Детство как социальный феномен: медицинские и управленческие аспекты
Е.В. Богомолова В Н. Шиян
Статья посвящена рассмотрению места детства в онтогенезе человека. В ней раскрывается актуальность научного подхода к определению биологических (природных) параметров ранних возрастных периодов в жизнедеятельности человека, их влияния на последующие этапы его развития. Акцентируется внимание на тесной взаимосвязи медицинских и социальных управленческих аспектов в формировании детей.
The article deals with the place of childhood in human ontogenesis. It addresses the significance of a scientific approach to defining biological (natural) parameters of early developmental stages in human life, effect thereof on the subsequent stages. A close correlation between medical and managerial aspects in children's development is emphasized.
Ключевые слова: дети, детство, детство в онтогенезе человека, медицинские аспекты детства в онтогенезе человека, взаимосвязь медицинских и управленческих аспектов детства, современные онтогенетические проблемы детства.
Key words: children, childhood, childhood in human ontogenesis, medical aspects of childhood in human ontogenesis, correlation between medical and managerial aspects of childhood, current ontogenetic problems of childhood.
Актуальность научного подхода к ис -следованию детства. Детство как общественное явление нуждается в специфической научной методологии исследования. К нему весьма ограниченно могут быть применены однофакторные или жестко детерминированные подходы, также как сугубо объективный анализ, либо рассмотрение на основе наивно-реалистических или умозрительных конструкций. Нельзя достаточно качественно понять «детские» проблемы, опираясь на одностороннее понимание, их лишь как сугубо естественных (природных, биологических) или только социокультурных (экономических, педагогических, правовых и др.) позиций. Повышению эффективности исследования детства способствует многофакторный системный подход, реализующий в единстве объективную и субъективную информацию о предмете исследования. Недостаточный уровень исследований детства как социального феномена, не отвечающий потребностям профессионального управления этим
общественным явлением, в настоящее вре- мя очевиден. Обращение даже ко многим частным вопросам детства стало обнаруживать их удивительную взаимосвязанность с другими социальными и общественными процессами. Проблемы системы образова- ния и демографической ситуации в стране накладываются на рост неблагоприятных процессов среди молодежи. Решение проблем построения эффективной системы трудовой занятости нередко «упирается» в недостаточность у молодых людей соответствующих морально-психологических, социальных качеств. Хорошо проявилась ситуация парадоксальности поведения подростков и молодежи, берущая начало еще в их детстве. Все это усиливает пони- мание необходимости, во-первых, рассмо- трения проблем детства системно, много- планово, имеющих сложную внутреннюю иерархию, включающую в себя целый ряд специфических закономерных и незако- номерных тенденций. Во-вторых, все при- стальнее внимание исследователей ориен-
Богомолова Елена Викторовна - заместитель главного врача детского санатория «Амурский» (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
Шиян Виктор Никитович - канд. филос. наук, профессор кафедры философии и политологии ГОУ ВПО Дальневосточной академии государственной службы (г. Хабаровск). Email: [email protected]
тируется на детство как некий социальный институт и утверждается убеждение, что «все мы родом из детства», без должного внимания к которому нельзя понять и бо- лее взрослые проблемы. То есть, многие ка- чества человека как будущего гражданина, труженика, творца и пр. коренятся в его раннем возрасте. Детство каждого челове- ка и целых поколений всегда проходит в конкретном обществе. Чтобы иметь физи- чески и психологически социально здоро- вого человека необходимо знать, в каких условиях проходит его детство.
Детство в системе общественных отно-шений. Детство в онтогенетическом развитии каждого конкретного человека характеризует ранние этапы его жизненного пути. Количественно эти этапы весьма зависят от исторических, национальных, социально - экономических и ряда других факторов, сложившихся в каждой стране. Они могут разниться даже в рамках одной страны. На VII Всесоюзной конференции по вопросам возрастной морфологии, фи- зиологии и биохимии (Москва, 1965) при- нята схема возрастной периодизации че- ловека. В ней в границах от 1 до 10 дней ребенка предложено считать новорожден- ным, от 10 дней до 1 года - грудничком, от 1 года до 3 лет -периодом раннего детства, от 4 до 7 лет -периодом первого детства, от 8 до 11 лет (девочки) и от 8 до 12 лет (мальчики) -периодом второго детства. Далее следует подростковый возраст: 12 - 15 лет (девочки) и 13 - 16 лет (мальчики). Юношеский возраст составляет 16 - 20 лет у девушек и 17 лет - 21 год у юношей. Ме- дицинские исследования, опирающиеся на биологические аспекты природы человека, зачастую используют эту возрастную пе- риодизацию.
