Научная статья на тему 'Децентрализация предоставления государственных услуг как фактор развития предпринимательства и сельскохозяйственного производства'

Децентрализация предоставления государственных услуг как фактор развития предпринимательства и сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСФЕРТ ИННОВАЦИЙ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ / ADMINISTRATIVE REFORM / E-GOVERNMENT / DECENTRALIZATION / TRANSFER OF INNOVATIONS / MULTI-FUNCTION CENTRE OF PROVIDING THE GOVERNMENTAL AND MUNICIPAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носко Борис Петрович, Саломатин Дмитрий Юрьевич

В статье рассматривается опыт создания и работы информационно-консультационных пунктов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей на базе сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Ростовской области, а также перспективы дальнейшего развития системы поддержки предпринимательства в сельской местности на базе многофункциональных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Носко Борис Петрович, Саломатин Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The decentralization of public services rendering as a factor of entrepreneurial activity and agricultural production development

The article is devoted to the experience of creation and work of information and consulting points of support for small and medium-sized business, agricultural producers on the basis of a network of multi-functional centres of providing the governmental and municipal services of the Rostov region. The article also touches upon the prospects of further development of the entrepreneurship support system in rural areas on the basis of multi-functional centres of providing the governmental and municipal services

Текст научной работы на тему «Децентрализация предоставления государственных услуг как фактор развития предпринимательства и сельскохозяйственного производства»

7. Hiliman M. In Favour of the Compact City [Текст] / The Compact City: A Sustainable Urban Form, edited by Jenks M., Burton E., Williams K. - London: E&FN Spon. P. 36-44.

8. Bertaud A., Renaud B. Socialist Cities without Land Markets [Текст] // Journal of Urban Economics. - 1997. - No. 41. P. 137-151.

9. Fischel W.A. Regulatory Takings: Laze, Economics, and Politics. [Текст]

- Cambridge, Mass.: Harvard University press, 2008. - 397 p.

УДК 351:338.343

Носко Б.П., к.э.н., доц., Саломатин Д.Ю., асп.

Децентрализация предоставления государственных услуг как фактор развития предпринимательства и сельскохозяйственного производства

В статье рассматривается опыт создания и работы информационно-консультационных пунктов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей на базе сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Ростовской области, а также перспективы дальнейшего развития системы поддержки предпринимательства в сельской местности на базе многофункциональных центров.

Ключевые слова: административная реформа, электронное правительство, децентрализация, трансферт инноваций, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Повышение роли информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии государства и граждан - ключевой элемент современного этапа экономического развития любого государства. Их использование является стратегическим направлением повышения эффективности деятельности предприятий и организаций.

Государство переходит на качественно новый уровень взаимодействия с потребителями услуг, создает благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, повышает конкурентоспособность отечественных производителей. Одним из направлений повышения эффективности деятельности предприятий является трансферт научно-технических достижений и передового опыта в сферу реального производства, оказание консультационной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в различных сферах при внедрении и освоении инноваций.

Процесс трансферта инноваций может быть централизован или децентрализован, действия по выявлению и распространению инновации от ее носителя к потребителю могут осуществляться как из одного центра, так и через разветвленную сеть организаций, т.е. децентрализовано.

Современный экономический словарь [1] определяет централизацию управления как сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в

одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а сами эти решения строго обязательны для нижних уровней. В свою очередь, децентрализация управления - это передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.

Если сосредоточение деятельности по информационному обеспечению и консультационной помощи в одной организации снижает качество и оперативность трансферта инноваций, то децентрализация позволяет более обстоятельно и детализировано прорабатывать возникающие на местах вопросы.

Децентрализация в условиях территориального распределения подразделений, большого количества работников и постоянного изменения внешней среды позволяет быстро разрабатывать и принимать самостоятельные инициативные решения с учетом объективной ситуации в конкретной территории, что снижает нагрузку на центр, ориентировать специалистов в удаленных районах на достижение конкретных результатов. В то же время центром утверждаются долгосрочные планы, распределяются ресурсы, осуществляется общий контроль, проводится обучение сотрудников и оценка деятельности подразделений.

