Научная статья на тему '«Детская» и «подростковая» тематика в социально-когнитивном пространстве современного западного и российского медийного дискурса'

«Детская» и «подростковая» тематика в социально-когнитивном пространстве современного западного и российского медийного дискурса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепт / вербализация / социальные сети / психическое здоровье / социализация / безопасность в использовании соцсетей / социальная архитектоника / дети (подростки)-инфлюенсеры / кидфлюенсеры / concept / verbalization / social media / mental health / socialization / online safety laws / child influencers / kidfluencers

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гайдаренко Вадим Анатольевич

В статье рассмотрено социально-когнитивное пространство, отображающее социальные и психологические проблемы детей и подростков в Великобритании, США и России в связи с использованием социальных сетей в качестве инструмента Интернет-социализации. Особое внимание уделено анализу определенной модели когнитивного и психологического воздействия детей (подростков)-инфлюенсеров на сознание и образ жизни современной молодежи. Рассматривается вербализация концептов, связанных с социальными проблемами детей и подростков Великобритании и США. Материалом для исследования послужили статьи журнала «The Economist» и репортажи телевизионной компании the BBC, посвященные детской и подростковой тематике и статьи по теме из российских СМИ. В статье также рассматриваются некоторые концепты, которые часто вербализируются в экономических западных и российских СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“CHILDREN’S” AND “ADOLESCENT” TOPICS IN THE SOCIAL AND COGNITIVE SPACE OF MODERN WESTERN AND RUSSIAN MEDIA DISCOURSE

The article focuses on cognitive and social configuration of modern mass media discourse with special attention paid to representation of social ills and problems, affecting children and adolescents in the UK and the USA and Russia. The research is based on articles, published in “The Economist” and reports of the BBC and Russian media sources, focusing on the influence of the Internet on social life and mental health of British and American children. Special attention is paid to the influence of social media on children and adolescents’ mental health and social behavior. Some concepts, often verbalized in Russian and western economic texts are also considered

Текст научной работы на тему ««Детская» и «подростковая» тематика в социально-когнитивном пространстве современного западного и российского медийного дискурса»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

«Детская» и «подростковая» тематика в социально-когнитивном пространстве современного западного и российского медийного дискурса

Гайдаренко Вадим Анатольевич,

к.ф.н., доцент Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]

В статье рассмотрено социально-когнитивное пространство, отображающее социальные и психологические проблемы детей и подростков в Великобритании, США и России в связи с использованием социальных сетей в качестве инструмента Интернет-социализации. Особое внимание уделено анализу определенной модели когнитивного и психологического воздействия детей (подростков)-инфлюенсеров на сознание и образ жизни современной молодежи. Рассматривается вербализация концептов, связанных с социальными проблемами детей и подростков Великобритании и США. Материалом для исследования послужили статьи журнала «The Economist» и репортажи телевизионной компании the BBC, посвященные детской и подростковой тематике и статьи по теме из российских СМИ. В статье также рассматриваются некоторые концепты, которые часто вербализируются в экономических западных и российских СМИ.

Ключевые слова: концепт, вербализация, социальные сети, психическое здоровье, социализация, безопасность в использовании соцсетей, социальная архитектоника, дети (подрост-ки)-инфлюенсеры, кидфлюенсеры.

Понятие «медиалингвистика» появилось в 2000 г. Появление термина было вызвано необходимостью определить лингвистическое направление, связанное с функционированием естественного языка в сфере массовой коммуникации. Предпосылки развития медиа лингвистики начали формироваться в 70-е годы XX в. В это время, как в России, так и за рубежом возник стабильный интерес к изучению функционирования языка в сфере массовой коммуникации. Среди исследователей, внесших значительный вклад в формирование медиа лингвистики как лингвистической дисциплины, находятся такие известные ученые как С.И. Бернштейн, В.Г. Костомаров, Л.П. Крысин, Г.Н. Ма-наенко, М.В. Панов, Ю.В. Рождественский, С.И. Смета-нина, С.В. Светана-Толстая, Г.Я. Солганик, Д.Н. Шмелев, А.Д. Шмелев. Западная традиция изучения языка СМИ представлена такими именами, как Т. ван Дейк, А. Белл, Дж. Корнер, М. Монтгомери, Р. Фаулер, Н. Фей-ерклаф и др. [1, стр. 288].

Концептуальная картина современного медийного дискурса представляет особый интерес, когда речь идет о влиянии социальных сетей на формирование сознания детей и подростков. Появление концепта child social-media influencer сопряжено с созданием определенной модели взаимодействия детей с помощью социальных сетей. Дети-инфлюенсеры воздействуют на поведение и социальную жизнь своих сверстников, выкладывая видеоматериал как обучающего характера (tutorial on dancing and hand-washing) так и развлекательный контент. Создаются определенные ролевые модели с помощью блогеров-детей, которые рассказывают о своей жизни ежедневно (lifestyle bloggers), не забывая рекламировать определенные товары и услуги. Многомиллионная аудитория популярных детей-инфлиенсеров меняет формы социализации и поведенческие модели благодаря регулярным постам кумиров в Тик-Токе и Ин-стаграм1.

