Научная статья на тему 'Детерминация юридического содержания основных понятий, могущих быть использованными в договорах перевалки грузов на морских месторождениях'

Детерминация юридического содержания основных понятий, могущих быть использованными в договорах перевалки грузов на морских месторождениях Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ПЕРЕВАЛКИ ГРУЗОВ / МОРСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ / РЕСУРСОДОБЫВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОРСКОЙ РАЙОН ДОБЫЧИ И ПЕРЕВАЛКИ / CARGO TRANSSHIPMENT AGREEMENT / OFFSHORE FIELD / RESOURCE EXTRACTION ACTIVITIES / OFFSHORE MINING AND TRANSSHIPMENT AREA

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Скаридова М.А.

В статье исследуется юридическое содержание терминов как основной инструмент формирования положений договоров перевалки грузов вне портовых акваторий. Для выявления возможных юридически значимых смыслов основное внимание уделено анализу документов, разработанных ИМО, а также документам принятых в практике документооборота российских и зарубежных компаний. В итоге автор формулирует основные положение, могущих лечь в основу понятийного аппарата как основы профильных договоров.The article examines the legal content of terms as the main tool for the formation of the provisions of contracts for the transshipment of goods outside port waters. To identify possible legally significant meanings, the main attention is paid to the analysis of documents developed by IMO, as well as documents adopted in the practice of document management of Russian and foreign companies. As a result, the author formulates the main provisions that can form the basis of the conceptual apparatus as the basis of core contracts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Скаридова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детерминация юридического содержания основных понятий, могущих быть использованными в договорах перевалки грузов на морских месторождениях»

10. Международная конвенции о спасании. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/2540770/

Скаридова М.А.

Старший преподаватель кафедры Международного и морского права ГУМРФ им. С.О. Макарова

ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, МОГУЩИХ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫМИ В ДОГОВОРАХ ПЕРЕВАЛКИ ГРУЗОВ НА МОРСКИХ МЕСТОРОЖДЕНИЯХ

Аннотация: В статье исследуется юридическое содержание терминов как основной инструмент формирования положений договоров перевалки грузов вне портовых акваторий. Для выявления возможных юридически значимых смыслов основное внимание уделено анализу документов, разработанных ИМО, а также документам принятых в практике документооборота российских и зарубежных компаний. В итоге автор формулирует основные положение, могущих лечь в основу понятийного аппарата как основы профильных договоров.

Ключевые слова: договор перевалки грузов; морское месторождение; ресурсодобывающая деятельность; морской район добычи и перевалки

DETERMINATION OF LEGAL CONTENTS OF BASIC NOTIONS WHICH COULD BE USED IN TRANSSHIPMENT CONTRACTS FROM OFFSHORE MARINE FIELDS

Summary: The article examines the legal content of terms as the main tool for the formation of the provisions of contracts for the transshipment of goods outside port waters. To identify possible legally significant meanings, the main attention is paid to the analysis of documents developed by IMO, as well as documents adopted in the practice of document management of Russian and foreign companies. As a result, the author formulates the main provisions that can form the basis of the conceptual apparatus as the basis of core contracts.

Keywords: cargo transshipment agreement; offshore field; resource extraction activities; offshore mining and transshipment area

Терминологическая проблема, применительно к договору перевалки грузов на морских месторождения весьма актуальна поскольку унифицированные правила по перевалке невозможно разработать без единого толкования основных договорных понятий. На основе проведенного анализа документов, разработанных ИМО, а также принятых в практике документооборота российских и зарубежных компаний, выявлены основные термины, нуждающиеся в детерминации для использования в договорах перевалки.

Статья 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее КМП-82) предоставила прибрежному государству право осуществлять над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов, а также разрешать и регулировать бурильные работы для любых целей. Но надо отметить, что КМП-82 оставила вне своих рамок отдельные положения, имеющие существенное значение для добычи морских ресурсов, в частности:

- не детерминировала понятия «разведка» и «разработка» применительно к ресурсодобывающей деятельности;

- не определила порядка установления специальных мер безопасности в районе промысла

- не ввела положений, могущих быть применимыми в полярных районах.

Вместе с тем, современная практика морской добычи углеводородов требует уточнений в действующие и принятия новых международно-правовых норм.

