Научная статья на тему 'Детская или родительская: чья готовность к школе важнее?'

Детская или родительская: чья готовность к школе важнее? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ВЫБОР ШКОЛЫ / СМЫСЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / EDUCATION FOR PARENTS / CHOICE OF SCHOOL / MEANING OF EDUCATION / EXISTENTIAL PROGRESS / WAY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоменко Ирина Алексеевна

Обучение ребёнка в школе: экзистенциально-гуманистический подход к подготовке родителей. Семья как уникальная педагогическая система. Согласованность целей и смыслов родителей и школы в образовании ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детская или родительская: чья готовность к школе важнее?»

0КОЛА л воспитание

ДЕТСКАЯ ИЛИ РОДИТЕЛЬСКАЯ: чья готовность к школе важнее?

Ирина Алексеевна Хоменко,

заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доцент, кандидат педагогических наук

• обучение родителей • выбор школы • смыслы образования

• экзистенциальное развитие • жизненный путь

Предшкольная подготовка и родители

Тема подготовки ребёнка к школе остаётся популярной в науке и практике вот уже много лет. Исследователи изучают теоретические аспекты проблемы, учёные-практики разрабатывают технологии сопровождения образовательного процесса в школе, предприниматели создают центры раннего развития детей, книжные полки магазинов пестрят небывалым

разнообразием пособий для специалистов и родителей. Вся эта деятельность уже давно стала практически самостоятельной областью современного образования, со своими научными разработками, методическим обеспечением и экспериментальными площадками.

В некоторых городах даже появились Центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения,

призванные помогать ученику в освоении индивидуального образовательного маршрута.

Иными словами, момент поступления ребёнка в школу оформлен в современной педагогической науке и практике как особое инициальное событие, к которому нужно готовиться специально.

Примечательно, что приоритетный объект такой подготовки — ребёнок, в то время как семья, которая выбирает школу, образовательную программу, учителя и, в конце концов, несёт материальное бремя образовательного процесса, остаётся вне зоны внимания педагогики.

Почему?

На мой взгляд, причин этому несколько.

Основная — это взгляд на семью как на вспомогательный элемент в системе образования, призванный ассистировать учителю в ситуациях, с которыми он не справляется. Традиционно к родителям обращаются за помощью тогда, когда ребёнок не выполняет домашние задания или «плохо ведёт себя в школе». Стереотипы учительского сознания, сформированного в советское время, таковы, что только он (учитель) ответственен за процесс образования учеников. Но в Законе РФ «Об образовании» есть отдельная статья, определяющая ответственность родителей за образование их детей (ст. 52 в редакции от 17.12.2009 № 313-ФЗ.), поэтому основная задача современной школы сегодня состоит в том, чтобы вернуть родителям их реальный правовой статус в образовательном учреждении, с правами и обязанностями.

Исследование практики подготовки родителей в 28 образовательных учреждениях (школах и детских садах) города Санкт-Петербурга в 2009 году выявило интересную картину — руководители и педагоги школ и детских садов, несмотря на то, что считают нужным готовить родителей по всем направлениям (психологическая, педагогическая и методическая подготовка), такой работой постоянно не занимаются.

Вторая причина — игнорирование родителей как объектов предшкольной подготовки относится к организационно-управленческой стороне школьного образования. Региональными и федеральными органами управления образованием создано немало документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области предшкольной подготовки детей. Что касается родителей, то работа образовательного учреждения с ними носит инициативный характер: те школы, которые реально стремятся нести консолидированную ответственность с семьёй за образование детей, занимаются и подготовкой родителей. Частные школы и индивидуальные предприниматели тратят на это значительную часть времени, ибо понимают важность такого обучения именно на первых этапах педагогического взаимодействия. По моему мнению, пока подготовка родителей к обучению их ребёнка в школе не станет обязательным элементом школьного образования, а в число аттестационных компетенций не будет включено умение выстраивать системную работу с родителями, повысить качество отечественного образования будет весьма затруднительно.

