ВОПРОС ГИПНОТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ ДЕТЕЙ В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, СВЯЗАННЫЙ С
КАНАЛОМ YOUTUBE
THE ISSUE OF HYPNOTIC MANIPULATION OF CHILDREN'S MINDS IN THE MEDIA SPACE ASSOCIATED WITH THE YOUTUBE CHANNEL
УДК 379.8.093 DOI 10.24411/2713-1424-2020-00005 Бондаренко O.B., преподаватель, культуролог,
сотрудник развивающей-образовательная студия при Арт-салоне Mio, г. Соликамск
Bondarenko О. V., bondaren-oksana@yandex.ru
Аннотация
Идеи гипноза со стороны средств массовой информации, в том числе интернет-СМИ - социальных сетей, видеохостингов, - влияющих на подростков, не нова. Подобные идеи распространяются по причине «зомбированности» современных детей продуктами массовой культуры. Действительно ли речь идет о гипнозе или о чем-то, лишь напоминающем гипноз, связанном с определенным бессилием (бездействием?) взрослых? Если вспомнить об определениях гипноза, обратиться к экспертам, то станет ясно, что гипноз - сложное, очень специфичное явление, которое вряд ли доступно ютуберам (при всей способствующей политике указанного видеохостинга) в силу их непрофессионализма, в силу слабости их личности. Дело, скорее, в неопытности взрослых, неглубоко понявших проблемы современной массовой культуры. Если взрослые люди, под чьим влиянием находятся дети, «освоят» специфику «модных штучек» современных подростков, влиять на детей позитивными примерами им станет намного проще - поскольку будет понят социально-психологический механизм пустой моды слабых личностей, воздействие на которых со стороны более сильных и нравственных взрослых - вопрос времени.
Annotation
The idea of hypnosis by the media, including online media - social networks, video hosting-affecting teenagers is not new. Such ideas are spread because of the" zombification " of modern children by the products of mass culture. Is it really hypnosis, or is it something only resembling hypnosis, associated with a certain impotence (inaction?) adults? If we recall the definitions of hypnosis, turn to the experts, it becomes clear that hypnosis-a complex, very specific phenomenon, which is hardly available to youtubers (with all the contributing policy of this video hosting) because of their unprofessionalism, because of the weakness of their personality. It is rather the inexperience of adults who have a shallow understanding of the problems of modern mass culture. If adults, under whose influence are children, "master" the specifics of the "fashion stuff" of modern teenagers, to influence children with positive examples they will become much easier-because it will be understood the socio-psychological mechanism of empty fashion weak personalities, the impact on which by stronger and moral adults-a matter of time.
Ключевые слова: видеохостинг YouTube, подростки, массовая культура, гипноз, социально-психологические механизмы воздействия, культурное влияние взрослых.
Keywords: YouTube video hosting, teenagers, mass culture, hypnosis, social and psychological mechanisms of influence, cultural influence of adults.
Медиапространство при его разнообразии, красочности, стремлении привлечь внимание сильно действует на детей. Ясно, что детская психика уязвима, проблема осложняется тем, что и границы детского возраста сейчас определить сложно. На научное разграничение возрастов влияет общее изменение характера социального пространства, связанное с увеличением периода обучения, повышением уровня комфортности жизни, стремлением многих родителей дать детям «все». Отделить детей от взрослых1 с учетом
1 Подходы к возрастной периодизации в истории педагогики и на современном этапе; Закономерности физического и духовного развития // Общие основы педагогики: тексты лекций / Сост. И. О. Карелина // Ярославль, изд-во Ярославского гос. пед. ун-та, 2010 // http://cito-web.yspu.org/linkl/metod/metl26/node29.html;
желания проанализировать влияние медийного пространства тем более сложно, что в аспекте медиа речь часто идет о подростках, нередко автоматически реагирующих на то, что происходит в Интернете, как на «модное». Инфантилизм современных молодых, их «разболтанность», необразованность создают дополнительные трудности при анализе реакций такой переходной возрастной группы, как подростки. С учетом сказанного, выражая мысли в рамках темы статьи, мы, тем не менее, будем считать детьми людей до 16 лет включительно - по причине известных физиологических изменений, активно не зависящих на данный момент от социализации индивидов (разве что можно учесть, что физиологические механизмы срабатывают быстрее при повышении уровня комфортности жизни, улучшении качества питания). Современные подростки довольно рано взрослеют в плане общения с противоположным полом, в плане взрослых развлечений (например, связанных с посещением ночных клубов, дискотек, распития спиртных напитков и пр.), современные родители нечасто ограничивают своих детей в этих вопросах2; по этой причине накал медийных увлечений современной молодежи, более-менее острая зависимость от них, очевидно, спадают после шестнадцати. Поэтому порог 16 лет можно признать вполне адекватным для нашего исследования.
