Научная статья на тему 'Детский омбудсман в Республике Башкортостан как эффективный институт защиты прав ребенка'

Детский омбудсман в Республике Башкортостан как эффективный институт защиты прав ребенка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМБУДСМАН / OMBUDSMAN / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / CHILDREN'S COMMISSIONER / ДЕТИ / CHILDREN / ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / CHILDREN PROTECTION / ШКОЛА / SCHOOL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивлева Т. В.

В статье описывается деятельность детского омбудсмана в Республики Башкортостан, плюсы и минусы его работы, а также даются предложения по совершенствованию работы указанного института. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка РБ анализируется в сравнении с другими регионами и даже зарубежными странами (Англией). Особенностью статьи является то, что в ней автором дается свое собственное определение понятию «Уполномоченный по правам ребенка» («детский омбудсман»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN OMBUDSMAN IN THE REBUBLIC OF BASHKORTOSATAN AS AN EFFECTIVE INSTITUTION OF CHILDREN RIGHTS PROTECTION

The article describes the general characteristic of the Institute of the Children's ombudsman in the Republic of Bashkortostan, the pros and cons of its work, and gives suggestions for improving the work of this institution. The activities of the Children's ombudsman in the RB analyzed in comparison with other regions and foreign countries (England). Feature of the article is that the author gives in it her own definition of "Commissioner for Children's Rights" ("Children's Ombudsman").

Текст научной работы на тему «Детский омбудсман в Республике Башкортостан как эффективный институт защиты прав ребенка»

Пристатейный библиографический список:

1. Бледнова Е.М. Многофункциональные центры оказания государственных услуг в структуре гарантий реализации права на информацию // Конституционное и муниципальное право. 2011. №6.

2. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г. (с изм. и доп. на 30 дек. 2008 г.). - М. Юридическая литература, 2009.

3. Кузнецов П.У. Административная реформа в контексте формирования электронного правительства: терминологические проблемы // Российский юридический журнал. 2012. №3.

4. ОГУ «МФЦ» Курск. Предоставление государственных и муниципальных услуг в Курске. Нормативные правовые документы. // [Электронный ресурс]: URL: http://www.mfc-kursk.ru/documents.htm (дата обращения: 20.11.2012 г.)

5. Областная целевая программа «Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Курской области на 2011-2014 годы» (утв. Постановлением Администрации Курской области от 25.10.2010 г. №500-па) / [Электронный ресурс]: доступ из справ.-правовой системы «Консультант-плюс». Дата обращения 20.11.2012.

6. Постановление Правительства РФ от 03.10.2009 г. №796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг» // [Электронный ресурс]: доступ из справ.-правовой системы «Консультант-плюс». Дата обращения 20.11.2012.

7. Постановление Администрации Курской области от 17.02.2012 г. №137-па «Об

утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Курской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении

государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» / [Электронный ресурс]: доступ из справ.-правовой системы «Консультант-плюс». Дата обращения 20.11.2012.

8. Распоряжение Администрации Курской области от 18.05.2009 г. №239-р «О реестре платных услуг» / [Электронный ресурс]: URL: http://www.mfc-kursk.ru/documents.htm.

9. Развитие сети МФЦ в Республике Башкортостан. Официальный сайт Минэкономразвития Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]: URL: http: //minecon.bashkortostan.ru/activity/gosuslugi /razvitie-mfc/ (дата обращения: 04.03.2013).

10. Развитие сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» - портал административной реформы. [Электронный ресурс]: URL: http://ar.gov.ru./gos_uslugi_03_mfc_info/ index.html (дата обращения: 28.02.2013).

11. Телешина Н.Н. Оказание государственных и муниципальных услуг в электронной форме в России: антикоррупционный аспект // Безопасность бизнеса. 2012. №2.

12. Федеральный закон от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // -справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. М. 2013. Электрон. текст. дан. Послед. обновление 24.02.2013.

Т.В. Ивлева

ДЕТСКИЙ ОМБУДСМАН В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА

В статье описывается деятельность детского омбудсмана в Республики Башкортостан, плюсы и минусы его работы, а также даются предложения по совершенствованию работы указанного института.

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка РБ анализируется в сравнении с другими регионами и даже зарубежными странами (Англией).

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

Особенностью статьи является то, что в ней автором дается свое собственное определение понятию «Уполномоченный по правам ребенка» («детский омбудсман»).

Ключевые слова: омбудсман, уполномоченный по правам ребенка, дети, защита детей, школа.

Т. V. Мега

CHILDREN OMBUDSMAN IN THE REBUBLIC OF BASHKORTOSATAN AS AN EFFECTIVE INSTITUTION OF CHILDREN RIGHTS PROTECTION

The article describes the general characteristic of the Institute of the Children's ombudsman in the Republic of Bashkortostan, the pros and cons of its work, and gives suggestions for improving the work of this institution.

The activities of the Children's ombudsman in the RB analyzed in comparison with other regions and foreign countries (England).

Feature of the article is that the author gives in it her own definition of "Commissioner for Children's Rights" ("Children's Ombudsman").

