Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО МЕДИЙНОГО ДИСКУРСА'

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО МЕДИЙНОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
146
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИДЕОЛОГЕМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гайдаренко В.А.

Появление в последнее время новых разделов в современном языкознании, таких, как медиалингвистика, связано с выходом лингвистических исследований за пределы письменного текста и звучащей речи. Концептуальная картина современного политического дискурса представляет особый интерес в период политических и экономических преобразований. Определенные концепты актуализируются с помощью лексики с высоким эмоциональным зарядом для достижения прагматического эффекта. В статье рассмотрено концептуально-семантическое поле современного медийного дискурса. Особое внимание уделено вербализации концептов «cost of living crisis» и «безопасность» в западных СМИ, а также лексические и визуальные способы создания прагматического эффекта на западного потребителя медийного продукта. Анализируются идеологемы современного политического дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL AND IDEOLOGICAL SPACE OF MODERN MEDIA DISCOURSE

The recent emergence of new sections in modern linguistics, such as media linguistics, is associated with the emergence of linguistic research beyond the boundaries of written text and sounding speech. The conceptual picture of modern political discourse is of particular interest in the period of political and economic transformations. Certain concepts are actualized using vocabulary with a high emotional charge to achieve a pragmatic effect. The article considers the conceptual and semantic field of modern media discourse. Particular attention is paid to the verbalization of the concepts "cost of living crisis" and "security" in the Western media, as well as lexical and visual ways of creating a pragmatic effect on the Western consumer of a media product. The ideologemes of modern political discourse are analyzed.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО МЕДИЙНОГО ДИСКУРСА»

Концептуально-идеологическое пространство современного медийного дискурса

fO

es о es

о ш m

X

<

m О X X

Гайдаренко Вадим Анатольевич

кандидат филологических наук, доцент Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Vadim.gaidarenko@mail.ru

Появление в последнее время новых разделов в современном языкознании, таких, как медиалингвистика, связано с выходом лингвистических исследований за пределы письменного текста и звучащей речи. Концептуальная картина современного политического дискурса представляет особый интерес в период политических и экономических преобразований. Определенные концепты актуализируются с помощью лексики с высоким эмоциональным зарядом для достижения прагматического эффекта.

В статье рассмотрено концептуально-семантическое поле современного медийного дискурса. Особое внимание уделено вербализации концептов «cost of living crisis» и «безопасность» в западных СМИ, а также лексические и визуальные способы создания прагматического эффекта на западного потребителя медийного продукта. Анализируются идеологемы современного политического дискурса.

Ключевые слова: концепт, вербализация, политический дискурс прагматическое воздействие, идеологема

Появление в последнее время новых разделов в современном языкознании, таких как медиалингвистика, связано с выходом лингвистических исследований за пределы письменного текста и звучащей речи. В отечественной лингвистической терминологии понятие «медиалингвистика» появилось в 2000 г. (немногим ранее английский вариант "media linguistics" был представлен в статье Дж. Корнера "The Scope of Media Linguistics" и других работах британских исследователей языка СМИ, которые выделили медиалинвистику в самостоятельное научное направление). Возникновение термина было обусловлено необходимостью дефинировать складывающееся лингвистическое направление, связанное с функционированием естественного языка в сфере массовой коммуникации. Объективные предпосылки развития медиалингвистики начали формироваться в 70-е годы XX в. Именно в это время, как в России, так и за рубежом возник стабильный интерес к изучению функционирования языка в сфере массовой коммуникации. Среди исследователей, внесших значительный вклад в формирование медиалингвистики как лингвистической дисциплины, находятся такие известные ученые как С.И. Бернштейн, В.Г. Костомаров, Л.П. Крысин, Г.Н. Ма-наенко, М.В. Панов, Ю.В. Рождественский, С.И. Смета-нина, С.В. Светана-Толстая, Г.Я. Солганик, Д.Н. Шмелев, А.Д. Шмелев. Западная традиция изучения языка СМИ представлена такими именами, как Т. ван Дейк, А. Белл, Дж. Корнер, М. Монтгомери, Р. Фаулер, Н. Фейерк-лаф и др. [1, стр. 288].

