Научная статья на тему 'Детское самоуправление в учреждении дополнительного образования'

Детское самоуправление в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1841
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / SELF-GOVERNMENT / CONCEPTION / SOCIAL CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорова Владилена Константиновна, Дудкина Нина Ивановна, Зыкова Екатерина Николаевна

В статье показаны пути совершенствования дополнительного образования детей. Раскрыта сущность ученического самоуправления. Приведены данные опытной работы по его развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорова Владилена Константиновна, Дудкина Нина Ивановна, Зыкова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN''S SELF-GOVERNMENT IN UCHREZHDENII ADDITIONAL EDUCATION

The article presentsthe improving ways of education of children. It reveals the essence of pupil’s self-government. The data of experience of its developing is given.

Текст научной работы на тему «Детское самоуправление в учреждении дополнительного образования»

УДК 371.4

В. К. Григорова, Н. И. Дудкина, Е. Н. Зыкова

ДЕТСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье показаны пути совершенствования дополнительного образования детей. Раскрыта сущность ученического самоуправления. Приведены данные опытной работы по его развитию.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, самоуправление, концепция, социальное творчество.

В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в государственной национальной инициативе «Наша новая школа» определена современная для образовательного учреждения задача — формировать новые жизненные установки личности, поскольку обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, межкультурному взаимодействию, умеющие жить в гражданском обществе и правовом государстве [5].

В связи с этим в теории и практике педагогического процесса происходят существенные изменения. В решении проблем воспитания подрастающего поколения от слов перешли к делу практически на всех уровнях: от Министерства образования и науки РФ до конкретного образовательного учреждения, в том числе и дополнительного. Многие педагогические коллективы серьезно занимаются воспитательной работой среди учащихся, проявляя при этом творчество и мастерство, плодотворно развивая традиционные и создавая новые воспитательные системы [3]. В настоящее время каждое образовательное учреждение находится на определенном этапе создания, развития и совершенствования воспитательной системы. В этом мы убеждаемся на примере муниципаль-

Григорова Владилена Константиновна — кандидат педагогических наук, профессор (Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: grigorova.vladilenal@yandex.ru

Дудкина Нина Ивановна — заместитель директора муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей (Детско-юношеский Центр «Восхождение», Хабаровск); e-mail: duz_voshozdenie@mail.ru.

Зыкова Екатерина Николаевна — директор муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей (Детско-юношеский Центр «Восхождение», Хабаровск); e-mail: duz_voshozdenie@mail.ru.

© Григорова В. К., Дудкина Н. И., Зыкова Е. Н., 2016

100

ного автономного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский Центр «Восхождение» г. Хабаровска.

Известно, что воспитание ребенка строится с учетом таких психологических оснований, как:

— повышенная восприимчивость детей к социальным явлениям;

— потребность в признании на всех этапах развития юного человека;

— наличие мотивации к общению и активному взаимодействию в группе;

— готовность к изменениям, духовным достижениям;

— потребность человека в развитии [2].

— А это значит, что воспитание юной личности предполагает в числе многих задач решение следующих:

— повышение социальной компетентности детей, подростков и молодежи;

— формирование их гражданской позиции;

— воспитание ценностного отношения к себе, к человеку, миру [4].

Решение этих психолого-педагогических задач можно осуществить

благодаря созданию развивающей среды, содействующей росту творческого потенциала и формированию готовности к социальным действиям наших детей. Это направление подчеркивает важную роль детского самоуправления. Участие детей в работе ученического самоуправления — это еще и условие их социализации в разных сферах жизнедеятельности, способ обучения детей жить в социальном пространстве, возможность продемонстрировать свою уникальность и неповторимость. Самоуправление — непременный атрибут и признак детского коллектива, воспитательной системы образовательного учреждения, в том числе и дополнительного. Его развитие возможно при участии и педагогической поддержке коллектива взрослых. Об этом свидетельствует исследование, проведенное педагогами Центра «Восхождение» в период разработки авторской модели воспитательной системы учреждения дополнительного образования.

Ведущим вопросом анкетирования являлся вопрос: «Как Вы относитесь к необходимости создания органа детского самоуправления?»

Анализ результатов опроса педагогов и детей Центра «Восхождение» продемонстрировал следующие результаты:

92 % — детское самоуправление необходимо;

62 % — на уровне детских коллективов и Центра;

15 % -на уровне только детских коллективов;

15 % — только на уровне учреждения;

4 %- не видят в этом необходимости;

4 %- не готовы ответить.

На этапе развития и совершенствования воспитательной системы Центра «Восхождение» важной задачей является работа по решению

101

проблемы детского самоуправления. Отсюда следующий вопрос анкеты: «Что Вы понимаете под детским самоуправлением?»

