В то же время профилактическая работа, по мнению участников опроса, не лишена определенных недостатков. В частности, респонденты указывали на отсутствие новых сведений и интересных форм подачи материала.
Анализ степени наркотизации, уровня употребления спиртных напитков и табакокурения в подростковой среде свидетельствует о не снижающейся актуальности данной проблематики в регионе. На сегодняшний день среди школьников г. Саратова и области сформировался устойчивый интерес к вопросам употребления наркотических веществ. Сравнение с результатами исследований 2001, 2003, 2011 гг. показало, что средний показатель школьников, имеющих опыт употребления наркотических веществ, сохраняется на прежнем уровне и составляет около 4 %.
Согласно данным проведенного исследования, подростки считают наркоманами тех, кто имеет физическую зависимость от наркотиков, вызывающую у них необратимые органические изменения. Таким образом, понятия «наркоман» и «человек, употребляющий наркотики» имеют для них разный смысл. Последнее понятие не несет негативного оттенка.
Главным психологическим мотивом употребления наркотиков школьниками является потребность подростков в изменении своего эмоционального состояния, что обусловлено не только личными, но и социальными факторами. Среди последних можно выделить семью (конфликтные отношения, перерастающие в полное отчуждение детей и родителей), друзей (характер компании, ее склонность к девиантному поведению и антисоциальным привычкам), а также трансформацию системы ценностей подростка (направленность на материальное обогащение, получение удовольствий, острых ощущений).
В целом большинство школьников считают наркоманию опасной болезнью, которую необходимо лечить. Так, наиболее эффективными из проводимых в школе антинаркотических мероприятий опрошенные школьники считают демонстрацию фильмов о наркотиках и наркоманах, лекции педагогов и врачей, занятия с психологами.
1 См.: Наркотизм и наркомания в школьной среде. Социально-правовое исследование на материалах Саратовской области: учебно-методическое пособие / под ред. И.Н. Коновалова. Саратов, 2004. С. 15.
2 См.: Там же. С. 20.
3 См.: Коновалов И.Н., Прохорова М.Л., Ромащенко Л.С. Наркомания и ее профилактика. Опыт исследования проблемы в школах, средних специальных учебных заведениях, вузах Саратова и области. Саратов, 2001. С. 12.
О.В. Шляпникова, В.А. Барышникова
ДЕТЕРМИНАНТЫ ГРУППОВОЙ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
В статье рассматривается информационная составляющая о детерминантах групповой подростково-молодежной преступности, раскрываются объективные и субъективные факторы формирования неформальных групп, их противоправного поведения.
Ключевые слова: неформальные группы, подростково-молодежная групповая преступность, объективные и субъективные детерминанты.
© Шляпникова Ольга Викторовна, 2012
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: shliapnikova.olga@yandex.ru © Барышникова Валентина Александровна, 2012
Студентка 512 группы института правоохранительной деятельности (Саратовская государственная 166 юридическая академия); e-mail: ratsel-schweigend@yandex.ru
O.V. Shlyapnikova, V.A. Baryshnikova
DETERMINANTS OF GROUP OF YOUTH CRIMINALITY
The article discusses the information component of the determinants of the group for teenagers and youth crime, reveal the objective and subjective factors of informal groups of their wrongful conduct.
Keywords: informal groups, teenagers and youth group crime, objective and subjective determinants.
Феномен молодежной преступности, несмотря на его значительную теоретическую разработанность в криминолого-ювенологической литературе, тем не менее, до сих пор вызывает неподдельный интерес у исследователей, что объясняется не только спецификой субъектного состава данного вида преступности, но и особыми детерминирующими факторами, свойственными именно ей. Групповой характер совершения преступлений несовершеннолетними и лицами молодого возраста является отчасти самодетерминирующим обстоятельством. Рассмотрим, каковы степень такой самодетерминации, а также роль объективных, отделенных от личности несовершеннолетнего или молодого совершеннолетнего преступника причин и условий деяний, совершаемых ими в группе.
