Научная статья на тему 'Опросник «Комплексная оценка деловых качеств сотрудников» – форма 2'

Опросник «Комплексная оценка деловых качеств сотрудников» – форма 2 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
620
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / ФАКТОРНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ / НАДЕЖНОСТЬ / ВАЛИДНОСТЬ / BUSINESS CHARACTERISTICS / PROFESSIONAL SUITABILITY / FACTOR THEORY OF PERSONALITY / RELIABILITY / VALIDITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колосницына Марина Юрьевна, Лабутина Виктория Евгеньевна, Алифанова Любовь Геннадьевна

В статье отражены теоретические предпосылки, послужившие основой создания опросника, направленного на комплексную оценку деловых качеств сотрудников. Предлагаются психометрические характеристики опросника, представлена корреляция с другими опросниками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колосницына Марина Юрьевна, Лабутина Виктория Евгеньевна, Алифанова Любовь Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTIONNAIRE «INTEGRATED ASSESSMENT OF BUSINESS CHARACTERISTICS OF AN EMPLOYEE» – FORM 21Military unit 62178

The theoretical background, which we used as the basis for creating a questionnaire is presented in the article. This questionnaire provides the comprehensive assessment of the business characteristics of an employee. We offer psychometric characteristics of the questionnaire and present correlations with other questionnaires

Текст научной работы на тему «Опросник «Комплексная оценка деловых качеств сотрудников» – форма 2»

ОПРОСНИК «КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ» - ФОРМА 2

Колосницына М.Ю. Лабутина В.Е.

Алифанова Л.Г.

В статье отражены теоретические предпосылки, послужившие основой создания опросника, направленного на комплексную оценку деловых качеств сотрудников. Предлагаются психометрические характеристики опросника, представлена корреляция с другими опросниками

The theoretical background, which we used as the basis for creating a questionnaire is presented in the article. This questionnaire provides the comprehensive assessment of the business characteristics of an employee. We offer psychometric characteristics of the questionnaire and present correlations with other questionnaires

Ключевые слова: деловые качества; профессиональная пригодность; факторные теории личности; надежность; валидность

Keywords: business characteristics; professional suitability; factor theory of personality;

reliability; validity

Содержание понятия «деловые качества»

Термины «деловые качества» и «профессионально важные качества» (ПВК) в повседневной практике профессионального отбора употребляются как синонимы. В данной работе мы попытаемся ответить на такие вопросы, как: что понимается под «деловыми качествами»; какие качества личности относятся к деловым, сколько их должно быть для базового описания личности; может ли модель черт личности, полученная в результате факторного анализа, соотноситься с деловыми качествами; изучить существующие методики оценки деловых качеств; представить авторский личностный опросник «Комплексная оценка деловых качеств сотрудника» - форма 2.

Понятие «деловые качества» относится к тем понятиям, которые часто фигурируют в законодательной базе, регулирующей трудовые и тесно связанные с ними отношения, но которые не имеют при этом общепринятого развернутого определения. Термин «деловые качества» личности имеет широкое толкование в социологии, психологии и юриспруденции, что затрудняет правоприменительную деятельность.

В Толковом словаре обществоведческих терминов под деловыми качествами понимается высокая интеллектуальная работоспособность, широкий кругозор и глубокие знания в сфере своей деятельности, предприимчивость, расчётливость, хозяйственность, энергичность, физическая выносливость,

лидерские способности, общительность, умение производить впечатление, социальная активность и другие1.

Толковый словарь русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. содержит два близких по смыслу понятия «деловой» и «деловитый». В первом случае - это означает «знающий дело, толковый, дельный», а во втором -«толковый и серьезный, предприимчивый»2.

В психологических словарях дефиниция «деловые качества» отсутствует. Вместе с тем, близким по содержанию к ней является понятие «профессионально важные качества» (ПВК). Так, например, в Психологическом словаре под ПВК понимаются индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности3.

В психологии труда под деловыми качествами понимают ПВК - индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность её усвоения. Одним из существенных компонентов ПВК, по мнению В.Д. Шадрикова, являются способности. М.А. Дмитриева в качестве ПВК выделяет индивидуально-психологические свойства и отношения личности. К индивидуально-психологическим (типологическим) свойствам относятся сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства личности. Отношения личности включают отношения человека к себе, к другим людям, к труду, к своей профессии, тем или иным профессиональным задачам и т.д. Основные характеристики нервных процессов накладывают свои отпечатки на профессиональную деятельность в любой области, однако разные профессии предъявляют свои требования к различным свойствам нервной системы4.

Таким образом, профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внепсихические свойства субъекта - соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические и другие.

1 Толковый словарь обществоведческих терминов. URL: http://www.slovamik.ru/index-tsot..

2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. -4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

3 Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред. - составитель Л.А. Карпенко. - 2-е изд., расширенное, испр. и доп. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.

