Научная статья на тему 'ДЕТСКИЙ РАДИОДИСКУРС СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'

ДЕТСКИЙ РАДИОДИСКУРС СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
радио / радиодискурс / детский радиодискурс / гуманизм / советское радиовещание / проблема детства / воспитание / radio / radio discourse / children’s radio discourse / humanism / Soviet radio broadcasting / childhood problem / upbringing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубаркина Елена Станиславовна

Российское радиовещание накопило значительный опыт в создании программ разных форматов и жанров, посвященных теме детства. При этом советские радиотексты, выпускаемые для взрослых и подчеркивающие аксиологическую основу педагогики, пока не нашли детального отражения в научных трудах. Сегодня в программные сетки крупных отечественных станций, таких как «Радио России», «Орфей», «Авторадио» и другие, интегрировано немалое количество программ, которые способствуют формированию гуманистически ориентированной личности, акцентируют внимание на самоценности детства, правах и достоинстве детей и других гуманистических идеалах. Обращение и рецепция опыта советского эфира могли бы совершенствовать современный подход к освещению вопросов педагогики, коммуникации взрослых и детей, что особенно актуально в рамках текущего Года семьи в Российской Федерации. В данной статье исследуются радиотексты советского времени, преимущественно транслировавшиеся во второй половине ХХ века, в том числе авторства Е. Аэурбах, Д, Кабалевского, И. Гамаюнова. Используя историко-культурный, сравнительный, исторический методы, метод контекстуального анализа, автор приходит к выводу, что конструирование образа ребенка в советском радиовещании происходило в том числе в парадигме гуманистических взглядов Я. Корчака, Д. Дьюи, Ф. Дольто, А. Швейцера. Радиопублицистами поднимались важнейшие и сегодня темы детского одиночества, семейного неблагополучия, социального сиротства. Диалог, игра, свобода творческого и личностного самовыражения рассматривались как основополагающие аксиологические аспекты в воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S RADIO DISCOURSE OF THE SOVIET PERIOD: HUMANISTIC PARADIGM OF PERSONALITY DEVELOPMENT

Russian radio broadcasting has accumulated significant experience in creating programs of various formats and genres dedicated to the topic of childhood. At the same time, Soviet radio texts produced for adults and emphasizing the axiological basis of pedagogy have not yet been reflected in detail in scientific works. Today, some programs are integrated into the program networks, such as “Radio Russia”, “Orpheus”, “Avtoradio” and others, which contribute to the formation of a humanistically oriented personality, focusing on the intrinsic value of childhood, the rights and dignity of children. The circulation and reception of the experience of the Soviet broadcasting could improve the modern approach to covering issues of pedagogy, communication between adults and children, which is especially important within the framework of the current Year of the Family in the Russian Federation. In this article, the author examines radio texts of the Soviet era, mainly broadcast in the second half of the 20th century, including those by E. Aeurbakh, D. Kabalevsky, I. Gamayunov. Using historicalcultural, comparative, historical methods, the method of contextual analysis, the author comes to the conclusion that the formation of the image of a child in Soviet radio broadcasting took place, among other things, in the paradigm of the humanistic views of J. Korczak, D. Dewey, F. Dolto, A. Schweitzer. Radio journalists raised the most important topics of childhood loneliness, family troubles, and social orphanhood. Dialogue, play, freedom of creative and personal expression were considered as fundamental axiological aspects in education.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКИЙ РАДИОДИСКУРС СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

УДК 37.03:070(470)"19" DOI 10.37972/chgpu.2024.122.1.004

Е. С. Зубаркина

ДЕТСКИЙ РАДИОДИСКУРС СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия

Аннотация. Российское радиовещание накопило значительный опыт в создании программ разных форматов и жанров, посвященных теме детства. При этом советские радиотексты, выпускаемые для взрослых и подчеркивающие аксиологическую основу педагогики, пока не нашли детального отражения в научных трудах. Сегодня в программные сетки крупных отечественных станций, таких как «Радио России», «Орфей», «Авторадио» и другие, интегрировано немалое количество программ, которые способствуют формированию гуманистически ориентированной личности, акцентируют внимание на самоценности детства, правах и достоинстве детей и других гуманистических идеалах. Обращение и рецепция опыта советского эфира могли бы совершенствовать современный подход к освещению вопросов педагогики, коммуникации взрослых и детей, что особенно актуально в рамках текущего Года семьи в Российской Федерации.

В данной статье исследуются радиотексты советского времени, преимущественно транслировавшиеся во второй половине ХХ века, в том числе авторства Е. Аэурбах, Д, Кабалевского, И. Гамаюнова. Используя историко-культурный, сравнительный, исторический методы, метод контекстуального анализа, автор приходит к выводу, что конструирование образа ребенка в советском радиовещании происходило в том числе в парадигме гуманистических взглядов Я. Корчака, Д. Дьюи, Ф. Дольто, А. Швейцера. Радиопублицистами поднимались важнейшие и сегодня темы детского одиночества, семейного неблагополучия, социального сиротства. Диалог, игра, свобода творческого и личностного самовыражения рассматривались как основополагающие аксиологические аспекты в воспитании.

Ключевые слова: радио, радиодискурс, детский радиодискурс, гуманизм, советское радиовещание, проблема детства, воспитание

E. S. Zubarkina

CHILDREN'S RADIO DISCOURSE OF THE SOVIET PERIOD: HUMANISTIC PARADIGM OF PERSONALITY DEVELOPMENT

Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

Abstract. Russian radio broadcasting has accumulated significant experience in creating programs of various formats and genres dedicated to the topic of childhood. At the same time, Soviet radio texts produced for adults and emphasizing the axiological basis of pedagogy have not yet been reflected in detail in scientific works. Today, some programs are integrated into the program networks, such as "Radio Russia", "Orpheus", "Avtoradio" and others, which contribute to the formation of a humanistically oriented personality, focusing on the intrinsic value of childhood, the rights and dignity of children. The circulation and reception of the experience of the Soviet broadcasting could improve the modern approach to covering issues of pedagogy, communication between adults and children, which is especially important within the framework of the current Year of the Family in the Russian Federation.

