DOI 10.24411/9999-054A-2020-10006 УДК 371.3: 82: 396
Т. А. ЗОЛОТОВА, А. В. ЛОГИНОВА, М. Н. ПИРОГОВА, Е. А. ПЛОТНИКОВА, И. Б. СЕРГЕЕВА
Проектная деятельность младших школьников по направлению ИК-технологий в процессе реализации содержания УМК «Перспектива»: из опыта работы
В настоящей статье подводятся некоторые итоги изучения вопроса о возможностях организации проектной деятельности уже в начальной школе. В центре внимания авторов статьи — опыт участников сетевой педагогической мастерской АО «Издательство «Просвещение» по созданию младшими школьниками проектов по традиционной (фольклорной) культуре с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Авторы анализируют этапы и формы подобной деятельности, характеризуют ее методологические основы, в частности принцип «единства в многообразии», предусматривающий в работе с феноменами традиционной культуры использование образцов фольклора всех этносов, обучающихся в данной образовательной организации. В статье предложено описание наиболее успешных проектов, созданных обучающимися начальной школы ряда образовательных организаций Республики Марий Эл («Дети детям» и «Детская городская мифология»). Обозначен цифровой инструментарий, с помощью которого младшие школьники могли бы самостоятельно оформлять свои проекты и размещать их в сети Интернет. В результате авторы статьи приходят к выводу о том, что подготовленные обучающимися и размещенные в сети Интернет материалы, с одной стороны, позволяют наполнить ее пространство полезной и качественной информацией в области традиционной (фольклорной) культуры, с другой — способствуют мотивации учебной деятельности, пропаганде уникального детского индивидуального и коллективного творчества.
Ключевые слова: проектная деятельность; информационно-коммуникационные технологии; начальная школа; сетевая педагогическая мастерская; традиционная (фольклорная) культура.
Сведения о гранте: статья подготовлена в рамках выполнения гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук (Конкурс — МК-2019).
Т. A. ZOLOTOVA, A. V. LOGINOVA, M. N. PIROGOVA, E. A. PLOTNIKOVA, I. B. SERGEEVA
Project activity of Junior school students in the direction
of IR technologies in the process of implementing
the content of the UMK "Perspective": from work experience
The article summarizes some of the results of the study of the possibilities of organizing project activities already in primary school. The authors focus on the experience of participants in the network pedagogical workshop of JSC "Publishing house Enlightenment" in creating projects for younger students on traditional (folk) culture using IR technologies. The authors analyze the stages and forms of such activity, characterize its methodological foundations, in particular, the principle of "unity in diversity", which provides for the use of folklore samples of all ethnic groups studying
in this educational organization in working with the phenomena of traditional culture.
The article offers a description of the most successful projects created by primary school students of a number of educational organizations of the Mari El Republic ("Children to children" and "Children's urban mythology"). A digital tool is indicated, with the help of which younger students could independently design their projects and post them on the Internet.
As a result, the authors of the article come to the conclusion that the materials prepared by students and posted on the Internet, on the one hand, allow filling its space with useful and high — quality information in the field of traditional (folk) culture, on the other-contribute to the motivation of educational activities, promotion of unique children's individual and collective creativity. Keywords: project activity; ICT; primary school; RME network pedagogical workshop; traditional (folklore) culture.
Введение. В настоящее время значительную часть своего досуга дети и подростки посвящают общению в сети Интернет (социальные сети, видеоигры) и мессенджерах (WhatsApp, Viber, Telegram, SMS и др.) [Мессенджеры в России 2019]. В процессе обмена информацией формируется определенный стиль, знаками которого становятся в том числе и новые жанры современной культуры (мемы), и попытки графического выражения различного рода эмоций (эмодзи, стикеры, смайлики и т. п.) и др. В последнее время этим вопросам посвящаются и специальные исследования, см. напр.: [Интернет и фольклор 2009; Ефимова, Золотова 2013]. В то же время наблюдается определенный разрыв между информацией, которая предлагается педагогам в различного рода исследованиях, и стремительным освоением ИКТ в детской и подростковой аудитории. В настоящей статье подводятся некоторые итоги по проектированию деятельности младших школьников по направлению ИК-технологий в процессе реализации содержания УМК «Перспектива» (на материале традиционной (фольклорной) культуры).
