Научная статья на тему 'Детские страшные истории как объект и форма пародирования в фольклоре Рунета'

Детские страшные истории как объект и форма пародирования в фольклоре Рунета Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
99
7
Поделиться
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ СТРАШНЫЕ ИСТОРИИ / ДЕТСКИЙ СТРАШНЫЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / СТРАШИЛКА / АНТИСТРАШИЛКА / КРИПИПАСТА

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Мирвода Т.А.

Рассматриваются и подробно анализируются наиболее распространённые в пространстве современного Рунета типы пародий на детские страшные истории собственно пародии, пародии-переделки и пародические произведения, а также некоторые из возможных случаев использования жанровых клише детского страшного повествовательного фольклора в качестве формы для создания пародий на тексты крипипасты. Пародии всех названных типов обыкновенно публикуются на ресурсах страшных историй и крипипасты бок о бок с пародируемыми оригиналами. При этом они могут быть как открыто представлены в качестве пародий (то есть сопровождаться соответствующими заголовками), так и маскироваться под оригинальные произведения пародируемого жанра (вследствие чего пародийные тексты гораздо чаще обнаруживаются именно внутри подборок оригинальных историй).

CHILDREN''S SCARY STORIES AS AN OBJECT AND FORM OF PARODYING IN THE FOLKLORE OF THE RUNET

We consider and analyze in detail the most common types of parodies on children's scary stories (actual parodies, parody-recasts and parodic works), which are published in the space of the modern Runet, and some of the possible cases of using genre clichés of children's scary narrative folklore as a form for creating parodies on texts of creepypasta. Parodies of all these types are usually published on the resources of scary stories and creepypasta side by side with the mimicked originals. Thus, they can be both openly presented as parodies (accompanied by appropriate headings) and disguised as original works of the parodied genre (as a result, parodic texts are more often found inside the collections of original stories).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Детские страшные истории как объект и форма пародирования в фольклоре Рунета»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоб ачевского, 2018, № 4, с. 206-214

УДК 398. 82-344

ДЕТСКИЕ СТРАШНЫЕ ИСТОРИИ КАК ОБЪЕКТ И ФОРМА ПАРОДИРОВАНИЯ В ФОЛЬКЛОРЕ РУНЕТА

© 2018 г. Т.А. Мирвода

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва

tatyanamirvoda@yandex.ru

Плступила в редакцию 07.05.2018

Рассматриваются и подробно анализируются наиболее распространённые в пространстве современного Рунета типы пародий на детские страшные истории - собственно пародии, пародии-переделки и пародические произведения, а также некоторые из возможных случаев использования жанровых клише детского страшного повествовательного фольклора в качестве формы для создания пародий на тексты крипипасты. Пародии всех названных типов обыкновенно публикуются на ресурсах страшных историй и крипипасты бок о бок с пародируемыми оригиналами. При этом они могут быть как открыто представлены в качестве пародий (то есть сопровождаться соответствующими заголовками), так и маскироваться под оригинальные произведения пародируемого жанра (вследствие чего пародийные тексты гораздо чаще обнаруживаются именно внутри подборок оригинальных историй).

Ключевые сллва: детские страшные истории, детский страшный повествовательный фольклор, страшилка, антистрашилка, крипипаста.

Понятие «фольклор Рунета» в данном случае носит собирательный характер и используется нами для совокупного обозначения всех относящихся к русскоязычной традиции произведений как собственно сетевого фольклора (то есть возникших в Интернете и только в нём распространяющихся), так и несетевого, но опубликованных в Сети [1].

Независимого от своего происхождения (сетевое/несетевое) большой популярностью среди пользователей Рунета (как детей, так и взрослых) пользуются страшные истории. Наиболее востребованными среди них являются произведения, относящиеся к таким областям народного творчества, как детский страшный повествовательный фольклор (далее - ДСПФ)1 и крипи-паста. Их востребованность проявляется не только в значительной степени распространённости, но также и в наличии в сетевом пространстве пародий на них, которые посредством различных ресурсов страшных историй наравне и часто совместно с оригиналами тиражируются по всему Интернету. Из-за такого тесного соседства пародий с пародируемыми объектами отличить одни от других с первого взгляда оказывается не всегда возможным, что демонстрируют и сами пользователи, явно неосознанно включающие пародийные тексты в одну подборку с настоящими страшными историями и выдающие их за таковые.

Отметим широкий разброс в понимании и употреблении пользователями термина «крипи-паста». Им обозначают и определённую жанровую разновидность страшных историй, возник-

шую в Интернете; и все страшные истории, опубликованные и распространяемые в Сети, в том числе, очевидно, пришедшие из устного фольклора (крипипасту при этом преподносят как продолжательницу традиции «баек у костра» [4]); и вообще всё тем или иным образом связанное со «страшным», независимо от его происхождения (искусство, фольклор, массовая культура, быт и т. д.) и формы представления (вербальная, медийная и мультимедийная). Размещённые в Рунете материалы ДСПФ и пародии на них самими пользователями также нередко преподносятся и воспринимаются как кри-пипаста, о чём свидетельствует их совместное распространение с текстами крипипасты-жанра и их публикация в непосредственной близости друг от друга на ресурсах, позиционирующих себя собирателями крипипасты в самом широком смысле этого слова [например, 5-7].

Однако в Сети есть и противники такого подхода, старающиеся отсеивать одно от другого и понимающие произведения ДСПФ как самостоятельно функционирующие образования, привнесённые извне и потому нуждающиеся в собственных площадках [например, 8-11].