Первым следует выделить определение морского месторождения. Энциклопедические источники выделяют разработку морских месторождений в отдельную статью, но определяет ее как «подводная добыча», под которой понимается добыча полезных ископаемых, разработка месторождений под водами Мирового океана [1].

КМП-82 не установила разницы и в детерминации «бурение континентального шельфа», например в научно-исследовательских целях и в промышленных целях. В основном энциклопедические источники под «промышленной разработкой» понимают систему организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рациональное извлечение жидких и газообразных углеводородов из месторождений, расположенных под дном морей и океанов; мероприятия связанные с выполнением поисково-разведочных работ, бурением скважин, строительством надводных и подводных сооружений для добычи, сбора и транспортировки нефти и газа потребителям [2].

Анализ показал, что промышленной разработке предшествует период опытно -промышленной эксплуатации месторождений, в которой наряду с действующими скважинами одновременно происходит доразведка месторождения, подсчет запасов и подготовка исходных данных для составления проекта разработки месторождения. Опытно-промышленная эксплуатация после ее окончания переходит в промышленную разработку месторождения, осуществляемую в соответствии с проектом [3].

Энциклопедический источник, термин «промышленная разработка месторождения» определяет как объект морской нефтедобычи, состоящий из подводных и надводных комплексов, которые осуществляют разработку месторождений в индустриальных объемах [4]. Термин «Промышленная разработка месторождений» встречается как в федеральных нормах, так и отраслевых приказах и распоряжениях, однако без ясной детерминации [5].

В «Правилах разработки нефтяных и газонефтяных месторождений» [6] раздел 2 «Промышленная разработка нефтяных месторождений», в котором под «промышленной разработкой нефтяного и нефтегазового месторождения» понимается технологический процесс извлечения из недр нефти, газа и сопутствующих ценных компонентов для использования их в народном хозяйстве. Российский стандарт «Месторождения нефтяные и газонефтяные»[7] в разделе 3 «Термины и определения» дает определение термину промышленное освоение месторождения как - создание необходимой инфраструктуры для добычи и транспортирования нефти и газа и получение нефти из первой скважины эксплуатационной сетки.

Искомый термин «морское месторождение» мы также находим в Налоговом кодексе РФ [8], в котором под ним понимается месторождение углеводородного сырья на участке (участках) недр, расположенном (расположенных) полностью в границах внутренних морских вод и (или) территориального моря и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.

Вторым, выделим понятие/термин «морскойрайон добычи и перевалки» (далее МРДП).

Применительно к данной работе, под «морским районом добычи и перевалки» мы понимаем «морской район, границы которого могут включать пространства, находящиеся под юрисдикцией прибрежного государства, и в котором осуществляется промышленная разработка минеральных ресурсов и их грузооборот».

МРДП представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов, среди которых:

- одна или несколько платформ, буровые суда;

- суда снабжения буровых платформ;

- специализированные несамоходные грузовые суда для доставки секций стационарных установок к месту монтажа;

- средства для строительства морских трубопроводов;

- плавучее грузоподъёмное и монтажное оборудование;

- хранилища добытой нефти и газа и прочее.

На практике, район морской промышленной разработки углеводородов представляет собой обширные акватории, могущие охватывать морские пространства радиусом около 10-20 морских миль из точки установки буровой установки. На размеры района морской добычи влияют многочисленные факторы, включая тип буровой (плавучая, полупогруженная, стационарная) и климатические условия района добычи, наличие морских сил обеспечения (буксиры, спасательные суда, транспортные танкера, бункеруемые для транспортировки и танкера аварийного хранения, другие суда обеспечения.

Очевидно, что активность в районе промышленной разработке морских ресурсов представляет опасность для всех участников коммерческих операций. Важным представляется обстоятельство, что на основании статьи 60(2) КМП-82 прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над перечисленными искусственными сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

В соответствии с резолюцией Ассамблеи IMO А.706 (17) от 06 ноября 1991 г., распространение навигационных предупреждений возложено на Всемирную службу навигационных предупреждений (ВСНП), которая, получая информацию от всех пользователей морских пространств и национальных служб, должна осуществлять международную координацию по распространению навигационных предупреждений. Для достижения этих целей установлено три типа навигационных предупреждений:

- предупреждение NAVAREA,

- прибрежные предупреждения,

- местные предупреждения,

каждое из которых предназначено для обслуживания нужд мореплавателя в определенном районе и в зависимости от характеристик используемых радиосетей [9].

