Научная статья на тему 'ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА'

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГАРМОНИЯ/ДИСГАРМОНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лоленко Е.В., Духновский С.В.

В статье рассмотрены определения самосознания личности, психологическое время личности, гармоничные (дисгармоничные) детско-родительские отношения, темпоральность, рефлексивные отношения, актуальные отношения, семейные отношения, межличностные отношения, отношение ко времени, жизненная перспектива, жизненный путь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD-PARENT RELATIONSHIPS AND TEMPORAL CHARACTERISTICS OF THE OLDER SCHOOLCHILDREN

The article considers the definitions of self-consciousness of personality, psychological time of personality, harmonious (disharmonious) child-parent relationships, temporality, reflexive relationships, current relationships, family relationships, interpersonal relationships, attitude to time, life perspective, life path.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА»

4. Быков А. Т. Роль пролонгированных воздействий специально подобранной музыки в оптимизации хронотропной функции сердца / А. Т. Быков, Т. Н. Маляренко, Ю. Е. Маляренко // Вопр. курортол., физиотерап. и лечебн. физкульт., 2003. № 2. - С. 10-16.

5. Ванесян А.С., Рахимова Р.М. Применение метода АМЭРСО в комплексной терапии сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. // Евразийский гуманистический форум. Актуальные вопросы профилактики, лечения и реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, Уфа, 2015. - С. 37 - 39.

6. Ванесян А.С., Идрисов К.Л. Восстановительный метод АМЭРСО для военнослужащих // Журнал «Арсенал Отечества», № 5 (61), 2022. С. 44 - 45.

7. Зенин С.В. Структурированное состояние воды как основа управления поведением и безопасностью живых систем: // Дис. доктор биологических наук: 05.26.02 - Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Москва, 1999. - 208 с.

8. Маляренко Т. Н. Пролонгированное информационное воздействие как немедикаментозная технология оптимизации функций сердца и мозга. // Дис. на соискание учёной степени докт. мед. наук. Сочи. 2004. -328 с.

9. Масару Эмото. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда. // Перев. с англ., М., ООО Издательский дом «София», 2005. - 96 с.

10. Русина Н.А. Психотерапия пациента психосоматического профиля // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru. 2013, 3. С. 50 - 60

© Ванесян А.С., 2023

УДК 159.923.5

Лоленко Е.В.

Аспирант ЮГУ г. Ханты-Мансийск, Россия Научный руководитель: Духновский С.В.

д.пс.н., профессор, ЮГУ г. Ханты-Мансийск, Россия

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация

В статье рассмотрены определения самосознания личности, психологическое время личности, гармоничные (дисгармоничные) детско-родительские отношения, темпоральность, рефлексивные отношения, актуальные отношения, семейные отношения, межличностные отношения, отношение ко времени, жизненная перспектива, жизненный путь.

Ключевые слова:

самосознание, темпоральность, детско-родительские отношения, гармония/дисгармония.

Abstract

The article considers the definitions of self-consciousness of personality, psychological time of personality, harmonious (disharmonious) child-parent relationships, temporality, reflexive relationships, current relationships, family relationships, interpersonal relationships, attitude to time, life perspective, life path.

Keywords:

self-awareness, temporality, child-parent relations, harmony/disharmony.

Основным фактором успеха в социализации старшего школьника является составление плана жизни и включение его во все аспекты времени: будущее, прошлое, настоящее, определяющее цели и ожидания человека. Наибольшее влияние на формирование темпоральных характеристик старшего подростка оказывают межличностные отношения.

Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении и совместной деятельности. Исключительно велика роль общения в формировании личности старшего школьника. В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимое условие жизни людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса и, личности в целом.

В современном образовательном дискурсе выделяются теоретические и эмпирические исследования вовлеченности родителей жизнь ребенка. Интерес к изучению родительского участия (вовлеченности) в формировании временных характеристик начался сравнительно недавно. В.В. Храмцова рассматривает особенности детско-родительских отношений и их влияние на формирование временной перспективы молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Т.В. Левкова отмечает, что в современной семье большое влияние на поведение ребенка и развитие его эмоциональной сферы оказывают родители.

Семейные отношения играют большую роль в жизни ребенка. Модель поведения, заложенная в детстве, даже если она деструктивная, потом проявляется во многих аспектах. Родители — это люди, оказывающие максимальное влияние на детей и подростков. Поэтому их основной задачей является формирование гармоничных, конструктивных отношений.

