Научная статья на тему 'Детский страшный фольклор: вчера и сегодня'

Детский страшный фольклор: вчера и сегодня Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

1146
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский фольклор / детские страшные истории / страшилки / вызывания / современная детская мифология / крипипаста / интернет-фольклор / children’s folklore / children’s scary stories / strashilki / children’s invocations of spirits / modern children’s mythology / creepypasta / Internetlore

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мирвода Татьяна Александровна

Сегодня, когда многие дети и подростки всё чаще предпочитают реальному общению виртуальное, начинают складываться и соответствующие новому типу коммуникации фольклорные формы. Этот процесс особенно заметен в сегменте русского детского страшного фольклора. Постепенно занимая в репертуаре детей нишу страшных историй устного городского фольклора, а также сопутствующих им вызываний и связанной с ними мифологии, на протяжении всего последнего десятилетия в Рунете формировалась обновленная цифровая версия этой древней традиции — крипипаста. При этом предшествующие воплощения сублимации детских страхов тоже не исчезли бесследно, а стали ее неотъемлемой и не менее востребованной частью. Как некогда детские страшные истории городского фольклора вобрали в себя и со временем вытеснили из устного детского репертуара перенятые от взрослых сказки, былички, предания, городские легенды и иные нарративы и формы, ранее выполнявшие в детской и подростковой среде функции открытой в прошлом веке «современной детской мифологии», так в настоящее время уже их вбирает в себя крипипаста, эксплуатируя их художественные приемы, стиль, образы и модифицируя под современные реалии уже утратившие пугающую актуальность сюжеты. При этом оригинальные произведения из устной традиции также накапливаются и сохраняются до востребования на многочисленных сетевых ресурсах со «страшным» и периодически «всплывают» в детских группах и ностальгических подборках взрослых в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мирвода Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children’s scary folklore: Yesterday and Today

Nowadays, when many children and adolescents are increasingly preferring virtual interaction to real, forms of folklore corresponding to a new type of communication are beginning to take shape. This process is especially noticeable in the segment of Russian children’s scary folklore. Gradually occupying the niche of horror stories of oral urban folklore in the children’s repertoire, as well as the associated children’s invocations of spirits and mythology, over the past decade, an updated digital version of this ancient tradition — creepypasta — has been formed in Runet. At the same time, the previous incarnations of the sublimation of children’s fears also did not disappear without a trace, but became its integral and no less popular part. The once children’s scary stories of urban folklore absorbed and eventually ousted from the children’s oral repertoire fairy tales, bylichki, tradition, urban legends and other genres or forms, which had previously fulfilled in the children’s and adolescent’s environ the functions of “modern children’s mythology” (was discovered only in the last century). Now they are already being absorbed by creepypasta, that exploiting their artistic techniques, style, images, and modifying plots that have already lost their frightening relevance to modern reality. At the same time, original works from the oral tradition are also accumulated and saved to demand on numerous network resources with “scary” and periodically are “popping up” in children’s groups and adult’s nostalgic collection of on social networks.

Текст научной работы на тему «Детский страшный фольклор: вчера и сегодня»

DOI 10.24411/9999-054A-2020-10021 УДК 398. 82-344

Т. А. МИРВОДА

детский страшный фольклор: вчера и сегодня

Сегодня, когда многие дети и подростки всё чаще предпочитают реальному общению виртуальное, начинают складываться и соответствующие новому типу коммуникации фольклорные формы. Этот процесс особенно заметен в сегменте русского детского страшного фольклора. Постепенно занимая в репертуаре детей нишу страшных историй устного городского фольклора, а также сопутствующих им вызываний и связанной с ними мифологии, на протяжении всего последнего десятилетия в Рунете формировалась обновленная цифровая версия этой древней традиции — крипипаста. При этом предшествующие воплощения сублимации детских страхов тоже не исчезли бесследно, а стали ее неотъемлемой и не менее востребованной частью. Как некогда детские страшные истории городского фольклора вобрали в себя и со временем вытеснили из устного детского репертуара перенятые от взрослых сказки, былички, предания, городские легенды и иные нарра-тивы и формы, ранее выполнявшие в детской и подростковой среде функции открытой в прошлом веке «современной детской мифологии», так в настоящее время уже их вбирает в себя крипипаста, эксплуатируя их художественные приемы, стиль, образы и модифицируя под современные реалии уже утратившие пугающую актуальность сюжеты. При этом оригинальные произведения из устной традиции также накапливаются и сохраняются до востребования на многочисленных сетевых ресурсах со «страшным» и периодически «всплывают» в детских группах и ностальгических подборках взрослых в социальных сетях. Ключевые слова: детский фольклор; детские страшные истории; страшилки; вызывания; современная детская мифология; крипипаста; интернет-фольклор.