Видеохостинг YouTube давно стал площадкой, с помощью которой люди зарабатывают известность и средства к существованию. Многие из ныне популярных блогеров начинали свою деятельность еще в подростковом возрасте, однако с течением времени возрастная планка создателей видео значительно снизилась. Сейчас можно говорить о существовании детского YouTube, на котором популярен контент, созданный детьми для детей.

Разумеется, съемкой видеороликов дети занимаются не сами, да и инициатива заведения блога малышам, чаще всего, не принадлежит. Тем не менее юные блогеры-миллионники подходят к процессу создания контента с большим интересом, что подкупает их аудито-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

Экстремистская организация, запрещенная на террито-

рии РФ.

рию. Тематика видео на детских каналах разнообразна: на платформе можно найти как познавательные ролики, так и забавные видео о детских шалостях, челленджи, обзоры игрушек и даже влоги из путешествий. На каждую разновидность находятся свои зрители, и их количество зачастую сильно превосходит число зрителей взрослого контента.

Супер Полина (23,6 млн подписчиков)

Полине Роговцевой всего 8 лет, но она уже ведет два многомиллионных канала. На основном канале «Супер Полина» (14,4 млн подписчиков) выходят развлекательные и познавательные видео, которые понятны русскоязычным детям. Второй канал девочки - «Super Polina Play» (9,21 млн. подписчиков) посвящен игрушкам и ведется на английском языке. Всего же за деятельностью блогерши следят более 23 миллионов малышей по всему миру, а суммарное количество просмотров Супер Полины только на одном канале превышает 4 мил-пларрд.

Известно, что аккаунт на YouTube был создан по инициативе самой юной звезды интернета ради забавы, но шутка вышла из-под контроля - сейчас девочка хорошо зарабатывает на своих роликах. Как сообщает «Москва 24», за месяц Полина зарабатывает до 300 тысяч долларов, что покрывает затраты на производство контента и обучение школьницы.

Возьмем, к примеру, трехлетнего Райана Каджи. Все началось с конструктора Lego Choo Choo Train. На видео трехлетний Райан Каджи выбирает его в магазине. «Потому что он мне нравится», - говорит он своей матери Лоанн. Когда они возвращаются в свой дом в Хьюстоне, штат Техас, ребенок открывает коробку и играет с новой игрушкой. Ничего необычного - но такие ролики сделали семью Каджи миллионерами.

Лоанн загрузила это видео на новый канал Ryan Toys Review на YouTube. Спустя 8 лет у Райана множество распаковок игрушек и 35 млн подписчиков. Рай-ан - один из представителей нового поколения детей-инфлюенсеров младше 18 лет, которые меняют формат детских развлечений в США и зарабатывают на этом много денег. Этот бизнес процветает в США. Ролики, в которых дети демонстрируют свои игрушки и учат юных зрителей мыть руки, набирают миллионы просмотров - и приносят их создателям миллионы долларов.

Может ли воздействие подобного контента оказать негативное влияние на психологическое развития маленьких детей и подростков? Образовательный контент, несомненно, может оказать полезное влияние на психологическое развитее детей и подростков. Выстраивая определенную архитектонику взаимодействия и социализации с помощью социальных сетей, дети-ин-флюенсеры способны создать социальную экосистему вокруг продукта или услуги. Прагматический потенциал такого воздействия огромен. Дети-инфлюенсеры воспринимаются подписчиками как друзья. С ними может быть интереснее общаться чем с физическими друзьями в реальной жизни. Когда ваш кумир демонстрирует как правильно чистить зубы и мыть руки вы следуете его примеру и у вас формируются навыки, которые повлияют позитивно на вашу взрослую жизнь в дальнейшем. Таким образом, мы можем говорить о формировании особой социально-психологической архитектоники социализации в Интернет-пространстве. Может ли подобный вид социализации быть подспорьем физической социализации детей и подростков? Если образовательный контент детей-инфлюенсеров создается профессионалами в сфере психологии, педагогики или мира развлечений, то Интернет-жизнь может стать

конкурентом реальному физическому общению детей и подростков.

Kids Diana Show (103 млн подписчиков)

8-летняя Диана является одним из самых популярных ютуберов планеты. Сниматься девочка начала практически с пеленок - канал Kids Diana Show был создан в 2015 году. Вместе с Дианой в съемках участвуют ее братья Рома и Оливер. На троих у ребят создано 13 каналов с суммарной аудиторией более 240 миллионов подписчиковв.

Наиболее популярным роликом на основном канале Дианы является клип на песню «Like It», набравший 2 миллиарда просмотров. Однако, как отмечено в описании канала, присоединяться к числу подписчиков девочки заставляет контент, благодаря которому дети могут изучать новые слова, получать знания об окружающем мире, формировать представления о дружбе и общественных нормах.