В рамках темы социально-психологических механизмов гипнотического манипулирования сознанием детей в медийном пространстве на примере канала УоиТиЬе уместно иметь в виду именно подростковую аудиторию, поскольку дети более младшего возраста все-таки больше зависят от родителей, от их слов, отношения, запретов. Наша социально, духовно непростая жизнь склоняет современных детей (лет до 12 еще не ощутивших себя подростками) быть так или иначе ближе к семье, к родственникам и знакомым, реальная жизнь по естественным причинам привлекает детей до подросткового возраста больше, чем виртуальная, чем
http://cito-web.yspu.org/linkl/metod/metl26/node30.html
2 Петренко Т. В., Сысоева Л. В. Возрастные этапы процесса сепарации от родителей // Акмеология. 2016, № 4. С. 180-184
«мечты» о lifestyle, о потенциальном возлюбленном, об одежде фирмы Adidas и т. п.
Что касается собственно подростков, то их стремление самовыразиться, привлечь внимание, скрыть или побороть комплексы, стремление противопоставить себя взрослым очевидно в любые времена, тем более в эпоху, которую мы зовем эпохой свободы и демократии. Специфика современных подростков связана, как мы говорили, с низким уровнем образованности и даже развития в целом, с определенными проявлениями эгоизма и невоспитанности, с достаточно стандартным самовыражением. Ясно, что медийное пространство, пространство Интернета играет тут не последнюю роль - формируя и поддерживая указанные социальные черты возрастной группы. При этом в структуре медиа (как и для многих более взрослых людей) большую роль играет Интернет со своими специфически «подростковыми» ресурсами. Так или иначе именно канал YouTube стал значимым для современных юных - в том числе в силу выразительной визуальности видео как такового, с его современными техническими возможностями, в силу определенной творческой направленности нашей эпохи, навстречу которой идет канал YouTube, предлагая пользователям создавать авторское видео, в силу, очевидно, особой политики канала. Следует учесть специфику «безграмотной» эпохи при вечном стремлении людей к философии, интеллектуальности, эмоциональной выразительности. Указанные закономерности, при многогранности возможностей видеоизображения, порождают «видеобум», подобный буму YouTube. (Здесь уместно вспомнить высказывание В. И. Ульянова-Ленина в беседе с наркомом просвещения А. В. Луначарским в 1922 г., в эпоху разрухи и культурной неопределенности: «Важнейшим из искусств для нас является кино»3; к фразам В. И. Ульянова-Ленина, отражающим ситуацию культуры, в частности видеокультуры, в эпоху, в чем-то соотносимую с нашей, мы еще вернемся).
3 Письмо А. В. Луначарского Г. М. Болтянскому от 29 января 1929 г. (исх. Na 190) // Советское кино. 1933, № 1-2. С. 10
Чтобы разобраться в конкретном медиаявлении информационной эпохи, следует не только воспринимать его эмоционально и интеллектуально, отслеживать эмоциональные и интеллектуальные реакции людей из различных социальных слоев, нужно иметь верное представление о данном социуме в целом и объективную информацию о конкретном медиа. Канал YouTube с точки зрения экономической собственности и ее политической отнесенности - американский канал, принадлежащий на данный момент компании Google4. Перевод с английского названия канала и его слогана Broadcast Yourself говорят сами за себя. Медиа, о котором идет речь, является популярнейшим видеохостингом в мире, занимая второе место в качестве посещаемого сайта. Количество просмотров хостинга каждый день исчисляется миллиардами5. Как известно, здесь можно просматривать, загружать видео, а также комментировать, оценивать его, добавляя материал при желании в специальный избранный раздел пользователя, видеоматериалом можно делиться. Ясно, что YouTube представляет клипы, фильмы, новостные материалы, трейлеры, здесь можно посмотреть также образовательные передачи, увидеть любительское видео вроде различных слайд-шоу, юмористических роликов, видеоблогов и пр.
