Научная статья на тему 'Детерминированность психических процессов специалистов подразделений береговой охраны и содержания основных видов их профессиональной деятельности'

Детерминированность психических процессов специалистов подразделений береговой охраны и содержания основных видов их профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ БЕРЕГОВОЙ ОХРАНЫ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / PSYCHICAL PROCESSES / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / STATE EDUCATIONAL STANDARDS / COASTAL DEFENCE SUB-UNITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболь А.Н., Чернышенко Ю.К.

В статье представлены результаты анализа Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям подготовки будущих сотрудников подразделений береговой охраны Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации в части влияния основных психических процессов на успешность освоения ими служебных обязанностей в ходе обучения в специализированном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF PSYCHICAL PROCESSES OF SPECIALISTS OF COASTAL DEFENCE SUB-UNITS AND THE CONTENT OF THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY MAIN TYPES

The paper presents the results of the analysis of State Educational Standards of secondary professional education in specialities of training future co-workers of coastal defence sub-units of Frontier Service of Federal Security Service of Russian Federation and their immediate connection with the influence of main psychical processes on the progress of their mastering their working duties in the course of their studies at a specialized higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Детерминированность психических процессов специалистов подразделений береговой охраны и содержания основных видов их профессиональной деятельности»

УДК 796.07

ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БЕРЕГОВОЙ ОХРАНЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПреподавательА. Н. Соболь,

Институт береговой охраны ФСБ России, г. Анапа.

Доктор педагогических наук, профессор Ю. К. Чернышенко,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В статье представлены результаты анализа Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям подготовки будущих сотрудников подразделений береговой охраны Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации в части влияния основных психических процессов на успешность освоения ими служебных обязанностей в ходе обучения в специализированном вузе.

Ключевые слова: подразделения береговой охраны; среднее профессиональное образование; психические процессы; Государственные образовательные стандарты.

Результаты анализа научно-методических публикаций свидетельствуют о большом значении высокого уровня развития основных психических процессов в связи с освоением знаний, умений и навыков в процессе подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием [1, 2, 5].

В ходе многолетних исследований анализировалась роль психических характеристик курсантов - будущих специалистов подразделений береговой охраны со средним профессиональным образованием в реализации основных видов профессиональной деятельности, изложенных в Государственных образовательных стандартах по осваиваемым специальностям [3, 4]. Анализ этих программно-нормативных документов позволил установить наличие в них 15 базовых видов деятельности по специальности 2104 «Автоматические системы управления» и 12 - по специальности 2006 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение».

Данные, полученные в ходе логического анализа и характеризующие доминантность психических процессов в ходе освоения профессиональных обязанностей по специальности 2104 «Автоматические системы управления», представлены в таблице 1.

Полученные результаты позволяют констатировать:

Мышление - существенное влияние всех изучаемых видов мышления (направленности и широты, способностей к определению логических связей, а также к анализу и синтезу) на успешность освоения всех видов профессиональных обязанностей. Исключение составляют взаимосвязи между показателями направленности и широты познавательных интересов и уровня освоения следующих видов деятельности: проведение стандартных и сертификационных испытаний; осуществление метрологических поверок; организация работы коллектива исполнителей; обеспечение техники безопасности на производственном участке.

Внимание, память, восприятие - взаимообусловлены все проявления данных психических процессов и содержания основных видов профессиональной деятельности.

Воображение - отсутствует детерминированность следующих показателей:

- воссоздающее воображение: монтаж и наладка специализированных изделий и систем; проведение стандартных и сертификационных испытаний; осуществление метрологических поверок; разработка и реализация мероприятий по устранению отказов; аппаратно-программное обслуживание микропроцессорной техники специализированных изделий и систем; обеспечение эксплуатации специализированных

изделий и систем; участие в оценке качества и экономической эффективности деятельности; обеспечение техники безопасности на производственном участке;

- творческое воображение: проведение стандартных и сертификационных испытаний; осуществление метрологических поверок; разработка и реализация мероприятий по устранению отказов; аппаратно-программное обслуживание микропроцессорной техники специализированных изделий и систем; обеспечение эксплуатации специализированных изделий и систем; организация работы коллектива исполнителей; обеспечение техники безопасности на производственном участке;

- креативность воображения: осуществление метрологических поверок; аппаратно-программное обслуживание микропроцессорной техники специализированных изделий и систем.

