Научная статья на тему 'Девальвация личности: от Homo Ludens к лудомании'

Девальвация личности: от Homo Ludens к лудомании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
543
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Девальвация личности: от Homo Ludens к лудомании»

А. Г. ЗАХОВАЕВА, А. В. УРСУ

ДЕВАЛЬВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ:

ОТ HOMO LUDENS К ЛУДОМАНИИ

В настоящее время «социальные болезни общества» все больше отражаются на психическом и психологическом здоровье личности. Одна из них - это игровая зависимость. Наша задача - выйти за рамки традиционного исследования этой проблемы в психиатрии и рассмотреть ее в социально-философском аспекте.

Многие тысячелетия человечество играло в различные игры, развивалось общество, развивались и игры от примитивных (например, игра в кости) до высокотехнологичных (компьютерных). В результате из безобидной забавы игра стала социальным пороком, который (в частности, и в России) уже вышел на уровень политических решений (вопрос о четырех рекреационных зонах для игрового бизнеса). Так современное общество столкнулось с новой зависимостью - лудоманией.

Лудоманией традиционно считается зависимость, для которой характерны частые повторные эпизоды участия в азартных играх, их доминирование в жизни субъекта, что ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей. В 1980 году впервые она была классифицирована Американской психиатрической ассоциацией («American Psychiatric Association») как болезнь.

Вся человеческая жизнь состоит из набора игр. Так, с психологической позиции люди постоянно играют роли: роль ребенка, родителя, служащего, супруга и т. п.

Игра - это неотъемлемая часть человеческой культуры и бы-тийности, ибо «игра охватывает всю человеческую жизнь до самого основания, овладевает ею и существенным образом определяет бытийный склад человека, а также способ понимания бытия чело-

Философия и общество, № 4, октябрь - декабрь 2008 110-117

веком»1. Однако почему же норма (Homo Ludens) становится патологией (лудоманией)? Наша задача - рассмотреть социальнофилософский аспект проблемы: как «просто игра» превращает человека в своего раба? Где тот рубеж (мера), где количественный баланс переходит в новое качество, каким образом происходит дегуманизация личности?

Что такое игра? Где она начинается и где заканчивается?

Игра - понятие, фиксирующее процесс специфической (психоэмоциональной) активности субъекта, носящий в основном объек-тивированно-нормативный характер. Главная характеристика игры - это принципиальная невозможность однозначно предсказать ее результат при знании ее правил и исходных вводных, что связано не только с принципиальной открытостью игрового пространства, где каждый момент времени («ход игры») содержательно конституирует широкую вариативность возможных траекторий дальнейшего разворачивания игрового процесса, но и с тем обстоятельством, что, разворачиваясь по заранее известным законам, «правилам игры», игровое пространство принципиально не совпадает с реальностью. При этом игра способна моделировать социальную реальность, она может создавать некий игровой алгоритм культурной среды индивида, конституируя в культуре специфические формы коммуникативных взаимодействий. Игра, тем не менее, не может быть рассмотрена исключительно как форма общения, ибо отношение «Я - Другой» не является здесь доминантным, так как главный партнер (противник) - это судьба. Однако нельзя полностью отрицать и социальную функцию игры. «Игры, - по мнению М. Робертса и Б. Саттона-Смита, - имеют своей аналогией социальное поведение»2.

Согласно позиции Й. Хёйзинга, осуществившего интегральное исследование феномена игры (Й. Хёйзинга, «Homo Ludens», работа 1938 г.)3, игра является базовой формой развития культуры. Открытость игры в мир культуры обеспечивает «человеку играющему»

1 Финк, Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии / под ред. Ю. Н. Поповой, сост. П. С. Гуревич. - М.: Прогресс, 1988. - С. 360.

2 Roberts, J. M. Childtraining and Game Involvement // Ethnology. - 1962. - №° 1. - P. 182.

3 Хёйзинга, Й. Homo Ludens. - M.: Прогресс-Традиция, 1997.

возможность выхода за пределы наличной самотождественности, обретения социальной «самости».

Игра - это особое отношение человека к миру, это некая непредсказуемая «новая реальность», где игра выступает особым феноменом этой реальности, а человек открывает новый потенциал актуализации бытийных состояний, которые по отношению к его бытийной действительности выступают, с одной стороны, в качестве возможных состояний, с другой - лишь иллюзия, фантасмагория.

Таким образом, мы полагаем, что игра характеризуется следующими признаками:

1. Игра есть свободное действие.

2. Игра имеет свое определенное обособленное игровое пространство.

3. Игра имеет определенные правила, при этом законы и обычаи обыденной жизни в игре не имеют силы.

4. Результатом игры являются успех (выигрыш) или неудача (проигрыш).

5. В игре присутствует определенный «дух игры», который объединяет игроков-союзников и болельщиков.