В начале 1990-х годов в США разработана национальная программа по обучению педагогов работе с семьёй, которая оказалась самым эффективным инструментом в повышении качества образования: именно привлечение общества к школьным делам, а не прямое «вливание» финансов изменило характер образовательного процесса. В настоящее время среди компетенций, которыми должен владеть современный американский учитель, содержатся те, которые отражают умение работать с родителями. В образовательных программах педагогических вузов предусмотрены специальные учебные дисциплины (и практики) по этой теме. Национальный Совет по стандартам в обучении включил в перечень стандартов, необходимых для сертификации учителя, вовлечение семей в качестве отдельного стандарта.

Приведём пример одного из модулей подготовки педагогов по вовлечению родителей в процесс обучения (табл.).

В Америке в некоторых школах есть даже должность — «координатор по связям с семьёй», который выполняет роль посредника между образовательным учреждением и родителями.

Третья причина, по которой родители выпадают из «предшкольной подготовки» — это недостаточная разработанность научно-методической базы, с помощью которой можно выстроить процесс подготовки и сопровождения родителей на всех этапах образования ребёнка.

В России явно недостаточно исследований, предметом которых были бы вопросы понятийно-терминологического аппарата, типологии, структуры и видов готовности родителей к обучению их ребёнка в школе.

Недостаточная разработанность научно-методической базы влечёт за собой и отсутствие технологий такой подготовки, особенно в части её содержания.

Анализ учебных пособий, посвящённых процессу подготовки ребёнка к школе, показывает, что основной акцент в нём делается на формировании общеучебных навыков детей и развитие их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания, восприятия). Иногда встречаются технологии формирования мотивации

у детей (так называемая мотивационная готовность к школе), реже — комплексное развитие личностной сферы ребёнка (личностная готовность), и практически не упоминается о специальной работе с родителями. А ведь, как гласит ст. 18 Закона РФ «Об образовании», именно «родители являются первыми педагогами» для своих детей. В своё время Жан Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньше влияние, чем предыдущий. Это значит, что ещё до поступления в школу у ребёнка, «растворённого» в пространстве семьи, уже формируется определённое отношение как к процессу образования в целом, так и к образовательному учреждению в частности. В большой мере это отношение детерминируется ценностями родителей и их интерпретацией своего школьного опыта.

Вполне естественно и закономерно, что приоритетное влияние на развитие личностной сферы ребёнка оказывают родители, так как именно их мотивация и цели образования задают форватер образовательного маршрута ребёнка. Иными словами, системе образования вряд ли удастся расширить этот форватер или задать ему иной вектор, чем тот, который — осознанно или стихийно —

Установки, знания и умения для учителей, основанные на четырёх подходах _Тип обучения: Вовлечение семей в процесс обучения'_

Функциональный подход Дополнительные стимулы для родителей

Умения вовлекать родителей в процесс обученияза пределами класса. Умение обучать родителей приёмам обучения Умение разрабатывать мероприятия, которые повышают уверенность родителей в своих силах и помогают им проводить разные обучающие мероприятия со своими детьми дома. Умение давать родителям конструктивную обратную связь

Компетентность в области культур Социальный капитал

Умение встраивать в домашние работы и проекты семейные «фонды знаний», так, чтобы семьи и communities могли вносить вклад в обучение детей Умение мотивировать участие членов семей в обучающих мероприятиях дома. Умение наносить визиты на дом ученикам. Умение включать в образовательные мероприятия всех членов community

1 Подходы базируются на работах следующих авторов: Joyce Epstein (functional); Moncrieff Cochran (parent empowerment); Luis Moll (cultural competence); and James Coleman (social capital).

выбирают родители. Следовательно, для того, чтобы повысить эффективность педагогического процесса в школе, необходимо понять, какую позицию в образовании ребёнка занимает семья.

Однако в науке практически отсутствуют диагностические средства, позволяющие оценить уровень психолого-педагогической (в том числе методической) компетентности современных родителей, специфику и динамику их образовательных запросов, социокультурную обусловленность их целей образования.

Проблемы, с которыми

сталкиваются родители

Несмотря на то, что большинство родителей стремятся дать детям полноценное образование и понимают его ценность, одного их желания порою недостаточно. Возникает проблема способности и возможности родителей реализовать педагогическую функцию наиболее эффективно.