Наряду с рассмотренной схемой возрастной периодизации человека имеются и многие другие системы исчисления дет- ства. Исследователь детства, Э. Шахтель, возраст от рождения до 1 года относит к младенчеству, а от 1 до 5 лет - к раннему детству [2]. В педагогике возраст до одного года считается младенческим, затем, выделяется предшкольный (1-3 года), дошкольный (3-7 лет), младший школьный (7 -11/12 лет), средний школьный (11/12 - 15 лет) и старший школьный (15 - 17/18 лет) возрасты. При этом, отмечая родовые свойства человека - духовность, креативность, целостность, противоречивость, индивидуальность и др., - на всех отме-
ченных этапах он рассматривается как ребенок [3].
Научный подход обычно отделяет дет - ство от взрослости периодами подростково- го возраста и юности. Учитывая процессы физиологического созревания человеческо- го организма в период юношества и ран- ней молодости, во многих цивилизован- ных странах к детям относят людей до семнадцатилетнего и даже более старшего возраста. В Конвенции о правах ребенка, одобренной ООН, говорится, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. В данном случае статус ребенка соотносится с его совершеннолетием. Очевидно, быть «ребенком» и являться «дитем» - состояния нетождественные, что проявляется и в возрастных, и в их других характеристиках. Учитывая процессы более ускоренного созревания детей и подростков в современных условиях, многие исследователи стараются понизить детский возраст. Например, немецкий ученый, X. Ремшмидт, к детству относит возраст от рождения до конца 13-го года жизни, а американский антрополог, Б. Богин, детством считает пе- риод жизни от 3 до 7 лет, после чего сле- дует ювениальная стадия (девочки 7-10 лет и мальчики 7-12 лет). За ювениальной стадией следует пубертат, который длится, по мнению этого автора, несколько дней или недель; после чего подростковый пе- риод занимает от 5 до 8 лет, затем следует взрослость. Взрослость здесь в существен- ной мере зависит от зрелости человека (на- чало его может вариировать по возрасту от 15 до 20 лет) [1].
Разнообразное подразделение периода детства помогает специалистам конкретизировать решение практических и исследовательских задач. Причем, нет четкого единства при градации таких этапов в рам- ках общего детского возраста. На практике допускается причисление к детству новорожденных и грудничков или смешение второго детского, подросткового и юношеского возрастов в силу их функциональной и поведенческой близости. Неопределен- ность понимания детства обусловливается, в первую очередь, нечеткими возрастными рамками процесса физиологического и со- циального взросления. Некоторые особен- ности в определении возрастного периода детства имеются и в социологии. Одной из
таких особенностей является определение детского возраста (как и подросткового или юного и пр.) по хронологическим (паспортным) данным - без учета биологической и психологической зрелости.
Дискуссии о границах детства не являются делом досужих размышлений. Они связаны с определением правомочности конкретной личности, с ее гражданской, административной, уголовной ответственностью. Вследствие расхождения реального (хронологического, паспортного) возраста молодого человека с социальным стату- сом, который он должен приобрести при вступлении в конкретные общественные отношения, возникают многие коллизии. Масса проблем существует с определением статуса детей при назначении им социальных пособий, образовательных льгот, при включении их в оздоровительные и другие мероприятия.
Медико-культурные аспекты феномена детства. В онтогенезе т. е. в процессе индивидуального развития организма человека, с ним происходят определенные измене- ния: рост, формирование и др. Эти про- цессы характерны и для периода детства. Причем, сами по себе изменения отражают как общие (закономерные, циклические, волнообразные) процессы, присущие каж- дому детскому организму, так и специфи- ческие, выражающие индивидуальные его
особенности. В результате сочетания таких процессов формируется персональная картина развития каждого конкретного организма, в которой происходят «смешения» общих тенденций и динамики его формирования, наблюдается ускорение или замедление темпов изменений по отдельным показателям и т. д. Неравномерность и отклонение от устойчивых процессов (норм) может происходить как в масштабе хронологических измерений (во времени) так и в масштабе пространственных (экологи- ческих, социальных и др.) измерений. На основе дифференциации показателей (кри- териев, оценок), характеризующих онто- генетические процессы, удается отразить специфику развития каждого организма.
