Научная статья на тему 'Детские сады и вопрос о социализации детей дошкольного возраста в дворянско-интеллигентских семьях России второй половины XIX - начала ХХ в'

Детские сады и вопрос о социализации детей дошкольного возраста в дворянско-интеллигентских семьях России второй половины XIX - начала ХХ в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
737
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОРЯНСКО-ИНТЕЛЛИГЕНТСКИЕ СЕМЬИ / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЙ САД / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ / NOBLE-INTELLECTUAL FAMILIES / PRE-SCHOOL EDUCATION / KINDERGARTEN / SOCIALIZATION OF CHILDREN / PREPARATION FOR SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веременко В.А.

В статье исследуется процесс формирования дошкольного образования в России в свете вопроса о социализации детей из дворянско-интеллигентских семей. Обращается внимание на то, что в России, в отличие от других стран, именно привилегированные слои стали главными потребителями системы «детских садов». Дается характеристика идеолого-педагогических и прикладных причин образования подобных учреждений. Описываются две основные формы интеллигентских детских садов: платные и семейные (домашние). Акцентируется внимание на внутреннем устройстве и деятельности детских садов, на педагогических практиках преподавателей. Автор делает вывод, что пропаганда общественного дошкольного воспитания через описание опыта существовавших детских садов в педагогических изданиях, деятельность специализированных обществ и многочисленных выставок способствовала к началу ХХ в. росту понимания важности и даже необходимости социализации детей младших возрастов среди привилегированных слоев российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the process of the formation of preschool education in Russia in the light of the question of the socialization of children from noble and intellectual families. Attention is drawn to the fact that in Russia, unlike other countries, it was the privileged strata that became the main consumers of the “kindergarten” system. The characteristics of ideological-pedagogical and practical reasons for the formation of such institutions are given. Two main forms of intellectual kindergartens are described: paid and family (home). Attention is focused on the internal structure and activities of kindergartens, on pedagogical practices of teachers. The author concludes that the propaganda of public preschool education through the description of the experience of existing kindergartens in pedagogical publications, the activities of specialized societies and numerous exhibitions contributed to the growing awareness of the importance and even the necessity of the socialization of children of younger ages among the privileged strata of Russian society by the early twentieth century.

Текст научной работы на тему «Детские сады и вопрос о социализации детей дошкольного возраста в дворянско-интеллигентских семьях России второй половины XIX - начала ХХ в»

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

УДК 94(47)"1851/1917":373.2-058.1

ГРНТИ 03.23.31: История России нового времени

В.А. Веременко

Детские сады и вопрос о социализации детей дошкольного возраста в дворянско-интеллигентских семьях России второй половины XIX - начала ХХ в.

В статье исследуется процесс формирования дошкольного образования в России в свете вопроса о социализации детей из дворянско-интеллигентских семей. Обращается внимание на то, что в России, в отличие от других стран, именно привилегированные слои стали главными потребителями системы «детских садов». Дается характеристика идеолого-педагогических и прикладных причин образования подобных учреждений. Описываются две основные формы интеллигентских детских садов: платные и семейные (домашние). Акцентируется внимание на внутреннем устройстве и деятельности детских садов, на педагогических практиках преподавателей. Автор делает вывод, что пропаганда общественного дошкольного воспитания через описание опыта существовавших детских садов в педагогических изданиях, деятельность специализированных обществ и многочисленных выставок способствовала к началу ХХ в. росту понимания важности и даже необходимости социализации детей младших возрастов среди привилегированных слоев российского общества.

Ключевые слова: дворянско-интеллигентские семьи, дошкольное воспитание, детский сад, социализация детей, подготовка к школе.

V.A. Veremenko

Kindergartens and the issue of the socialization of the preschool age children in the noble-intellectual families of Russia in the second half of the XIX - early XX centuries

The article studies the process of the formation of preschool education in Russia in the light of the question of the socialization of children from noble and intellectual families. Attention is drawn to the fact that in Russia, unlike other countries, it was the privileged strata that became the main consumers of the "kindergarten" system. The characteristics of ideological-pedagogical and practical reasons for the formation of such institutions are given. Two main forms of intellectual kindergartens are described: paid and family (home). Attention is focused on the internal structure and activities of kindergartens, on pedagogical practices of teachers. The author concludes that the propagan-

© Веременко В.А., 2017 © Veremenko V.A., 2017

da of public preschool education through the description of the experience of existing kindergartens in pedagogical publications, the activities of specialized societies and numerous exhibitions contributed to the growing awareness of the importance and even the necessity of the socialization of children of younger ages among the privileged strata of Russian society by the early twentieth century.

Key words: noble-intellectual families, pre-school education, kindergarten, socialization of children, preparation for school.