Представляем результаты ответов:

— детское руководство, возможность что-либо изменить;

— самореализация, самоорганизация воспитанника;

— составляющая часть управленческого процесса (помощь педагогу и Центру в организации учебно-воспитательного процесса, способ повышения эффективности работы, улучшение морального климата коллектива, выбор пути развития учреждения);

— лидерский совет;

— коллектив единомышленников, объединенных общим делом;

— социализация личности, подготовка к самостоятельной жизни;

— тренинг будущих лидеров;

— самостоятельная деятельность детей, сознательная дисциплина;

— форма организации жизнедеятельности детского коллектива;

— модель идеального общества;

— совместная деятельность, направленная на достижение положительного результата.

Современное понимание детского самоуправления по итогам исследования в обобщенном виде трактуется нами как:

— целенаправленная, конкретная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуется функция управления, направленная на решение задач, стоящих перед образовательным учреждением;

— форма жизнедеятельности детского коллектива, обеспечивающая развитие у детей самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

Исходя из этого следует, что детское самоуправление — это возможность самим школьникам планировать, организовывать, проводить и анализировать дела, которые им интересны.

С помощью методики И. П. Иванова, называемой КТД, коммунар-ской, «Четыре сами», дети пробуют себя в роли организаторов, накапливают опыт преодоления трудностей, развивают чувство ответственности за свои действия и за благополучное, комфортное состояние других. При таком понимании педагоги стремятся поделиться реальной властью с воспитанниками или, другими словами, делегировать полномочия. Если у детей не будет прав — не будет и ответственности.

Детское самоуправление — это и современная форма работы с детьми, позволяющая им отстаивать свои права и приобретать навыки делового общения. Воспитанники имеют возможность попробовать себя в разных социальных ролях — руководителей и подчиненных. У них вырабатываются необходимые коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества, умение подчиняться коллективной воле и в то же

102

время соотносить личные интересы с общественными. Кроме того, детское самоуправление помогает педагогу в работе, т. к. некоторые вопросы учащиеся решают самостоятельно.

Наше внимание также привлекал и вопрос применения самоуправления в конкретных сферах, что инициировало следующий вопрос анкеты: «В каких сферах жизни учреждения дополнительного образования детей детское самоуправление может найти конкретное применение?»

Из анализа ответов на данный вопрос анкеты:

92 % — досуг;

8 % — социальное творчество;

50 % — трудовая деятельность;

25 % — самообслуживание;

50 % — пресс-служба;

8 % — участие в работе педсовета, родительского комитета;

4 % — планирование деятельности, организация учебно-воспитательного процесса.

Перечень направлений детского самоуправления можно продолжить: спорт, оздоровление, лидерская практика (школа «Лидер плюс»), шефская работа (бюро добрых услуг), социологическая служба и др.

Система самоуправления обращена к конкретным детям при полном доверии к ним со стороны педагогов. Не дети для самоуправления, а самоуправление для детей на каждом возрастном этапе развития ученика.

В чем состоит роль педагога в развитии детского самоуправления?

Из анализа ответов на данный вопрос анкеты:

67 % — помогать и принимать участие;

42 % — направлять и координировать;

13 % — обучать и консультировать;

13 % — стимулировать;

13 % — ненавязчиво контролировать и управлять;

4 % — не мешать.

Развитие детского самоуправления невозможно без участия взрослых. Роли взрослых могут быть разными: координатор, советник, партнер, консультант, наставник, друг. Они отражают демократический стиль отношений без права на принуждение. Позиция взрослого может быть представлена так:

— не подменять ребят;

— иметь выдержку и терпение, помогать реализовывать идеи;

— избегать нажима даже тогда, когда мнения, действия ребят кажутся ошибочными;

— стараться разъяснять, убеждать, видеть не только внешнюю сторону, явные проявления всех и каждого, но и узнавать ценностные представления, побудительные мотивы, ожидания, интересы, настроения для создания условий самореализации и саморазвития воспитанника [4].

103

Решение этой проблемы — не разовое мероприятие. Это результат работы педагогов и обучающихся. И, естественно, необходимо целенаправленное педагогическое обеспечение самоуправления.

Каковы причины, тормозящие развитие детского самоуправления?

Вот эти причины, по мнению участников анкетирования.

Объективные: недостаток информации.

Субъективные:

33 % — инертность, пассивность и нежелание заниматься;

29 % — неподготовленность и отсутствие опыта;

21 % -непонимание целей и низкая мотивация;

17 % — разобщенность детских коллективов;

17 % — затруднились ответить;

13 % — чрезмерная занятость детей.