In this article, the author examines radio texts of the Soviet era, mainly broadcast in the second half of the 20th century, including those by E. Aeurbakh, D. Kabalevsky, I. Gamayunov. Using historical-cultural, comparative, historical methods, the method of contextual analysis, the author comes to the conclusion that the formation of the image of a child in Soviet radio broadcasting took place, among other

things, in the paradigm of the humanistic views of J. Korczak, D. Dewey, F. Dolto, A. Schweitzer. Radio journalists raised the most important topics of childhood loneliness, family troubles, and social orphanhood. Dialogue, play, freedom of creative and personal expression were considered as fundamental axio-logical aspects in education.

Keywords: radio, radio discourse, children 's radio discourse, humanism, Soviet radio broadcasting, childhood problem, upbringing

Введение. Основы становления детского радиодискурса, а вместе с ним и традиций гуманистического диалога посредством аудиокультуры были заложены еще в начальный период развития отечественного вещания. Однако, если детские программы и реализуемые с их помощью социальные функции достаточно активно исследуются теоретиками в области медиакоммуникаций, то авторские передачи о детстве, его самоценности, проблемах воспитания и особенностях формирования личности пока еще недостаточно изучены. На наш взгляд, это во многом связано с затрудненным доступом к архивам советских радиопередач. При этом исследования в области теории и практики журналистики в меньшей степени обращены к продуктам аудиокультуры (прежде всего радио) и их гуманистическому содержанию и потенциалу. Хотя в ряду прочих медиа радио является одним из самых важных инструментов, с помощью которого выстраивается диалог с детьми и родителями, позволяющий актуализировать гуманистические идеалы и акцентировать внимание на таких аксиологических аспектах детства, как достоинство личности ребенка, учет его интересов, уважение его прав и свобод. Эти задачи, на наш взгляд, сегодня пытаются решать программы ведущих сетевых отечественных радиостанций. Среди них: «Концертино» на «Радио России» [11], «Недетский вопрос» на станции «Орфей» [16], «Мама знает все» в эфире Авторадио [23], «Каждый родитель желает знать» на Детском радио [10] и т. д. Данные проекты, посвященные теме детства, являются частью детского радиодискурса. В этой связи первостепенно следует дать определение более широкому понятию - радиодискурс. В частности, исследователи К. У. Есенова, К. С. Ныязбекова понимают под ним экстралингвистические условия, контекст, коммуникативные цели, в котором проходит радиокоммуникация [7]. Н. Нестерова полагает, что радиодискурс расценивается как самостоятельная, специфическая разновидность медиадискурса, обладающая коммуникативно-прагматическим своеобразием: это многоканальный, поликодовый тип дискурса, формирующийся в процессе эфирного и неэфирного радиообщения участников коммуникации [17]. Согласимся с этими трактовками и уточним, что детский радиодискурс представляет собой в том числе систему радиотекстов, посвященных теме детства; созданных детьми и/или транслируемых ими, обращенных к несовершеннолетнему слушателю.

Предметом исследования являются особенности конструирования детского радиодискурса советского периода посредством гуманистически ориентированных передач для широкой аудитории.

Цель данной статьи - изучить ранее не исследованные советские радиотексты о детстве, пропагандирующие гуманистические ценности как основу формирования личности.

Актуальность исследуемой проблемы. К проблеме гуманизации и дегуманизации медиапространства обращаются авторы множества междисциплинарных исследований. Сегодня этот вопрос становится все более актуальным: на фоне перманентных экономических и политических кризисов, обострения военных конфликтов, информационных войн происходит хаотизация медиаполя, оказывающая негативное влияние на формирование личности и системы ценностей, необходимой для ее гармоничного развития. В этой связи отечественный опыт построения гуманистического диалога с детьми и взрослыми (о детстве) в радиоэфире является основной для современного радиодискурса.

Материал и методы исследования. Материалом для исследования послужили радиоработы советского периода Е. Ауэрбах, И. Гамаюнова, Д. Кабалевского и других. В статье использованы описательный метод, методы контекстуального анализа, сравнения, а также сравнительно-исторический и историко-культурный методы. Вспомогательным методом стал функциональный анализ, с применением которого была выявлена специфика радиопередач советского периода, определены их функции и задачи.

Результаты исследования и их обсуждение. Заложенные в эпоху Возрождения и последующие исторические этапы представления о гуманизме, в том числе вошедшие в международные декларации и манифесты, сегодня все более вытесняются потоком деструктивной информации и агрессивного контента. Эта проблема становится особенно ощутимой, когда фокус смещается на детскую и подростковую аудиторию, поэтому зачастую изучается на стыке педагогики, психологии, социологии, философии, антропологии, журналистики и других гуманитарных дисциплин.

В частности, среди отечественных теоретиков О. Важенина исследует интернет-медиа как инструмент гуманистического воспитания общества [4], Н. Автаева обращается к гуманитарной повестке интернет-СМИ и, прежде всего, к теме семьи [1], Д. Жукова отмечает значительную роль СМИ в формировании группового и индивидуального сознания детей и подростков [8]. Тема привлекает внимание и зарубежных медиаисследо-вателей, в том числе таких как Bolu John Folayan [26], Héctor Hernández-Peña [27], Bartosz G. Zerebecki и Suzanna J. Opree [25] и другие.