Like Nastya (более 291 млн подписчиков)

Уроженка Краснодара Анастасия Радзинская в своем юном возрасте уже несколько раз входила в рейтинг самых высокооплачиваемых ютуберов по версии Forbes. Съемкой контента девочка занимается вместе с родителями: отец Насти является героем большинства видео. Помимо этого, в роликах часто появляются друзья маленькой блогерши.

Основу канала «Like Nastya» составляют сюжетные скетчи и челленджи, однако иногда девочка снимается во влогах и познавательных роликах для детей. Так, несколько месяцев назад на канале появилось видео о летних правилах безопасности для детей, которое набрало более 11 миллионов просмотров. Счетчик воспроизведений видео о нормах поведения детей, вышедшего год назад, уже перевалил за 193 миллиона (рис. 1).

Рис. 1. Скриншот: YouTube / Like Nastya

Серьезный подход родителей девочки к ведению YouTube привел к невероятным результатам. По данным журнала Forbes, на начало 2022 года Настин годовой заработок составлял 28 миллионов долларов, что обеспечило девочке 6 место в рейтинге ютуберов по версии издания, а ее семье комфортное проживание в Майами. Кстати, доход с канала позволил семье Радзинских переехать в США еще в 2018 году. Смена места жительства повлияла на развитие канала: уже несколько лет все видео Насти выходят на английском языке, что привлекает новых зрителей.

У многих детей с ограниченными возможностями благодаря каналам детей-инфлюенсеров, появляется шанс привнести радость в свою жизнь с помощью танцевальных уроков и развлекательных языковых курсов на Интернет-платформах. «Спортивные» дети-инфлюен-

серы способны радикально изменить жизнь многих детей и подростков. Однако не стоит забывать и об опасности излишней коммерциализации онлайн контента, рассчитанного на детскую аудиторию. Когда контентом управляют не профессиональные педагоги и психологи (или их влияние минимизировано) встает вопрос о психическом здоровье как детей-инфлюенсеров, так и детей, подвергающихся воздействию безудержной рекламной машины. Когда дети проводят 8-10 часов в Интернете, то это негативно влияет на их психическое развитие. Много визуального контента может создать искаженную картину реальной жизни в формирующемся сознании детей и подростков.

Использование социальных сетей часто приводит к термину «социального сравнения». Инфлюенсеры публикуют сообщения о своих достижениях, успехах, и позитивных жизненных событиях, что заставляет некоторых детей и подростков чувствовать свою неспособность, несостоятельность и некий «низкий социальный уровень». К примеру, увидев красивые фото с отдыха или фото дорогих покупок, демонстрирующих финансовый успех, человек невольно начинает сравнивать жизнь других людей со своей, даже зная тот факт, что контент тщательно отобран и часто не соответствует действительности.

«Киберзапугивание» происходит, когда кто-то намеренно и многократно причиняет боль другому человеку через Интернет. Это могут быть оскорбительные и унижающие комментарии, публикации фото и видео с целью выставить Вас с худшей стороны. Человек, столкнувшийся с киберзапугиванием, испытывает страх, тревогу, стыд и отсутствие чувства собственной безопасности. Все это может привести к развитию депрессивного состояния. Группа ученых из Великобритании и Нидерландов опубликовала исследование влияния социальных сетей на психическое здоровье подростков. Исследователи пришли к выводу, что со-цсети могут оказывать негативное влияние на эмоциональное развитие. Особенно это проявляется в период полового созревания. Исследование проводилось на базе опросов более 72 тыс. жителей Великобритании в возрасте от 10 до 80 лет. Опросы проводились с 2011 по 2018 год, и каждый раз респондентам задавали ряд вопросов о том, сколько времени они проводят в социальных сетях и насколько они удовлетворены своей жизнью.

Из всех ответов собрали только те, которые относятся к людям от 10 лет и до 21 года. У респондентов в возрасте 10-15 лет не наблюдалось корреляции между уровнем удовлетворенности жизнью и временем, проводимым в соцсетях. Среди подростков старшего возраста выяснилось, что девушки, проводящие значительную часть времени в соцсетях, менее довольны своей жизнью.

Помимо открытых данных ученые провели и собственный опрос, в котором приняли участие более 17 тыс. девушек и юношей того же возраста. Результаты показали, что есть связь между долгим пребыванием в социальных сетях и оценкой качества собственной жизни. У девочек такая тенденция прослеживается в возрасте 11-13 лет, а у мальчиков - в 14-15 лет. Исследователи связали полученные данные с половым созреванием, которое начинается у девушек и юношей примерно в это же время.

Предполагается, что в период полового созревания подростки обращают больше внимания на идеальные картинки в социальных сетях и сравнивают их с собой. Это может приводить к общему неудовлетворению жизнью и мыслям, что они не такие, как все.

Ученые отмечают, что пока не могут точно утверждать, что именно Интернет и социальные сети приводят к подобным расстройствам. Но подчеркивают, что такая корреляция точно прослеживается. Сейчас ученые планируют продолжить исследование и выявить группы подростков, которые наиболее подвержены влиянию социальных сетей.