4 Большой юридический словарь. - URL: http://www.determiner.ru; Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - М.: Медицина, 1984. - 216 с.

Например, физическая сила и выносливость - это профессионально важные качества (ПВК) для многих видов деятельности5.

По мнению А.В. Карпова, ПВК подразделяются на 4 группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности: абсолютные, относительные, мотивационные и анти-ПВК6.

В Большом юридическом словаре под деловыми качествами работника понимается способность физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учётом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (наличие определенной профессии, специальности, квалификации, опыта работы по данной специальности)7.

В юриспруденции, по мнению С.С. Худяковой и О.В. Турчиной, содержание категории «деловые качества работника» имеет две составляющие: профессионально-квалификационные и личностные качества. К профессионально-квалификационным могут быть отнесены: уровень образования, профессия, специальность, уровень (степень) квалификации, стаж работы по определенной профессии, специальности, должности, опыт работы в определенных отраслях экономики, производительность труда. Личностные качества могут включать такие характеристики, как нестандартность мышления, коммуникабельность, организаторские способности, определенные внешние данные, отсутствие ограничений (противопоказаний) для осуществления некоторых видов деятельности (работ) по состоянию здоровья и другие8.

Категория «деловые качества» используется и в Трудовом кодексе Российской Федерации, и в других федеральных законах, содержащих нормы трудового права. Так, например, в ст. 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-Ф3 изложены требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учётным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору9.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся в соответствии с Руководством по профессиональному

5 Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.

6 Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - М.: Медицина, 1984. - 216 с.

7 Большой юридический словарь. - URL: http://www.determiner.ru.

8 Худякова С.С., Турчина О.В. К вопросу о содержании правовой категории «деловые качества» в современном трудовом праве России / Трудовое право. - 2007. - № 4. - С. 67-72.

9 Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».

психологическому отбору в Вооруженных Силах, утверждённым приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.01.2000 № 50. В соответствии со ст. 8 этого Руководства, мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования. Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование). Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профессионального отбора. Социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, её военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности10.

Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, внимание, восприятие, память, мышление), психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно-психическую устойчивость11.

В статье 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» указано, что сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства, способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Квалификационные требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудника органов федеральной службы безопасности, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или уполномоченными им должностными лицами12.

Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 13.04.2011 № 151 утверждена «Инструкция по организации и проведению профессионального психологического отбора в органах федеральной службы безопасности». Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации и проведения в органах федеральной службы безопасности мероприятий по

10 Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах. Утверждено приказом Министра обороны РФ от 26.01.2000 № 50.

11 Там же; Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».

12 Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».

профессиональному психологическому отбору; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу, работу в органы безопасности, на обучение в образовательные учреждения ФСБ России или иные образовательные учреждения для целевой контрактной подготовки; порядок определения профессиональной пригодности к службе, работе, обучению в образовательных учреждениях, в том числе посредством проведения психофизиологического исследования13.

В процессе психологического освидетельствования проводится комплексное обследование с применением психологических и психофизиологических методик, определяется соответствие уровня развития индивидуальных психологических и психофизиологических качеств кандидатов профессиональным требованиям, осуществляется прогнозирование успешности освоения профессии, эффективности осуществления служебной деятельности или работы.

Профессиональные требования устанавливаются на основе психологического анализа служебной деятельности, работы. Проведенное нами в 20072010 годах профессиографическое исследование основных направлений деятельности военных специалистов позволило выделить общие и специальные профессиональные требования к кандидатам, поступающим на военную службу по контракту.

Общие требования предъявляются ко всем гражданам, поступающим на службу, работу или на обучение в высшие военные образовательные учреждения независимо от специальностей, направлений обучения. Содержание специальных требований определяется особенностями конкретных специальностей, направлений обучения. Общими требованиями, предъявляемыми к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу, работу или на обучение в образовательные учреждения, являются: достаточный уровень общего интеллектуального развития, эмоциональная устойчивость, высокий уровень волевой регуляции поведения, сознательность, добросовестность, высокий уровень правосознания и нравственных убеждений, зрелость личности, устойчивая мотивация к военной службе.

Содержание общих требований определяется особенностями службы по контракту и, включая особый правовой статус военнослужащих, режим конфиденциальности информации, необходимость соблюдения требований конспирации, интенсивность служебной деятельности, высокую вероятность возникновения экстремальных ситуаций, в том числе представляющих реальную опасность для жизни.

13 Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 13.04.2011 № 151 «Об утверждении Инструкции по организации и проведению профессионального психологического

отбора в органах федеральной службы безопасности».

