Научная статья на тему 'Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет'

Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4456
910
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИР ДЕТСТВА / МИР ВЗРОСЛЫХ / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / ДЕТСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / СТРУКТУРА ДЕТСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бадмаева Бальжина Базаржаповна

В статье представлены взгляды различных авторов на проблему трансформации процесса развития детей. Показаны изменения возрастных границ и структуры детства, а также причины данных изменений. Описан кризис детства и определено его место в развитии ребенка. Подчеркивается явный разлад между миром взрослых и миром детей: взрослые не только стали меньше заниматься детьми, но и утратили четкость позиции в отношениях с ними, ясность и конкретность своих требований к ним. Родители и учителя часто проявляют беспомощность, демонстрируют отрешенность, что, само собой, преломляется в сознании детей, в их восприятии старших. Следствием становится потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. Автором проведен сравнительный анализ возрастных особенностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы, представленных в классической психологии и существующих в современной реальности. Выделены три стадии развития подростка 10-12 лет: «локально-капризная», «правозначимая», «утверждающе-действенная». Обозначены тенденции формирования личности сегодняшнего школьника, перечислены внешние и внутренние факторы, обусловливающие это формирование. В частности, говорится о фундаментальных социально-экономических переменах, стремительном распространении массмедиа и компьютерных технологий, низком уровне родительской мотивации, смене ценностно-нормативной системы (социальной аномии) и др. Обосновывается необходимость создания социально-педагогических условий, соответствующих возрастным особенностям современных школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет»

ФГОС второго поколения

УДК 159.922.6

J

Б. Б. Бадмаева

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ 10-12 ЛЕТ

л__________________________________________г

Аннотация. В статье представлены взгляды различных авторов на проблему трансформации процесса развития детей. Показаны изменения возрастных границ и структуры детства, а также причины данных изменений. Описан кризис детства и определено его место в развитии ребенка. Подчеркивается явный разлад между миром взрослых и миром детей: взрослые не только стали меньше заниматься детьми, но и утратили четкость позиции в отношениях с ними, ясность и конкретность своих требований к ним. Родители и учителя часто проявляют беспомощность, демонстрируют отрешенность, что, само собой, преломляется в сознании детей, в их восприятии старших. Следствием становится потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность.

Автором проведен сравнительный анализ возрастных особенностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы, представленных в классической психологии и существующих в современной реальности. Выделены три стадии развития подростка 10-12 лет: «локально-капризная», «правозначимая», «утверждающе-действен-ная». Обозначены тенденции формирования личности сегодняшнего школьника, перечислены внешние и внутренние факторы, обусловливающие это формирование. В частности, говорится о фундаментальных социально-экономических переменах, стремительном распространении массмедиа и компьютерных технологий, низком уровне родительской мотивации, смене ценностно-нормативной системы (социальной аномии) и др.

Обосновывается необходимость создания социально-педагогических условий, соответствующих возрастным особенностям современных школьников.

Ключевые слова: мир детства, мир взрослых, развитие ребенка, детства, социальные риски, структура детства.

Abstract. The paper considers the problem of children’s development transformation from the standpoints of different authors. The changes in the age borders and childhood structure along with their causes are demonstrated. The childhood crisis is described, its place in the child’s development process identified. The author emphasizes the visible discord between the worlds of adults and children: being less involved in upbringing process nowadays, adults appear to be less exact in their attitude to children; their demands lack clearness and specificity. Both teachers and adults demonstrate helplessness and aloofness, which reflects in children’s consciousness and their attitude to adults, and results in the lost sense of responsibility, infantilism, egoism and moral emptiness of growing generation.

The author carried out the comparative analysis of age peculiarities of middle class schoolchildren from comprehensive school. Three development stages were singled out for 10 to 12 year-olds: local caprices, rights understanding, and affirmative functional stage. The personality formation trends concerning the modern day school children are outlined, the external and internal factors determining this formation enumerated. The following influencing phenomena are mentioned, in particular: the essential socio-economic changes, fast spreading of mass-media and computer technologies, low level of parental motivation, replacement of the value-normative system (social anomie) etc.