Журнал «Слэйт» (США) проводил исследования социальных сетей на предмет возникновения негативных эмоций. По их результатам самой депрессивной, угнетающей сетью является именно «<Инстаграм». Объясняется это тем, что пользователи обычно выкладывают снимки, свидетельствующие об их успешности, о красивой, насыщенной жизни, о счастье, материальном благополучии, наличии семьи и др. В результате действительно получается картинка «идеальной жизни», которая начинает угнетать других пользователей, которые не могут соответствовать подобным стандартам. В итоге может возникать чувство зависти, несостоятельности, не благополучности, одиночества.

«Дети, которые круглыми сутками находятся под камерами, зачастую теряют связь между реальностью и визуальным миром. Их бурно обсуждают, период взросления происходит на глазах у всего интернета. И, как следствие, на них с раннего возраста навешиваются определенные ярлыки, которые мешают им выстраивать свою жизнь в будущем», - объяснил «ГазетеЯи» психотерапевт Александр Санников.

Они с раннего возраста привыкают к телефону, расставание с которым приводит к истерикам. «Отсюда развитие истерического типа личности. Если не изменить воспитание такого ребенка, то дальше разовьется истерическая психопатия или даже шизофрения», - пояснил специалист.

Многие родители, к примеру, не в состоянии купить дорогие Лего наборы для своих детей, а так как дети очень эмоционально восприимчивы к отказам или запретам в определенном возрасте, то Интернет-кумир может вызвать как нервный срыв, так и более серьезные психологические проблемы. Более того, онлайн социализация детей и подростков не может заменить физическую социализацию и тут возникает необходимость регулирования Интернет-контента профессиональными психологами. Детей необходимо поощрять физически общаться со сверстниками, делиться впечатлениями, играть в подвижные спортивные игры. Умелое интегрирование образовательного контента в ткань социальных сетей может сыграть важнейшую роль в формировании и психологическом развитии ребенка и подростка. Другой важный момент связан с осуществлением родительского контроля за контентом, который просматривает ребенок. В последнее время превалирование видеоигр и с насилием и экстремистского контента (ролики с насилием) оказывает негативное воздействие на психику подростков в Англии. Преступления с применением ножей увеличились в Англии значительно в последние годы.

За последние 10 лет количество преступлений с применением ножей в Англии и Уэльсе выросло на 34%.

Проблема настолько пронзила всю британскую жизнь, что местные власти и активисты устанавливают по стране шкафчики с комплектом для остановки кровотечения.

Такое негативное явление как «grooming» можно отнести к наиболее опасным проявлением Интернет-жизни. В определенном возрасте, особенно активно у подростков, проявляется интерес к сексуальной жизни. Педофилы начинают общаться в социальных сетях с наивными подростками и уговаривают их выкладывать

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

сексуальный контент для удовлетворения своих низменных желаний. Вопрос об установлении четких законов о безопасности подростков и детей в социальных сетях встает как нельзя остро (on-line safety laws). Пока речь идет о финансовой безопасности только детей-инфлюенсеров.

Губернатор штата Иллинойс подписал закон, который защищает доходы несовершеннолетних инфлюен-серов. Он предусматривает, что с 01 июля 2024 года ин-флюенсеры младше 16 лет или несовершеннолетние, родители которых выкладывают фото и видео с ними в соцсети, должны получать процент доходов от публикаций. Размер отчислений определяется тем, как часто они появляются в постах. Это первый закон такого рода, принятый в США.

Рекуррентность концепта (частотность его языковых репрезентаций в речи) является важным показателем актуальности концепта в когнитивном сознании народа. Если возрастает частотность единиц, объективирующих тот или иной концепт, то это свидетельствует прежде всего о повышенной коммуникативной релевантности концепта. То есть о том, что он активно обсуждается в обществе, и следовательно, о его профилировании в национальной концептосфере - выдвижении на передний план, усилении яркости концепта как компонента национальной концептосферы, то есть его актуализации. Это можно назвать законом коммуникативной релевантности концепта: если концепт актуализируется «профилируется» в концептосфере, то возрастает и его рекуррентность, т.е. повышается частотность номинирующих его лексических единиц [2, стр. 148-149].

Выделим вербализации наиболее популярных концептов в Интернет экосистеме детей и подростковой аудитории. Материал взят из западных и российских СМИ.