Традиционно, как и факторы преступности в целом, детерминанты групповой молодежной преступности подразделяют на два разряда: субъективные, т. е. связанные с личностными особенностями преступника, и объективные. При этом важно отметить, что обе названные группы детерминант находятся между собой в диалектическом единстве. Их неразрывная связь обусловливает ш
с
возникновение целого комплекса внутренних — духовных — противоречий и н
и
выраженных вовне непоследовательных, а порой и вовсе алогичных, с точки С
а
зрения социального окружения, действий со стороны молодого криминального Т
о
делинквента. Рассмотрим в отдельности некоторые аспекты криминогенных к
о
детерминант из каждого разряда. О
Субъективные факторы исследуемого нами вида преступности исходят, | прежде всего, из нравственно-психологических свойств личности конкретного о преступника. Так, К.Е. Игошев отмечал, что внутренней предпосылкой обще- н
о
ственно опасного деяния «выступает, как правило, не само по себе внутреннее Ю противоречие, а его следствие, т. е. та отрицательная черта, которая утвердилась | в результате преодоления положительных черт и качеств»1. Далее исследователь к подчеркивал, что «это тем более справедливо, когда речь идет об осознании молодым человеком собственных психологических черт, обусловивших совершение Л
Ф
преступления»2. Следовательно, определенное негативное качество личности | может как осознаваться ею, так и оставаться недоступной для ее понимания, • что в большей степени свойственно лицам, обладающим низкой степенью кри- 68 тического самовосприятия. Не углубляясь в теорию юридической психологии, ^ отметим лишь, что переход в другую крайность, когда лицо преимущественно 2 занимается рефлексированием, также может стать «пусковым механизмом» в процессе возникновения умысла на совершение того или иного преступного деяния. В науках криминального цикла такой «механизм» именуют мотивом. В связи с изложенным трудно согласиться с мнением С.С. Остроумова, который утверждал, что «индивидуальные свойства личности являются результатом условий ее существования, воспитания и деятельности индивида»3. На наш 167
взгляд, такое представление о роли психологического фактора в формировании личности молодого преступника является несколько однобоким и сужает круг познания детерминант всей преступности.
В молодежной среде в общей массе наблюдается центробежная тенденция к сближению ее представителей друг с другом и сосредоточению их вокруг формального или неформального лидера. Склонность молодых лиц, в особенности подростков, стихийно создавать самодеятельные коллективы проявилась в образования молодежных криминогенных групп. Специфика данных групп, на наш взгляд, определяется, прежде всего, социально-возрастными и психологическими особенностями подростков. Неформальные группы (компании) удовлетворяют потребность в своеобразном общении, которая в этом возрасте очень велика. Свободное общение подростков — это не просто форма проведения досуга, а средство самовыражения личности, установление новых межличностных отношений. Многими исследователями установлено, что для подростка компания сверстников становится референтной группой — сообществом людей, вкусы, оценки, нормы которого воспринимаются индивидом в качестве эталона, образца для поведения. Малые неформальные группы (компании) позволяют молодому человеку удовлетворить свои потребности и интересы. В одном случае группа выполняет одну функцию, в другом — другую. Как было отмечено выше, процесс образования данных групп носит стихийный, спонтанный характер и, естественно, что их существование в значительной мере зависит от индивидов, которые их формируют.
По данным исследования, членство в изучаемых сообществах в основном яв-2 ляется менее обязательным и обязывающим. Молодые люди могут участвовать ? или не участвовать в действиях группы, могут в любое время покинуть ее и это со не повлечет за собой серьезных последствий. Однако этого нельзя сказать об | участниках казанских территориальных группировок. Строгая дисциплина, I иерархическая подчиненность, как показала практика, в основном исключают | свободу выбора быть или не быть членом группировки. Органам внутренних дел
го
| известно немало фактов принудительного вовлечения подростков в группировку
| путем систематического давления, угроз, применения силы. | Прослеживая этапы формирования неформальных групп, нельзя не заметить,
§■ что первоначально они строились только по возрастному и территориальному
° принципам. В то же время изучение условий, способствующих образованию и
« деятельности территориальных казанских группировок, свидетельствует о том,
| что процесс их объединения объясняется не только естественным стремлением
е молодых людей одного микрорайона совместно проводить свободное время.
