Научная статья на тему 'Development of ability of an intoning and designing of various texts according to the statement purposes at Russian lessons'

Development of ability of an intoning and designing of various texts according to the statement purposes at Russian lessons Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТОНАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ / ПАРТИТУРА ТЕКСТА / КОММУНИКАТИВНАЯ ЦЕЛЬ / ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ / СОЧИНЕНИЕ / ИЗЛОЖЕНИЕ / ЖАНРЫ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА / NTONATIONAL REGISTRATION OF THE SPEECH / SCORE OF THE TEXT / COMMUNICATIVE PURPOSE / COMIC TEXT / AND DESIGNING / COMPOSITION / STATEMENT / GENRES OF THE RUSSIAN FOLKLORE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Puzankova E.N.

In the article the working methods at Russian lessons developing the abilities of pupils on an intoning and designing of various texts according to the statement purposes forming an emotional and figurative system of the speech of pupils including texts of genres offolklore are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Development of ability of an intoning and designing of various texts according to the statement purposes at Russian lessons»

УДК 811.161.1' 342.9 (072.3) E.H. ПУЗАНКОВА

доктор педагогических наук, профессор, и. о. проректора по научной работе, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

UDC 811.161.1' 342.9 (072.3) E.N. PUZANKOVA

Doctor of Pedagogics, Professor, acting vice rector for scientific work, Orel State University named after

IS, Turgenev

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ИНТОНИРОВАНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕКСТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

DEVELOPMENT OF ABILITY OF AN INTONING AND DESIGNING OF VARIOUS TEXTS ACCORDING TO THE STATEMENT PURPOSES AT RUSSIAN LESSONS

В статье рассматриваются приемы работы на уроках русского языка, развивающие способности учащихся по интонированию и конструированию различных текстов в соответствии с целями высказывания, формирующие эмоциональный и образный строй речи учащихся, включая тексты жанров устного народного творчества.

Ключевые слова: интонационное оформление речи, партитура текста, коммуникативная цель, юмористический текст и конструирование, сочинение, изложение, жанры русского фольклора.

In the article the working methods at Russian lessons developing the abilities of pupils on an intoning and designing of various texts according to the statement purposes forming an emotional and figurative system of the speech ofpupils including texts of genres offolklore are considered.

Keywords: intonational registration of the speech, score ofthe text, communicative purpose, comic text, and designing, composition, statement, genres of the Russian folklore.

Очень важно развивать восприимчивость учащихся к интонационному оформлению речи, учить детей приемам интонирования фразы.

Начинать работу можно с наблюдения над интонацией известных учащимся строк из поэмы H. A. Некрасова «Зеленый Шум»

Задание

Прочитайте отрывок из поэмы H.A. Некрасова «Идет-гудет Зеленый Шум», предварительно составив партитуру текста, т.е. расчленив фразы на такты, проставив логическое ударение, объяснив расстановку знаков препинания, интонационную оформленностъ текста.

Сначала, соблюдая партитуру текста, читают весь отрывок 2-3 ученика: затем торжественно, звонко, грозно читает весь класс с постепенным нарастанием тучности: от одного одинокого голоса до гулкого хора всего класса.

Такое упражнение не только развивает чувствительность учеников к интонации фразы, но утверждает самосознание русского человека, пусть еще маленького, но обладающего чувством собственного достоинства, помогает увидеть силу единения, сплоченности хора-класса, их значимость для любой личности.

Большим развивающим эффектом обладают упражнения, требующие разного прочтения одного и того же словесного материала, способствующие совершенствованию выразительности речи учащихся. Например:

Задание

Прочтите из стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя

гроза» первую строчку «Люблю грозу в начале мая»

а) похвалив автора, б) поругав автора, в) так, будто вы рисуете плакат, г) будто вы пишете миниатюру, д) будто вы великаны, е) словно вы боитесь, что вас перебьют, остановят, ж) будто вы диктуете текст, з) выразив свое отношение к читаемому.

Или

Прочитайте скороговорку так, как будто а) разговаривают сплетницы, б) вы говорите по телефону и плохо слышите собеседника:

- Расскажите про покупку.

- Про какую про покупку?

- Про покупку, про покупку!

- Про покупочку мою?