В середине XIX в. в разных странах мира начали распространяться идеи немецкого педагога Фридриха Фрёбеля (1782-1852) [1], предложившего устроить, а в 1837 г. и открывшего первое «воспитательное заведение, которое облегчало бы матерям труды первоначального воспитания, когда матери заняты по хозяйству и давало возможность самим матерям наглядно ознакомиться с основами воспитания». Такое учреждение стали называть детским садом, подразумевая, с одной стороны, сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с природой, а с другой стороны - символическое сходство детей с растениями, требующими тщательного ухода [2. Л. 3].

К концу XIX в. в Европе, Америке и Японии уже существовала достаточно развитая система детских дошкольных учреждений как государственных, так и частных. Причем количество заведений измерялось сотнями, а число посещавших их детей - тысячами. Так, например, в 1890-х гг. в Венгрии существовало ок. 2 000 детских садов, столько же их было во Франции, а в Америке число садов подходило уже к 5 тыс. И даже в Японии, где первое такое детское учреждение появилось только в 1876 г., к 1892 г. было уже 177 детских садов с 12 011 детьми [3. Л. 3].

В Российской империи первый платный детский сад был открыт 1859 г. в Гельсингфорсе, а второй - в Санкт-Петербурге в 1863 г. Новое явление распространялось медленно. По данным, полученным Санкт-Петербургским Фребелевским обществом от попечителей учебных округов, в России в 1874 г. насчитывалось всего 56 детских садов, причем более половины из них располагались в Петербургском (14), Московском (9) и Рижском (8) округах. В последующие годы число учреждений, хотя и медленно, но постоянно росло и в 1881 г. их было уже 84 [4. Л. 1]. В определенной степени сгущая краски, но в целом отражая специфику ситуации, члены Киевского общества народных детских садов отмечали, что к началу ХХ в. «на всю Россию числилось всего около 100 частных детских садов, исключительно для детей интеллигентных родителей и из них 25 находились в Прибалтийском крае» [5, с. 44].

Таким образом, в отличие от Западной Европы, где значительную роль в развитии системы дошкольного воспитания играло государство, в России до начала ХХ в. детские сады появлялись исключительно по

инициативе и при финансовом участии частных лиц и обществ. Естественно в этой связи, что данные учреждения распространились прежде всего не для нужд трудящегося населения, а стали важным инструментом социализации дошкольников в дворянско-интеллигентской среде.

Уже с 1860-х гг. сформировалось две группы детских садов, рассчитанных на пребывание детей «привилегированных классов». Первая группа открывалась педагогами или лицами, хотя и не имевшими педагогического образования, но создававшими подобные учреждения как поле для своей профессиональной деятельности, иногда экспериментаторской, иногда чисто коммерческой. Традиционно такие сады было принято называть «платные детские сады». Они открывались по инициативе частных лиц преимущественно в столицах и крупных городах (Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве, Киеве, Одессе, Тифлисе, Иркутске и др.) и объединяли немногочисленную группу детей (в среднем до 15 чел.) на короткое, преимущественно четырёхчасовое пребывание. К этой группе относятся, например, учреждения, открытые С.А. Люгебиль (1863), супругами Симоновичами (1866), М.К. Кудряковой (1871), С.П. Смидович (1872), С.В. Аргутинской-Долгоруковой (1886) [6, с. 61].

В эти учреждения принимали детей в возрасте от 3-4 до 7-9 лет. Плата зависела от месторасположения учреждения (в столицах значительно выше, чем в провинции) и составляла от 50 до 150 р. в год. Так, например, в начале ХХ в. за посещение детьми немецкого детского сада при Приготовительном училище Кайзер в Санкт-Петербурге родители должны были внести от 100 до 150 р. в год [7. Л. 1-2]. В это же время стоимость пребывания в двух детских садах Казанского учебного округа, а именно в детском саду Софии Кемниц в г. Николаевске Самарской губернии и детском саду Софии Кругликовой в Астрахани составляла в среднем 70 р. за учебный год. Но и данная сумма представляется чрезвычайно значительной, особенно для провинции. Это становится особенно очевидно, с учетом того, что плата за обучение в средних учебных заведениях Казанского учебного округа в указанный период времени колебалась от 10 до 60 р. в год [6, с. 63].

Ко второй группе дошкольных заведений, обслуживавших дворян-ско-интеллигентские слои населения, принадлежали домашние или семейные сады, которые также стали открываться еще с середины XIX в., но особую популярность получили в начале ХХ в., на волне популяризации концепции «свободного воспитания». Данные учреждения создавались на основе взаимопомощи родителей, которые соединялись в небольшие группы и устраивали для своих детей игры и занятия, соответствующие детскому возрасту, или приглашали для этого специальных лиц, труд которых оплачивался по взаимному соглашению. Помещение либо предоставлялось кем-либо из родителей, либо

занятия велись «поочередно на дому то у одного, то у другого семейства». Все расходы делились поровну между участниками. Родители принимали активное участие не только в организации сада, но и в проведении воспитательной работы, являясь ближайшими помощниками воспитательниц. Организаторы домашних детских садов полагали, что родители будут принимать активное участие также и в разработке теории дошкольного воспитания. Так как домашние детские сады объединяли небольшую группу детей (около 10 чел.), то здесь больше осуществлялся принцип индивидуального подхода. Нередко родители, дети которых посещали детские сады, не желая «портить их классической школой», тлетворное влияние которой стало общим местом в педагогической прессе данного периода, открывали на свои средства школы для подросших детей. А чтобы сделать незаметным переход детей в школу, занятия в первом классе, как правило, велись «на началах системы детского сада» [8, с. 36; 9, с. 53; 10; 11].