Т. A. MIRVODA

Children's scary folklore: Yesterday and Today

Nowadays, when many children and adolescents are increasingly preferring virtual interaction to real, forms of folklore corresponding to a new type of communication are beginning to take shape. This process is especially noticeable in the segment of Russian children's scary folklore. Gradually occupying the niche of horror stories of oral urban folklore in the children's repertoire, as well as the associated children's invocations of spirits and mythology, over the past decade, an updated digital version of this ancient tradition — creepypasta — has been formed in Runet. At the same time, the previous incarnations of the sublimation of children's fears also did not disappear without a trace, but became its integral and no less popular part. The once children's scary stories of urban folklore absorbed and eventually ousted from the children's oral repertoire fairy tales, bylichki, tradition, urban legends and other genres or forms, which had previously fulfilled in the children's and adolescent's environ the functions of "modern children's mythology" (was discovered only in the last century). Now they are already being absorbed by creepypasta, that exploiting their artistic techniques, style, images, and modifying plots that have already lost their frightening relevance to modern reality. At the same time, original works from the oral tradition are also accumulated and saved to demand on numerous network resources with "scary" and periodically are "popping up" in children's groups and adult's nostalgic collection of on social networks. Keywords: children's folklore; children's scary stories; strashilki; children's invocations of spirits; modern children's mythology; creepypasta; Internetlore.

Даже в наши дни среди русскоязычных любителей разного рода ужасов всех возрастов сложно отыскать людей, которые не были бы знакомы с открытыми собирателями русского фольклора в 60-х гг. прошлого века [Зуева, Кирдан 2002, 347] детскими страшными историями о красной руке, черных шторах и гробике на колесиках, или, как их еще иногда называют с подачи О. Н. Гре-чиной и М. В. Осориной [Белоусов и др. 2005, 232], — страшилками. И хотя некоторые исследователи склонны полагать, что подобные произведения детского творчества уже в 90-х гг. начали «переходить в стадию консервации» [Трыкова 2001, 104] и исчезать из устного бытования, настоящая действительность свидетельствует об обратном.

Конечно, с началом перестройки, ввиду утраты детскими страшными историями тайности бытования (в неменьшей степени по вине самих собирателей), и последовавший за этим выход многочисленных книг со «страшилками» от детских писателей (Э. Успенского, А. Усачёва, Г. Остера, Д. Емца, В. Роньшина, Ю. Вийры, Т. Рик и др.), упрочивших всевозрастающую конкуренцию с массовой культурой в сфере поставки ужасов для подрастающих поколений, а также уже слабая актуальность изображенных в них коллизий, предметных реалий и образов мистических существ, попросту переставших быть пугающими для современных детей и подростков, наиболее растиражированные сюжеты «классических» страшилок чаще стали восприниматься и использоваться детьми как анекдоты и пародии на собственно страшные истории, нежели в качестве последних.

Тем не менее говорить о том, что подобные произведения полностью исчезли из детского устного репертуара, на данный момент было бы преждевременным, поскольку и поколение 90-х, и поколение нулевых годов еще сталкивались с ними в их живом бытовании в качестве «серьезных» страшных рассказов. Об этом мы можем судить по собственному опыту носителя и собирателя данной традиции, а также по результатам проведенных экспериментальных опросов [Мирвода 20186] и включенного наблюдения за бытованием аналогичных материалов в Сети — иногда в комментариях к публикациям страшных историй и вызываний (или даже просто упоминаниям о них) дети не только делятся своими впечатлениями (Спасибо, мне теперь страшно л) и известными им сюжетами, персонажами и способами их вызова, но и сами сообщают свой возраст

1 Кипятильник. URL: https://twitter.com/lysergay/status/1121744890688356352 (дата обращения: 29.07.2020).

(9-12 лет — Чёрт, мне 12, а я знаю про гробик на колесиках. Кажется, со мной что-то не так2).