Концептуальная картина современного политического дискурса представляет особый интерес в период политических и экономических преобразований. Определенные концепты актуализируются с помощью лексики с высоким эмоциональным зарядом для достижения прагматического эффекта. К примеру, концепт «безопасность» профилируется в контексте описания специальной военной операции России и перед нами разворачиваются когнитивные признаки, которые в какой-то мере отражают систему ценностей западного общества.

Рекуррентность концепта (частотность его языковых репрезентаций в речи) является важным показателем актуальности концепта в когнитивном сознании народа. Если возрастает частотность единиц, объективирующих тот или иной концепт, то это свидетельствует прежде всего о повышенной коммуникативной релевантности концепта. То есть о том, что он активно обсуждается в обществе, и следовательно, о его профилировании в национальной концептосфере - выдвижении на передний план, усилении яркости концепта как компонента национальной концептосферы, то есть его актуализации. Это можно назвать законом коммуникативной релевантности концепта: если концепт актуализируется «профилируется» в концептосфере, то возрастает и его рекуррентность, т.е. повышается частотность номиниру-

ющих его лексических единиц [2, стр.148-149]. К примеру, концепт «cost of living crisis» актуализируется достаточно часто в западном медийном дискурсе. Профилирование концепта происходит метафорически. Экономические и финансовые проблемы западного мира воспринимаются как некое «давление». Уровень жизни «сжимается» (squeeze on standards of living). Люди вынуждены затянуть пояса (tighten their belts) и экономить на еде, электроэнергии. Эмотивная лексика (давление, боль, страдание) используется для описания сложной экономической ситуации (people feel the pain, people feel the squeeze). Для решения экономических проблем, для «обуздания» инфляции западные политики используют политические «рычаги». Вместо того чтобы решать экономические проблемы в Великобритании, Борис Джонсон в своей политической риторике часто увязывает предкризисную ситуацию в экономике с «вторжением» Путина в Украину. То же самое практикуется и американским президентом. Находить «козла отпущения» намного легче, чем проводить сложные структурные реформы в финансово-экономической сфере. Обвиняя в продовольственном кризисе российского президента, западные политики пытаются уйти от ответственности и избежать создания социальной напряженности в своих странах.

«Безопасной» конфигурации экономического пространства, согласно западным СМИ, мешают угрозы со стороны авторитарных режимов. Угрозы комфортному экономическому взаимодействию так называемых «демократических» стран, по их мнению, исходят от авторитарных режимов Китая и России.

«Безопасной» конфигурации политического дискурса опять же противоречит конфронтационная политика России. «Безопасному» миропорядку по модели Коллективного Запада противостоит воинственная риторика России. В последнее время словосочетание «nuclear threat» профилируется все чаще в медийном дискурсе и в контексте о глобальных угрозах безопасности западные СМИ упоминают Россию как государство, которое занимается ядерным шантажом. В западном медийном дискурсе создаются негативный образ России как государства, которое занимается эскалацией напряженности и терроризирует как своих граждан (частичная мобилизация), так и соседние государства. Создавая напряженную обстановку внутри страны, авторитарный режим России, согласно западным СМИ, способствует радикализации молодежи (бегство представителей среднего класса за границу во избежание быть мобилизованным в армию). Освободительную военную операцию западные СМИ характеризуют как оккупацию и захватническую войну.

Идеологическая модальность на страницах журнала "The Economist" создается при помощи словосочетаний «sham referendum» и субъективной модализации «вероятного сценария» когда желаемое развитие событий (поражение России на поле битвы, свержение авторитарного режима в стране) представляется на страницах западных СМИ как наиболее вероятный сценарий. Многие обыватели в западном мире верят, что именно это и произойдет. Иллюзорный образ непобедимой, хорошо оснащенной украинской армии, которая непременно сокрушит российскую армию воспринимается как само собой разумеющееся. Модализация создается и при помощи модальных глаголов долженствования.