Специфика распространения инноваций в агропромышленном комплексе связана с тем, что адаптация и использование в отрасли новых технологий и научных разработок осуществляется различными по своим возможностям и степени подготовленности товаропроизводителями: индивидуальными предпринимателями, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Соответственно, информационно-консультационная поддержка организаций аграрного сектора может быть доступной для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, если будет максимально приближенной к месту производства сельскохозяйственной продукции.

Зарубежный и отечественный опыт взаимодействия государства и общества доказал, что достаточно эффективным инструментом решения этой проблемы могут быть многофункциональны центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Такие центры являются действенным инструментом решения проблемы разобщенности органов власти федерального, регионального и муниципального уровней при комплектовании пакета необходимых документов для получения услуги, обеспечения прозрачности и повышения качества предоставления услуг гражданам и организациям.

В ряде зарубежных государств многофункциональные центры, работающие по принципу «одного окна», зарекомендовали себя как успешная модель взаимодействия государства и граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг, перехода от бюрократического к «сервисно-

му» государству, в котором взаимодействие органов власти и населения характеризуется информационной открытостью и прозрачностью административных процедур.

Принцип «одного окна» заключается в том, что многофункциональный центр является помощником, посредником между заявителями и чиновниками всех уровней, принимающими решение о предоставлении услуги.

Ростовская область в числе первых в России начала реализацию административной реформы. В начале 2008 г. открыты многофункциональные центры, работающие по принципу «одного окна», в городах Шахты и Новочеркасск. В настоящее время многофункциональные центры уже работают в 31 муниципальном образовании, имеют центры удаленного доступа в сельских поселениях. До конца 2012 г. состоится открытие 24 новых МФЦ в оставшихся территориях.

Деятельность многофункционального центра основана на современных технологиях управления, обеспечивающих эффективное межведомственное взаимодействие и постоянный контакт с заявителем. Работа МФЦ организуется в соответствии с утвержденными административными регламентами предоставления услуг, что позволяет оптимизировать каждую процедуру при оказании услуги, определить ответственных и максимально ограничить контакты заявителей с представителями органов власти, снижая тем самым коррупционный потенциал.

Сеть многофункциональных центров Ростовской области формируется на основе европейской модели, которая подразумевает создание территориально-распределенных МФЦ, включающих центральный МФЦ в муниципальном образовании, центры удаленного доступа в районах городских округах или сельских поселениях муниципальных районов, мобильную группу МФЦ («мобильный МФЦ»).

Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» одной из мер по реализации государственной аграрной политики, в соответствии с Федеральным законом, является информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи.

Практика показала возможность расширения перечня услуг на базе МФЦ. Формированию системы предоставления услуг фермерам способствует положительный опыт организации информационно-консультационных пунктов по оказанию бесплатной консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также гражданам, желающим организовать собственное дело в МФЦ Орловского, Семикаракорского, Цимлянского, Кашарского районов, МФЦ г. Шахты.

В рамках первого трехмесячного этапа исполнения государственного контракта между департаментом инвестиций и предпринимательства Ростовской области и Ростовским региональным агентством поддержки предпринимательства» во втором квартале 2012 г. сотрудниками двух многофунк-

циональных центров (Орловского и Семикаракорского районов) предоставлено порядка 1100 консультаций.

По телефону «горячей линии» и в режиме on-line на портале сети МФЦ (www.mfc61.ru) предприниматели получают необходимую информацию по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, привлечения инвестиций, получения государственных субсидий, регистрации субъектов предпринимательской деятельности, размещения бизнеса, участия в государственных и муниципальных заказах, лицензирования и сертификации, трудовых отношений.