Цели и задачи. В 2018 г. на базе АО «Издательство «Просвещение» была создана сетевая педагогическая мастерская «Проектная деятельность младшего школьника по направлению ИК-тех-нологий в процессе реализации содержания УМК «Перспектива». Ее участниками стали ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», ГБОУ «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т. В.», МОУ «Гимназия №26 им. Андре Мальро», МБОУ «СОШ №6» г. Йошкар-Олы. Педагогическая мастерская возникла на основе и как продолжение деятельности экспериментальных площадок Федерального института развития образования (Москва, науч. рук. М. Ю. Новицкая) в Республике Марий Эл (2011-2017).
Целью работы площадок стало проектирование системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе ценностного потенциала традиционной фольклорной культуры народов Марий Эл. Деятельность площадок была достаточно широко представлена в научной и научно-популярной литературе, отражена в средствах массовой информации [Болотова, Новицкая 2013; Фольклор и литература 2013]. В 2016 г. была проведена всероссийская школа-семинар «Традиционная культура и проблемы образования в регионах России», в которой приняли участие ученые, известные фольклористы и педагоги из восьми регионов России (Центральная Россия, Поволжье, Сибирь, Кавказ) [ТК 2016].
Методологические и теоретические принципы исследования. Одним из основных принципов деятельности экспериментальных площадок стал принцип единства в многообразии, разработанный в трудах отечественных ученых, и в частности в работе «Византизм и славянство» (1876) философа К. Н. Леонтьева [Леонтьев 1993], предполагающий применительно к нашей проблематике использование в процессе образовательной и воспитательной деятельности ценностей национальной культуры представителей всех этносов конкретного образовательного сообщества/коллектива. Данный принцип, на наш взгляд, объединяет содержание всех курсов УМК «Перспектива» и может стать основой для погружения обучающихся в мир российской культуры в ее прошлом и настоящем с выходом в сферу мировой культуры с опорой на диалог и полилог культур.
На протяжении почти десятилетия участники эксперимента системно и последовательно на уроках, а затем во внеурочной и внешкольной деятельности осуществляли сопоставление и выявление общности жизненного содержания, нравственно-этической проблематики, базовых гуманистических ценностей при различии и специфике разных эпох и культур в жизни народов России и мира. Сначала изучались конкретные темы на уроках с использованием материала учебников, рабочих тетрадей, электронного приложения, дополнительного материала, связанного с традициями народов Марий Эл, с выходом в деятельность на занятиях вне урока в школе. Затем осуществлялась работа в секциях, студиях дополнительного образования, организовывались совместно с семьей посещения краеведческих музеев, музеев под открытым небом и т. п. Преимущественное внимание было отведено материалам обрядовых практик и детского фольклора. Успешные попытки реализации данного принципа при-
влекли внимание к работе коллектива научного и педагогического сообщества РФ и вызвали к жизни новую форму деятельности — сетевую педагогическую мастерскую.
Сегодня в центре внимания коллектива — организация проектной деятельности обучающихся младших классов с использованием информационно-коммуникационных технологий. Материалом проектов была и остается традиционная (фольклорная) культура народов региона; принципом, объединяющим содержание проектов, — единство в многообразии.
Выше уже отмечалось, что цифровые технологии совершенствуются буквально день ото дня; то, что еще вчера было новым словом в данной области, сегодня безнадежно устарело. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо перейти от технологии замещения и замещения с функциональными улучшениями (обогащение текста проекта подобранными совместно с преподавателями и родителями иллюстрациями, музыкальными фрагментами, гиперссылками) к технологии модификации (обучающиеся сами подбирают картинки, музыкальные фрагменты, делают свои комментарии или подбирают чужие к терминам и фрагментам текстов, учитель в данном случае подбирает ресурсы) и технологии переосмысления, когда разрабатываются задания, в принципе невозможные ранее, когда дети сами, например, могут создать кроссворд по теме (ресурс Hot Potatoes), опрос (ресурс Surveymonkey), экскурсию (ресурс Googlemaps), анимацию (ресурс Voki) и т. п. [см.: Puentedura 2014].
