ОЧЕРК ИСТОРИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ
Чжан Лисин
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы истории педагогической мысли в области дошкольного образования в Китае: описано становление дошкольного образования, его развитие в разные исторические периоды, влияние западной культуры, а также противоречие традиции и современности.
Ключевые слова: дошкольное образование, Китай, история педагогики, содержание образования.
Summary. The article examines some questions of the history of pedagogical thoughts in the field of pre-school education in China: the author describes the formation of preschool education, its development in different historical periods, influence of the western culture, and also the contradiction of the tradition and the present.
Keywords: pre-school education, China, interest, history of education, education content.
В каждой стране дошкольное образование имеет свои особенности и сходство с другими странами. Известны публикации о дошкольном образовании в Европе, США и других развитых странах. Однако материалов о дошкольном образовании в Китае недостаточно, в связи с чем в данной статье будет представлена история дошкольного образования в Китае.
Китайская летопись гласит: в конце первобытного общества (около 2700 до н.э.) появился «ян», который является прообразом учебного заведения, местом, где кормили стариков и воспитывали детей.
Одиннадцатый век до н.э - период полного расцвета рабовладельческого общества и важный период становления дошкольного образования в Китае. В историческом документе «Ли цзи - Нэй
цзэ» представлен проект дошкольного образования для детей рабовладельцев, в котором учитывались возрастные различия детей. Школьное образование и дошкольное образование разделялись по возрасту. Дошкольное образование имело классовый характер. Этот документ является самой ранней записью о дошкольном образовании в истории. Объектами воспитания в этом проекте являлись дворянские дети. Содержание его тесно связывается с дворянской бытовой жизнью, включает формирование жизненно необходимых двигательных действий, тренировку этикета и фундаментальное литературное знание. Этот проект уже принимал во внимание особенности развития ребенка, повышал требования по мере возраста ребенка. Воспитание мальчиков отличалось от воспитания девочек содержанием [2].
127
128
В этом периоде выделяется дворцовое дошкольное образование, отражавшее самый высший уровень развития дошкольного образования Китая. Дворцовое дошкольное образование - это особенная форма семейного образования, призванная воспитывать сына императора. В древнем Китае император имел высшую власть, все признавали, что император сильно влияет на развитие страны. Раннее воспитание очень важно для человека, тем более воспитание наследника императора. Отбирались три воспитателя из высоконравственных и высокочтимых чиновников. Один из них проводил физическое воспитание, другой - нравственное, третий учил знаниям и опыту управления и господства. Вместе с тем выбирали трех женщин из дворца, обладающих такими качествами, как добродушие, мудрость, скромность, мягкость, сдержанность, почтительность. Одна учила добру, другая исправляла недостатки, третья пребывала постоянно с наследником императора. Они воспитывали и ухаживали за будущим императором. Кормилица также выбиралась из жен чиновников. Столь строго отбирали близких императору людей, потому что считали, что поведение всех окружающих влияет на развитие преемника государства. Высший властитель не только придавал большое значение дошкольному образованию ребенка, но и предъявлял требования в отношении образования зародыша, условиям зачатия, тому, что ныне именуется пренатальным и перинатальным развитием [1].
Период перехода от рабовладельческого к феодальному обществу для нас интересен тем, что в этом периоде жил Конфуций (551-479 гг. до н.э.) - древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Конфуцианство - этико-
политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Хотя у Конфуция нет специальных идей о дошкольном образовании, однако конфуцианство стало не только духовным стержнем китайской культуры, но и явилось официальной идеологией, в том числе в образовании и воспитании [8].
В феодальном обществе (после 475 г. до н.э.) задачи дошкольного образования разрабатывались для детей разных сословий. Содержание дошкольного образования включало в себя нормы нравственного, умственного и физического воспитания. Воспитание бытовых норм включало феодальный этикет (большей частью конфуцианский), представлявший систему норм поведения человека в древнем Китае. Древние педагоги считали, что воспитание норм поведения для детей очень важно, чем младше ребенок, тем важнее воспитание нормы поведения. Культивировались такие нравственные нормы как почтительность и уважение к старшим по возрасту и положению, почитание родителей, трудолюбие, бережливость, честность и добро [5].
