УДК 159.9
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В СЕМЬЯХ ПОДРОСТКОВ ПРОЖИВАЮЩИХ
В РАЙОНАХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ
М.В. Федоренко1
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ Проект 17-29-02092 офим
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования детско-родительских отношений в семьях подростков, проживающих в районах с высоким и низким уровнем безработицы. Цель исследования - выявить достоверные различия между показателями детско-родительских отношений подростков, их отношений в группе и характеристиками вероятностных предикторов возможного вовлечения в потребление наркотических средств, в зависимости от района проживания. Выборка составила 156 детей подросткового возраста (11 - 15 лет), 57 процентов из них проживают в районах с низким уровнем безработицы. Результаты исследования показали, что достоверно выше показатели «Сотрудничество», «Поощрение автономности», «Контроль», «Особенности поощрений и наказаний» методики «Детско -родительские отношения подростков», в группе подростков проживающих в экономически более благополучных районах.
Ключевые слова: подростки, уровень безработицы, детско-родительские отношения, вероятностные предикторы, психологический климат.
CHILDREN-PARENTAL RELATIONSHIPS IN THE FAMILIES
WITH TEENAGERS OF RESIDENTS LIVING IN THE DISTRICTS
WITH DIFFERENT LEVEL OF UNEMPLOYMENT
M. Fedorenko
Abstract. The article presents the results of an empirical research of parent-child relationships in the families of adolescents living in the areas with high and low levels of unemployment. The purpose of the research is to identify significant differences between the indicators of child-parent relationships among adolescents, their relationships in the group and the characteristics of probabilistic predictors of possible involvement in using narcotic drugs, depending on the region of residence. The selection included 156 adolescent children (11 - 15 years old), 57 percent of them are living in the areas with low level of unemployment. The results of the research showed that the indicators such as «Collaboration», «Encouragement of autonomy», «Control», «Features of rewards (praise) and punishment» of the method «Child-parent relations of adolescents» are significantly higher except for the indicator «Boredom-Interest» in the group of adolescents living in economically more prosperous areas.
Keywords: adolescents, unemployment rate, parent-child relationships, probabilistic predictors, psychological climate.
Современная сложная социально -экономическая ситуация в нашей стране коренным образом меняет социокультурную среду, в которой происходит формирование личности человека. Эта ситуация актуализирует необходимость преодоления противоречий между саморазвитием личности ученика в условиях микросоциального окружения и воспитательной системой школы, которая ориентирована на традиционные гуманистические ценности. Разрешить данное противоречие, по мнению автора, возможно путем гуманизации социокультурной среды, расширяя границы сотрудничества между школой, родителями, выпускниками и общественностью, используя возможности микросоциума как средства
профилактики правонарушений в школьной среде
[3].
Развитие девиантных форм поведения подростков имеет многофакторную
обусловленность. Рассматривая тот факт, что в настоящее время наблюдается омоложение преступности, авторы связывают это, прежде всего, с утратой доверительных отношений между родителями и детьми. Под разрушительными отношениями родитель-ребенок авторы понимают систему негативных чувств, проявляемых родителями по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, неадекватного восприятия, понимания и оценки друг друга, что приводит к ряду противоречивых поведенческих реакций [2].
С.А. Петунова отмечает, что существует связь между безработицей и ухудшением семейных и детско-родительских отношений. Состояние безработицы приводит к разрушению структур личности, к трансформации в структуре ценностных ориентаций, к состоянию хронического стресса и, как следствие, приводит к деструкциям в детско-родительских отношениях [5].
Если в семье происходят социально -экономические изменения, то, как правило, именно дети находятся в трудной жизненной ситуации и становятся на путь асоциального поведения, с этим часто связаны конфликты в семье подростка. Также правомерно говорить и об обратном, когда в семье конфликты, подросток «уходит» в девиации. Если организовать комплексное психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение семьи, направленное на снижение напряженности детско-родительских отношений и позитивное разрешение конфликтных ситуаций, то, по мнению авторов статьи, возможно профилактировать девиантное поведение подростков [6].