Так или иначе, контент таких российских блогеров, как Sasha Spilberg, Maryana Ro, Maria Way, Соня Есьман, Ивангай представляет из себя поток неадекватного поведения. Видеоблогеры с похожими сюжетами лидируют по количеству подписчиков и просмотров не только в России, но и во всем мире! Конечно, это характеризует культуру глобализации мирового социального пространства в целом, однако возникают и определенные вопросы к политике канала YouTube. Сложно однозначно утверждать, является ли популяризация описанного контента сознательной политикой компании, однако, как только ребенок регистрируется на хостинге, именно каналы указанных асоциальных личностей, скорее всего, порекомендует
4 Google запустил YouTube для детей // Euronews // https://ru.euronews.com/2015/02/24/youtube-kids-coming-to-a-screen-near-you-in-your-lounge-car-or-doctors-waiting-
5 Клип Gangnam Style просмотрели миллиард раз // LENTA.RU. 21.12.12 // https://lenta.ru/news/2012/12/21/gangnam/
сервис в качестве интересной и актуальной информации, на которую стоит подписаться! Ясно, что с помощью разделов «В тренде» и «Рекомендованное» YouTube может влиять на интересы подписчиков. Таким образом, объективный характер данного медиа, вместе с тенденциями развития, с тенденциями турбулентности современной культуры можно считать социально-психологическими факторами большого интереса пользователей по отношению к каналу YouTube. Если рассуждать далее в русле осмысления современной культуры, ее больших возможностей и не менее крупных проблем, можно еще раз обратиться к мыслям масштабного политического практика, во многом отвечавшего запросам времени, управлявшего страной в период хаоса и нерешенных задач: В. И. Ленин отмечал необходимость «определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указывал на роль хроники, подчеркивал необходимость цензуры («...конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места»)6. Таким образом, человек, начавший политику коренного перелома в том числе в области культуры, коренного перелома, давшего, безусловно, положительные плоды, политик, задавший импульс элиты для решения всех сложнейших насущных вопросов времени, во-первых, высоко оценивал технические новинки эпохи, прозревая их культурную перспективу (признавая в указанной беседе с Луначарским как со «старым» интеллигентом кино выше более традиционных видов искусства), во-вторых, указывал на необходимость содержательности контента (в те времена кино тоже было больше развлекательной технической новинкой, чем важным культурным средством) и очевидную необходимость цензуры7.
Что касается гипноза и его социально-психологических механизмов, то следует, видимо, сказать, что о прямом эффективном гипнозе посредством медиа YouTube в большом количестве случаев речь не идет. Скорее
6 Письмо А. В. Луначарского Г. М. Болтянскому от 29 января 1929 г.
7 Ростелеком заблокировал Youtube в Омске из-за запрещенного видео // РИА НОВОСТИ. 18.09.2012 // https://ria.ru/20120918/753589526.html
напуганная общественность видит во влиянии хостинга подобное гипнозу... Поскольку объяснить полноценно на современном этапе все сложности культурных изменений и противоречий для многих весьма трудно, они склонны оценивать влияние массовой культуры эмоционально-преувеличенно. Здесь следует сказать о своеобразном отсутствии большого желания взрослых понять указанные феномены. Определения гипноза сразу позволяют «отсечь» большое количество манипулирования, носящих «около гипнотический» характер. Как свидетельствуют зарубежные источники, гипнозом называют «преходящее состояние измененного внимания... которое может быть вызвано другим человеком и в котором могут спонтанно или в ответ на вербальные или иные стимулы появляться различные феномены». Далее источник говорит о сильно измененных памяти, сознании, об аномальной восприимчивости к внушению, о появлении мыслей, реакций, не характерных для данного человека (здесь следует добавить идею о возможности или невозможности «хранения» потенциала таких мыслей и реакций в подсознании пациента до сеанса гипноза). Важно в том числе то, что анестезия, мышечная ригидность, паралич, вазомоторные изменения возможно в состоянии гипноза как снивелировать, так и породить8! Мы видим, что речь идет о чрезвычайно глубоком, очень специфическом воздействии! Российские научные источники определяют гипноз следующим образом - это «искусственное состояние человека, вызванное внушением, отличающееся избирательностью реакций и проявляющееся повышением восприимчивости к психологической активности гипнотизера и понижением чувствительности к другим влияниям»9. Взяв намеренно классические определения, дабы не касаться дискуссий о тонкостях подхода к понятию, мы со всей очевидностью должны признать, что постановка вопроса о гипнотическом влиянии через канал YouTube чрезмерна. Вряд ли блогеры,