The necessity of creating socio-pedagogic conditions relating to the age peculiarities of modern school children is substantiated.

Keywords: childhood world, adult world, child’s development, childhood crisis, social risks, childhood structure.

Понятия возрастных особенностей и возрастных границ не имеют абсолютного значения - границы возраста подвижны и не совпадают в различных исторических и социально-экономических условиях развития личности. В настоящее время в связи со сдви-

гом границ детства, изменением его структуры и его кризисом среди прочих объективировалась проблема возрастных особенностей школьников, что, в свою очередь, актуализировало пересмотр содержания школьного образования.

20

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/2

ФГОС второго поколения

Произошедший сдвиг возрастных границ детства связывают с феноменом ретардации. Современные дети позднее проходят через два ростовых скачка, или два кризисных периода. Первый, называемый «предростовым спуртом», приходится не на старший дошкольный возраст, как это было еще лет тринадцать назад, а на младший школьный (7-8 лет). Второй скачок - «пубертатный спурт», касающийся процесса полового созревания, сместился с пято-го-шестого класса на восьмой-девятый для девочек и на девятый-десятый для мальчиков [9, с.53]. Подростковый период считается промежуточным -от полового созревания до той поры, которая социально характеризуется как взрослость. Физическое созревание сегодняшних подростков происходит гораздо быстрее и заканчивается раньше, чем у их сверстников в прошлом столетии. Кроме того, существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время. Заметной стала неравномерность физического развития: одни подростки выглядят взрослыми, другие только начинают расставаться с детством. А вот психологическое и социальное развитие явно отсрочилось, увеличился промежуточный период между детством и взрослостью.

Современный школьник довольно сильно отличается от ученика, которого описывали в классической возрастной психологии. По этому поводу Д. Б. Элько-нин справедливо заметил, что детство не только удлиняется, но меняется структура и особенности всех его этапов [11, с.284]. Происходит качественное изменение отрезков процесса развития ребенка, возникают новые стадии.

Предметом нашего внимания является возраст 10-12 лет, соответствующий средней ступени общеобразовательной школы. Внутри этого периода можно условно выделить три стадии. Первая -«локально-капризная» - характеризуется стремлением подростка к самостоятельности, потребностью в признании со стороны взрослых его возможностей и значения, чего он пытается добиться через решение частных индивидуальных задач. Именно поэтому этап обозначен как локальный. «Капризный» же он потому, что в течение его протекания преобладают ситуативно-обусловленные эмо-

ции. Сейчас детей среднего школьного возраста отличает нежелание взрослеть, отказ от перехода к новому статусу, тогда как в классической литературе данный период характеризуется автономиза-цией от родителей, стремлением быть или хотя бы казаться взрослым.

Следующая стадия - «правозначимая»: в это время возникает потребность в общественном признании, происходит освоение не только своих обязанностей, но и прав в семье, в обществе, формируется стремление к взрослости уже не на уровне хотения, а на уровне долженствования. Однако подросток находится в весьма трудном

положении. С одной стороны, его желание быть причастным к социуму, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию стимулируются происходящими внутренними естественными процессами. С другой стороны, он жестко сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания и уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает, не фиксирует, атрибутивно не обозначает самостоятельность, социальную ценность растущего человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода на серьезные общественно значимые дела. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития, лишает возможности занять активную жизненную позицию.

Следствием расхождения между стремлениями осознать свои возможности, самоутвердиться как личность и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослых, являются попытки вырваться за рамки школьной повседневности в самостоятельную жизнь. Потребность в установлении отношений с обществом выражается в тяге подростков к интимно-личностному и стихийно-групповому общению с ровесниками.

На третьей, «утверждающе-действенной» стадии развиваются готовность к функционированию во взрослом мире, желание применить свои возможности, проявить себя, ощутить свое социальное приобщение; обостряется необходимость самоопределения, самореализации [9, с.328].