Установлено, что основные виды профессионал ь-ной деятельности обеспечиваются следующим количеством изучаемых психических процессов: выполнение технологических операций по производству специализированных изделий и систем - 15; монтаж и наладка специализированных изделий и систем - 14; контроль и анализ функционирования специализированных изделий и систем, их устройств - 15; проведение стандартных и сертификационных испытаний - 12; осуществление метрологических поверок - 11; анализ причин отказов специализированных изделий и систем, их устройств и функциональных узлов - 15; разработка и реализация мероприятий по устранению отказов - 13; аппаратно-программное обслуживание микропроцессорной техники специализированных изделий и систем - 12; обеспечение эксплуатации специализированных изделий и систем - 13; организация работы коллектива исполнителей - 14; выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций - 15; участие в оценке качества и экономической эффективности деятельности - 14; обеспечение техники безопасности на производственном участке - 12; подготовка технической документации для производства, монтажа, наладки типовых устройств, функциональных узлов специализированных изделий и систем - 15; производство, монтаж, наладка и испытание по заданной схеме макетов экспериментальных устройств и функциональных блоков специализированных изделий и систем, измерение их параметров - 15. Таким образом, 15 основных видов профессиональной деятельности поддерживаются видами психических процессов в 205 из 235 изученных случаев. При этом установлено, что для реализации основных видов профессиональной деятельности необходим высокий уровень развития абсолютного большинства (87,2%) психических процессов.

Данные, характеризующие доминантность психических процессов в ходе освоения профессиональных обязанностей по специальности 2006 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», представлены в таблице 2.

Выявлены следующие научные факты в контексте доминантности психических процессов:

Мышление - существенное влияние способностей к определению логических связей, а также к анализу и синтезу на качество освоения умений и навыков. Направленность и широта познавательных интересов позитивно влияют на такие виды профессиональной деятельности, как осуществление эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования трактов вещания и связи в соответствии с правилами технической эксплуатации; предупреждение, обнаружение и устранение типовых неисправностей оборудования; участие в освоении нового и модернизации действующего оборудования; работа с компьютерными программами управления и диагностики; планирование и организация производственных работ; выбор оптимальных решений в условиях нестандартных ситуаций; участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности.

Внимание - виды внимания имеют существенное значение при выполнении всех основных видов служебных обязанностей.

Память:

- зрительная - необходима в ходе освоения всех видов деятельности;

- произвольная - при реализации таких профессиональных обязанностей, как предупреждение, обнаружение и устранение типовых неисправностей оборудования; участие в освоении нового и модернизации действующего оборудования; работа с компьютерными программами управления и диагностики; ведение производственной документации; оперативно-техническое руководство и контроль работы подчиненного персонала; планирование и организация производственных работ; выбор оптимальных решений в условиях нестандартных ситуаций; участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности; обеспечение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности;

- оперативная: осуществление эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования трактов вещания и связи в соответствии с правилами технической эксплуатации; контроль качества принимаемых и передаваемых сигналов электросвязи; предупреждение, обнаружение и устранение типовых неисправностей оборудования; участие в освоении нового и модернизации действующего оборудования; работа с компьютерными программами управления и диагностики; оперативно-техническое руководство и контроль работы подчиненного персонала; планирование и организация производственных работ; выбор оптимальных решений в условиях нестандартных ситуаций; участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности; обеспечение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

Восприятие - все показатели не влияют на освоение навыков оперативно-технического руководства и контроля работы подчиненного персонала, а параметры времени восприятия также на осуществление эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, трактов вещания и связи в соответствии с правилами технической эксплуатации.

Таблица 1

Доминантность психических процессов при выполнении основных видов профессиональной деятельности выпускника по специальности 2104 «Автоматические системы управления»

№ п/п Психические процессы Основные виды про< >ессиональной деятельности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 I

Мышление

1 Направленность и широта познавательных интересов (балл) + + + - - + + + + - + + - + + 11