Первоначально организаторы достаточно расплывчато объясняли причины открытия детских садов. Одни утверждали, что делают это просто из-за «любви к детям» [12. Л. 29]. Другие приводили более утилитарные причины, так в Выборге устроили детский сад, чтобы русские дети не забыли свой родной язык [12. Л. 40]. А в Петербурге вдова учителя честно признавалась, что содержала подготовительную школу -«детский сад», так как не имела никаких иных средств к существованию [13. Л. 1].

Но уже этот список дает представление о двух ключевых причинах организации подобных учреждений, постепенно оформившихся в идеолого-педагогическую и прикладную функции дошкольного образования.

Отчетливое представление о педагогических целях, задачах и методах воспитания в детских садах в конце XIX - начале ХХ в. создает небольшая брошюра, автор которой писал следующее: «Детский сад имеет целью дать детям общее развитие и удовлетворить их стремление к общественности. В детском саду производится свободное воспитание, основанное на внутренней волевой дисциплине, трудовой обстановке и индивидуализации развития каждого ребенка. Кладя основой развития самостоятельное достижение знаний и развитие наблюдательности, собеседования с детьми ведутся только на темы окружающей жизни, природы, внесенной в жизнь детского сада и того материала, который дают прогулки и экскурсии с детьми. Для большего закрепления в памяти детей приобретенных знаний все впечатления иллюстрируются ручным трудом, развивающим навыки рук и внешние чувства. Для развития фантазии детям рассказываются сказки, которые иллюстрируются рисунками, лепкой и драматизацией. Воля и внимание детей развивается в общих подвижных играх и в музыкальных играх...» [14, с. 1]. Как видим, детские сады были наце-

лены на физическое и нравственное воспитание детей в обществе сверстников, в процессе игр и иных занятий, подходящих по возрасту.

В качестве прикладной функции выступали прежде всего необходимость содействовать подготовке детей к дальнейшему обучению в средней школе и создание определенного национального контекста для детей, чьи семьи оказывались в окружении инонациональной группы.

Одна часть современников подчеркивала, что развитие «детских садов и клубов» было обусловлено недостаточностью подготовки самих родителей, прежде всего матерей, для решения задач воспитания своих детей [15, с. 59]. Другие же обращали внимание не столько на уровень подготовки матерей как воспитательниц, сколько на растущую занятость женщин-дворянок в сферах интеллигентных профессий, что отнимало у них в среднем по 7 ч в день. Эти женщины проявляли особый интерес к детским садам: «...как уменьшилась бы нервность, капризы и эта «скука» у детей, если бы они в отсутствие матери оставались в хороших условиях, а не на руках у прислуги!» [15, с. 167].

Соотношение степени реализации прикладных и педагогических задач во многом зависело от установок организаторов (экспериментальных или коммерческих) и готовности родителей идти навстречу педагогам. Так, например, функционировавший в 1870-1880 гг. в Иркутске детский сад создавался как учреждение «фребелевского взгляда на воспитание детей от 3 до 8 лет», в основе которого «стояло физическое развитие воспитанников посредством подвижных игр, гимнастических упражнений». Но родители видели задачи учреждения совершенно по-другому: «подготовить воспитанников к поступлению в первый класс гимназии или прогимназии». В результате руководящая детским садом М. Тюменцева, боясь потери клиентуры, смогла лишь частично реализовать свои взгляды в младшем отделении (для детей от 4 до 6 лет). Здесь школьных занятий в собственном смысле не было. Дети учились наглядно, без книги. «Обучение воспитанников включало беседы и чтения об окружающих предметах, домашних животных, при этом использовались картины и коллекции и решались задачи развития внимания и наблюдательности, «упражнения чувств». Малыши, сообразно с их возрастом и силами, занимались «работами Фребеля» (с учетом местных условий и потребностей): складыванием и счетом кубиков, плетением из цветной бумаги, постройкой из лучин геометрических фигур и др.». Достигшие же 6 лет переходили к целенаправленному обучению. «Их обучали чтению по звуковому методу и счету до десяти по методу Груббе». Далее же объем материала рос так, чтобы закончившие в 9 лет детский сад дети могли без проблем сдать вступительные экзамены в гимназию [16, с. 43-44].