6. В игре происходит испытание (соревнование) с целью утверждения возможности показать что-то лучше других.

7. Игра оказывает влияние на самооценку, поскольку удачу в игре можно сделать предметом гордости перед другими.

8. Игра всегда эмоциональна.

9. Игра в случае успеха приносит удовлетворение, при этом степень удовольствия напрямую зависит от выраженности напряжения в процессе игры.

10. Игра дает определенный опыт и имеет свойство повторяемости, то есть «однажды сыгранная, она остается в памяти как некое духовное творение или духовная ценность, передается от одних к другим и может быть повторена»4.

Откуда у человека появляется «тяга к игре»? «Человек как человек есть игрок»5. Впрочем, игра свойственна всем: играет весь

4 Хёйзинга, Й. Указ. соч. - С. 29.

5 Финк, Е. Указ. соч. - С. 366.

животный мир, в том числе и люди; «играет» даже луч света на снегу. Игра для человека является архаической моделью поведения. Однако только у человека игра всегда имеет смысл. В чем он?

Первоначальный смысл игры в том, что она является подготовительным этапом перед поступками в жизни, то есть это тренировка (симуляция, моделирование) перед ответственным поступком. Данный вид деятельности естественен для детей (когда они, играя в игры, копируют в них поведение родителей, героев из фильмов или жизни), для подростков (когда они друг друга задирают, тем самым подготавливаясь к возможным дракам, подсознательно стремясь к доминированию и привлечению внимания девушек), для половых партнеров (ухаживания, игры перед соитием). В первом случае это идентификация со взрослыми (идеалом) с целью моделирования (и научения через повторение) выбранного поведения; во втором - это моделирование вероятного сражения с целью прогнозирования исхода реального сражения (оценки своих слабых и сильных сторон); в третьем случае - в процессе игры идет как процесс идентификации с поведением взрослых, так и непрестанное моделирование вероятных взаимоотношений полов. Д. Эльконин замечает: «Игра есть необходимый член в системе целей личности. Игра есть инстинктивное самообразование развивающихся задатков, бессознательное предварительное упражнение будущих серьезных функций» .

Таким образом, игра является неотъемлемым атрибутом поведения человека, но почему она в некоторых случаях приобретает форму патологии, как Homo Ludens становится лудоманом?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вникнуть в смысл слова «лудоман», под которым, в сущности, понимается человек, увлеченный «несерьезными» (бесполезными) играми. Следовательно, все игры можно систематизировать по степени серьезности:

0 (нулевая степень) - не игра;

1 - «несерьезная игра»;

2 - «серьезная игра»;

3 - игра как бытийное состояние человека.

6 Эльконин, Д. Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999. - С. 80.

Нулевая и третья степень игры - это своего рода антиномия небытия и бытия. На степень же серьезности игры влияет степень ее материальной полезности. Собственно, из «серьезных игр» и складывается человеческая жизнь, но это есть игры под контролем разума, это в большей степени «игра по принуждению», или «вынуж-

7

денное воспроизведение игры» , то есть своего рода «социальная маска» человека (Я - Общество), компромисс между личностью и обществом.

А может ли жизнь выступать как вынужденное воспроизведение серьезной игры? Если так, то получается, что когда человек живет, он обманывает окружающих и себя? Допустим, что человеку в жизни многое удается, в таком случае он будет доволен этой игрой. Пока он доволен этой игрой, он идет на уступки, стараясь не замечать ее вынужденность. Но как только возникают неудачи и трудности, он перестает «идти на уступки» и приходит к пониманию того, что жизнь не имеет смысла. В такой ситуации у людей развиваются депрессии, неврозы и протестные модели поведения. Вот здесь человек и начинает играть в «несерьезные игры» («игрушки для взрослых»: карты, рулетка и т. д. и т. п.), то есть хочет найти смысл жизни вне ее реалий.

Здесь мы подходим к понятию «аддиктивное (зависимое) поведение», которое «является одной из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления ухода от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций»8.

Рассмотрим мотивацию «зависимости», их несколько:

а) Социальная - коммуникативные проблемы личности, «социальное одиночество» (одиночество среди людей).

б) Сознательная - человек стремится отдохнуть, испытать удовольствие от успеха.

в) Бессознательная - «освободиться от проблем», ощутить чувство защищенности и повысить самооценку.

7 Хёйзинга, Й. Указ. соч. - С. 27.

8 Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. - 1991. - № 1. -С. 18.

г) Архетипическая - индивидом движет стремление спланировать и найти выход из сложившейся ситуации, а, как мы определили ранее, спланировать - это значит сыграть или, точнее, проиграть ситуацию.