Концепт: Child online-influencer Интернет- инфлюенсер

Ребенок

со

I_

CJ

см

О)

post viral videos - постить вирусные видео million of subscribers - миллион подписчиков You-Tube for children - детский You-Tube famous - известный

истерическая психопатия и шизофрения жизнь на показ меняют формат развлечений многомиллионные каналы mental health - психическое здоровье финансовая безопасность идеальные картинки в соцсетях tutorials - образовательный контент новый формат развлечений

Концепт: On-line safety - Интернет безопасность

cyberbulling - Интернет- травля grooming- груминг детей и подростков parental controls - осуществление родительского контроля за Интернет жизнью детей

финансовый контроль за доходами детей и подростков (создание трастового фонда, которым дети-инфлю-енсеры могут воспользоваться при достижении 18-летнего возраста

Экосистема Интернет-жизни может способствовать и формированию определенной культуры и норм поведения. Многие инфлюенсеры являются амбассадорами определенных национальных культур (танцы, живопись). Приобщение людей к определенной культуре и познанию нового способствуют блогеры-путешественники, которые в своих постах рассказывают о том или ином

проявлении культурного своеобразия. История Тамайо, молодого инфлюенсера из Кореи показательна. Многие молодые люди видят себя в сфере социальных сетей в качестве профессионала. Развивая свой канал и выкладывая свои вирусные видео о национальной культуре, он способствует распространению знаний о культуре малых народов.

Mr. Tamayo is not the first non-Korean to dabble in K-pop, which itself drew inspiration from American hip-hop. But two things make his efforts distinct. For a start, because he lacks the backing of a big record label to imitate K-pop< he has more creative liberty to reinvent it. His recording studio is run by friends, and his mother helps him crate his music. Mr. Tamayo is also part of generation of influencers in Peru who are building their careers on social media. Since he went viral last year, his videos have had more than 5 m plays per month on Tik-Tok, where he has more than 200,00 followers

Целесообразно с нашей точки зрения выделить способы репрезентации социально-когнитивной экосистемы «Интернет-социализация» в социально-когнитивном пространстве, связанным с детской и подростковой Интернет-жизнью.

Экосистема «Интернет-социализация»

child social-media influencer

on-line safety laws

social life

сyberbulling

financial safety laws

tutorials

mental health

parental controls

Таким образом, мы выделили наиболее рекуррентные концепты из концептуальной социально-когнитивной экосистемы, связанной с влиянием социальных сетей на поведение, образ жизни и психическое здоровье детей и подростков. Как показал анализ материала из западных и российских СМИ исследователи фокусируются в основном на негативном влиянии социальных сетей на неокрепшую психику детей и подростков. С другой стороны, влияние детей-инфлюенсеров на сознание и образ жизни их подписчиков может иметь и положительный эффект, когда в составлении контента популярных блогеров-детей участвуют профессиональны-психологи, педагоги. Обучающие программы и развлекательный контент может мотивировать многих детей и подростков развиваться как в интеллектуальном, так и физическом плане. Интернет - наставничество в разных сферах Интернет-жизни должно иметь профессиональную базу и осуществляться на регулярной основе. В обучении иностранным языкам привнесение развлекательного онлайн компонента в учебный процесс (чат GPT) может стать подспорьем традиционным формам обучения. Осуществление родительского контроля за Интернет-жизнью детей и подростков представляется важным из-за превалирования негативного контента в Интернет-пространстве. Киберзапугивание, груминг и другие негативные проявления Интернет-жизни должны быть под пристальным контролем правоохранительных органов. Интернет-безопасность в рассматриваемой социально-когнитивной экосистеме может иметь проявление как в финансовой сфере (защита финансовых прав детей-инфлюенсеров), так и в сфере защиты психического здоровья детей и подростков. Познавательный и культурный аспект Интернет-жизни не стоит недооценивать. Как показал анализ материала, многие дети и подростки-инфлюенсеры способны привить лю-

бовь к национальной культуре и традициям с помощью регулярного стриминга контента, связанного с путешествиями, национальными развлечениями, танцами малых народов.

Профилирование когнитивных признаков концепта «безопасность» в экономическом дискурсе западных СМИ происходит своеобразно. Говоря о таком концепте как «job security», следует отметить, что в период пандемии произошла переоценка ценностей и отношения к работе в западном мире. Так называемая «hustle culture» с акцентом на отношение к работе как способу не только зарабатывание денег, но и выстраиванию социального статуса и карьеры постепенно уходит на второй план. (Hustle culture is a lifestyle of someone who continues to work and only rests for a short time. This is done because those who run the culture feel that doing so will make themselves successful. People with this culture are often called workaholics.) Пандемия повлияла на мировосприятие людей и понимание своей роли в этом мире. Новое поколение молодых людей на западе часто рассматривает работу сквозь призму своих ценностных ориентаций и воспринимают труд, к примеру, как некую благородную миссию, как инструмент воздействия на окружающую среду и спасения человечества от климатической катастрофы. В период пандемии столкновение со смертью лицом к лицу заставила людей переосмыслить некоторые ценности и задуматься о смысле своего существования в этом мире. Цифровая революция позволила многим людям работать дома и проводить больше времени со своими близкими.