Система предоставления консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в Ростовской области основывается на 6 информационно-консультационных пунктах, созданных на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствующих 6 природно-сельскохозяйственных зонах Ростовской области:

1. Северо-Западная природно-сельскохозяйственная зона - скотоводческо-свиноводческая с развитым зернопроизводством - включает 9 районов: Верхнедонской, Шолоховский, Боковский, Чертковский, Миллеровский, Ка-шарский, Тарасовский, Каменский, Красносулинский - обслуживает Милле-ровский МФЦ;

2. Северо-Восточная природно-сельскохозяйственная зона - скотоводческо-зерновая с развитым свиноводством и птицеводством - включает 9 районов: Морозовский, Милютинский, Обливский, Тацинский, Константи-новский, Белокалитвинский, Цимлянский, Советский, Усть-Донецкий - обслуживает Белокалитвинский МФЦ;

3. Центральная орошаемая природно-сельскохозяйственная зона -скотоводческо-овощеводческая с развитым виноградарством и рисосеянием -включает 6 районов: Волгодонской, Мартыновский, Пролетарский, Семика-ракорский, Багаевский, Веселовский - обслуживает Семикаракорский МФЦ;

4. Приазовская природно-сельскохозяйственная зона - скотоводческо-зерновая с развитым пригородным хозяйством - включает 8 районов: Мат-веево-Курганский, Куйбышевский, Мясниковский, Октябрьский, Азовский, Аксайский, Родионово-Несветайский, Неклиновский - обслуживает Октябрьский МФЦ;

5. Южная природно-сельскохозяйственная зона - зерноскотоводческая с развитым свиноводством - включает 6 районов: Кагальниц-кий, Зерноградский, Егорлыкский, Целинский, Сальский, Песчанокопский -обслуживает Сальский МФЦ;

6. Восточная природно-сельскохозяйственная зона - овцеводческо-зерновая с развитым мясным скотоводством - включает 5 районов: Орловский, Зимовниковский, Ремонтненский, Дубовский, Заветинский - обслуживает Орловский МФЦ.

Консультации предоставляются специалистами МФЦ, прошедшими предварительное обучение и периодически проходящими курсы повышения квалификации, а также привлеченными специалистами, имеющими профильное образование в сфере сельского хозяйства (животноводство, растениеводство).

За три месяца работы специалистами многофункциональных центров предоставлено 1649 консультаций, основная часть которых (1077 или 65,32 %) оказана при непосредственном обращении в МФЦ, 395 (23,95 %) - по телефону «горячей линии», 177 (10,73 %) - в режиме on-line через отраслевой агропромышленный портал (www.rusagroug.ru) и портал сети МФЦ (www.mfc61.ru).

Консультационные услуги предоставляются по вопросам сельскохозяйственного производства, социального развития села, альтернативной занятости, нормативно-правового, организационно-хозяйственного сопровождения сельскохозяйственного производства, развития семейных животноводческих ферм, поддержки начинающих фермеров, мер государственной поддержки в сфере АПК, кредитования, организации первичной переработки и сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются бесплатно.

Как свидетельствуют данные мониторинга деятельности МФЦ в Ростовской области - эти образования имеют большой потенциал как в повышении качества оказываемых услуг, так и в расширении диапазона их видов. Роль регионального информационно-консультационного центра выполняет Ростовский институт переподготовки кадров агробизнеса (г. Новочеркасск), который в рамках исполнения государственного контракта с министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области интегрирует районные информационно-консультационные пункты в единую организацию на основе договоров с 6 многофункциональными центрами.

Региональный центр осуществляет не только административную координацию деятельности районных информационно-консультационных пунктов, но обеспечивает подготовку, обучение, методическую поддержку и сопровождение консультантов, проведение учебно-консультационной работы с большими группами потребителей консультационных услуг, организацию обучающих мероприятий на демонстрационных площадках сельскохозяйственных предприятий Ростовской области, проводит мониторинг качества предоставляемых консультаций. Региональный центр обладает необходимой материальной и опытно-производственной базой, использует опытнопроизводственные объекты научно-исследовательских учреждений в качестве демонстрационных площадок для проведения выездных семинаров, повышения квалификации специалистов агропромышленного комплекса.