Взрослый человек в процессе жизни постоянно сталкивается с новыми трудностями (препятствиями), для преодоления которых использует воображение, он проигрывает сознательно предстоящее действие (это называется планированием, прогнозированием). При этом он применяет наиболее современный (филогенетически новый) способ - абстрактно-логическое мышление. В случае же невозможности решить задачу данным способом он обращается к более древним способам, подключая наглядно-образное мышление. Если же человек не смог сознательно решить поставленную задачу (а необходимость решить ее остается), в силу вступает более архаический подсознательный комплекс. Подсознание стремится решить поставленную задачу имеющимися средствами, то есть посредством моделирования, через игру. В данном случае логика такова: «Плохо живешь, потому что плохо играл; вернись и научись играть хорошо - тогда и жизнь наладится». Именно с этого момента появляется в сознании смутное желание «отдохнуть, поиграть, расслабиться, отвлечься».

Выбор игровой деятельности остается за субъектом, который неясно осознает потребность поиграть, а по сути, смоделировать, спланировать, подготовиться к действительности. Он выбирает в жизни определенный вид игровой деятельности «для взрослых». Вот он - тот рубеж, за которым и возникает зависимость. Именно здесь свобода игры становится несвободой человека! Игра «затягивает»...

Когда же субъект играет в «несерьезные игры», он испытывает иллюзию свободы! В несерьезной игре человека привлекает удовольствие от успеха - это в первую очередь чувство свободы от жизни, от правил серьезной игры, в которую он вынужден играть. Подсознательно «выиграл - значит, сыграл хорошо; раз сыграл хорошо - значит, и в жизни все получится». Субъективно, бессознательно повышается самооценка.

Психотерапевтическая практика подтверждает, что многие игроки «внутренне интуитивно чувствуют», что если в игре все полу-

чится, то и в жизни тогда будет хорошо, при этом факт проигрыша воспринимается тоже с положительными эмоциями (хоть и с меньшими), это чувство облегчения, поскольку они «понимают», почему в жизни все не ладится, - «надо сначала научиться играть». Данные «интуитивные» импульсы в сознании человека преображаются в такие понятия, как «судьба», «удача», при этом в игре «чувствуется» мистически-магическое присутствие возможности через игру повлиять на жизнь. Это своего рода «детское чувство» ожидания чуда. «Что такое выиграть! Что при этом выигрывается? Выиграть - значит возвыситься в результате игры. Но действенность этого возвышения имеет склонность разрастаться до иллюзии верховенства вообще. И тем самым выигрывается нечто большее, нежели только игра сама по себе. Выигрывается почет, приобретается честь»9, то есть удовлетворяются скрытые амбиции. Интересно отметить тот факт, что у лиц, страдающих алкогольной зависимостью (к примеру), процесс употребления алкоголя подчинен всем критериям игры: выпивка - это ритуал с определенными правилами и с соревновательным компонентом. При этом лицо, страдающее алкоголизмом, нередко не хочет осознавать последствий злоупотребления, поскольку в глубине души «чувствует», что это все было не всерьез, все это просто игра. Человек находится в неком «игровом трансе», то есть когда играл, был «не в себе». Зависимость циклична, как при любой болезни, есть стадии обострения, а между ними - скука, недомогание, колебания настроения. Так появляется ритуал игры: вера в вещие сны, гороскопы, «счастливые числа» и т. д. Проигрыши, как правило, пациент старается стереть, он упоминает о них скороговоркой, зато ясно помнит все выигрыши. Как и у любой зависимости, у игры есть «феномен последнего раза»: сыграю - выиграю в «последний раз», и все, но это в большинстве случаев не так...

Взрослый человек, увлеченный «бесполезной» игрой, является человеком закомплексованным и неудовлетворенным жизнью, у которого есть «неразрешимые» проблемы. В настоящее время наблюдается рост психических расстройств, который обусловлен увеличением количества депрессий, неврозов и различных видов

9 Хёйзинга, Й. Указ соч. - С. 63.

зависимостей (аддикций). Особый интерес вызывают компьютерные аддикции: Интернет и игровые зависимости, поскольку они наглядно раскрывают стремление личности уйти в мир иллюзий.

В чем причина? Это прежде всего социальные причины:

- неудовлетворенность собой, своим характером, внешностью и т. п.;

- неудовлетворенность окружающими - отношениями, одиночеством;

- неудовлетворенность несвободой и обремененность поиском свободы вне свободы;

- неудовлетворенность трудом - требованиями, заработком; желание быстро («социальный лифт») стать обеспеченным человеком и, как следствие, «подняться по социальной лестнице».

Испытывая гнетущее чувство неудовлетворенности, желание отдохнуть, уйти от жизненной скуки и обыденности, Homo Ludens превращается в лудомана. Так «человек играющий» становится «человеком зависимым», прежде всего духовно несвободным, девальвируется и деградирует весь внутренний мир личности.

Игровая зависимость - объективная угроза психическому здоровью личности. Проблема выходит из области психиатрии на трансдисциплинарный уровень, охватывая социологию, философию, юриспруденцию, экономику и политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.