Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ НА ЭТАПЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ'

ДЕТЕРМИНАНТЫ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ НА ЭТАПЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная приверженность / профессиональная самоидентификация / факторы профессионализации / обучение / личностные характеристики / мотивы / копинг-стратегии / professional commitment / professional self-identification / factors of professionalization / training / personal characteristics / motives / coping strategies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н.А. Бовыкина, А.В.Герасимова, М.Г. Давудов

Обозначается актуальность эффективного процесса профессионализации в период обучения в вузе. Представлены данные об уровне взаимосвязи личностных характеристик будущих специалистов и формированием профессиональных приверженности и самоидентификации. Наличие связи проанализировано на этапе теоретического обучения. Теснота связи анализировалась с применением коэффициента корреляции Пирсона. Доказывается влияние ведущих мотивов при профессиональном самоопределении на успешность вхождения в специальность. Приводится подтверждение заметной связи применяемых способов совладания с проблемными и стрессовыми ситуациями и уровнем достигнутой профессиональной идентичности. Отмечается заметная связь между отдельными свойствами личности и формированием образов профессии и профессионала у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Н.А. Бовыкина, А.В.Герасимова, М.Г. Давудов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF THE LEVEL OF PROFESSIONALIZATION AT THE STAGE OF THE THEORETICAL STAGE OF TRAINING

The relevance of the effective process of professionalization during the period of study at the university is indicated. The data on the level of interrelation of personal characteristics of future specialists and the formation of professional commitment and selfidentification are presented. The presence of a connection is analyzed at the stage of theoretical training. The tightness of the connection was analyzed using the Pearson correlation coefficient. The influence of the leading motives in professional selfdetermination on the success of entering the specialty is proved. There is a confirmation of a noticeable connection between the methods of coping with problematic and stressful situations and the level of professional identity achieved. There is a noticeable connection between individual personality traits and the formation of images of a profession and a professional among students.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ НА ЭТАПЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ»

II. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И

РЕШЕНИЯ

УДК 331.446.4

N.A.Bovykina, A.V. Gerasimova, M.G. Davudov

DETERMINANTS OF THE LEVEL OF PROFESSIONALIZATION AT THE STAGE OF THE THEORETICAL STAGE OF TRAINING

The relevance of the effective process of professionalization during the period of study at the university is indicated. The data on the level of interrelation of personal characteristics of future specialists and the formation of professional commitment and self-identification are presented. The presence of a connection is analyzed at the stage of theoretical training. The tightness of the connection was analyzed using the Pearson correlation coefficient. The influence of the leading motives in professional self-determination on the success of entering the specialty is proved. There is a confirmation of a noticeable connection between the methods of coping with problematic and stressful situations and the level of professional identity achieved. There is a noticeable connection between individual personality traits and the formation of images of a profession and a professional among students.

Keywords: professional commitment, professional self-identification, factors of professionalization, training, personal characteristics, motives, coping strategies.

Н.А. Бовыкина1, А.В.Герасимова2, М.Г. Давудов3

ДЕТЕРМИНАНТЫ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ НА ЭТАПЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Обозначается актуальность эффективного процесса профессионализации в период обучения в вузе. Представлены данные об уровне взаимосвязи личностных характеристик будущих специалистов и формированием профессиональных приверженности и самоидентификации. Наличие связи проанализировано на этапе теоретического обучения. Теснота связи анализировалась с применением коэффициента корреляции Пирсона. Доказывается влияние ведущих мотивов при профессиональном самоопределении на успешность вхождения в специальность. Приводится подтверждение заметной связи применяемых способов со-владания с проблемными и стрессовыми ситуациями и уровнем достигнутой профессиональной идентичности. Отмечается заметная связь между отдельными свойствами личности и формированием образов профессии и профессионала у обучающихся.

Ключевые слова: профессиональная приверженность, профессиональная самоидентификация, факторы профессионализации, обучение, личностные характеристики, мотивы, копинг-стратегии.

DOI: 10.36807/2411 -7269-2023-2-33-13-18

1 Бовыкина Н.А., доцент кафедры управления персоналом и рекламы, кандидат экономических наук, доцент; ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)", г. Санкт-Петербург

Bovykina N.A., Associate Professor of the Department of Personnel Management and Advertising, PhD in Economics, Associate Professor; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saint-Petersburg State Institute of Technology (Technical University)", Saint-Petersburg

E-mail: nb9460@yandex.ru

2 Герасимова А.В., доцент кафедры социальных технологий, кандидат педагогических наук, доцент; СевероЗападный филиал ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", г. Санкт-Петербург

Gerasimova A.V., Associate Professor of the Department of Social Technologies, PhD in Pedagogics, Associate Professor; North-Western branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation", Saint-Petersburg

E-mail: asya.gerasimova2016@mail.ru

3 Давудов М.Г., доцент кафедры бизнес-информатики, кандидат технических наук; ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)", г. Санкт-Петербург

Davudov M.G., Associate Professor of the Department of Business Informatics, PhD in Technical Sciences; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saint-Petersburg State Institute of Technology (Technical University)", Saint-Petersburg

E-mail: makcs2004@mail.ru

Профессиональное образование служит основой для построения будущей карьеры и успешной трудовой жизни. Вместе с тем, в настоящее время порядка 47% выпускников вузов не работают по специальности [1].