Конечно, все эти «сакральные» знания о персонажах и сюжетах досетевой мифологии они могли почерпнуть из того же Интернета, однако сам факт, что подобные комментарии являются не копи-пастом с другого ресурса, а простой устно-письменной речью комментатора, всё же позволяет сделать допущение, что их содержание либо было от кого-то услышано, либо будет пересказано еще кому-то устно. Соответственно, можно предположить, что и в начале нулевых и даже в 10-х гг. «классические» детские страшные истории еще функционировали естественным образом в устной традиции (хотя по имеющимся скудным сведениям и нельзя сделать вывод о степени их популярности в эти периоды), а сейчас, как в оригинальном, так и преобразованном виде, широко распространены в русскоязычном сегменте Всемирной паутины (где современные дети преимущественно пополняют свой (фольклорный) репертуар) и даже встречаются за его пределами в виде переводов на англоязычных ресурсах со «страшным» [Мирвода 2018т].

Но даже если предположить, что в отношении «классических» страшилок опасения исследователей окажутся верны и старые сюжеты полностью уйдут из живого бытования, сама традиция обмена сведениями о необъяснимом, мистическом и пугающем среди детей останется непрерывной — как и оставалась с момента возникновения страшной мифологии вообще.

И хотя мы не располагаем исследовательскими фиксациями собственно детской мифологии до XX в. (поскольку в то время ею никто целенаправленно не интересовался), на основании свидетельств художественной («Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Бежин луг» И. С. Тургенева, «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева и др.) и мемуарной («Литературные воспоминания. Из воспоминаний о пережитом» А. И. Скабичевского, «На заре жизни» Е. Н. Водовозова, «Легендарная Ордынка» М. Ардова, «Записки простодушного» В. З. Санникова и т. д.) литературы можно заключить, что в прошлом функции современных детских страшных историй выполняли перенятые от взрослых сказки, былички, бывальщины, святочные рассказы, предания и легенды.

На литературные источники ссылались и другие исследователи [Осорина 1986, 43; Капица, Колядич 2002, 191-192], пытаясь таким обра-

2 Там же.

зом продемонстрировать давность возникновения страшных историй детского сочинения. Однако фактически это является лишь демонстрацией давности интереса со стороны детской аудитории к страшному вообще, но никак не доказательствами существования конкретных форм. Страшилки же как самодостаточный жанр оформились, вероятнее всего, лишь к середине XX в., когда окончательно произошел слом прежнего уклада жизни и большинство детей уже являлось городскими жителями, не знакомыми с традиционной мифологией.

В итоге под влиянием урбанистического фольклора взрослых (городских легенд, слухов и толков) и массовой культуры того периода в начале прошлого столетия начала формироваться уже непосредственно детская мифология и выражающие ее жанры и формы «детского страшного повествовательного фольклора» [Мирвода 2018в] (пугалки, «"странные" и "страшные" фабулаты» [Шевцов 2006], страшилки, рассказы о вызываниях, антистрашилки, антипугалки) и обрядового комплекса детских магических вызываний и спиритических сеансов (ритуалы, инструкции и руководства по их проведению, мемораты по следам реализованных на практике вызываний), также вобравшие в себя некоторые образы и художественные приемы из традиционной мифологии и фольклора.

В наши дни, в эпоху тотальной цифровизации, цифровым становится и детский фольклор: теперь дети узнают страшные истории и обмениваются ими не из уст в уста на тайных собраниях, а на специализированных ресурсах в Интернете, который, в свою очередь, уже успел породить собственную весьма обширную мифологию, базирующуюся на поджидающих в нем ужасах в виде смертельных файлов («BarelyBreathing.exe» 3, «SATANIC.wav» 4, «Prize. zip» 5, «HELLSONG.mp3» 6, «Never open it.rar» 7, «Mereana Mordegard Glesgorv» 8 и т. п.) и крипи-монстров (Тонкий человек, Джефф-убийца, Бен-утопленник, Джейн Вечная, Тики-Тоби, Клокворк, Рейк, Смеющийся Джек, Салли Олдер и т. д.), при этом также нисколько не отка-

з URL: http://kripipasta.com/story/575-barelybreathing-exe.html (дата обращения: 29.07.2020).