Ученые записки СПб филиала РТА № 3 (43) 2012

Оценка уровня развития ПВК осуществляется с применением различных методов, в том числе и с помощью комплексов психодиагностических тестов. По результатам профессионального психологического отбора выносится заключение о профессиональной пригодности. В заключении представляется психологический портрет, раскрываются индивидуальные особенности кандидата, особенности его поведения в различных ситуациях и сферах жизнедеятельности, а также определяется категория профессиональной пригодности кандидата к конкретной специальности, виду служебной деятельности или работе. Критериями определения категорий профессиональной пригодности кандидатов являются наличие или отсутствие факторов риска и уровень развития профессионально важных качеств14.

В соответствии с п. 3 ст. 33 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу по контракту не может быть принят гражданин, отнесенный по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности15.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что термины «деловые качества» и «профессионально важные качества» действительно близки по содержанию. И те, и другие обусловливают своевременное освоение специальности и последующую эффективность деятельности сотрудника организации. Перечень профессионально важных (деловых) качеств в каждом конкретном случае определяется требованиями профессии, функциональными обязанностями, для выполнения которых и заключается трудовой договор или контракт о прохождении военной службы. 3аключение трудового договора или контракта о прохождении военной службы с конкретным человеком - это право работодателя. Работодатель не ограничен в выборе подходящей кандидатуры, если он чётко определил перечень деловых качеств, обусловливающих наличие у кандидата потенциальной способности к выполнению данной трудовой функции, и предусмотрел не противоречащие законодательству адекватные методы оценки этих деловых (профессионально важных) качеств.

Факторный подход к изучению личности

Количественно уровень развития деловых качеств может быть оценен с помощью интроспективных опросников, а также рейтингов, проективных и объективных тестов. Широкое распространение в профессиональном отборе для определения уровня развития профессионально важных качеств получили личностные опросники, разработанные на основе факторных теорий личности.

14 Там же.

15 Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».

Сторонниками факторной парадигмы в изучении личности считаются Г.У Олпорт, Г.Ю. Айзенк, Р.Б. Кэттелл, Р. Норман, М. Голдберг и многие другие. Они рассматривают личность как некую иерархическую структуру, в основании которой лежат многочисленные, связанные между собой поведенческие проявления - черты, группирующиеся в обобщенные характеристики - факторы, являющиеся общими особенностями в структуре личности. Количество таких основных характеристик личности, получаемых в различных независимых исследованиях, колеблется от трех (Г. Айзенк) до шестнадцати (Р. Кэттелл).

Теория Г.Ю. Айзенка включает описание иерархической трехфакторной модели психодинамических свойств (экстраверсия - интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к общему уровню иерархической организации структуры личности. На следующем уровне находятся черты, ниже - уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение. Важным концептуальным положением Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, то есть по генотипическим и фенотипическим показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии - интровер-сии. В целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги. Считая, что несовершенство психиатрических диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели опросники (EPI, EPQ) и скорректировал методы лечения в психоневрологии16.

Теория Р.Б. Кэттелла исходит из «теории черт» и построения на их основе личностного профиля. Личность, по мнению Р. Кеттелла, представляет собой совокупность черт, позволяющих предсказать действия человека. Целью психологического исследования личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях. В структуре личности Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты - это открытые внешние переменные, проявляющиеся в ряде поведенческих актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенческих черт, отличаются стабильностью, важностью, позволяют дать глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта является совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон. Кэттелл разработал и обосновал систему получения данных о личности. На основании описания личности в терминах темперамента, способностей и других черт, он предложил психодиагностический опросник для интегральной оценки личности (16

16 Лепихова Л.А. Факторные теории личности. - URL: http://nlplife.ru/knigi/psychofaktomyeteorii-lichnosti; Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. - М.: КСП+, 1997 - 719 с.

PF). Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается построением «профиля черт»17.

По мнению Дж.П. Гилфорда, факторно-аналитические исследования черт личности являются единственно адекватными для измерения индивидуальных различий. Каждый фактор Гилфорд рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении. Опираясь на факторно-аналитический метод, Гилфорд при измерении экстраверсии - интроверсии выделил десять личностных черт: общая активность, беспечность, доминирование, общительность, эмоциональная стабильность, объективность, дружелюбие, склонность к размышлениям, отношение к людям, мужественность. Выделяемые с помощью Личностного опросника Гилфорда факторы являются ортогональными, то есть не коррелирующими с другими факторами. Личностные отклонения автор включал в класс параметров патологии18.

Продолжением линии исследований, начатой Г. Айзенком, Р. Кэтеллом и Дж.П. Гилфордом, стало создание пятифакторной модели личности. Впервые пять общих личностных факторов были выделены и названы Р. Норманом в 1963 году, а название «Большая пятерка» предложено М. Голдбергом в 1981 году. Авторы предположили, что личность может быть описана пятью общими и относительно независимыми факторами: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, нейротизм и открытость опыту. Факторы были выведены эмпирически, с использованием данных самоотчетов, экспретных оценок и поведенческих данных. В 1992 году П. Костой, Р. МакКрэем для оценки указанных факторов был предложен опросник №Ю-Р1-Я, получивший наиболее широкую известность и применимость при изучении Большой пятерки19.