Исследование социокультурных рисков школы не может не затронуть проблемы семьи, так как семья является особенно чувствительной к любым изменениям в обществе [7].
Нами проведено исследование детско-родительских отношений подростков в зависимости от района проживания: это районы с низким уровнем безработицы и районы с высоким уровнем безработицы. Данные об уровне безработицы районов взяты с сайта
Министерства Экономики РТ. Участниками исследования стали учащиеся школ Республики Татарстан в возрасте от 11 до 15 лет, всего 156 человек. В районах с низким уровнем безработицы проживают 90 человек (Группа 1), что составляет 57%, соответственно 43% - это 66 детей подросткового возраста (Группа 2), проживающих в районах с высоким уровнем безработицы. Для более подробного исследования данной проблемы, были выделены группы: по половому признаку, Группа 1д -девочки, Группа 2м - мальчики; по возрасту, Группа 1мл. - младшие (11 - 13 лет), Группа 2ст. -старшие (14 - 15 лет).
Исследование проводилось с помощью методик: «Детско-родительские отношения подростков» (П.В. Трояновская) [4, с.114]; «Диагностика психологического климата в малой группе» (А.Ф. Фидлер) [8]; «Модифицированная версия методического комплекса по выявлению вероятностных предикторов возможного вовлечения в потребление наркотических средств» (Ю.П. Зинченко, модификация Гилемханова Э.Н., Васина В.В., Герасимова В.В.) [1].
Результаты нашего исследования показали, что достоверно выше показатели, см. таблицу 1, которые говорят о том, что в районах с низким уровнем безработицы детско-родительские отношения, с точки зрения подростков, более гармоничны. В этой группе подростки оценивают взаимодействие с родителями как сотрудничество, признают, что родители им доверяют.
Таблица 1. - Сравнительный анализ показателей методики «Детско-родительские отношения подростков» по и-критерию Манна-Уитни (р < 0,05) в зависимости от района проживания
8ш 8иш и Ъ р-1еуе1 Ъ р-1еуе1 Группа1 Группа2
Сотрудничество 6516 5730 2421 -1,96934 0,048915 -1,97615 0,048138 90 66
Поощрение автономности 6510 5736 2415 -1,99086 0,046497 -1,99789 0,04573 90 66
Контроль 6424,5 5821,5 2329,5 -2,29756 0,021588 -2,3048 0,021178 90 66
Особенности поощрений 6189 6057 2094 -3,14233 0,001676 -3,21947 0,001284 90 66
Если сравнить показатели детско -родительских отношений в группах младших и старших подростков, то, как видно из таблицы 2, достоверно выше показатели в группе старших подростков. То есть у 14 - 15 летних подростков в семьях более демократичные отношения: достоверно выше показатель «Принятие решений» и «Принятие». В то же время, и показатель «Контроль» выше в группах старших
подростков, чем в группе с низким уровнем безработицы.
Родители девочек более осведомлены в их делах, это показатель «Мониторинг», см. таблицу 3. Девочкам родители больше демонстрируют свою любовь и внимание. Интересный факт, что кроме «Особенностей поощрений», достоверно отличается показатель «Особенности наказаний».
Таблица 2. - Сравнительный анализ показателей методики «Детско-родительские отношения подростков» по и-критерию Манна-Уитни (р < 0,05) в зависимости от возраста подростков
Rank Sum Rank Sum U Z p-level Z p-level Группа 1мл. Группа 2ст.