В проектах, о которых идет речь в настоящей статье, пока используются PowerPoint, SMART Notebook, Active Vote, Movie Maker (Windows), iMovie (Macos), в качестве платформы — YouTube.
Результаты исследования, обсуждения. Из наиболее интересных решений нашего коллектива можно выделить следующие проекты.
1. «Дети детям»: создание обучающимися начальной школы авторских коллективных и индивидуальных электронных образовательных ресурсов (на материале традиционной культуры). Проект гимназии «Синяя птица им. Иштриковой Т. В.».
Как показывает совместный опыт преподавателей и обучающихся гимназии, применение ИКТ в сфере начального общего образования — один из наиболее интересных, наглядных и доступных для детей младшего школьного возраста элементов обучения. Проект согласован с их эстетической и технологической избирательностью, позитивно влияет на процесс усвоения знаний. Главное же заклю-
чается в том, что применение ИКТ позволяет вывести учебный процесс на более высокий уровень уже с начальной ступени обучения. Дети с удовольствием работают с обучающими программами и электронными пособиями, сами моделируют, проектируют и разрабатывают электронные образовательные ресурсы, с огромным интересом относятся к выполнению заданий и упражнений с их помощью.
У детей благодаря ИКТ также появляется возможность изучать определенные темы дистанционно, при этом не только в общеобразовательных учреждениях, но и дома, в любое удобное время.
Результатом деятельности гимназии в рамках сетевой педагогической площадки стала разработка и апробация комплекса электронных образовательных ресурсов по традиционной (фольклорной) культуре. Среди них — презентации, видеоопросы, видеоэкскурсии, видеомастер-классы, блоги.
Так, например, презентации на платформе PowerPoint гимназисты «Синей птицы» учатся создавать уже с первого класса и используют их в качестве иллюстративного материала практически по всем предметам и во внеурочной деятельности. Интересными оказались и ресурсы, созданные детьми в программе SMART Notebook [SMART Notebook 2020]. Без сомнения, впечатляющим оказался опыт разработки детьми различных видеопроектов. Например, видеоэкскурсий — результативной и доступной формы передачи информации, которую отличают наглядность и высокая степень эмоциональности. Видеоопросы, организованные и оформленные первоклассниками, стали одним из инструментов выявления знаний гимназистов в области системы жанров фольклора. Еще один интересный вид ЭОР, апробированный гимназистами начальной школы, — видеомастер-классы по изготовлению изделий декоративно-прикладного творчества.
Однако самой популярной из разновидностей проектной деятельности стало в гимназии ведение блога. Дети объяснили это так: презентация — слишком привычная, обычная и традиционная форма подачи материала, программа SMART Notebook сложная, не всегда под силу обучающимся начальной школы, кроме того, установлена не на каждом компьютере. Качественная запись, монтаж видеоматериалов для экскурсий требуют особых умений. А вот подготовка образовательных видеоматериалов для формата блога оказалась для обучающихся и интересной, и доступной. При этом подобная форма подачи информации уже достаточно популярна среди современных школьников, многими из них освоена. Создание видео и возможное в дальнейшем его размещение на страничке в социальной
сети, на канале — это прекрасная возможность творческой самореализации.
Ведение блога подразумевает владение такими навыками, как формирование концепции блога, создание контента на определенную тему, моделирование материала, выработка единого, индивидуального стиля, написание сценарий роликов и их запись, монтаж видеоматериала. Ведение блога предполагает и ответственность за качество размещаемой информации. В деятельности коллектива гимназии блоги — это и часть такого средства обучения, как персональная образовательная среда. Ее создание, размещение в сети Интернет и использование способствуют индивидуализации, персонификации и персонализации образовательного процесса.