К. Ли и М.К. Эштон в 2002 году, основываясь на работах П. Косты, Р. МакКрэя и М. Голдберга, предложили шестифакторную модель личности (НЕХАСО). В результате многочисленных исследований были выделены следующие шесть факторов или измерений личности: искренность, сдержанность, эмоциональность, экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, а также открытость опыту. Отличительной чертой этой модели стало добавление факторов искренности и сдержанности.

В результате авторами был создан личностный опросник НЕХАСО, включающий шесть больших факторов, каждый из которых состоит из черт с характеристиками, определяющими высокий и низкий уровни фактора. Все

17 Лепихова Л.А. Факторные теории личности. - URL: http://nlplife.ru/knigi/psycho/ faktomyeteorii-lichnosti; Теории личности: познание человека. 3-е изд. / Под ред. С. Клонингер. -СПб.: Питер, 2003. - 720 с.

18 Теории личности: познание человека. 3-е изд. / Под ред. С. Клонингер. - СПб.: Питер, 2003 - 720 с.; Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. - М.: КСП+, 1997 - 719 с.

19 Лепихова Л.А. Факторные теории личности. - URL: http://nlplife.m/knigi/psycho/ faktomyeteorii-lichnosti; Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. - Курган: Курганский гос. университет, 2000. - 23 с.

дальнейшие версии опросника Ли и Эштона показали высокую положительную корреляцию с показателями по факторам Большой пятерки: экстраверсии, добросовестности, открытости опыту и отрицательную корреляцию с фактором нейротизма20.

На выборке из 4500 человек нами изучены психометрические характеристики наиболее распространенных личностных опросников, таких как: «16 PF» Р. Кэтелла, «EPI» Г. Айзенка, «CPI» Г. Гоуха, «NEO-PI» П. Косты, Р. Мак-Крэя, «ММИЛ» Ф. Березина и других. На основании проведенных исследований выявлены следующие недостатки: некорректный перевод опросников; несоответствие содержания пунктов опросника измеряемому конструкту; одни и те же пункты одновременно отнесены к нескольким шкалам; тавто-логичность пунктов; низкая надежность и валидность шкал; неоправданно большое количество пунктов; общедоступность и другие. Выше перечисленные недостатки снижают достоверность выносимых психологических заключений и уменьшают эффективность профессионального психологического отбора. В связи с этим данные опросники не могут быть рекомендованы к применению в ситуации психологической экспертизы.

На основании анализа литературы и проведенных исследований по изучению психометрических характеристик широко распространенных личностных опросников можно сделать следующие выводы:

1. Деловые качества - это профессионально важные качества, которые обеспечивают своевременное освоение специальности и последующую эффективность деятельности.

2. Перечень профессионально важных (деловых) качеств в каждом конкретном случае определяется требованиями профессии. Для кандидатов на военную службу по контракту профессионально важными качествами являются: достаточный уровень общего интеллектуального развития; эмоциональная устойчивость; высокий уровень волевой регуляции поведения; внутренняя организованность; высокий уровень правосознания и нравственных убеждений; зрелость личности; адекватная самооценка; устойчивая мотивация к достижению успеха.

3. Широко распространенные личностные опросники имеют ряд существенных недостатков, ограничивающих их применение в ситуации психологической экспертизы.

Полученные выводы послужили основанием для разработки нового личностного опросника, позволяющего надежно оценивать деловые качества личности в ситуации профессионального психологического отбора кадров в организации.

20 Лепихова Л.А. Факторные теории личности. - URL: http://nlplife.ru/]migi/psycho/ faktornyeteorii-lichnosti; Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. -М.: КСП+, 1997. - 719 с.

Общая характеристика опросника «Комплексная оценка деловых качеств сотрудников» - форма 2

Опросник «Комплексная оценка деловых качеств сотрудников» - форма 2 («КОДеКС» - форма 2) разработан в 2012 году М.Ю. Колосницыной, Л.Г. Алифановой, В.Е. Лабутиной. Компьютерная реализация методики осуществлена В.Б. Гусевым. Опросник «КОДеКС» - форма 2 составлен на базе опросника «КОДеКС» - форма 1, который в свою очередь разработан на основе нескольких методик (16 PF, NEO-PI, HEXACO, CPI, EPI), но при этом обладающего психометрическими характеристиками, удовлетворяющими современным требованиям к тестам, применяемым в экспертной ситуации. Опросник предназначен для оценивания уровня развития ПВК кандидатов на военную службу по контракту.

Опросник «КОДеКС» - форма 2 содержит 120 утверждений, которые сгруппированы в шесть диагностических шкал и две контрольные шкалы.

Диагностические шкалы:

Экстраверсия (EXS) - эта шкала предназначена для оценки интенсивности межличностного общения и направленности физической и психической активности. Высокие значения по данной шкале соответствуют экстраверсии, а низкие - интроверсии.