Тем не менее, независимо от отношения к текстам ДСПФ со стороны пользователей, на всех ресурсах со страшными историями мы можем обнаружить пародии на них. Это могут быть произведения как открыто представленные в качестве смешных и нестрашных (в таком случае их помещают в разделы типа «несерьёзные истории»2, «дурдом»3, «НПЧДХ (настолько плохие, что даже хорошие)»4 и т. п.), так и за-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

маскированные или выдаваемые за пародируемый жанр, что встречается чаще - например, некоторые ресурсы позиционируют себя как порталы детских страшилок, но при этом в основном публикуют пародии на них, причем либо отредактированные взрослыми, либо изначально ими написанные. В результате такой подмены пародийные тексты подаются и воспринимаются либо как новые произведения пародируемого жанра, либо как их современные вариации. В качестве примеров таких ресурсов можно привести порталы «Страшные истории, страшилки» [10] и СТРАШКИ.РУ [11], под видом традиционных детских страшных историй выкладывающие скорее остросоциальные, нежели страшные рассказики, из-за чего кажется маловероятным, что они были придуманы детьми.

Подобное соседство и взаимозаменяемость страшных историй и пародий на них в сознании потребителей данного контента можно объяснить преемственностью традиции сетевого страшного повествования по отношению к аналогичной устной, в которой смешное и страшное также идут рука об руку друг с другом. Это отметил ещё Е.А. Костюхин [12, с. 165], пытавшийся осмыслить соседство в репертуаре одних и тех же исполнителей страшилок и их переделок - антистрашилок, рассказываемых ими друг за другом по одному и тому же случаю.

Кроме того, в Интернете происходит слияние взрослой и детской традиций страшного повествования, благодаря чему мы имеем множество разноплановых (в художественном и функциональном смысле) произведений, потребителями которых являются люди разных возрастов. В основном это молодёжь (как переходное звено между детским и взрослым), потом дети (8-16 лет) и, наконец, взрослые (от 25 лет). При этом наблюдается некое подобие обмена ролями: дети живо интересуются и адаптируют под себя «взрослые» тексты крипипасты (что выливается в огромное количество фанфиков и сопутствующих им фанартов, комиксов и игр, а также инструкций по вызыванию персонажей крипипасты), а пользователи постарше, наоборот, всё чаще ностальгически обращаются к страшным историям своего доинтернетовского детства. Результатом пропуска детских страшных историй через взрослое сознание является появление пародийных текстов разных типов, которые мы рассмотрим далее. И это не антистрашилки (в итоге выкристаллизовавшиеся в отдельный жанр и всё-таки являющиеся продуктом устного детского и подросткового творчества), а именно пародии на произведения ДСПФ.

Употребляя в данной статье термин «пародия», мы апеллируем к его широкому понима-

нию, помимо собственно пародий включающему также переделки [13, с. 432-440; 14 с. 96100] или травестии [15, 16] и пародические произведения [17, с. 290-310]. Все названные типы пародийного в разном количественном соотношении представлены в Рунете и характеризуются обязательной и подчеркнутой направленностью на жанр, стиль или конкретное произведение [13, с. 430; 14, с. 95] ДСПФ, однако различаются по своим целям. Собственно пародия в качестве главной цели имеет снижающее переосмысление исходного текста [18, с. 56] и создание нового произведения-карикатуры, выпячивающего наиболее устойчивые черты пародируемого объекта и иронизирующего над ним [13, с. 433; 14, с. 97]; переделка - минимальное, но ощутимое искажение текста оригинала с целью посмеяться [13, с. 434; 14, с. 97], его «фальшивое» воспроизведение [19, с. 12]; пародический текст - подражание стилю успешного произведения или использование его как макета не для издевательства над оригиналом, а с целью создания текста с уже зарекомендовавшими себя характеристиками, ради получения такого же признания и популярности [13, с. 431; 14, с. 95, 17, с. 290-310].

Из области ДСПФ объектами пародирования преимущественно становятся страшилки, реже пугалки и антистрашилки. Пародируются как характерные мотивы, так и узнаваемый жанровый стиль. В первом случае пародии на страшилки могут иметь форму другого жанра, во втором - другое содержание. Однако чаще встречаются пародии, совмещающие в себе карикатуру на форму и мотивы с бытовой сатирой. В целом же среди пародий на произведения ДСПФ можно выделить несколько групп.

К первой относятся тексты, не скрывающие своей пародийной направленности, в связи с чем их можно обозначить как «собственно пародии». Это произведения-карикатуры, в которых шаржируются характерные приёмы, клише или атрибутика детских страшных историй, хотя большинство из них, возможно, возникли лишь с целью представить в необычной форме сатиру на реалии современной действительности.

Детские страшилки на новый лад5

Черный вейпер

Выглянул как-то мальчик в окно из кофешо-па и видит - идет братан, борода черная, руки черным забиты, подвороты черные, и парит -черным дымом. И больше его никто не видел.

Гибельная криптовалюта

Собрал мальчик ферму и стал майнить. И тут приходит ему сообщение от незнакомого телеграмм-бота «Только не майни DeathCoin!» А мальчик не послушался и намайнил DeathCoin, и у него умерла мать, и видяхи все тоже.

Дедушкина смесь

Один мальчик нашел у свлегл дедушки на дальней пллке в чулане смеси и прлсит «Дай плпарить!» А дедушка сказал «Бери, внучек, тллькл влн ту черную банлчку не трлгай!» И ушел за пенсией. А мальчик запарил канифлль и вейп взлрвался.

Невидимая рука

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Один мальчик лснлвал стартап, каклгл ни у клгл не былл. И пл всем презентациям пллуча-ллсь, чтл делл выглднле и схема млнетизации верная. Взял мальчик деньги у инвестлра, а на следующий день длтянулась дл мальчика Невидимая Рука Рынка, и стартап прлглрел. И пришллсь рлдителям мальчика квартиру прлдавать.

