Научная статья на тему 'Дети сироты при живых родителях'

Дети сироты при живых родителях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1992
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТСТВО / БРОШЕННЫЕ ДЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СИРОТЫ / "ОТКАЗНИКИ" / "ДЕТИ-ПРИЗРАКИ" / УСЫНОВЛЕНИЕ / ОПЕКА / ПАТРОНАТ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ШКОЛА ПРИНИМАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ / РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наумкин Борис Иванович, Бадалина Оксана Юрьевна, Карпова Ольга Алексеевна

В статье представлены проблемы и условия, провоцирующие социальное сиротство в России и, в частности, в Егорьевске и Егорьевском районе Московской области, а также возможные пути их решения. Мы считаем, что для решения этой проблемы необходимы эффективная государственная политика, воспитательная работа с молодым поколением, формирование ценности семьи в обществе, сохранение традиций и связи поколений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наумкин Борис Иванович, Бадалина Оксана Юрьевна, Карпова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дети сироты при живых родителях»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Необходимо найти слабое звено в цепи, выяснить причину и, определив круг проблем, составить индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком. Следует обратиться за помощью к школьному логопеду, чётко выполнять все рекомендации специалиста и положительный результат обязательно придёт.

Литература

1. Бурменская Г В., Барабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., Изд-во МГУ, 1990.

2. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Лого-

педия: Учеб. Пособие для студентов пед.институтов по спец. «Дефектология»М: Просвещение, 1989

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. - М., Педагогика, 1985. - Т. 5.

4. Выропаева С. И. Урок: Литературное чтение «Живой родник» 4 класс.//Эксперимент и инновации в школе. -2009. - № 2.

5. Левченко И. Ю., Н. А. Киселева. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. - М.: Коррекционная педагогика, 2005

6. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. Дефектология. - 1971. - № 8.

7. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., Педагогика,1989.

8. Максимова Т. В. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории.//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 2.

9. Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинаров: Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в образовании. - М., 1998.

10. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. Под ред. Е. А. Стребелевой. - М., Полиграфсервис, 1998.

11. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие

для студ. высш. пед. учеб. Заведений. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - М.: Издательский

центр «Академия», 2003.

12. Ульянкова У. В., Лебедева С. С. Выготский Л. С. и современная служба практической психологии. - Нижний Новгород, 2000.

В статье представлены проблемы и условия, провоцирующие социальное сиротство в России и, в частности, в Егорьевске и Егорьевском районе Московской области, а также возможные пути их решения. Мы считаем, что для решения этой проблемы необходимы эффективная государственная политика, воспитательная работа с молодым поколением, формирование ценности семьи в обществе, сохранение традиций и связи поколений.

Наумкин Борис Иванович

директор, кандидат медицинских наук, доцент Егорьевского медицинского училища имени Героя Советского Союза З. А. Самсоновой Бадалина Оксана Юрьевна преподаватель специальных дисциплин Егорьевского медицинского училища имени Героя Советского Союза З. А. Самсоновой Карпова Ольга Алексеевна методист

Егорьевского медицинского училища имени Героя Советского Союза З. А. Самсоновой

ДЕТИ сироты ПРИ живых РОДИТЕЛЯХ

Как быть детям оставшихся без попечения родителей?

Ключевые слова: сиротство, брошенные дети, социальные сироты, «отказники», «дети-призраки», усыновление, опека, патронат, приемная семья, школа принимающих родителей, родительский клуб.

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение

родителей, жестокое обращение с детьми. Падение условий жизни у определенной части населения привело к увеличению числа неблагополучных семей, а также к тому, что дети «оказываются на улице», и как следствие этого большой рост беспризорности.

50

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И, если в 1945 году причины сиротства были понятны, то в наше время их трудно принять как естественные [5].

В России до 95% детей-сирот относятся к категории «социальные сироты». Так как к моменту получения статуса они имели живых родителей. 200 тысяч детей содержится в сиротских учреждениях. Каждый десятый из них ежегодно убегает из приюта, каждый третий выпускных учреждения оказывается на скамье подсудимых, каждый пятый становится боржом, каждый десятый кончает жизнь самоубийством. Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.

Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, ли бо н е может оставаться в таком окмуженин, и смеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Ученые выделяют и так называемую категорию «скрытых сирот», к которым относят детей, чье положение скрыто от государстоа, и они долгое время не получают помощи [1].

Основные причины социального сиротства, представлены на рис. 1.