Пандемия коронавируса COVID-19, захватившая мир в 2020 г., только ускорила этот процесс: люди, вынужденно или добровольно, стали больше внимания уделять дому, семье и собственному психологическому здоровью. Миллионы из них впервые попробовали работать удаленно и уже не хотят возвращаться в офис. Пандемия повлияла на рынок труда, но все главные тренды так или иначе уже были обусловлены технологическим прогрессом, отмечают эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ). Они в начале 2021 г. сформулировали пять тенденций, которые будут влиять на рынок труда в ближайшие пять лет. Это автоматизация, «революция роботов», переподготовка кадров, удаленка, а также аналитическое мышление, креативность и гибкость.

С разгаром пандемии в марте 2020 г. абсолютно все компании быстро отреагировали на пандемию, сделав приоритетом здоровье и благополучие сотрудников, делилась EY результатом опроса 72 российских компаний. Две из пяти компаний во всем мире расширили инвестиции в программы DEI (от английского diversity, equity and inclusion, т.е. разнообразие, справедливость и вовлеченность. - «Ведомости&»), несмотря на сокращение бюджета в других областях, выяснили эксперты McKinsey по результатам опроса 1122 руководителей и 2656 сотрудников, проведенного в 11 странах в августе - сентябре 2020 г.

После пандемии необходимость работы с 9 до 5 часов в офисе стало рассматриваться как вынужденная повинность. Отсюда появление такой тенденции на рынке труда как «quite quitting». Выполнение необходимого минимума работы, требуемого работодателем, и избежание профессионального выгорания стало приоритетом для многих сотрудников. Забота о психическом здоровье, работа в удаленном формате стала восприниматься как неотъемлемая часть профессиональной жизни. Что касается программ DIE, то следует отметить, что вовлеченность сотрудников в производственный процесс пострадала в период пандемии. Для многих сотрудников интерес к обыденной работе исчез, а многие

люди открыли для себя новые сферы профессиональной самореализации. Цифровые кочевники в эпоху заботы об окружающей среде и о собственном психическом и физическом здоровье стали восприниматься как люди нового формата. Именно они создают «новые ценности» в мире после пандемии. Идеологический вакуум наполняются идеями справедливого переустройства мира и отношений работодателя и сотрудников. Воздействие на государство с помощью профсоюзов в западном мире продиктовано не только экономическим кризисом и бедственным положением людей в период экономического кризиса. Люди воспринимают государство как средство переустройства миропорядка на «справедливой» основе, где они смогут наслаждаться благами цифровой цивилизации и не задумываться о хлебе насущном. Вера в то, что государство преобразует «несправедливое» экономическое пространство настолько велика, что способствует волне протестов, к примеру, в Англии. Люди требуют повышения заработной платы категорично и готовы пожертвовать своей «профессиональной» безопасностью и выходить на улицу с протест-ными акциями. Сложившийся мощный институт профсоюзного движения, к примеру в Англии, используется как инструмент воздействия и радикального преобразования общества по принципу справедливости.

Массовое увольнение сотрудников в США (great resignation), пассивное увольнение (quite quitting) как тенденция на рынке труда, - все это является ничем иным, как проявлением поиска современным человеком своей профессиональной и социальной идентичности в быстро меняющемся цифровом мире.

Размывается линия между профессиональным и личным. Современный человек самовыражается и растет в профессионально-цифровой среде и выкристаллизовывается новое поколения ищущих себя людей с разнообразной шкалой ценностей. Диверсификация ценностных ориентаций для современного мира, вероятно, будет становится нормой и на этом пути неизбежен конфликт интересов и жесткие столкновения как в медийном и цифровом пространстве (медийные войны) так и физическом пространстве (традиционные военные конфликты).

Фрейм-сценарий «Quite Quitting»

Not going above and beyond

Mental health

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Burnout

Great resignation

Happiness

Quality time with family members and friends

Категория идеологической модальности строится на основе общеязыковой универсальной категории модальности (от латинского modus - мера, способ). Категория модальности выражает как разные виды отношения высказывания к действительности (объективная модальность), так и разные виды отношения говорящего к предмету сообщения (субъективная модальность). Субъективная модальность тесным образом связана с понятием оценки. «Смысловую основу субъективной модальности образует понятие оценки в широком смысле слова, включая не только логическую (интеллектуальную, рациональную) квалификацию сообщаемого, но и разные виды эмоциональной (иррациональной) реакции". С помощью категории идеологической модальности из широкого спектра оценочных отношений выделяются те, которые строятся на основе определенных политических взглядов и идеологических ценностей.

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

Идеологическая модальность на страницах журнала «The Economist»

By now Ukraine's was supposed to have disintegrated, it's government to have collapsed and its president t be in exile.

The "referendums" held in in the Russian-speaking south and eastern parts of Ukraine were meant to mark the success of Vladimir Putin's "special military operatioT".

From September 23rd-27th Russia held sham "referendums" in the occupied Ukrainian provinces.

The draft has badly undermined Russians (largely passive) support for Mr. Putin's "special military operation".