Клстлчка

Делали как-тл мальчик с девлчклй вишневый смузи. Сделали, сфлткали, в инстаграм запилили и пьют. А им лт незнаклмлгл акка прихлдит клммент: «А клстлчки вы выкинули? Ведь в них -синильная кисллта!» аут и прлжег мальчика с девлчклй лтравленный смузи насквлзь.

Красный гирлскутер

Одна девлчка плпрлсила на день рлждения у рлдителей красный гирлскутер. Клгда плсле праздника девлчка распаклвывала плдарки, красный гирлскутер включился и задавил девлч-ку дл смерти, а плтлм выпрыгнул в лкнл, и блльше егл никтл не видел.

Страшилки нового времени6

Шутки в фейсбуке

Один мальчик услышал шутку и заплстил ее в фейсбук, и лна слбрала мнлгл лайклв и репл-стлв. А вечерлм папа не пришел длмлй с рабл-ты. А на следующий день лн еще лдну шутку услышал и заплстил ее в фейсбук, и лна слбрала еще блльше лайклв и реплстлв. А вечерлм мама не пришла с раблты. И блльше шутлк лн не услышал, плтлму чтл их рассказывали прл свлю раблту мама и папа.

«Эхл Млсквы»

Однажды девлчка лсталась лдна. И вдруг пл «ЭхлМлсквы» передают:

- Девлчка, девлчка, Автлзак на Кллесиках выехал с Манежнлй, твлю улицу ищет. Прячься.

Девлчка испугалась, не знает, чтл делать. Мечется пл квартире, хлчет маме пл телефлну плзвлнить. А в телефлн глвлрят:

- Девлчка, девлчка, Автлзак на Кллесиках нашел твлю улицу, лн твлй длм ищет.

Девлчка пугается страшнл, все замки запирает, нл из длма не убегает. Дрлжит. Эхл Млсквы снлва передает:

- Девлчка, девлчка, Автлзак на Кллесиках твлй длм нашел. В квартиру едет!

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Клгда мама длмлй пришла, тл нашла уже лстывшей. аллькл вл рту игрушечнле кллесикл лт машинки. И марка.

Мальчик и айфлн

Один мальчик купил у цыганки айфлн, лна ему глвлрит: «аллькл флтлграфии в инстаграм не выкладывай». А мальчик выллжил в инстаграм и пллучил 2 глда за скупку краденлгл!!

Мальчик и Рэйбаны

У лднлгл мальчика забллела бабушка. Перед смертью лна сказала: «Не снимай адбллк с гугл хрлма» и умерла. Мальчик не плслушался. Захл-дит на ютуб, а там реклама нлвых рейбанлв за 666 рублей. Мальчик лбрадлвался, плтлму чтл ни у клгл из егл друзей-хипстерлв таких не былл, и заказал. Через 6 дней прихлдит черная плсылка с али экспресса, без адреса лтправи-теля, а там рейбаны нлвые. Мальчик их тут же надел, запрыгнул на гирлскутер и плехал в клфешлп, нл пл длрлге трамвай егл сбил насмерть, плтлму чтл рейбаны те были китайские и через них былл пллхл виднл.

В процитированных текстах происходит синтез сатиры на увлечения современности и узнаваемых, несмотря на карикатурность, жанровых оболочек страшилки и антистрашилки. Помимо непосредственно названий подборок «Детские страшилки ...» и «Страшилки нлвлгл времени», к данным жанрам нас отсылают характерные формульные зачины «Один мальчик/ Одна девлчка», а также акцентуализация (посредством цвета либо иного определителя) на какой-либо черте «злодея» («чёрный вейпер», «гибельная криптлвалюта», «чёрная банлчка», «невидимая рука», «красный гирлскутер» и «черная плсылка»), мотив нарушения запрета/ предсмертного запрета, наличие предупреждающего голоса, не отмеченного принадлежностью конкретному лицу, нелепая (необъяснимая) гибель (исчезновение) героев, исчезновение друг за другом членов семьи и т. д.

При этом шаржирование узнаваемых черт, мотивов и сюжетов детских страшных историй происходит за счёт:

1) игры разноуровневыми ассоциациями в названиях («дедушкина смесь» - смерть, «клстлчка» - человеческая кость, «невидимая рука» -мистическая рука, «рука рынка» - зелёная (чёрная, красная и т. д.) рука из детских страшилок);

2) применения самых распространённых в текстах ДСПФ цветовых эпитетов - «красный» и «чёрный» - для выделения якобы «мистических существ»;

3) использования нетрадиционного, осовремененного «запрета» - «...тллькл флтлграфии в инстаграм не выкладывай», «не снимай адбллк с гугл хрлма» и т. п.;

4) получения запрета нетрадиционным способом и его традиционного нарушения - «И тут прихлдит ему сллбщение лт незнаклмлгл

телеграмм-бота «Только не майни DeathCoin!» А мальчик не послушался и намайнил Death-Coin... »;

5) замены предупреждающего гласа радио (телевизора/пластинки) телеграм-ботом и «комментом от незнакомого акка»;

6) снижения градуса драматической развязки «...и у него умерла мать, и видяхи все тоже... »;

7) использования примитивного разговорного языка и нелепицы типа «задавил до смерти», с целью подстроиться под детский голос;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

8) подмены мистических реалий социальными и внутриполитическими: вместо гласа не-идентифицируемого радио - «Эхо Москвы», вместо Гробика на колёсиках - «Автозак на колёсиках», вместо убивающих штор, бантов, колготок и т. п. - краденый айфон и т. д.;

9) реализации дьявольской символики чисел («666» и «6») через последствия использования некачественной китайской подделки.

Ко второй группе пародий относятся произведения, сохранившие невредимыми целые куски исходного текста, но с незначительными изменениями типа введения новых реалий или подмены старых, превращающие «страшный» текст в «смешной». Произведения данного типа встречаются реже, чем собственно пародии, и их сложнее обнаружить. Обозначим данный тип как пародии-переделки, или травестии.