В последние годы наблюдается тенденция поляризации в развитии детей: благополучное, ускоренное формирование взрослой личности, с одной стороны, и затрудненное, неблагополучное, чреватое возможными социальными рисками -с другой. На смену традиционному, описанному в литературе нормальному распределению по уровню развития приходит модель «трех пиков» - «опережающего», «среднего» и близкого к «сниженной» зоне развития. В связи с этим выделяют две группы детей: тех, кто развивается быстро, успешно, и тех, кто испытывает серьезные сложности в процессе становления личности.

В детстве есть периоды стабильности и кризиса. Формированию целостной идентичности - процессу самоопределения, требующего от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей,- нередко сопутствуют кризисные явления. Согласно А. Г. Асмолову, кризисы детства -это такие моменты, когда обнаруживается, что прежняя структура отношений не обеспечивает оптимальное развитие ребенка [1, с.54].

Кризис детства может быть связан с различными причинами, среди которых обычно указывают и такие глобальные внешние факторы, как повсеместные кризисные процессы современного общественного устройства, фундаментальные социально-экономические изменения, поступательную динамику становле-

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/2

21

ФГОС второго поколения

ния информационного общества, стремительное распространение массмедиа и компьютерных технологий и др. Все это создает ситуации неопределенности, напряженности [6,8].

Процесс развития современного ребенка зависит также и от воздействия неблагоприятных внутрисоциальных и индивидуальных факторов: низкого уровня родительской мотивации, трансформации ценностно-нормативной системы (социальной аномии), психических детских патологий и др. Нарушение детско-родительских отношений, отсутствие эмоциональной привязанности обусловливает депривацию родительского тепла и близости. Отчужденность от близких проявляется у детей в исчезновении доверия, в складывании у них стереотипов враждебности, возникновении чувства одиночества, неуверенности в себе. В свою очередь, это может спровоцировать проблемы общения со сверстниками, так как оформившийся характер эмоциональной связи - основа установления всех межличностных отношений [4].

Современную ситуацию отношений между поколениями можно обозначить как ситуацию «разорванных» связей. Произошел разлад между миром взрослых и миром детей: мир взрослых отдалился, они не только стали меньше заниматься детьми, но и утратили четкость позиции в отношениях с ними, ясность и конкретность своих требований к ним. Родители и учителя часто проявляют беспомощность, демонстрируют отрешенность, что, само собой, преломляется в сознании детей, в их восприятии старших. Следствием этого становится потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность [9, с.323]. Для устранения увеличивающегося разрыва между жизнью взрослых и детей необходим поиск таких форм сотрудничества между поколениями, которые помогут справиться с кризисом детства.

Фиксация социальных тенденций позволяет уточнить и осмыслить особенности современных школьников, выяснить причины кризиса детства и найти пути его преодоления.

К внешним причинам кризисов у школьников среднего звена можно отнести изменения характера учебной деятельности (многопредметность), отсутствие единства требований, расширение социальных связей. К внутренним - физиологические и психологические перестройки пубертатного периода.

В классической возрастной психологии в определении среднего школьного возраста указывается на значительные сдвиги в физическом развитии, познавательной, эмоциональной и социальной сферах. Действительно, в данный возрастной период происходят бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается интенсивное увеличение тела в длину, наращивание мышечной массы. Кардинально перестраиваются сразу три системы - гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Гормоны стремительно выбрасываются в кровь, активизируют

работу центральной нервной системы, определяя начало полового созревания. Отмечаются морфологические изменения, сопровождающиеся комплексом психологических признаков, в числе которых проявление больших творческих способностей, большей степени самодостаточности, независимости мышления.

У современных детей существенно выше, чем у прежних поколений, интеллект, невостребованность которого приводит к умственному голоду [9, с.53]. Школьники на средней ступени обучения уже не удовлетворяются внешним рассматриванием предметов и явлений, а стремятся изучать сущность и причинно-следственные связи. Для этого возраста свойственна критичность к окружающему миру. Улучшается способность к абстрактному мышлению. Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, а внимание произвольно, избирательно. Он может долго сосредоточиваться на интересном материале. На первый план выдвигается запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации. Появляется потребность в самоутверждении и самостоятельности учебной деятельности [3, с.370].