Профилирование когнитивных признаков концепта «безопасность» в экономическом дискурсе западных

СМИ происходит своеобразно. Говоря о таком концепте как «job security», следует отметить, что в период пандемии произошла переоценка ценностей и отношения к работе в западном мире. Так называемая «hustle culture» с акцентом на отношение к работе как способу не только зарабатывание денег, но и выстраиванию социального статуса и карьеры постепенно уходит на второй план. (Hustle culture is a lifestyle of someone who continues to work and only rests for a short time. This is done because those who run the culture feel that doing so will make themselves successful. People with this culture are often called workaholics.) Пандемия повлияла на мировосприятие людей и понимание своей роли в этом мире. Новое поколение молодых людей на западе часто рассматривает работу сквозь призму своих ценностных ориентаций и воспринимают труд, к примеру, как некую благородную миссию, как инструмент воздействия на окружающую среду и спасения человечества от климатической катастрофы. В период пандемии столкновение со смертью лицом к лицу заставила людей переосмыслить некоторые ценности и задуматься о смысле своего существования в этом мире. Цифровая революция позволила многим людям работать дома и проводить больше времени со своими близкими.

Пандемия коронавируса COVID-19, захватившая мир в 2020 г., только ускорила этот процесс: люди, вынужденно или добровольно, стали больше внимания уделять дому, семье и собственному психологическому здоровью. Миллионы из них впервые попробовали работать удаленно и уже не хотят возвращаться в офис. Пандемия повлияла на рынок труда, но все главные тренды так или иначе уже были обусловлены технологическим прогрессом, отмечают эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ). Они в начале 2021 г. сформулировали пять тенденций, которые будут влиять на рынок труда в ближайшие пять лет. Это автоматизация, «революция роботов», переподготовка кадров, уда-ленка, а также аналитическое мышление, креативность и гибкость.

С разгаром пандемии в марте 2020 г. абсолютно все компании быстро отреагировали на пандемию, сделав приоритетом здоровье и благополучие сотрудников, делилась EY результатом опроса 72 российских компаний. Две из пяти компаний во всем мире расширили инвестиции в программы DEI (от английского diversity, equity and inclusion, т. е. разнообразие, справедливость и вовлеченность. - «Ведомости&»), несмотря на сокращение бюджета в других областях, выяснили эксперты McKinsey по результатам опроса 1122 руководителей и 2656 сотрудников, проведенного в 11 странах в августе - сентябре 2020 г.

После пандемии необходимость работы с 9 до 5 часов в офисе стало рассматриваться как вынужденная повинность. Отсюда появление такой тенденции на рынке труда как «quite quitting». Выполнение необходимого минимума работы, требуемого работодателем, и избежание профессионального выгорания стало приоритетом для многих сотрудников. Забота о психическом здоровье, работа в удаленном формате стала восприниматься как неотъемлемая часть профессиональной жизни. Что касается программ DIE, то следует отметить, что вовлеченность сотрудников в производственный процесс пострадала в период пандемии. Для многих сотрудников интерес к обыденной работе исчез, а многие люди открыли для себя новые сферы профессиональ-

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о

M

со

fO

es о es

о ш m

X

3

<

m О X X

ной самореализации. Цифровые кочевники в эпоху заботы об окружающей среде и о собственном психическом и физическом здоровье стали восприниматься как люди нового формата. Именно они создают «новые ценности» в мире после пандемии. Идеологический вакуум наполняются идеями справедливого переустройства мира и отношений работодателя и сотрудников. Воздействие на государство с помощью профсоюзов в западном мире продиктовано не только экономическим кризисом и бедственным положением людей в период экономического кризиса. Люди воспринимают государство как средство переустройства миропорядка на «справедливой» основе, где они смогут наслаждаться благами цифровой цивилизации и не задумываться о хлебе насущном. Вера в то, что государство преобразует «несправедливое» экономическое пространство настолько велика, что способствует волне протестов, к примеру, в Англии. Люди требуют повышения заработной платы категорично и готовы пожертвовать своей «профессиональной» безопасностью и выходить на улицу с про-тестными акциями. Сложившийся мощный институт профсоюзного движения, к примеру в Англии, используется как инструмент воздействия и радикального преобразования общества по принципу справедливости.