Исследования современных родителей, как отмечает А.С. Роботова, показывают их педагогическую безграмотность, неумение видеть собственного ребёнка, понимать его духовные изменения, определять свою роль в образовании, оценивать объективно и здраво значение семьи и дома как образовательных институтов.

В 2007—2009 годах кафедрой педагогики и психологии семьи РГПУ им. А.И. Герцена проведено исследование проблем, с которыми сталкиваются родители, проживающие в Санкт-Петербурге, при подготовке их детей к школе. Респондентам (215 человек, из них 189 женщин и 26 мужчин) задавали вопрос: «С какими проблемами вы столкнулись при поступлении ребёнка в школу?»

Родители называли много проблем, среди которых: «Недостаточные знания законов в области образования, прав ребёнка и родителей»;

«Неумение организовать режим дня и отдыха»; «Медлительность и раздражительность ребёнка»; «Отсутствие взаимопонимания в семье в результате разных подходов к обучению детей»; «Собственная раздражительность, отсутствие терпения при выполнении домашних заданий с ребёнком»; «Неумение выбрать школьные принадлежности, рюкзак, одежду» и другие.

Ни один ответ не касался проблемы, относящейся к внутренней жизни ребёнка, смыслам и ценности образования лично для него.

Косвенным подтверждением этой тенденции послужили и ответы педагогов, которым задали вопрос: «Какие проблемы возникают у родителей в связи с подготовкой к школе?».

Приведём выдержки из двух интервью.

Наталья Николаевна (воспитатель): «Конечно, родители заинтересованы, чтобы ребёнок был подготовлен, даже их интересует больше не психологический, внутренний мир ребёнка, а как ребёнок подготовлен умственно. Чтобы он умел читать, чтобы он умел считать, и на этом очень зацикливаются. Даже забывают порой о здоровье — а как ребёнок психологически, внутренне, готов к школе? Поэтому где-то приходится с какими-то родителями разговаривать, чтобы они подумали, может быть, ещё подождать, потому что торопятся, и в шесть лет, и побыстрее. Но не все дети готовы».

Алла Петровна (учитель начальных классов): «Родители не интересуются подготовкой к школе. Если ребёнок ходил в детский сад, они спокойны. Если дети домашние, они бегают на курсы подготовительные. Они не задают никаких вопросов по проблеме подготовки к школе. Единственное, спрашивают, должен ли знать буквы, должен ли писать буквы, печатно или письменно, должен ли считать,

до скольки считать, как считать, должен ли знать цвета».

Примечательно, что сами педагоги тоже не придают большого значения ценностно-смысловым аспектам в подготовке родителей; не понимают, что именно психологическая составляющая компетентности родителей напрямую влияет и на их желание помогать ребёнку в процессе обучения.

Проиллюстрируем это с помощью одного типичного высказывания.

Педагогам задали вопрос «В какой подготовке родители нуждаются больше всего: психологической, педагогической, методической?»

Татьяна Сергеевна (воспитатель): «Нам бы хотелось, чтобы они методическую больше знали. Понимаете, чтобы они хоть знали, мы даже в начале года им говорили, как будем заниматься, что мы им дадим и в какой форме, и как мы будем с ними заниматься. А психологическая — меньше. Сейчас вот больше, когда они не решат в какой класс. А методическая больше в начале года, чтобы они знали, как управлять, что с детьми делать».

Аналогичная ситуация складывается и в наиболее продвинутой родительской среде — пользователей Интернета. Анализ проблем родителей будущих первоклассников, проведённый на базе восьми родительских интернет-форумов, показал, что родители в основном обеспокоены проблемой выбора школы. Однако в критериях, по которым они считают школу «хорошей» или «плохой», практически не встречается упоминания о том, что ценности семьи и школы должны совпадать; что школа должна быть способна помочь ребёнку раскрыть его личностный потенциал. Очень распространена ситуация, когда родитель, обращающийся в интернет-сообщество за помощью в выборе школы, не может дать характеристику своему ребёнку, не может определить его потребности и индивидуальные особенности/интересы. В этом случае риск возникновения конфликта между ребёнком и школой, ребёнком и родителями почти неизбежен, ведь выбор делается по формальным параметрам, а значит, мало согласуется с реальными потребностями всех сторон.

