0КОЛА л воспитание
ЦЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ в образовании: не потерять смысл1
Дмитрий Васильевич Григорьев,
заместитель директора ГБПОУ «Воробьёвы горы», заведующий отделом методологии и технологии воспитания личности ФИРО, доцент, кандидат педагогических наук
детско-взрослая общность • ответственность • сотрудничество события • договор • встречи • школьная идентичность
ч
тобы взрослеть, ребёнку нужен взрослый. Только в общности с взрослыми людьми у детей формируются способности и личностные качества в их целостности и «цветущей сложности».
Хронологически первым местом взросления ребёнка выступает семья. «Дети хотят учиться в тех семьях, где родители хотят работать. Где родители не хотят работать, там дети не хотят учиться», — так наш замечательный поэт-фронтовик
Константин Ваншенкин объяснял секрет семейного воспитания. И это секрет той детско-взрослой общности, которой непременно является всякая счастливая семья.
Другим местом формирования способностей и личностных качеств человека является школа, шире — образование.
1 Исследование осуществлено при поддержке РГНФ (проект 14-06-00089а).
И является ровно в той мере, в какой озабочено становлением и развитием детско-взрослых общностей.
Ответственность за жизнеспособность дет-ско-взрослой образовательной общности лежит на нас, педагогах. Разумеется, если мы собираемся быть профессиональной корпорацией, творческим профессиональным сословием, а не решили вдруг массово превратиться в «профсоюз репетиторов». Какие бы социальные и организационные трансформации ни происходили, какие бы вызовы, требования, стандарты ни предъявлялись, ответственность за складывание общности с детьми — это ответственность принципиально не снимаемая. Только с этой ответственностью мы из педагогов, назначенных по должности, можем дорасти до учителей, которых выбирают ученики.
К сожалению, детско-взрослая образовательная общность — это сегодня модная тема. И нуждается в защите от свойственных образовательным модам пустословия, поверхностности суждений, цветистости высказываний. Я постараюсь расставить несколько смысловых ударений, которые считаю обязательными для трезвого понимания проблематики детско-взрослых общностей в образовании.
Вместе
Общность возникает там и тогда, где и когда мы вместе с детьми. Высшее выражение этого состояния — вместе — русская религиозная философия именует соборностью (нераздельно/неслиянным бытием; «единством в свободе и свободой в единстве» (В.С. Соловьёв). В психологической антропологии В.И. Слободчикову и Е.И. Исаеву удалось раскрыть смысл вместе через понятие со-бытия (совместного бытия) как гармонии связей и отношений и отграничить его от «симбиотичес-кой сращённости» (связи превалируют над отношениями) и «формальной организован-
ности» (отношения превалируют над связями). Лучшего житейского определения вместе, чем слова Ады Якушевой Юрию Визбору: «Ты — моё дыхание...», я подобрать не могу.
Если бросить взгляд на образовательную реальность, то мы чаще рядом с детьми, чем вместе с ними. Отличие рядом от вместе — в неполной открытости взрослого ребёнку и в таком же неполном, избирательном принятии взрослым ответственности за ребёнка. И то и другое зачастую нужно и даже полезно для жизни в её статусно-ролевом и функциональном измерении. Но как только мы выходим в ценностно-смысловое, духовное измерение жизни, рядом сразу оказывается недостаточным.
Итак, что же такое — быть взрослому вместе с ребёнком? Вместе — это непритворная открытость взрослого ребёнку, открытость по причине равенства человеческого достоинства. Вместе — это признание и принятие взрослым свободы ребёнка вкупе с полной ответственностью за него. Вместе — это реальное, не наигранное соучастие взрослых и детей в общем деле. Вместе — это желание и способность взрослого не только учить, но и учиться у ребёнка. Наконец, быть взрослому вместе с детьми — это практическая реализация им спортивного принципа «выигрывает команда, а проигрывает тренер».
Событие
Общности живут событиями, а не мероприятиями. У события есть ряд принципиальных отличий от мероприятия, это не игра в слова, а другая культура работы в образовании. События всегда нацелены на изменение повседневности. Мероприятие самоценно, оно проводится ради самого себя, а событие оправдывает себя только через перемену повседневности. Если происходит
.ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ
перемена повседневности, какой-то сдвиг, значит, мы создали событие. Если ничего в повседневности не изменилось, мы не имеем права называть то, что сделали, событием. Провели хорошее, интересное, яркое, но — мероприятие.
Говорят, что праздник — это, в первую очередь, ожидание праздника. Действительно, главное в событии — это его подготовка. Как обеспечить режим подготовки — не авральный, без штурмовщины, но одновременно без нудной планомерности; как провести подготовительные работы дружественно к участникам и одновременно по-деловому — в этом сложность событийного подхода.
Событий не может быть много. Педагоги, наверное, как никто, это понимают. Но их не должно быть и мало. Поэтому принцип минимакса, когда в малом умещается многое, чувство меры и чувство времени фундаментальны для событийного подхода.