Красный зуб1

В одном городе в восьмидесятые годы появился страшный автобус. Был он страшным потому, что появлялся обычно по вечерам, и все люди, которые в него садились, всегда пропадали. Милиция искала этот автобус, но найти не могла. А ещё был у него страшный водитель - на лице его была красная повязка, которую он никогда не снимал.

Однажды в этот автобус сел маленький мальчик. Они ехали и ехали, выехали из города, свернули в лес - но люди никак не реагировали. Заехали в самую глушь. Автобус остановился. Водитель встал, повернулся к пассажирам и снял повязку - под ней оказался один-единственный зуб, красный от крови. Мальчик выпрыгнул в окно, убежал, вернулся в город и рассказал всё милиции. Но водителя так потом и не смогли найти.

А как только мальчик убежал из автобуса, водитель сказал:

- Жнашит, так. Вот вафы пашпорта, шда-вайте по 10 доллароф на штраховку и ешли кто на границе шпрофит - вы туришты, приехали на неделю. Кштати, кто-нибудь жнает хорошего штоматолога-протезишта?

Исходником для приведённой пародии служит растиражированный по Интернету текст страшилки из электронного фольклорного ар-

хива Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского [21]:

«Автобус-мясорубка»

Однажды в Москве появился страшный автобус. Был он страшным потому, что появлялся обычно по вечерам, и все люди, которые в него садились, всегда пропадали. Милиция искала этот автобус, но найти не могла. А еще был у него страшный водитель - на лице его была красная повязка, которую он никогда не снимал.

Однажды в этот автобус сел маленький мальчик. Они ехали и ехали, выехали из города, свернули в лес - но люди ничего не замечали. Заехали в самую глушь. Автобус остановился. Кресла сидений перевернулись, под ними оказались мясорубки. Люди упали в них и превратились в фарш. Водитель снял повязку - под ней оказался один-единственный огромный зуб, красный от крови. И он принялся поедать фарш. Мальчик убежал, вернулся в город, рассказал все милиции, но водителя автобуса так и не смогли найти.

Как мы видим, до добавленной части «А как только мальчик убежал...» пародийный текст практически полностью повторяет текст оригинала. За исключением опускания трёх предложений, добавления «выпрыгнул в окно... », изменения начала: вместо «Однажды в Москве» -«В одном городе в восьмидесятые годы», и названия: «Красный зуб» - «Автобус-мясорубка». Ясно, что перемена названия связана с исчезновением самой реалии «мясорубки». А вот чем продиктовано изменение начала предложения -остаётся только предполагать. Вероятно, ответ кроется в добавленной концовке пародии, сообщающей о нелегальных эмигрантах - видимо, по сведениям автора, для 80-х годов прошлого столетия это было характерное явление, однако сразу перейти границу из Москвы по естественным причинам не получилось бы.

Интересно, что здесь мы так же, как и в примерах пародий из первой группы, в качестве карикатурной приметы можем отметить само название текста - «Красный зуб», которое опять же отсылает нас к вышеупомянутым особенностям жанра страшилки, хотя очевидно, что зуб в данном случае никаким вредителем не является. При этом его цветовая маркированность очень умело обыгрывается в развязке истории.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Наконец, к третьей, самой обширной группе относятся пародические тексты (порой довольно объёмные), маскирующиеся под страшилки и антистрашилки, но таковыми не являющиеся, так как созданы взрослыми. Ужасы детских страшных историй они «незаметно» переводят в социально-бытовую сферу - несчастья оказываются либо результатом рассеянности героев,

либо пресловутым стечением обстоятельств, даже если в тексте при этом наличествует мистическая составляющая.

ИсаОРИЯ про РАССЕЯннОсаь. и про КОлгОаКИ 9

Жила-была лдна семья, папа, мама и две сестры. И влт умерла как-тл у них мама лт не-известнлй бллезни. Плхлрлнили маму, стали девлчки жить втрлём с паплй.

Прлшлл нескллькл недель. Как-тл плзднл вечерлм лежат сёстры в свлих крлватях, не спится им. За лкнлм яркл светит пллная луна, и свет лт неё таклй назлйливый, чтл даже сквлзь закрытые штлры, сквлзь веки закрытых глаз прлникает свет, мешает девлчкам заснуть. Они и так влрлчаются, и так, нл нет, как глвлрится, сна ни в лднлм глазу.

Стали тлгда девлчки разглваривать. Всплмнили маму, взгрустнуллсь им. Они стали придумывать прл тл, как хлрлшл сейчас их маме на тлм свете, чтл брлдит лна в райских садах, ест разные вкусные фрукты и слушает приятную музыку...

аут нелжиданнл плдал глллс клмпьютер -пришлл письмл пл электрлннлй плчте. Всё рав-нл не спаллсь, плэтлму старшая сестра села за клмпьютер, чтлбы прлчитать сллбщение. аам былл написанл: «Длченьки милые мли, плчему же вы не плхлрлнили меня в кллглтках, здесь на кладбище лчень зябкл, нлги мли мёрзнут. При-хлдите кл мне на кладбище плсле пллунлчи, я тлгда смлгу ненадллгл вылезти. Принесите мне две пары тёплых кллглтлк, клтлрые тёмнл-клричневые. Любящая вас мама».

Девлчки плчему-тл сразу плверили, чтл этл письмл лт их мамы, а не каклй-тл глупый рлзы-грыш. На самлм деле у мамы былл две пары тёплых тёмнл-клричневых кллглтлк. Они и сейчас лежали в её лтделении в шкафу. Надл былл бы выбрлсить старые мамины вещи, нл никтл не решался этлгл сделать.

Следующей нлчью девлчки плтихлньку прл-крались к выхлду и вышли из квартиры. Папа их плсле смерти мамы сильнл пил и сейчас валялся в свлей клмнате жуткл пьяный. Даже если бы девлчки тлпали, лн всёравнл бы не услышал...