8 Репортаж о пресс-конференции Британской медицинской ассоциации // Guardian. 1955, 22 апреля; Как британская медицина официально признала гипноз // Сайт НИИ Клинического гипноза Ь11р5://ш5Ьурпо515.ги/как-британская-медицина-официально-п/
9 Советская медицинская энциклопедия. М., 1982 // https://scanwordbase.ru/vocabulaiy.php? slug=gipnoz&type=medicinskaa-enciklopedia
даже самые «продвинутые», активно желающие обогащения способны массово (!) гипнотически влиять на сознание современных подростков. Ведь как подростки, о которых идет речь, так и авторы видеоматериалов знаменитого медиа не отличаются определенным высоким уровнем развития, что все-таки необходимо гипнотизеру. Конечно, говоря о гипнозе, мы имеем в виду и непознанное, и особое психологическое воздействие людей с помощью харизмы (можно вспомнить Гитлера, цыган и т. п.), однако вряд ли и это имеет отношение к блогерам. При всей внушаемости, духовной слабости современных молодых речь все же скорее идет о культурных механизмах воздействия яркого, эпатажного поведения, чем о социально-психологических механизмах гипнотического манипулирования. Здесь сразу хочется отметить возможность влияния на современных подростков со стороны значительно более сильных по отношению к ним взрослых, с их довольно интересной и значительно более нравственной культурой. Такое воздействие неизбежно, возможно, при этом взрослые должны глубже осознавать особенности современной культуры. Пока взрослая часть населения, обеспокоенная поведением юных, пребывает в уверенности «гипнотического воздействия», не осмысливая в достаточной мере характера современного культурного пространства, воздействие со стороны взрослых на детей поколения Z будет стремиться к нулю.
Обратимся, однако, непосредственно к гипнотическому манипулированию в интерпретации С. А. Зелинского - интересной личности, проявившей себя в качестве члена экспертного совета МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ, Союза журналистов РФ, вузовского преподавателя, чемпиона мира по кунг-фу, в качестве участника симпозиумов, конференций по гипнологии, психотерапии, психоанализу, в качестве писателя, автора курсов по психологии воздействия на психику человека, управления массовым сознанием, лицензированных Министерством науки и образования, и проч.
Точка зрения С. А. Зелинского заключается в том, что гипнотические способности являются врожденными, в этом вопросе он ссылается на взгляды академика В. М. Кандыбы, доктора медицинских, психологических наук Д. В. Кандыбы10. С. А. Зелинский утверждает, что важным социально-психологическим средством, механизмом гипнотического воздействия является эмоционально окрашенная речь человека - внешняя и внутренняя, невербальные средства помогают этому процессу. Чем эмоциональнее высказывания человека, чем они более ориентированы на социум, находящийся на этой же «волне», чем точнее они, так сказать, попадают в точку ожидания, тем сильнее воздействие, о котором идет речь. При этом еще раз заметим, что дело далеко не всегда доходит до гипноза! Что касается ютуберов, то слабость современной молодежи, стандартность ее ожиданий, эмоций, казалось бы, должны помогать «гипнотизерам», однако является ли сложной и сильной по воздействию речь авторов видеороликов канала YouTube, помогают ли серьезно этой речи стандартные «крутые» жесты и другие невербальные средства? Видимо, нет. Никакая намеренная яркость поведения без указанных свойств речи и невербального поведения не способна, по Зелинскому, обеспечить гипнотическое воздействие. Автор «Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием», на которую мы ссылаемся, приводит в пример таких людей, как В. И. Ленин, умевший простым языком излагать глубочайшие идеи, И. В. Сталин, в присутствии которого способен был «присмиреть» воспитанный в английском парламенте, выигравший для англичан Вторую мировую войну будущий нобелевский лауреат У. Черчилль, А. С. Макаренко, педагог, умевший сказать «иди сюда» с двадцатью эмоциональными оттенками (в ответ на его «иди сюда» к нему подходил каждый, при этом ни один из 3000 правонарушителей, перевоспитанных Макаренко в тяжелейшие для страны годы, не вернулся к преступному образу жизни!). Все эти люди -грандиозные личности, с которыми едва ли можно сравнить современных