В феодальном обществе Китая отбор чиновников, то есть образованной части населения, был тесно связан с результатами экзамена по гуманитарным знаниям, поэтому люди уделяли большое внимание гуманитарному знанию (главная часть - труды конфуцианства). Гуманитарное знание стало также главным содержанием семейного воспитания, оно включало в себя учение иероглифов, «Четверокнижие» (Сы шу), стихи, изречения и т.д. Обучение гуманитарному знанию начина-
ф
лось с изучения иероглифов; в семье хорошего материального состояния дети начинали учить иероглифы с трех-четырех лет. Осуществление дошкольного образования имело утилитарный характер, и в целом в процессе образования обращали внимание на обучение, а не на воспитание. Педагоги специально создавали учебники дошкольного образования, в основе которых лежали нормы конфуцианства.
Одновременно философами и педагогами высказывалось множество идей об общественном дошкольном образовании.
Цзя И (200-168 гг. до н.э.) являлся публицистом, педагогом, литератором. Он был учителем будущего императора, поэтому интересны его рассуждения по дошкольному образованию наследника императора с целью укрепления господства. По его словам, раннее образование представляет лучший период для образования ребенка. Образование должно начаться как можно раньше, потому что первое впечатление всегда сильнее, и оно должно быть положительным. Он считал, что начало образования - это формирование зародыша. Хотя мысль об формировании зародыша появилась давно, но Цзя И являлся первым педагогом, указавшим на важность условий образования зародыша. После рождения соприкасающийся с ребенком взрослый влияет на него. Цзя И являлся сторонником конфуцианства и считал, что это учение должно стать содержанием раннего образования. Необходимо воспитывать у будущего императора следующие качества: верность, честность, справедливость, повиновение старшим, благотворительность и т.д. Кроме того, он отстаивает необходимость изучения исторического знания и уделял внимание физиче-
скому воспитанию. Хотя в его взглядах почти нет ничего нового по сравнению с тем, что было известно ранее, он был первым педагогом, всесторонне рассуждающим о раннем образовании.
Янь Чжиту (531-595 гг. н.э.) является автором «Янь ши цзя сюнь». Этот труд - целостный систематический учебник для семейного образования. Его содержание сводится к следующим четырем положениям.
Во-первых, образование должно начинаться с раннего возраста и, если возможно, следует соблюдать условия образования зародыша. Теория раннего образования основывается на семейном воспитании. Раннее образование важно, так как, с одной стороны, у детей хорошая память, мало взаимных помех, с другой стороны, их идеи и привычки поведения еще не сформированы, пластичны. Самая важная задача этого периода состоит в том, что необходимо воспитать в детях хорошие привычки, в том числе, привычку к принятию мнения родителей.
Во-вторых, родители должны быть не только авторитетными, но и нежными. Самым важным вопросом семейного образования является нахождение «золотой середины» между серьезностью и нежностью. Янь Чжиту критиковал родителей в то время за то, что они только любят детей, а не воспитывают. Он говорил, что родители должны серьезно воспитывать детей с раннего возраста, был против баловства и отпускания воспитания на самотек. Перед детьми родители должны быть солидными и серьезными, но должны избегать чрезмерной строгости, однако телесное наказание является необходимым эффективным способом семейного воспитания, подобно тому как полезное лекарство всегда горчит. По его
129
мнению, родители должны делить любовь к детям поровну.
В-третьих, содержание образования должно быть очень широким и включать в том числе сельскохозяйственное знание. Общественная среда влияет на детей.
В-четвертых, родители являются самыми близкими людьми для детей, их слова для детей - заповедь. Родители сильнее, чем другие влияют на детей, поэтому родители должны сами совершенствовать свою нравственность. Он наследует мысль Конфуция «осторожно выбирать друзей», полагая, что дети должны жить в хорошей общественной среде, поэтому родители должны выбирать и хороших соседей [7]. Он выразил мнение, что речь окружающих несет в себе важное содержание для воспитания детей.