Рассматривая гармоничные/дисгармоничные детско-родительские отношения как значимые для самосознания личности, можно предположить, что именно они способны оказать наибольшее влияние на дальнейшее поведение и развитие личности и ее отношений. Самосознание предполагает определенный уровень развития сознания и, соответственно, рефлексии. Развитое самосознание является условием развития личности». Самосознание человека направлено как во внешнее социальное пространство, определяющее условия его развития и бытия как личности, так и во внутреннее пространство, это обусловливает необходимость говорить о структуре самосознания, о строении и организации его отдельных компонентов.

События, образующие дисгармоничную ситуацию, могут быть похожими своими последствиями, а также сопровождаться похожими психоэмоциональными состояниями, определяя при этом «вес» психологического прошлого, входящего в состав настоящего, что отражается на актуальном состоянии подростка, возможностях его бытия и развития. Это происходит на основании способности воспроизводить прошедшее и будущее в настоящем - в процессе осуществления временной интеграции. И. Кант объяснял это тем, что происходят ассоциации представлений прошедшего и будущего состояния субъекта с его настоящим состоянием, чтобы соединить в связном опыте то, чего уже нет, с тем, чего еще нет, посредством существующего в настоящее время.

Таким образом, эмоционально окрашенное переживание ситуации дисгармоничных отношений, входящее в состав субъективного опыта человека, способно включаться в актуальное настоящее, тем самым детерминируя жизненные планы субъекта, входящие в состав его психологического будущего, трансформируя при этом индивидуальную концепцию времени личности, её (личности) временную интеграцию.

В. С. Мухина рассматривает индивидуальное переживание человеком своего физического и духовного состояния в прошлом, настоящем и будущем как важное звено самосознания личности - её

психологическое время.

Психологическое время личности позволяет человеку адекватно реагировать на свой индивидуальный жизненный путь во времени и стремиться к объективной самооценке разных сфер своей жизни. Психологическое время личности «позволяет стремиться осознавать свой уникальный путь индивидуальной жизни, стремиться объективно оценивать себя в своих притязаниях на всех этапах жизни». Личность, включенная во все временные измерения, определяет значения и смыслы своего существования. Это достигается благодаря временной рефлексии, как по поводу места в индивидуальной перспективе жизни, так и на пути человечества в целом. Важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности -стремление соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем.

Вопросами, касающимися изучения психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и др.

Психологическое время отражается в психике человека, его системе временных отношений между событиями жизненного пути. Психологическое время включает в себя оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов (детства, молодости, зрелости, старости), представления о вероятной продолжительности жизни, смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, человечества.

К. А. Абульханова-Славская пишет о том, что только зрелая личность способна к осмыслению своего жизненного пути, его проспективной и ретроспективной оценке, плотность переживания времени напрямую связана со смыслообразованием. Чем выше способность к приданию смысла текущей деятельности, тем интенсивнее переживается время, ярче ощущение и активность субъективного времени. Если же структурирование зависит от других людей и обстоятельств и не развита способность индивида к осмыслению собственной жизни и ее стратегическому планированию, такая личность характеризуется пассивным отношением ко времени, является незрелой. В результате задачи жизненного пути решаются несвоевременно возрасту, а психологический возраст значительно отстает от биологического. Такой инфантилизм отражает дефициты личностной структуры и создает благоприятную почву для последующей социальной и психологической дезадаптации, развития зависимых форм поведения.

Ребенок уже в раннем возрасте начинает осознавать свое прошлое, настоящее и будущее, благодаря формированию памяти и воображения. Жизненная перспектива ребёнка в раннем детстве формируется только при участии взрослого. При благоприятных условиях развития самосознания ребёнка, чем старше становится ребёнок, тем отчетливее оформляется у него ответственность за себя в настоящем и будущем. Негативные факторы, такие как отрицательные воспоминания о прошлом, отсутствие четко сформированного образа себя в настоящем, синкретичность восприятия будущего препятствуют формированию психологического времени личности ребенка. У таких детей присутствует коррозия восприятия собственного психологического времени, они эмоционально-негативно относятся к своему прошлому и настоящему.

Самосознание личности к моменту взросления предполагает формирование восприятия человеком себя в контексте истории своей семьи, своего народа, своей страны и в целом - всего человечества.

Психологическое время личности формируется в зависимости от значимых жизненных обстоятельств - настоящее может менять интерпретации прошлого и будущего, трансформировать прежние их образы.

При дисгармоничных детско-родительских отношениях старших школьников происходит формирование человека без ответственного отношения к собственному времени жизни, без сформированного психологического времени. Депривация ценностного отношения человека к его прошлому, настоящему, будущему или отсутствие структурированного прошлого в истории развивающегося человека и неопределенность перспективы жизни разрушает внутренний статус личности, пишет в своих трудах В.С. Мухина.

Возникает необходимость определения той роли, которую играют межличностные отношения в формировании конструктивных темпоральных характеристик старшего школьника в наиболее ответственном периоде его перехода в новый этап жизни - взрослость.