2 Определение логических связей (количество) + + + + + + + + + + + + + + + 15

3 Аналитико-синтетические способности (балл) + + + + + + + + + + + + + + + 15

I 3 3 3 2 2 3 3 3 3 2 3 3 2 3 3 41

Внимание

1 Объем (балл) + + + + + + + + + + + + + + + 15

2 Устойчивость (балл) + + + + + + + + + + + + + + + 15

3 Распределение и переключение (балл) + + + + + + + + + + + + + + + 15

I 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 45

Память

1 Зрительная (количество) + + + + + + + + + + + + + + + 15

2 Произвольная (балл) + + + + + + + + + + + + + + + 15

3 Оперативная (количество) + + + + + + + + + + + + + + + 15

I 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 45

Восприятие

1 Величины (балл) + + + + + + + + + + + + + + + 15

2 Пространства (балл) + + + + + + + + + + + + + + + 15

3 Времени (балл) + + + + + + + + + + + + + + + 15

I 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 45

Воображение

1 Воссоздающее (количество) + - + - - + - - - + + - - + + 7

2 Творческое (количество) + + + - - + - - - + + + - + + 9

3 Креативность (балл) + + + + - + + - + + + + + + + 13

I 3 2 3 1 - 3 1 - 1 3 3 2 1 3 3 29

Общая сумма 15 14 15 12 11 15 13 12 13 14 15 14 12 15 15 205

Примечание:

1. Выполнение технологических операций по производству специализированных изделий и систем.

2. Монтаж и наладка специализированных изделий и систем.

3. Контроль и анализ функционирования специализированных изделий и систем, их устройств.

4. Проведение стандартных и сертификационных испытаний.

5. Осуществление метрологических поверок.

6. Анализ причин отказов специализированных изделий и систем, их устройств и функциональных узлов.

7. Разработка и реализация мероприятий по устранению отказов.

8. Аппаратно-программное обслуживание микропроцессорной техники специализированных изделий и систем.

9. Обеспечение эксплуатации специализированных изделий и систем.

10. Организация работы коллектива исполнителей.

11. Выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций.

12. Участие в оценке качества и экономической эффективности деятельности.

13. Обеспечение техники безопасности на производственном участке.

14. Подготовка технической документации для производства, монтажа, наладки типовых устройств, функциональных узлов специализированных изделий и систем.

15. Производство, монтаж, наладка и испытание по заданной схеме макетов экспериментальных устройств и функциональных блоков специализированных изделий и систем, измерение их параметров.

Таблица 2

Доминантность психических процессов при выполнении основных видов профессиональной деятельности выпускника по специальности 2006 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»

№ п/п Психические процессы Основные виды профессиональной деятельности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 I

Мышление

1 Направленность и широта познавательных интересов (балл) + - - + + + - - + + + - 7

2 Определение логических связей (количество) + + + + + + + + + + + + 12

3 Аналитико-синтетические способности (балл) + + - + + + - + + + + + 10

I 3 2 1 3 3 3 1 2 3 3 3 2 29

Внимание

1 Объем (балл) + + + + + + + + + + + + 12

2 Устойчивость (балл) + + + + + + + + + + + + 12

3 Распределение и переключение (балл) + + + + + + + + + + + + 12

I 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 36

Память

1 Зрительная(количество) + + + + + + + + + + + + 12

2 Произвольная (балл) - - - + + + + + + + + + 9

3 Оперативная(количество) + + - + + + - + + + + + 10

I 2 2 1 3 3 3 2 3 3 3 3 3 31

Восприятие

1 Величины (балл) + + + + + + - + + + + + 11

2 Пространства (балл) + + + + + + - + + + + + 11

3 Времени (балл) - + + + + + - + + + + + 10

I 2 3 3 3 3 3 - 3 3 3 3 3 32

Воображение

1 Воссоздающее (количество) - - - + + + - + + + - - 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Творческое (количество) - - - + + + - + + + + - 7

3 Креативность (балл) + + - + + + - + + + + + 10

I 1 1 - 3 3 3 - 3 3 3 2 1 23

Общая сумма 11 11 8 15 15 15 6 14 15 15 14 12 151

Примечание:

1. Осуществление эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования трактов вещания и связи в соответствии с правилами технической эксплуатации.

2. Контроль качества принимаемых и передаваемых сигналов электросвязи.

3. Проведение эксплуатационных измерений оборудования, трактов, каналов.

4. Предупреждение, обнаружение и устранение типовых неисправностей оборудования.

5. Участие в освоении нового и модернизации действующего оборудования.

6. Работа с компьютерными программами управления и диагностики.

7. Ведение производственной документации.