Ассертивность (ASS) - эта шкала предназначена для оценки уровня склонности к ассертивности (лидерству и руководству). Высокие значения по данной шкале соответствуют склонности к доминированию, а низкие -склонности к подчинению.

Сознательность (SOZ) - эта шкала предназначена для оценки уровня развития сознательности, дисциплинированности, надежности. Высокие значения по данной шкале соответствуют добросовестности, а низкие - безответственности.

Добружелюбие (DRU) - эта шкала предназначена для оценки отношения к людям. Высокие значения по данной шкале соответствуют дружелюбию, а низкие - враждебности.

Психотизм (PSI) - эта шкала предназначена для оценки уровня склонности к психопатичным реакциям. Высокие значения по данной шкале соответствуют психопатизации.

Нейротизм (NER) - эта шкала предназначена для оценки адаптивности либо эмоциональной незрелости. Высокие значения по данной шкале соответствуют нейротизму, а низкие - эмоциональной зрелости личности, адаптивности.

Контрольные шкалы:

Диссимуляция (DIS) - эта шкала предназначена для оценки достоверности результатов тестирования. Высокие значения по данной шкале говорят о желании создать о себе хорошее впечатление, представить себя в более выгодном свете («эффект социальной желательности»).

Аггравация (AGR) - эта шкала предназначена для оценки достоверности результатов тестирования. Высокие значения по данной шкале соответствуют желанию создать о себе плохое мнение, представить себя в невыгодном свете.

Надежность - внутренняя согласованность всех шкал, оцениваемая с помощью коэффициента альфа Кронбаха, находится в диапазоне 0,772-0,899.

Каждая из шкал состоит из 16 утверждений (прямых и обратных). В состав контрольных шкал включены те варианты ответа, вероятность подтверждения которых в выборке стандартизации составила менее 10 %.

Обследуемому лицу необходимо выразить свое отношение к предлагаемым утверждениям по трехбалльной шкале. Опросник «КОДеКС» - форма 2 может применяться как для индивидуального, так и для группового обследования в бланковом или компьютерном вариантах21.

Время выполнения методики занимает обычно не более 15 минут. Пример отображения тестового задания опросника «КОДеКС» - форма 2 на экране монитора компьютера представлен на рис. 1.

Задание 14 (осталось 106) Инициатива, как правило, исходит от меня.

1. Да, верно

2. Верно нечто среднее

3. Нет, это не так

ОВН - выбор ответа 19ВН1 - ввоч о

Рис. 1. Пример отображения тестового задания на экране монитора

Обработка результатов тестирования осуществляется автоматически в соответствии с «ключом». Первичные оценки, в соответствии с правилом перекодировки, суммируются по каждой шкале отдельно. Полученные оценки переводят в шкалу стэнов с учётом гендерных различий22.

Результаты тестирования могут представляться как в текстовом, так и графических форматах (рис. 2).

21 Опросник «КОДеКС» - форма 2 в данном случае предъявляется в диалоговом режиме с использованием компьютерной психодиагностической системы «Автоматизированное рабочее место психолога» (АРМП).

22 «Ключи», стимульный материал, таблицы перевода первичных оценок в стэны и текстовая интерпетация результатов тестирования в данной статье не приводятся. По вопросам их получения обращайтесь к авторам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Графический формат представления данных тестирования

Психометрические характеристики опросника «КОДеКС» - форма 2

На первом этапе создания опросника «КОДеКС» был определен перечень деловых качеств кандидатов на военную службу по контракту, уровень развития которых необходимо измерить при помощи психодиагностической методики. Предполагаемая тестируемая область (деловые качества) подверглась системному анализу для того, чтобы в полном объёме охватить различные паттерны поведения личности и на основе этого разработать задания (утверждения) теста23.

Утверждения для опросника «КОДеКС» (формы 1 и 2) разрабатывались самостоятельно или подобирались из других опросников. Всего было разработано и подобрано 360 утверждений, которые в той или иной степени отражали содержание двадцати четырех первичных показателей опросника: Добросовестность (DOB), Безответственность (BEZ), Активность (AKT), Пассивность (PAS), Демонстративность (SAV), Самоуничижение (SAU), Склонность к риску (SКR), Тревожность (TRE), Эмоциональная устойчивость (EST), Эмоциональная лабильность (ELA), Сдержанность (SDE), Импульсивность (IMP), Оптимизм (OPT), Пессимизм (PES), Общительность (COM), Замкнутость (ZAM), Доброжелательность (DBR), Враждебность (AGR), Доминирование (DOM), Подчинение (РОD), Адаптивность (ADA), Дезадаптивность (DEZ), Склонность к зависимому поведению (ADD), Социальная желательность (SOJ).

