Научная статья на тему 'Девиантное поведение и его профилактика путем формирования нравственной основы жизнедеятельности'

Девиантное поведение и его профилактика путем формирования нравственной основы жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / модернизация и трансформация российского социума / молодежь / нравственные нормы поведения / нравственные основы жизнедеятельности молодежи / подростки / профилактика девиантного поведения / цифровизация / deviant behavior / modernisation and transformation of Russian society / youth / moral norms of behavior / moral basis of youth life activity / adolescents / prevention of deviant behavior / digitalisation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лилия Николаевна Плоткина, Владимир Николаевич Бурлаков

Работа посвящена изучению проблемы девиантного поведения молодежи в условиях активной модернизации и трансформации современного российского социума, что, несомненно, выступает мало разработанным направлением в современную эпоху цифровизации. Авторы актуализируют проблемы профилактики девиантного поведения среди подростков и молодежи, обозначают причины возникновения и формы проявления девиантного поведения в среде современных молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deviant behavior and its prevention through the formation of a moral basis for life activity

The article is devoted to the research of the problem of deviant behavior among young people in the conditions of active modernisation and transformation of contemporary Russian society, which is undoubtedly an insufficiently developed area in the modern era of digitalisation. The authors actualise the problems of prevention of deviant behavior among adolescents and young people, identify the causes and forms of manifestation of deviant behavior among young people today.

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение и его профилактика путем формирования нравственной основы жизнедеятельности»

Российский девиантологический журнал / Russian Journal of Deviant Behavior 2023; 3(3), 313-323 Плоткина Л. Н., Бурлаков В. Н. / Plotkina L. N., Burlakov V. N.

Оригинальная статья

УДК 316.624 ® I

DOI: 10.35750/2713-0622-2023-3-313-323

Девиантное поведение и его профилактика путем формирования нравственной основы жизнедеятельности

Лилия Николаевна Плоткина

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия) lin68@bk.ru

ORCID: 0000-0003-1183-2198

Владимир Николаевич Бурлаков

Санкт- Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Россия) parus348@mail.ru

ORCID: 0000-0002-3711-1762 Аннотация

Работа посвящена изучению проблемы девиантного поведения молодежи в условиях активной модернизации и трансформации современного российского социума, что, несомненно, выступает мало разработанным направлением в современную эпоху цифровизации. Авторы актуализируют проблемы профилактики девиантного поведения среди подростков и молодежи, обозначают причины возникновения и формы проявления девиантного поведения в среде современных молодых людей.

Ключевые слова

девиантное поведение, модернизация и трансформация российского социума, молодежь, нравственные нормы поведения, нравственные основы жизнедеятельности молодежи, подростки, профилактика девиантного поведения, цифровизация

Для цитирования: Плоткина, Л. Н., Бурлаков, В. Н. (2023). Девиантное поведение и его профилактика путем формирования нравственной основы жизнедеятельности. Российский девиантологический журнал, 3 (3), 313— 323. ао1: 10.35750/2713-0622-2023-3-313-323.

Original paper

Lilia N. Plotkina

The Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia) lin68@bk.ru

ORCID: 0000-0003-1183-2198

Vladimir N. Burlakov

St. Petersburg State University (Saint Petersburg, Russia) parus348@mail.ru ORCID: 0000-0002-3711-1762

© Плоткина Л. Н., Бурлаков В. Н., 2023

Deviant behavior and its prevention through the formation of a moral basis for life activity_

Abstract

The article is devoted to the research of the problem of deviant behavior among young people in the conditions of active modernisation and transformation of contemporary Russian society, which is undoubtedly an insufficiently developed area in the modern era of digitalisation. The authors actualise the problems of prevention of deviant behavior among adolescents and young people, identify the causes and forms of manifestation of deviant behavior among young people today.

Плоткина Л. Н., Бурлаков В. Н. / Plotkina L. N., Burlakov V. N.

Keywords

deviant behavior, modernisation and transformation of Russian society, youth, moral norms of behavior, moral basis of youth life activity, adolescents, prevention of deviant behavior, digitalisation

For citation: Plotkina, L. N., Burlakov, V. N. (2023). Deviant behavior and its prevention through the formation of a moral basis for life activity. Russian Journal of Deviant Behavior, 3 (3), 313-323. doi: 10.35750/2713-0622-2023-3-313-323.

Девиантное (deviatio, лат. - отклонение, deviant, фр. - отклоняющийся) поведение - это поведение, не соответствующее тем или иным социальным нормам, принятым / одобряемым значительной частью людей в группе или обществе, или прямо нарушающее их.