Особая сложность в определении тенденций реализации гуманистического принципа в радиодискурсе советского периода, безусловно, связана с идеологической ангажированностью вещания того времени. Однако опыт советских журналистов и публицистов позволяет заключить, что наряду с политизированным контекстом детских программ параллельно транслировались идеи воспитания личности, сопряженные с тезисами ведущих гуманистов и исследователей феномена детства XVIII-XX вв. (Г. Песталоцци, А. Швейцера, Я. Корчака, М. Бубера, Б. Рассела, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Амьеля, Р. Тагора).

Интерес к теме детства в отечественной аудиокультуре возник уже в самом начале развития радиовещания - в 20-ые годы XX века. В первую очередь он выразился в создании программ для взрослой аудитории (прежде всего для родителей) с целью вовлечения их в осмысление и обсуждение проблем воспитания детей и взаимоотношения детей и взрослых.

В советском радиовещании, посвященном детству, можно выделить два ключевых и неравноценных по продолжительности и наполнению периода. На протяжении первого -с 1922 по 1970 гг. - появление в эфире тематических программ о детстве можно назвать нерегулярным, хотя среди них были передачи высокой социальной значимости и вневременной актуальности. Для второго периода - с 1970 по 1991 гг. - напротив, характерны актуализация детской темы и ее постоянное звучание. При этом оба периода отмечены участием компетентных журналистов, педагогов и общественных деятелей, пропагандирующих гуманистические идеалы в радиотекстах.

Одним из первых таких циклов стали «Мудрые истории и сказки» Е. Ауэрбах. Предположительно, он зазвучал в эфире в 1956 году и транслировался в течение последующих 20 лет. В своих программах Е. Ауэрбах по-разному обращалась к теме детства: она читала сказки и собственные очерки, приводила реальные истории, рассуждала на проблемные социальные темы, в том числе темы детского одиночества, сиротства, непонимания в семье («Беру твою беду на себя» [2] или «Телефонный разговор» [21]). При этом слушателями программ были как взрослые, так и дети, регулярно посылавшие ведущей письма с рассказами о случаях из жизни, собственных историях и переживаниях, нередко свидетельствующих о проявлениях семейного и социального неблагополучия.

В передачах Елизаветы Ауэрбах, вне зависимости от жанра, ребенок - это чувствительная, ранимая, уязвимая личность, которая нуждается в защите семьи и общества, но часто не получает ее. Почему так происходит? Ведущая объясняла это недостаточным количеством людей, готовых нести в общество свет гуманизма, активной доброты, как непосредственно, так и через журналистику. Например, в выпуске «О воспитателях детей» Е. Ауэрбах заключает, что существующие программы для родителей на радио и телевидении практически игнорируют тему гуманизации «мира детства»: «Воспитание детей волновало умы во все времена. Но как мало людей откликалось на эту проблему активно, жертвенно, самозабвенно, как это делали Макаренко, Сухомлинский, Швейцер, Януш Корчак. Почему их так мало? По телевидению и радио эта проблема не затрагивается. Совсем <...> Когда же появится в сфере детского просвещения такой активной доброты человек, как Николай Дроздов, Сухомлинский, Крупская или Корчак?» [18].

В своих программах Ауэрбах неоднократно отмечала высокую общественную значимость и ответственность педагога и педагогики в разрешении социальных проблем детства, особенно если речь идет о детях, оставшихся без попечения родителей. Тема сиротства, в том числе социального, выведена ею в первостепенную: «Если перемножить число интернатов на количество детей, получится очень убедительная цифра <...> Первое их слово - не «мама», а «тетя», тетя Катя, тетя Таня. Если их никто не усыновит, они так и вырастут, не зная, что такое материнская любовь и отцовская дружба. Они не вынесут из своего детства тех дорогих воспоминаний, которые, по мнению Достоевского, будут фундаментом всей их дальнейшей жизни. Есть дети, которых необходимо было изъять из родительского дома. Есть те, кто спасает сам себя от родителей. Но это дети нравственно раненные. Они особенно нуждаются в тепле, в ласке. В этих домах весь персонал должен быть особенным. И фундаментом в этих домах должна быть любовь. И только тогда эти дети отогреются и откроются навстречу любви. Поэтому в эти детские учреждения нужно направлять лучших из лучших воспитателей и педагогов. Тогда не будет побегов из детдомов, которых не так уж мало» [13].

Отношение к детям внутри семьи - еще одна сквозная тема передач. Ауэрбах подчеркивала, что слагаемые счастливого детства - это полноценная семья, родительская любовь и ответственность взрослых за собственные поступки. В создаваемом ведущей образе ребенка слушатель знакомился с человеком, вынужденным отвечать за недостаточную вовлеченность родителей в воспитательный процесс, их беспечность, вредные привычки, деструктивное поведение: «Какие несчастные, какие униженные шли на другой день после скандала в школу его девочки, придумывая, что сказать учителю - почему разорван дневник? Почему измяты тетради? Но обязательно скрыть, что отец пьет. Дети всегда стараются скрыть неблаговидные поступки родителей» [22]. Е. Ауэрбах утверждает: «Ребенок - связующее начало, обеспечивающее неразрывное единство семьи» [13]. Ведущая открыто критикует родителей, которые при разводе забывают об этом: «Тема очень проста и понятна. Оказалось, что почти полкласса на отшибе живет без отцов» [13], «Наши дети хорошо знают, что такое безотцовщина и сиротство» [13].

Собирательный образ ребенка, который конструирует Ауэрбах посредством «Мудрых сказок», - это личность, обладающая правом не только на родительскую любовь, но и на доверие, уважение, открытый диалог. При этом реализация этого права возможна лишь при непосредственном участии взрослых, которые готовы не только дарить свою безусловную любовь, но и доверительно, уважительно, заинтересованно коммунициро-вать с детьми. Это, на наш взгляд, фундамент гуманистической модели данного цикла. «Взрослым надлежит учиться строить этот фундамент прочным, надежным и долговечным» - к этой мысли Ауэрбах подводит слушателей твердо, убедительно и вместе с тем деликатно, с долей мягкого юмора и тонкой иронии.