С целью обеспечения безопасности, морской район добычи должен объявляться районом опасным для мореплавания (и в отдельных случаях и полетов) о чем должно издаваться прибрежное предупреждение в соответствии с установленными международными правилами. Под «прибрежным предупреждением» IMO понимает «навигационное предупреждение, содержащее информацию, относящуюся к району, выпущенное национальным координатором». В настоящий момент в этих предупреждениях даются краткосрочные сообщения, как правило, о временных опасностях. Считаем, что применительно к распространению предостерегающей информации о МРПР формат сообщения следует изменить на формат NAVAREA и включать информацию о МРПР для безопасности мореплавателей на океанских переходах, что будет крайне важно с учетом использования Северного морского пути.

Непосредственно в задачу управления перевалкой должен входить план по созданию благоприятных и безопасных условий грузооборота, а также обеспечение того, чтобы все выполняемые операции оказывали минимальное воздействие на окружающую среду в соответствии с действующей системой регулирования и признанными отраслевыми регламентами.

Деятельность терминала хранения и принимающего танкера должны быть регламентированы документами, принятыми управляющими компаниями. На терминале должна быть внедрена система управления, которая должна позволять соблюдение предписываемых требований, а также политики и регламентов, принятых компанией.

Оператор МРПР - основное лицо в операциях, осуществляющихся в указанном районе и его статус должен быть определен на основе норм международного права и лицензией на производство работ, которая среди прочего должна наделять его обязанностями по обеспечению экологической безопасности в районе добычи и перевалки.

Обратим внимание на практику обозначения судов, могущих принять участие в операциях по перевалке и для выявления наиболее приемлемых и унифицированных с правовой и функциональной точек зрения определений, рассмотрим существующую практике. В операциях по перевалке, участвуют, как минимум два объекта - «судно-хранилище» и «судно-транспортер».

Для обозначения хранилищ, «привязанных» к району добычи в отдельных источниках мы находим такие термины как «плавучие рейды» и «нефтегавань» (некоторые авторы здесь понимают - прибрежный водный участок, где осуществляется прием судов: их разгрузка и погрузка (налив) нефтепродуктами [10]). И если прибрежная инфраструктура, вполне вписывается в практику обработки грузов (причалы, пирсы...), то вторая составляющая нефтегавани - ее акватория никоим образом не идентифицируется.

Другой, наиболее часто встречающийся термин для обозначения хранилищ, «привязанных» к району добычи - суда типа FPSO (судно для добычи, хранения и отгрузки нефти), производящих добычу на глубоководных месторождениях, и последующей ее транспортировке к нефтехранилищам и нефтеперерабатывающим заводам на суше. Но наиболее часто встречающимся в документах компаний термином для обозначения морского судна-хранения является: «Плавучий объект для хранения и перевалки» (Floating Storage and Offloading (FSO)).

Для объектов, на которые с хранилищ переваливают углеводороды также существует большое разнообразие терминов. Вот некоторые из них: «шаттл-танкер», «танкер-челнок» или «плавучий трубопровод» (Floating Pipeline).

Договора, заключаемые российскими компаниями дополняют этот перечень таким понятием как «временный перегрузочный комплекс» (например, договор между ООО «РПК Норд» и страховой группы «СОГАЗ» в котором под таким названием упоминается объект страхования), «рейдовое плавучее нефтехранилище», или «накопитель, предназначенным для . прием, хранение и отгрузку нефти».

Перечень можно дополнить и некоторыми иными терминами, которые мы можем встретить в документообороте российских компаний. Например, «ГАЗПРОМ» использует понятие «Плавучее хранилище сжиженного природного газа, оснащенное, оснащенное судовой регазификационной установкой» (Floating Storage Regasification Unit), которые может осуществлять перевалку/прием жидкого газа не только для хранения, но и для переработки жидкого газа в нормальное агрегатное состояние.

Все танкеры, как определено в Конвенциях СОЛАС-74 и МАРПОЛ 73/78, валовой вместимостью 500 и выше, должны отвечать требованиям Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ). Администрациям судов, на которые данный кодекс не распространяется, настоятельно рекомендуется разработать систему управления, которая обеспечивала бы эквивалентный стандарт безопасной эксплуатации этих судов.

МКУБ не дает определения «танкеру - перевозчику» отличного от МАРПОЛ, но в большей мере нацелен на формирование требований международного стандарта по управлению безопасностью и эксплуатацией судов, а также предотвращению загрязнения.