Key words: ombudsman, children's commissioner, children, children protection, school.

Должность детского омбудсмана в Республике Башкортостан (далее РБ) была введена спустя три месяца после утверждения подобного института на федеральном уровне, - в декабре 2009 г.1.

Уже в марте 2010 года Уполномоченный по правам ребенка РБ приступил к выполнению своих обязанностей.

Таким образом, совсем недавно детский омбудсман нашей Республики отметил свое трехлетие.

Итоги трехлетней работы омбудсмана были подведены в апреле 2013 г. на седьмом всероссийском съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, который состоялся в городе Уфе.

Эффективность работы Миланы Скоробогатовой была отмечена во время съезда, как Президентом РБ Рустэмом Хамитовым, так и Уполномоченным по правам ребенка РФ Павлом Астаховым.

Так, только в январе 2013 г. М. Скоробогатовой в рамках

общественной приемной рассмотрено 16 обращений граждан республики.

В декабре 2012 года детский омбудсман РБ помогла решить вопрос об

1 Закон РБ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Башкортостан» от 24 декабря 2009 г. / Республика Башкортостан.2009.30 декабря.

удочерении девочки, оставшейся без родителей, ее тетей, - гражданкой США.

В ноябре 2012 года Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан по жалобе жительницы Благоварского района провела проверку условий проживания детей в социальном приюте одноименного района Республики Башкортостан и вынесла ряд предписаний2.

Так, в ходе проверки было выявлено, что в приюте не созданы условия достойного проживания для младших детей: высота раковин, столов и стульев не соответствовала росту и возрасту находящихся в приюте ребятишек.

В основном к детскому омбудсману обращаются по вопросам улучшения жилищных условий семей,

воспитывающих детей, на проблемы отношений учителей и детей в школе.

Согласно ст.71 Конституции РБ и Закону РБ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Башкортостан» детский омбудсман в РБ

2 Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан провела проверку условий проживания детей в социальном приюте Благоварского района Республики Башкортостан. Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в РБ. Режим доступа: http://www.gsrb.ru/ru/ombudsman_children/actions /?PAGEN_1=3 (Дата обращения 26.05.2013).

назначается на должность

Государственным Собранием РБ по представлению Президента РБ.

Это позволяет уполномоченному Республики Башкортостан сохранять свою независимость от исполнительной власти и повышает эффективность его работы.

Такое положение детского омбудсмана в системе органов власти является преимущественным и не характерно для вех регионов нашей страны.

Например, в Ростовской области, Красноярском, Алтайском и Пермском краях уполномоченный по правам ребенка является структурной единицей аппарата уполномоченного по правам человека3.

В международной практике имеются также случаи, когда детский омбудсман действует на общественных началах.

Например, детский

уполномоченный по правам ребенка в Англии («Children's Commissioner») является негосударственным публичным институтом (NDPB - non-departmental public body), созданным в целях продвижения интересов и пожеланий детей, проживающих в стране, и не имеет полномочий по защите прав детей.

Рассмотрев последние два примера, нельзя не согласиться с Е.И. Куприяновой в том, что там, где должность уполномоченного входит в структуру исполнительной власти, подчинение вышестоящему руководителю

ограничивает его действия по полноценной защите прав и законных интересов ребенка4.

Уполномоченные, работающие на общественных началах, также испытывают

3 Автономов А.С., Гаврилова И.Н., Гефтер В.М. О возможной ликвидации должности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве в связи с принятием Закона города Москвы «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве» // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. №3(23).

4 Куприянова Е.И. Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации: развитие, опят, проблемы [Электронный ресурс]. / Защита детства: институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. Режим доступа: http://www.hro.org/editions/ombudsman/child/child_3. php^ ата обращения: 27.06.2012).

значительные трудности при

осуществлении своей деятельности. Прежде всего, они касаются финансирования и организационно-технических моментов, а это, в свою очередь, снижает результативность работы уполномоченных и, в конечном итоге, подрывает идею независимого контроля за деятельностью государственных органов по соблюдению прав детей.

Последний вывод можно найти в журнале "Innocenti Digest", выпущенным ЮНИСЕФ, и с ним также нельзя не согласиться5.

Учитывая то обстоятельство, что ни Закон РБ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Башкортостан», ни Указ Президента РФ «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»6 не содержат определения понятия детского омбудсмана, в настоящей статье предлагаем собственное определение, которое, на наш взгляд, отражает основное содержание его деятельности.

«Уполномоченный по правам ребенка» («детский омбудсман») - это конституционный институт обеспечения и (или) защиты прав ребенка, представляющий собой независимую деятельность должностного лица, назначаемого на должность и освобождаемого от нее высшим законодательным либо исполнительным органом власти или главой государства».

Говоря о Законе РБ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Башкортостан», хочется отметить, что подобный закон существует не в каждом субъекте Российской Федерации.

Отдельный закон отсутствует также и на федеральном уровне.