Среди национальных детских садов наиболее распространенными в начале ХХ в. были две группы: еврейские и немецкие. Проживание в

России обособленной группы еврейского населения обусловило появление еврейских детских садов, которые, помимо общих целей, ставили задачу дать детям представление об еврейских культурных ценностях, создать традиционную еврейскую среду. Первый еврейский детский сад был открыт в 1908 г. в Варшаве. К 1913 г. в России имелось около 30 платных еврейских садов. В этих еврейских детских садах (Харьков, Баку, Одесса, Белосток и др.) придерживались общих для дошкольных учреждений принципов воспитательной работы, но занятия шли на еврейском языке, проводились еврейские религиозные праздники, пелись еврейские песни и т. д. Дети старшего возраста обучались русской и еврейской грамоте [17, с. 2].

Если еврейские детские сады и формировались, и функционировали как национальное образование, то в другом направлении шло развитие немецких дошкольных учреждений в России. Наиболее типичным примером подобной эволюции являлись детский сад и приготовительная школа Кайзер в Санкт-Петербурге. Детский сад появился при школе в 1909 г., когда содержательницей данного учреждения стала Эмилия Эдуардовна Мартенсон. Учреждение готовило детей к поступлению в немецкие церковные училища, русские средние учебные заведений, в кадетские корпуса и в младший приготовительный класс Училища правоведения [18, с. 405].

Среди преподаваемых предметов были: закон Божий (православный) / закон Божий (лютеранский), фребелевские занятия, русский, немецкий и французский языки, арифметика. Все преподаватели имели свидетельства домашней наставницы, учительницы, степень магистра Духовной академии или проходили курсы учительской семинарии или педагогические. Если изначально учебное заведение привлекало внимание иностранцев (прежде всего немцев) и лютеран, то с течением времени положение изменилось, и среди учащихся было много лиц православного вероисповедания. Так, в 1913 г. православными были 62,6 % учащихся, протестантами - 23,3 %, католиками - 6,1 %, иудеями - 7,4 %, магометанами - 0,6 %. По сословному составу преобладали дворяне (69 чел.). Остальные сословия распределялись следующим образом: принадлежащие к городскому и сельскому состоянию - по 12 чел., духовному званию - 2 чел. Среди воспитанников было и 68 иностранцев [7. Л. 1-2].

Как видим, платные детские сады появлялись как при школах (приготовительных или средних учебных заведениях), где выделялись несколько комнат для малолетних детей, так и как отдельное учреждение, для чего группа заинтересованных лиц снимала специальную квартиру. И уже из детского сада учреждение могло эволюционировать в школу. В очень редких случаях, как это, например, было в конце XIX в. в Иркутске, детские сады располагались в собственном доме. А отдельные учреждения представляли целые «детские город-

ки». Так, в 1889 г. в Москве был устроен универсальный детский сад в

и и ■ л и ^ и

память покойной жены Кельиной, где были организованы музей, детская библиотека, читальня, класс детского хорового пения и астрономическая обсерватория [19. Л. 74; 12. Л. 75; 21; 16, с. 43].

I я V / и ^ \ V ^ V

Итак, платный (семейный) детский сад представлял собой учреждение, которое посещали дети 3-9 лет из дворянско-интеллигентских семей, с целью начальной социализации и обучения через игры и занятия, подходящие по возрасту, а также подготовки к школе. При приеме предъявлялось свидетельство врача о состоянии здоровья и о прививке от оспы. Занятия велись с 10 до 14 ч. Дети занимались рисованием, лепкой, ручным трудом (столярным делом, клейкой, шитьем), гимнастикой, играли. Дети в старших группах обучались чтению, арифметике, письму, немецкому и французскому языкам и танцам [11; 20].

Имеющиеся в нашем распоряжении воспоминания детей, посещавших подобные дошкольные учреждения в разных частях страны, в целом дублируют друг друга, что подчеркивает близость педагогических установок содержателей заведений. Вот, например, как описывает свой детскосадовский опыт 1878 г. дочь офицера О.М. Меницкая-Зоммар: «Зимой, в Варшаве, меня отдали в детский (частный тогда) сад. Начальница была хороший, добрый гуманный человек, педагог от природы. Были две руководительницы - немочка-куколка и француженка. Мы играли, играя учились читать, петь на немецком и французском языках песенки, учили стихи, плели из полосок бумаги корзиночки, закладки, клеели и т. д. Делали гимнастику и большие прогулки в «Лозняки», знаменитый сад, гордость Варшавы» [22, с. 117].

Приблизительно в те же годы (1876-1878) воспитанником детского сада Е.А. Вертер в Санкт-Петербурге был будущий известный искусствовед А.Н. Бенуа. Хотя автор отмечал, что не все занятия были одинаково интересны, так как педагоги тщательно следили за тем, чтобы игры детей обязательно имели какой-нибудь дидактический смысл. Но в то же время мемуарист с благодарностью вспоминал, как без особого напряжения дети учились чтению и счету, занимались основами истории и географии [23, с. 353-364].