10 Зелинский С. А. Психотехнологии гипновоздействия // Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием // Сайт Psyfactor.org https://psyfactor.Org/lib/zelinski2-02.htm#_ftnl0
представителей массовой культуры. Конечно, и Гитлер имел свою аудиторию, однако его воздействие оказалось относительно недолгим. Личность в важном социальном смысле, по определению, - понятие нравственное, связанное с высоким уровнем развития. Это лишний раз доказывает не силу воздействия ютуберов, а слабость современной культуры - и возможность относительно легкого воздействия развитых, разбирающихся в ситуации взрослых на молодежную аудиторию. Интересно, что все три приведенных примера - примеры именно социально-психологического механизма воздействия на людей, то есть названные известные люди, не только в личной беседе, но и в больших социальных масштабах воздействовали на свою аудиторию (А. С. Макаренко создал особую педагогическую концепцию коллектива!). Конечно, их воздействие было не только и не столько гипнотическим (опирающимся на особые природные данные, которые, вероятно, есть у всякого), сколько чисто социально-психологическим, культурным, опирающимся на нужды времени (еще раз вспомним, что Гитлер, не соответствуя по большому счету нуждам времени, не являясь личностью в хорошем смысле этого слова, не имея нормальных «земных» способов воздействия, потерпел крах).
Помимо эмоционально окрашенной речи в качестве социально-психологического механизма гипнотического воздействия можно выделить создание образов. При этом могут быть задействованы различные органы чувств. Исходя из лексического значения слова «образ», видимо, следует отдать предпочтение визуальному каналу - что соотносится с характером медиа YouTube, с техническими возможностями формирования современного видео. Аудиальные, осязательные, обонятельные моменты, так или иначе, могут быть актуализированы в процессе создания, трансляции, восприятия видео на YouTube. С. А. Зелинский говорит о моторных и иных телесных реакциях организма на знакомые образы, что хорошо известно в области спорта и используется там в связи с понятием идеомоторная тренировка. Таким образом, для срабатывания второго социально-
психологического механизма гипнотического воздействия, заключающегося в создании ярких, почти живых образов, требуется развитое воображение, тонкая чувственная сфера (этим объясняется гипнабельность «чувствительных» людей, погружающихся в воображаемые миры более, чем в логические рассуждения). Обладают ли современные молодые этими качествами? С одной стороны, дети, молодые люди по определению эмоциональнее, с другой стороны, воображение развивается в процессе какой-то сложной культурной деятельности (например, чтения сказок, просмотра глубоких психологических фильмов, чтения русской классической литературы на уроках в школе и т. п.), чего явно не достает современной молодежи, в том числе увлекающейся каналом YouTube. Эмоционально-притупленные агрессивными (либо слащавыми и неглубокими) голливудскими фильмами, компьютерными играми, другими продуктами массовой культуры, подверженной вестернизации, современные молодые не способны на настоящую игру воображения и стоящие за ней тонкие эмоциональные образы. Надо сказать, что этот момент является достаточно существенным барьером для контакта с молодыми, их обучения и воспитания. Однако природная тяга любого человека к работе воображения (как к механизму выживания через моделирование различных ситуаций, как к механизму познания людей и себя и т. д.!), тем более тяга к работе воображения, эмоций в детском возрасте должны помочь взрослым повлиять на молодое поколение через сложные интересные образы, созданные в русле настоящего искусства - классического и более современного, через образы, создаваемые в процессе бытового общения с детьми, столь нуждающимися, по большому счету, в нашем внимании и осмыслении современных проблем противоречиво глобадизации мира.
Литература
1. Бриш К. X. Терапия нарушений привязанности. От теории к практике. М.: Когито-центр, 2012. 316 с.