Приступая к работе над проектами, дети определили круг интересных им тем по традиционной культуре (частично они представлены в учебниках УМК «Перспектива» по окружающему миру) и разделили их на пять блогов в соответствии с содержанием. Каждому из них дали название. Лидеры проектов стали ведущими блогов. Но следует заметить, что образовательные ролики подготовлены не только ими, но и другими учащимися. В работу по созданию блогов оказались вовлеченными учителя, воспитатели и родители, что очень значимо и ценно для детей. Гимназисты справились с поставленными задачами. Были изучены, записаны и представлены материалы по традиционной культуре, освоены программы по созданию видеоматериалов.
Созданные детьми видеоблоги могут быть использованы в рамках изучения тем по литературному чтению, технологии, информатике, окружающему миру, во внеурочной деятельности, в ходе самостоятельной подготовки. Одновременно блог — это и отличное средство создать сообщество единомышленников в рамках изучения традиционной культуры.
В первом блоге «По старинным рецептам», разработанном учениками 2-го и 4-го классов, рассказывалось о приготовлении традиционных блюд марийской и татарской кухни. Материал этого блога может стать частью проекта, посвященного изучению национальной кухни народов, населяющих Марий Эл; также может быть использован при изучения ряда тем по дисциплине «Окружающий мир» [«Про хлеб и кашу, про чай и кофе», «Мы — семья народов России» (1-й класс); «Дом не велик, а стоять не велит», «Дом как хозяйство», «Хлеб-соль на столе» (3-й класс)].
Второй блог представлял собой видеолекторий «Учимся играя». Обучающиеся 1-го и 3-го классов в доступной для учеников начальной школы форме рассказывали о народной игрушке и о традиционном представлении с участием кукол — вертепе. Данные материалы можно использовать на уроках окружающего мира в 1-м классе при изучении тем «Моя коллекция», «Природа в творчестве человека», во 2-м классе на уроках литературного чтения «Музей народного творчества», в 3-м классе — «Образы животных в народном творчестве», «Народная игрушка — добрая душа». Материал о рождественском вертепе может быть представлен во 2-м классе на уроках окружающего мира «В красном углу», «Зимние праздники. Рождественский праздник в России», в 4-м классе — «Светлая душа России».
Видеоролики третьего блога «Старинная мастерская» напоминают те, что представлены на diy-каналах (от англ. Do It Yourself — «сделай это сам»). Материалы гимназистов содержат пошаговые инструкции по изготовлению изделий декоративно-прикладного творчества: жостовского подноса в необычной технике, куклы-берегини, игрушки коня. Материал может быть использован на уроках окружающего мира в 1-м классе при изучении тем «Люди — творцы культуры», в 3-м классе — «Народная игрушка — добрая душа», «Образы животных в народном творчестве», «В старинном доме», на уроках технологии, во внеурочной деятельности.
Четвертый блог «А что у вас?» — краткий обзор жанров фольклора — подготовлен обучающимися 2-го класса. В рамках изучения жанров фольклора по спецкурсу «Основы литературоведческого анализа» второклассники рассказали о жанрах загадок и считалок народов Марий Эл. Материал может быть использован на уроках литературного чтения в 1-м и 2-м классах при изучении тем «Загадки», на уроках окружающего мира в 1-м классе — «Делу — время, потехе — час», «Природа в творчестве человека», «Какие бывают животные?», «Дикие и домашние животные», в 3-м классе — «Образы животных в народном творчестве».
Пятый блог «Популярно о старине» содержал информацию о современной жизни старинных обрядов. Обучающиеся 3-х и 4-х классов рассказали о святочных гаданиях. Несмотря на то что в этом блоге зритель не увидит традиционных сарафанов, абсолютной точности в воспроизведении всех ритуальных действий, полного перечня характерных атрибутов обрядов, в целом это оригинальная попытка популяризации именно детьми традиционной культуры. Материал может быть использован на уроках окружающего мира в 3-м классе
«Зимние праздники. Рождественский праздник в России», во внеурочной деятельности.
2. «Детская городская мифология»: создание обучающимися начальной школы авторских коллективных и индивидуальных электронных образовательных ресурсов (на материале традиционной культуры). Проект гимназии №26 им. Андре Мальро.
