Научная статья на тему 'Developing social and personal competencies of future specialists in the educational process at a higher school institution'

Developing social and personal competencies of future specialists in the educational process at a higher school institution Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ГИБКИЕ НАВЫКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / SOCIAL AND PERSONAL COMPETENCES / SOFT SKILLS / VALUE APPROACH / PROJECT ACTIVITIES / GRADUATE COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Voylokova Elena Arkadievna

In this article, the level of social and personal competences of modern university graduates is considered as one of the main educational outcomes in higher education. Examples of project activities within the educational process are given

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Developing social and personal competencies of future specialists in the educational process at a higher school institution»

Е. А. Войлокова

(Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В качестве одного из ведущих результатов образования в высшей школе в статье рассматривается сформированность социально-личностных компетенций выпускников современного университета. Приведены примеры проектной деятельности в рамках образовательного процесса

В рамках постепенно складывающихся традиций компетентностного подхода в российском высшем образовании принято оперировать более конкретными и прикладными категориями, чем традиционные фундаментальные профессиональные знания. Сейчас востребованы современным рынком труда так называемые «гибкие навыки» или «Soft Skills» (в российской литературе - социально-личностные компетенции), которые наряду с профессиональными компетенциями («Hard Skills»), отвечают за конкурентоспособность специалиста на современном рынке труда [5, 12]. По оценке экспертов именно они определяют сегодня успешность трудоустройства выпускников, карьерный рост специалистов и в целом успех профессиональной деятельности работника (В. И. Байденко [1], Б. Л. Вульфсон [4], О. Н. Олейникова [10] и др.).

Анализ содержания образовательной деятельности современного российского вуза показал, что в процессе профессиональной подготовки не в достаточной степени происходит развитие «гибких навыков» (социально-личностных компетенций) будущих специалистов, так как согласно содержанию образовательных стандартов высшей школы первого-второго поколения формирование и развитие «гибких навыков» не является прямой задачей высшей школы. Новая компетентностная методология в стандартах третьего поколения должна изменить сложившуюся ситуацию (В. А. Болотов [3] и др.). Так, например, в макете нового стандарта высшего профессионального образования речь идет о том, что должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системнодеятельного характера). Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности [п. 4.1.3.]. Таким образом, в качестве одного из ведущих требований к ре-

зультатам освоения основных образовательных программ предъявляется овладение будущими специалистами широким набором социальноличностных компетенций.

Анализ процесса реформирования высшей школы и проводимых инноваций позволил нам выявить, что развитие «гибких навыков» будущих специалистов может обеспечиваться через формирование проектной культуры, прежде всего, во внеучебной деятельности университета. В качестве инструмента, обеспечивающего развитие социально-личностных компетенций будущих специалистов, нами использовалось образовательное проектирование или проектирование «гибких навыков» в образовательном процессе вуза.

Следует отметить, что интерес к проектированию в гуманитарных науках на современном этапе возрастает. С точки зрения антропологического подхода проектирование рассматривается как способ влияния человека на социальную действительность, как фактор становления самого человека в процессе конструирования социальной практики [6, 9]. Ценностный подход позволяет рассматривать проектирование как пространство смыслообразования (О. Г. Прикот [11] и др.). Происходит переосмысление сущности самого образования - как инновационной среды личностной коммуникации (Е. С. Заир-Бек [8], В. Е. Радионов, А. П. Тряпицина и др.), как пространства новой образовательной реальности, в проектировании и создании которой принимает участие сам человек.

Итак, образовательное проектирование в контексте нашего исследования - ценностносмысловая реальность, созданная в результате образовательной деятельности студентов, направленная на развитие социально-личностных компетенций и обеспечивающая успешное профессиональное самоопределение будущих специалистов.

К условиям развития социально-личностных компетенций как фактора профессионального самоопределения студентов можно отнести:

выявление ценностной их значимости у будущих специалистов, признание преподавательским и студенческим сообществом необходимости развития социально-личностных компетенций как фактора профессионального самоопределения студентов, создание проектной образовательной среды через систему мероприятий внеучебной деятельности, критериальная оценка сформированности социально-личностных компетенций как фактора профессионального самоопределения студентов.

Оценка и развитие гибких навыков или социально-личностных компетенций студентов происходит через систему образовательных проектов, содержание которых определяется направленностью профессиональной подготовки студентов. Ведущим компонентом образовательного проектирования студентов является организация межфакультетской проектной деятельности. В качестве промежуточного результата предъявляется индивидуальный или коллективный проект на конкурсе в конце года. Для организации и проведения конкурса проектов создается независимое жюри, члены которого приглашаются из различных организаций, предприятий, ведомств, объединений работодателей, рекрутинговых компаний и т.п. В состав жюри также входят сотрудники кафедр и деканатов, представители студенческого сообщества.

Эксперимент проводился в группах факультета «Общего менеджмента» (ОМ) ИНЖЭКОН (64 студента).

В ходе эксперимента был проведен анализ самооценки личностных и социальных компетенций студентами и проведено сравнение с экспертными значениями. В качестве минимального значения нами было принято 4,66, что соответствует 66,6% необходимого уровня проявления компетенции.

По результатам экспертной оценки на начало эксперимента среднее значение всех компетенций студентов ниже минимального значения - 4,66. Проведенный эксперимент также показал, что студенты с точки зрения уровня сформированности у них социально- личностных компетенций оценивают себя неадекватно. Осуществленное экспертное наблюдение со стороны преподавателей университета и потенциальных работодателей и проводимая проектная деятельность выявили в большинстве случаев завышенную самооценку студентов.