На втором этапе создания опросника утверждения были подвергнуты экспертной оценке с целью проверки их соответствия изучаемым переменным (чертам личности), то есть оценивалась их содержательная валидность. В качестве экспертов выступили практические психологи. Экспертам были представлены список утверждений и описание шкал. Требовалось изучить каждое утверждение и отнести его к той или иной шкале опросника. Одно и то же утверждение могло соответствовать нескольким шкалам или же вообще не быть

23 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.

Межвузовская трибуна 213

включенным ни в одну из шкал. После проведения экспертной оценки по каждой шкале подсчитывалась выраженная в процентах частота встречаемости отмеченных в ней утверждений. Прошедшими отбор считались те утверждения, которые были отмечены экспертами не менее чем в 80 % случаев.

В результате проведенной процедуры из первоначально предложенных трехсот шестидесяти утверждений экспериментального варианта опросника осталось 320. Остальные утверждения были исключены. Опросник получил рабочее название «КОДеКС» - форма 1. На выборке из 320 человек определена внутренняя согласованность шкал опросника. Ряд утверждений, которые имели низкий коэффициент корреляции со шкалами, были исключены из опросника. В конечном варианте опросник «КОДеКС» - форма 1 содержит 260 утверждений, сгруппированных в 24 шкалы.

На третьем этапе разработки опросника осуществлена его экспериментальная апробация. С помощью опросника «КОДеКС» - форма 1 обследовано 1016 кандидатов на военную службу и военнослужащих по контракту, а также студентов московских вузов, из них мужчин - 820, женщин - 196. Результаты экспертного опроса подверглись статистической обработке с использованием пакетов компьютерных программ «Statistica 6.0» и «SPSS 17.0» с расчётом дискриптивной статистики, корреляционного, факторного, кластерного анализа. С целью анализа статистических связей между показателями диагностических шкал опросника «КОДеКС» - форма 1, а также для выделения групп шкал осуществлен кластерный анализ методом Варда. Результаты кластерного анализа двадцати трех первичных показателей представлены на рис. 3.

Рис. 3. Кластерное дерево показателей опросника «КОДеКС» - форма 1

На основании данных, представленных на рис. 3, можно сделать вывод о том, что в результате проведенного статистического анализа среди первичных показателей выделяются семь кластеров: «Сознательность»,

«Ассертивность», «Дружелюбие», «Психотизм», «Нейротизм», «Склонность к риску», «Интроверсия». Каждый кластер содержит по несколько (от двух до трех) структурных компонентов. Кластер 1 - «Сознательность» образован такими показателями, как добросовестность (DOB), сдержанность (SDE), эмоциональная устойчивость (EST). Кластер 2 - «Ассертивность» включает шкалы активность (АКТ), адаптивность (ADA), доминантность (DOM). Кластер 3 - «Дружелюбие» содержит шкалы оптимизм (OPT), доброжелательность (DBR), общительность (COM). Кластер 4 - «Психотизм» образован показателями безответственность (BEZ), импульсивность (IMP), враждебность (AGR), аддиктивность (ADD). Кластер 5 - «Нейротизм» представлен шкалами пессимизм (PES) и самоуничижение (SAU). Кластер 6 - «Интроверсия» составляют показатели пассивность (PAS), замкнутость (ZAM), подчинение (POD), тревожность (TRE). Кластер 7 - «Склонность к риску» включает показатели склонность к риску (SKR) и демонстративность (SAV). Полученные данные согласуются с данными, полученными другими учеными при разработке пятифакторного и шестифакторного опросников. С учётом результатов кластерного анализа показателей опросника «КОДеКС» - форма 1 были сконструированы шкалы опросника «КОДеКС» - форма 2. Основные показатели по шкалам опросника «КОДеКС» - форма 2 представлены в табл. 1. Уровень значимости различий по всем показателям опросника «КОДеКС» - форма 2 у мужчин и женщин представлен в табл. 2.

Таблица 1

Основные показатели шкал опросника «КОДеКС» — форма 2

Название шкалы Среднее Дисперсия Стандартное отклонение Количество пунктов Альфа Кронбаха

EXT 25,7057 32,651 5,71413 16 0,834

ASS 25,5650 42,084 6,48725 16 0,894

SOZ 24,1024 41,863 6,47019 16 0,857

DRU 27,1939 24,491 4,94888 16 0,835

PSI 7,7904 49,606 7,04317 16 0,879

NER 4,7913 38,662 6,21786 16 0,899

DIS 12,5817 60,421 7,77309 16 0,878

AGR 5,0197 20,435 4,52052 16 0,772

Основные показатели опросника «КОДеКС» — форма 2

Наименования шкал Мужчины Женщины Р<

М S М S

EXT 26,382 5,266 22,990 6,600 0,000

ASS 26,468 5,870 21,907 7,535 0,000

PSI 6,645 6,172 12,464 8,375 0,000

SOZ 24,829 6,093 21,129 7,123 0,000

NER 3,361 4,606 10,649 8,256 0,000

DRU 27,579 4,671 25,670 5,696 0,000

DIS 12,813 7,876 11,531 7,289 0,039

AGR 4,336 3,919 7,433 5,444 0,000

Примечание: М - среднее значение; S - стандартное отклонение; р - уровень значимости различий