Воспитывающее событие должно быть и ярким, и глубоким. Требования, как мы с вами понимаем, во многом противоположные. Поэтому научиться сочетать их — это нетривиальная задача.
Наконец, события живут повторениями. Как сделать события повторяющимися, но, при этом, не приедающимися, не набивающими оскомину — в этом тоже особая культура работы с событиями в образовании.
А куда, в каком направлении событие меняет повседневность? Думаю, что в направлении со-бытия. После настоящего события всегда возникает ощущение невозможности жить по-старому. Пребывание в привычных состояниях «симбиотической сращённости» (душащей привязанности) или «формальной организованности» (отчуждающего одиночества) становится невыносимым, хотя бы на время. Хочется совместного бытия как гармонии связей и отношений с другими людьми, хочется чувствовать своё единение с ними без потери собственного лица.
Применительно к образованию это означает что практика событий воспитания делает
проблематичными привычные практики учительского менторства («стань таким, как я хочу»), учительского попустительства («кем получится стать, тем и станешь») и учительской евгеники («яблоко от яблони недалеко падает», «от осинки не родятся апельсинки»). Вызревает запрос на повседневное детско-взрослое со-бытие, на педагогику сотрудничества. Про которую многие так и не поняли, что главное в ней — со-трудничество взрослого и ребёнка. Ни демократический стиль отношений, ни доброжелательное общение, ни положительное подкрепление взрослым усилий ребёнка, а их со-ра-ботничество в общем деле: в исследовании, в проектной разработке, в регулярно возобновляемом производстве вещей, услуг, информации.
Договор
Общность — это всегда договор, и никогда не сговор. В современном образовании очень много сговоров, например:
• между слабыми администраторами и слабыми педагогами об имитации деятельности;
• между слабыми педагогами и слабыми родителями о воспитании удобно-послушного, безынициативного ребёнка;
• между слабыми педагогами об игнорировании и отчуждении сильных педагогов;
• между слабыми педагогами об игнорировании и отчуждении сильных учащихся и т.д.
Разрушить сговор очень непросто. Для начала его надо назвать, тем самым обнаружить, сделать предметом пристального рассмотрения и анализа, а потом выходить на переговоры с участниками сговора. И посредством переговоров, как правило, болезненных и сложных, приходить к договору.
Место встречи
Общность — это не средство, как зачастую говорят и пишут. Общность — это среда, это место встречи. В этом отличие общности от более привычных для нас организаций. Мы люди организаций, и у нас не так много в жизни встреч именно в формате общности. Организацию строят, а общность выращивают. Чувствуете разницу? По словам В.И. Слободчикова, организация — это целевое объединение людей по заранее определённой структуре, а общность — объединение людей на основе общих ценностей и смыслов. В организацию люди входят, их отношения здесь определены характером совместной деятельности. А в общности люди встречаются, нормы, смыслы и ценности взаимодействия привносятся ими в эту встречу.
Идентичность
Общность не виртуальна, а реальна. И потому опознаваема и диагностируема. Один из главных критериев детско-взрос-лой общности, по которому можно судить о её наличии, — это идентичность, причастность взрослого и ребёнка к этой общности. Для детей мы назвали это школьной идентичностью (имея в виду под школой любой образовательный институт). Ребёнок может и хочет, а значит, должен чувствовать себя в любой образовательной реальности, любом объединении учеником своих учителей; участником этого объединения, в котором он находится; «гражданином большого общества»; членом своей этнической и религиозной группы, и т.д. Это всё составные части его школьной идентичности.
Школьная (образовательная) идентичность позволяет увидеть, связывает ли ребёнок свои успехи и достижения, впрочем, как и неудачи, с образовательной структурой, является ли образовательная структура значимым для него местом или нет.
Низкие показатели причастности будут свидетельствовать о том, что образовательное учреждение не значимо или мало значимо для ребёнка. И даже если он, как ученик, объективно успешен, то источник этой успешности не в школе, а, например, в семье, в нанятых родителями репетиторах, в другой образовательной структуре, где ребёнок занимается.
А высокие показатели идентичности свидетельствуют, что школа занимает важное место в жизни ребёнка, является значимым для него местом и событием. И даже если он как ученик не очень успешен (будем надеяться, пока), то его личное достоинство, его самоуважение проистекают из его школьной жизни, из сложившейся здесь детско-взрослой образовательной общности.
«Мы такие злые не потому, что плохо живём. Мы плохо живём, потому что мы такие злые», — так в 2006 году, незадолго до своей смерти, наш выдающийся социолог Ю.А. Левада охарактеризовал современное состояние нашего общества. На мой взгляд, именно детско-взрослые образовательные общности, пожалуй, как никакие другие, несут в себе ту радость жизни, ту ответственность, то доверие, которые только и могут вывести нас из этой всеобщей озлобленности, «войны всех против всех». Но для этого нам, педагогам, надо держаться правильных смыслов. НО