2. Зелинский С. А. Анализ задействования манипулятивных методик управления массами в исследовании деструктивности современной эпохи на примере России. Психоаналитический подход //
https ://psyf actor, org/lib/zelinski.htm
3. Зелинский С. А. «Важнейшее из искусств» - как современная форма манипулирования массовыми психическими процессами (эссе) // https ://psyf actor. org/kinoprop/kino6.htm
4. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание (Информационно-психологическое воздействие на массовое психическое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды - как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс) // https ://psyf actor, org/lib/zelinski-01 .htm
5. Зелинский С. А. Психотехнологии гипновоздействия // Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием // Сайт Psyfactor.org https://psyfactor.Org/lib/zelinski2-02.htm#_ftnl0
6. Кандыба В. М. Техника гипноза наяву. Техника скрытого управления человеком. В 2 т. СПб: Лань. 2004.
7. Кандыба Д. В. Психологический гипноз наяву. Теория и техника Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 608с.
8. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием (Серия: История России. Современный взгляд). М.: Алгоритм, 2000. 735 с.
9. Картунов А. В. Концепции идеологических диверсий и агрессии. Киев: Политиздат Украины, 1986. 189 с.
10. Клип Gangnam Style просмотрели миллиард раз // LENTA.RU. 21.12.12 // https://lenta.ru/news/2012/12/21/gangnam/
11. Манукян А. М. Социально-психологические механизмы гипнотического манипулирования сознанием масс в медийном пространстве на примере социальных сетей (VK, Facebook, Instagram) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019, № 3 (28). С. 345-348
12. Миронова Г. В. Сущность и содержание развития личности в период ранней юности (15-20 лет) //Акмеология. 2014, № 1. С. 51-56
13. Петренко Т. В., Сысоева J1. В. Возрастные этапы процесса сепарации от родителей // Акмеология. 2016, № 4. С. 180-184
14. Письмо А. В. Луначарского Г. М. Болтянскому от 29 января 1929 г. (исх. N° 190) // Советское кино. 1933, N° 1-2. С. 10
15. Подходы к возрастной периодизации в истории педагогики и на современном этапе; Закономерности физического и духовного развития // Общие основы педагогики: тексты лекций / Сост. И. О. Карелина // Ярославль, изд-во Ярославского гос. пед. ун-та, 2010 // http://cito-web.yspu.org/linkl/metod/metl26/node29.html; http://cito-web.yspu.org/linkl/metod/metl26/node30.html
16. Репортаж о пресс-конференции Британской медицинской ассоциации // Guardian. 1955, 22 апреля; Как британская медицина официально признала гипноз // Сайт НИИ Клинического гипноза Ьйр8://ш8Ьурпо818.т/как-британская-медицина-официально-п/
17. Ростелеком заблокировал Youtube в Омске из-за запрещенного видео // РИА НОВОСТИ. 18.09.2012 // https://ria.ru/20120918/753589526.html
18. Советская медицинская энциклопедия. М., 1982 // https://scanwordbase.ru/vocabulary .php?slug=gipnoz&type=medicinskaa-enciklopedia
19. Сысоева Л. В., Петренко Т. В. Проблема сепарации от родителей в русской семье: социокультурный и психологический аспекты // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам LXII международной научно-практической конференции. 2016, N° 3 (60). С. 126-134
20. Google запустил YouTube для детей // Euronews // https://ru.euronews.com/2015/02/24/youtube-kids-coming-to-a-screen-near-you-in-your-lounge-car-or-doctors-waiting-