Пришли девлчки на кладбище, ищут млгилу мамы. Ищут, а найти не млгут. Кладбище блльшле, да и нлчью лнл слвсем пл-друглму выглядит, не как днём. Нашли наклнец мамину млгилу, стлят ждут, клгда лна вылезет.

Дллгл стляли, блльше часа. Наклнец земля зашевелилась и вылезла лттуда их мама. Она была лчень страшная, и пахлл лт неё гнилью. Она спрлсила у длчек, принесли ли те её клл-глтки. Оказаллсь, чтл те забыли прл кллглтки. Мама стала их ругать, глвлрить, чтл лни

«длстали» её свлей рассеянлстью. «Как же вы дальше будете жить-тл без меня?» - грлзнл спрлсила мама! Они лишь прлмллчали. алгда лна взяла и утащила их с слблй в грлб. Блльше девлчек никтл не видел.

Процитированный текст был обнаружен нами ещё на 11 ресурсах страшных историй. Интересно, что там он опубликован под заголовком «Мамины кллглтки» (который вполне мог бы подойти в качестве заголовка для типичной страшилки про носки, чулочки, колготки и т. п., обгладывающие до костей ноги надевшей их вопреки запрету девочки). В приведённом же варианте с сайта СТРАШКИ.РУ [10], как мы видим, акцент делается уже не на колготках, а именно на главной причине гибели героинь -рассеянности. К сожалению, дата публикации данного текста на сайте не указана (в то время как на остальных 11 ресурсах она есть), поэтому утверждать с уверенностью, что это самая ранняя из сохранившихся публикаций, мы не можем. Однако мы всё же можем сделать такое предположение, основываясь на устаревшем дизайне ресурса и том факте, что он давно прекратил обновляться. Кроме того, с учетом в целом назидательного и даже дидактического характера истории акцент в заголовке на рассеянности, а не на колготках кажется более закономерным, в то время как редуцирование названия до «Мамины кллглтки» выглядит как одна из попыток подстроиться под известный жанр. Тем более что самая ранняя из зафиксированных публикаций данной истории под этим заголовком (7 октября 2011 г.10) сделана как раз в разделе «Страшилки» сайта 4STOR.ru [6]. Учитывая, что это самый старый и известный из отечественных ресурсов портал страшных историй и крипипасты, не вызывает никаких сомнений, что все остальные ресурсы скопировали историю с таким заголовком именно с него.

Однако даже с более подходящим для страшилки заголовком очевидно, что данная история была создана взрослым человеком и, вероятнее всего, не с целью «попугать», а с целью научить детей не быть рассеянными с помощью знакомого или способного их увлечь материала. Об этом свидетельствует следующее. Во-первых, объём истории, сразу увеличившийся за счёт внимания к пейзажным деталям «За лкнлм яркл светит пллная луна, и свет лт неё таклй назлйливый, чтл даже сквлзь закрытые штлры, сквлзь веки закрытых глаз прлникает свет, мешает девлчкам заснуть» и неприглядным сторонам окружающей действительности: «Папа их плсле смерти мамы сильнл пил и сейчас валялся в свлей клмнате жуткл пьяный. Даже если бы девлчки тлпали, лн всё равнл бы

не услышал...», а также описания внутренних переживаний героев: «Стали тогда девочки разговаривать. Вспомнили маму, взгрустнулось им. Они стали придумывать про то, как хорошо сейчас их маме на том свете, что бродит она в райских садах, ест разные вкусные фрукты и слушает приятную музыку...» и попыток рационально объяснить иррациональные действия: «Девочки почему-то сразу поверили, что это письмо от их мамы, а не какой-то глупый розыгрыш. На самом деле у мамы было две пары тёплых тёмно-коричневых колготок. Они и сейчас лежали в её отделении в шкафу». Во-вторых, неторопливость повествования (в противовес стремительно разворачивающимся событиям в детских страшных историях): «Прошло несколько недель». В-третьих, отсутствие характерных для подобных текстов обстоятельств, сопутствующих смерти родителя (мамы в данном случае) из-за действий враждебных сил (вроде руки, штор и т. п.) и/или появления предсмертного запрета (типа «ни в коем случае не надевайте мои колготки!»). В-четвёртых, наличие двух главных героев (что, конечно, встречается в страшилках, но довольно редко и, скорее, как исключение).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Тем не менее и от детских страшных историй здесь сохранилось довольно многое: 1) колготки - хотя в данном случае они и не являются несущим зло предметом, однако сама эта реалия уже отсылает к внушительному корпусу текстов страшных историй, с нею связанных; 2) мать -убийца собственных детей - это один из популярнейших персонажей-злодеев страшилок; 3) характерный зачин «Жила-была одна семья, папа, мама и две сестры»; 4) действие разворачивается в одной семье; 5) смерть близкого родственника в самом начале и последующие несчастья; 6) невнимательность и безучастность взрослых (в данном случае отца); 7) иррациональное поведение героев.

Помимо разного рода пародий на произведения ДСПФ, в Рунете также встречаются и пародии на тексты крипипасты, использующие в качестве основы сюжеты детских страшных историй или выполненные в соответствии с их жанровым стилем:

Один мальчик был SCP-объектом и жил в Зоне 19. Ну, не повезло ему. И вот он там жил и часто нарушал условия содержания. Однажды он так нарушил условия содержания, что чуть всю Зону не снесли нафиг ядерной боеголовкой. Доктор Клеф давай его скакалкой пороть. Мальчик посинел весь, хрипит, извивается, как червяк, - больно потому что. Потом все спать полегли. А утром встали, смотрят -мальчик лежит мёртвый, а в горле у него сломанный цзянь из Телекилла, а в голубом небе

ярко сияет надпись желтыми буквами "Обезопасить.. Удержать. Сохранить.", и так тихо, что жить не хочется.11

SCP-объект - артефакт, содержащийся в заказнике вымышленного Фонда SCP, девиз которого «Обезопасить. Удержать. Сохранить». Характеристики артефакта и необходимые условия содержания подробно описаны в соответствующих документах Фонда, которые мы также склонны рассматривать в качестве разновидности крипипасты-жанра (наравне со смертельными файлами и историями о них, а также историями о злодеях, порождённых коллективным сетевым сознанием), поскольку они возникли одновременно с другими её формами и видами и распространяются посредством одних и тех же ресурсов, хотя к настоящему времени уже обзавелись и собственными площадками.