Массовое увольнение сотрудников в США (great resignation), пассивное увольнение (quite quitting) как тенденция на рынке труда,-все это является ничем иным, как проявлением поиска современным человеком своей профессиональной и социальной идентичности в быстро меняющемся цифровом мире.

Размывается линия между профессиональным и личным. Современный человек самовыражается и растет в профессионально-цифровой среде и выкристаллизовывается новое поколения ищущих себя людей с разнообразной шкалой ценностей. Диверсификация ценностных ориентаций для современного мира, вероятно, будет становится нормой и на этом пути неизбежен конфликт интересов и жесткие столкновения как в медийном и цифровом пространстве (медийные войны), так и физическом пространстве (традиционные военные конфликты).

ности из широкого спектра оценочных отношении выделяются те, которые строятся на основе определенных политических взглядов и идеологических ценностей.

Идеологическая модальность на страницах журнала «The Economist»

By now Ukraine's was supposed to have disintegrated, it's government to have collapsed and its president t be in exile The "referendums" held in in the Russian-speaking south and eastern parts of Ukraine were meant to mark the success of Vladimir Putin's "special military operatioT"

From September 23rd-27th Russia held sham "referendums" in the occupied Ukrainian provinces_

The draft has badly undermined Russians (largely passive) support for Mr. Putin's "special military operation"

Mr. Putin is suffering the first cracks in his carefully cultivated aura of invincibility. He has smothered most dissent, yet disquiet is being aired. Hawkish voices are criticizing the conduct of the war. Ramzan Kadyrov, a fearsome Chechen warlord whose men have fought and terrorized Ukrainians, has called the situation on the ground "astounding". A nationalist on Russian television suggested tactfully that Mr. Putin had been badly advised. A few brave local politicians in Moscow and St. Petersburg have been called for the man in the Kremlin to resign

Russia's retreat could also erode the morale of Russian mercenaries. They signed up to make money, not to die for Mr Putin in a Ukrainian ditch. Most important, Russia's top military brass, already afraid to make their own decisions, could now face blame for their failure. Few of them expected they would be fighting a well-equipped and highly motivated army backed by Western powers._

Not going above and beyond Mental health Burnout

Great resignation Happiness

Quality time with family members and friends

Категория идеологической модальности строится на основе общеязыковой универсальной категории модальности (от латинского modus - мера, способ). Категория модальности выражает как разные виды отношения высказывания к действительности (объективная модальность), так и разные виды отношения говорящего к предмету сообщения (субъективная модальность). Субъективная модальность тесным образом связана с понятием оценки. «Смысловую основу субъективной модальности образует понятие оценки в широком смысле слова, включая не только логическую (интеллектуальную, рациональную) квалификацию сообщаемого, но и разные виды эмоциональной (иррациональной) реакции". С помощью категории идеологической модаль-

Угрозы создаются для системы морально-этических ценностей западного мира. Глобалисты активно внедряют в сознание людей то, что попрание норм международного права, экономического взаимодействия на основе создания комфортных условий для экономического и политического функционирования становится преро-гативной стратегией авторитарных политиков, для которых приоритетом являются другие «неправильные» ценности. Об особых морально-этических нормах этнической и гендерной толерантности говорится и на страницах учебных пособий для младшей и средней школы. Конечный продукт такой морально-этической политики -пропаганда однополых браков.