Реальная картина девиантности в обществе и ее оценка нередко зависят от ожиданий. Именно поэтому бывает очень трудно отнести тот или иной акт человеческого поведения к разряду отклоняющихся. Важно учитывать, что в обществе существуют нормы-правила и нормы-ожидания.

Большинство правовых, религиозных, нравственных норм - это нормы-правила. С уяснением норм-ожиданий все гораздо сложнее. Обратимся к примеру. В школе ученик 5-го класса систематически подвергался издевательствам со стороны старшеклассников. Ребенок рассказал о своих обидчиках отцу, который дождался, когда после уроков они выйдут из школы, подошел к ним и поговорил с ними «по-взрослому», при этом стараясь унизить одного из них, издевательски демонстрируя, что тот неспособен даже психологически проявить свою защищенность. За происходящим наблюдали другие родители, которые, узнав причину поведения взрослого, разошлись во мнениях. Одни считали, что такое недопустимо, другие же говорили, что все правильно, иначе нельзя заставить этого школьника понять, что насилие влечет противодействие. Вспомним (как подтверждение существования нормы-ожидания) эпизод из кинофильма «Москва слезам не верит», в котором один из главных героев, Гоша, объясняет, насколько целесообразно, как говорится, вовремя «дать сдачи».

С точки зрения норм-правил (закона) поступок отца является девиацией, причем в наиболее острой форме, преступлением - истязанием путем иных насильственных действий. А вот с точки зрения норм-ожиданий, картина видится далеко не однозначной.

Одной из причин неоднозначной оценки девиант-ного поведения можно считать неоднозначность самого девиантного поведения - и самого акта поведения, и его последствий. В некоторых случаях девиантное поведение может рассматриваться как способ приспособиться, обрести социальные возможности, поскольку официально одобряемые пути движения к ним оказываются для многих недоступными. Поэтому причи-

ны девиантного поведения часто остаются скрытыми (подобно подводной части айсберга) и потому неосознаваемыми.

В большинстве случаев девиантное поведение, нарушая норму, является негативным, т. к. приносит вред, страдание, боль. Но американский социолог Э. Дюркгейм подчеркивал, что наряду с негативными можно выделять и позитивные девиации.

Обозначим основные характеристики девиантного поведения:

- это действие (бездействие), прочно связанное с социальными условиями жизнедеятельности;

- границы такого поведения подвижны и очень чувствительны к тому, насколько реальными и доступными оказываются на деле пути, средства достижения желаемых целей и ценностей (престижных), в том числе выступающих в качестве символов успеха, которые признаются, пропагандируются и даже навязываются культурой;

- девиантное поведение не может иметь раз и навсегда заданной и однозначной оценки; считать отклонение нормальной реакцией нормального человека на ненормальные условия может быть столь же оправдано, как и ненавидеть идею девиантного поведения (и само такое поведение) всеми чувствами1.

В криминологии девиантное поведение анализируется в контексте причинной связи с преступлениями, которые и сами считаются разновидностью девиантно-го поведения. К основным его видам относят: алкоголизм, наркоманию, самоубийство (суицид), проституцию (во всех ее формах), бродяжничество.

Заметим, что один вид девиантного поведения может служить непосредственной причиной другого вида. Изучение указанного феномена продолжается по сей день, причем существуют мнения как за, так и против такой гипотезы. Например, одни ученые пытаются обнаружить и даже обосновать причинно-следственную связь между алкоголизмом, наркоманией и тем или иным видом преступлений. Другие исследователи, например, норвежские ученые, считают что непосредственных причинно-следственных зависимостей между названными видами девиантного поведения скорее всего нет (Скуг, Бьерк, 1990). Эти исследователи констатируют самостоятельные разновидности поведения (приспособления), в основе каждой из которых обыч-

1 Бурлаков, В. Н., Кропачев, Н. М. (2005). Криминология: учебник (стр. 70-71). Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

но находится свой набор факторов - в том смысле, что какие-то общие, глобальные основания девиантного поведения в обществе обязательно конкретизируются (модифицируются) применительно к тому или иному виду поведения. Чтобы алкоголик или наркоман совершил преступление, необходимо как минимум какое-то число дополнительных факторов, которые, наложив-шись на те, что склонили человека к пьянству или наркомании, толкают его на путь преступления.

Алкоголизм, или «синдром алкогольной зависимости» (по Международной классификации болезней), выражается в стремлении к употреблению спиртных напитков, пренебрежении основными социальными функциями, в первую очередь в отказе от трудовой деятельности и др.).