4 URL: https://secret-files.fandom.com/ru/wiki/SATANIC.wav (дата обращения: 29.07.2020).

5 URL: https://vk.com/wall-ii8952342?q=Bc время пары&w=wall-ll8952342_207 (дата обращения: 29.07.2020).

6 URL: https://4stor.ru/smertelnie-faili/108897-hellsongmp3.html (дата обращения: 29.07.2020).

7 URL: https://mrakopedia.org/wiki/Never_open_it.rar (дата обращения: 29.07.2020).

8 URL: http://united-nn.clan.su/forum/10-590-1 (дата обращения: 29.07.2020).

зываясь от предыдущей — в Сети по-прежнему публикуются истории о водяных, домовых, леших, ведьмах, вампирах, Пиковой даме, Кровавой Мэри и др. Таким образом, на данный момент во Всемирной паутине как в оригинальном, так и преобразованном виде присутствуют все известные из устной традиции жанры страшных историй, а также их новые формы и разновидности, возникшие онлайн. Всему этому обилию материалов и связанных с ними представлений интернет-пользователи придумали собирательное название — крипипаста. В рамках этого течения, изначально созданного взрослыми, сейчас отчетливо прослеживается и ветка собственно детского творчества, представляющая собой смесь оригинальных и переработанных с учетом современных веяний и сетевой мифологии историй в форме жанров детского городского фольклора и подражаний жанру крипипасты.

Как ясно из сказанного, жанр страшилки не является «первопроходцем» и точно никогда не был и не будет единственным фольклорным воплощением детской мифологии страшного. Параллельно с ним для сублимации, обмена и борьбы со страхами в репертуаре детей существовали и существуют произведения и других жанров, имеющих не только повествовательную, но и ритуально-игровую (вызывания, спиритические сеансы, страшные игры — «Панночка помэрла», «Комната страха» и др.) и изобразительную формы воплощения (рисунки и граффити, а также фан-арт, анимации, демотива-торы и картинки-обереги в виртуальной коммуникации), находящиеся в непрерывном взаимодействии и дополняющие друг друга сюжетами, образами и атрибутикой. При этом наряду с произведениями, действительно призванными напугать, всегда присутствуют пародии в соответствующей оригиналу форме, созданные с целью посмеяться над всеми выдуманными и невыдуманными ужасами.

В связи с этим наиболее целесообразным подходом к изучению детских страшных историй, выработанным еще в 1995 г. М. П. Чередни-ковой [Чередникова 2002], представляется рассмотрение их в контексте детской мифологии. Однако рассматривать их следует не в качестве единого жанра-носителя этой мифологии, как это прежде делало большинство исследователей, ставивших знак равенства между страшилками и детскими страшными историями вообще, иногда даже вызываниями, а в качестве многожанровой традиции, объединяющей в себе не только словесные, но также ритуально-игровые, изобразительные и, возможно, еще какие-то иные формы, в которой с течением времени новые произведения в новой оболочке посте-

пенно вытесняют старые, при этом сохраняя и впитывая в себя проверенные временем образы, приемы и символы, благодаря чему сама традиция в целом не уходит в небытие, а продолжает жить, постоянно обновляясь и приспосабливаясь под меняющиеся реалии окружающего мира.

В Сети, где на многочисленных ресурсах разного рода (сайты, порталы, форумы, паблики, микроблоги, социальные сети и т. п.) в обилии представлены всевозможные «ужасы», мы воочию можем наблюдать и процесс этой трансформации, и новый облик данной традиции, одновременно вобравшей и сохранившей в себе всё накопленное устно, и развившей и модифицировавшей собранное, и породившей уже совершенно новое и на уровне формы, и на уровне содержания, но при этом служащее всё тем же целям — выразить в творческой форме страхи и побороть их, разделив с другими и посмеявшись над ними, а также получить удовольствие от небольшого адреналина, возникающего при подобном столкновении с пугающим в условиях комфорта и безопасности. Так «крипипаста формирует сообщество людей, готовых противостоять тому, с чем они боятся столкнуться в одиночестве, но не боятся встретиться вместе с другими» [Thompson 2017].

Но что же такое крипипаста и как она связана с русским детским фольклором?