Наличие отдельного

законодательного акта,

5 Independent Institutions Protecting Children's Rights / UNICEF, Innocenti Digest №8, Jun, 2001, pp.9-10

6 Указ Президента РФ №986 от 01.09.2009 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Российская газета. 2009. № 166. С.2.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

регламентирующего деятельность детского омбудсмана, является положительным моментом для Республики Башкортостан, а его отсутствие приводит к несовершенству работы рассматриваемого института.

В связи с этим, в мае 2012 г. в рамках конкурса «Законотворец РБ» автором настоящей статьи был предложен Проект федерального конституционного закона «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», который нашел признание у депутатов Государственного Собрания РБ и был направлен на рассмотрение в г.Москву.

Несмотря на действительно эффективную деятельность

Уполномоченного по правам ребенка в РБ, хочется обратить внимание читателей на то, что сами дети не используют созданный специально для них институт защиты.

Об этом уже говорит тот факт, что обращения детей в аппарате детского омбудсмана РБ за все время работы института зафиксированы не были.

Школьники в школах, за редким исключением, не имеют понятия о том, кто такой детский омбудсман, и чем он занимается.

Все это говорит о том, что в нашей республике проводится плохая

просветительная работа как самим омбудсманом, так и его аппаратом, а также общественными помощниками.

Специально обойдя школы близлежащего Советского района города Уфы, мы не увидели ни одного стенда, посвященного деятельности

Уполномоченного по правам ребенка РБ и его контактные телефоны.

Сам Интернет портал

Уполномоченного по правам ребенка РБ http://www.gsrb.ru/ru/ombudsman_children/b iografiya/, на наш взгляд, не адаптирован для детей.

Учитывая указанные недостатки рассматриваемого института детского

омбудсмана хочется рекомендовать

7

следующее :

- уполномоченному по правам ребенка РБ, его аппарату, а также общественным помощникам как можно чаще проводить просветительную работу в учебных и иных заведениях, которые наиболее часто посещают дети;

- школам, детским досуговым учреждениям и поликлиникам разместить стенды с краткой информацией о том, кто такой детский омбудсман и чем он занимается, а также с его контактными данными;

- школам и детским досуговым учреждениям как можно чаще проводить тематические дни посвященные правам детей, на которых информировать учащихся о детском омбудсмане;

- Органам местной власти Республики Башкортостнан разместить социальную рекламу на улицах города, транспорте и других общественных местах, содержащую сведения об Уполномоченном по правам ребенка РБ;

- Уполномоченному по правам ребенка РБ совместно с учебными заведениями республики разработать совместный проект по проведению экскурсий для детей в аппарате Уполномоченного по правам ребенка РБ и сделать их обязательными;

- Уполномоченному по правам ребенка РБ адаптировать Интернет портал для детей, разместить на нем пособия по правам ребенка, а также доступную для детей информацию о том, как защитить себя в тех или иных ситуациях и куда обратиться за защитой.

7 См.: Ивлева Т.В., Баева Р.Р. Защита семьи, материнства и детства в России: Монография. Ивлева Т.В. (главы 4,5,6,7,8), Баева Р.Р. (главы 1,2,3). - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С.43

Пристатейный библиографическийсписок:

1. Указ Президента РФ № 986 от 01.09.2009 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Российская газета. 2009. №166.

2. Закон РБ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Башкортостан» от 24 декабря 2009 г. / Республика Башкортостан. 2009. 30 декабря.

3. Автономов А.С., Гаврилова И.Н., Гефтер В.М. О возможной ликвидации должности Уполномоченного по правам

ребенка в городе Москве в связи с принятием Закона города Москвы «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве» // Вопросы ювенальной юстиции 2009. №3(23).

4. Ивлева Т.В., Баева Р.Р. Защита семьи, материнства и детства в России: Монография. Ивлева Т.В. (главы 4,5,6,7,8), Баева Р.Р. (главы 1,2,3). Уфа: РИЦ БашГУ, 2011.

5. Independent Institutions Protecting Children's Rights / UNICEF, Innocenti Digest №8, Jun, 2001.

А.В. Глущенко

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье исследованы отдельные аспекты воспитания детей как одной из основных задач общества и государства, а также обозначаются некоторые проблемы, связанные с реализацией данного направления деятельности. Определяется необходимость возрождения социальных ценностей института семьи, совершенствования различных семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: воспитание детей, общество, государство, семья, усыновление, приемные родители.

A.V. Gluschenko

UPBRINGING OF CHILDREN IS ONE OF THE MAIN TASKS OF SOCIETY AND STATE

The paper studies some aspects of upbringing children as a major concern of society and the state; some problems associated with the implementation of the activities are also involved. The need to revive the social values of the family, the improvement of various family forms of raising children without parental care are determired.

Keywords: upbringing, society, state, family, adoption, adoptive parents.

В соответствии с положениями Конвенции ООН о правах ребенка родители или, в соответствующих случаях, законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка (ст.18), а государства-участники принимают все необходимые

законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления либо

злоупотребления, отсутствия заботы или

небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст.19)1.

Основной Закон Российской Федерации закрепляет, что «забота о детях, их воспитание - равное право и

1 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.