Подробные отчеты о деятельности детских садов печатались в передовых педагогических журналах. Особое внимание в этих статьях уделялось постановке трудового и физического воспитания, выдвижение которых на первый план должно было кардинально отличать ориентированные на «естественное воспитание» дошкольные учебные заведения от «ретроградной» казенной школы [24]. Так, характеризуя деятельность детского сада М.А. Гуцевич, действовавшего в 1907 г. в Москве, корреспондент «Свободного воспитания» особо акцентировал внимание на том интересе, с которым дети 5-10 лет занимались ручным трудом (столярным делом, клейкой, шитьем), а также самообслу-

живанием. «В этом году, - с гордостью отмечал успехи школы один из родителей, - наблюдается отрадное явление с мытьем посуды: не приходится как в прошлом году упрашивать, - моют сами; правда, девочки в этом отношении более исполнительны, мальчики почти все только вытирают» [25, с. 21].

С воодушевлением отмечали корреспонденты педагогических изданий факт появления «передовых» дошкольных учреждений и в отдаленных регионах страны. Внимательно следил журнал «Свободное воспитание» за деятельностью подобного учреждения в г. Баку, где «несколько родителей затеяли собрать в группу своих детей-одиночек, лишенных блага общества себе подобных, для общих игр и занятий под руководством опытной воспитательницы» [26, с. 5; 27]. Правда, далеко не все педагогические эксперименты провинциальных воспитателей находили полную поддержку среди столичных поборников «естественного воспитания». Так, создатели бакинского детского сада приводили следующий пример из своей практики работы с 5-8-летними детьми: «Читали о развитии зародыша в яйце, потом взяли двухнедельное яйцо из под курицы, вскрыли его и, очистив зародыш от крови и пленок, внимательно рассматривали его, его нежные крылышки и ножки, его прозрачную, но уже куриную кожу, сквозь которую были видны и мозговые пузыри, и легкие, и печенка и кишечник. ... Эта демонстрация решила . давно наболевший у одних родителей, детский вопрос о происхождении человека. Здесь он разрешился просто и естественно при проведении аналогии в развитии жизни растений, насекомых, рыб, земноводных, птиц и млекопитающих. Дети выслушивали объяснение просто и с большим интересом.». Приведя данный эпизод, члены редакции журнала «Свободное воспитание», активно пропагандирующего идеи трудового, естественного и полового воспитания, посчитали нужным все же указать: «. Читая про это в высшей степени интересное наблюдение, неприятно как-то делается при мысли, что ради него на глазах у детей была пресечена начавшаяся жизнь живого существа, что, помимо самого по себе факта уничтожения его, может, по нашему мнению дурно отразиться на детской психике, поддерживая, может быть, ту наклонность к разрушению жизни слабых существ, которую дети именно по большей части и проявляют вследствие интереса знать, что в этом существе есть» [26, с. 2324].

Немалую роль в пропаганде социализации «детей интеллигентных родителей» через систему дошкольных учреждений сыграли специализированные общества: Фрёбелевское общество, работавшее с 1871 г. в Санкт-Петербурге, а к началу ХХ в. уже имевшее несколько самостоятельных отделений, Общество содействия дошкольному воспитанию, действовавшее с 1907 г. в столице, открывшийся в том же году Московский кружок совместного воспитания и образования детей и др.

К числу наиболее значимых общественных мероприятий по распространению идей дошкольного воспитания относятся различные выставки, проходившие в конце XIX - начале ХХ в. на регулярной основе. В 1890 г. была устроена первая Всероссийская выставка игрушек в Петербурге, в которой участвовало семь детских садов. В 1896 г. в Нижнем Новгороде проходила выставка, где были представлены детские работы и работы учащихся школ, нянь, печатные издания о деятельности курсов и детского сада. В 1898 г. состоялась выставка «Детский труд», на которой экспонировались детские работы многих детских учреждений. В 1900 г. Фребелевское общество участвовало на Всемирной педагогической выставке в Париже, на которой получила бронзовую медаль [28. Л. 7].

В 1908 г. была организована выставка «Дошкольное воспитание». Выставку посетило ок. 10 тыс. чел. На ее площадках была прочитана 21 лекция, причем часть из них была платной. Данное мероприятие, очевидно ориентированное на образованную аудиторию, еще более способствовало росту интереса дворянско-интеллигентских кругов к идее социализации дошкольников [5, с. 10].

В 1910 г. в Киеве состоялась выставка «Детский труд». На выставке были представлены 621 книга как для воспитательниц, так и для де-

V V п

тей, материалы для занятий в семье и детском саду, игрушки. В выставке принимали участие не только детские сады Киева, но и из Петербурга, Гельсингфорса, Черкасс, Риги, Костромы, Чернигова, Харькова, представившие работы детей [29, с. 18-24].