Например, в рассказе-сюжете «Не морочьте ребенку голову» ведущая говорит об общении детей с представителями старших поколений семьи, отмечая, как «порой неумело и сложно взрослые отвечают на вопросы детей». При этом она цитирует слова поэта М. Волошина: «Взрослые не могут ничему научить детей, пока они не вырастут и не поглупеют до уровня взрослых. Взрослым всегда есть чему научиться у детей - откровенности, непосредственности, открытости, доброте и жажде любви» [15]. Цитата заимствована из очерка Волошина «Выставка детских рисунков». Интересно, что Аэурбах не называет слушателям первоисточник. Вообще Волошин начинает свое короткое произведение с вопроса: «Детям ли учиться у взрослых или взрослым у детей?» [5], и, в свою очередь, ссылается на писателя XIX в. Марселя Швоба: «Марсель Швоб глубоко верил, что взрослые придут наконец учиться к детям, придут учиться играть». Максимилиан Волошин, поэт и художник, в этом коротком произведении раскрывает уникальность мира детства, утверждая, что «гении - это те, которые сумели не вырасти» [5]. Таким образом, сам факт обращения Ауэрбах к творчеству Волошина можно расценивать как очередную попытку подчеркнуть уникальность детского мировосприятия, искренность и непосредственность детей как изначально присущие им качества, которые обязательно должны учитывать взрослые.

В начале 1970-х годов детский радиодискурс становится более насыщенным, увеличивается количество и разнообразие регулярных передач о детстве. Одной из основных в данном контексте является программа «Взрослым о детях», которая за свою почти 20-летнюю историю не придерживалась единого формата. По жанровому критерию можно типологизировать ее выпуски следующим образом: очерк, беседа, выступление, чтение коротких рассказов. Чаще всего в эфире звучали литературные чтения (читали рассказы писателей А. Алексина, А. Домбровского, В. Крупина, Ю. Нагибина и др.); тематические беседы на духовно-нравственные темы (например, в 1977 г. - «О тактичности и чуткости», в 1982 г. - «Интернациональное воспитание в семье», в 1990 г. - «Почему наши дети такие жестокие», в 1991 г. - «Проблемы подростков»); велось обсуждение статей популярного журнала «Семья и школа»; транслировались беседы с известными писателями и другими представителями творческих профессий (например, с писателем Юрием Яковлевым (1972 г.), писателем и летчиком А. Маркушей (1989 г.), юристом и защитницей прав детей Ф. Фарберовой (1989 г.)) и др.

Особый интерес в рамках цикла «Взрослым о детях» представляют, с нашей точки зрения, очерки журналиста Игоря Гамаюнова, которые содействовали осмыслению гуманистического воспитания, провозглашали ценности детства как важнейшего периода жизни человека, уважение к точке зрения ребенка и его правам. В радиотекстах автор настаивал на необходимости вести с детьми открытый диалог, призывал принимать во внимание интересы младшего собеседника и считаться с его мировоззрением, учитывать личностные качества: «Если взрослые игнорируют мнение и позицию ребенка, то через несколько лет он, став подростком, не сможет самостоятельно принимать решения, а значит, не станет гармонично развивающейся личностью, способной о ком-то всерьез бескорыстно беспокоиться» [12].

Кроме того, Гамаюнов поднимает проблему «отложенного уважения» к детству и в данном аспекте, как и Ауэрбах, следует концепции гуманистов XX века Ф. Дольто, Д. Дьюи, Я. Корчака, заявлявших, что детство - это не подготовка к жизни, а сама жизнь. «Не может быть возрастной отметки, после которой о ребенке или подростке можно сказать: "Теперь он дорос до некоторой самостоятельности и достоин некоторого уважения!"», -следует из радиоочерков Гамаюнова. Ребенок, по его словам, с момента своего рождения достоин уважения хотя бы потому, что «как биологическое существо уникален - у него особый, ни в ком идентично не повторяющийся генетический код» [12], к тому же ему предстоит серьезный труд самосотворения собственной личности. Согласно гуманистической

концепции родительства И. Гамаюнова, ребенок должен знать о чувствах, мыслях и даже не всегда удачном опыте окружающих его взрослых, но при этом иметь право как принять, так и не принять их советы и установки, поскольку «без отрицания нет движения» [12].

Самой разрушительной формой общения с ребенком Гамаюнов считал монолог. Если диалог позволяет получить от воспитанника обратную связь и скорректировать дальнейшую педагогическую тактику, то монолог не предполагает такой связи, а значит, и человеческих отношений, т. е. родитель действует вслепую, наугад. Автор подвергает критике насилие и агрессию в отношении к детям со стороны взрослых. «Воспитание "с позиции силы", в какие бы оно внешне элегантные и безукоризненно утонченные одежды ни рядилось, - будь то ровный бесстрастный голос в критической ситуации или же хитроумно сочиненная игра, заставляющая ребенка выполнить волю родителя, - всегда "монологично". Даже в тех случаях, когда взрослый никаких - ни назидательных, ни гневных - монологов не произносит». При этом «стыдным» журналист называет как физические наказания, так и повышение голоса.

Подчеркнем, что предложенная в очерках И. Гамаюнова модель взаимодействия в семье предполагает, что родитель непрерывно пребывает в состоянии самоисследования и самоконтроля. Такой «внутренне подвижный взрослый», считал журналист, выражая готовность к сотворчеству с ребенком, способен вырваться из монотонного круга обыденщины на новый виток развития.