Одной из важнейших закономерностей развития детского организма является ге-терохронизм: разновременность роста и созревания его отдельных систем и органов. Опережающими темпами развиваются те системы и органы, которые выполняют ведущую роль в функционировании всего организма. Таковой, например, является
центральная нервная система, которая и развивается более быстрыми темпами со времени рождения ребенка. Созревание базовых морфологических структур организма подготавливает развитие других, в т. ч. функциональных образований, поэтому в нормальном детстве нейробиологическое созревание различных мозговых систем должно опережать развитие конкретного психологического фактора. Разновременность развития детского организма проявляется в снижении или ускорении по определенным возрастам темпов его роста. После рождения (до 4-5 месяцев) интенсивность роста высока и вес ребенка за это время увеличивается, как правило, вдвое. Затем, в период до 5 лет годовая прибавка снижается, в целом, в 3 - 4 раза. Снижение темпов роста детей продолжается пример- но до 10 - 11 лет. Далее происходит ускоре- ние темпов роста (также до определенного периода).
Получила распространение практика выделения, наряду с хронологическим (паспортным) возрастом, также и биологического, а в рамках его - скелетного возрас- та, зубного возраста, полового созревания, психологической зрелости, интеллектуального развития и др. Биологический возраст индивида определяется как достигнутый уровень морфофункционального созрева- ния организма. Он может соответствовать своему возрастному стандарту, но может отклоняться от него в ту или иную сторо- ну. Биологический возраст коррелирует с хронологическим возрастом, причем, сила взаимовлияния между ними зависит от этапа онтогенеза. Характерным примером ведущей роли биологического возраста для детства являются процессы в организме, происходящие в пубертатный период, ког- да наблюдается быстрое половое созрева- ние, общее развитие тела, нарастание мы- шечной силы, работоспособности и т. д. Этот период является одним из наиболее ответственных в жизни каждого человека. Он включает в себя второе детство, под- ростковый и отчасти юношеский возрас- ты. В пубертатной фазе происходят наибо- лее значительные морфофункциональные изменения организма, вследствие чего воз- растает вероятность отклонений от нормы показателей здоровья. Поэтому ускоренное или замедленное развитие в этот период рассматривается как фактор риска в ходе нормального онтогенеза. В пубертатной фазе значительно усиливается дифферен-
циация («расслоение») детей по морфологическим признакам. Главным регулирующим фактором вегетативных функций и биологических ритмов организма стано- вятся процессы, обусловленные самоорга- низацией таких отделов центральной нерв- ной системы, как гипоталамус, гипофиз во взаимодействии с гормональной системой. Некоторые специалисты в комплекс ведущих регуляторов включают также другие физиологические и психологические задатки, функциональные зависимости, обусловленные социальными потребностями детей и подростков, их духовные ценности.
Созревание репродуктивной функции организма человека, в своей основе, завершается к 18-20 годам, хотя в отдельных популяциях рост может продолжаться и в более старшем возрасте. Особенно хорошо эта зависимость проявляется в деятель- ности высокоорганизованных функцио- нальных систем: нервной, кровеносной и некоторых других. Однако вопреки этим строго установленным научным фактам существует широко распространенное мнение, что в физиологическом (половом) отношении человек созревает уже к 16 - 17 годам и даже раньше. Этот наивно- реалистический взгляд основывается на обыденном восприятии жизненных ци- клов людей, которому недоступны глубо- кие внутренние процессы, происходящие в организме и отдаленные их последствия. Внешнему взору недоступны процессы гормональной регуляции, нейрофизиоло- гических изменений, влияние на организм центральной нервной системы, непонятен процесс созревания гомеостата в целом и многие другие аспекты жизнедеятельности ребенка, которые могут неожиданно не- гативно проявиться лишь по прошествии определенного времени.
Оценка физического развития организ- ма производится на основе целой системы разнообразных показателей и критериев. Мышечные и скелетные показатели важны при первом приближении к здоровью де- тей. Для глубокого анализа важно знать соотношение активного и пассивного компонентов массы тела, уровень метаболизма, особенности функционирования гормональной и нервной систем, зрелость организма и другие более глубокие данные.