Каким образом и на каких философско-методологических основах строить подготовку родителей к обучению ребёнка в школе?

Любая семья представляет собой оригинальную образовательную систему с индивидуальными целями и средствами образования. Следовательно, при определении концептуальных основ содержания подготовки родителей необходим такой подход, который позволял бы каждой семье в общем образовательном пространстве реализовать свои педагогические цели.

Для этого нужно помочь семье определиться с двумя вещами: целями (смыслами) образования и ресурсами (реальными и потенциальными) для их реализации.

В контексте этой идеи подготовка к школе приобретает иную направленность: она становится не столько психолого-методическим процессом, сколько ценностно-смысловым. Важно помочь семье (а потом и ребёнку) ответить на вопрос — «Зачем нужно образование?», и далее — почему именно это образование? Почему именно эта школа? именно эта образовательная программа?

Методологической основой для реализации этой идеи может стать экзистенциально-гуманистический подход, который набирает свою популярность в мире и постепенно проникает в педагогику.

По мнению О.В. Лукьянова, «современное образование нуждается не только в формальных и сущностных основаниях. Необходимы основания экзистенциальные («экзистенция» — жизнь в момент её обновления, возникновения; жизнь как процесс; конкретная жизнь, порождающая живое существо). Экзистенциальные основания позволяют понять смысл, знание, действительность в терминах «моей жизни», позволяют присутствовать не просто в бытии, а в «здесь

бытии». Образование, в котором приоритет отдаётся онтологическим основаниям, следует называть экзистенциальным. <....> Оно возникает лишь из согласованности установок и ориентации на самое важное — проживаемую жизнь.» Современным педагогам хорошо известны идеи гуманистической педагогики, поставившие ученика в позицию субъекта образовательного процесса.

Экзистенциальная педагогика идёт глубже и рассматривает ребёнка как субъекта (автора) собственной жизни. Это значит, что все окружающие его люди, включая учителей и родителей, становятся не только помощниками в получении образования, но и соавторами его жизненного пути.

Понятно, что сами родители зачастую не являются авторами своей жизни, так как они росли в иной социокультурной действительности, поэтому им трудно научить детей тому, чего они не умеют сами.

Однако школа вполне могла бы хотя бы поставить эти вопросы перед ними, помочь осознать автономность и уникальность (субъект-ность) каждого человека и каждого члена семьи; помочь разграничить цели ребёнка, связанные с его уникальностью, и цели родителей (каждого из родителей!), которые они в той или иной мере пытаются достичь. Зачастую родители считают ребёнка своим продолжением, своей собственностью, а потому единолично решают, «как ему будет лучше». Естественно, что взрослые имеют более широкий диапазон представлений о мире, но кто сказал, что эти представления — верные? Кто сказал, что этих представлений достаточно для того, чтобы новый уникальный человек (их ребёнок) нашёл своё место в мире?

Самые большие разочарования, особенно ярко переживаемые в середине жизни («кризис среднего возраста»), связаны у людей с неверным выбором жизненного пути, с ощущением своей несостоятельности и нереализо-ванности. Во многом это обусловлено влиянием родителей, совершающих выбор вопре-

ки воле ребёнка, или учителей, отбивших охоту к тому или иному предмету. Препятствия, созданные на пути естественных желаний ребёнка, становятся психологическими блокаторами, изменяющими траекторию его образовательного развития, так как он занимается не тем, к чему склонен, а тем, что для него определили взрослые. Особенно это касается дополнительного образования детей, где позиция родителей бывает весьма жёсткой. Очень часто они отдают детей в балет или математическую школу потому, что сами когда-то мечтали достичь успеха в этом. Ребёнок же здесь служит только средством для реализации когда-то возникших желаний, и его неуспешность и сопротивление становятся причиной разрушения детско-родительских (а иногда и семейных) отношений.

В современной образовательной ситуации, когда школа и семья озабочены тем, чтобы максимально «загрузить» детей «полезной деятельностью», как раз и возникает проблема отчуждённости ребёнка от мира познания, так как познание мира начинается с познания себя. Ребёнок перестаёт чувствовать желания, он превращается в хорошо дисциплинированный автомат, покорно выполняющий учительско-роди-тельские команды.

