Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
несовершеннолетние / подростки / правовое поведение / правомерное поведение / детерминанты.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванец Г.И.

В рамках данной статьи рассматриваются фундаментальные, но не потерявшие своей актуальности и на сегодняшний день, вопросы детерминации правового поведения несовершеннолетних. Основная задача, стоящая перед исследованием, – привести убедительные аргументы в пользу большего влияния на линию правового поведения несовершеннолетних объективных, нежели субъективных детерминантов. В результате, делается вывод о том, что такие факторы, как социум (субкультура) и семья оказывают превалирующее влияние на формирование правомерной или противоправной модели правового поведения несовершеннолетнего. В старшем подростковом возрасте также влияние имеет такая объективная детерминанта, как «правовая», поскольку несовершеннолетний начинает интегрироваться в общественную жизнь, становясь ее неотъемлемой частью. Кроме того, отмечается, что в подростковом возрасте преобладают все же субъективные детерминанты ввиду того, что жизненный опыт, позволяющий формировать собственные умозаключения и свое индивидуальное мировоззрение, накапливается в достаточной степени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-280-283 ИВАНЕЦ Галина Ивановна,

2018-0076-7/22-855 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-7-1053 доцент кафедры теории и

истории государства и права, Государственное казённое образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия»,

г. Люберцы, е-таИ: mail@law-books.ru

ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация. В рамках данной статьи рассматриваются фундаментальные, но не потерявшие своей актуальности и на сегодняшний день, вопросы детерминации правового поведения несовершеннолетних. Основная задача, стоящая перед исследованием, - привести убедительные аргументы в пользу большего влияния на линию правового поведения несовершеннолетних объективных, нежели субъективных детерминантов. В результате, делается вывод о том, что такие факторы, как социум (субкультура) и семья оказывают превалирующее влияние на формирование правомерной или противоправной модели правового поведения несовершеннолетнего. В старшем подростковом возрасте также влияние имеет такая объективная детерминанта, как «правовая», поскольку несовершеннолетний начинает интегрироваться в общественную жизнь, становясь ее неотъемлемой частью. Кроме того, отмечается, что в подростковом возрасте преобладают все же субъективные детерминанты ввиду того, что жизненный опыт, позволяющий формировать собственные умозаключения и свое индивидуальное мировоззрение, накапливается в достаточной степени.

Ключевые слова: несовершеннолетние, подростки, правовое поведение, правомерное поведение, детерминанты.

IVANEC Galina I.,

PhD in Law, Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, State education institution of higher education, Russian customs academy, Lubertsy

DETERMINATION OF MINORS LEGAL CONDUCT

Annotation. Within the framework of this article, the fundamental issues of determining the legal behavior of minors, which have not lost their relevance to date, are considered. The main task facing the study is to provide convincing arguments in favor of a greater influence on the line of legal behavior of minors by objective rather than subjective determinants. As a result, it is concluded that such factors as society (subculture) and family have a predominant influence on the formation of a legitimate or illegal model of legal behavior of a minor. In older adolescence, such an objective determinant as "legal" also has an impact, since a minor begins to integrate into public life, becoming an integral part of it. In addition, it is noted that subjective determinants still prevail in adolescence, since life experience, which allows one to form one's own conclusions and one's own individual worldview, accumulates to a sufficient extent.

Key words: minors, teenagers, legal conduct, lawful behavior, determinants.

Правовое поведение несовершеннолетних, в контексте отношения к категории «правового» и правомерной, и противоправной модели поведения, обуславливается определенными психофизиологическими возрастными особенностями, а потому детерминанты правового поведения несовершеннолетних должны, на наш взгляд, рассматриваться в отрыве

от детерминации правового поведения взрослых, психически, физически и социально зрелых личностей. Даже придерживаясь концепции о значимости не количества, а качества прожитых лет (приверженцами которой является и автор), не отрицая возможности проявления признаков инфантилизма у взрослых, и напротив, акселерации у несовершеннолетних, тем не менее нельзя

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

отрицать большую степень влияния на зарождение правосознания как ядра правового поведения таких общественных и государственных институтов, которые характерны только для определенной возрастной категории.