В последнее время все часто в западных СМИ привязывают кризис, связанный с инфляцией и повышением цен на энергию, к военной операции, проводимой Россией на Украине. Продовольственный кризис в развивающихся странах может возникнуть из-за нарушения функционирования отлаженной логистической цепочки поставок зерна и подсолнечного масла с Украины. Причиной всех экономических неурядиц является «вторжение» России в Украину и блокирование портов, откуда должны поставляться товары из Одессы. Для достижения пропагандистской цели разрушения «позитивного» образа России, который создается российскими СМИ, используются ложные методы отслеживания причинено -следственной связи между политическими и экономическими событиями. Интересно, что для актуализации концепта «безопасность» западные СМИ используют лексику, которая несет в себе прагматически-эмоциональный заряд. Представляется целесообразным в этой связи рассмотреть регулятивную зону концепта «безопасность». Регулятивная зона объединяет когнитивные признаки, предписывающие, что надо, а что не надо делать в сфере, «покрываемой» концептом. [2, стр.112-

113]. Для создания «безопасной» среды западным странам представляется необходимым «обуздать» Россию экономически. Против России вводится пакет «жестких» экономических санкций, а также в Украину поставляются вооружения. Вводится так называемая «культура отмены». По словам А.П. Чудинова, политическая коммуникация оказывает эмоциональное воздействие на адресата, преобразует существующую в сознании человека политическую картину мира [3, стр. 7]. Письменная политическая коммуникация, ориентированная на общество в целом, реализуется, как правило, с использованием средств массовой коммуникации. Одной из серьёзных задач, стоящих перед журналистами, работающими в жанре политических репортажей, является формирование (намеренное или ненамеренное)образа страны и её жителей. Как правило, за этим стоят вполне прагматические цели, нередко весьма чётко поставленные руководством той или иной страны.

Русофобские настроения, раздуваемые западными СМИ, создают особую концептуально-оценочную среду, где все «российское» осуждается. В западных СМИ происходит «героизация» образа украинского президента. Создаваемая концептуальная среда нацелена на создание образа врага из России. «Враг» готов бомбить жилые дома и убивать детей для достижения своих целей. Образы «несчастных детей войны» часто появляются в репортажах западных СМИ. Западные журналисты не брезгуют пользоваться непроверенными источниками для своих репортажей, а порой просто «создают» ложный контент. Завуалированная «модальность», где предполагаемое, догадки и спекуляции подаются с категоричностью истины последней инстанции широко применяется как в печатных СМИ, так и в репортажах известных журналистов BBC.

журналистов. В обстановке «медийной» войны российские СМИ успешно противопоставляют откровенной лжи западных СМИ реальную картину боевых действий по освобождению, демилитаризации и денацификации украинского народа. В этом контексте представляется целесообразным рассмотреть идеологемы современного политического дискурса. Идеологемами А.П.Чуди-нов называет наименования, которые передают специфический взгляд на соответствующую реалию. Подобные слова не просто вводят новые понятия или предлагают новые названия уже известным феноменам, но и отражают определенные политические взгляды, способствуют идеологическому воздействию на адресата. [3, стр. 93].

В нашем же случае рассматриваются сценарии (скрипты). Мы имеем дело со фреймами, которые разворачиваются во времени и пространстве как последовательность отдельных эпизодов, этапов, элементов. Эти скрипты нацелены на создание определенного представления о действиях военных и политических лидеров в сознании потребителя медийного продукта. Это когнитивные сценарии, профилирующие концепт для прагматических целей. Рассматриваемое концептуально-прагматическое и визуально-лексическое поле несет в себе ярко выраженный эмоциональный заряд. Постоянным повторением определенных идеологем в определённых контекстах западными СМИ создается образ «России-врага, угрозы». Целью создания концептуально-прагматического поля является внушение, внедрение в сознание потребителя медийного продукта необходимости оказания давления на Россию и, в конечном итоге, создания представления о неких «ценностях» западного общества, на которые посягают авторитарные режимы.