Прочитайте так, как будто а) вы рассказываете сказку, б) хвалите бобров: Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры. Прочитайте так, как будто вы хотите а) напугать или

б) успокоить сообщением:

Из-под топота копыт пыль по полю летит. На следующем этапе работы следует переходить к заданиям по конструированию и интонационному оформлению предложений, выполняющих определенную (указанную в условии) коммуникативную цель. Наиболее эффективны упражнения по конструированию вопросительных и восклицательных предложений. Задание

Составьте 4 вопросительных предложения: 1) ко-

© E.H. Пузанкова © E.N. Puzankova

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (70), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 70. 2016

торое задают, чтобы что-то узнать («Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне?», A.C. Пушкин); 2) требующее утвердительного или отрицательного ответа («Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?», И.А. Крылов); 3) альтернативное, требующее ответа на выбор («То ли чурка, то ли бочка проплывает по реке?», А.Твардовский); 4) риторический вопрос («О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?», H.A. Некрасов). Используйте, если это необходимо, специальных помощников - вопросительные слова: кто, что, где, куда, откуда, почему зачем, как, неужели, разве, ли.

Когда ученики демонстрируют свои вопросы (читая их с нужной интонацией), учитель устраивает «блицтурнир»: на каскад вопросов мгновенные ответы любого из учеников. Если тема, предложенная учителем, на которую задаются вопросы, не патетична, возможна оценка не только быстроты, но и остроумия ответов

Подобное задание предлагается и на конструирование восклицательных предложений:

Задание

Составьте восклицательные предложения, передающие 1) чувства (радость, гнев, огорчение, тревогу, удивление, обиду), 2) побуждение к действию (приказ, призыв, мольбу, команду), 3) формулы приветствия, прощания, пожелания. При работе используйте, в тех случаях, где нужно, восклицательные слова: ах, ой, ай, эй, av, ох, эх, ага, ура, уф, ого, увы, ай-ай-ай, попался, караул, батюшки, как, что, какой. Прочтите составленные предложения, соблюдая необходимую интонацию.

Заключительный этап работы - написание сочинений, передающих настроение, чувства детей.

Можно предложить следующие темы: «Как я .... (удивилась, испугалась, огорчилась, обрадовалась), «Памятная про1улка по зимнему лесу». Приведем примеры творческих работ шестиклассников.

Как я удивилась

В прошлом учебном году я прочитала рассказ JT. Андреева «Петька на даче». Мне рассказ очень понравился. А этим летом я с радостью узнала, что мы с мамой приглашены в музей Л. Андреева, где была организована выставка его картин.

Я думала, что Л. Андреев только писатель, а он оказался прекрасным художником. Из Москвы впервые были привезены его работы. Я долго стояла около картины «Один оглянулся». Мне было страшно. А вот на «Автопортрете» Л. Андреев выглядит настоящим красавцем.

Мне понравилась обстановка в доме: тяжелая дубовая мебель, старинный рояль, абажур над круглым столом и много разных других вещей.

Когда мы с мамой рассматривали вещи Андреева и его картины, то случайно наткнулись на аттестат об окончании гимназии. Я удивилась, увидев «тройки» по многим дисциплинам. Великий писатель, талантливый художник - и «тройки»?!

Вот так я и удивилась.

(Ольга К.)

Тем более, что Орловщина богата историческим, литературным наследием, способным удивить, восхитить. И это богатство должно быть востребовано словесником.

Не менее важно, чтобы ученики не потеряли способность смеяться, улыбаться. Дети должны почувствовать и остроумие, и изящность слова, поэтому на уроках родного языка должны звучать шуточные стихотворения. каламбуры. Например, можно предложить ученикам найти случаи традиционного (исторического) написания слов в следующем стихотворении: Чудак - математик В Германии жил. Он хлеб с колбасою Случайно сложил. Затем результат Положил себе в рот Вот так Человек Изобрел Бутерброд. /Г.Сапгир/

Примечание: это же стихотворение можно представить для анализа при изучении лексики (явления заимствования слов из иностранных языков).

Для развития чувствительности к комическому в языке можно предложить изложение юмористического текста, например, рассказа К.Г. Паустовского «Кот-ворюга». Задание

Прочитайте текст. Докажите, что по композиции (построению) - это рассказ. Выпишите слова, словосочетания, характеризующие внешность кота, его повадки, характер, настроение. Найдите среди выписанных материалов метафоры (слова, употребленные в переносном смысле вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство), сравнения. Определите, какие из языковых средств помогают автору передать юмор ситуации (добродушно-насмешливое изображение явлений, предметов в комическом, смешном виде, сочетающееся с сочувственным отношением к предмету смеха). Составьте план рассказа. Напишите подробное изложение данного текста.