В частности, огромное влияние на формирование законопослушной или девиантно-уклончи-вой модели правового поведения у несовершеннолетних играет такой социальный институт, как сверстничество. Именно в группе себе подобных: друзей, одноклассников, приятелей, знакомых -несовершеннолетний в осознанном возрасте, в котором у него уже могут закладываться предпосылки правового поведения, проявляет себя как личность, формируя систему ценностей и жизненных принципов, которые впоследствии, станут детерминировать его правовое поведение.

Как показывают многочисленные исследования, проводимые среди подростков-правонарушителей, мотивацией совершения ими правонарушения или преступления чаще всего является (со слов самих несовершеннолетних или по итогам психолого-педагогической работы) желание самоутвердиться, показать свой авторитет в группе, стать как все из компании, не выделяться, «слиться с толпой» [6, с. 28]. Все из указанных эпитетов, по большому счету, описывают одну и ту же особенность психики подростка, проявляющуюся у всех без исключения, т.к. она есть неотъемлемая часть онтогенеза, представляет собой не просто этап взросления, а особую фазу психофизического развития - социализация. Процесс социализации у подростков проявляет себя в стремлении к установлению межличностных взаимодействий путем конформизма, подстраивания под устои большинства, той социальной группы, в которой происходит наибольшая коммуникация. Следовательно, если группа, частью которой подросток себя идентифицирует, является условно неблагополучной, авторитет в которой принято добиваться, нарушая социальные и правовые нормы, несовершеннолетнего это подтолкнет к нарушениям линии поведения, к формированию неправомерной правовой модели поведения. Напротив, если группа подростков предпочитает проводить время за социально-полезными или социально-допустимыми занятиями, выплескивая свою энергию или даже агрессию через спорт, творчество, созидание - подросток, желающий стать частью такой группы, неосознанно будет стремиться соответствовать ее идеалам [2, с. 115].

Иными словами, социальная среда, субкультура играет, на наш взгляд, решающую детерминирующую роль в правовом поведении именно несовершеннолетних, т.к. они по своей природе и в силу отсутствия жизненного опыта склонны к

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

демонстративности и импульсивности, в то время как потребность угодить, быть принятым и т.д. в более взрослом возрасте реализуется несколько иначе.

Некоторые авторы также отмечают, что указанная детерминанта может развиваться не только в условиях плюс - минус сверстнического общения, но и в желании добиться уважения и авторитета взрослого, например, родственника-кумира несовершеннолетнего, который является лидером какой-либо криминальной группы [1, с. 13]. Однако автор полагает, что в таких ситуациях задействуются иные психические механизмы: страха и угодничества. Несовершеннолетний, очевидно, не воспринимает такое взрослое лицо-кумира как равного себе, как человека, чей авторитет и уважение он сможет добиться, однако проявить собственное уважение к такому субъекту несовершеннолетний будет пытаться, подражая его модели поведения, перенимая ее на себя, с целью обратить на себя внимание, угодить, быть замеченным. Это также может проявляться и в положительную сторону, например, когда за модель поведения несовершеннолетний берет своего учителя, спортивного тренера и т.д. В такой ситуации, желая доказать авторитетному взрослому, что он достоин внимания и похвалы, он будет стараться поступать правомерно.