Помимо отмеченного здесь созревания репродуктивной функции человека, име- ются и другие важнейшие «точки отсче- та» зрелости его организма, часть которых
приходится на период детства. На период «раннего детства» приходится начало формирования речи и сознания, выступающих важнейшими характеристиками биологической и социальной зрелости ребенка. Период первого детского возраста совпадает с началом школьного образования, являющегося базой для формирования многих психологических, интеллектуальных, поведенческих и других качеств детей. Недостаточное развитие морфологических структур детского организма в этом воз- расте становится предпосылкой психо- логических, интеллектуальных, эмоцио- нальных и других духовных деформаций, выправить которые в последующем весьма сложно, а порой и невозможно, социаль- ными средствами. Сформировавшиеся в детстве качества выступают основой раз- вития на последующих этапах онтогенеза. В современных условиях возникают новые проблемы, требующие особой озабоченно- сти по отношению к зрелости детского организма. Так, функциональная незрелость головного мозга может проявлять себя в критические возрастные периоды и при возрастании на него функциональных нагрузок. Нарушение неврологических функций, особенно в возрасте до 7 лет, может произойти под влиянием раннего освоения навыков чтения, счета и работы на компьютере. Способствующими факторами появления диссоциаций между сохранно- стью неврологических функций и наличи- ем функциональной незрелости головного мозга может быть резкое снижение мото- рики детского организма, ухудшение экологической обстановки и др.
Взаимосвязь медицинских и управленческих аспектов функционирования дет- ства. Из приведенных фактов о развитии детей, об их созревании можно сделать вы- вод: нет однозначно (строго) определенных параметров наступления событий в онтогенезе. Параметры развития имеют некоторый «разброс» в 1 - 2 года, иногда и бо- лее продолжительный период. Например, половое созревание у мальчиков может охватывать период с 9 до 15 лет. В этом на- ходит одно из своих проявлений несовпа- дение хронологического и биологическо- го возрастов детей. Помимо отмеченных фактов, влияние биологического возраста проявляется также в более раннем половом созревании девочек по сравнению с маль- чиками, что является характерной чертой различных популяционных (этнических,
территориальных) групп людей. Другими словами, биологический возраст влияет не только на индивидуальные, но и на групповые процессы в онтогенезе. Морфогенез человека, в том числе детей, испытывает также влияние со стороны популяционно-экологических, этнотерриториальных факторов. Установлено, что дети-северяне созревают значительно позже своих южных ровесников. Существующие региональные (популяционные) стандарты для определения биологического возраста должны периодически (раз в 5 - 10 лет) обновляться. Специфика биологического возраста хоро- шо выражается даже в рамках одного эт- носа (одной популяции) по такому гради- енту, как «город - село», вследствие чего, городские и сельские дети различаются по многим признакам. Такие детские он- тогенетические особенности должны учи- тываться в социологических, психологи- ческих, демографических, правовых и других исследованиях.
Рост и развитие детей происходит под воздействием многих факторов. Неизбеж- ное воздействие оказывает наследственная программа каждого конкретного человека. Она выполняет ведущую роль в онтогене- зе и существенно определяет индивиду- альные черты развития. Наследственная программа реализуется под значитель- ным влиянием гормональной системы. Но гормональная система функционирует в тесном взаимодействии с другими вну- тренними факторами жизнедеятельности детского организма: содержание глюко- зы в крови, наличие набора аминокислот и витаминов, и пр. Гормональный фактор наследственной программы реализуется под влиянием образа жизни (режим сна и бодрствования, наличие физических и психологических стрессов), состояния эко- логии среды проживания и др. Они, в свою очередь, зависят от качества и режима пи- тания, поведения ребенка, сложившихся традиций в общении и пр.
Другим каналом воздействия наследственных факторов на развитие детей является реализация их конституционной программы (конституции телосложения). Имеется значительное количество (несколько десятков) типологий телосложе- ния, в которых визуальные, описательные варианты, основанные на четко различи- мых признаках, сочетаются со специализированными (клиническими) классификациями. Широко распространенными
«координатами» телосложения при определении его конституции являются: а) узко-широкосложеность, т. е. соотношение продольных (длина тела, туловища, конечностей и др.) и поперечных (плечевая и тазовая области) размеров тела; б) вариации костно-мышечной и жировой компонент тела. Конституции детского телосложения весьма динамичны и не имеют таких чет- ких параметров, как у взрослых. В России для детей обычно используется схема клинической диагностики, предложенная В.Г. Штефко и А. Д. Островским (1929 г.), хотя в нее вносятся отдельные коррективы.
Выделение типов телосложения в дет- ском возрасте актуально для выбора направленности развития детей и занятий с ними: оздоровительные мероприятия, спорт, режим питания, будущие профес- сиональные интересы и пр. Значительное влияние конституция телосложения в дет- стве имеет для определения групп общения при формировании лидерских качеств, при распределении игровых ролей и мно- гих других аспектов этого периода жизнедеятельности.