Как видим, работа по анализу текста предлагается комплексная, включающая не только наблюдение над языковыми средствами, создающими комический эффект, но и над композицией текста, метафорами, эпитетами, обучение учащихся составлению простого плана юмористического рассказа.

Затем ученики пробуют свои силы в создании собственного комического рассказа, повествующего о забавном событии, случившемся с четвероногим другом (в прозе или стихах).

Для развития эмоционального и образного строя речи учащихся важно обращение к жанрам устного народного творчества.

Причем на уроках словесности речь должна идти не только о жанрах русского фольклора (разговоре, пре-

дании, бывальщине, сказке, пословице, песне, причитании, частушке, райке, заговоре, прозвище, загадке), но и о том, какие заботы приносит сельскому труженику каждое время года, какие издавна существуют профессии на Руси (плотники, кузнецы, копатели колодцев, пастухи, сапожники, столяры, нищие, лодочники, печники, мельники, гончары, знахари, торговцы), о рукоделии (литье, вязании, плетении), о русском быте, зодчестве, об элементах костюма, о традиционных русских кушаниях. о русских обрядах. Тогда все фольклорные произведения станут более близки, понятны ученикам, поскольку дети будут знать о событиях, праздниках, которые сопровождаются созданными народом творениями. Материал для такой работы можно взять в книге Василия Белова «Лад». Однако следует учесть, что ряд сведений, предлагаемых писателем (об устройстве избы, кушаниях), более характерны для севера России. Поэтому очень важно обращаться к местному материалу, рассказывать о быте, укладе жизни своей деревни, слушать песни, сказки, были старожилов своего села.

Затем школьникам можно предложить самим попробовать написать произведения фольклорного жанра: сказки, былины, частушки, песни, загадки, используя характерные для этих произведений языковые средства, литературные приемы: устойчивые формулы начала и конца сказки /зачина и концовки/, гиперболы, постоянные эпитеты, повторы, параллелизмы, метафоры и сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Приведем примеры творческих работ учащихся 6 класса:

Сказка.

Котофей Котофеевич

Жили в одной деревне дед с бабкой. Был у них кот по имени Котофей Котофеевич. Каждый день кот ловил мышей, и дедушка его за это кормил всякими лакомствами. Но бабка не любила Котофея и ждала случая, чтобы выгнать его. К счастью для бабки, этот случай настал. В этот день кот пролил на кухне молоко. Бабка очень обрадовалась, что теперь-то можно выгнать проказни-

ка. Старуха пожаловалась деду. Пришлось старику выгнать из дома. Котофея Котофеевича. И через несколько дней мыши поняли, что бояться нечего. Они стали выходить из своих норок и поедать в доме все, что им попадалось. И так было каждый день. И тогда бабка сама пошла искать кота, и когда его она нашла, то попросила прощения.

(Евгения П)

Сказка может быть фрагментом сочинения более Сложного жанра -рассуждения. Например, сочинения-рассуждения «Надо ли знать природу?»:

Не менее интересными получаются созданные учениками мифы, в которых они пытаются объяснить явления природы с точки зрения древних людей. Например: Миф о Яре

Однажды Яр - молодой бог поехал на своем белом коне прокатиться по небу. И вдруг увидел с неба в темном лесу двух маленьких зайчат, оставшихся без матери. Вокруг них летали огромные совы. Яр метнул несколько светлых лучей в темноту глухого леса. Совы бросились прочь от яркого света. Мать-сыра земля стала пить золотые лучи солнца. В лесу позеленела трава, расцвели цветы, запели птицы, зайчата начали прыгать и играть, а Яр смотрел на них сверху и улыбался. Так на землю пришла весна. (Ярослав X.)

А начинаться работа по овладению фольклорными жанрами может с самого простого - придумывания загадок/стихотворных и прозаических/. Например:

Не мышь, а хвостат, не заяц, а ушаст, не рак. а усат, не тигр, а полосат. (Кот)

Солнце светит - полотно голубое, а не светит - полотно черное. (Небо, день, ночь).

Красная-прекрасная кормит снегирей, растет кистью, но не виноград. (Рябина)

В том, что работа по овладению фольклорным материалом окажет сильнейшее воздействие не только на совершенствование творческих возможностей ребенка, но и его нравственное развитие, сомневаться не приходится.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.