Согласно интернет-исследователям [Romano 2012; Nadel 2016; Bojaland 2018], самой первой из дошедших до нас крипипаст, возникшей еще в 2001 г., является «Тед-спелеолог» 9, представляющая собой небольшой сайт-блог на английском языке. Само же обозначение creepypasta возникло на рубеже 2006 '"[Thompson 2017]-2007-х гг. [Frketson 2010; Roy 2014; Markert 2014] на зарубежном имиджборде 4chan ". В Рунете, имевшем тогда всего несколько ресурсов, собирающих и публикующих страшные истории досетевого детского фольклора, первые переводы англоязычных историй-крипипаст появились в 2007 г. [FRIDAY13 2011], а их транслитерированное название начиная с 2010 г. прочно вошло в лексикон многих интернет-пользователей и возникших тогда же крупных платформ с соответствующим контентом.

' URL: http://www.angelfire.com/trek/caver/index.html (дата обращения: 29.07.2020).

10 Согласно Google trends — URL: https://trends.google.com/trends/explore?date=all&q= creepypasta#q=creepypasta (дата обращения: 29.07.2020) — первый поиск по запросу creepypasta был осуществлен в декабре 2006 г.

11 URL: http://www.4chan.org (дата обращения: 29.07.2020).

По первости крипипастой называли только истории определенного жанра, возникшие в Сети. Однако в Рунете, где практически сразу же после «открытия» данного термина в обилии начали появляться порталы, специализирующиеся на собирании разного рода «страшностей» (то есть выкладывающие не только переводы англоязычных крипипаст, но и вообще любой связанный с темой страха контент из всех доступных источников), его употребление существенно расширилось — особенно после того, как к чтению, собиранию, публикации и созданию новых текстов в духе крипипасты активно подключились дети, подростки и взрослые, являющиеся носителями традиций русского детского страшного повествовательного фольклора и вызываний. В результате пропуска текстов оригинальных крипипаст через детское сознание возникли инструкции для вызова их антигероев; в попытке же создания подобных им нарративов появились многочисленные однотипные произведения, по своей поэтике и структуре больше напоминающие тексты детской устной традиции, пытающиеся задействовать персонажей сетевой мифологии и использовать некоторые поэтические клише крипипаст.

Например, текст ниже представляет собой явное подражание крипипасте о Джефе-убийце 12, но многочисленные ошибки и стремительная, рваная манера повествования намекают на довольно молодой возраст сочинителя. Несмотря на то что исходный сюжет пересказан в очень свободной форме и сильно редуцирован, в нем схематично отразился путь становления прототипического подросткового злодея: притеснение сверстниками ^ получение физических увечий, потеря рассудка ^ жестокая расправа с обидчиками. При этом используется и характерный для жанра крипипаст прием клиффхэнгер (читатель после завершения рассказа остается в тревожной неизвестности, поскольку ЗЛОВЕЩИЙ УБИЙЦА ВСЁ ЕЩЕ НА СВОБОДЕ") — судя по всему, предполагалось продолжение (что также свойственно направлению крипипасты). Кроме того, у будущего маньяка точно такие же прозвище, возраст и орудие убийства.

Зак Убийца

Зак был обычным мальчиком пока в 14 лет его очень жестоко избили.

12 URL: https://mrakopedia.net/wiki/Убийца_Джефф (дата обращения: 29.07.2020).

13 Там же.

Это были местные пацаны, которые хотели пошутить не о чем подозревавшего Зака который спокойно возвращался со школы домой. Они очень сильно изуродовали ему лицо после этого

У Зака стали проблемы с психикой. Когда его выписали из больницы он решил отомстить тем кто ему навредил, он взял большой кухонный нож и отыскивал убивая по одному пока его не прозвали Заком Убийцей. После того как он отомстил обичикам он пробал безвети 14.

Следующий текст также является вольным пересказом и одновременно упрощенной версией другой оригинальной крипипасты — «Звонок самому себе» ". Помимо клиффхэнгера в нем присутствует еще одно популярное в данном жанре клише — «ошарашивающие» финальные фразы по типу «К стати, у тебя в мониторе не отражается ни чье лицо? Обернись!!!». Более прямолинейная, чем в оригинале, и сразу всё разжевывающая манера повествования также указывает на юного автора.

Прочти, это предназначается именно для тебя Привет я. Ты наверное спросишь: «почему ты назвал меня „я", ведь я, не ты»? А я тебе отвечу, что ты не прав, я — это ты, просто я из будущего. Ты наверное сейчас читаешь это и думаешь что я просто пишу какой — то бред?