В ходе нашего исследования мы изучаем процесс профессионального становления. В настоящей статье приведён анализ обусловленности уровней и характеристик приверженности профессии и профессиональной самоидентификации личностными характеристиками и особенностями выбора направления обучения. Ранее был обоснован выбор методических подходов к анализу [2]. Методический инструментарий исследования составили: пятифакторный личностный опросник "Большая пятёрка" (Р. МакКрае и П. Ко-ста) [3], опросник "Стратегии совладающего поведения" (Р.С. Лазаруса в адаптации Вас-сермана Л.И. и соавторов) [4], опросник "Мотивы выбора профессии" (Овчарова Р.В.) [5], опросник "Шкала профессиональной приверженности" (Дж. Мейер, Н. Аллен в адаптации Маничева С.А., Кобзевой Н.Д.) [6], "Опросник исследования профессиональной идентичности студентов" (Озерина А.А.) [7]. Предварительно проведено анкетирование, содержательная часть которого была направлена на выяснение предикторов выбора профессии и наличия опыта работы.

Анализ проведён на базе анкетирования и тестирования 90 студентов 2-4 курсов бакалавриата. Все опрашиваемые на момент исследования находились на этапе теоретического обучения, до начала производственной практики.

На данном этапе ставилась задача выявить наличие или отсутствие связи между уровнем проявленности личностных характеристик и показателями профессионализации.

Наличие и сила связи определялись на основе расчёта коэффициента корреляции Пирсона. При значении коэффициента корреляции 7^.v<0,3 связь признаётся слабой;

при ТХу = 0,3-0,5 - умеренной; при

гху = 0,5 — 0,7 — заметной; приг^ = 0,7 — 0,9 — тесной-, при. гху =

В последующих 6 таблицах приведены значения коэффициенто в корреляци и .

Данные Табл. 1 свидетельствуют об отсутствии существенной связи между основными свойствами личности и характером складывающейся профессиональной приверженности.

Таблица 1 - Связь личностных характеристик, выявленных по пятифакторному личностному опроснику, и элементов профессиональной приверженности по опроснику "Шкала профессиональной приверженности"

Элементы профессиональной приверженности Свойства личности, определённые по пятифакторному личностному опроснику

экстраверсия- интро-версия привязанность - обособленность самоконтроль - импульсивность эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость экспрессивность - практичность

Аффективная 0,10 -0,12 0,01 0,04 0,06

Продолженная -0,04 -0,14 -0,06 0,28 -0,10

Нормативная 0,06 0,06 0,09 0,19 -0,03

* - теснота связи умеренная; ** - теснота связи заметная

По Табл. 2 мы видим, что если будущая работа представляется студенту полезной для общества, это способствует формированию аффективного, эмоционально окрашенного позитивного отношения к профессии.

Таблица 2 - Связь личностных характеристик, выявленных по опроснику "Мотивы выбора профессии", и элементов профессиональной приверженности по опроснику "Шкала профессиональной приверженности"_

Элементы профессиональной приверженности Мотивы выбора профессии

Внутренние индивидуально значимые Внутренние социально значимые Внешние положительные Внешние отрицательные

Аффективная 0,28 *0,35 0,18 -0,03

Продолженная 0,03 0,01 0,11 0,10

Нормативная 0,05 0,16 0,11 0,17

* - теснота связи умеренная; ** - теснота связи заметная

Существенной связи между копинг-стратегиями и характером профессиональной приверженности в Табл. 3 не наблюдается.

Таблица 3 - Связь личностных характеристик, выявленных по опроснику "Стратегии со-владающего поведения", и элементов профессиональной приверженности по опроснику "Шкала профессиональной приверженности"_

Элементы проф. приверженности Стратегии совладающего поведения

Конфронтация Ди-стан-циро-вание Само-контроль Поиск социальной поддержки Принятие ответственно-сти Бегство-избегание Планирование решения проблемы Положительная переоценка

Аффективная 0,18 -0,21 -0,07 0,00 -0,04 0,05 0,26 0,17

Продолженная -0,11 0,06 0,12 0,02 0,13 0,16 -0,05 -0,06

Нормативная -0,17 0,24 0,18 -0,04 0,13 0,12 -0,02 -0,14

* - теснота связи умеренная; ** - теснота связи заметная

По Табл. 4 можно сделать вывод о положительном влиянии экстравертивных черт на уровень сформированности профессиональной идентичности. Экстраверты быстрее формируют более целостный образ профессии и более чёткий образ профессионала. Экспрессивность характера способствует довольно быстрому формированию чёткого и осознанного образа специалиста. Устойчивость сложившихся образов подлежит дальнейшей проверке.