В последние десятилетия во всех цивилизованных странах весьма динамично меняются конституции телосложения де- тей. Специалисты объясняют эти сдвиги изменениями образа и качества их жиз- ни. Улучшение питания, снижение уров- ня стрессовых ситуаций оказали общее благоприятное воздействие на популяции и другие территориальные группы населе- ния. Вместе с тем, ощущается и снижение общей физической нагрузки на детский организм.
Интересна проблема психологической конституции человека, в том числе отражение ее на жизнедеятельности детей. Она выражает наличие устойчивых психологических качеств индивида, тесно связанных с его природными основами. Эти качества исследуются, преимущественно, в рамках нейрофизиологии, нейропсихологии, а так- же при анализе темпераментов человека. Выявлены устойчивые зависимости меж- ду морфофункциональными свойствами
организма человека, его психологически- ми качествами и поведением. При вы- делении динамической стороны психики,
обусловленной генетическими факторами, выявлена некоторая взаимосвязь психофизиологических свойств (контактность, активность, эмоциональность и др.) с телосложением, абсолютной чувствительно-
стью (зрительной, слуховой, кожной) - с жировыми и мышечными координатами организма. Следует иметь в виду, что эти и другие подобные зависимости выражают, прежде всего, предпосылки формирования психологических качеств людей, которые реализуются в их фенотипе на основе реальной социальной среды.
Человекознание признает хорошо известный факт влияния на жизнь людей полового диморфизма - наличие у мужчин и женщин тех различий, которые возникли в ходе формирования и эволюции чело- века. Базовые половые различия хорошо обнаруживаются уже у новорожденных. В онтогенезе эти различия нарастают. Распределение основных вариантов телосложения у представителей мужского и женского населения различно, и тип организма устанавливается у детей к 8 - 9 годам. Эти различия становятся достоверными к 13 - 14 годам. Действие этого фактора четко обнаруживается в различном нормальном соотношении многих гормонов у девочек и мальчиков.
Половой диморфизм хорошо регистрируется на психологическом уровне жизнедеятельности детей. В нормальном организме человека типичные «мужские» (инициативность, уверенность в себе, стремление к лидерству, ориентация на логическое мышление и т. д.) и «женские» (эмоциональность, ориентация на чувственно оценочную область мышления, высокая способность к адаптации, коммуникабельность и др.) черты проявляются в виде сложной мозаи- ки их сочетания. Проявляются тенденции феминизации и маскулинизации детей. Феминизация характеризуется усилением проявления у мальчиков качеств женского организма. Маскулинизация выражается в усилении проявлений у девочек качеств мужского организма. Специалисты предполагают, что «стертость» типичных черт способствует повышению гибкости поведения человека, его более высокой адаптации к динамике среды жизнедеятельно- сти. Есть наблюдения, что дети с «четким» половым поведением нередко имеют более низкий интеллект и менее творческие способности.
Нуждаются в самостоятельном внима- нии такие явления онтогенеза, как акселе- рация и ретардация. Акселерация характе- ризуется более высокими темпами роста и развития последующих поколений по срав- нению с предшествующими. Акселерация
может иметь место в этносах, в популя- циях, у жителей отдельных территорий. Обширные исследования по акселерации детей и подростков базируются на основе наблюдения школьников. Выявлено, что как в России, так и за рубежом в период с 40-х по 80-е годы XX столетия длина тела подростков 13-15 летнего возраста увели- чивалась каждое десятилетие в среднем на 2,7 см., а вес тела - на 2,3 кг. Параллель- но с увеличением размеров тела снижался возраст наступления полового созревания. Выраженные тенденции к увеличению ро- ста сопровождаются некоторым уменьше- нием крепости организма по такому по- казателю, как обхват груди. Рост тела в длину обгоняет рост поперечных размеров и увеличение веса тела. Нарастание мы- шечной силы в прежние времена шло параллельно ускорению длины и веса тела. В последние годы отмечается снижение динамики нарастания мышечной силы. Это отражается на необходимости снижения нормативов физической нагрузки для де- тей и подростков. Сокращается (особенно у городских детей) частота встречаемости детей и подростков с хорошо развитым телосложением мышечной конституции. Основными причинами таких «побочных» тенденций акселерации являются: гиподинамия, снижение физической нагрузки на организм, а также изменение ценност- ных ориентации детей (ориентации на «интеллектуальные» развлекательные формы деятельности, снижение доли физических упражнений и др.). В целом, в качестве ведущих очевидных факторов акселерации признаются: улучшение качества питания (увеличение потребления мяса, жиров, молочных продуктов, сахара, витаминов и других важных для роста тела компонен- тов); снижение размеров семьи; развитие санитарных навыков; успехи медицины и т. п. В то же время, имеется множество ги- потез о влиянии на процессы акселерации и прочих «глобальных» факторов.