ЧЧ

Ученые давно заметили, что один вид девиантного поведения может служить непосредственной причиной другого вида. Изучение указанного феномена продолжается по сей день, причем существуют мнения как за, так и против такой гипотезы

и

Зависимость между алкоголем и преступлением достаточно сложна и в полной мере пока не объяснена. Можно сказать, что дело не в алкоголе, а в самом человеке. В нашей стране наблюдается последовательное сокращение удельного веса «пьяной» преступности -с 41,2 % в 1993 г. до 24,4 % в 2022 г.

Алкоголь скорее один из факторов, который может, соединившись с другими факторами, способствовать отклонениям, в том числе насильственным. По-видимому, состояние опьянения не порождает агрессию, а лишь способствует ее высвобождению, возможно, усиливает имеющуюся у лица предрасположенность к ней.

Наркоманию можно определить как страсть, жесткую зависимость от наркотика. Другой аспект данного понятия (явления) связан с воздействием наркотических средств на психику человека и, соответственно, на его выбор поведения.

Экспертный совет по наркомании при Всемирной организации здравоохранения сформулировал следующее определение наркомании: «Состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемые

повторяющимся потреблением наркотиков (природных или синтетических)».

Там же названы особенности, характеризующие наркоманию:

1) не поддающиеся контролю желание или потребность в приеме наркотика и получение его любым способом;

2) тенденция к увеличению принимаемой дозы наркотика;

3) психическая и физическая зависимость от наркотиков;

4) пагубное влияние наркотика на индивида и общество.

Сегодня в нашей стране наркомания превращается в широкую разветвленную систему, которую ученые предлагают именовать «наркотизмом». Общее число наркоманов растет. Наркомания среди студентов и школьников за последние годы выросла в несколько раз. Сегодня можно говорить о десятикратном ее увеличении. Самыми распространенными в Петербурге до недавнего времени были эфедрон («мулька») и перветин («винт»), однако в настоящее время растет потребление более чистых наркотиков и препаратов (героина), город заполонили синтетические наркотики. Проблема наркотизма встает в полный рост в престижных элитарных учебных заведениях: частных школах и колледжах, практически во всех учебных заведениях (Гилинский, 2000). Таким образом, можно выделить группу обучающихся в учебных заведениях как отдельную профилактируемую.

Самоубийства. По мнению Э. Дюркгейма, самоубийством можно считать каждый смертельный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом поступка (положительного или отрицательного), совершенного самим пострадавшим, если он знал (желал) об ожидавшем его результате. В своем классическом исследовании самоубийств он предложил их классификацию: эгоистическое самоубийство; альтруистическое самоубийство; аномичное самоубийство (Дюркгейм, 1994). Наряду с названными видами самоубийств можно говорить о самоубийствах умалишенных, которые классифицируются на маниакальные и меланхолические самоубийства.

Самоубийства в современной России имеют печальную картину. Например, доля смертей в результате самоубийств в общем количестве умерших составила: 1990 г. - 2,4 %, 1994 - 2,7 %. Сто пятьдесят лет назад этот показатель в Росси равнялся 0,06-0,09 % (Гилинский, 2000, с. 289-317).

Проституция - это оказание сексуальных услуг за плату, причем стороны, как правило, не знают друг друга и не испытывают друг к другу устойчивого влечения. Природа и роль проституции в обществе неоднозначны, хотя в некоторые исторические периоды природу проституции сводили только к одной причине

Плоткина Л. Н., Бурлаков В. Н. / Plotkina L. N., Burlakov V. N.

и видели в ней только зло. К примеру, в российском законодательстве в XVIII в. сложилась система прогиби-ционизма, т.е. безусловного запрещения проституции («непотребства»).

Но в 1863 г. в «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» были упразднены все статьи, регламентировавшие ответственность за «непотребство» и оставлены только статьи, которые определяли ответственность за сводничество родителей в отношении детей, мужей в отношении жен, и лиц, призванных осуществлять надзор за несовершеннолетними. Произошел крен в сторону административного контроля, были приняты Правила для публичных женщин и содержательниц борделей. Согласно этим Правилам, женщины, занимавшиеся проституцией, должны были проходить врачебно-полицейский контроль.

Сегодня проституция остается все тем же социальным отклонением и различается по типам, включая женскую, мужскую и детскую. Заметным источником детской проституции стали «уличные дети», попавшие на улицу в силу неблагоприятных жизненных обстоятельств, которые к 12-13 годам уже по несколько лет живут на улице. Также иногда это дети, приехавшие с периферии или убежавшие из учебно-воспитательных учреждений. В силу общественной опасности такой девиации в Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за такие действия в нескольких статьях. В части 3 ст. 240 и части 3 ст. 241 УК РФ за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией и организацию занятия ею. В ст. 2422 УК РФ предусмотрена ответственность за создание продукции с изображением оргий, для участия в которых привлекаются несовершеннолетние.