На основании данных, представленных в табл. 5, можно сделать вывод о том, что мужчины и женщины достоверно различаются по уровню развития личностных качеств. Мужчины по сравнению с женщинами более экстравертированы (EXT), ассертивны (ASS), сознательны (SOZ), дружелюбны (DRU). У женщин выявлены более высокие значения по показателям психотизма (PSI) и нейротизма (NER). Следовательно, женщины эмоционально лабильны, ранимы, чувствительны, впечатлительны, тревожны. Эти качества затрудняют своевременную адаптацию женщин к условиям военной службы по контракту и ограничивают их профессиональную пригодность к некоторым видам деятельности. Этот фактор должен учитываться при назначении женщин на должности, связанные с выполнением служебных задач в экстремальных условиях деятельности. Вместе с тем в ситуации профессионального психологического отбора мужчины склонны изображать себя в лучшем свете («эффект социальной желательности»), а для женщин характерна склонность к аггравации.

Известно, что к числу основных критериев оценки психодиагностических методик относят надежность, валидность и репрезентативность. В дифференциальной психометрике проблемы валидности и надежности тесно взаимосвязаны. На практике используют три основных метода оценки надежности тестов: повторное тестирование, расщепление, параллельное тестирование. При методе расщепления тест разбивается на такое количество частей,

сколько в нем отдельных пунктов. Изучалась внутренняя согласованность шкал путем расчёта а-коэффициента Кронбаха24.

Надежность шкал теста обеспечивается надежностью пунктов, из которых они состоят. Для повышения надежности теста в опросник «КОДеКС» -форма 2 из опросника «КОДеКС» - форма 1 были отобраны такие утверждения (пункты), которые имели коэффициент корреляции г > 0,4. Поэтому вариант опросника «КОДеКС» - форма 2 содержит 120 утверждений, которые сгруппированы в 8 шкал. Основные статистики пунктов показателей опросника «КОДеКС» - форма 2 представлены в табл. 3.

Таблица 3

Основные статистики пунктов шкал опросника «КОДеКС» — форма 2

ЕХТ а-Кронбаха=0,834 ASS а-Кронбаха=0,894 SOZ а-Кронбаха=0,857 DRU а-Кронбаха=0,835

№ п/п 1СС а № п/п 1СС а № п/п 1СС а № п/п 1СС а

8 0,570 0,820 7 0,562 0,887 5 0,616 0,841 1 0,415 0,828

15 0,437 0,826 14 0,508 0,889 12 0,560 0,845 8 0,354 0,831

21 0,394 0,828 20 0,727 0,881 16 0,554 0,845 17 0,538 0,820

29 0,364 0,831 28 0,505 0,889 26 0,580 0,843 24 0,347 0,831

37 0,601 0,819 36 0,533 0,888 34 0,425 0,852 32 0,432 0,827

45 0,463 0,824 44 0,529 0,889 42 0,486 0,849 37 0,625 0,814

52 0,438 0,826 51 0,544 0,888 46 0,478 0,850 40 0,582 0,817

59 0,363 0,829 58 0,535 0,888 56 0,463 0,850 48 0,446 0,826

67 0,393 0,829 66 0,532 0,888 64 0,471 0,849 54 0,404 0,828

74 0,546 0,819 73 0,539 0,888 71 0,472 0,849 59 0,433 0,826

82 0,498 0,822 81 0,572 0,887 79 0,348 0,855 62 0,477 0,824

90 0,354 0,831 89 0,565 0,887 87 0,377 0,854 77 0,435 0,827

97 0,563 0,818 96 0,500 0,890 95 0,521 0,847 85 0,460 0,825

104 0,389 0,830 103 0,591 0,886 101 0,464 0,851 93 0,372 0,829

112 0,502 0,822 111 0,588 0,886 109 0,458 0,851 107 0,458 0,826

120 0,410 0,828 119 0,606 0,886 117 0,521 0,847 115 0,387 0,829

24 Этот коэффициент является мерой внутренней согласованности, или однородности, измерительной шкалы. Методика признается надежной, если полученный а-коэффициент Кронбаха не ниже +0,75. Лучшие по надежности тесты дают коэффициенты порядка +0,85 и более.