Чжу Си (1130-1200 гг.) являлся философом-идеалистом, мыслителем, педагогом. Он разделил образование на разные периоды, уделил внимание раннему образованию. Он подчеркнул важность бытовой деятельности ребенка, с целью чего написал два учебника. В I30 одном учебнике разработал конкретные правила и требования воспитания бытовой деятельности [4]. Например, дети должны сначала научиться одеваться, потом развивать речь, затем мыться, должны уметь приводить свои вещи в порядок. Он обратил внимание на тренировку нравственного воспитания, это воспитание должно начинаться от простого к сложному, от близкого к дальнему. Янь Чжиту придавал большое значение роли образца. В написанном учебнике он собрал изречения и рассказы для детей с целью подражания.
Ва Шоужэнь (1472-1528 гг.) -философ-идеалист, педагог. Его главные мысли - уважение к природе детей, раз-
витие интереса. Он считал, что необходимо способствовать развитию детей с учетом их природных физических и психических особенностей. Ва Шоужэнь критиковал в то время очень популярный традиционный метод воспитания (заставлять детей сидеть дома, читать и пересказывать наизусть классические труды конфуцианства). Он считал, что такой метод губит природу детей. По его мнению, процесс образования должен шаг за шагом продвигаться вперед, учитывая уровень развития и особенности ребенка [10]. Обучение детей должно соответствовать их индивидуальным способностям и уровню развития ребенка. Целью воспитания является специализация развития. Ва Шоужэнь полагал, что содержание и средства воспитания детей должны быть всесторонними [11]. Он разработал расписание для детей, способствующее этой цели. Но воспитание дошкольников в это время велось только в семье.
В середине XIX в. стали появляться специальные общественные учреждения дошкольного образования. Их появление было обусловлено историческими событиями и изменениями социально-экономической ситуации в Китае. После опиумной войны империалистические державы получили привилегию на руководство образованием в Китае. Однако организация дошкольного образования в Китае копировала японскую систему образования детей дошкольного возраста. С целью «культурной агрессии» японцы организовывали в Китае детские сады [9]. В то же время европейцы создавали детские сады при католических церквах с целью воспитания верующих.
В период китайской республики (1912-1949 гг.) передовая интеллигенция критиковала старое феодальное образование, в результате чего до-
ф
школьное образование получило новые импульсы для развития, насаждались западные капиталистические передовые образовательные идеи. Многие китайские педагоги критиковали идеи феодализма, порабощения, аристократизм дворян в области дошкольного образования, проводились исследования дошкольного образования по-китайски, открылись детские сады для семей рабочих и крестьян [6].
После образования КНР (1949 г.) правительство вернуло себе суверенное право на образование, создало государственное управление учреждениями дошкольного образования и закрыло частные детские сады. Дошкольные образовательные учреждения создавались по опыту СССР (по образцу «трудовой школы»), откуда приглашали ученых - специалистов в области дошкольного образования, которые пропагандировали теоретические идеи и опыт советской системы образования. Существовавшая в то время система образования в КНР была подвергнута критике, отрицалось наследие многовековой истории китайского дошкольного образования.
Во время культурной революции (1966-1976 гг.) система образования в Китае была полностью разрушена. Система физического воспитания, построенная на рациональной основе и культивирующая капиталистический образ жизни, была подвергнута критике и уничтожена Научный режим дня, расчет питания, учет физических показателей детей, воспитание культурно-гигиенических привычек отсутствовали. Например: использование детьми салфеток для губ после обеда и сходные культурно-гигиенические привычки отменили, сочтя их проявлениями капиталистического образа жизни. Режимное, упорядоченное физическое воспи-
тание сменилось репетициями гимнастики для демонстрирования в праздничных показах.
Критике подверглось и чрезмерное внимание к умственному воспитанию ребенка. Детская песня, сказка, рассказ считались хламом феодализма, капитализма, ревизионизма.