Mr. Putin is suffering the first cracks in his carefully cultivated aura of invincibility. He has smothered most dissent, yet disquiet is being aired. Hawkish voices are criticizing the conduct of the war. Ramzan Kadyrov, a fearsome Chechen warlord whose men have fought and terrorized Ukrainians, has called the situation on the ground "astounding". A nationalist on Russian television suggested tactfully that Mr. Putin had been badly advised. A few brave local politicians in Moscow and St. Petersburg have been called for the man in the Kremlin to resign.

Russia's retreat could also erode the morale of Russian mercenaries. They signed up to make money, not to die for Mr. Putin in a Ukrainian ditch. Most important, Russia's top military brass, already afraid to make their own decisions, could now face blame for their failure. Few of them expected they would be fighting a well-equipped and highly motivated army backed by Western powers.

Угрозы создаются для системы морально-этических ценностей западного мира. Глобалисты активно внедряют в сознание людей то, что попрание норм международного права, экономического взаимодействия на основе создания комфортных условий для экономического и политического функционирования становится прерогатив-ной стратегией авторитарных политиков, для которых приоритетом являются другие «неправильные» ценности. Об особых морально-этических нормах этнической и гендерной толерантности говорится и на страницах учебных пособий для младшей и средней школы. Конечный продукт такой морально-этической политики - пропаганда однополых браков.

В последнее время все часто в западных СМИ привязывают кризис, связанный с инфляцией и повышением цен на энергию, к военной операции, проводимой Россией на Украине. Продовольственный кризис в развивающихся странах может возникнуть из-за нарушения функционирования отлаженной логистической цепочки поставок зерна и подсолнечного масла с Украины. Причиной всех экономических неурядиц является «вторжение» России в Украину и блокирование портов, откуда должны поставляться товары из Одессы. Для достижения пропагандистской цели разрушения «позитивного» образа России, который создается российскими СМИ, используются ложные методы отслеживания причинено-следственной связи между политическими и экономическими событиями. Интересно, что для актуализации концепта «безопасность» западные СМИ используют лексику, которая несет в себе прагматически-эмоциональный заряд. Представляется целесообразным в этой связи рассмотреть регулятивную зону концепта «безопасность». Регулятивная зона объединяет когнитивные признаки, предписывающие, что надо, а что не надо делать „ в сфере, «покрываемой» концептом. [2, С. 112-113]. Для £2 создания «безопасной» среды западным странам пред-~ ставляется необходимым «обуздать» Россию экономией чески. Против России вводится пакет «жестких» эконо-S мических санкций, а также в Украину поставляются воо-z ружения. Вводится так называемая «культура отмены».

По словам А.П. Чудинова, политическая коммуникация оказывает эмоциональное воздействие на адресата, преобразует существующую в сознании человека политическую картину мира [3, стр. 7]. Письменная политическая коммуникация, ориентированная на общество в целом, реализуется, как правило, с использованием средств массовой коммуникации. Одной из серьёзных задач, стоящих перед журналистами, работающими в жанре политических репортажей, является формирование (намеренное или ненамеренное) образа страны и её жителей. Как правило, за этим стоят вполне прагматические цели, нередко весьма чётко поставленные руководством той или иной страны.

Русофобские настроения, раздуваемые западными СМИ, создают особую концептуально-оценочную среду, где все «российское» осуждается. В западных СМИ происходит «героизация» образа украинского президента. Создаваемая концептуальная среда нацелена на создание образа врага из России. «Враг» готов бомбить жилые дома и убивать детей для достижения своих целей. Образы «несчастных детей войны» часто появляются в репортажах западных СМИ. Западные журналисты не брезгуют пользоваться непроверенными источниками для своих репортажей, а порой просто «создают» ложный контент. Завуалированная «модальность», где предполагаемое, догадки и спекуляции подаются с категоричностью истины последней инстанции, широко применяется как в печатных СМИ, так и в репортажах известных журналистов BBC.

Регулятивная зона концепта «безопасность» в западных СМИ

impose sanctions on Russia - наложить санкции на Россию

defeat Russia on the battlefield - поражение России на поле боя

create "cancellation culture" - создание «культуры отмены»

bolster NATO - укрепить позиции НАТО

provide financial and military support to Ukraine - обеспечить Украину финансовой и военной поддержкой

to glorify Ukrainian president - восхваление и героизация украинского президента

По мнению Т.Г. Добросклонской, «концепция медиа-текста выходит за пределы знаковой системы вербального уровня, приближает к семиотическому толкованию понятие текст, которое подразумевает последовательность любых, а не только вербальных знаков» [1, с. 154]. Понятие медиатекста гораздо шире: оно включает голосовые качества, музыку и звуковые эффекты, визуальные образы - иначе говоря, медиатексты фактически отражают технологии, используемые для их производства и распространения. Созданием идеологического «фона» западные СМИ озадачены на ведущих новостных телеканалах (BBC, CNN). С помощью визуальных образов в трогательных и сентиментальных репортажах о бедствиях и страданиях жителей украинских городов, подвергающихся бомбардировке российскими войсками, создается образ «государства-злодея» и «президента-злодея», который, руководствуясь имперскими амбициями, порабощает украинский народ и захватывает территорию. То, что подобная картина не соответствует действительности, не волнует западных журналистов. В обстановке «медийной» войны российские СМИ успешно противопоставляют откровенной лжи западных СМИ реальную картину боевых действий по освобождению, демилитаризации и денацификации украинского народа. В этом контексте представляется целесообразным

рассмотреть идеологемы современного политического дискурса. Идеологемами А.П. Чудинов называет наименования, которые передают специфический взгляд на соответствующую реалию. Подобные слова не просто вводят новые понятия или предлагают новые названия уже известным феноменам, но и отражают определенные политические взгляды, способствуют идеологическому воздействию на адресата. [3, с. 93].