В одном из выпусков программы И. Гамаюновым поднимался вопрос о взаимопонимании старшего и младшего поколений. Взрослым предлагалось вспомнить, что «проблемы есть и у детей» и масштаб детских и взрослых проблем соизмерим: что взрослому кажется незначительной мелочью, для ребенка - катастрофа (и наоборот). Передача завершалась такими выводами: «Оставлять без внимания просьбы ребенка о помощи нельзя, так как нарушить контакт с ним просто - нелегко восстановить», «С ребенком нужно считаться, понимать, воспринимать его серьезно, как человека взрослого, способного на скрытые чувства и переживания» [12].

Наиболее эффективным способом установления контакта между ребенком и взрослым И. Гамаюнов считал игру: «Может быть, в игре и через игру давать то знание жизни, знание людей, которое она приобретает, конфликтуя с нами? Игра снимет отрицательные эмоции, заставит пережить радость открытия. Научит быть как бы в двух плоскостях одновременно - в воображении и в жизни. Это, кстати говоря, поможет ей со временем выработать способность смотреть на себя со стороны, руководить собой. Я так уверовал в магическую силу игры, что уже не знал удержу. Игровые сюжеты сочинял и экспромтом, и заранее, когда ехал с работы в троллейбусе, а иногда - и на работе» [12].

Обратимся к программам, созданным на основе трудов В. Сухомлинского и также интегрированным в цикл «Взрослым о детям». Они включали в себя в том числе трансляцию фрагментов лекций и выступлений советского педагога.

В эфире отмечалось, что Василий Сухомлинский придавал большое значение воспитанию потребности в творческом и познавательном труде, который полезен для общества и интересен для ребенка, пробуждает в нем радость и вдохновение. Труд, как подчеркивал педагог, должен быть не механическим, а осознанным, с пониманием его смысла и цели. Кроме того, жизнь ребенка должна быть наполнена гражданскими заботами, потому что именно в детские годы человек «кладет первую борозду на поле служения народу» [20].

Подчеркнем, что в многочисленных передачах с участием Сухомлинского подвергалась критике идея о беззаботности детства и о том, что ребенок - это «маленькое и слабое счастье жизни». Опосредованно полемизируя с Ауэрбах и Гамаюновым, Сухомлинский утверждал, что не стоит постоянно напоминать детям об их «исключительности», поскольку это развращает; детям следует чувствовать себя должниками старшего поколения и общества в целом, так как «хозяином» стать «не трудно», а быть должником - дело «нелегкое».

В целом в радиовыпусках, где аккумулировались идеи Сухомлинского, можно зафиксировать точки соприкосновения с фрагментами «Педагогической поэмы» А. Макаренко - их также транслировали по радио как в качестве самостоятельных передач-чтений, так и в рамках цикла «Взрослым о детях». Согласно суждениям Макаренко, нашедшим отражение в советском радиоэфире, цель родителей - «воспитание в ребенке гражданина и борца» [19].

Идеальный ребенок по Макаренко - полезный для общества и своего окружения человек, а дисциплинированная сопричастность в нем воспитывается за счет общественной деятельности, образования и труда. Стоит обратить внимание на стилистику текстов Макаренко и речевые обороты. Например, он часто употребляет императивные конструкции «ребенок должен» и «мы требуем» (например, «мы требуем от нашего гражданина, чтобы он не ограничивался только узким кругом своего дела», «мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей»). По мнению А. Макаренко, любить детей надо в меру, и эта любовь не должна быть жертвенной, бездумной, иначе ребенок вырастет эгоистом и потребителем. Самоотверженная любовь родителей к детям естественна, но родительская любовь в «повседневной жизни» должна быть разумной и целенаправленной. «Главным в отношениях с детьми, - подчеркивалось в одной из программ, построенной на тезисах Макаренко, -должно быть чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». А. Макаренко считал, что в безмерной, неразумной любви к детям как раз и отсутствует требовательность, без которой нет и не может быть правильного воспитания [19].

Некоторые передачи о детстве периода 1960 - 1980 гг. объединяет тезис ведущих о недостаточном на тот момент масштабе жизненных трудностей для формирования гражданина. Так, например, 3 апреля 1978 г. в выпуске «Наши дедушки» (цикл «Взрослым о детях») журналист Энгилина Тареева заключает: «Современным детям не хватает трудностей (что было в избытке у старшего поколения). Старшее поколение боролось; цель и смысл существования были ясны - высокие идеалы. Роль старшего поколения -в сохранении и передаче ценностей, которые формировались и укреплялись в "экстремальных условиях", трудностях (их не хватает младшему поколению)» [14]. Эта же мысль доминирует в передаче от 9 августа 1980 г., основанной на педагогических статьях Су-хомлинского: «Трудности объединяют, поэтому старшее поколение - едино, а младшее становится все более разрозненно из-за возрастания материальных благ» [20].

С середины 1980-х годов в радиоэфире становится очевидным смещение акцентов в риторике ведущих: в «идеальном» образе ребенка появляются и начинают преобладать не гражданственность, а способность к самовыражению, свободному творческому мышлению, которую должны развивать родители и наставники.

Так, 13 июня 1986 г. в эфире Всесоюзного радио вышла передача «Беседа о проблемах художественного эстетического воспитания юношества» с участием композитора Д. Кабалевского. В этой программе сам музыкант, рассуждая о роли школы в формировании личности ребенка, критиковал учителей за формализм: «Школьный формализм убивает проявление художественной индивидуальности в ребенке. Он становится "одним из". После "убийства" он начинает заново воспитывать творческое начало и возрождать эстетические интересы. ... Они все поют, все танцуют, все разыгрывают какие-то спектакли и обязательно сами.. А потом мы начинаем их учить и убиваем в них творческое начало -вот это мы научились делать очень хорошо». Кабалевский ссылается при этом на мнение А. Луначарского: «Луначарский писал, что сперва в ребенке нужно поддержать и развить творческое воображение, фантазию, а потом учить правилам каким-то. А у нас начинают с правил и убивают моментально ... творческую составляющую» [3].

