клейберг [4] выделяет в отдельный тип попрошайничество как социально-нейтральную форму девиации, что, на мой взгляд, тоже спорно из-за неоднозначности этого явления в наше время.

При этом, все же есть девиации, которые в большей степени относятся к негативным, и, несмотря на неоднозначность природы девиаций в целом, необходимо снижать степень и частоту проявлений негативного девиантного поведения с использованием профилактических и корректирующих мероприятий.

Система профилактических мероприятий включает следующие виды по устранению и корректировке девиантного поведения:

1. Первоначальная профилактика. Рассчитана в основном на детей и подростков, и направлена на повышение устойчивости личности к негативным факторам.

2. Вторичная профилактика. Заключается в выявлении, корректировке и устранении негативно влияющих факторов и условий, которые провоцируют проявление и развитие девиаций у индивида. Проводится работа не только с детьми и подростками из неблагополучных семей и проживающих в сложных социальных условиях, но также с группами взрослого населения.

3. Поздняя профилактика. Заключается в решении узкоспециальных задач, выявлении и устранении рецидивов и негативных последствий четко сформированного и закрепленного девиантного поведения. Терапия и коррекция запущенных форм девиантного поведения проводится амбулаторно и стационарно при участии врачей-психиатров и психотерапевтов. В образовательных учреждениях вспомогательную помощь могут оказывать психологи.

В качестве дополнительных можно также применять различные позитивные формы коррекции: развитие способов самовыражения в рамках общественной морали и закона; информирование с поэтапным объяснением различий выбора различных вариантов жизненного пути (тренинги, лекции, уроки, беседы с участием профессиональных психологов); формирование правильного отношения человека к собственной персоне; формирование благоприятного фона для повседневной жизни.

Вышеизложенные профилактические мероприятия актуально применять в отношении негативного проявления девиантного поведения. В то же время такие виды отклоняющегося поведения, как патриотизм, талант, гениальность и т.д. следует поддерживать и развивать. Ведь именно гениальные люди, которые мыслят нестандартно и являются не такими как все, двигают вперед общественный и технический прогресс.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая девиация имеет и созидательный, и разрушительный компонент, и представляется крайне важным оценивать любое отклонение в совокупности. Постепенно общество усваивает новые социальные нормы, и некоторые действия, не допускаемые ранее, принимаются за сами собой разумеющиеся. Границы между позитивным и негативным отклоняющимся поведением являются весьма размытыми и подвижными, как во времени, так и в пространстве.

Список литературы:

Гилинский Я.И. Социальное насилие. Монография. СПб: Алеф-Пресс, 2013. 184 с.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. - М.: Терра-Книжный Клуб, 2008. - 352 с.

Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. - 160 с.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 512 с. Майсак Н.В. Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением: Монография / Н.В. Майсак. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 167 с.

Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ, 2006. - 873 с. Николаева Л., Парусова М.М. Положительные девиации личности как фактор развития общества // Молодой ученый. - 2016. - №9. - 1042 с.

Тарасова А.А. Трудовые споры // Актион-МЦФЭР. - 2019. - № 8. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.