Следующей задачей исследования являлось определение направлений внеучебной проектировочной деятельности студентов, направленной на формирование социально-личностных

компетенций будущих специалистов в современном университете. Для реализации данной задачи было проанализировано содержание действующих и будущих стандартов высшего профессионального образования по соответствующим специальностям. После чего были сформулированы темы соответствующих проектов, которые разрабатывались студентами в процессе внеучебной деятельности и представлены на конкурс.

Конкурс проектов был направлен на решение следующих задач: выявление степени готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности и сформированности идеалов будущего специалиста-профессионала, анализ качества и уровня осмысленности собственного будущего, развитие профессиональных способностей студентов, творческий поиск эффективных идей и способов их реализации в решении проблем современного управления.

В группах факультетов «Региональной экономики и управления» (РЭУ), «Общего менеджмента» (ОМ) в эксперименте использовались следующие проекты:

1. «Коммуникативная культура» (Задание: в публичном выступлении словесно представить предлагаемую тему на основе художественнопублицистических материалов).

2. «Самопрезентация» (Задание: выявить

умения демонстрации собственной личности в системе внешних коммуникаций).

3. «Педагогическая грамотность» (Задание: составить психолого-педагогическую характеристику межгрупповым отношениям и взаимодействиям коллектива фирмы, предприятия, учреждения на основе материалов диагностических срезов).

4. «Стратегические и тактические управленческие решения» (Задание: концептуально изложить собственное видение решения поставленной задачи сферы стратегического менеджмента).

5. «Информационные технологии управления» (Задание: организовать работу подразделения для обработки экономической информации с помощью различных инструментальных средств информационных технологий).

6. «Антикризисное управление и инновационный менеджмент» (Задание: проанализировать фрагмент профессиональной ситуации, посвященной антикризисному управлению в условиях развития инноваций, предложить оптимальный выход из данной ситуации).

Критерии оценки успешности выполнения проекта: согласованность участников, правильность определения проблемы, уровень ее стра-

86

Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования

тегического обоснования, инновационность избранного пути выхода из ситуации, эффективность предложенного решения проблемы.

По окончанию демонстрации проектов проводилось собеседование с потенциальным работодателем. В процессе собеседования выявлялся уровень ценностно-целевой зрелости студентов, работодатели совместно с будущими специалистами определяли контуры возможных соглашений о найме. Как один из результатов исследования создавался собирательный портрет-образ выпускника университета, который может быть использован в качестве ориентира для принятия решений в ходе переговоров потенциальных работодателей и будущих специалистов. Попытка визуализации студентами себя в предлагаемых ситуациях позволяла выявить адекватность ценностей участников ценностям современного рынка труда. Кроме того, исходя из реакции на ситуацию, мотивации к деятельности, содержания ответов студентов

определялся уровень социальной зрелости участников проектировочной деятельности.

В заключение отметим, что прямыми результатами проектировочного эксперимента, осуществлённого в ходе проведённого исследования, являются:

- качественный и количественный прирост социально-личностных компетентностей студентов;

- рост профессиональной мотивации и интереса к будущей деятельности студентов ИНЖЭКОН на 37% (средний результат по факультетам);

- уменьшение проявления такой характеристики, как «разбросанность жизненных интересов» на 19%.

У студентов, входивших в контрольную группу (101 чел.) и не принимавших участия во внеучебной проектировочной деятельности, показатели по указанным характеристикам составили 12% и 11% соответственно.

Литература

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. - М.: ИЦПКПС, 2006. - 71 с.

2. Болонский процесс: середина пути / Федер. агентство по образованию ; Упр. междунар. образования и сотрудничества [и др.] ; под науч. ред. д.п.н., проф. В. И. Байденко. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов : Российский Новый Университет, 2005. - 378 с.

3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. - М.: Педагогика, 2003. - Т.10.

4. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века = Educational strategy in the West: toward the XXI century / [Б. Л. Вульфсон] ; Ун-т Рос. акад. образования. - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 207 с.

5. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах» от 22.11.08. - М.: Минобрнауки. - 2008. (Проект).

6. ДжонсДж. К. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986. - 326с.

7. Дитрих Я. Проектирование и конструирование. Системный подход / пер. с польск. - М.: Мир, 1981. - 456 с.

8. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие. - СПб.: Просвещение, 1995. - 234 с.

9. Луков В. А. Социальное проектирование: учеб. пособие. - М., 2003. // СОТИС - Социальные технологии, исследования. - 2003. -№3. - С.96.

10. Олейникова О. Н. Анализ потребности в умениях : метод. пособие / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю. В. Коновалова. - Москва : Альфа-М, 2005. - 140 с.

11. Прикот О. Г. Педагогическое проектирование как рабочий инструмент методической службы школы // Методист. - 2002. - №2. -С.25-30.

12. Key competencies for a successful life and a well-functioning society (2003) D.S . Rychen and L. H. Salganik (eds.); Contributions to the second DeSeCo symposium (2003) D. S. Rychen, L. H. Salganik, and M. E. McLaughlin (eds.) [Электронный ресурс]: URL:// www. deseco. ad-min.ch/ (дата обращения 1.10.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.