Бродяжничество. Этот вид отклоняющегося поведения можно характеризовать как способ приспособления к жизни, в основе которого лежит отказ от престижных ценностей (символов успеха), используя официальные пути и способы. Резкое увеличение таких отклонений в обществе обычно характерно для общества, которое встало на путь резких социально-экономических, политических преобразований. Наиболее распространенной формой является поведение бездомных (бомжей).

Правозащитники и гуманитарные организации расценивают понятие «бомж» как порочащее достоинство человека. По их мнению, именно общество и государство толкают этих людей на дно и повинны в том, что эти люди оказываются не в состоянии сохранить или получить жилье, устроиться на работу, вынуждены совершать противоправные действия (Алексеева, 2003).

Правовой контроль в области девиантного поведения имеет свои пределы. Однако идея о том, что все можно контролировать путем возложения правовой ответственности, продолжает лидировать. Хотя не будем забывать слов Э. Дюркгейма о роли девиантного поведения в обретении людьми своих основных прав и свобод. Он отмечал, что во многих странах и в прошлом, и в настоящем свобода выражения своих мыслей, в первую очередь свобода слова, признавались преступлением. Будучи преступлением, такое отклонение день ото дня становилось все более распространенным, необходимым и... полезным. Так продолжалось до тех пор, пока запрещавшие свободу слова правила с той или иной степенью решительности торжественно

ЧЧ

Правоцентризм имеет неоспоримые преимущества в достижении эффективности

контроля девиантного поведения за счет простоты и быстроты применяемых мер. Но долговременный результат за мерами социальной профилактики

u

отменялись в какой-то стране или группе стран (Дюрк-гейм, 1991). Еще раньше Шарль Монтескье говорил, что чрезмерная уголовная репрессия подавляет не столько преступную, сколько волю добропорядочных граждан.

В последнее время интенсивно развивается направление психолого-педагогического предупреждения девиантного поведения2. Одна из его актуальных задач - повышение эффективности профилактики девиант-ного поведения путем формирования нравственной основы жизни. Актуальность ее подчеркивается в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»3.

2 Менделевич, В. Д. (2005). Психология девиантного поведения: учебное пособие. Речь.

3 Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (2022). КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/

В данном контексте целесообразно обратить внимание на психологическое здоровье и нравственный облик молодежи.

Приходится констатировать, что социальные отклонения молодеют и принимают устойчивый рецидивный характер, поэтому основной упор необходимо делать на предупреждение девиаций лиц так называемого «повышенного риска», к которым относится и современная молодежь с еще несформированными личностными качествами.

При этом интеграция усилий общества может осуществляться лишь в рамках обеспечения эффективными технологиями социально-педагогической системы посредством последовательного воспитательно-профилактического и медицинского воздействия. Данный вектор в этом случае будет обеспечивать формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками. В представленном контексте здоровье населения, фундаментом которого выступит правильно организованная среда для формирующейся личности молодого человека, - принципиально значимый показатель в рамках защиты населения и снижения отклоняющегося поведения.

Длительное время здоровье трактовалось как проблема индивидуально-личностного бытия. В этом контексте здоровье понималось исключительно как способность к адаптации на воздействие внешней среды и изменениям состояния внутренней среды, где речь идет исключительно о физиологических адаптационных функциях человека, хотя очевидно, что это лишь часть понятия «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни необходимо рассматривать в единстве его компонентов - биологического и социального. Современное понимание категории «здоровье» все более осмысляется как значимый феномен собственно социального бытия, как «структурообразующий фактор социальности» (Сайко, 2000).

Рассмотрим подробнее, чем характеризуется современное понимание проблематики психологического и нравственного здоровья, сформировавшееся в результате многовекового накопления научных и практических знаний. Как отмечает Б. Г. Юдин, понятие «здоровье» в обыденном сознании, как правило, представлено разнородностью компонентов, в связи с чем не всегда различимы в нем те сложные множественные смыслы, которые составляют его содержание (Юдин, 2000).

В ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»4, учитывающей формулировки экспертов Всемирной организации здравоохранения, сказано: «Здо-

ровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов». Аналогичное комплексное определение представлено и в «Толковом словаре психологических и психоаналитических терминов»: «Здоровье - относительно устойчивое состояние, в котором личность хорошо адаптирована, сохраняет интерес к жизни и достигает самореализации»5. Здоровье - понятие многогранное, включающее не только физическое, но и духовное здоровье.

Анализируя научные источники, посвященные понятию «здоровый образ жизни», приходится констатировать, что данная категория не определена однозначно. В психолого-педагогическом направлении «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации» (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, Л. С. Кобелянская, М. Я. Виленский, И. О. Марты-нюк, Р. Дитлс и др.).