В нравственном воспитании все его содержание свелось к политике, политические «левацкие» лозунги заменили собой жизненные нормы. Например, в детских садах ввели предмет «политика», детям надо было читать наизусть непонятные цитаты и стихи Мао Цзэдуна.
Эстетическое воспитание считалось содержанием капиталистического образования, любовь к красоте - выражением капиталистической идеи. В результате, эстетическое воспитание было отменено, чувство красоты, творчество у детей не развивались.
Любовь воспитателя к детям считалась капиталистической теорией о неизменности человеческой природы. Воспитателей, считавших любовь к детям священным долгом, критиковали, и со временем это привело к равнодушию между поколениями. Подготовка специалистов-воспитателей была полностью отменена. Все 19 дошкольных педагогических институтов в КНР были закрыты [3].
Лишь после 1978 г. началось восстановление системы дошкольного образования, адаптированной к условиям современного мира, с ориентацией на евро-американские образцы.
Итак, если европейское дошкольное воспитание принято начинать с «материнских школ» Я. А. Коменского (1592-1670 гг. н.э.), то китайскую педагогику следует начинать с Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Несмотря на то, что китайская история дошкольного и школьного образования выглядит зна-
131
чительно длиннее европейской, она сохраняла идейную преемственность на протяжении более чем двух с половиной тысячелетий. Эта преемственность, говоря современным языком, - в гуманистической направленности китайской дошкольной педагогики: все названные передовые педагоги утверждали принципы конфуцианской нравственности и необходимость учета и развития индивидуальных способностей и интересов детей. И это тем более удивительно, что китайская история была не менее драматична или даже трагична, чем европейская. Гуманистическая направленность роднит китайскую педагогику с евро-американской.
Но есть и одно радикальное отличие китайского воспитания и образования от современного европейского и североамериканского, и это отличие основано на различии коллективизма и индивидуализма. Конфуций и позднейшие китайские педагоги настаивали на необходимости почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, то есть сохранении существующего социального порядка. Европейское и особенно североамериканское образование построено на принципах творчества во всех сферах социальной жизни, то есть изменении существующего порядка и на роли личности в этих изменениях, то есть оно основано на пренебрежении традициями, в которых усматривают помеху общественному развитию. Противоположность этих двух принципов в деле воспитания детей представляется очевидной, не требующей пояснения.
Удастся ли Китаю преодолеть противостояние двух принципов воспитания личности с ранних лет («традиционного» или «западнического») - покажет будущее.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. шш
1990. Ван Ли. История дошкольного образования в Китае. - Пекин: Издательство Пекинского педагогического университета, 1990.
2. ?Цй 1990. «Ли цзи». -Пекин: Народное педагогическое издательство, 1990.
3. {шшщт,
ЖШ± 2006^ Ли Шенлан. До-
школьная педагогика. - Шанхай: Изд-во университета восточного Китая, 2006.
4. 2Ш1
2008.9. Лю Июня. Педагогические идеи Чжу Си // Современная педагогическая наука. - 2008. - № 9.
5. ХКШ 1985^ Мен Щанчин. Образование древнего Китая. - Пекин: Изд-во народного образования, 1985.
6. «Фт^шшн^шм,
2004^ Пэн
Лицзюнь. Проблемы и советы дошкольной педагогики в Китае. - Пекин: Изд-во Пекинского педагогического университета, 2004.
7. ^£1998. Ху Ши. Сборник статьи Ху Ши. - Пекин, 1998.
8.
?± ^Ьт- 2007^ Чен Вэху. История дошкольного образования в Китае и в других стран. - Пекин: Изд-во науки, 2007.
9.
2001^ Чен Сесин. Образование современного Китая. - Пекин: Изд-во народного образования, 2001.
10. 1992. Чжан Щусян. Исследование идеи Ван. -Пекин: Педагогика, 1992.
11.
Ш4^» 2008^02Щ Чу Чин. Педагогические идеи Ва Шоужэньн // Современная педагогическая наука. - 2008. - № 2. ■