Literature
1. Brish K. X. Terapiya narushenij privyazannosti. Ot teorii k praktike. M.: Kogito-centr, 2012. 316 s.
2. Zelinskij S. A. Analiz zadejstvovaniya manipulyativny'x metodik upravleniya massami v issledovanii destruktivnosti sovremennoj e'poxi na primere Rossii. Psixoanaliticheskij podxod // https://psyfactor.org/lib/zelinski.htm
3. Zelinskij S. A. «Vazhnejshee iz iskusstv» - kak sovremennaya forma manipulirovaniya massovy'mi psixicheskimi processami (e'sse) // https ://psyf actor. org/kinoprop/kino6.htm
4. Zelinskij S. A. Informacionno-psixologicheskoe vozdejstvie na massovoe soznanie (Informacionno-psixologicheskoe vozdejstvie na massovoe psixicheskoe soznanie. Sredstva massovoj kommunikacii, informacii i propagandy" - kak provodnik manipulyativny'x metodik vozdejstviya na podsoznanie i modelirovaniya postupkov individa i mass) // https ://psyf actor, org/lib/zelinski-01 .htm
5. Zelinskij S. A. Psixotexnologii gipnovozdejstviya // Psixotexnologii gipnoticheskogo manipulirovaniya soznaniem // Sajt Psyfactor.org https://psyfactor.Org/lib/zelinski2-02.htm#_ftnl0
6. Kandy'ba V. M. Texnika gipnoza nayavu. Texnika skry'togo upravleniya chelovekom. V 2 t. SPb: Lan\ 2004.
7. Kandy'ba D. V. Psixologicheskij gipnoz nayavu. Teoriya i texnika Rostov-na-Donu: Feniks, 1996. 608s.
8. Kara-Murza S. G. Manipulyaciya soznaniem (Seriya: Istoriya Rossii. Sovremenny'j vzglyad). M.: Algoritm, 2000. 735 s.
9. Kartunov A. V. Koncepcii ideologicheskix diversij i agressii. Kiev: Politizdat Ukrainy\ 1986. 189 s.
10. Klip Gangnam Style prosmotreli milliard raz // LENTA.RU. 21.12.12 // https://lenta.ru/news/2012/12/21/gangnam/
11. Manukyan A. M. SociaFno-psixologicheskie mexanizmy" gipnoticheskogo manipulirovaniya soznaniem mass v medijnom prostranstve na
primere sociaFny'x setej (VK, Facebook, Instagram) // Azimut nauchny'x issledovanij: pedagogika i psixologiya. 2019, № 3 (28). S. 345-348
12. Mironova G. V. Sushhnosf i soderzhanie razvitiya lichnosti v period rannej yunosti (15-20 let) // Akmeologiya. 2014, N° 1. S. 51-56
13. Petrenko T. V., Sy'soeva L. V. Vozrastny'e e'tapy' processa separacii ot roditelej // Akmeologiya. 2016, N° 4. S. 180-184
14. Pis'mo A. V. Lunacharskogo G. M. Boltyanskomu ot 29 yanvarya 1929 g. (isx. № 190) // Sovetskoe kino. 1933, N° 1-2. S. 10
15. Podxody" k vozrastnoj periodizacii v istorii pedagogiki i na sovremennom entape; Zakonomernosti fizicheskogo i duxovnogo razvitiya // Obshhie osnovy" pedagogiki: teksty" lekcij / Sost. I. O. Karelina // YaroslavF, izd-vo Yaroslavskogo gos. ped. un-ta, 2010 // http://cito-web.yspu.org/linkl/metod/metl26/node29.html; http://cito-web.yspu.org/linkl/metod/metl26/node30.html
16. Reportazh o press-konferencii Britanskoj medicinskoj associacii // Guardian. 1955, 22 aprelya; Kak britanskaya medicina oficiaFno priznala gipnoz // Sajt N11 Klinicheskogo gipnoza https://rushypnosis.ru/kak-britanskaya-medicina-oficiaFno-p/
17. Rostelekom zablokiroval Youtube v Omske iz-za zapreshhennogo video // RIA NOVOSTI. 18.09.2012 //https://ria.ru/20120918/753589526.html
18. Sovetskaya medicinskaya e'nciklopediya. M., 1982 // https://scanwordbase.ru/vocabulary .php?slug=gipnoz&type=medicinskaa-enciklopedia
19. Sy'soeva L. V., Petrenko T. V. Problema separacii ot roditelej v russkoj sem'e: sociokurturny'j i psixologicheskij aspekty" // Lichnost", sem'ya i obshhestvo: voprosy" pedagogiki i psixologii: sbornik statej po materialam LXII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016, № 3 (60). S. 126-134
20. Google zapustil YouTube dlya detej // Euronews // https://ru.euronews.com/2015/02/24/youtube-kids-coming-to-a-screen-near-you-in-your-lounge-car-or-doctors-waiting-