Тем не менее здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизни и деятельности человека, таких как долголетие, качественное выполнение социальных функций, активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой деятельности.

Исследователи Ю. В. Валентик, А. В. Мартыненко, В. А. Полесский определяют три основных компонента здорового образа жизни:

- объективные общественные условия;

- конкретные формы деятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни;

- систему ценностных ориентаций, направляющих сознательную активность.

Эти компоненты объединяют три вида здоровья:

- физическое здоровье - состояние организма, при котором все органы и системы человека хорошо функционируют и человек чувствует себя здоровым;

- психическое здоровье - состояние эмоциональной устойчивости;

- нравственное здоровье - то, что зависит от моральных принципов, являющихся основой социальной жизни человека.

Если для первых двух компонентов имеется четкое понимание их содержания, то в отношении нравственного здоровья на современной западной парадигме, до сих пор укореняющейся в России, стоит остановиться подробнее.

В последнее время все чаще можно услышать различные высказывания, предположения и рассуждения о «нравственном здоровье людей», «нравственном здо-

4 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011). КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_121895/A

5 Васильева, О. С., Филатов, Ф. Р. (2001). Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учебное пособие (стр. 8-9). Академия.

Плоткина Л. Н., Бурлаков В. Н. / Plotkina L. N., Burlakov V. N.

ровье общества», «государственном благе». В чем же смысл данных понятий?

Логично утверждать, что нравственное здоровье складывается в процессе формирования личности человека, его нравственного развития, накопления им нравственного опыта. Этот процесс предполагает нравственное образование и его постоянную модернизацию. Результатом нравственного развития можно считать полноценную нравственную личность. Но это скорее процесс, а не результат. Наиболее динамичной составляющей этого процесса является моральное сознание человека и его нравственный опыт. Личная нравственность этически зрелой личности в итоге соотносится с правилами и нормами поведения, общепринятыми в социуме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, в основе нравственного здоровья личности лежит позитивное восприятие окружающего мира. Это - позиция достойного гражданина своей страны, обладающего развитым нравственным сознанием, осознающим свои действия и поступки. Такая личность ориентирована на созидание, творчество, на стремление к самосовершенствованию и творение добра.

При этом актуальность здорового образа жизни будет тем более значимой, чем с большими нагрузками на организм будет сталкиваться человек в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии его здоровья6.

Следует также отметить, что наиболее существенной причиной девиантного поведения несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании, ввиду чего можно предположить, что о качественном нравственном здоровье в этом случае говорить будет бессмысленно. Большое влияние на поведение подростков и молодежи оказывает то, что они бедны житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, а также их повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию, повышенная внушаемость (Тхакохов, 2014). Следовательно, основную роль в предупреждении социальных девиаций несовершеннолетних играет педагогизация сфер нравственного воздействия.

Проанализируем понятие «нравственность» в современном обществе. Вопросы формирования нрав-

ственных ценностей и воспитания нравственности рассматривались многими психологами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, Э. Эриксон, А. Маслоу, З. Фрейд, А. Адлер, К. Роджерс и др.) и педагогами (Б. Т. Лихачев, Д. К. Ушинский, И. П. Подласый, А. К. Бондаренко, В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Т. А. Куликова, А. В. Запорожец и др.).

В Большом академическом словаре русского языка понятие «нравственность» описывается как совокупность принципов и норм поведения человека по отношению к обществу и другим людям7.

В Педагогическом словаре «нравственность» определяется как «особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости. Нравственность - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь»8.

При этом мораль (от лат. mores - общепринятые традиции, негласные правила) - это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, неправильном и правильном, зле и добре, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений9.

Если обратиться к Психолого-педагогическому словарю Е. С. Рапацевича, то можно обнаружить, что «нравственность - это совокупность норм и правил, которые регулируют отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность»10.

Уточним сущность понятия «норма». В Педагогическом словаре дается следующее определение: «Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации» (Каташев, Линьков, 2016). Получается, что нравственная норма может побуждать человека к определенным поступкам и действиям, а может и запретить или предостеречь от них. Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований

6 Гамова, С. В. (2017). Реферат на тему: «Нравственность - основа устойчивого здоровья общества и человека». Образовательная социальная сеть. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/06/09/nravstvennost-osnova-ustoychivogo-zdorovya-obshchestva

7 Балахонова, Л. И. (ред.) (2004). Большой академический словарь русского языка. Т. 12. Москва, Санкт-Петербург: Наука.

8 Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. (2005). Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений (стр. 92). Москва: Академия.