В передаче Кабалевский подчеркивает одаренность каждого ребенка во всех сферах искусства. Для него ребенок не только зритель, но и активный творец. Соответственно, школа должна создавать для детей атмосферу творческой заинтересованности и свободы, что не тождественно хаосу и анархии. Это не единственный пример радиоэфира с участием известного композитора, теоретика, педагога и публициста. Дмитрий Кабалевский был автором цикла бесед на Всесоюзном радио. Они основывались на его авторской художественно-педагогической концепции музыкального воспитания, которая нашла отражение в его теоретических трудах и в публицистике.

В радиобеседах Кабалевский пропагандирует идеи подлинного гуманизма и гуманистической философии искусства, которая, по его словам, заключается в формуле: «Прекрасное побуждает доброе». «В наше время понятие гуманизма нередко искажается самым чудовищным образом. Этим великим понятием прикрываются порой самые антигуманистические устремления вплоть до агрессии, войн, до прямого уничтожения человека человеком. Не о таком "гуманизме", конечно, идет речь. Но и не об абстрактном гуманизме, как некой беспредметной, всепрощающей любви к человеку. Нет! В наше время гуманизм - не абстрактное понятие!» - писал Кабалевский в статье «Человек в искусстве» [9]. Эти же идеи он развивал в радиоэфире. Кабалевский умел делать свое выступление близким и понятным подростку и в то же время затрагивал педагогические и философские категории, интересные взрослой аудитории. Востребованность этого цикла в родительской среде подтверждают исследователи творчества Кабалевского. Так, А. И. Щербакова в своей статье заключает: «Очень важно, что вместе с детьми эти беседы слушали и родители. Беседы становились не только художественно-эстетическими, но и этическими уроками для всей семьи, о чем свидетельствует такое высказывание: "После лекций всегда хочется и настоящей музыки, и настоящей литературы, и настоящих хороших человеческих отношений"» [24].

Выводы. Современный исследователь в области педагогики И. Демакова пишет: «Помочь ребенку быть самим собой, а не таким, каким его хотят видеть взрослые, - одна из самых сложных проблем гуманизации пространства детства» [6]. Именно эта проблема решалась в том числе создателями радиотекстов в советский период вещания. Усилиями целого ряда авторов и ведущих в обществе формировалось представление о ребенке прежде всего как об уникальной личности, обладающей правом на уважение и доверие взрослых, на свободное выражение своего мнения. Эти аксиологические аспекты детства, основополагающие и для гуманистов прошлого века Корчака, Дьюи, Бубера и др., сохраняют актуальность и сегодня: в научной среде, в полемике ведущих популяризаторов гуманистического воспитания, а также в современном радиоландшафте, содержание которого требует специального и глубокого изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автаева Н. О., Чемоданова Т. Д. Семейная тематика в гуманитарной повестке отечественных медиа // Наука и школа. - 2020. - № 5. - С. 18-24.

2. Беру твою беду на себя. Мудрые истории и сказки Е. Ауэрбах [Электронный ресурс]. - URL : http://theatrologia.su/audio/1885 (дата обращения: 03.03.2024).

3. Беседа о проблемах художественного эстетического воспитания юношества. [Электронный ресурс] // Трансляция от 13.06.1986 г. Вед. - Д. Кабалевский. - URL : http://theatrologia.su/audio/1928_ (дата обращения: 03.03.2024).

4. Важенина О. А. Массмедиа как инструмент гуманистического воспитания общества [Электронный ресурс] // Ученые записки ЗабГУ. - 2018. - № 2. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/massmedia-kak-instrument-gumanisticheskogo-vospitaniya-obschestva/viewer (дата обращения: 03.03.2024).

5. Волошин М. Выставка детских рисунков. Лики творчества [Электронный ресурс] // Литературные памятники. - Л. : Наука, 1988. - URL : http://az.Hb.ru/w/woloshin_m_a/text_0500.shtml (дата обращения: 03.03.2024).

6. Демакова И. Д. Детство в концепции Януша Корчака // Социальная педагогика. - 2018. - № 2-3. -С. 14-18.

7. Есенова К. У., Ныязбекова К. С. Языковая компетенция в радиодискурсе [Электронный ресурс] // Филология и литературоведение. - 2013. - № 4. - URL : https://philology.snauka.ru/2013/04/457 (дата обращения: 03.03.2024).

8. Жукова Д. Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2011. - № 4. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-detskaya-zhurnalistika-kak-faktor-formirovaniya-individualnogo-i-gruppovogo-soznaniya-detey-problemy-i-perspektivy/viewer (дата обращения: 03.03.2024).

9. Кабалевский Д. Человек в искусстве. Антология гуманной педагогики. Педагогические размышления [Электронный ресурс]. - URL : https://roerich-lib.ru/index.php/kabalevskij/6679-pedagogicheskie-razmyshleniya (дата обращения: 03.03.2024).

10. Каждый родитель желает знать. Цикл программ Детского радио [Электронный ресурс]. - URL : https://detifm.ru/know (дата обращения: 03.03.2024).

11. Концертино. Цикл программ на «Радио России» [Электронный ресурс]. - URL : https://smotrim.ru/ brand/62179 (дата обращения: 03.03.2024).

12. Легко ли быть папой. Очерки Игоря Гамаюнова [Электронный ресурс]. - URL : https://litmir.club/ br/?b=81978&p=5 (дата обращения: 03.03.2024).

13. Мудрые сказки Е. Ауэрбах [Электронный ресурс]. - URL : http://staroeradio.ru/program (дата обращения: 03.03.2024).

