Научная статья на тему 'Детство ради детства: между адаптацией и социализацией'

Детство ради детства: между адаптацией и социализацией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2170
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ ДЕТСТВА / ПОЛИТИКА "ДЕТОЦЕНТРИЗМА" / ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асмолов А.Г.

В центре любых государственных решений и политических программ должна становиться идея детства. Тенденция на следование политике «детоцентризма» начала прослеживаться в нашей стране. Важно правильно сформулировать ключевые задачи здесь не только доступность детских учреждений, но и изменение социального статуса дошкольного детства, как условие формирования базовой культуры детей. В докладе раскрывается ключевая формула развития дошкольного образования «детство ради детства», обозначены мотивационные установки детства и основные риски и опасности реализации политики «детоцентризма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детство ради детства: между адаптацией и социализацией»

Асмолов А.Г.

Академик РАО, доктор психологических наук, профессор,

член Президиума РАО, директор Федерального института развития образования

Москва, Россия

Детство ради детства: между адаптацией и социализацией

В своем сообщении я бы хотел осветить некоторые моменты ситуации, в которой мы оказались.

В нашей культуре еще не сформирована одна значимая установка. Эту установку я жестко и однозначно называю установкой на детоцентризм. Когда я говорю о политике детоцентризма, я говорю о том, что в центре любых государственных решений и политических программ должна находиться идея детства.

Я мечтаю и продолжаю мечтать, чтобы был разработан диагностический тест для министров, президентов и губернаторов, тест на детоцентризм, результаты которого учитывались бы при разработке федеральных программ. По этому тесту мы бы оценивали деятельность лидеров страны, министров, губернаторов, президентов, региональных руководителей по отношению к детству. Этот тест должен показать, что ключевыми для нас были, будут и остаются программы развития детства.

Когда я говорю об этом, я не желаю просто зависать в воздухе и заниматься декларациями. Когда я говорю об этом, я призываю общество обратить свое внимание на программы детства и прежде всего дошкольного детства. К счастью, сейчас происходит. Детоцентристская политика начинает прорываться в программе будущего развития образования в России, в решении многих проблем доступности образования. Отмечу один из рисков, стоящих за огромным количеством разговоров о том, что должны уменьшиться очереди в детские сады: мы опять можем стать великими строителями, начнут создаваться новые детские сады. В результате забудется работа по развитию детей. В данном случае это ключевой риск. Потому что без создания пакета креативных развивающих культурных программ, нацеленных на детство, без учета уникальных возможностей подготовки воспитателей - тех людей, которые каждый день работают с детьми, - ничего не получится. Поэтому ключевая задача любой государственной программы - это не столько обеспечение доступности детских учреждений, это изменение социального статуса дошкольного детства, как условие формирования базовой культуры детей и их позитивной социализации в условиях информационного общества. Статус понимается не только в экономическом, но и в широком социальном культурологическом смысле слова. Это ключевая ценностная установка любых программ и любых культур. Можем ли мы эту задачу достичь?

Отвечая на этот вопрос, хочу обратить внимание на то, что когда культуре становится трудно, волей-неволей выбрасывается старый лозунг: «дошкольники, вперед!». Этот лозунг не случаен: именно в программах и в идеологии дошкольного детства мы с вами намного обошли школу, и все три новых стандарта образования (стандарт начальной школы, стандарт средней школы и стандарт основной школы) учились у дошкольного детства. Все эти стандарты базировались на ключевой идее Даниила Борисовича Эльконина о том, что обучение должно войти в мир ребенка через ворота детской игры. И это не просто лозунг. Это и набор целостных технологий. Благодаря ряду научных школ страны, и, прежде всего, благодаря школам Льва Семеновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Александра Владимировича Запорожца, Даниила Борисовича Эльконина, Василия Васильевича Давыдова мы имеем такую методологию, которую сегодня перенимают другие странаы мира. Но к сожалению, в Бразилии, Аргентине, Голландии, Финляндии сегодня больше знают и используют научные наработки Л.С. Выготского, чем это делают в России. Мне больно и обидно за происходящую ситуацию.

У нас наработан уникальный ряд вариативных развивающих программ («Радуга», «Развитие», «Золотой ключик» и др.), они не являются конкурирующими. Они нацелены на главное - поддержку своеобразия детства. Я не хочу, чтобы по отношению к этим программам звучал альтернативный вопрос, как когда-то меня спрашивали по поводу учебников физики: «Вы за кого? Вы за Перышкина или за Кикорина? Вы за кого? Вы за букварь Эльконина или за букварь Горецкого?». Вот эти вопросы - нонсенс. Они совершенно из другой культуры. Мы за тех, кто понимает, что в детстве главная задача - это сохранить своеобразие и ценность детства.

Страшное слово «стандарт», от которого у всех дрожь, должно звучать по-другому. Стандарт дошкольного детства, говорю это жестко, это стандарт поддержки разнообразия в детстве. Это не стандарт, который гасит, это не стандарт, это не стандарт контроля, это вариативный стандарт развития. Это надо понимать.

