Е. А. Войлокова
(Санкт-Петербург)
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В качестве одного из ведущих результатов образования в высшей школе в статье рассматривается сформированность социально-личностных компетенций выпускников современного университета. Приведены примеры проектной деятельности в рамках образовательного процесса
В рамках постепенно складывающихся традиций компетентностного подхода в российском высшем образовании принято оперировать более конкретными и прикладными категориями, чем традиционные фундаментальные профессиональные знания. Сейчас востребованы современным рынком труда так называемые «гибкие навыки» или «Soft Skills» (в российской литературе - социально-личностные компетенции), которые наряду с профессиональными компетенциями («Hard Skills»), отвечают за конкурентоспособность специалиста на современном рынке труда [5, 12]. По оценке экспертов именно они определяют сегодня успешность трудоустройства выпускников, карьерный рост специалистов и в целом успех профессиональной деятельности работника (В. И. Байденко [1], Б. Л. Вульфсон [4], О. Н. Олейникова [10] и др.).
Анализ содержания образовательной деятельности современного российского вуза показал, что в процессе профессиональной подготовки не в достаточной степени происходит развитие «гибких навыков» (социально-личностных компетенций) будущих специалистов, так как согласно содержанию образовательных стандартов высшей школы первого-второго поколения формирование и развитие «гибких навыков» не является прямой задачей высшей школы. Новая компетентностная методология в стандартах третьего поколения должна изменить сложившуюся ситуацию (В. А. Болотов [3] и др.). Так, например, в макете нового стандарта высшего профессионального образования речь идет о том, что должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системнодеятельного характера). Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности [п. 4.1.3.]. Таким образом, в качестве одного из ведущих требований к ре-
зультатам освоения основных образовательных программ предъявляется овладение будущими специалистами широким набором социальноличностных компетенций.
Анализ процесса реформирования высшей школы и проводимых инноваций позволил нам выявить, что развитие «гибких навыков» будущих специалистов может обеспечиваться через формирование проектной культуры, прежде всего, во внеучебной деятельности университета. В качестве инструмента, обеспечивающего развитие социально-личностных компетенций будущих специалистов, нами использовалось образовательное проектирование или проектирование «гибких навыков» в образовательном процессе вуза.
Следует отметить, что интерес к проектированию в гуманитарных науках на современном этапе возрастает. С точки зрения антропологического подхода проектирование рассматривается как способ влияния человека на социальную действительность, как фактор становления самого человека в процессе конструирования социальной практики [6, 9]. Ценностный подход позволяет рассматривать проектирование как пространство смыслообразования (О. Г. Прикот [11] и др.). Происходит переосмысление сущности самого образования - как инновационной среды личностной коммуникации (Е. С. Заир-Бек [8], В. Е. Радионов, А. П. Тряпицина и др.), как пространства новой образовательной реальности, в проектировании и создании которой принимает участие сам человек.
Итак, образовательное проектирование в контексте нашего исследования - ценностносмысловая реальность, созданная в результате образовательной деятельности студентов, направленная на развитие социально-личностных компетенций и обеспечивающая успешное профессиональное самоопределение будущих специалистов.
К условиям развития социально-личностных компетенций как фактора профессионального самоопределения студентов можно отнести:
выявление ценностной их значимости у будущих специалистов, признание преподавательским и студенческим сообществом необходимости развития социально-личностных компетенций как фактора профессионального самоопределения студентов, создание проектной образовательной среды через систему мероприятий внеучебной деятельности, критериальная оценка сформированности социально-личностных компетенций как фактора профессионального самоопределения студентов.
Оценка и развитие гибких навыков или социально-личностных компетенций студентов происходит через систему образовательных проектов, содержание которых определяется направленностью профессиональной подготовки студентов. Ведущим компонентом образовательного проектирования студентов является организация межфакультетской проектной деятельности. В качестве промежуточного результата предъявляется индивидуальный или коллективный проект на конкурсе в конце года. Для организации и проведения конкурса проектов создается независимое жюри, члены которого приглашаются из различных организаций, предприятий, ведомств, объединений работодателей, рекрутинговых компаний и т.п. В состав жюри также входят сотрудники кафедр и деканатов, представители студенческого сообщества.
Эксперимент проводился в группах факультета «Общего менеджмента» (ОМ) ИНЖЭКОН (64 студента).
В ходе эксперимента был проведен анализ самооценки личностных и социальных компетенций студентами и проведено сравнение с экспертными значениями. В качестве минимального значения нами было принято 4,66, что соответствует 66,6% необходимого уровня проявления компетенции.
По результатам экспертной оценки на начало эксперимента среднее значение всех компетенций студентов ниже минимального значения - 4,66. Проведенный эксперимент также показал, что студенты с точки зрения уровня сформированности у них социально- личностных компетенций оценивают себя неадекватно. Осуществленное экспертное наблюдение со стороны преподавателей университета и потенциальных работодателей и проводимая проектная деятельность выявили в большинстве случаев завышенную самооценку студентов.