Н-Э&рСШОДЬНыи

й1 Kdjpcweiaaa0

принудительное не ни еребенке

HJteiUbH

Иис.1.Прачины социального сиротства.

Рассмотрим их подробно:

- добровольный отказ родителей от своего несовершеннолетнего ребёнка, чаще; всего ато отказ от новорождённого;

- принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав

Условия, провоцирующие социальное сиротство представлены на рис. 2.

Рис. 2. Условия, провоцирующие социальное сиротство

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 201 1

51

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Рассмотрим условия, провоцирующие социальное сиротство подробно:

- социально - экономические: безработица, снижение заработной платы;

- кризис семьи: распад семьи, раннее материнство;

- педагогическая несостоятельность семьи;

- снижение воспитательного потенциала системы образования;

- исчезновение системы воспитательной работы с детьми и родителями;

- развитие детской и молодежной субкультуры;

- влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения;

- недостаточное развитие службы помощи детям.

Из вышеперечисленных условий одним из основополагающих является кризис современной семьи. Семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, обычаи, образцы поведения и общения. К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, очень часто сами оставляют своих новорожденных детей на попечение государственных структур.

Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка - распространенное социальное явление. Выделяют две группы мотивов, по причине которых женщины отказываются от новорожденных детей. Одна из них - это трудная жизненная ситуация. Другая группа с явными психологическими дефектами.

Детей, которых бросают родители, называют «отказниками».

«Отказники» - это те, которые никогда не узнают, что такое тепло родительского дома, те, в глазах которых нам неловко смотреть, те, для которых «весь мир» - это стены приютившего их дома [3].

Что же с нами случилось?

• «Отказываюсь от ребенка в связи с тяжелым материальным положе?и-ем»;

• «Отказываюсь от ребенка в связи с семейными трудностями»;

• «отказываюсь от ребенка в связи с невозможностью его воспитать»

Сколько раз в разных уголка н?шей страны молодые и ?тарые, бедн ые и не очень, женщины, матери пишут одну из этих стандартных форм отказа, тихо уходя, оставляя ребенка одио не один с о своей жизнью. Эта бсмажка - единствеоная память о себе, которую они оставляют собственному ребенку. Ежегодно в РФ выявляеося более 120 тымяч детей, кото рыо сами уходят из дома. В таких семьях игнорируют самые насущные потребности ребенка (питание, учёба), дети у£>егоют от такого отношения, от жестокого н еими обращения. Бродяжничают, жи -оут в брошенных зд?ниях, контейнерах приобщаются к употреблению спиртных напитков и наркотических оеществ, становятся участниками, а часто и жярт-иами преступлений. В 2008 году привлечено к уго -ловной ответственности 245 тысяч несовершенно-

летних, из которых 50 являются учащимися. Чаще всего детей привлекают к уголовной ответственности за воровство, и их можно понять, это же дети ч им не понятно чем они хуже других, почему у кого-то есть все, а у них нет ничего, и что бы они не делали, как бы себя не вели, лучше не становится. А окружающие становятся такими безразличными и, видя бездомнаго, голодного ре°енка, опустив глаза , про-ходяе мимо [2].

Мы часто копиоуем западный опыт, но не всегда удачно. На западе законы о неоказании помощи несовнршеннолетнему в отношении взрослых очень жестики. У нас этн называетия «стукачеством». В Европе, если за стеной заплакал ребёнок, соседи вы-зовуи оилицию, у нас - убивать будут - никто и ухем не поведет.

Мы часто говорим, что счастливая семьс - это маиа, п апи и двое де-тей.Именно о такой си-мье мечтает лучшая половина беспризорников. Другая пол овина смотрит на жизнь реалистично и виобще семью иметь не желает. Ребёнок - это жертва, Часто в приютах детям ставят диагеоз «задержка психического развития», а с ним просто никто не занипался. Ребёнчк кан пластилин, лепи из н его что хочешь, его оожно сделатт золотым, бриллиантовым, он будет петь и читать стихи, но если маме и папе иа него напл евато - тс, пойдет насмарку. Нужио,чтобы ребёнком занималисв родители. Мы дожидаемся, пока ребёнок сбежит из дома или перестанет ходить в школу, и только тогда еаченаем о нем заботитыся.

Семья - это начало начал. И каждый ребёнок, оставшийся без попечения родителей, имеет право обрести семью . И мы хоиим рассказатв, что такое опека, усыновление, приёмные родители и патронатные семьи.