Наиболее широко вопросы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста в России обсуждались на I Всероссийском съезде по семейному воспитанию (проходившем в Петербурге 30 декабря 1912 г. - 6 января 1913 г.). На съезде присутствовало 1 265 чел. (всего желающих участвовать было 1 626 чел.), в основном из среды интеллигенции: педагоги, врачи, деятели по народному образованию. На съезде ярко выявилось два противоположных направления: сторонники семейного воспитания детей дошкольного возраста и сторонники общественного дошкольного воспитания. В итоге было принято компромиссное решение вопроса о взаимоотношении семейного и общественного дошкольного воспитания детей, об открытии дошкольных учреждений - домашних детских садов, семейных групп и объединения их во Всероссийский родительский союз.

В резолюции съезда, принятой по этому вопросу, были следующие задачи: объединение всех существующих организаций (как-то: семейно-педагогических кружков, родительских кружков и обществ дошкольного воспитания и т. п.), всемерное содействие развитию уже существующих и появлению новых организаций или местных отделений педагогических и родительских организаций, постановка обучения как в семье, так и в школе, в детских садах и тому подобных учреждениях.

Родительский союз должен был помогать консультацией отдельным родительским организациям и обществам по вопросам семейного воспитания [15].

Таким образом, во второй половине XIX - начале ХХ в. в России начала складываться система дошкольного воспитания. Однако ориентирована она была не на трудящееся население, а на интеллигент-ско-дворянские семьи. Главной задачей детских садов являлись социализация и первоначальное образование детей. Подобные учреждения были очень дорогостоящими, что затрудняло их широкое распространение. Альтернативой платным детским садам были «родительские, семейные» учреждения, существовавшие на паевой основе. Активная пропаганда общественного дошкольного воспитания через педагогические издания, деятельность специализированных обществ и многочисленных выставок способствовала росту понимания важности и даже необходимости социализации детей младших возрастов среди привилегированных слоев российского общества.

Список литературы

1. Помелов В. Б. Фридрих Фрёбель и его вклад в педагогику: к 230-летию со дня рождения педагога и к 175-летию открытия им первого в истории детского сада // Вестник Вятского государственного университета. - 2011. - № 4-3. - С. 114123.

2. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 142. Д. 477.

3. РГИА. Ф. 759. Оп. 27. Д. 337.

4. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.). Ф. 582. Оп. 1. Д. 12.

5. Отчет о деятельности Киевского общества народных детских садов за 1908. - Киев, 1909.

6. Морозов А. Г. Дошкольные учебно-воспитательные учреждения Казанского учебного округа в начале ХХ века // Известия Саратовского университета. Серия История. - 2009. - № 2. - С. 60-64.

7. ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 14093 А.

8. Вопросы дошкольного воспитания. - СПб., 1912. - Вып. 1.

9. М.К. Опыт семейной школы в Москве // Свободное воспитание. - 19071908. - № 1. - С. 51-59.

10. Дурылин С. Общество содействия дошкольному воспитанию детей // Свободное воспитание. - 1907-1908. - № 11. - С. 109-112.

11. Веременко В.А. Гигиена школьника в дворянско-интеллигентских семьях России второй половины XIX - начала ХХ вв. // История повседневности. - 2017. -№ 2 (4). - С. 79-105.

12. ЦГИА СПб. Ф. 582. Оп. 1. Д. 24.

13. ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 7653.

14. [Чабан Е.Н.]. Программа среднего учебного заведения с курсом мужской гимназии для детей обоего пола. [Пг.,б.г.].

15. Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Петербург, 30.XII.1912 - 6.И913 г. - Т. I. - СПб., 1914.

16. Гаращенко Л.В. Организация обучения и воспитания в частной школе «детский сад» в Иркутске во второй половине XIX - начале ХХ вв. // Вектор науки

Тальяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2015. - № 1. - С. 42-45.

17. Еврейский детский сад 1913-1914 года. - Баку, 1915.

18. Весь Петербург на 1911 год: адресная и справочная книга г. С.-Петербурга. - Санкт-Петербург: издание А.С. Суворина, 1911.

19. ЦГИА СПб. Ф. 582. Оп. 1. Д. 45.

20. Веременко В.А. Дети в дворянских семьях России (вторая половина XIX -начало ХХ вв.). - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015.

21. Веременко В.А. Пансионы в России во второй половине XIX - начале ХХ вв. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2015. - № 3. - С. 33-39.

22. «Я вышла замуж за любимого...» Мемуары О.М. Меницкой-Зоммар (01.03.1874 - 31.01.1967). Публик., комм. и вступит. ст. В.В. Каминский, В.А. Веременко // История повседневности. - 2017. - № 1(3). - С. 109-150.

23. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: в 2 т. Т. 1. - М., 1990.

24. Веременко В.А. Трудовое воспитание в дворянско-интеллигентских семьях России во второй половине XIX - начале ХХ вв. // Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность: сб. материалов междунар. науч. конф. / под общ. ред. проф. В.Н. Сквор-цова, отв. ред. В.А. Веременко. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 361-370.