14. Наши дедушки. Взрослым о детях от 3 апр. 1978 г. [Электронный ресурс]. - URL : http://staroeradio.ru/ audio/15789 (дата обращения: 03.03.2024).

15. Не морочьте голову ребенку. Мудрые истории и сказки Е. Ауэрбах [Электронный ресурс]. - URL : http://www.staroeradio.ru/audio/36998 (дата обращения: 03.03.2024).

16. Недетский вопрос. Радио «Орфей» [Электронный ресурс]. - URL : https://orpheusradio.ru/programs/nv (дата обращения: 03.03.2024).

17. Нестерова Н. Г. Радиодискурс и радиотекст в условиях новых коммуникаций [Электронный ресурс] // Лингводискурсология медиа. - 2019. - Т. 6, № 3. - URL : https://medialing.ru/radiodiskurs-i-radiotekst-v-usloviyah-novyh-kommunikacij/ (дата обращения: 03.03.2024).

18. О воспитателях детей. Мудрые истории и сказки Е. Ауэрбах [Электронный ресурс]. - URL : http://staroeradio.ru/audio/37050 (дата обращения: 03.03.2024).

19. О семейном воспитании. Радиочтения произведений А. Макаренко [Электронный ресурс]. - URL : http://staroeradio.ru/audio/9399 (дата обращения: 03.03.2024).

20. Письма к сыну. Радиочтения произведений В. Сухомлинского. Чит. В. Коршунов. Трансляция от 1980 г. [Электронный ресурс]. - URL : http://staroeradio.ru/program (дата обращения: 03.03.2024).

21. Телефонный разговор. Мудрые истории и сказки Е. Ауэрбах [Электронный ресурс]. - URL : http://staroeradio.ru/audio/36984 (дата обращения: 03.03.2024).

22. Уходит старая Москва. Мудрые истории и сказки Е. Ауэрбах [Электронный ресурс]. - URL : http://staroeradio.ru/audio/37114 (дата обращения: 03.03.2024).

23. Цикл «Мама знает все» на Авторадио [Электронный ресурс]. - URL : https://www.avtoradio.ru/ mama_znaet_vse (дата обращения: 03.03.2024).

24. Щербакова А. И. Музыка в жизни и жизнь в музыке: диалог с мастером // Музыкальное образование в современном культурном пространстве : сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Д. Б. Кабалевский - композитор, ученый, педагог». - М., 2015. - С. 12-14.

25. Bartosz G. Zerebecki, Suzanna J. Opree. The direct and indirect effects of social technology use on children's life satisfaction [Электронный ресурс] // International Journal of Child-Computer Interaction. - 2022. - Vol. 34(3). -DOI 10.1016/j.ijcci.2022.100538. - URL : https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2212868922000563 (дата обращения: 03.03.2024).

26. Bolu John Folayan. Breaking the Spiral of Silence: Suggestions for Children Radio Content Development in Nigeria [Электронный ресурс] // Information and Knowledge Management. - 2023. - Vol. 13, № 3. - URL : https://www.researchgate.net/publication/372131338_Breaking_the_Spiral_of_Silence_Suggestions_for_Children_ Radio_Content_Development_in_Nigeria (дата обращения: 03.03.2024).

27. Héctor Hernández-Peña. On the Digital Age from Humanistic Psychology. Environment and Social Psychology [Электронный ресурс] // Srodowisko i psychologia spoleczna. - 2022. - Vol. 7(1). - DOI 10.18063/esp.v7.i1.1401. -URL : https://www.researchgate.net/publication/362996501_0n_the_Digital_Age_from_Humanistic_Psychology (дата обращения: 03.03.2024).

Статья поступила в редакцию 09.03.2024 REFERENCES

1. Avtaeva N. O., Chemodanova T. D. Semejnaya tematika v gumanitarnoj povestke otechestvennyh media // Nauka i shkola. - 2020. - № 5. - S. 18-24.

2. Bern tvoyu bedu na sebya. Mudrye istorii i skazki E. Auerbah [Elektronnyj resurs]. - URL : http://theatrologia.su/audio/1885 (data obrashcheniya: 03.03.2024).

3. Beseda o problemah hudozhestvennogo esteticheskogo vospitaniya yunoshestva [Elektronnyj resurs] // Translyaciya ot 13.06.1986 g. Ved. - D. Kabalevskij. - URL : http://theatrologia.su/audio/1928 (data obrashcheniya: 03.03.2024).

4. Vazhenina O. A. Massmedia kak instrument gumanisticheskogo vospitaniya obshchestva [Elektronnyj resurs] // Uchenye zapiski ZabGU. - 2018. - № 2. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/massmedia-kak-instrument-gumanisticheskogo-vospitaniya-obschestva/viewer (data obrashcheniya: 03.03.2024).

5. Voloshin M. Vystavka detskih risunkov. Liki tvorchestva [Elektronnyj resurs] // Literaturnye pamyatniki. - L. : Nauka, 1988. - URL : http://az.lib.ru/w/woloshin_m_a/text_0500.shtml (data obrashcheniya: 03.03.2024).

6. Demakova I. D. Detstvo v koncepcii Yanusha Korchaka // Social'naya pedagogika. - 2018. - № 2-3. - S. 14-18.

7. Esenova K. U., Nyyazbekova K. S. Yazykovaya kompetenciya v radiodiskurse [Elektronnyj resurs] // Filologiya i literaturovedenie. - 2013. - № 4. - URL : https://philology.snauka.ru/2013/04/457 (data obrashcheniya: 03.03.2024).

8. Zhukova D. Sovremennaya detskaya zhurnalistika kak faktor formirovaniya individual'nogo i gruppovogo soznaniya detej: problemy i perspektivy razvitiya [Elektronnyj resurs] // Vestnik Krasnodar-skogo universiteta MVD Rossii. - 2011. - № 4. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-detskaya-zhurnalistika-kak-faktor-formirovaniya-individualnogo-i-gruppovogo-soznaniya-detey-problemy-i-perspektivy/viewer (data obrashcheniya: 03.03.2024).