Усыновление - это передача ребёнка, оставшегося без поптчения родителей, в семью в судебн ом по-ряеке с установлением у ребёнка и усыновителя прав, аналогичных пуавам родителей и их детей. То есть, ребёнок становится вашим сыном или дочерью, а вы ему - мамоЫ или папой [1].

Опеке - это передача реОёнка и сммью опекуна на воспитание, содержание, в общем, жить [1]. Разница в том, что это - не ыаш сын, или не ваша дочь. И вашу жизнь ко нтролируют, оо, с друго й сторолы, государство помогяет деньгами (пособи е).

Патронат - это форма устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в семью патронстного воспитетеля (замещающая семья) на основе договора [1]. Патронатный воспитатель обязан пройти нпециальную подготовку. Он явля-ится сотруднеко м сиротского заведения, работает на основе трудового договора и получает заработную плату. Опекуном ребёнка выступает сиротское учреждение, о лыце его директора. Ребёнок сохра-нтет все права воспсттнниса государственного учреждения.

52

Муоиеипальное образовоние: инно вации и э ксперимент №3, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Существует 2 вида патронатного устройства:

1. Долгосрочное. Ребёнок постоянно живёт в семье.

2. Краткосрочное. Ребёнок временно помещается в патронатную семью на период от 1 дня до нескольких месяцев.

Одна из разновидностей краткосрочного патроната - это гостевой патронат или «патронат выходного дня».

Приёмная семья - это форма устрой ства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью на основании договора между органами опеки и попечительства и приёмными родителями. В приёмные семьи устраивают детей, которых невозможно передать на опеку ил и усыновлени-. Часто в приё мную семью передают на воспитание троих и более детей - родных братьев и сестёр, а также детей-инва-лидов [5].

Каждый родитель несёт ответственность за своего ребёнка, но как показывают исследования ответственность у нас мнимая. Ну не отвечают у нас родители за детей. На самом деле. Вот если хорошо подумать, что грозит родителю, который лишен родительских прав? Какие для него последствия? Их до смешного мало. Давайте попробуем их перечислить:

• Алименты. Тут можно ничего не говорить, мы столько раз слышим, что судебные приставы отыскивают «горе» родителей, заставляют платить алименты, но, как правило, субъекты эти копят задолженность, а взыскивать с них часто нечего [5].

• Не может в будущем усыновить, взять под опеку, стать приёмным родителем. Дело в том, что это им и не нужно.

• Не может наследовать за ребёнком. Как правило, такие долго не живут сами, а спиваются ещё до совершеннолетия ребёнка.

• Не может требовать с ребёнка алименты в старости. То же самое.

• Могут быть выселены из квартиры. Это возможно только в том случае, если квартира «не приватизированная».

Ещё менее ответственны усыновители, даже если усыновление отменено по их вине. Но это твой ребёнок, твоя обязанность! И ты за него в ответе!

Проводя исследовательскую ра боту, мы обратились в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Егорьевскому муниципальному району. Решили выяснить, сколько же у нас детей - сирот, кто и как ими занимается. На учмте в Управлении опеки и попечительства по Егорьевскому муниципальному району - 570 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (рис. 3)

Из данных рис. 3, видим, что:

• под опекой (попечительством) - 190 детей или 33,3%

• в приёмных семьях - 81 ребенмкили14,2%

• усыновлённых - 55 человек или 9,7%

• переданы на патронат - 144 ребенка или 25,3%

- Егорьевский детский дом - 60 человек или 10,5%

- Клемёновская специальная (коррекционная) школа-интернат -40 человекили 7% детей.

Это только в Егорьевске, а наш город относится к статусу малых городов, а скольио таких брошенных детей по всей России...

С целью оказания профессиональной, консультативной помощи работает служба сопровождения и «Школа принимающих родителей».

Основные направления деятельности:

• подбор и обучение кандидатов в принимающие родители;

• сопровождение принимающей семьи.

Рис. 3.Дети, оставшиеся без попечения родителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

53

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

В рамках занятий «Школы принимающих родителей» проводятся тематические занятия с кандидатами в принимающие родители

Для сопровождения семей создан также «Родительский клуб». Встречи, в данном клубе проводятся в форме бесед, где приёмные родители могут общаться в дружеской, неформальной обстановке, задать интересующие вопросы психологу, юристу, другим родителям и обменяться опытом. Такие встречи проходят один раз в месяц.