Регулятивная зона концепта «безопасность» в западных СМИ_

impose sanctions on Russia- наложить санкции на Россию defeat Russia on the battlefield - поражение России на поле боя create "cancellation culture" - создание «культуры отмены» bolster NATO - укрепить позиции НАТО

provide financial and military support to Ukraine- обеспечить Украину финансовой и военной поддержкой

to glorify Ukrainian president восхваление и героизация украинского президента_

По мнению Т.Г. Добросклонской, «концепция медиа-текста выходит за пределы знаковой системы вербального уровня, приближает к семиотическому толкованию понятие текст, которое подразумевает последовательность любых, а не только вербальных знаков» [1, стр. 154]. Понятие медиатекста гораздо шире: оно включает голосовые качества, музыку и звуковые эффекты, визуальные образы - иначе говоря, медиатексты фактически отражают технологии, используемые для их производства и распространения. Созданием идеологического «фона» западные СМИ озадачены на ведущих новостных телеканалах (BBC, CNN). С помощью визуальных образов в трогательных и сентиментальных репортажах о бедствиях и страданиях жителей украинских городов, подвергающихся бомбардировке российскими войсками, создается образ «государства-злодея» и «президента-злодея», который, руководствуясь имперскими амбициями, порабощает украинский народ и захватывает территорию. То, что подобная картина не соответствует действительности, не волнует западных

Актуализация концепта «безопасность» в западных и российских СМИ

Идеологемы западных СМИ

Идеологемы российских СМИ

threat to national security-угроза национальной безопасности invasion -вторжение aggression-агрессия war crime - военное преступление

genocide of Ukrainian people -геноцид украинского народа targeting civilian casualties -направленность бомбардировки на гражданские цели shelling of civilian targets -бомбардировка гражданских целей rape - изнасилование murder -убийство barbaric acts-варварские деяния visual images of dead children, funerals of Ukrainian conscripts and destroyed residential apartment blocks (after indiscriminate bombardment) визуальные образы убитых детей, образы похорон украинских призывников (CNN, BBC) weaponizing economy_

денацификация демилитаризация освобождение Донбасса создание условий, которые гарантировали бы безопасность самой России из Украины начали делать анти-Россию- плацдарм, чтобы раскачивать саму Россию

борьба с русской культурой, с русским языком преследование людей, которые чувствуют себя часть Русского мира героизм

нАтО-инструмент холодной войны

запад самоутверждается смертями украинцев

Таким образом, мы провели сравнительный анализ идеологем в западных и российских СМИ и выявили тенденции и концептуальные векторы медийного дискурса.

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м

CJ

Также в нашем исследовании представлен анализ и актуализация концептов «cost of living» и «безопасность» в западном медийном дискурсе.

Литература

1. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатек-стов: Опыт исследования современной английской ме-диаречи. 4-е. изд. М.: Красанд, 2013.

2. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: Восток-Запад, 2007

3. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. М.: Флинта, 2008

4. Новостные выпуски CNN и BBC

5. Материалы информационного сайта https://www.economist.com/

6.

https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2021/04/28/8680 70-novaya-paradigma

Conceptual and ideological space of modern media discourse Gaidarenko V.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation JEL classification: C10, C50, C60, C61, C80, C87, C90

The recent emergence of new sections in modern linguistics, such as media linguistics, is associated with the emergence of linguistic research beyond the boundaries of written text and sounding speech. The conceptual picture of modern political discourse is of particular interest in the period of political and economic transformations. Certain concepts are actualized using vocabulary with a high emotional charge to achieve a pragmatic effect.

The article considers the conceptual and semantic field of modern media discourse. Particular attention is paid to the verbalization of the concepts "cost of living crisis" and "security" in the Western media, as well as lexical and visual ways of creating a pragmatic effect on the Western consumer of a media product. The ideologemes of modern political discourse are analyzed.

Keywords: concept, verbalization, political discourse, pragmatic impact, ideologeme

References

1. Dobrosklonskaya T.G. Issues of studying media texts: Experience in the

study of modern English media speech. 4th. ed. M.: Krasand, 2013.

2. Popova Z.D., Sternin I.A. Cognitive linguistics. Moscow: East-West, 2007

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Chudinov A.P. Political linguistics. Moscow: Flinta, 2008

4. CNN and BBC news releases

5. Materials of the information site https://www.economist.com/

6. https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2021/04/28/868070-novaya-paradigma

fO CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.