Аналогичная детерминация правового поведения несовершеннолетнего проявляется в другом социальном институте - семье. С раннего возраста именно в семье закладывают установки личности на формирование традиционных ценностей, эмпатии, справедливости и пр. факторов, положительно влияющих на правопорядок в стране в целом. Следовательно, если имеют признаки неблагополучной семьи, с большей долей вероятности, при отсутствии положительных детерминаций в других сферах жизни, подросток сформирует противоправную модель правового поведения [5, с. 99]. Статистика показывает прямую корреляцию между неблагоприятными семейными условиями и уровнем подростковой преступности: по данным МВД России, на учете в настоящее время находится свыше 100 тыс. семей, отрицательное влияние на детей которых доказано в результате совершения подростками противоправных поступков. На эти 100 тыс. приходится около 30% неблагоприятных семей, систематически злоупотребляющих спиртными напитками, 40% ведут антиобщественный образ жизни, применяют к ребенку насилие, наказывают его, 30% - семьи с крайне низким уровнем жизни ввиду финансовых проблем или семьи, в которых родители имеют криминальный опыт [3].

Некоторые ученые называют семейный фактор (в частности, неблагополучные семьи) веду-

щим детерминирующим правовое поведение фактором [4, с. 79]. Однако позволим себе не согласиться с данной позицией. Возможно, если речь идет о криминообразующем факторе, этот вывод имеет место быть, однако если обобщать правовое поведение в целом, то, как мы отметили ранее, в силу адаптированности подростков в большей степени на социум и сверстников, этот фактор уходит на второе место. Важно также учитывать такие поведенческие моменты у подростков, как юношеский максимализм, отрицающий авторитеты родителей, стремление к сепаратизму от родительского контроля и внимания, желания почувствовать себя самостоятельным и взрослым раньше времени - все это не дает полной уверенности в том, что семейный фактор влияет на правовое поведение подростка значительно больше, чем детерминанта сверстничества.

Не имеющий решающего значения, но все же активно исследующийся в научной литературе, детерминантой правового поведения несовершеннолетних некоторые ученые называют биологические факторы - инстинкты, предрасположенности, темперамент и т.д. Действительно, все это играет определенную роль в формировании модели поведения подростка, однако, мы не придает этому фактору решающую роль, поскольку, в целом, возраст несовершеннолетнего уже можно считать биологической детерминантой правового поведения личности, т.к. именно в силу психо-фи-зиологических особенностей представителей данной возрастной группы активно проявляют себя все вышеназванные детерминанты. Следовательно, выделять среди биологической (возрастной) детерминанты еще одну - биологическую, относя к ней все сопутствующие несовершеннолетнему возрасту проявления (гормональные, психолого-неврологические и пр.), не несет, по мнению автора, практического смысла.

Так же не считаем ведущим фактором (полностью не отрицая некую степень его влияния на правовое поведение несовершеннолетних) правовую детерминанту, т.е. состояние действующего законодательства, уровень правовой культуры в обществе, политический режим в государстве и иные аспекты. Можно сказать, что правовая детерминанта имеет опосредованное влияние на несовершеннолетних, которые прямыми участниками правовой жизни еще не являются в силу возрастной недееспособности (частичной дееспособности) [7, с. 8]. Такую опосредованную природу правовых факторов на формирование правового поведения несовершеннолетнего можно проследить на примере установления уголовной ответственности за совершение преступления. В первую очередь, уголовная ответственность имеет превентивную цель, однако в отношении под-

ростка она не приносит должной мотивации, поскольку уровень правовых знаний подростков очевидно ниже, нежели у взрослых, а кроме того, возможность установления причинно-следственных связей о неотвратимости наказания, в силу юношеского максимализма и беззаботности, в недостаточной степени развито у подростков. Это подтверждается также статистическими данными, свидетельствующими о росте подростковой преступности в стране (следовательно, функция общей превенции не работает эффективно). Отметим, что уровень рецидива среди несовершеннолетних значительно ниже, чем у взрослых (следовательно, только после получения своего собственного негативного жизненного опыта формируются правовые установки).