В нашем же случае рассматриваются сценарии (скрипты). Мы имеем дело со фреймами, которые разворачиваются во времени и пространстве как последовательность отдельных эпизодов, этапов, элементов. Эти скрипты нацелены на создание определенного представления о действиях военных и политических лидеров в сознании потребителя медийного продукта. Это когнитивные сценарии, профилирующие концепт для прагматических целей. Рассматриваемое концептуально-прагматическое и визуально-лексическое поле несет в себе ярко выраженный эмоциональный заряд. Постоянным повторением определенных идеологем в определённых контекстах западными СМИ создается образ «России-врага, угрозы». Целью создания концептуально-прагматического поля является внушение, внедрение в сознание потребителя медийного продукта необходимости оказания давления на Россию и, в конечном итоге, создания представления о неких «ценностях» западного общества, на которые посягают авторитарные режимы (табл. 1).

Таблица 1. Актуализация концепта «безопасность» в западных и российских СМИ

Идеологемы западных СМИ

threat to national security -угроза национальной безопасности

invasion - вторжение aggression - агрессия war crime - военное преступление

genocide of Ukrainian people -геноцид украинского народа targeting civilian casualties -направленность бомбардировки на гражданские цели shelling of civilian targets -бомбардировка гражданских целей

rape - изнасилование murder - убийство barbaric acts - варварские деяния

visual images of dead children, funerals of Ukrainian conscripts and destroyed residential apartment blocks (after indiscriminate bombardment) -визуальные образы убитых детей, образы похорон украинских призывников (CNN, BBC)

weaponizing economy

Идеологемы российских СМИ

денацификация демилитаризация освобождение Донбасса создание условий, которые гарантировали бы безопасность самой России

из Украины начали делать анти Россию - плацдарм, чтобы раскачивать саму Россию борьба с русской культурой, с русским языком преследование людей, которые чувствуют себя частью Русского мира героизм

НАТО-инструмент холодной войны

запад самоутверждается смертями украинцев

Таким образом, мы провели сравнительный анализ идеологем в западных и российских СМИ и выявили тенденции и концептуальные векторы медийного дискурса. Также в нашем исследовании представлен анализ и актуализация концептов «cost of living» и «безопасность» в западном медийном дискурсе.

Литература

1. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатек-стов: Опыт исследования современной английской медиаречи. 4-е. изд. - М.: Краснодар, 2013.

2. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: Восток-Запад, 2007.

3. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. - М.: Флинта, 2008.

4. Новостные выпуски CNN и BBC.

5. Материалы информационного сайта. - URL: https:// www.economist.com/

6. https://www.vedomosti.rU/partner/articles/2021/04/28/8 68070-novaya-paradigma

7. https://www.vedomosti.rU/partner/articles/2021/04/28/8 68070-novaya-paradigma

8. The Economist July29, 2023.

"CHILDREN'S" AND "ADOLESCENT" TOPICS IN THE SOCIAL AND COGNITIVE SPACE OF MODERN WESTERN AND RUSSIAN MEDIA DISCOURSE

Gaidarenko V.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article focuses on cognitive and social configuration of modern mass media discourse with special attention paid to representation of social ills and problems, affecting children and adolescents in the UK and the USA and Russia. The research is based on articles, published in "The Economist" and reports of the BBC and Russian media sources, focusing on the influence of the Internet on social life and mental health of British and American children. Special attention is paid to the influence of social media on children and adolescents' mental health and social behavior. Some concepts, often verbalized in Russian and western economic texts are also considered

Keywords: concept, verbalization, social media, mental health, socialization, online safety laws, child influencers, kidfluencers.

References

1. Dobrosklonskaya T.G. Questions of the study of media texts: Experience in the study of modern English media speech. 4th ed. - Moscow: Krasnodar, 2013.

2. Popova Z.D., Sternin I.A. Cognitive linguistics. - Moscow: Vostok-Zapad, 2007.

3. Chudinov A.P. Political linguistics. - Moscow: Flint, 2008.

4. News releases of CNN and BBC.

5. Materials of the information site. - URL: https://www.economist. com/

6. https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2021/04/28/868070-n ovaya-paradigma

7. https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2021/04/28/868070-n ovaya-paradigma

8. The Economist July29, 2023.

C3

о

u~

IE О

IE

u~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.