Ну чтож, ты не прав. В будущем нам дали возможность путешествовать во времени. Единственное правило путешествования заключается в том, что нельзя контактировать с собой прошлым. В случае нарушения этого правила, за тобой придет монстр, расправа которого будет хуже смерти. Меня уже не спасти, однако наверное я могу спасти тебя, от того, что хуже смерти. К стати, у тебя в мониторе не отражается ни чье лицо? Обернись!!!

А вот этот текст из-за сумбурности изложения и слишком большого для такого короткого рассказа количества событий по форме напоминает «странный» и «страшный» фабулат устной традиции — даже название у него подходящее. Но в то же время здесь присутствует штампованный зачин крипипаст «Хочу рассказать вам стран-

14 URL: https://kripipasta.com/story/10140-zak-ubijtsa.html (дата обращения: 29.07.2020). Орфография и пунктуация текстов из Сети здесь и далее сохранены. Прим. ред.

15 URL: https://mrakopedia.net/wiki/Звонок_самому_себе (дата обращения: 29.07.2020).

16 URL: https://jutkoe.ru/prochti-eto-prednaznachaetsya-imenno-dlya-teb (дата обращения: 29.07.2020).

ную историю. Очень странную», а повествование ведется от первого лица, что также характерно для страшных интернет-нарративов. При этом упоминаются и злодеи сетевой мифологии — Слендер-мен, которого героиня пошла вызывать, аниматроник Мангл и Бен-утопленник. Причем в существовании последнего автор, похоже, не сомневается, так как уверена, что именно он виноват в неполадках с ее телефоном.

«Странный сторис»

И снова привет. Хочу рассказать вам странную историю. Очень странную. И да в кавычках название потому что я его сплагиатила, оно мне понравилось. Короче первое это была тогда когда я пошла вызывать слендерхрееееена. Тогда мне было лень писать. Ну я иду такая с Валей. Сижу в интернете. И тут происходит оно... Именно оно. У меня телефон начинает орать!? В прямом смысле. Тот кто играл в фнаф 3 должен знать как орёт Мангл. Так вот мой телефон. Орал также. Я чуть его не раздолбасила. Но Валя сказала какую-то хренотень и я успокоилась.

Вторая это когда поздно ночью я слушала музыку. Слушаю и тут он начинает играть быстрее. Я перезагрузила телефон, но всё так и осталось! Вобщем не знаю что и думать.

Третья это вот вчера. Я сидела и писала эту главу. А тут телефон начинает делать звуки на подобие радио. Ну знаете как оно шумит. Вот так вот сделал мой телефон. Капец просто какой то. Я думаю что тут виноват Бен, даже не думаю, а уверена.

Ну короче. Это всё. Пока что. Всех люблю мои Барсики V V V. Всем удачи и бобра^^^ ".

Однако примерно с 2016 г. в Интернете бурный интерес к крипи-пасте начала 10-х гг., да и к страшным историям в целом, начал снижаться — уже к настоящему моменту бесследно исчезли многие, в том числе крупные тематические ресурсы, а среди оставшихся весомая часть заброшена и простаивает. Казалось бы, здесь на истории кри-пипасты можно ставить точку. Но не тут-то было. Порожденная данным течением мифология продолжает пользоваться заметным спросом у детей и подростков. Несмотря на то что большие тематические ресурсы пришли в упадок, в различных социальных сетях («Одно-классники.ги», «ВКонтакте») и онлайн-сообществах (Wattpad, Amino)

17 URL: https://www.wattpad.com/87043486з-вызов-духов-и-не-только-странный-сторис (дата обращения: 29.07.2020).

регулярно появляются созданные детьми сборники и микрогруппы, посвященные как крипипасте в целом, так и отдельным ее персонажам, в которых, независимо от названия, публикуются не только истории с их участием (преимущественно фанфики), но вообще любые страшные истории (чаще короткие), а также инструкции для вызовов всех этих персонажей и фантастические рассказы об «удачно» проведенных ритуалах, комиксы, арты, обереги «Мою стену охраняет...», демотиваторы, спам «счастья», шутки и факты о крипипасте и т. д. На основании подобной детской увлеченности крипипастой складывается впечатление, что для некоторых из них персонажи типа Джефа-убийцы вполне реальны и их существование не подвергается сомнению, так же как в традиционном обществе непреложной истиной было существование домового. В пользу этого свидетельствует и печальный факт о том, что в 2012 г. две американские двенадцатилетние девочки нанесли множественные ножевые ранения своей подруге, пытаясь принести ее в жертву Слендермену и рассчитывая после этого с ним встретиться [Беуег 2014]. Как мы видим, сейчас дети являются самыми активными реципиентами и творцами мифологии крипипасты, поскольку именно ее антигерои, хотя и в привычной для детей форме, заменили уже не кажущихся реальными и, как следствие, опасными вредителей из страшилок XX в.