1 Консолидация их происходит и для завоевания более выгодного и независимого
0
° положения среди подобных себе, а также в целях диктата другим группам своего ¿5 образа поведения, расплаты за обиду или исполнение воли лидеров. Помимо ука-
1 занной склонности, у многих молодых людей на фоне внутренних противоречий | зачастую присутствуют парадоксальная убежденность в собственной правоте и
своеобразное представление о социальной справедливости, которая, по их мнению, не сможет восторжествовать без активных действий с их стороны. Однако они понимают, что поодиночке ничего значительного на данном сложном пути достигнуть не смогут, потому и стремятся объединиться «во имя высокой цели» с себе подобными «братьями по оружию». В выборе этого «оружия» и появляют-168 ся расхождения: одни из них решают бороться за эфемерный идеал законными
методами (криминологов данные случаи интересуют мало), другие же идут по пути наименьшего сопротивления, нарушая не только нормы права, которые им могут быть и неизвестны, но и испокон веков существующие и широко распространенные в человеческом сообществе нравственные предписания. Однако при этом такие лица искренне полагают, что цель оправдывает средства, а их деятельность не просто продолжается, но порой набирает обороты. В итоге, даже оказавшись на скамье подсудимых, они не испытывают раскаивания по поводу содеянного, а лишь чувствуют озлобленность и обиду на весь мир, потому что им не дали завершить «славный» путь к их личной справедливости.
В связи с этим многие ученые единодушны во мнении, что одним из важнейших компонентов самосознания любой личности является чувство вины. «Его дефектность или отсутствие справедливо расценивается как серьезное нарушение нравственного сознания и структуры личности в целом. Неспособность человека переживать чувство вины за совершенный проступок резко затрудняет возможность воспитательного воздействия, а для него самого — возможность критического отношения к своему поведению, его переосмысления и перестройки, что, как известно, имеет первостепенное значение для исправления и перевоспитания преступников»4, в особенности несовершеннолетних.
Проблема детерминирования молодежной групповой преступности лежит в плоскости установления наличия у таких лиц стойкой антисоциальной направленности. И здесь вступают в действие объективные детерминанты.
Внешние обстоятельства, которые приводят к совершению конкретными лицами уголовных правонарушений, в свою очередь, можно условно разделить на два уровня: макро- и микроуровень. На макроуровне в качестве криминогенных в первую очередь выделяют социально-экономические факторы: уровень общего правосознания населения, его общую правовую культуру, неразвитость экономических отношений в масштабах субъекта федерации или целого государства, общественный, государственный строй и ряд иных.
Однако куда большее, по сравнению с факторами макроуровня, значение приобретает влияние микросреды — ближайшего окружения — на формирование личности молодого преступника, которая таковой пока может и не являться, а характеризоваться предкриминальным поведением. Здесь не лишним будет вспомнить о такой психологической дефиниции, как «групповая динамика», под которой понимается «процесс, посредством которого взаимодействие конкретных индивидуумов уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит их к взаимному удовлетворению. Этот процесс объясняет принадлежность индивида к группе, привлекательность группы, членство в ней; образование стихийных или неформальных групп; появление ролей «любимчиков» в группе (М.-А. Робер, Ф. Тильман)5.
Указанные объединения людей в научной литературе принято именовать «примитивными» группами, т. к. им свойственны «примитивный, манипуля-тивный и стандартизированный уровни общения»6. В каждой такой группе (разумеется, если позволяет количество ее участников) есть субъект «Альфа» — Главарь, за ним следует «Бета» — Авторитет; все остальные ранжированы на субъектов «гамма» — Ведомые и «Омега» — Забитые. «Альфа» (Главарь) пользуется преимущественным правом присвоения любых благ и правом безнаказанной агрессивности7. В таких группах действует ряд негласных установлений, одно из которых вызывает научный интерес у криминологов, — правило «отвода
агрессии от себя». Согласно данному правилу, «участвуя в групповом гонении жертвы, субъект демонстрирует свою солидарность с группой и, тем самым, отводит ее агрессию от себя. Этим объясняется необыкновенная истовость, с которой иные члены примитивной группы выполняют «карательные» функции в отношении провинившихся»8.
