7. Hiliman M. In Favour of the Compact City [Текст] / The Compact City: A Sustainable Urban Form, edited by Jenks M., Burton E., Williams K. - London: E&FN Spon. P. 36-44.
8. Bertaud A., Renaud B. Socialist Cities without Land Markets [Текст] // Journal of Urban Economics. - 1997. - No. 41. P. 137-151.
9. Fischel W.A. Regulatory Takings: Laze, Economics, and Politics. [Текст]
- Cambridge, Mass.: Harvard University press, 2008. - 397 p.
УДК 351:338.343
Носко Б.П., к.э.н., доц., Саломатин Д.Ю., асп.
Децентрализация предоставления государственных услуг как фактор развития предпринимательства и сельскохозяйственного производства
В статье рассматривается опыт создания и работы информационно-консультационных пунктов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей на базе сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Ростовской области, а также перспективы дальнейшего развития системы поддержки предпринимательства в сельской местности на базе многофункциональных центров.
Ключевые слова: административная реформа, электронное правительство, децентрализация, трансферт инноваций, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Повышение роли информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии государства и граждан - ключевой элемент современного этапа экономического развития любого государства. Их использование является стратегическим направлением повышения эффективности деятельности предприятий и организаций.
Государство переходит на качественно новый уровень взаимодействия с потребителями услуг, создает благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, повышает конкурентоспособность отечественных производителей. Одним из направлений повышения эффективности деятельности предприятий является трансферт научно-технических достижений и передового опыта в сферу реального производства, оказание консультационной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в различных сферах при внедрении и освоении инноваций.
Процесс трансферта инноваций может быть централизован или децентрализован, действия по выявлению и распространению инновации от ее носителя к потребителю могут осуществляться как из одного центра, так и через разветвленную сеть организаций, т.е. децентрализовано.
Современный экономический словарь [1] определяет централизацию управления как сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в
одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а сами эти решения строго обязательны для нижних уровней. В свою очередь, децентрализация управления - это передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.
Если сосредоточение деятельности по информационному обеспечению и консультационной помощи в одной организации снижает качество и оперативность трансферта инноваций, то децентрализация позволяет более обстоятельно и детализировано прорабатывать возникающие на местах вопросы.
Децентрализация в условиях территориального распределения подразделений, большого количества работников и постоянного изменения внешней среды позволяет быстро разрабатывать и принимать самостоятельные инициативные решения с учетом объективной ситуации в конкретной территории, что снижает нагрузку на центр, ориентировать специалистов в удаленных районах на достижение конкретных результатов. В то же время центром утверждаются долгосрочные планы, распределяются ресурсы, осуществляется общий контроль, проводится обучение сотрудников и оценка деятельности подразделений.
Специфика распространения инноваций в агропромышленном комплексе связана с тем, что адаптация и использование в отрасли новых технологий и научных разработок осуществляется различными по своим возможностям и степени подготовленности товаропроизводителями: индивидуальными предпринимателями, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Соответственно, информационно-консультационная поддержка организаций аграрного сектора может быть доступной для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, если будет максимально приближенной к месту производства сельскохозяйственной продукции.
Зарубежный и отечественный опыт взаимодействия государства и общества доказал, что достаточно эффективным инструментом решения этой проблемы могут быть многофункциональны центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Такие центры являются действенным инструментом решения проблемы разобщенности органов власти федерального, регионального и муниципального уровней при комплектовании пакета необходимых документов для получения услуги, обеспечения прозрачности и повышения качества предоставления услуг гражданам и организациям.
В ряде зарубежных государств многофункциональные центры, работающие по принципу «одного окна», зарекомендовали себя как успешная модель взаимодействия государства и граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг, перехода от бюрократического к «сервисно-
му» государству, в котором взаимодействие органов власти и населения характеризуется информационной открытостью и прозрачностью административных процедур.
Принцип «одного окна» заключается в том, что многофункциональный центр является помощником, посредником между заявителями и чиновниками всех уровней, принимающими решение о предоставлении услуги.
Ростовская область в числе первых в России начала реализацию административной реформы. В начале 2008 г. открыты многофункциональные центры, работающие по принципу «одного окна», в городах Шахты и Новочеркасск. В настоящее время многофункциональные центры уже работают в 31 муниципальном образовании, имеют центры удаленного доступа в сельских поселениях. До конца 2012 г. состоится открытие 24 новых МФЦ в оставшихся территориях.
Деятельность многофункционального центра основана на современных технологиях управления, обеспечивающих эффективное межведомственное взаимодействие и постоянный контакт с заявителем. Работа МФЦ организуется в соответствии с утвержденными административными регламентами предоставления услуг, что позволяет оптимизировать каждую процедуру при оказании услуги, определить ответственных и максимально ограничить контакты заявителей с представителями органов власти, снижая тем самым коррупционный потенциал.