Именно поэтому мы позволили себе в начале статьи окрестить современный вариант русской детской мифологии страшного крипипастой. Однако использовать эти термины как взаимозаменяемые и без соответствующих оговорок, конечно же, нельзя, поскольку на данный момент понимание крипипасты — и у обращающихся к ней детей, и у изучающих ее исследователей — довольно неоднозначно, это и жанр интернет-фольклора, и все страшные истории, размещенные в Сети, и вообще всё страшное в любой форме — как в Интернете, так и за его пределами.

В итоге облик современной крипипасты, по крайней мере в русскоязычном сегменте Всемирной паутины, таков, что наряду с текстами страшных историй разного происхождения в нем уживаются и их персонажи — дети разыгрывают вызывания и встречи с ними перед камерой для УоиТцЬе, интересуются вызываниями не только, хотя и преимущественно, Слендермена, Тики-Тоби, Безглазого Джека и им подобных, но и Пиковой дамы, Кровавой Мэри, пьяных ежиков, гномиков, чертиков, русалочек, домовых и т. д., а также сочиняют инструкции, руководства и памятки по вызову и общению с духами, рисуют всех этих героев и создают комиксы, игры, мемы

и обереги с этими персонажами. Антигерои крипипасты неумолимо вытесняют из детского сознания персонажей из страшилок и вызываний доинтернетовской эпохи, так же как и рассказы о них постепенно вытесняют рассказы о зловещем пятне, зеленой пластинке и красных чулочках. Но всё же последние еще не исчезли и до сих пор оказываются востребованы в Интернете и среди читателей, и среди сочинителей всевозможных пародий на страшные истории и крипипасту [Мирвода 2018а]. Причем есть сведения о том, что это вытеснение уже вышло за рамки Интернета и в устной традиции дети также скорее обмениваются рассказами о похождениях Слен-дермена, нежели «классическими» страшилками, хотя, возможно, делают это в похожей форме.

кстати, когда ездила в фольклорную экспедицию и опрашивала мелких детишек на знание страшилок, практически никто не вспомнил истории о гробах на колесиках, черных-черных домах и прочем нашем старушечьем

зато рассказали про то, как видели в лесу около села слендера и пен-нивайза 1"

Однако реальные масштабы данной традиции исследователям детского фольклора еще лишь предстоит выяснить. Пока же крипи-паста не только поможет разобраться в актуальных страхах современных детей, подростков и молодежи, но и благодаря специфическим особенностям своего бытования (вбирание и сохранение в себе самых разных материалов, воспроизводимость на разных площадках по всему Интернету, мультимедийный формат, вирусность и интерактивность) сможет пролить свет на некоторые остающиеся малоизученными жанры предшествующей устной традиции страшного — не только детской, но и взрослой, открыть ее не известные ранее произведения и их варианты, а также пронаблюдать за реакцией аудитории на них в естественных условиях.

18 лайси^хардана. URL: https://twitter.c0m/lysergay/status/1121744890688356352 (дата обращения: 29.07.2020). На момент публикации (26 апреля 2019 г.) автору был 21 год.

ЛИТЕРАТУРА

Белоусов и др. 2005 — Белоусов А. Ф., Головин В. В., Кулешов Е. В., Лурье М. Л. Детский фольклор: итоги и перспективы изучения // Первый Всероссийский конгресс фольклористов: сб. докладов. Т. 1 / отв. ред. А. С. Каргин. СПб., 2005. С. 215-243.

Зуева, Кирдан 2002 — Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор. М.: Флинта: Наука, 2002. 400 с.

Капица, Колядич 2002 — Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор. М.: Флинта: Наука, 2002. 320 с.

Мирвода 2018а — Мирвода Т. А. Детские страшные истории как объект и форма пародирования в фольклоре Рунета // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Филология. 2018. №4. С. 206-214.