Таким образом, внутригрупповые взаимоотношения членов подобных объединений играют далеко не последнюю роль в том, что касается обусловливания явления групповой преступности как таковой.
Помимо названных, к объективным причинам и условиям групповой молодежной преступности относится неблагоприятная семейная обстановка, сложившаяся в период формирования личности в детстве. Не секрет, что именно в детском возрасте (по различным данным, от трех до восьми лет) закладываются основы будущей поведенческой модели личности. Дальнейшая ее социализация способна лишь внести соответствующие коррективы в уже сложившуюся психологическую «матрицу».
В связи с этим не случайно на государственном уровне проводятся всевозможные мероприятия по сокращению доли в общей массе граждан т. н. «неблагополучных» семей. Само отнесение лиц к названной категории носит несколько формальный характер. Под неблагополучными семьями как фоновым явлением обычно подразумевают неполные семьи, а также социально запущенные семьи, в которых родители злоупотребляют алкоголем, наркотическими и психотропными веществами, ведут беспорядочный асоциальный образ жизни, применяют насилие по отношению друг к другу и к детям. Как известно, жестокость порождает жестокость. Следовательно, именно неблагополучные семьи являются поставщиками преступности несовершеннолетних9.
Однако благополучие семьи отнюдь не характеризуется исключительно внешним лоском: важны внутренняя гармония и взаимопонимание между ее членами. Лишь при их наличии ребенок чувствует себя по-настоящему защищенным, нужным и любимым. В противном случае он замыкается, становится «колючим», но вместе с тем легко подпадает под влияние старших товарищей, которые порой втягивают подростка в сомнительные авантюры, граничащие с уголовной ответственностью.
Равнодушие — вот, на наш взгляд, главный бич современного общества, а семья — показательный, репрезентативный его сегмент. Им «заражено» большое количество людей, причем не только в нашей стране.
В соответствии с универсальным законом комплементарности подросток, недополучив внимания и заботы, автоматически начинает искать их вне семьи, в результате начиная принимать за искреннее к нему отношение некий «суррогат» эмоциональной заинтересованности, выказываемый ему чужими людьми. Зациклившись на собственных переживаниях, он не замечает, как его начинают использовать в кому-то угодных целях, манипулировать им, умело играя на его эмоциях. Такова стандартная схема вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Однако не следует думать, что, достигнув возраста совершеннолетия, такое лицо освобождается от по сути детских, в чем-то наивных представлений как о мироздании в целом, так и о своем окружении в частности. Де-юре перестав быть несовершеннолетним, перешагнув 18-летний рубеж, лицо, теперь уже относящееся к категории молодежи, все равно остается зависимым от своих
желаний и ведомым «Альфа»-Главарем. Удовлетворение своих гедонистических потребностей становится для молодого лица смыслом его жизни. Так, не освободившись в полной мере от пресловутого юношеского максимализма, а заодно и от внутренних комплексов, его сознание постепенно стирает едва заметную грань между нравственным и аморальным, правомерным и преступным, переступить через которую ему теперь не составляет особого труда.
По мнению А.И. Долговой, существует тройной механизм социальной детерминации преступного поведения личности несовершеннолетнего преступника: «во-первых, путем ее постановки в такие социальные позиции, совокупность которых уже сама по себе способна исключать личность (полностью или частично) из сферы действенного положительного влияния и обеспечивать воздействие на нее негативных моментов; во-вторых, путем дачи предписаний, вытекающих из занимаемых позиций, не соответствующих нормам права и лежащей в их основе морали либо носящих противоречивый характер; в-третьих, путем такого формирования личности в результате длительной деформации ее социальных позиций и ролей, которое влияет на характер восприятия и исполнения соответствующих предписаний»10. При этом в данном контексте под словом «позиция» понимается «узел отношений в социальной системе»11. В итоге возникает т. н. «конфликт норм», когда на одно и то же лицо оказывают порой прямо противоположное воздействие различные явления объективной действительности, выраженные в предписаниях, правилах и т. д. Так, например, со страниц бульварной прессы, сети Интернет молодому человеку внушается, что нужно непременно стремиться стать богатым (при этом способы становления таковым не уточняются), а дома ему говорят, что психология вещизма — путь в никуда. И вроде бы человек понимает, что, действительно, собственность в больших объемах не главное в жизни, но непрекращающаяся пропаганда «богатств Креза» и культ «золотого тельца» делают свое черное дело и он постепенно отторгает основы, заложенные в него с детства родителями, и ступает на скользкий путь беззакония, поскольку иного способа быстро и в больших количествах обогатиться он для себя не видит. А когда, начиная этот путь, он встречает людей со схожей «идеологией», происходит их обоюдная ассимиляция на групповом уровне, что в конечном счете ведет к укоренению в их коллективном сознании понимания о якобы правильности избранного ими стиля поведения и, как следствие, к продолжению незаконной деятельности.