Сеть многофункциональных центров Ростовской области формируется на основе европейской модели, которая подразумевает создание территориально-распределенных МФЦ, включающих центральный МФЦ в муниципальном образовании, центры удаленного доступа в районах городских округах или сельских поселениях муниципальных районов, мобильную группу МФЦ («мобильный МФЦ»).
Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» одной из мер по реализации государственной аграрной политики, в соответствии с Федеральным законом, является информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи.
Практика показала возможность расширения перечня услуг на базе МФЦ. Формированию системы предоставления услуг фермерам способствует положительный опыт организации информационно-консультационных пунктов по оказанию бесплатной консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также гражданам, желающим организовать собственное дело в МФЦ Орловского, Семикаракорского, Цимлянского, Кашарского районов, МФЦ г. Шахты.
В рамках первого трехмесячного этапа исполнения государственного контракта между департаментом инвестиций и предпринимательства Ростовской области и Ростовским региональным агентством поддержки предпринимательства» во втором квартале 2012 г. сотрудниками двух многофунк-
циональных центров (Орловского и Семикаракорского районов) предоставлено порядка 1100 консультаций.
По телефону «горячей линии» и в режиме on-line на портале сети МФЦ (www.mfc61.ru) предприниматели получают необходимую информацию по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, привлечения инвестиций, получения государственных субсидий, регистрации субъектов предпринимательской деятельности, размещения бизнеса, участия в государственных и муниципальных заказах, лицензирования и сертификации, трудовых отношений.
Система предоставления консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в Ростовской области основывается на 6 информационно-консультационных пунктах, созданных на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствующих 6 природно-сельскохозяйственных зонах Ростовской области:
1. Северо-Западная природно-сельскохозяйственная зона - скотоводческо-свиноводческая с развитым зернопроизводством - включает 9 районов: Верхнедонской, Шолоховский, Боковский, Чертковский, Миллеровский, Ка-шарский, Тарасовский, Каменский, Красносулинский - обслуживает Милле-ровский МФЦ;
2. Северо-Восточная природно-сельскохозяйственная зона - скотоводческо-зерновая с развитым свиноводством и птицеводством - включает 9 районов: Морозовский, Милютинский, Обливский, Тацинский, Константи-новский, Белокалитвинский, Цимлянский, Советский, Усть-Донецкий - обслуживает Белокалитвинский МФЦ;
3. Центральная орошаемая природно-сельскохозяйственная зона -скотоводческо-овощеводческая с развитым виноградарством и рисосеянием -включает 6 районов: Волгодонской, Мартыновский, Пролетарский, Семика-ракорский, Багаевский, Веселовский - обслуживает Семикаракорский МФЦ;
4. Приазовская природно-сельскохозяйственная зона - скотоводческо-зерновая с развитым пригородным хозяйством - включает 8 районов: Мат-веево-Курганский, Куйбышевский, Мясниковский, Октябрьский, Азовский, Аксайский, Родионово-Несветайский, Неклиновский - обслуживает Октябрьский МФЦ;
5. Южная природно-сельскохозяйственная зона - зерноскотоводческая с развитым свиноводством - включает 6 районов: Кагальниц-кий, Зерноградский, Егорлыкский, Целинский, Сальский, Песчанокопский -обслуживает Сальский МФЦ;
6. Восточная природно-сельскохозяйственная зона - овцеводческо-зерновая с развитым мясным скотоводством - включает 5 районов: Орловский, Зимовниковский, Ремонтненский, Дубовский, Заветинский - обслуживает Орловский МФЦ.
Консультации предоставляются специалистами МФЦ, прошедшими предварительное обучение и периодически проходящими курсы повышения квалификации, а также привлеченными специалистами, имеющими профильное образование в сфере сельского хозяйства (животноводство, растениеводство).
За три месяца работы специалистами многофункциональных центров предоставлено 1649 консультаций, основная часть которых (1077 или 65,32 %) оказана при непосредственном обращении в МФЦ, 395 (23,95 %) - по телефону «горячей линии», 177 (10,73 %) - в режиме on-line через отраслевой агропромышленный портал (www.rusagroug.ru) и портал сети МФЦ (www.mfc61.ru).
Консультационные услуги предоставляются по вопросам сельскохозяйственного производства, социального развития села, альтернативной занятости, нормативно-правового, организационно-хозяйственного сопровождения сельскохозяйственного производства, развития семейных животноводческих ферм, поддержки начинающих фермеров, мер государственной поддержки в сфере АПК, кредитования, организации первичной переработки и сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются бесплатно.