8. Оперативно-техническое руководство и контроль работы подчиненного персонала.

9. Планирование и организация производственных работ.

10. Выбор оптимальных решений в условиях нестандартных ситуаций.

11. Участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности.

12. Обеспечение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

Воображение:

- воссоздающий вид не взаимосвязан с такими профессиональными обязанностями, как осуществление эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, трактов вещания и связи в соответствии с правилами технической эксплуатации; контроль качества принимаемых и передаваемых сигналов электро-

связи; проведение эксплуатационных измерений оборудования, трактов, каналов; оперативно-техническое руководство и контроль работы подчиненного персонала; участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности; обеспечение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности;

- творческое - с осуществлением эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования трактов вещания и связи в соответствии с правилами технической эксплуатации; контролем качества принимаемых и передаваемых сигналов электросвязи; проведением эксплуатационных измерений оборудования, трактов, каналов; оперативно-техническим руководством и контролем работы подчиненного персонала; планированием и организацией производственных работ; выбором оптимальных решений в условиях нестандартных ситуаций; участием в оценке экономической эффективности производственной деятельности;

- креативное - с проведением эксплуатационных измерений оборудования, трактов, каналов; ведением производственной документации.

Таким образом, основные виды профессиональной деятельности по данной специальности поддерживаются следующим количеством изучаемых психических процессов: осуществление эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования трактов вещания и связи в соответствии с правилами технической эксплуатации - 11; контроль качества принимаемых и передаваемых сигналов электросвязи - 11; проведение эксплуатационных измерений оборудования, трактов, каналов - 8; предупреждение, обнаружение и устранение типовых неисправностей оборудования - 15; участие в освоении нового и модернизации действующего оборудования - 15; работа с компьютерными программами управления и диагностики - 15; ведение производственной документации - 6; оперативно-техническое руководство и контроль работы подчиненного персонала - 14; планирование и организация производственных работ - 15; выбор оптимальных решений в условиях нестандартных ситуаций - 15; участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности - 14; обеспечение правил охраны труда, техники безопасности и

противопожарной безопасности - 12. Основные 12 видов профессиональной деятельности обеспечиваются видами психических процессов в 151 из 165 изученных случаев, т. е. в 91,5%.

Изучение детерминированности психических процессов и основных видов профессиональной деятельности по изучаемым специальностям на основе их логической взаимосвязи свидетельствует о высокой степени взаимообусловленности уровня развития психических процессов и степени освоения будущих должностных обязанностей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Борисов А. Б., Полухин Е. А., Баландин В. А., Чернышенко Ю. К. Приоритетность факторов и педагогических условий, влияющих на эффективность будущей профессиональной деятельности выпускников высших морских учебных заведений // Физическая культура спорт - наука и практика. - 2009.

- № 3. - С. 7-9.

2. Ганченко И. О., Ахметов Р. С. Методика педагогического контроля уровня общей и специальной физической подготовленности курсантов вузов МВД России - сотрудников специальных подразделений // Физическая культура, спорт

- наука и практика. - 2012. - № 3. - С 26-30.

3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2006 Радиосвязь, радиовещание и телевидение (базовый уровень среднего профессионального образования). - М.: ИПР СПО, 2002. - 40 с.

4. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2104 Автоматические системы управления (базовый уровень среднего профессионального образования). - М.: ИПР СПО, 2002. - 36 с.

5. Магомадов Р. А. Динамика показателей уровня развития психических качеств курсантов морских вузов в процессе профессиональной подготовки // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С 18-20.

DETERMINATION OF PSYCHICAL PROCESSES OF SPECIALISTS OF COASTAL DEFENCE SUB-UNITS AND THE CONTENT OF THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY MAIN TYPES

A. Sobol, teacher,

Institute of coastal defence of Federal Security Service (FSS) of Russia, the city of Anapa. Yu. Chernishenko, Doctor of Pedagogics, Professor,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.

The paper presents the results of the analysis of State Educational Standards of secondary professional education in specialities of training future co-workers of coastal defence sub-units of Frontier Service of Federal Security Service of Russian Federation and their immediate connection with the influence of main psychical processes

on the progress of their mastering their working duties in the course of their studies at a specialized higher educational institution.

Key words: coastal defence sub-units, secondary professional education, psychical processes, State educational standards

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.