Конечно, полный набор криминогенных факторов далеко не исчерпывается указанными в настоящей статье. Однако даже названные детерминанты позволяют сделать вывод о противоречивости и многогранности их воздействия на не совсем окрепший ум отдельного индивида в каждом конкретном случае.
Как уже говорилось, возникновение неформальных подростково-молодежных объединений — явление объективное и закономерное. В основе его лежит общность интересов, симпатий, взглядов, потребность в общении. Указывая на роль общения в формировании данных групп, необходимо заметить, что именно в нем осуществляются взаимодействие индивидов, передача и усвоение манер, привычек, стиля и поведения; выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов; достигаются взаимопонимание, сплоченность и солидарность, характеризующие каждую групповую деятельность; определяются цели и задачи.
Необходимо признать, что в целом процесс формирования рассматриваемых групп (учитывая их тип) не только естественный, но и в основном позитивный. При этом хотелось бы подчеркнуть, что само по себе участие в неформальной группе не является непосредственной причиной молодежных правонарушений. Однако нельзя забывать о том, что в данном случае мы имеем дело с неконтролируемыми группами подростков и молодых людей, в значительной мере лишенных положительного влияния семьи, школы, коллектива предприятий и общественных организаций. Отсутствие постоянного контроля и управления с их стороны способствует превращению данных формирований в группы с противоправной направленностью. Условия формирования неформальных подростково-молодежных объединений, а также перерастания их группового поведения в противоправное необходимо рассматривать в комплексе объективных и субъективных негативных социальных явлений, объединенных родовым понятием — криминогенные детерминанты.
1 Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи: учебное пособие. М., 1971. С. 135.
2 Там же.
3 Остроумов С.С. Некоторые вопросы изучения правонарушений среди несовершеннолетних // Изучение и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних: сборник научных трудов / под ред. Д.С. Карева. М., 1970. С. 21.
4Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений (психологические механизмы насильственного преступного поведения). М., 1983. С. 58.
5 См.: Криминологи о неформальных молодежных объединениях: сборник / отв. ред. И.И. Карпец. М., 1990. С. 46.
6 ДобровичА.Б. Общение: наука и искусство. М., 1996. С. 165.
7 См.: Там же. С. 172-176.
8 Там же. С. 181.
9 См.: Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 570 (авторы главы — И.М. Мацкевич и В.Е. Эминов).
10 Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981. С. 40-41.
11 Беляев Э.В., Шалин Д.Н. К понятию «роль» в социологии // Личность и ее ценностные ориентации: информационный бюллетень ИКСИ АН СССР. 1969. № 25(40). С. 33-36.
Н.Г. Крылов
ВИДЫ НАКАЗАНИЙ, НАЗНАЧАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
В статье исследуются современные виды наказаний, применяемые к несовершеннолетним преступникам. Анализируются особенности, статистика применения каждого вида, входящего в систему наказаний несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетние, наказание, виды наказаний, особенности назначения наказаний несовершеннолетним.
N.G. Krylov
TYPES OF SANCTIONS TO MINORS
The article deals with the modern types of penalties to be applied to juvenile offenders. The features of each species, part of the punishment of minors, as well as statistics of each of them. Keywords: juvenile, punishment, punishments, especially sentencing juvenile probation.
© Крылов Никита Григорьевич, 2012
Аспирант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: nickitakrylov@yandex.ru