Как свидетельствуют данные мониторинга деятельности МФЦ в Ростовской области - эти образования имеют большой потенциал как в повышении качества оказываемых услуг, так и в расширении диапазона их видов. Роль регионального информационно-консультационного центра выполняет Ростовский институт переподготовки кадров агробизнеса (г. Новочеркасск), который в рамках исполнения государственного контракта с министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области интегрирует районные информационно-консультационные пункты в единую организацию на основе договоров с 6 многофункциональными центрами.
Региональный центр осуществляет не только административную координацию деятельности районных информационно-консультационных пунктов, но обеспечивает подготовку, обучение, методическую поддержку и сопровождение консультантов, проведение учебно-консультационной работы с большими группами потребителей консультационных услуг, организацию обучающих мероприятий на демонстрационных площадках сельскохозяйственных предприятий Ростовской области, проводит мониторинг качества предоставляемых консультаций. Региональный центр обладает необходимой материальной и опытно-производственной базой, использует опытнопроизводственные объекты научно-исследовательских учреждений в качестве демонстрационных площадок для проведения выездных семинаров, повышения квалификации специалистов агропромышленного комплекса.
Региональный центр вправе привлекать к работе на договорных условиях экспертов из числа профессорско-преподавательского состава вузов и научно-исследовательских учреждений, прочие заинтересованные организации, например, для проведения семинаров с участием целевых групп слуша-
телей в режиме видеоконференций, издания методических рекомендаций, разработки специализированного сельскохозяйственного портала.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, являясь государственным заказчиком, определяет политику развития системы сельскохозяйственного консультирования, осуществляет контроль целевого использования средств. Анализ показывает, что научное методическое и организационное сопровождение деятельности МФЦ весьма затратное дело.
Финансовое обеспечение консультационной деятельности должно основываться на сочетании бюджетного финансирования и получении доходов от оказания платных консультационных услуг. В настоящий момент в рамках бюджетных средств формируется общая структура системы предоставления консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, нарабатывается соответствующий опыт. В дальнейшем доля предоставляемых платных услуг должна последовательно возрастать при обязательном сохранении определенной доли бесплатных консультаций.
Создание полноценной структурированной системы предоставления консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в Ростовской области, соответствующей уровню современного развития аграрной сферы, является длительным процессом, требующим значительных финансовых вложений и системного подхода в осуществлении мероприятий по ее развитию.
На первом этапе (июль-сентябрь 2012 г.) были реализованы следующие мероприятия:
- утверждена нормативная правовая база деятельности районных и регионального информационно-консультационного центров;
- сформирован кадровый состав районных и регионального информационно-консультационного центров;
- заключены договоры с районными консультантами;
- организовано обучение консультантов;
- распространена информация в СМИ о начале работы информационно-консультационных центров (публикации в муниципальных газетах и журналах, издание методической литературы, выпуск информационных бюллетеней в отделах сельского хозяйства местных администраций);
- созданы тематические разделы на портале Правительства Ростовской области (www.donland.ru) и портале сети МФЦ Ростовской области (www.mfc61.ru);
- организовано предоставление консультаций на базе районных и регионального информационно-консультационного центров.
Как показывает анализ, дальнейшее совершенствование работы МФЦ потребует:
- развивать территориальную сеть на уровне всех районов, входящих в
природно-сельскохозяйственную зону, и сельских поселений, осуществлять индивидуальное консультирование;
- организовать работу сети демонстрационных площадок в передовых хозяйствах Ростовской области;
- приступить к переходу на абонентскую форму консультационного обслуживания;
- проводить презентационные семинары и коллективные консультации в муниципальных образованиях с целью распространения информации о деятельности информационно-консультационных пунктов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Дальнейшее развитие сети и совершенствование деятельности МФЦ, как следует из анализа их функционирования и установок органов законодательной и исполнительной власти, будет идти по пути роста объемов поддержки сельскохозяйственных производителей в сфере информационноконсультационных услуг, привлечения экспертов, имеющих опыт в сельскохозяйственном производстве.
Консультационная, информационная и образовательная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, распространение информации о новых технологиях сельскохозяйственного производства позволит повысить эффективность функционирования организаций агропромышленного комплекса и в целом будет способствовать социально-экономическому развитию сельских территорий Ростовской области.
Литература
1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006.
УДК 352
Сологуб В.А., д. соц.н., проф., Кузнецов СВ., магистрант
Актуальные проблемы местного самоуправления в Ставропольском крае
Рассмотрено развитие системы местного самоуправления в Ставропольском крае, проведен социологический анализ деятельности органов местного самоуправления.
Ключевые слова: местное самоуправление, социальный институт, социальный субъект, социальные потребности, социальный порядок, личность, местное сообщество, должностные лица.
В последние десятилетия вопрос формирования эффективной системы местного самоуправления в России стоит очень остро. Это обусловлено, в первую очередь, ходом исторических событий. Как известно, федеральный закон о местном самоуправлении (ФЗ - №131) вступил в силу в полном объе-