В противовес чётко организованной и формализованной структуре Фонда и всех его документов приведённый текст демонстрирует изнаночную, полную хаоса и беспредела сторону жизни руководителей Фонда (Доктор Клеф12) и объектов заказника (Сломанный цзянь из Телекилла13), в котором первые могут злоупотреблять полномочиями, а вторые не слушаться и нарушать условия содержания. Таким образом происходит характерное для собственно пародий снижающее переосмысление оригинала, меняющее его восприятие как жуткого, серьёзного и чего-то малопонятного на нечто комичное и уже более близкое реальной действительности.

Данный текст также одновременно является переделкой гуляющей по Интернету стилизации с политическим подтекстом под страшилку и на сайте 4STOR.ru [6] опубликованной в разделе «Страшилки» под заголовком «Пародии на страшилки»:

Один мальчик жил на Украине. Ну, не повезло ему. И вот он там жил и плохо учился по украинскому языку. Однажды пришёл он домой и принёс двойку. Папа давай его скакалкой пороть. Мальчик посинел весь, хрипит, извивается, как червяк - больно потому что. Потом все спать полегли. А утром встали, смотрят -мальчик лежит мёртвый, а в горле трезубец торчит, и в голубом небе ярко сияет жёлтое солнце, и так тихо, что жить не хочется.14

В качестве же примера пародии на истории о смертельных файлах можно привести следующий текст, использующий жанровую оболочку антистрашилки и также опубликованный на сайте 4STOR.ru [6] в разделе «Страшилки»:

«Moidodir. exe »

Один раз Вова искал мультфильмы для младшего брата. Он лазил в Интернете и увидел мультик «Moidodir. Exe».

Он плдумал чтл этл прлдллжения мультфильма «Млйдлдыр», нл егл смутилл, чтл у Млйдлдыра жестлкая, даже крлвлжадная улыбка. Нл всё-таки, лн решил плказать этлт мультфильм братику. Они начали смлтреть егл, нл в начале вместл «Слюзмультфильм представляет» былл написанл «Если вы хлти-те жить, не смлтрите», и плявиллсь две кнлп-ки, на лднлй былл написанл «Не рисклвать», а на друглй «Рискнуть». Влва нажал «Рискнуть». «Чтл же мне сделает этлт мультик!» - думал Влва. Они начали смлтреть мультик. Всё нача-ллсь как в лбычнлм «Млйдлдыре», нл клгда Млйдлдыр брлсил мальчика в влду и начал мыть егл, тл лн глвлрил тллькл лднл сллвл «Млйдлдыр». Этл прлдллжаллсь двадцать минут. Млйдлдыр вынул мальчика, а тлчнее, егл скелет. (аак лн егл мыл.) Видел лблрваллсь, братик Влвы заплакал. Вдруг ктл-тл плзвлнил в дверь. Влва плшёл лткрывать, нл клгда лн лт-крыл дверь, там никлгл не былл. Вдруг Влва услышал из глстинлй, где лн и егл брат смлтре-ли «Moidodir.exe», плеск влды, крик брата и лднл сллвл «Млйдлдыр». Влва вбежал в глстиную и увидел скелет свлегл брата. Везде валялись егл куски клжи и плл был заляпан аллй, ещё глрячей крлвью. Вдруг Влва услышал за спинлй грлмкий и скрипучий глллс, лн сказал лднл сллвл, этл сллвл «Млйдлдыр»... А зря Влва игнлрирлвал приглашения друзей на сайт 4stor. т!15

О том, что эта пародия сделана именно в форме антистрашилки, свидетельствует совершенно абсурдная подлинная причина гибели главных героев «А зря Влва игнлрирлвал приглашения друзей на сайт 4stor. ги!», переворачивающая восприятие истории с ног на голову, что как раз характерно для жанра антистрашилки. Кроме того, с антистрашилкой данную пародию роднит и использование типичных для устных текстов этого жанра культурных реалий - «Союзмультфильма» и Мойдодыра (по аналогии с популярным героем антистрашилок - Карлсоном).

Объектами пародирования здесь в первую очередь являются сами названия смертельных файлов и крипипаст о них: «Moidodir.exe» отсылает нас к бесконечному ряду из «BarelyBreathing.exe», «suicidemouce.avi», <^оп-ic.exe», «Barbi.avi», «DeadBart.avi», «Grifter.avi», «Smile.jpg» и т. д. Здесь же пародируются и свойственные крипипастам о смертельных файлах черты: 1) игнорирование предупреждений и целенаправленный поиск неприятностей со стороны героев; 2) не поддающееся логике пристальное досматривание заведомо странного и пугающего или скучного, монотонного и однообразного видеоряда, который присущ большинству смертельных файлов (здесь Мойдодыр

двадцать минут «моет» мальчика и повторяет «Мойдодыр», а герои на это неотрывно смотрят); 3) предрешённость незавидной развязки для всех столкнувшихся со смертельными файлами, даже если они просто искали мультики.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Вышеизложенный материал показывает, что детские страшные истории оказываются не только объектом пародийного переосмысления, что свидетельствует об их закреплённости в традиции и жанровой оформленности, но являются и одной из распространённых среди пользователей Рунета форм для создания пародий как на реалии современной действительности, так и на произведения иных жанров. Что, в свою очередь, свидетельствует и об интересе непосредственно к самим детским страшным историям, причём не только со стороны взрослых, по большей части являющихся носителями ещё устной традиции детского страшного повествовательного фольклора, но и со стороны более поздних поколений, собирающих, пишущих и распространяющих посредством личных бло-гов как оригинальные истории (услышанные ими от сверстников или родителей, а также сочинённые собственноручно), так и пародии на них.