9 Термин «Мораль». Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C

10 Рапацевич, Е. С. (2006). Психолого-педагогический словарь. Минск: Современное слово.

в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение»11.

Итак, что же такое нравственное здоровье и как происходит формирование нравственных представлений личности?

По мнению Г. Н. Эйсмонт-Швыдкой, в отечественной педагогике воспитание нравственности рассматривается как активный целенаправленный процесс, в результате которого происходит формирование высокого сознания, нравственных чувств, привычек морального сознания и поведения с первых лет жизни (Болдырев, 1979).

11

Основную роль в предупреждении социальных девиаций несовершеннолетних играет педагогизация сфер нравственного воздействия

а

В. В. Линьков предмет нравственного воспитания рассматривает в виде системного единства взаимосвязанных и развивающихся компонентов, входящих в структуру нравственного сознания и нравственного поведения, определяющих положительные качества личности и влияющих на моральный климат групп, сообществ (Каташев, Линьков, 2016).

Существует ли проблема формирования нравственных качеств в обществе, возможно ли воспитать в развивающейся личности нравственные качества?

О воспитании нравственности писал И. П. Под-ласый: «Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Основные задачи

нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения»12.

По результатам проведенного анализа научных источников можно сделать следующий вывод: нравственное воспитание - это активный жизненный процесс постоянных и систематических решений, процесс выстраивания отношений и взаимодействий со средой, обществом, процесс самоопределения в нем и самоуправления в соответствии с установленными социальными нормами13.

Обращаясь к анализу состояния нравственного здоровья молодежи и несовершеннолетних, нельзя не заметить, что в периоды революционных преобразований происходит своего рода разрушение нравственных устоев. В ХХ веке в нашей стране этих периодов было несколько.

После 1917 г. на смену библейским духовным заповедям, по которым фактически жила царская Россия, народу был предложен советский Кодекс строителя коммунизма. И хотя он содержал сходные нравственные критерии: гуманные отношения и взаимное уважение между людьми, честность и правдивость, нравственную чистоту, скромность в общественной и личной жизни, взаимное уважение в семье и заботу о воспитании детей, непримиримость к тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству, однако образ жизни стал иным.

С 90-х годов события в нашей стране напоминают период революционных преобразований, происходит изменение прежнего образа жизни. Нравственные устои общества постепенно стали разрушаться и в обществе укореняется установка: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». В итоге нравственность, о которой так радела интеллектуальная элита и широкие массы населения, постепенно стали понимать как некую слабость человеческую, беспринципность, отсутствие личностного стержня.

Ориентир на возрождение морально-нравственных ценностей необходим в настоящее время прежде всего потому, что завуалированная форма безнравственности современного российского общества с его свободными нравами в рассматриваемом аспекте является в большинстве случаев причиной многих социальных девиаций: наркомании, пьянства, проституции, преступности, других форм аддикций в среде лиц несовершеннолетнего возраста и молодежи.

11 Харламов, И. Ф. (2010). Педагогика: Учеб. пособие для уч. средних учеб. заведений, 2-е изд. перераб. и доп. Академия.

12 Подласый, И. П. (2004). Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов. ВЛАДОС-пресс.

13 Васильева, О. С., Филатов, Ф. Р. (2001). Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учебное пособие (стр. 8-9). Академия.

Плоткина Л. Н., Бурлаков В. Н. / Plotkina L. N., Burlakov V. N.

К основным угрозам нравственных основ жизнедеятельности можно отнести следующие формы девиантного поведения (Рис.1):

Эти негативные явления, охватывая жизнь и деятельность несовершеннолетних и молодежи, относятся к предмету не только психологии, педагогики, социологии и философии, но и правовых наук.

В настоящий момент проблема формирования нравственного здоровья подростков и молодежи остается приоритетным направлением. Вместе с тем современная молодежь, подростки нередко характеризуются небрежностью в отношении к своему здоровью. В некоторой степени это объясняется отсутствием в течение длительного времени социальной политики государства в пропаганде здорового образа жизни. Усугубляет данный факт и то, что современное общество

перешло в эпоху цифровизации, которая наряду с несомненным положительным воздействием вносит в жизненное пространство людей ряд таких проблем, с которыми человечество столкнулось относительно недавно.