Взрослых школьники среднего звена редко рассматривают как возможных партнеров по свободному общению, а обычно относятся к ним как к источнику организации и обеспечения собственной жизни. Причем организаторская функция взрослых воспринимается чаще всего лишь как ограничительно-регу-лирующая. Сокращается количество вопросов, обращенных к учителям, те же, что задаются, касаются, в первую очередь, именно организации и содержания их жизнедеятельности и принадлежат к тем случаям, когда дети не могут обойтись без соответствующих сведений и инструкций взрослых. Авторитет педагога как носителя социальных норм и возможного помощника в решении сложных жизненных проблем существенно снижается. Для учащегося же как субъекта учебной деятельности становятся характерными утверждение своей субъектной исключительности, «индивидуальности», стремление чем-то выделиться [7, с.432].

Современные ученики средней школы качественно отличаются от своих сверстников прежних лет и физиологическими, и психологическими, и личностными свойствами. Так, физическое развитие имеет тенденции прогрессивного снижения темпов роста, нарастания астенизации телосложения, отставания в росте мышечной силы. Наряду с традиционными факторами риска возникают новые - например, так называемые «часто болеющие» дети.

Бурное половое созревание у подростков сопровождается регрессией в обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования. Уменьшаются возмож-

22

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/2

ФГОС второго поколения

ности избирательного внимания, объем памяти. Образуется несоответствие механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов и самоосознания учащимся среднего звена своей взрослости и независимости.

Чувство взрослости - важнейшая психологическая особенность данного возраста, которая выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение [9, с.258]. Кроме того, в этот период происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идет процесс выработки и оформления идеалов и моральных убеждений, часто носящий неустойчивый и противоречивый характер.

В наши дни уже невозможно представить подростка без виртуальной плоскости экрана монитора компьютера, мобильного телефона или телевизора. Постоянное времяпрепровождение в виртуальном мире способствует искажению действительности, появлению чувства необратимости времени, обесцениванию жизни. Размывание чувства времени приводит к разрыву связи между прошлым, настоящим и будущим и, как следствие, формируется негативная идентичность, проявляющаяся в отрицании социально одобряемых норм и ценностей.

Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии напряженности из-за отсутствия опоры в близком окружении [10, с. 11]. Классические исследования второй половины двадцатого века показывают, что напряженность сопутствует формированию целостности личности и зависит не только от полового созревания, но и от атмосферы в обществе, в которой находится школьник. Учащийся среднего звена продолжает жить в семье, учится в школе, окружен по большей части теми же сверстниками. Однако, сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценности, иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают другие, отличные от прежних значения и смыслы. В мире актуальной, быстро меняющейся общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей по лабиринту знаний [5, с.55].

Краткий сравнительный анализ и формат статьи позволяют обозначить лишь самые общие возрастные особенности учащихся средней ступени школы,

но даже такой лаконичный обзор показывает, что для их успешного обучения и последующей интеграции в общество следует учесть все изменения развития современного подростка. Образовательная среда должна быть ориентирована на установление предельных возрастных возможностей в усвоении знаний; формы, методы и содержание школьного обучения, педагогические и методические принципы подачи знаний необходимо пересмотреть в связи с новыми условиями развития подрастающего поколения.

Литература

1. Асмолов А. Г Детство как социокультурный феномен // Образоват. политика. 2010. № 5-6. 144 с.

2. Бадмаева Б. Б. Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет // Образование и наука. 2012. № 7. С.45-53.

3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2008. 668 с.

4. Коптева Т. В., Шувалова У. А. Фактор родительского участия в психологической работе с детьми // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.62-67.

5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. 7-е изд., стереотип. М.: Академия, 2002. 456 с.

6. Надышева Т. Б. Психологическое здоровье детей и подростков // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.14-17.

7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 2000. 448 с.

8. Пакалина Е. Н. Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С.68-76.

9. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 1999. 672 с.

10. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2010. № 5. С.3-15.

11. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практ. психологии; Модэк, 1995. 416 с.

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/2

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.