Таблица 4 - Связь личностных характеристик, выявленных по пятифакторному личностному опроснику, и результатов опроса "Исследование профессиональной идентичности студентов"__

Элементы сформированности профессиональной идентичности Свойства личности, определённые по пятифакторному личностному опроснику

экстраверсия-интроверсия привязанность -обособленность самоконтроль -импульсивность эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость экспрессивность - практичность

Сформированность ПИ *0,40 0,22 0,23 -0,21 0,26

Зрелость ПИ 0,15 0,08 0,20 -0,10 0,23

Учебно-профессиональные планы определенные/ неопределенные 0,28 0,25 0,19 -0,21 0,17

собственные/ заимствованные 0,10 -0,12 0,08 -0,05 0,08

Отношение к профессии эм. принятие отвержение 0,15 0,21 0,15 -0,08 0,07

Рациональное принятие/отвержение 0,04 0,03 0,09 -0,08 -0,02

Образ профессии целостный/фрагментарны й *0,34 0,19 0,25 -0,20 0,28

внутренний/поверхностный 0,12 0,12 0,14 -0,02 0,18

Образ профессионала чёткий/размытый **0,50 0,18 0,27 -0,18 *0,31

осознанный/стереотипный 0,04 0,18 0,24 0,01 *0,35

Профессиональная позиция активная/пассивная 0,29 0,23 0,15 -0,22 0,18

автономная/зависимая 0,05 -0,04 0,02 -0,08 0,19

Профессиональная самооценка адекватная/неадекватная 0,04 0,11 0,05 0,10 0,05

как результат собственной рефлексии/результат оценки других 0,20 0,06 -0,13 -0,10 0,09

Профессиональная мотивация положительная/отрицательная 0,27 -0,14 0,02 -0,16 0,15

интринсив-ная/экстринсивная -0,13 -0,19 -0,12 -0,07 -0,13

* - теснота связи умеренная; ** - теснота связи заметная

Данные Табл. 5 свидетельствуют о довольно сильном влиянии движущих сил при выборе получаемой специальности на уровень и характер складывающейся профессиональной идентичности. Несколько превалирует значимость внутренних индивидуально значимых мотивов, например, возможности удовлетворения потребностей в общении с разными людьми, проявления имеющихся способностей, реализации творческого потенциала. Примечательно, что зрелая, осознанная профессиональная позиция формируется только под влиянием внутренних мотивов, собственного отношения к получаемой профессии.

Таблица 5 - Связь личностных характеристик, выявленных по опроснику "Мотивы выбора профессии", и результатов опроса "Исследование профессиональной идентичности студентов"_

Элементы сформированности профессиональной идентичности Мотивы выбора профессии

внутренние индивидуально значимые внутренние социально значимые внешние положительные внешние отрицательные

Сформированность ПИ **0,64 **0,55 *0,47 0,03

Зрелость ПИ *0,42 *0,35 0,14 -0,15

Учебно- профессиональные планы определённые/неопределённые *0,46 *0,41 *0,37 -0,02

собственные/заимствованные 0,18 0,16 0,18 -0,07

Отношение к профессии эмоциональное принятие/отвержение **0,64 **0,59 *0,37 0,04

рациональное принятие/отвержение **0,50 *0,44 0,22 -0,05

Образ профессии целостный/фрагментарный *0,41 *0,42 0,19 0,07

внутренний/поверхностный 0,08 0,10 -0,08 -0,17

Образ профессионала чёткий/размытый *0,31 0,29 0,24 -0,09

осознанный/стереотипный -0,08 -0,11 -0,13 -0,04

Профессиональная позиция активная/пассивная **0,52 *0,46 *0,42 0,14

автономная/зависимая 0,17 0,08 0,15 -0,28

Профессиональная самооценка адекватная/неадекватная *0,30 0,24 *0,31 -0,07

как результат собственной рефлексии/результат оценки других 0,17 0,18 0,13 0,10

Профессиональная мотивация положительная/отрицательная *0,35 0,18 *0,35 0,07

интринсив-ная/экстринсивная 0,22 *0,32 *0,38 0,17

* - теснота связи умеренная; ** - теснота связи заметная

Судя по данным Табл. 6, преобладающие способы совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями оказывают влияние на становление профессионала. Положительно влияет умение применять такие подходы в сложных ситуациях как планирование решения проблемы и положительная переоценка событий. Оптимистичным является то, что таким тактикам можно обучаться, и получение таких навыков, по нашему мнению, может быть встроено в учебный процесс. Не является существенным, однако приближается к умеренному обратное влияние преобладания стратегий дистанцирования и бегства-избегания на формирование профессиональной идентичности.