Еще один пример опосредованного влияния правовой детерминанты на правовое поведение подростка более старшего возраста - чувство правовой защищенности в результате эффективной работы правоохранительных органов, судов и иных властных структур. Становясь старше, подросток так или иначе старается интересоваться общественно-политической жизнью страны, и так как принимать какие-либо решающие действия самостоятельно он еще не в состоянии, он может только проецировать прочитанное / увиденное на свою жизнь, и от того, насколько положительной или негативной будет поступающая информация, будет зависеть уклон в ту или иную модель поведения. Чаще всего, с учетом общего низкого уровня доверия населения к правоохранительной и судебной системе, формируется правовая модель, имеющая название нигилизма, чему особенно подвержены социально и политически активные подростки, с обостренным чувством причастности и социальной справедливости.

Подытожить можно следующее. Детерминанты правового поведения несовершеннолетних можно условно поделить на субъективные (исходящие от самого подростка, его мотивации, жизненных убеждений и целей) и объективные (влияние на подростка семьи, школы, субкультуры, средств массовой информации). И именно объективные детерминанты, как показал анализ, имеют наибольшую степень влияния на формирование правомерной или противоправной модели правового поведения. Происходит это потому, что собственные нравственные ценности и установки в таком возрасте, в силу психофизиологических особенностей и отсутствия жизненного опыта, развиты у несовершеннолетних в недостаточной степени, чтобы оказать решающее влияние на поведенческую сферу их жизни. Все указанные особенности важно учитывать, разрабатывая механизмы профилактики случаев противоправного поведения среди молодежи.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

Список литературы:

[1] Алексеева Е.А. Детерминация преступности несовершеннолетних поведением лиц старшего возраста: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. - Курган, 2019. - С. 11-15.

[2] Алиев Н.Р. Взаимоотношения со сверстниками как важный фактор формирования личности подростка // International scientific review. -2020. - № 1. - С. 114-116.

[3] Неблагополучные семьи: причины и профилактика. URL: httpsY/мвд.рф (дата обращения: 26.06.2022).

[4] Смолева Е.О. Роль семьи и референтных групп в формировании противоправного поведения несовершеннолетних // Пенитенциарная наука. - 2018. - № 1. - С. 79-88.

[5] Соколов И.С. Неблагополучная семья -криминогенный фактор детской и подростковой преступности // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 2. - С. 94-100.

[6] Тарчоков Б.А. Влияние криминальной субкультуры на формирование антиобщественного поведения в молодежной среде // Пробелы в российском законодательстве. - 2020. - № 4. - С. 27-30.

[7] Фортова Л.К. Правовое поведение несовершеннолетних и его детерминация: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2007. - 22 с.

Spisok literatury:

[1] Alekseeva E.A. Determinaciya prestupnosti nesovershennoletnih povedeniem lic starshego voz-rasta: sb. materialov Vseross. nauch.-prakt. konf. -Kurgan, 2019. - S. 11-15.

[2] Aliev N.R. Vzaimootnosheniya so sverst-nikami kak vazhnyj faktor formirovaniya lichnosti podrostka // International scientific review. - 2020. -№ 1. - S. 114-116.

[3] Neblagopoluchnye sem'i: prichiny i profilak-tika. URL: https://mvd.rf (data obrashcheniya: 26.06.2022).

[4] Smoleva E.O. Rol' sem'i i referentnyh grupp v formirovanii protivopravnogo povedeniya nesovershennoletnih // Penitenciarnaya nauka. - 2018. - № 1. - S.79-88.

[5] Sokolov I.S. Neblagopoluchnaya sem'ya -kriminogennyj faktor detskoj i podrostkovoj prestupnosti // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. -2013. - № 2. - S. 94-100.

[6] Tarchokov B.A. Vliyanie kriminal'noj sub-kul'tury na formirovanie antiobshchestvennogo povedeniya v molodezhnoj srede // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. - 2020. - № 4. - S. 27-30.

[7] Fortova L.K. Pravovoe povedenie nesovershennoletnih i ego determinaciya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Vladimir, 2007. - 22 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.