Принятие 5015 7075 2025 2,71135 0,006701 2,73672 0,006206 55 100
Принятие решений 5033 7057 2007 2,77866 0,005459 2,78769 0,005309 55 100
Конфликтность 3547,5 8542,5 2007,5 -2,77679 0,00549 -2,79691 0,00516 55 100
Контроль 5044,5 7045,5 1995,5 2,82167 0,004778 2,83065 0,004646 55 100
Особенности поощрений 4892 7198 2148 2,25135 0,024364 2,30725 0,021042 55 100
Таблица 3. - Сравнительный анализ показателей методики «Детско-родительские отношения подростков» по и-критерию Манна-Уитни (р < 0,05) в зависимости от пола подростков
Rank Sum Rank Sum U Z p-level Z p-level Группа 1д Группа 2м
Принятие 6102 5833 2361 -2,04847 0,040515 -2,068 0,038639 86 68
Мониторинг 6122,5 5812,5 2381,5 -1,97388 0,048396 -1,9835 0,047311 86 68
Особенности поощрений 6121 5814 2380 -1,97934 0,047779 -2,0293 0,04243 86 68
Особенности наказаний 7894 4041 1695 4,4717 0,000008 4,50993 0,000006 86 68
В группе подростков, проживающих в районах с низким уровнем безработицы, достоверно выше показатели методики, определяющей психологический климат в классе: «Дружелюбие», «Согласие»,
«Удовлетворенность», «Продуктивность»,
«Теплота», «Сотрудничество». А вот показатели
«Взаимоподдержка» и «Увлеченность» выше в группе подростков проживающих в районах с высоким уровнем безработицы. Единственный показатель «Скука - занимательность» в этой методике не имеет достоверных отличий, см. таблицу 4.
Таблица 4. - Сравнительный анализ показателей методики «Диагностика психологического климата в малой группе» по и-критерию Манна-Уитни (р < 0,05) в зависимости от района проживания подростков
Яапк Sum Яапк Sum и Ъ р-куе! Ъ p-level Группа 1 Группа 2
Дружелюбие 5944 5532 2116 -2,51533 0,011892 -2,57504 0,010023 87 64
Согласие 5735 5590 1907 -3,17379 0,001505 -3,21955 0,001284 87 63
Удовлетворенность 5898 5427 2157 -2,26089 0,023767 -2,29821 0,02155 86 64
Продуктивность 5598 5280 1943 -2,71432 0,006642 -2,75151 0,005932 85 62
Теплота 5879,5 5596,5 2051,5 -2,75821 0,005812 -2,81021 0,004951 87 64
Сотрудничество 5761 5414 1933 -2,94227 0,003258 -2,99911 0,002708 87 62
Взаимоподдержка 5455 5870 1714 -3,94421 0,00008 -4,0271 0,000056 86 64
Увлеченность 5535 5640 1794 -3,51598 0,000438 -3,57053 0,000356 86 63
Успешность 5808,5 5516,5 2067,5 -2,60098 0,009296 -2,64999 0,00805 86 64
В таблицах 5 и 6 показаны достоверные отличия в результатах методики, позволяющей выявить предикторы успешной социализации подростков. В данном случае достоверных отличий, в зависимости от района проживания, не выявлено, но, если посмотреть различия внутри группы подростков, проживающих в районах с
низким уровнем безработицы, то можем увидеть, что у мальчиков достоверно выше показатели «Проблемы самоконтроля» и «Склонность к гаджет - зависимости». Достоверно отличается фактор «Проблема взаимодействия», он достоверно выше в группе старших подростков.
Таблица 5. - Сравнительный анализ показателей методики «Модифицированная версия методического комплекса по выявлению вероятностных предикторов возможного вовлечения в потребление наркотических средств» по и-критерию Манна-Уитни (р < 0,05) в зависимости от пола подростков, проживающих в районах с низким уровнем безработицы
Rank Sum Rank Sum U Z p-level Z p-level Группа 1д Группа 2м
Проблема самоконтроля 1801 2294 720 -2,3569 0,018427 -2,36248 0,018154 46 44
Склонность к гаджет- зависимости 1758,5 2336,5 677,5 -2,7 0,006935 -2,71264 0,006675 46 44
Таблица 6. - Сравнительный анализ показателей методики «Модифицированная версия методического комплекса по выявлению вероятностных предикторов возможного вовлечения в потребление наркотических средств» по и-критерию Манна-Уитни (р < 0,05) в зависимости от возраста подростков
Rank Sum Rank Sum U Z p-level Z p-level Группа 1мл Группа 2ст.