В тесной связи с акселерацией проте- кают процессы ретардации. Они харак- теризуют явления торможения развития организма человека. Такие процессы воз- никают в условиях катастроф, социальных потрясений (войны, социальные кризисы, стихийные бедствия и т.п.), когда обычно ухудшается качество жизни широких сло- ев населения, усиливаются их беды и лише- ния, сужаются возможности социального развития. Хорошо подтверждаются факты
тормозящего влияния на онтогенез детей всевозможных страхов (за свою жизнь, за жизнь близких людей), подавленного (угнетенного) психического состояния, всевозможных форм насилия.
Следует иметь в виду зависимость детского организма не только от многообразия действующих факторов, но и от комплексности самого процесса их действия. В данном отношении важны не только поиски универсализации и унификации методов (средств) воздействия на феномен детства, но и их индивидуализации (персонифика- ции). Организмы детей существенно зави- сят от их биохимической индивидуально- сти. Некоторые из компонентов тела могут с возрастом усиливать свое действие, дру- гие -ослабляять, одни дети чувствительны даже к малым дозам тех или иных компо- нентов пищи или среды обитания, другие - могут быть к ним нейтральны. Немало- важное значение имеют образ и качество жизни: питание, занятие спортом, здоро- вая экологическая среда и т. п.
Анализ возрастных, морфофункцио-нальных и других онтогенетических характеристик детства позволяет исследо- вать своеобразный «эмпирический базис» группового (популяционного, территориального, поколенческого и др.) и индивидуального бытия, индивидуальных ка- честв детей. Эти исследования являются основанием для характеристики многих аспектов феномена детства: анализа состояния физического здоровья детей; объяснения закономерностей их роста и развития; выяснения способов влияния на природно-биологические процессы в их организмах и пр.
Вместе с тем, детство выполняет функ- ции не только сугубо конкретной репро- дукции физиологически и психически здо- рового населения. Оно участвует в более широком процессе воспроизводства соци- альной структуры общества. Важнейшие процессы детства обусловливаются соци- альными, общественными условиями жиз-
недеятельности детей, сами детерминируя воспроизводство ценностей общества, их содержание и тенденции развития. Дети от рождения и на всем протяжении дет- ства включены в социальные общности,
являются участниками разнообразных территориальных и других организаций и объединений. Они испытывают воздей- ствие со стороны политической, правовой, экономической, идеологической организа- ции своего общества и выступают ее участниками. Социальная, общественная жизнь также определяет многие характеристики индивидуального развития детей, их личностные качества и тенденции развития. Известно, что актуализация ресурсов организма (в первую очередь, центральной нервной системы) возможна только во взаимодействии со средой жизнедеятельно- сти человека. Специфическая социальная среда детства создает особые чувства и эмоции детей, формирует особые волевые и организационные навыки, способствует установлению особых норм общения.
В процессе эволюционного становле- ния человека (в филогенезе) сформировал- ся относительно продолжительный период детства. Эволюционная теория свидетельствует: «Чем длинней период детства, тем более сложен и тонок процесс адаптации к внешним условиям, подготовки к взрос- лому существованию. За время детства человеку ... предстоит освоить огромный объем навыков, затем овладеть способно- стью общения с другими людьми, и, на- конец, стать полноценным и полноправ- ным членом человеческого общества» [4]. Современные исследователи, как прави- ло, сходятся на мысли, что значительная продолжительность детства обусловлена социальными качествами человека. Эта тема нуждается в самостоятельном науч- ном рассмотрении.
Литература и источники:
1. Антропология. - М : ВЛАДОС, 2003. - С. 119-120.
2. Крэйн, У. Психология развития человека. 25 главных теорий. / У. Крэйн. - СПб. : Прайм -ЕВРОЗНАК, 2007. - С. 404 - 408.
3. Максакова, В. И. Педагогическая антропология. / В. И. Максакова. - М. : Изд. центр «Академия», 2001. - С. 30-31.
4. Скворцов, И. А. Детство нервной системы. / И. А. Скворцов. - М.: МЕДпресс -информ, 2003. - С. 8.