По нашему мнению в договоре перевалки приемного судна нет оснований для использования терминологии отличной от той, которую использует МАРПОЛ. [11] Если согласиться с данным утверждением, то под «нефтяным танкером», принимающим нефть от

судна-хранения для последующей перевозки в порт следует понимать «судно построенное или приспособленное главным образом для перевозки нефти наливом в своих грузовых помещениях, включая комбинированные суда и любой, и любой газовоз, если он перевозит в качестве груза или части груза нефть наливом».

И это не единственная возможная «привязка» к международным нормативным документам. Так, Международное руководство по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов допускает такие термины как нефтебалкер-рудовоз или нефтерудовоз. [12]

Применительно к функциональной предназначенности для договорных отношений по перевалке обязательным является не только согласованное обозначение доставщика, но и его класс, поскольку именно эта характеристика является основной для перевалки исходя из характеристик судна-хранения. Поскольку, формально утвержденной в международном обороте единой классификации не существует, ясное описание дедвейта-размерений является обязательной характеристикой, которые должны фиксироваться в договоре.

На основании проведенного исследования правомерно сформулировать следующие определения, которые могут быть использованы в договорной практике по перевалке.

Перевалка углеводородов осуществляется в «морским районом добычи и перевалки», под которым следует понимать морской район, включая пространства континентального шельфа, границы которого могут включать пространства, находящиеся под юрисдикцией прибрежного государства, и в котором осуществляется промышленная разработка минеральных ресурсов и их грузооборот».

Под «промышленной разработкой месторождения» предлагается понимать -технологический процесс извлечения из недр континентального шельфа углеводородного сырья, хранение и перевалку на транспортный танкер или газовоз для доставки в район выгрузки, а также и иные действия необходимые для обеспечения безопасности добычи.

Для целей хранения, накопления и перевалки углеводородов вполне обоснованно можно использовать термин - «Плавучая платформа/Судно для хранения и перевалки нефти» (англ. -Floating Platform for Storage and Offloading (FPSO)) используемая для накопления и хранения нефти или газа, поступающих с близлежащих добывающих платформ.

В связи с обобщающим значением термина Floating Storage and Offloading (FSO) и многообразия аналогов, возможно использование в договорах перевалки, равно как и в русскоязычной специальной литературе термина «Плавучий объект для хранения и перевалки» («ПОХП»).

В процессе работы над настоящей статьей было установлено, что терминологический аппарат, могущий быть использованный в договорах перевалки в оффшорных районах, содержит термины, которые нуждаются в специальной детерминации поскольку международные договора и соглашения не раскрывают их содержание, а нормы национального права, как правило, регламентируют перевалку в границах акватории портов.

В России до настоящего времени не удалось построить логически и юридически непротиворечивую систему законодательных и нормативных требований, устанавливающих исчерпывающий набор технических, технологических и экологических требований и ограничений при развитии морской нефтегазовой отрасли. Полагаем необходимо принять комплексный нормативный источник, ясно детерминирующий не только основные понятия, но и учитывающий определение всех вопросов производственной деятельности на континентальном шельфе, который бы также регулировал взаимоотношения государственных надзорных органов и добывающих компаний, детерминировал правовой статус искусственных сооружений и иного оборудования, используемого в морских районах производственной деятельности.

Пристатейный библиографический список:

1. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

2. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики. А.Н. Азрилиян. 1997.

3. Закиров С.Н. Теория и проектирование разработки газовых и газоконденсатных месторождений. М.: Недра, 1989. 333 с.

4. Большая Энциклопедия Нефти Газа [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http: //www.ngpedia.ru/id368270p2 .html

5. Например: Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 в ред. 01.07.2014 (Статья 23 закона); Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 № 366 «Об утверждении государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года»; приказ Минприроды России от 01.11.2013 № 477 «Об утверждении Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов»; Приказ Минприроды РФ от 21.03.2007 № 61 «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений»; Приказ Минприроды РФ от 07.03.1997 № 40 «Об утверждении классификаций запасов полезных ископаемых» (вместе с классификацией запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых», «Классификацией эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод»).

6. Правила разработки нефтяных и газонефтяных месторождений (утв. Коллегией Миннефтепрома СССР, протокол от 15.10.1984 № 44 п. IV) // СПС Консультант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.