9. Kabalevskij D. Chelovek v iskusstve. Antologiya gumannoj pedagogiki. Pedagogicheskie razmyshle-niya [Elektronnyj resurs]. - URL : https://roerich-lib.ru/index.php/kabalevskij/6679-pedagogicheskie-razmyshleniya (data obrashcheniya: 03.03.2024).

10. Kazhdyj roditel' zhelaet znat'. Cikl programm Detskogo radio [Elektronnyj resurs]. - URL : https://detifm.ru/know (data obrashcheniya: 03.03.2024).

11. Koncertino. Cikl programm na «Radio Rossii» [Elektronnyj resurs]. - URL : https://smotrim.ru/brand/62179 (data obrashcheniya: 03.03.2024).

12. Legko li byt' papoj. Ocherki Igorya Gamayunova [Elektronnyj resurs]. - URL : https://litmir.club/ br/?b=81978&p=5 (data obrashcheniya: 03.03.2024).

13. Mudrye skazki E. Auerbah [Elektronnyj resurs]. - URL : http://staroeradio.ru/program (data obrashcheniya: 03.03.2024).

14. Nashi dedushki. Vzroslym o detyah ot 3 apr. 1978 g. [Elektronnyj resurs]. - URL : http://staroeradio.ru/ audio/15789 (data obrashcheniya: 03.03.2024).

15. Ne moroch'te golovu rebenku. Mudrye istorii i skazki E. Auerbah [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.staroeradio.ru/audio/36998 (data obrashcheniya: 03.03.2024).

16. Nedetskij vopros. Radio «Orfej» [Elektronnyj resurs]. - URL : https://orpheusradio.ru/programs/nv (data obrashcheniya: 03.03.2024).

17. Nesterova N. G. Radiodiskurs i radiotekst v usloviyah novyh kommunikacij [Elektronnyj resurs] // Lingvodiskursologiya media. - 2019. - T. 6, № 3. - URL : https://medialing.ru/radiodiskurs-i-radiotekst-v-usloviyah-novyh-kommunikacij/ (data obrashcheniya: 03.03.2024).

18. O vospitatelyah detej. Mudrye istorii i skazki E. Auerbah [Elektronnyj resurs]. - URL : http://staroeradio.ru/ audio/37050 (data obrashcheniya: 03.03.2024).

19. O semejnom vospitanii. Radiochteniya proizvedenij A. Makarenko [Elektronnyj resurs]. - URL : http://staroeradio.ru/audio/9399 (data obrashcheniya: 03.03.2024).

20. Pis'ma k synu. Radiochteniya proizvedenij V. Suhomlinskogo. Chit. V. Korshunov. Translyaciya ot 1980 g. [Elektronnyj resurs]. - URL : http://staroeradio.ru/program (data obrashcheniya: 03.03.2024).

21. Telefonnyj razgovor. Mudrye istorii i skazki E. Auerbah [Elektronnyj resurs]. - URL : http://staroeradio.ru/audio/36984 (data obrashcheniya: 03.03.2024).

22. Uhodit staraya Moskva. Mudrye istorii i skazki E. Auerbah [Elektronnyj resurs]. - URL : http://staroeradio.ru/audio/37114 (data obrashcheniya: 03.03.2024).

23. Cikl «Mama znaet vse» na Avtoradio [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.avtoradio.ru/ mama_znaet_vse (data obrashcheniya: 03.03.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Shcherbakova A. I. Muzyka v zhizni i zhizn' v muzyke: dialog s masterom // Muzykal'noe obrazovanie v sovremennom kul'turnom prostranstve : sbornik nauchnyh trudov po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «D. B. Kabalevskij - kompozitor, uchenyj, pedagog». - M., 2015. - S. 12-14.

25. Bartosz G. Zerebecki, Suzanna J. Opree. The direct and indirect effects of social technology use on children's life satisfaction [Elektronnyj resurs] // International Journal of Child-Computer Interaction. - 2022. - Vol. 34(3). -DOI 10.1016/j.ijcci.2022.100538. - URL : https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2212868922000563 (data obrashcheniya: 03.03.2024).

26. Bolu John Folayan. Breaking the Spiral of Silence: Suggestions for Children Radio Content Development in Nigeria [Elektronnyj resurs] // Information and Knowledge Management. - 2023. - Vol. 13, № 3. - URL : https://www.researchgate.net/publication/372131338_Breaking_the_Spiral_of_Silence_Suggestions_for_Children_R adio_Content_Development_in_Nigeria (data obrashcheniya: 03.03.2024).

27. Héctor Hernández-Peña. On the Digital Age from Humanistic Psychology. Environment and Social Psychology [Elektronnyj resurs] // Srodowisko i psychologia spoleczna. - 2022. - Vol. 7(1). - DOI 10.18063/esp.v7.i1.1401. -URL : https://www.researchgate.net/publication/362996501_0n_the_Digital_Age_from_Humanistic_Psychology (data obrashcheniya: 03.03.2024).

The article was contributed on Marth 9, 2024 Сведения об авторе

Зубаркина Елена Станиславовна - кандидат филологических наук, и. о. заведующего кафедрой журналистики и медиакоммуникаций им. В. А. Славиной Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета, г. Москва, Россия, https://orcid.org/0009-0005-5678-1787, famzub@yandex.ru

Author Information

Zubarkina, Elena Stanislavovna - Candidate of Philology, Acting Head of the Department of Journalism and Media Communications named after. V.A. Slavina, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, https://orcid.org/0009-0005-5678-1787, famzub@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.