Для родителей без опыта предлагается поддерживающий курс. Он рассчитан на 6 месяцев: 2 месяца -встречи и консультации два раза в месяц, 4 месяца -один раз в месяц [4].

Кроме всего выше перечисленного, обеспечены гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях осуществления контроля за условиями содержания и воспитания детей в замещающих семьях, в семьях, находящихся в социально-опасном положении, управлением опеки и попечительства проведено:

• 349 обследований жилищно-бытовых условий и условий содержания и воспитания несовершеннолетних, из них:

• плановые - 48 семей;

• внеплановые - 49 семей;

• первичные - 11 семей;

• контрольные проверки - 144 семьи;

• контроль за условиями проживания и содержания приёмных детей - 93 проверки.

Брошенные дети. Детские дома.

Тускло светит солнце. В душах - кутерьма.

Радоваться жизни? Не найти ответ.

С жёсткой укоризной. Мать сказала - нет!

Они дают новую жизнь, но сразу же отказываются от неё. Можно ли таких женщин назвать святым словом «мама»? В народе их называют «кукушками». В момент, когда они пишут «отказную», свидетели этого акта каждый раз удивляются: ни один нерв не дрогнет на лице, сердце «не ёкнет», в глазах - ни смятения, ни метания, ни трудностей выбора. Они заранее для себя всё решили, и, думая только о себе, заявляют: «Ребёнок мне не нужен».

Вот один такой печальный пример. Студентки акушерской группы нашего училища проходили практику в родильном доме. На одном из занятий стали свидетелями отказа матери от ребёнка: «... на роды поступает молодая роженица. На учете в женской консультации мама не стояла. Роды прошли без осложнений, и родилась здоровая, хорошенькая девочка. И в этот самый момент мама говорит, что она отказывается от дочки. Весь персонал был в недоумении. Почему? Как так? Ведь

малышка здорова. Но мама стояла на своём. Чуть позже из беседы с родильницей выяснилось, что она решила - есть один ребёнок в семье и хватит. Ей задали вопрос, почему и зачем она рожает, разве у нас мало методов контрацепции. Ответ был прост и очень циничен. На методы контрацепции нужно тратить деньги, а искусственный аборт делать вредно для здоровья». С занятия студентки ушли с горьким осадком на душе и с вопросом: «Что случилось с нами. Женщине природой дана возможность стать матерью, и это великий дар, а мы так просто им пренебрегаем.». И сколько таких мам - кукушек? Бессмысленно удивляться. С каждым днём, с каждым годом у нас растёт количество оставленных, «выброшенных» детей. Они не вписываются в «жизнь для себя».

Наше государство не безразлично к проблеме сиротства. Оно проявляет огромную заботу о «брошенных» детях. И студенты училища убедились в этом, посетив Ильинскую школу - интернат Орехово-Зуевского района. Руководитель данного учреждения показал, как и в каких условиях, дети живут и учатся, как проводят свой досуг. Из беседы с воспитателями и воспитанниками этой школы стало понятно, что живут дети совсем не плохо. У них хорошо организована учебная деятельность. В свободное от учебы время проводятся различные мероприятия, организуются концерты к праздникам, разыгрываются небольшие театральные композиции.

Дети, посещают выставки, музеи, театры. Воспитатели прививают им любовь к труду, к природе, к животным. Летом дети ходят в лес за ягодами и грибами, у них даже есть собственный огород, где они сами выращивают овощи и ухаживают за ними. В этой школе очень добрая и теплая атмосфера, и кажется, что ребятам там очень хорошо. Но, к сожалению, это только школа - интернат. И какой бы ни была забота о детях, как бы хорошо не организовывался досуг - это никогда не заменит любовь и тепло родительского дома.

Вот представьте себя на их месте, и поверьте, как бы плохо вам не было, что бы у вас не случилось, вам никогда не будет хуже, чем «брошенным» детям.

Не проходите мимо, может частичка вашей доброты, немного сгладит их существование.

Литература

1. Кравцова А. М. Непослушные детки, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: Эксмо, 2010. -224 с.

2. Леви В.Л. Новый нестандартный ребенок.- М.: Торобоан, 2010. -416 с.

3. Лопатина А. Нравственное воспитание дошкольников. -М.: Амрита-Русь. - 106 с.

4. Морозова Е. И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам.- М.: Энас, 2005. -56 с.

5. Шипищына Л. М. Психология детей-сирот. - М.: Академия, -283 с.

54

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.