Вспоминается один случай, рассказанный мамой одного четырёхлетнего ребёнка.

Мама с ребёнком шли из детского сада, и на вопрос о том, как прошёл его день, малыш задумчиво ответил: «Мама, вот я не понимаю... Мы постоянно в садике рисуем, читаем, играем... Постоянно что-то лепим, танцуем, учим стихи... Мама! А думать-то мне когда?..»

Как жаль, что этот экзистенциальный вопль не был услышан разработчиками программ дошкольного образования. Великолепно, когда дети многое знают и умеют. Но умеют ли они всматриваться в себя? Умеют ли уважать «размыш-лительную» тишину Другого? Есть ли в пространстве современного детства

местечко для экзистенциального самосозерцания ребёнка, находящегося в перекрёстном огне учительско-родительских требований?

Если учесть, что семья состоит, как правило, из нескольких субъектов, то проблема реализации амбиций взрослых через ребёнка становится весьма серьёзной. Несогласованность родительских позиций и ожиданий очень ярко проявляется в период выбора школы, когда семья определяет начальную точку образовательного пути ребёнка. Редко кто задумывается над вопросом — а что нужно самому ребёнку в этот момент? Насколько эта школа поможет ребёнку стать самим собой?

Родителям нужно помочь определить место ребёнка в их жизни, так как самые большие ошибки в воспитании совершаются не по злому умыслу, а из-за непонимания роли в жизни другого человека, только становящегося на путь познания. Его, родителя, нужно готовить к этому так же, как и его ребёнка.

Н.В. Кузьмина отмечает, что готовность педагога (к той или иной деятельности) находится в прямо пропорциональной связи с уровнем оценки значимости предстоящей задачи. Уровень оценки значимости задачи зависит от того, какой личностный смысл она имеет для субъекта. Соответственно, любые «методические» умения родителя, его способность помогать ребёнку в конкретных учебных вещах, нужно начинать формировать с экзистенциального уровня, с обретения им смысла предстоящей деятельности, с понимания полно(й)-ценности ребёнка как уже существующего (а не становящегося таким) субъекта, автора своей жизни.

На самом деле, для школы подготовка родителей имеет едва ли не большее значение, чем для самой семьи (ребёнка), ведь, «получив» малообразованного, не понимающего специфики образовательного процесса, не знающего ресурсов ребёнка в освоении образовательной программы «партнёра», школа будет вынуждена несколько лет заниматься изнурительной борьбой с членами семьи. И неизвестно, чем эта борьба может закончиться для обеих сторон.

Поэтому оптимальной позицией, на мой взгляд, будет реализация принципа «Не можешь противостоять — возглавь!». Если начать целенаправленную и системную работу с родителями на первых этапах их знакомства со школой, то со временем повысится не только качество взаимодействия, но и качество образования, так как на родителей ляжет психологическая (мотивационная) поддержка ребёнка в достижении его (ребёнка) целей.

Как это ни обидно может прозвучать, но сегодня школа, лишённая статуса эксклюзивного источника знаний, может служить лишь средством, «кирпичиком», из которого человек будет строить свою жизнь, а потому ей тоже нужно определить своё место в этом «строительстве», свою роль в жизни ребёнка. Ребёнка как Человека, а не как ученика.

Образовательному учреждению, решившему готовить к школе, в том числе и родителей, нужно сконцентрировать усилия на трёх важных вещах:

• помочь родителю осознать и разделить свои цели и цели ребёнка;

• помочь узнать себя и своего ребёнка (сильные и слабые стороны; точки риска и точки роста);

• помочь найти ресурсы для обретения ребёнком Индивидуального жизненного пути, который начинается именно

в школе; можно даже сказать, что школа — это первый авторский проект ребёнка, в котором он — главное действующее лицо.

Однако самой важной, на мой взгляд, условие успешной подготовки родителей — высокий уровень экзистенциального развития самих педагогов, которые хорошо знают и понимают себя, ценности и ресурсы, жизненные, а не учебно-предметные цели, ибо учитель, как и любой хороший психотерапевт, «работает собой».

Готова ли к подобной самоэкспертизе наша система образования? Вопрос пока остаётся открытым. НО

Родители и школа — помочь осознать и разделить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.