Следующей задачей исследования являлось определение направлений внеучебной проектировочной деятельности студентов, направленной на формирование социально-личностных
компетенций будущих специалистов в современном университете. Для реализации данной задачи было проанализировано содержание действующих и будущих стандартов высшего профессионального образования по соответствующим специальностям. После чего были сформулированы темы соответствующих проектов, которые разрабатывались студентами в процессе внеучебной деятельности и представлены на конкурс.
Конкурс проектов был направлен на решение следующих задач: выявление степени готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности и сформированности идеалов будущего специалиста-профессионала, анализ качества и уровня осмысленности собственного будущего, развитие профессиональных способностей студентов, творческий поиск эффективных идей и способов их реализации в решении проблем современного управления.
В группах факультетов «Региональной экономики и управления» (РЭУ), «Общего менеджмента» (ОМ) в эксперименте использовались следующие проекты:
1. «Коммуникативная культура» (Задание: в публичном выступлении словесно представить предлагаемую тему на основе художественнопублицистических материалов).
2. «Самопрезентация» (Задание: выявить
умения демонстрации собственной личности в системе внешних коммуникаций).
3. «Педагогическая грамотность» (Задание: составить психолого-педагогическую характеристику межгрупповым отношениям и взаимодействиям коллектива фирмы, предприятия, учреждения на основе материалов диагностических срезов).
4. «Стратегические и тактические управленческие решения» (Задание: концептуально изложить собственное видение решения поставленной задачи сферы стратегического менеджмента).
5. «Информационные технологии управления» (Задание: организовать работу подразделения для обработки экономической информации с помощью различных инструментальных средств информационных технологий).
6. «Антикризисное управление и инновационный менеджмент» (Задание: проанализировать фрагмент профессиональной ситуации, посвященной антикризисному управлению в условиях развития инноваций, предложить оптимальный выход из данной ситуации).
Критерии оценки успешности выполнения проекта: согласованность участников, правильность определения проблемы, уровень ее стра-
86
Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования
тегического обоснования, инновационность избранного пути выхода из ситуации, эффективность предложенного решения проблемы.
По окончанию демонстрации проектов проводилось собеседование с потенциальным работодателем. В процессе собеседования выявлялся уровень ценностно-целевой зрелости студентов, работодатели совместно с будущими специалистами определяли контуры возможных соглашений о найме. Как один из результатов исследования создавался собирательный портрет-образ выпускника университета, который может быть использован в качестве ориентира для принятия решений в ходе переговоров потенциальных работодателей и будущих специалистов. Попытка визуализации студентами себя в предлагаемых ситуациях позволяла выявить адекватность ценностей участников ценностям современного рынка труда. Кроме того, исходя из реакции на ситуацию, мотивации к деятельности, содержания ответов студентов
определялся уровень социальной зрелости участников проектировочной деятельности.
В заключение отметим, что прямыми результатами проектировочного эксперимента, осуществлённого в ходе проведённого исследования, являются:
- качественный и количественный прирост социально-личностных компетентностей студентов;
- рост профессиональной мотивации и интереса к будущей деятельности студентов ИНЖЭКОН на 37% (средний результат по факультетам);
- уменьшение проявления такой характеристики, как «разбросанность жизненных интересов» на 19%.
У студентов, входивших в контрольную группу (101 чел.) и не принимавших участия во внеучебной проектировочной деятельности, показатели по указанным характеристикам составили 12% и 11% соответственно.
Литература
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. - М.: ИЦПКПС, 2006. - 71 с.
2. Болонский процесс: середина пути / Федер. агентство по образованию ; Упр. междунар. образования и сотрудничества [и др.] ; под науч. ред. д.п.н., проф. В. И. Байденко. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов : Российский Новый Университет, 2005. - 378 с.
3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. - М.: Педагогика, 2003. - Т.10.
4. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века = Educational strategy in the West: toward the XXI century / [Б. Л. Вульфсон] ; Ун-т Рос. акад. образования. - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 207 с.
5. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах» от 22.11.08. - М.: Минобрнауки. - 2008. (Проект).
6. ДжонсДж. К. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986. - 326с.
7. Дитрих Я. Проектирование и конструирование. Системный подход / пер. с польск. - М.: Мир, 1981. - 456 с.
8. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие. - СПб.: Просвещение, 1995. - 234 с.
9. Луков В. А. Социальное проектирование: учеб. пособие. - М., 2003. // СОТИС - Социальные технологии, исследования. - 2003. -№3. - С.96.
10. Олейникова О. Н. Анализ потребности в умениях : метод. пособие / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю. В. Коновалова. - Москва : Альфа-М, 2005. - 140 с.
11. Прикот О. Г. Педагогическое проектирование как рабочий инструмент методической службы школы // Методист. - 2002. - №2. -С.25-30.
12. Key competencies for a successful life and a well-functioning society (2003) D.S . Rychen and L. H. Salganik (eds.); Contributions to the second DeSeCo symposium (2003) D. S. Rychen, L. H. Salganik, and M. E. McLaughlin (eds.) [Электронный ресурс]: URL:// www. deseco. ad-min.ch/ (дата обращения 1.10.2009).