В связи с этим в контексте обозначенной проблемы актуальной становится задача формирования у молодого населения общества не просто нравственных представлений о здоровье. Речь должна идти об активном формировании у молодого человека четких представлений о культуре здоровья, включающей в себя и информационную составляющую. В этом ракурсе будет уместным конкретизировать основные угрозы современного цифрового общества. Речь идет о следующих сайтах:

- сайты, посвященные продаже контрабандных товаров или другой незаконной деятельности;

Рисунок 1. Основные формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних Figure 1. Main forms of manifestation of deviant behavior of minors

- сайты, размещающие изображения порнографического характера или иной неприемлемый сексуальный контент, к которым подростки, молодежь могут легко получить доступ;

- сайты с рекламой табака, алкоголя и наркотиков;

- сайты, посвященные изготовлению взрывчатых веществ;

- сайты, пропагандирующие насилие и нетерпимость;

- сайты, публикующие дезинформацию;

- сайты по продаже оружия, отравляющих веществ;

- сайты, позволяющие детям принимать участие в азартных онлайн-играх;

- сайты, на которых могут собирать и продавать частную информацию о детях, подростках, семье в целом.

Если рассмотреть поэтапно последовательность распространения вредоносного эффекта от пребывания на перечисленных сайтах, который ощущает на себе молодой человек, подросток, то прежде всего следует отметить разрушающее воздействие на их психику.

Сюда можно отнести информацию:

- побуждающую подростков, молодых людей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни (здоровью), в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

- способную вызвать у молодых людей желание употребить наркотические средства, психотропные или (и) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и другие напитки, изготавливаемые на основе алкоголя;

- способную вызвать желание принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством;

- обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия и (или) жестокости, либо побуждающую осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных действующим федеральным законом;

- отрицающую семейные ценности и формирующую неуважение к родителям и другим членам семьи;

- оправдывающую противоправное поведение;

- содержащую нецензурную брань;

- порнографического характера.

Согласно данным Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций, в России в 2016 году доля молодых пользователей сети Интернет составляла 56 % в возрасте от 14 до 16 лет, которые практически все время проводили в сети. Этот показатель уже тогда опережал европейские цифры14. В январе 2021 г. указанным Министерством были представлены новые показатели. Так, доля пользователей интернета в возрасте от 12 до 24 лет оказалась самой большой по сравнению с другими возрастными категориями и составила 97,1 %. Следует обратить внимание на принципиальные возрастные особенности молодых пользователей сети. По мнению многих исследователей, занимающихся изучением рассматриваемого нами вопроса, наиболее уязвимыми для киберугроз являются подростки 13-15 лет. В этом возрасте поведение молодых людей в интернете становится более активным и сложным. Одновременно, как отмечают исследователи, начинает ослабевать контроль со стороны родителей. Отмеченные факты позволяют сделать некоторые выводы.

Начиная с 13-15 лет наблюдается резкий скачок количества юных пользователей, которые большую часть своего свободного времени проводят в сети. В то же время родители детей 13-15 лет чаще замечают что-то настораживающее на их страницах в соцсетях: у молодых людей именно этого возраста часто встречаются друзья или одноклассники, предпочитающие публиковать жестокий контент. Они же чаще остальных возрастных аудиторий увлечены многопользовательскими онлайн-игра-ми, а также чаще других сталкиваются с кибер-буллингом. Вместе с тем ни для кого не секрет, что современные школьники в целом слабо защищены от интернет-угроз. По статистике, каждый пятый опрошенный получал предложение дружбы от незнакомых взрослых в соцсетях.

Что касается средств защиты детей в сети, то, согласно опросу, проведенному Лабораторией Кас-перского, функция родительского контроля подключена лишь у 38 % родителей15, причем в основном на стационарных компьютерах и ноутбуках. Мобильные устройства, с которыми дети проводят большую часть личного времени, чаще всего неза-щищены.

Что касается взаимоотношений родителей и детей, здесь также наблюдается далеко не самая благополучная картина. Онлайн-жизнь детей про-

14 Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru

15 Соцопрос. Официальный сайт Лаборатории Касперского. URL: https://www.kasperskv.ru.

Плоткина Л. Н., Бурлаков В. Н. / Plotkina L. N., Burlakov V. N.

воцирует частые конфликты с родителями, в чем признались 29 % опрошенных родителей, при этом основной причиной конфликта (83 %) выступает количество времени, проводимое в сети.

Таким образом, формирование нравственных основ жизни как основы профилактики социальных девиаций среди несовершеннолетних и молодежи - это комплексный институт, включающий экономические, организационно-управленческие, социальные, морально-психологические, санитар-

но-эпидемиологические, медицинские, культурно-нравственные, профилактические и правовые меры (Козаченко, Сергеев, 2022), которые государство обязано предпринимать в интересах своих граждан. Реализация данных мер будет способствовать формированию морально-нравственных представлений у подростков и молодежи в аспекте основ культуры здоровья населения и повышению эффективности профилактики девиантного поведения среди молодого населения общества.