Примечания

1. Применительно к обозначенной области народного творчества нам представляется более корректным употребление заимствованного из работ В.А. Шевцова [2, 3] термина «детский страшный повествовательный фольклор» вместо расплывчатого «детские страшные истории», поскольку последним также обозначают и конкретный жанр - «страшилку», мы же в данном случае подразумеваем совокупность произведений разных жанров, объединённых общей тематикой и возрастом сочинителей.

2. https://4stor.ru/ban/ [6].

3. https://4stor.ru/durdom/ [6].

4. https ://mrakopedia.org/wlki/%D0%9A%D0%B0% Б1 %82%В0%В5%В0%В3%В0%ВЕ%В 1 %80%Б0%В8

1 : %00%Ж0/(000/(ОТ0/(000/оА70/(000/о940/(000/о А5 [5].

5. https://mrakopedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5% Б 10/0820/(01%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D 1% 810/(010/0820/(01%80%D0%B0%D 1%88%D0%B8%D0 %BB%D0%BA%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D0% BD%D0%BE%D0%B2%D 1%8B%D0%B9_%D0%BB %D0%B0%D0%B4 [5].

6. https://mevaker.livejournal.com/84453.html [20].

7. https://mrakopedia.org/wiki/%D0%9A%D 1%80% D0%B0%D 1%81%D0%BD%D 1%8B%D0%B9_%D0% B7%D 1%83%D0%B 1 [5].

8. http://www.unn.ru/folklore/sstrash.htm [22].

9. http://www.strashki.ru/strashnaya-istoriya/istoriya-pro-rasseyannost [10].

10. https://4stor.ru/strashilki/22926-maminy-kolgot ki.html [6].

11. http://scpfoundation.ru/forum/t-461491/kopipa sty-po-motivam-fonda-scp-ih-oh-exploitaЫe [23].

12. http://scpfoundation.ru/drclef-member-page [23].

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

13. http://scpfoundation.ru/scp-1023-arc [23].

14. https://4stor.ru/strashilki/1064-parodii-na-strashi lki.html [6].

15. https://4stor.ru/strashilki/39620-moidodirexe. html [6].

Список литературы

1. Алексеевский М.Д. Интернет в фольклоре или фольклор в Интернете? (Современная фольклористика и виртуальная реальность) // От Конгресса к Конгрессу. Навстречу Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов: Сборник материалов. М., 2010. С. 151-166.

2. Шевцов В.А. СТРАШИЛКИ [Электронный ресурс] // Фольклорный архив Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Режим доступа: http://www.unn.ru/folklore/fstrash.htm (дата обращения: 07.05.2018).

3. Шевцов В.А. Страшный детский повествовательный фольклор: жанры и тексты // Детский фольклор и культура детства: Материалы научн. конф.: «XIII Ви-ноградовские чтения (31 июня - 4 июля 2003 г.)» / Ред.-сост.: Е.В. Кулешов, М.Л. Лурье. СПб., 2006. С. 43-64.

4. FRIDAY13. В черном-черном городе: Что такое крипи и с чем его едят [Электронный ресурс] // Хабрахабр. 07.10.11. Режим доступа: https://habraha br.ru/post/129910/ (дата обращения: 07.05.2018).

5. Мракопедия - энциклопедия ужасов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// mrakopedia.org (дата обращения: 07.05.2018).

6. 4STOR.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://4stor.ru/ (дата обращения 07.05.2018).

7. KRIPIPASTA.COM [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kripipasta.com/ (дата обращения: 07.05.2018).

8. Детские страшилки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scarykids.ru/ (дата обращения: 07.05.2018).

9. Страшилки - Пугалки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pugalki-strashilki.blogspot.ru/ (дата обращения: 07.05.2018).

10. Страшные истории, страшилки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prizraka.net/ (дата обращения: 07.05.2018).

11. СТРАШКИ.РУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strashki.ru/ (дата обращения: 07.05.2018).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

12. Костюхин Е.А. Репертуар современного школьника // Славянская традиционная культура и современный мир: Сборник материалов науч.-практ. конф. Вып. 3. М., 1999. С. 163-168.

13. Лурье М.Л. Очерки современного детского фольклора // Экология культуры: Информ. бюллетень / Гл. ред. Л.Е. Востряков. Архангельск, 2006. № 2(39). С. 92-104.

14. Лурье М.Л. Пародийная поэзия школьников // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А.Ф. Белоусов. М., 1998. С. 430-517.

15. Бахтин М.М. Из предыстории романного слова // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 408-446.

16. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса // М.М. Бахтин. Собрание сочинений. М., 2010. Т. 4(2). С. 8-508.

17. Тынянов Ю.Н. О пародии // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 284-310.

18. Морозов А.А. Пародия как литературный жанр (К теории пародии) // Русская литература. I960. № 1. С. 48-77.

19. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех как мировоззрение // Смех в Древней Руси. Л., 1984. С. 7-71.

20. MEVAKER. Страшилки нового времени [Электронный ресурс] // livejournal.com. 23.07.17. Режим доступа: https://mevaker.livejournal.com/ 84453.html (дата обращения: 07.05.2018).

21. Фольклорный архив Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. unn.ru/folklore/folk.htm (дата обращения: 07.05.2018).