25. Из деятельности «Детского сада М.А. Гуцевич», продолжающего дело «Дома свободного ребенка» // Свободное воспитание. - 1907-1908. - № 7. -С. 10-23.

26. А.Т. Еще одна попытка свободного воспитания и образования // Свободное воспитание. - 1908-1909. - № 1. - С. 5-32.

27. Радченко А. Школа шалунов // Свободное воспитание. - 1908-1909. -№ 8. - С. 1-26.

28. ЦГИА СПб. Ф. 582. Оп. 1. Д. 85.

29. Каталог выставки «Детский труд». - Киев, 1910.

References

1. Pomelov V.B. Fridrih Fryobel' i ego vklad v pedagogiku: k 230-letiyu so dnya rozhdeniya pedagoga i k 175-letiyu otkrytiya im pervogo v istorii detskogo sada [Friedrich Frobel and his contribution to pedagogy: 230-th anniversary from the birthday of the teacher and to the 175th anniversary of opening their first ever kindergarten] // Vest-nik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Vyatka state University]. -2011. - № 4-3. - S. 114-123.

2. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA) [The Russian state historical archive]. F. 733. Op. 142. D. 477.

3. RGIA. F. 759. Op. 27. D. 337.

4. Central'nyj gosudarstvennyj istoricheskij arhiv g. Sankt-Peterburga (CGIA SPb.) [Central state historical archive of St. Petersburg]. F. 582. Op. 1. D. 12.

5. Otchet o deyatel'nosti Kievskogo obshchestva Narodnyh Detskih Sadov za 1908 [Report on activities of the Kiev society of the people's Kindergartens in 1908]. - Kiev, 1909.

6. Morozov A.G. Doshkol'nye uchebno-vospitatel'nye uchrezhdeniya Kazanskogo uchebnogo okruga v nachale XX veka [Preschool educational institutions of the Kazan educational district in the early twentieth century // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya Istoriya [Izvestiya of Saratov University. Series Story]. - 2009. - № 2. - S. 60-64.

7. CGIA SPb. F. 139. Op. 1. D. 14093 A.

8. Voprosy doshkol'nogo vospitaniya [Issues of preschool education]. - SPb., 1912. Vyp. 1.

9. M.K. Opyt semejnoj shkoly v Moskve [The experience of family school in Moscow] // Svobodnoe vospitanie [Liberal education]. - 1907-1908. - № 1. - S. 51-59.

10. Durylin S. Obshchestvo sodejstviya doshkol'nomu vospitaniyu detej [The society for the promotion of preschool education of children] // Svobodnoe vospitanie [Liberal education]. - 1907-1908. - № 11. S. - 109-112.

11. Veremenko V.A. Gigiena shkol'nika v dvoryansko-intelligentskih sem'yah Ros-sii vtoroj poloviny XIX- nachala XX vv. [Hygiene student in aristocratic intellectual families in Russia second half of XIX - early XX centuries] // Istoriya povsednevnosti [History of everyday life]. - 2017. - № 2 (4). - S. 79-105.

12. CGIA SPb. F. 582. Op. 1. D. 24.

13. CGIA SPb. F. 139. Op. 1. D. 7653.

14. [CHaban E.N.]. Programma srednego uchebnogo zavedeniya s kursom mu-zhskoj gimnazii dlya detej oboego pola [The program of secondary educational institutions with a course of gymnasium for children of both sexes]. [Pg.,b.g.].

15. Trudy Pervogo Vserossijskogo s"ezda po semejnomu vospitaniyu. Peterburg, 30.XII.1912 - 6.I.1913 g. [Proceedings of the First all-Russian Congress on family education. Petersburg, 30.XII.1912 - 6.I.1913]. - T. I. - SPb., 1914.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Garashchenko L.V. Organizaciya obucheniya i vospitaniya v chastnoj shkole «detskij sad» v Irkutske vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vv. [Organization of training and education in a private school kindergarten in Irkutsk in the second half of XIX - early XX centuries] // Vektor nauki Tal'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya [Vector science Malatinskeho state University. Series: Pedagogics, psychology]. - 2015. - № 1. S. 42-45.

17. Evrejskij detskij sad 1913-1914 goda [Jewish kindergarten 1913-1914 year]. -Baku, 1915.

18. Ves' Peterburg na 1911 god: adresnaya i spravochnaya kniga g. S.-Peterburga [All Petersburg in 1911: the address and reference book of St. Petersburg]. - Sankt-Peterburg: izdanie A.S. Suvorina, 1911.

19. CGIA SPb. F. 582. Op. 1. D. 45.

20. Veremenko V.A. Deti v dvoryanskih sem'yah Rossii (vtoraya polovina XIX -nachalo XX vv.) [Children in noble families of Russia (second half XIX-beginning of XX centuries)]. - SPb.: LGU im. A.S. Pushkina, 2015.