Еще один оригинальный проект «Детская городская мифология» разработан педагогами и обучающимися МАОУ «Гуманитарная гимназия №26 им. Андре Мальро». Проект интересен прежде всего своим содержанием. Педагоги гимназии «Синяя птица» им. Иштрико-вой Т. В. выбрали для разработки проектов обучающимися начальной школы узнаваемые элементы традиционной культуры (еда, обряды, народные промыслы и др.). В центре внимания коллектива гимназии №26 им. Андре Мальро оказалась одна из областей современного фольклора — детская городская мифология, и в частности область страшного (крипипаста). Данная область чрезвычайно популярна среди детей и подростков, но, может быть, недостаточно известна как родителям, так и школьным учителям. Необходимо отметить, что педагогам гимназии пришлось обратиться к изучению трудов ученых, ставших классикой в этой области [Виноградов 1986; Осорина 1986; Топорков 1992, 1998; Трыкова 1997; Лойтер 2001; Новицкая 2002; Чередни-кова 2002], статьям начинающих фольклористов [Мирвода 2016; 2018а; 20186; 2018в; 2018Г], а также многочисленным сайтам с текстами жанров крипипасты [КСИ 2019а; КСИ 20196; КЛУ 2019]. В результате был сделан вывод о том, что современная детская мифология (имеются в виду первые десятилетия XXI в.) имеет, безусловно, свою специфику: а) она переместилась в область интернета; б) ее персонажи стали героями многочисленных компьютерных игр.
Фольклористами МарГУ и педагогами гимназии была разработана и проведена среди обучающихся анкета (см. приложение), которая позволила получить достаточно полное представление о том, насколько часто школьники играют в игры на гаджетах, какие игры и персонажи являются в их среде наиболее популярными и т. п. Одновременно обработка материалов анкеты позволила сформулировать и предложить обучающимся темы для создания собственных проектов («Моя любимая игра», «Мой любимый герой мультфильма», «Мой любимый герой компьютерной игры», «Забавные истории о героях компьютерных игр», «Страшилки нашей школы», «Страшилки нашего класса», «Страшилки нашего двора» и др.).
Индивидуальные проекты, разработанные обучающимися, с одной стороны, отражают специфику компьютерных игр, мультфильмов, историй крипипасты, с другой — являются попыткой фиксации и анализа современного детского городского фольклора, представления данного материала в виде научно-исследовательской работы.
Необходимо отметить, что учащиеся проявили необыкновенный интерес к данной теме. Практически в каждой параллели начальных классов появились группы ребят, во-первых, хорошо знающих данную область культуры, во-вторых, подготовленных к работе в ее пространстве, в-третьих, готовых поделиться своими знаниями о той или иной игре со сверстниками. Так появились проекты о любимых компьютерных играх и их героях, жанрах фольклора, возникших на основе той или иной игры (например, анекдотах и афоризмах), собственных рассказах (например, о причинах появления у героев любимой игры особой энергии) и др. При этом ребята не только подготовили тексты, разработали диалоги персонажей, снабдили тексты собственными иллюстрациями, но и изготовили персонажей (например, роботов).
Заключение. Итак, в процессе реализации проекта ожидается создание самими обучающимися персональной образовательной среды, способствующей индивидуализации, персонификации и пер-сонализации образовательного процесса. Подготовленные обучающимися и размещенные в сети материалы должны наполнить интернет-пространство, с одной стороны, действительно полезной, качественной информацией в области традиционной (фольклорной) культуры, с другой — способствовать мотивации учебной деятельности, пропаганде уникального детского индивидуального и коллективного творчества.
Для самих обучающихся подготовка наглядных материалов по традиционной культуре станет отличным способом выполнить работу самостоятельно, а не выбирать то, что предложит интернет в готовом виде, лишая личного творческого труда. Важно отметить, что в процессе такой работы формируется и общество детей-единомышленников, способных популяризовать традиционную (фольклорную) культуру с использованием популярных в детской и подростковой среде ИКТ.
Для учителей и воспитателей создание детьми проектов для детей также значимо. Такие проекты позволяют разнообразить любое занятие, превращают его из традиционного в инновационное.