Мирвода 2018б — Мирвода Т. А. Детский современный фольклор как объект психолингвистического эксперимента // Stephanos. 2018. №1 (27). C. 110-124.

Мирвода 2018в — Мирвода Т. А. Детский страшный повествовательный фольклор: к вопросу о жанровом многообразии традиции // Вестник Томского государственного университета. 2018. №436. Ноябрь. С. 38-48.

Мирвода 2018г — Мирвода Т. А. Особенности бытования русских детских страшных историй в Интернете // Традиционная культура. 2018. Т. 19. №2. С. 115-129.

Осорина 1986 — Осорина М. В. «Черная простыня летит по городу», или Зачем дети рассказывают страшные истории // Знание — сила. 1986. №10. С. 43-45.

Трыкова 2001 — Трыкова О. Ю. О современном состоянии жанров детского фольклора //Ярославский педагогический вестник. 2001. №3/4. С. 103-107.

Чередникова 2002 — Чередникова М. П. «Голос детства из дальней дали...» (Игра, магия, миф в детской культуре). М.: Лабиринт, 2002. 224 с. (Разыскания в области филологии, истории и традиционной культуры: Школа В. Я. Проппа).

Шевцов 2006 — Шевцов В. А. Страшный детский повествовательный фольклор: жанры и тексты // Детский фольклор и культура детства: мат-лы науч. конф. «XIII Виноградовские чтения» (31 июня — 4 июля 2003 г.) / ред.-сост.: Е. В. Кулешов, М. Л. Лурье. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2006. С. 43-64.

Bever 2014 — Bever L. Pre-teen girls accused of stabbing friend 19 times to honor mythological creature // washingtonpost.com. 2014. June, 3. URL: https:// www.washingtonpost.com/news/morning-mix/wp/2014/06/03/pre-teen-girls-accused-of-stabbing-slumber-party-friend-19-times-to-please-mythological-creature (дата обращения: 29.07.2020) (англ.).

Bojaland 2018 — Bojaland A. Beware the Creepypasta: Scary Storytelling in the Internet Age // denofgeek.com. 2018. August, 10. URL: https://www.denofgeek. com/culture/beware-the-creepypasta-scary-storytelling-in-the-internet-age (дата обращения: 29.07.2020) (англ.).

FRIDAY13 2011 — FRIDAY13. В черном-черном городе: что такое крипи и с чем его едят // Высокотехнологичный блог. 2011. Октябрь, 7. URL: http://ajc.su/ startapy-2/v-chyornom-chyornom-gorode-chto-takoe-kripi-i-s-chem-ego-edyat (дата обращения: 29.07.2020).

Frketson 2010 — Frketson. Creepypasta // knowyourmeme.com. 2010. URL: https:// knowyourmeme.com/memes/creepypasta#fn2 (дата обращения: 29.07.2020) (англ.).

Markert 2014 — Markert J. Meet Creepypasta, A Genre Of Dark Folklore That Spreads Fast On The Web // curiousmatic.com. 2014. June, 12. URL: http:// curiousmatic.com/meet-creepypasta-genre-dark-folklore-spreads-fast-web (дата обращения: 29.07.2020) (англ.).

Nadel 2016 — Nadel D. A Brief History of Creepypasta // turbofuture.com. 2016. November, 1. URL: https://turbofuture.com/internet/A-Brief-History-of-Creepypasta (дата обращения: 29.07.2020) (англ.).

Romano 2012 — Romano A. The definitive guide to creepypasta — the Internet's urban legends // dailydot.com. 2012. October, 31. URL: https://www.dailydot. com/culture/definitive-guide-creepypasta-slender-man (дата обращения: 29.07.2020) (англ.).

Roy 2014 — Roy J. Behind Creepypasta, the Internet Community That Allegedly Spread a Killer Meme // time.com. 2014. June, 3. URL: http://time.com/2818192/ creepypasta-copypasta-slender-man (дата обращения: 29.07.2020) (англ.).

Thompson 2017 — Thompson Z. Revisiting Creepypasta, the Social Horror Craze That Launched Slenderman // vice.com. 2017. Januari, 23. URL: https://www. vice.com/sv/article/ezzxza/revisiting-creepypasta-the-social-horror-craze-that-launched-slenderman (дата обращения: 29.07.2020) (англ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.