Деструктивные темпоральные характеристики могут формироваться в дисгармоничных детско-родительских отношениях. К ним относится напряженность в межличностных отношениях, которая проявляется в излишней сосредоточенности на взаимоотношениях, являющихся неустойчивыми, доставляющими беспокойство и дискомфорт. Возможно дистанцирование от других людей, резкость и грубость по отношению к людям. Такое же влияние может оказывать абсолютное отсутствие напряженности в отношениях, когда человек не задумывается о том, как складываются его отношения и не может оценить действительное отношение к нему других людей, отношения с другими людьми носят поверхностный характер.

Отчужденность в межличностных отношениях также относится к дисгармоничным характеристикам детско-родительских отношений. В отношениях присутствует выраженное стремление дистанцироваться от других людей, переживание чувства одиночества, изолированности, отсутствует доверие, понимание. Или в другой крайности человек демонстративно стремится подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

Конфликтность в отношениях может отражаться на темпоральных характеристиках, отношении ко времени. Когда в отношениях каждый ориентируется только на свои интересы, и считает, что «жизнь -борьба против всех»

Агрессия в отношениях проявляется в стремлении подчинить себе других, обрести власть и контроль. Проявляется в резкости, грубости в отношениях. Либо обратная проявление агрессии на низком уровне, проявляющаяся в мягкосердечии, альтруизме, гиперсоциальности. В таких случаях, возможно, агрессивные намерения тщательно скрываются или контролируются.

При гармоничных межличностных отношениях у старшего подростка чаще всего формируется свобода в отношении времени, где время воспринимается как ресурс для проявления своей индивидуальности, осуществления активности в поведении и деятельности. Это проявляется в рациональном использовании и управлении своим временем, легкости изменения и преобразования своего временного плана в зависимости от своих потребностей, не ухудшая психического состояния и настроения в худшую сторону.

Гармоничные детско-родительские отношения включают в себя правильное соотношение между когнитивной, эмотивной и поведенческой составляющей отношений, соответствующую ситуации взаимодействия межличностную дистанцию, доверие и понимание друг друга, не вызывающую напряжения и дискомфорта совместную деятельность и активность, потребность и желание продолжать отношения, общность чувств по отношению друг к другу, позитивный чувственный тон. Гармоничные детско-родительские отношения носят стабильный характер, предполагающий длительное сохранение взаимодействие, вызывающее положительные чувства, эмоциональный комфорт. Дисгармоничные детско-родительские отношения характеризуются: отсутствием доверия, понимания и эмоциональной близости между родителями и детьми, возникающие в совместной деятельности напряжение и дискомфорт, несоответствующая ситуации взаимодействия дистанция, напряженность, конфликтность и агрессивность в отношениях, переживание субъективного неблагополучия и неудовлетворенности

отношениями. Преобладают удаляющие чувства, такие как одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида.

Таким образом, формирование темпоральных характеристик личности старшего подростка реализуется посредством межличностного взаимодействия между родителями и детьми. На поведенческом уровне этот аспект представлен предвидением будущего, его закреплением в сознании, с фиксированием в сознании личности различных событий, изменений результатов на протяжении всей жизни, и в целом объединением всех этих операций в готовности действовать определенными способами для достижения поставленных целей

Список использованной литературы:

1 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - С. 126-149.

2 Абульханова К.А. Время личности и ее жизненного пути. Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир.,2017. № 1 Том 1. - 36 с.

3 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 336 с.

4 Духновский С.В. Психология отношений личности. - монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 380 с.

5 Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические пробл. психологической теории. - М.: Наука, 1995. - С. 179-185.

6 Кроник А.А., Головаха Е. Психологическое время личности. - Киев: Наук. думка, 1984. - 301 с.

7 Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. 3-е изд., 2002 г., 632 с.

8 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456с.

9 Солдатов Д.В., Жильцова О.Н. Психологическое время личности в подростковом возрасте. Психолого-педагогический вестник - 2011 - № 2 - Том II (Психолого-педагогические науки).

© Лоленко Е.В., 2023

УДК 159.99

Лукьяненко М.А.

канд. психол. наук, доцент филиал ФГБОУ ВО «КубГУ», г. Славянск-на-Кубани, РФ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА

СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ

Аннотация

В статье поднимаются имеющие практическое значение вопросы развития коммуникативных навыков в подростковом возрасте средствами игротерапии. Актуальность работы заключена в невероятной важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка. Подростковый период — это время, когда закладываются фундаментальные основы будущей жизни в обществе. Если подросток в данный период успешно научится выстраивать отношения со взрослыми, со своими родителями, а также сверстниками, зависит их удовлетворенность в будущем своей профессиональной и личной жизнью. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.