В дальнейшем видится возможным продолжить работу по подготовке ЭОР по традиционной культуре в рамках проекта «Дети детям» и «Детская городская мифология». К юбилею Республики Марий Эл (ноябрь 2020 г.) планируется создание детьми еще одного проекта «Эпическое творчество народов Республики Марий Эл. Национальный герой» (СОШ №6).
литература
Виноградов 1986 — Виноградов Г. С. Русский детский фольклор. Книга первая: Игровые прелюдии. М.: Academia, 1986. С. 65-156.
Ефимова, Золотова 2013 — Ефимова Н. И., Золотова Т. А. Рыцари виртуальной реальности: о некоторых закономерностях конструирования персонажей компьютерных игр // Фольклор XXI века: Герои нашего времени / Сост. М. Д. Алексеевский. М.: ГРЦРФ, 2013. С. 97-100.
Золотова, Новицкая 2013 — Золотова Т. А., Новицкая М. Ю. МарГУ в экспериментальных исследованиях ФИРО (Итоги работы сетевой экспериментальной площадки) // Фольклор и литература. Вып. 3. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2013. С. 114-130.
Интернет и фольклор 2009 — Интернет и фольклор / сост. А. В. Захаров. М.: ГРЦРФ, 2009. 320 с.
КЛУ 2019 — Крипипаста: легенды и ужасы интернета [Электронный ресурс]. URL: https://www.mirf.ru/worlds/kripipasta-legendy-i-uzhasy-interneta (дата обращения: 19.10.2019).
КСИ 2019а — Крипипаста (страшные истории) [Электронный ресурс]. URL: https://kripipasta.com (дата обращения: 10.10.2019).
КСИ 2019б — Крипипаста (страшные истории) [Электронный ресурс]. URL: https://4stor.ru/tags/крипипаста (дата обращения: 20.10.2019).
Леонтьев 1993 — Леонтьев К. И. Избранное. М., 1993. 400 с.
Лойтер 2001 — Лойтер С. М. Русский детский фольклор и детская мифология: исследование и тексты. Петрозаводск: КГПУ, 2001. 296 с.
Мессенджеры в России 2019 — Мессенджеры в России в 2019 году: новые лидеры и перспективные новички. URL: https://vc.ru/social/83628-messendzhery-v-rossii-v-2019-godu-novye-lidery-i-perspektivnye-novichki (дата обращения: 07.04.2020).
Мирвода 2016 — Мирвода Т. А. Поэтика страшного в жанрах сетевого фольклора // Stephanos. М.: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. 2016. №4 (18). C. 199-206.
Мирвода 2018а — Мирвода Т. А. Детские страшные истории как объект и форма пародирования в фольклоре Рунета // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2018. №4. C. 206-214.
Мирвода 2018б — Мирвода Т. А. Детский страшный повествовательный фольклор: к вопросу о жанровом многообразии традиции // Вестник Томского государственного университета. 2018. №436. С. 38-48.
Мирвода 2018в — Мирвода Т. А. Особенности бытования русских детских страшных историй в Интернете // Традиционная культура. 2018. Т. 19. №2. С. 115-129.
Мирвода 2018Г — Мирвода Т. А. Пародии на крипипасту как составляющая страшного сетевого фольклора // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2018. №3. С. 138-148.
Новицкая 2002 — Новицкая М. Ю. Детский фольклор и мир детства / М. Ю. Новицкая, И. Н. Райкова // Детский фольклор. М.: Русская книга, 2002. С. 5-53.
Осорина 1986 — Осорина М. В. «Черная простыня летит по городу», или Зачем дети рассказывают страшные истории // Знание — сила. 1986. № 10. С. 43-52.
Топорков 1992 — Топорков А. Л. Страшные истории и пародии на них // Школьный быт и фольклор. Таллинн: Таллинский педагогический институт им. Э. Вильде, 1992. Т. 1. С. 86-99.
Топорков 1998 — Топорков А. Л. Пиковая дама в детском фольклоре // Русский школьный фольклор. От вызываний Пиковой дамы до семейных рассказов / сост. А. Ф. Белоусов. М.: Ладомир, АСТ-ЛТД, 1998. С. 15-55.