Список литературы

Алексеева, Л. С. (2003). Бездомные как объект социальной дискредитации. Социологические исследования, 9 (233). EDN OOOVCJ.

Болдырев, Н. И. (1979). Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. Москва: Педагогика.

Гилинский, Я. И. (ред.) (2000). Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х-ХХ вв.): тенденции и социологическое осмысление: монография. Санкт-Петербург: Алетейя.

Дюркгейм, Э. (1991). О разделении общественного труда. Метод социологии (пер. с франц.). Москва: Наука.

Дюркгейм, Э. (1994). Самоубийство: Социологический этюд (пер, с фр. с сокр.; под ред. В. А. Базарова). Москва: Мысль.

Каташев, И. А., Линьков, В. В. (2016). Критерии нравственного развития. Наука и школа, 2, 196-206.

Козаченко, И. Я., Сергеев, Д. Н. (2022). Должно ли уголовное право обеспечивать принудительность моральных запретов? Юридический вестник Кубанского государственного университета, 1, 40-49. https://doi.org/10.31429/20785836-14-1-40-49

Сайко, Э. В. (2000). Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции. Мир психологии, 1 (21), 3-11.

Скуг, У, Бьерк, К. (1990). Алкоголизм и насильственная преступность. Общественные науки за рубежом: Реферативный журнал. Серия 4: Государство и право, 1.

Тхакохов, А. А. (2014). Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних. Молодой ученый, 4 (63), 882-884.

Юдин, Б. Г. (2000). Здоровье: факт, норма и ценность. Мир психологии, 1 (21), 54-68.

References

Alekseeva, L. S. (2003). Bezdomnye kak ob"ekt social'noj diskreditacii. Sociologicheskie issledovaniya, 9 (233). EDN OOOVCJ.

Boldyrev, N. I. (1979). Nravstvennoe vospitanie shkol'nikov. Voprosy teorii. Moskow: Pedagogika.

Gilinskij, Ya. I. (red.) (2000). Deviantnost' i social'nyj kontrol' v Rossii (H1H-HKH vv.): tendencii i sociologicheskoe osmyslenie: monografiya. Saint Petersburg: Aletejya.

Dyurkgejm, E. (1991). O razdelenii obshchestvennogo truda. Metod sociologii (per. s franc.). Moskow: Nauka.

Dyurkgejm, E. (1994). Samoubijstvo: Sociologicheskij etyud (per, s fr. s sokr.; pod red. V. A. Bazarova). Moskow: Mysl.

Katashev, I. A., Lin'kov, V. V. (2016). Kriterii nravstvennogo razvitiya. Nauka i shkola, 2, 196-206.

Kozachenko, I. Ya., Sergeev, D. N. (2022). Dolzhno li ugolovnoe pravo obespechivat' prinuditel'nost' mor-al'nyh zapretov? Yuridicheskij vestnik Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta, 1, 40-49. https://doi. org/10.31429/20785836-14-1-40-49

Sajko, E. V. (2000). Zdorov'e kak yavlenie social'nogo bytiya i osnovanie dejstvennoj sily cheloveka v ego evolyucii. Mir psihologii, 1 (21), 3-11.

Skug, U., Berk, K. (1990). Alkogolizm i nasil'stvennaya prestupnost'. Obshchestvennye nauki za rubezhom: Refera-tivnyj zhurnal. Seriya 4: Gosudarstvo i pravo, 1.

Thakohov, A. A. (2014). Prichiny i usloviya protivopravnogo povedeniya nesovershennoletnih. Molodoj uchenyj, 4 (63), 882-884.

Yudin, B. G. (2000). Zdorov'e: fakt, norma i cennost'. Mir psihologii, 1 (21), 54-68.

Информация об авторах:

Лилия Николаевна Плоткина - доцент кафедры социальной безопасности Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кандидат психологических наук, доцент

Владимир Николаевич Бурлаков - профессор кафедры уголовного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

About the authors:

Lilia N. Plotkina - Associate Professor at the Department of Social Security of Herzen Russian State Pedagogical University, Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor.

Vladimir N. Burlakov - Professor at the Criminal Law Department, Faculty of Law, St. Petersburg State University, Dr. Sci. (Jurid.), Professor.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад авторов

Авторы внесли равный вклад в разработку исследования, обработку его результатов и написание текста статьи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 01.09.2023 Одобрена после рецензирования 03.10.2023 Опубликована 28.10.2023

Authors' contribution

All authors made an equal contribution to the development of the research, the processing of its results and the writing an article.

The authors declare no conflicts of interests.

Submitted Sertember 01, 2023 Approved after reviewing October 03, 2023 Accepted October 28, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.