А.В. Запорожец не случайно в 1930-х годах работал клоуном в цирке и нес радость и счастье в детство, это ему удавалось благодаря тому, что он понимал ребенка так, как никто другой. Сегодня мы должны четко понимать, что перед нами стоит сложнейшая задача - при создании и выборе программ дошкольного образования не упустить качество образования. Поэтому, говоря обо всех этих программах, еще раз повторяю: ключевой задачей дошкольного возраста является порождение у ребенка базовой целостной культуры.

Отсюда я хотел бы кратко сформулировать ряд тезисов, о которых мало говорил раньше. Тезис первый. Ключевая формула развития детства звучит так, как бы это ни было парадоксально: детство ради детства, а не ради подготовки к школе и не ради подготовки к ВУЗу. Повторял и еще раз повторяю - не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. Именно эта формула «детство ради детства» акцентирует самостоятельный статус детства в жизни ребенка.

В детстве происходят постоянные встречи между «я хочу», «я могу», «я смею». Такие «я» ребенка, как «я умею», «я знаю» носят, как бы сказал Д.Б. Эльконин, «операциональный характер», инструментальный характер. То есть «хотеть», «мочь» и «сметь» стоят в детском возрасте на первом месте, уже потом следуют «уметь» и «знать». Вот что надо четко понимать.

Говоря «детство ради детства», я перефразирую слова Льва Семеновича Выготского и Алексея Николаевича Леонтьева «игра ради игры», я имею ввиду, что внутренне мотив развития детства в самом детстве, а не в каком-то результате. Мы должны опасаться программ, целью которых является достижение того или иного конкретного предметного учебного результата в детстве. Ключевая задача - развитие, а не тот или иной результат. Поэтому ребенку не столько интересно выиграть, ему интересно играть.

Следующий тезис касается ключевых рисков детства. Во-первых, существует сверхопасный риск сведения детства к обучению в школе. Нам нужно опасаться подмены программы развития детства обучающими программами, нацеленными на предметный результат. Счет, чтение и письмо - это только побочные формы потока деятельности ребенка, в т.ч. побочные формы игры. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. И дай бог нашим детям учиться в детстве так.

Во-вторых, присутствует риск сведения социализации в детском возрасте к адаптации. Не следует путать социализацию с адаптацией. Мы растим не маленьких конформистов, мы растим развивающихся людей, поэтому ни в коем случае нельзя говорить о том, что социализация - это только адаптация.

Если в новом законе «Об образовании» мы увидим все нацеленное на предметный результат, мы проиграем. Дошкольник обучается, играя, а не обучается, учась. Это две разные вещи. Поэтому, еще раз подчеркиваю, стандарт дошкольного образования - должен быть основан на игровой деятельности, на общенчестве, простите за странное слово. Он должен поддерживать разнообразие детства, царство почемучек, а не обучение дошкольника. На этом настаиваю и буду настаивать. Нам необходима культурная социализация ребенка, его приобщение через общение, через игру к лучшим гуманитарным, гуманистическим образцам нашей культуры. Л.С. Выготский в своих работах четко разводил хомонизацию и гуманизацию. Все мы немножко хомосапиенсы. Но при этом главное гуманизация. Дошкольные развивающие программы должны проектироваться, как программы успехов ребенка, они должны быть нацелены на успех, на порождение доверия к себе, на самостоятельность.

Ключевые мотивационные установки детства и жизненные задачи ребенка: вера в себя и в само-ответственность (через черточку). Прежде всего, когда ребенок говорит «я сам» - это означает «я хочу», это мотивация и желание. Он говорит: «я могу» - и это обозначает уверенность в том, что он выполнит. Но главное, он говорит - «я смею». Когда ребенок произносит «я смею», за этим стоят жизненные, как любил говорить Д.Б. Эльконин,

потерянное у нас понятие, «личностные» действия ребенка. Это понятие Д.Б. Эльконина сейчас практически потеряно, оно мало обыгрывалось, но является важным. Для нас значимо порождение таких слов ребенка, как «я сам хочу», «я сам могу», «я сам смею». Вспомните пушкинские строки: «самостоянье человека - залог величия его». Самостояние ребенка - это залог величия ребенка. Януш Корчак в великой книге «Как любить детей» говорил, что надо дать ребенку с раннего детства право на выбор. Это очень тяжелое, но удивительно важное право.

Итак, мотивационная линия развития детей - это главная цель. Обучение, счеты - это интеллектуальная линия. Я вспоминаю слова Л.С. Выготского: «Наш ребенок и знал бы, и умел, и мог, - сказал он в одной из статей в полемике с Куртом Левиным, - но его беда в том, что он, прежде всего, не хочет».

В заключение хочу отметить, что мы с вами в удивительно важном путешествии. Нам нужно действовать в этой ситуации. Закончу словами одного из своих любимых поэтов А.А. Галича: Осени меня своим крылом, Город детства с тайнами неназванными, Счастлив я, что и в беде, и в праздновании Был слугой твоим и королем. Я старался сделать все, что мог, Не просил судьбу ни разу: высвободи! И скажу на самой смертной исповеди, Если есть на свете детский Бог: Всё я, Боже, получил сполна, Где, в которой расписаться ведомости? Об одном прошу, спаси от ненависти, Мне не причитается она.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.