ТК 2016 — Традиционная культура и проблемы образования в регионах России: метод. материалы / сост.: Т. А. Золотова, М. Ю. Новицкая и др.; под ред. Л. В. Фарисенковой. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2016. 145 с.
Трыкова 1997 — Трыкова О. Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 1997. 132 с.
Фольклор и литература 2013 — Фольклор и литература: учеб.-метод. пособие. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2013. 138 с.
Чередникова 2002 — Чередникова М. П. «Голос детства из дальней дали...». Игра, магия, миф в детской культуре. М.: Лабиринт, 2002. 224 с.
Puentedura 2014 — Puentedura R. R. SAMR An applied introduction [Электронный ресурс]. URL: http://www.hippasus.com/rrpweblog (дата обращения: 28.02.2014).
SMART Notebook 2020 — SMART Notebook [Электронный ресурс]. URL: http:// smartekb.pro/files/smnb (дата обращения: 21.04.2020).
Сокращения
ИКТ (ИК-технологии) — информационно-коммуникационные технологии
МарГУ — Марийский государственный университет
СОШ — средняя общеобразовательная школа
УМК — учебно-методический комплекс
ЭОР — электронный образовательный ресурс
Приложение 1
Здравствуй!
Нам, взрослым, очень интересно, что любят обсуждать и во что любят играть современные дети. К сожалению, мы знаем об этом очень мало. Мы просим тебя ответить на вопросы нашей анкеты, чтобы помочь нам это узнать!
Не волнуйся — любой ответ, который ты дашь, правильный. Это не контрольная!
Укажи свой возраст тут:___(пример: 10 лет).
Школа (можно сокращенно):____
Подписывать имя и фамилию не нужно!
Анкета Обведи нужный ответ:
1. Ты играешь в игры на гаджетах (на компьютере, телефоне, планшете)?
A) Да, играю часто. Б) Играю иногда.
B) Почти никогда не играю.
2. Ты играл или играешь в игру Мтесгай («Майнкрафт»)?
A) Да, регулярно.
Б) Играл раньше или играю иногда.
B) Только слышал.
Г) Никогда не слышал.
3. Про кого из этих героев, связанных с «Майнкрафтом», ты знаешь? Можно обвести больше одного.
А) Херобрин.
Б) Entity 303. В) Null.
Допиши своего, если хочешь:_____
4. Ты слышал какие-нибудь странные или страшные истории про этих героев?
А) Да. Б) Нет.
5. Где ты услышал эти истории? Ответь, если на вопрос 3 ты дал ответ «да».
A) Прочитал в Интернете.
Б) Услышал в видеоролике на «Ютубе».
B) Рассказали друзья или одноклассники. Г) Рассказали старшие братья/сестры.
Д) Другое:_______
6. Ты рассказываешь такие истории сам?
A) Да. Б) Нет.
B) Рассказываю страшные истории, но не про этих героев.
7. Ты пытался разыгрывать сценки из «Майнкрафта» или с персонажами из этой игры без компьютера — просто с друзьями?
А) Да. Б) Нет.
8. Ты знаешь, что такое крипипаста?
A) Да. Б) Нет.
B) Слышал, но не знаю, что это.
9. Ты слышал про такого персонажа, как Слендермен? А) Да.
Б) Нет.
10. Кого из героев крипипасты ты знаешь? Напиши тут:__
11. Ты слышал про SCP?
А) Да. Б) Нет.
12. Откуда ты узнал про SCP? Ответь, если поставил «да» на вопрос1о:
A) Прочитал этот сайт в Интернете. Б) Рассказали друзья.
B) Другое.
13. Ты пробовал сам рассказывать или сочинять истории про SCP? А) Да.
Б) Нет.
14. Тебе знакомы персонажи вселенной Marvel или DC? А) Да.
Б) Нет.
15. Если «да», то кто? Напиши тут самых, по твоему мнению, любимых или интересных:_____
16. Напиши свою любимую игру (на компьютере или телефоне), если есть. Можно две:_____
17. Напиши свою любимую игру обычную, не компьютерную:
18. Напиши свой любимый фильм и/или мультфильм:
Спасибо за участие в нашей анкете!