21. Veremenko V.A. Pansiony v Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vv. [Pensions in Russia in second half XIX - early XX centuries] // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Vestnik Pushkin Leningrad State University]. - 2015. - № 3. - S. 33-39.

22. «YA vyshla zamuzh za lyubimogo...» Memuary O.M. Menickoj-Zommar (01.03.1874 - 31.01.1967). Publik., komm. i vstupit. st. V.V. Kaminskij, V.A. Veremenko ["I married the beloved..." Memoirs of O. M. Minicoy-Sommar (01.03.1874 -31.01.1967). Publics., comm. and I'll join. article V. V. Kaminsky, V. A., Veremenko] // Istoriya povsednevnosti [The History of everyday life]. - 2017. - № 1(3). - S. 109-150.

23. Benua A.N. Moi vospominaniya: v 2 t. [Benoit A. N. My memories: in 2 vol]. -T. 1. - M., 1990.

24. Veremenko V.A. Trudovoe vospitanie v dvoryansko-intelligentskih sem'yah Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vv. [Labor education in aristocratic intellectual families in Russia in the second half of XIX - early XX centuries] // Material'nyj faktor i predprinimatel'stvo v povsednevnoj zhizni naseleniya Rossii: istoriya i sovremennost'. Sb. materialov mezhdunar. nauch. konf. / pod obshch. red. prof. V.N. Skvorcova, otv. red. V.A. Veremenko [The Material factor and entrepreneurship in everyday life of the

population of Russia: history and modernity. SB. materials Intern. scientific. Conf. under the General editorship of Professor V. N. Skvortsov, ed. edited by V. A. Veremenko]. -SPb.: LGU im. A.S. Pushkina, 2016. - S. 361-370.

25. Iz deyatel'nosti «Detskogo sada M.A. Gucevich», prodolzhayushchego delo «Doma svobodnogo rebenka» [Of activities "kindergarten M. A. Gutsevich" continuing "Home of the free child"] // Svobodnoe vospitanie [Liberal education]. - 1907-1908. -№ 7. - S. 10-23.

26. A.T. Eshche odna popytka svobodnogo vospitaniya i obrazovaniya [Another attempt of free education and education] // Svobodnoe vospitanie [Liberal education]. -1908-1909. - № 1. - S. 5-32.

27. Radchenko A. SHkola shalunov [School rascals] // Svobodnoe vospitanie [Liberal education]. - 1908-1909. - № 8. - S. 1-26.

28. CGIA SPb. F. 582. Op. 1. D. 85.

29. Katalog vystavki «Detskij trud» [Catalogue of the exhibition "Child labour"]. - Kiev,

1910.

УДК 94(470.1)"18":91

ГРНТИ 03.23.31: История России нового времени

В.Г. Смирнов

О повседневной жизни и быте личного состава парохода «Пахтусов» в Архангельске в конце XIX в. (к 120-летию создания Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана)

В статье рассматриваются подробности повседневной жизни и быта личного состава парохода «Пахтусов» Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в период летних стоянок и зимовок в Архангельске на рубеже XIX-XX вв. Среди этих подробностей освещены вопросы отпусков нижних чинов, их медицинского, продовольственного и вещевого обеспечения, заболеваний и потерь среди матросов и офицеров, отправления религиозных культов, грубых нарушений дисциплины и отдельных преступлений, совершавшихся нижними чинами, проведения учебного сбора с запасными нижними чинами флота, оставления лучших нижних чинов на сверхсрочную службу. В числе персонажей статьи - выдающиеся исследователи Арктики конца XIX - начала XX в.: полковник А. И. Вилькицкий, капитан 2-го ранга А.И. Варнек и штабс-капитан Корпуса флотских штурманов Н.В. Морозов.

Ключевые слова: Гидрографическая экспедиция, Северный Ледовитый океан, пароход «Пахтусов», Архангельск, Дирекция маяков и лоции, А. И. Вилькицкий, А.И. Варнек, Н.В. Морозов, Н.М. Деплоранский, В.В. Дьяконов.

V.G. Smirnov

On the daily life and life of personnel steamer Pakhtusov in Arkhangelsk in the late XIX century (to the 120th anniversary of the Hydrographic Expedition

Arctic Ocean)

The Arctic Ocean Hydrographical Expedition steamer Pakhtusov crew daily life during the summer camps and wintering in Arkhangelsk at the turn of the 19th and 20th centuries is discussed in the article. The observed activities include lower ranks vacations, their medical, food and clothing supplies, diseases and losses among sailors and officers, religious cults worshiping, gross violations of discipline and individual crimes committed by lower ranks, a training camp with reserve lower ranks of the Navy, the best lower ranks employment for extra-long service. The article gives information about outstanding researchers of the Arctic of the late XIX - early XX century: Colonel A.I. Vilkitsky, captain of the 2nd rank A.I. Varnek and the Naval Navigator's Corps captain N.V. Morozov.

© Смирнов В.Г., 2017 © Smirnov V.G., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.