Таблица 6 - Связь личностных характеристик, выявленных по опроснику "Стратегии со-владающего поведения", и результатов опроса "Исследование профессиональной идентичности студентов"__

Элементы сформированности профессиональной идентичности Стратегии совладающего поведения

Конфронтация Дистанцирование Самоконтроль Поиск социальной поддержки Принятие ответственности Бегство-избегание Планирование решения проблемы Положительная переоценка

Сформирован-ность ПИ 0,16 -0,19 0,11 0,25 -0,08 -0,19 *0,47 *0,38

Зрелость ПИ 0,09 -0,25 0,09 0,03 -0,10 -0,19 *0,40 *0,38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебно-профессиональные планы определённые/ неопределённые -0,02 -0,05 0,09 0,06 -0,04 -0,08 0,25 0,22

собствен- ные/заимствов анные 0,10 -0,20 -0,01 0,01 -0,16 -0,05 0,17 0,28

Отношение к профессии эмоциональное принятие/ отвержение -0,04 -0,15 0,06 *0,30 0,00 -0,24 *0,34 0,28

Рациональное принятие/ отвержение -0,09 -0,20 0,03 0,12 -0,05 -0,21 0,20 0,16

Образ профессии целостный/ фрагментарный 0,07 -0,12 0,05 0,04 -0,16 -0,11 *0,34 0,21

внутренний/ поверхностный 0,01 -0,02 0,13 0,10 -0,03 -0,13 0,13 0,02

Образ профессионала чёткий/ размытый 0,16 -0,19 0,03 0,14 -0,07 -0,16 0,29 0,23

осознанный/ стереотипный 0,00 -0,12 -0,01 -0,18 -0,19 0,04 0,11 -0,03

Профессиональная позиция активная/ пассивная 0,16 -0,16 0,08 0,26 -0,07 -0,24 *0,42 *0,34

автономная/ зависимая 0,21 -0,21 0,08 0,01 -0,04 -0,23 0,26 0,29

Профессиональная самооценка адекват- ная/неадекватн ая 0,10 -0,13 0,18 0,13 0,02 -0,07 0,15 0,10

как результат собственной рефлексии/результат оценки других 0,17 -0,08 -0,01 -0,01 0,03 0,06 0,27 0,19

Профессиональная мотивация положитель- ная/отрицател ьная *0,35 -0,14 0,04 0,26 -0,06 -0,01 *0,40 *0,40

интринсив- ная/экстринсив ная 0,10 -0,21 -0,21 0,18 -0,09 -0,11 0,04 0,07

* - теснота связи умеренная; ** - теснота связи заметная

Приведённый анализ иллюстрирует одномоментные данные о влиянии на профессиональное становление таких факторов, как характеристики личности студента, мотивы выбора направления обучения, способы совладания со стрессовыми и проблемными ситуациями. По мере прохождения дальнейших этапов образования, получения опыта практической деятельности самоощущение себя в профессии меняется.

Более того, постепенным изменениям подвержены и особенности личности, рассматриваемые в данной статье, как предикторы профессионализации. По словам Карла Роджерса: "человек - это текущий процесс, а не застывшая, статичная сущность; это текущая река изменений, а не кусок твёрдого материала; это постоянно изменяющееся соцветие возможностей, а не застывшая сумма характеристик" [9].

Список использованных источников

1. Минобрнауки сообщило, что почти 50% выпускников вузов России работают не по специальности [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/obschestvo/16597511 (дата обращения 27.03.2023).

2. Бовыкина Н.А. Профессиональные приверженность и самоидентификация студентов: методические подходы к анализу уровней и факторов // Экономический вектор. -2022. - № 3(30). - С. 36-40.

3. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 23 с.

4. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологов, д.м.н., профессор Л.И. Вассерман и др. Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. - Санкт-Петербург, 2009. - 38 с.

5. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для вузов рек. УМО. - М.: Академия, 2007. - 445 с.

6. Кобзева Н.Д. Контекстные и личностные факторы организационной и профессиональной приверженности: дипл. работа (диссертация магистра психологии). Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 2016.

7. Озерина Анна Александровна. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. -2011. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-oprosnika-diagnostiki-professionalnoy-identichnosti-studentov (дата обращения: 22.04.2022).

8. Статистика: учебник для вузов / И.И. Елисеева [и др.]; ответственный редактор И.И. Елисеева. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 619 с. -(Высшее образование). - ISBN 978-5-534-15117-6. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/517575 (дата обращения: 25.03.2023).

9. C. Rogers. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961 К. Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: "Прогресс", 1994. Терминологическая правка В. Данченко К.: PSYLIB, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.