Проблема взаимодействия 3651 8439 2111 -2,38972 0,016862 -2,41 0,015953 55 100
Можно сделать выводы, что в районах с низким уровнем безработицы у подростков более благополучны детско-родительские отношения, которые характеризуются большим доверием со стороны родителей, взаимодействие в семейных отношениях подростки характеризуют как сотрудничество. У них меньше проблем в классном коллективе, эти подростки характеризуют свои отношения в группе как дружелюбные, где есть сотрудничество в продуктивной, теплой обстановке. В группе подростков, проживающих в экономически неблагоприятных районах, выше взаимная поддержка в школьном коллективе, и эти подростки белее увлечены общими делами. Вызывает опасение проблема с гаджет -зависимостью и самоконтролем эмоциональных состояний у мальчиков, проживающих в районах с низким уровнем безработицы.
Таким образом, проведенное нами исследование детско-родительских отношений в семьях подростков, проживающих в районах РТ с разным уровнем безработицы, позволяет сделать вывод о том, что экономическая ситуация региона оказывает влияние не только на детско -родительские отношения, но и на обстановку в
школьном коллективе. И, несмотря на то, что данное исследование, не позволяет однозначно определить вероятностные предикторы вовлечения подростков в употребление наркотических средств, некоторые выводы все же можно сделать: самое главное, обратить внимание на умения и навыки саморегуляции эмоционального состояния подростка, улучшать детско-родительские отношения, где должно быть больше сотрудничества, доверия и совместного времяпровождения.
Исследование требует дальнейшего развития для создания нового контекста в определении современной образовательной среды, которое позволит выявить и описать социокультурные риски. Рост девиаций в школьной среде позволяет рассматривать возможность оценки рисков социализации детей сквозь призму понимания единства культурного, политического, экономического, социального потенциала социокультурной среды. Все это порождает необходимость разработки интегративных научных моделей и систематизации составляющих ее компонентов с установлением вклада каждого из них в отдельности и кумулятивно.
Литература:
1. Баянова Л.Ф. Роль объектов социально-культурного назначения в обеспечении психологической безопасности социокультурной среды школы / Л.Ф. Баянова, Э.Н. Гилемханова // Филология и культура. Philology and Culture. - 2017. -№ 4(50). - С. 219-225.
2. Ждакаева Е.И. Деструктивные детско-родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков / Е.И. Ждакаева // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2010. - № 4(43). - С. 56-59.
3. Иманкулова М.Т. Взаимодействие школы и социокультурной среды по воспитанию учащихся / М.Т. Иманкулова // Известия Кыргызской академии образования. - 2016. - № 4(40). - С. 125-131.
4. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. - М., 2006. - 432 с.
5. Петунова С.А. Влияние статуса безработного на психоэмоциональное благополучие личности / С.А. Петунова // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2007. - № 3. - С. 59-73.
6. Санникова А.И. Девиантное поведение подростка как следствие конфликтных ситуаций в
детско-родительских отношениях / А.И. Санникова, Н.В. Редькина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 1. -С. 251-254.
7. Федоренко М.В. Современная школа в условиях социокультурных рисков / М.В. Федоренко // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 6(125). -С. 165-170.
8. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - С. 190-191.
Сведения об авторе:
Федоренко Марина Владимировна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Казанский федеральный университет, e-mail: [email protected]
Data about the author:
M. Fedorenko (Kazan, Russia), Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor, Kazan Federal University, e-mail: [email protected]