Каковы же пути развития детского самоуправления в Центре?

Из анализа ответов на этот вопрос:

25 % — создание детского органа самоуправления;

25 % — затруднились ответить;

17 % — коллективное планирование и организация общих дел;

8 % — обучение педагогов и изучение опыта;

4 % — разработка документов.

Анализ объективных и субъективных данных проблемы развития детского самоуправления помог определиться нам в перспективе деятельности по решению данного вопроса.

Основными путями развития детского самоуправления в Центре по работе с детьми, подростками и молодежью «Восхождение» являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— информированность педагогического и детского коллективов в вопросах детского самоуправления;

— создание соответствующего эмоционального настроя среди воспитанников и педагогов;

— разъяснение идеи организации детского самоуправления как в детском, так и в педагогическом коллективе;

— пробуждение желания у воспитанников самим взяться за реализацию идеи, подвести к организации детского самоуправления;

— формирование управленческой культуры воспитанников через систему обучения во время проведения профильных лидерских смен ВДЦ «Океан», краевого Центра «Созвездие», школы социального успеха «Лидер плюс»;

— разработка модели самоуправления;

— создание органов самоуправления в детских коллективах;

— использование методики КТД как системы ключевых дел для сплочения детского и педагогического коллективов;

— разработка локальных актов и документов, регламентирующих деятельность органов детского самоуправления;

104

— овладение со стороны педагогов специальными знаниями, умениями, компетенциями, современными методиками педагогической поддержки развития детского самоуправления.

Таким образом, педагог — важный субъект в организации детского самоуправления. И как необходимо быть ему в этом деле лидером! Лидером, которому не просто верят, но которым гордятся, увлечены эмоционально, стремятся подражать в облике, поведении, речи. Он должен быть духовно богат, нравственен, благороден в отношениях с детьми и взрослыми, искренен, способен к признанию своих ошибок, к сочувствию и прощению. Такой педагог принимается детьми как наставник, задающий образец духовно-нравственной жизни. Ему по плечу задачи не просто обучения школьников нового поколения, подготовки их к жизни, их преобразования, но и духовного обновления общества в целом.

Список литературы

1. Гордон Г. О. О самоуправлении учащихся / / Просвещение на транспорте. 1923. № 1—2. С. 10—11.

2. Крупская Н. К. Школьное самоуправление / / На путях к новой школе. 1925. № 4. С. 16—25.

3. Сережникова Р. К. Становление субъектности студента в процессе профессиональной подготовки как актуализация его творческого потенциала / / Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. С. 70 — 74.

4. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2001. 938 с.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М., 2013.

6. Федорова Н.М. Самоуправление в советской школе (20 —30-е годы XX века) / / Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Психолого-педагогические науки (педагогика, психология,

теория и методика обучения). 2008. №10 (52). С. 109 — 116.

* * *

Grigorova Vladilena K., Dudkin Nina I., Zykova Ekaterina N.

CHILDREN'S SELF-GOVERNMENT IN UCHREZHDENII ADDITIONAL EDUCATION

(1 Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan; 2' 3 Youth Centre «the Ascent», Khabarovsk)

The article presentsthe improving ways of education of children. It reveals the essence of pupil's self-government. The data of experience of its developing is given.

Keywords: additional education of children, self-government, conception, social creative work.

References

1. Gordon G. O. About student government [O samoupravlenii uchashchikhsya], Prosveshchenie na transporte, 1923, no, 1-2, pp. 10—11.

2. Krupskaya N. K. Student government [Shkol'noe samoupravlenie], Na putyakh k novoy shkole, 1925, no. 4, pp. 16—25.

3. Serezhnikova R. K. Formation of the subjectivity of the student in the process of professional preparation as the actualization of his creative potential [Stanovlenie

105

sub"ektnosti studenta v protsesse professional'noy podgotovki kak aktualizatsiya ego tvorcheskogo potentsiala], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2012, no. 3, pp. 70 - 74.

4. Rapatsevich E. S. Sovremennyy slovar' po pedagogike (Modern dictionary of pedagogy), Minsk, Sovremennoe slovo Publ., 2001. 938 p.

5. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (Federal law «On education in the Russian Federation»), Moscow, 2013.

6. Fedorova N. M. Government in the Soviet school (the 20-30th years of XX century) [Samoupravlenie v sovetskoy shkole (20 —30-e gody XX veka)], Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gertsena. Psikhologo-pedagogicheskie nauki (pedagogika, psikhologiya, teoriya i metodika obucheniya), 2008, no. 10 (52), pp. 109—116.

•Jc -Jc -Jc

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.