22. Шевцов В.А. СТРАШИЛКИ (СТРАШНЫЕ РАССКАЗЫ) [Электронный ресурс] // Фольклорный архив Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Режим доступа: http://www.unn.ru/folklore/sstrash.htm (дата обращения: 07.05.2018).

23. The SCP Foundation Russian Branch [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scpfounda tion.ru/ (дата обращения: 07.05.2018).

CHILDREN'S SCARY STORIES AS AN OBJECT AND FORM OF PARODYING IN THE FOLKLORE OF THE RUNET

T.A. Mirvoda

We consider and analyze in detail the most common types of parodies on children's scary stories (actual parodies, parody-recasts and parodic works), which are published in the space of the modern Runet, and some of the possible cases of using genre clichés of children's scary narrative folklore as a form for creating parodies on texts of creepypasta. Parodies of all these types are usually published on the resources of scary stories and creepypasta side by side with the mimicked originals. Thus, they can be both openly presented as parodies (accompanied by appropriate headings) and disguised as original works of the parodied genre (as a result, parodic texts are more often found inside the collections of original stories).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Keywords: children's scary stories, children's scary narrative folklore, strashilka, antistrashilka, creepypasta.

References

1. Alekseevskij M.D. Internet v fol'klore ili fol'klor v Intemete? (Sovremennaya fol'kloristika i virtual'naya real'nost') // Ot Kongressa k Kongressu. Navstrechu Vto-romu Vserossijskomu kongressu fol'kloristov: Sbornik materialov. M., 2010. S. 151-166.

2. Shevcov V.A. STRASHILKI [Ehlektronnyj resurs] // Fol'klornyj arhiv Nizhegorodskogo gosu-darstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Rez-him dostupa: http://www.unn.ru/folklore/fstrash.htm (data obrashcheniya: 07.05.2018).

3. Shevcov V.A. Strashnyj detskij povestvovatel'nyj fol'klor: zhanry i teksty // Detskij fol'klor i kul'tura detstva: Materialy nauch. konf.: «XIII Vinogradovskie chteniya (31 iyunya - 4 iyulya 2003 g.)» / Red.-sost.: E.V. Kuleshov, M.L. Lur'e. SPb., 2006. S. 43-64.

4. FRIDAY13. V chernom-chernom gorode: Chto ta-koe kripi i s chem ego edyat [Ehlektronnyj resurs] // Habrahabr. 07.10.11. Rezhim dostupa: https://habraha br.ru/post/129910/ (data obrashcheniya: 07.05.2018).

5. Mrakopediya - ehnciklopediya uzhasov [Ehlek-tronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// mrakopedia.org (data obrashcheniya: 07.05.2018).

6. 4STOR.ru [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://4stor.ru/ (data obrashcheniya 07.05.2018).

7. KRIPIPASTA.COM [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://kripipasta.com/ (data obrashcheniya: 07.05.2018).

8. Detskie strashilki [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://scarykids.ru/ (data obrashcheniya: 07.05.2018).

9. Strashilki - Pugalki [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://pugalki-strashilki.blogspot.ru/ (data obrashcheniya: 07.05.2018).

10. Strashnye istorii, strashilki [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://prizraka.net/ (data obrashcheniya: 07.05.2018).

11. STRAShKI.RU [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.strashki.ru/ (data obrashcheniya: 07.05.2018).

12. Kostyuhin E.A. Repertuar sovremennogo shkol'nika // Slavyanskaya tradicionnaya kul'tura i so-vremennyj mir: Sbornik materialov nauch.-prakt. konf. Vyp. 3. M., 1999. S. 163-168.

13. Lur'e M.L. Ocherki sovremennogo detskogo fol'klo-ra // Ehkologiya kul'tury: Inform. byulleten' / Gl. red. L.E. Vostryakov. Arhangel'sk, 2006. № 2(39). S. 92-104.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

14. Lur'e M.L. Parodijnaya poehziya shkol'nikov // Russkij shkol'nyj fol'klor. Ot «vyzyvanij» Pikovoj damy do semejnyh rasskazov / Sost. A.F. Belousov. M., 1998. S. 430-517.

15. Bahtin M.M. Iz predystorii romannogo slova // Voprosy literatury i ehstetiki. Issledovaniya raznyh let. M., 1975. S. 408-446.

16. Bahtin M.M. Tvorchestvo Fransua Rable i na-rodnaya kul'tura Srednevekov'ya i Renessansa // M.M. Bahtin. Sobranie sochinenij. M., 2010. T. 4(2). S. 8-508.

17. Tynyanov Yu.N. O parodii // Poehtika. Istoriya literatury. Kino. M., 1977. S. 284-310.

18. Morozov A.A. Parodiya kak literaturnyj zhanr (K teorii parodii) // Russkaya literatura. I960. № 1. S. 48-77.

19. Lihachev D.S., Panchenko A.M., Ponyrko N.V. Smekh kak mirovozzrenie // Smekh v Drevnej Rusi. L., 1984. S. 7-71.

20. MEVAKER. Strashilki novogo vremeni [Ehlektronnyj resurs] // livejournal.com. 23.07.17. Rezhim dostupa: https://mevaker.livejournal.com/84453.html (data obrashcheniya: 07.05.2018).

21. Fol'klornyj arhiv Nizhegorodskogo gosu-darstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.unn.ru/folk lore/folk.htm (data obrashcheniya: 07.05.2018).

22. Shevcov V.A. STRASHILKI (STRASHNYE RASSKAZY) [Ehlektronnyj resurs] // Fol'klornyj arhiv Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Rezhim dostupa: http://www.unn.ru/ folklore/sstrash.htm (data obrashcheniya: 07.05.2018).

23. The SCP Foundation Russian Branch [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://scpfoundation.ru/ (data obrashcheniya: 07.05.2018).