Региональный центр вправе привлекать к работе на договорных условиях экспертов из числа профессорско-преподавательского состава вузов и научно-исследовательских учреждений, прочие заинтересованные организации, например, для проведения семинаров с участием целевых групп слуша-

телей в режиме видеоконференций, издания методических рекомендаций, разработки специализированного сельскохозяйственного портала.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, являясь государственным заказчиком, определяет политику развития системы сельскохозяйственного консультирования, осуществляет контроль целевого использования средств. Анализ показывает, что научное методическое и организационное сопровождение деятельности МФЦ весьма затратное дело.

Финансовое обеспечение консультационной деятельности должно основываться на сочетании бюджетного финансирования и получении доходов от оказания платных консультационных услуг. В настоящий момент в рамках бюджетных средств формируется общая структура системы предоставления консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, нарабатывается соответствующий опыт. В дальнейшем доля предоставляемых платных услуг должна последовательно возрастать при обязательном сохранении определенной доли бесплатных консультаций.

Создание полноценной структурированной системы предоставления консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в Ростовской области, соответствующей уровню современного развития аграрной сферы, является длительным процессом, требующим значительных финансовых вложений и системного подхода в осуществлении мероприятий по ее развитию.

На первом этапе (июль-сентябрь 2012 г.) были реализованы следующие мероприятия:

- утверждена нормативная правовая база деятельности районных и регионального информационно-консультационного центров;

- сформирован кадровый состав районных и регионального информационно-консультационного центров;

- заключены договоры с районными консультантами;

- организовано обучение консультантов;

- распространена информация в СМИ о начале работы информационно-консультационных центров (публикации в муниципальных газетах и журналах, издание методической литературы, выпуск информационных бюллетеней в отделах сельского хозяйства местных администраций);

- созданы тематические разделы на портале Правительства Ростовской области (www.donland.ru) и портале сети МФЦ Ростовской области (www.mfc61.ru);

- организовано предоставление консультаций на базе районных и регионального информационно-консультационного центров.

Как показывает анализ, дальнейшее совершенствование работы МФЦ потребует:

- развивать территориальную сеть на уровне всех районов, входящих в

природно-сельскохозяйственную зону, и сельских поселений, осуществлять индивидуальное консультирование;

- организовать работу сети демонстрационных площадок в передовых хозяйствах Ростовской области;

- приступить к переходу на абонентскую форму консультационного обслуживания;

- проводить презентационные семинары и коллективные консультации в муниципальных образованиях с целью распространения информации о деятельности информационно-консультационных пунктов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Дальнейшее развитие сети и совершенствование деятельности МФЦ, как следует из анализа их функционирования и установок органов законодательной и исполнительной власти, будет идти по пути роста объемов поддержки сельскохозяйственных производителей в сфере информационноконсультационных услуг, привлечения экспертов, имеющих опыт в сельскохозяйственном производстве.

Консультационная, информационная и образовательная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, распространение информации о новых технологиях сельскохозяйственного производства позволит повысить эффективность функционирования организаций агропромышленного комплекса и в целом будет способствовать социально-экономическому развитию сельских территорий Ростовской области.

Литература

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006.

УДК 352

Сологуб В.А., д. соц.н., проф., Кузнецов СВ., магистрант

Актуальные проблемы местного самоуправления в Ставропольском крае

Рассмотрено развитие системы местного самоуправления в Ставропольском крае, проведен социологический анализ деятельности органов местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, социальный институт, социальный субъект, социальные потребности, социальный порядок, личность, местное сообщество, должностные лица.

В последние десятилетия вопрос формирования эффективной системы местного самоуправления в России стоит очень остро. Это обусловлено, в первую очередь, ходом исторических событий. Как известно, федеральный закон о местном самоуправлении (ФЗ - №131) вступил в силу в полном объе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.