PSI а-Кронбаха=0,879 NER а-Кронбаха=0,899 DIS а-Кронбаха=0,878 ^GR а-Кронбаха=0,772

№ п/п ICC а № п/п ICC а № п/п ICC а № п/п ICC а

6 0,484 0,874 4 0,653 0,890 2 0,532 0,871 3 0,410 0,756

13 0,539 0,871 11 0,564 0,894 10 0,571 0,869 4 0,503 0,747

19 0,525 0,873 18 0,639 0,891 16 0,595 0,868 9 0,504 0,748

27 0,514 0,872 25 0,581 0,893 23 0,496 0,873 22 0,358 0,764

35 0,415 0,876 33 0,631 0,891 31 0,548 0,870 30 0,254 0,768

43 0,496 0,873 41 0,532 0,895 39 0,449 0,874 38 0,378 0,760

50 0,580 0,869 49 0,465 0,898 47 0,571 0,869 46 0,379 0,759

57 0,465 0,874 55 0,615 0,892 53 0,452 0,875 60 0,420 0,755

65 0,583 0,870 63 0,584 0,893 61 0,502 0,872 68 0,306 0,768

72 0,539 0,871 70 0,529 0,895 69 0,583 0,869 75 0,379 0,760

75 0,407 0,878 78 0,550 0,894 76 0,573 0,869 83 0,458 0,752

80 0,603 0,868 86 0,603 0,892 84 0,412 0,876 91 0,288 0,767

88 0,571 0,870 94 0,644 0,891 92 0,436 0,875 98 0,346 0,762

102 0,529 0,873 100 0,542 0,894 99 0,652 0,866 105 0,316 0,766

108 0,623 0,867 108 0,600 0,892 106 0,478 0,873 113 0,296 0,765

110 0,621 0,868 116 0,432 0,898 114 0,511 0,872 118 0,374 0,759

Примечание: № п/п - номер пункта; ICC - коэффициент корреляции пункта со шкалой; а-Кронбаха - значение альфа-коэффициента Кронбаха

На основании данных, представленных в табл. 3, можно сделать вывод: внутренняя согласованность шкал опросника «КОДеКС» - форма 2 является высокой и составляет г > 0,772. Все пункты значимо коррелируют со шкалами, причем наибольший коэффициент корреляции каждого пункта наблюдается именно в тех шкалах, в которые они включены на основании результатов содержательной валидности и корреляционного анализа пунктов (табл. 4).

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа пунктов опросника «КОДеКС» — форма 2

Номера пунктов Наименование шкал

EXT ASS PSI SOZ NER DRU DIS AGR

A1 -0,33 -0,23 0,25 -0,21 0,33 -0,49 -0,15 0,27

A2 -0,07 -0,07 0,29 -0,34 0,18 -0,18 -0,60 0,22

A3 0,14 0,13 -0,35 0,28 -0,26 0,24 0,25 -0,54

A4 0,32 0,35 -0,56 0,44 -0,71 0,40 0,30 -0,59

A5 -0,20 -0,26 0,41 -0,69 0,34 -0,27 -0,51 0,39

A6 0,06 0,12 -0,58 0,44 -0,31 0,17 0,47 -0,37

A7 0,41 0,64 -0,25 0,30 -0,39 0,24 0,19 -0,28

A8 -0,63 -0,44 0,27 -0,28 0,39 -0,52 -0,19 0,31

A9 0,12 0,11 -0,42 0,40 -0,32 0,27 0,35 -0,62

A10 0,02 0,07 -0,32 0,36 -0,17 0,11 0,64 -0,23

A11 0,33 0,42 -0,49 0,41 -0,64 0,31 0,37 -0,39

A12 0,15 0,19 -0,47 0,65 -0,37 0,27 0,44 -0,45

A13 0,22 0,23 -0,61 0,37 -0,54 0,26 0,32 -0,43

A14 -0,39 -0,59 0,13 -0,21 0,23 -0,25 -0,17 0,16

A15 0,52 0,28 -0,13 0,13 -0,20 0,24 0,08 -0,15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A16 0,18 0,19 -0,49 0,65 -0,34 0,22 0,67 -0,40

A17 -0,22 -0,17 0,31 -0,33 0,27 -0,65 -0,26 0,34

A18 0,34 0,34 -0,52 0,33 -0,71 0,27 0,22 -0,40

A19 0,16 0,13 -0,58 0,40 -0,50 0,29 0,25 -0,48

A20 -0,47 -0,78 0,20 -0,23 0,37 -0,30 -0,13 0,23

A21 -0,47 -0,38 0,13 -0,15 0,18 -0,32 -0,10 0,18

A22 0,18 0,16 -0,34 0,31 -0,22 0,24 0,40 -0,53

A23 0,15 0,19 -0,48 0,39 -0,34 0,23 0,58 -0,36

A24 -0,18 -0,09 0,10 -0,12 0,06 -0,40 -0,05 0,16

A25 0,26 0,29 -0,47 0,23 -0,65 0,20 0,17 -0,31

A26 0,26 0,22 -0,53 0,66 -0,42 0,32 0,44 -0,46

A27 0,11 0,05 -0,60 0,33 -0,37 0,19 0,31 -0,37

A28 -0,37 -0,56 0,20 -0,23 0,37 -0,26 -0,13 0,20

A29 -0,48 -0,18 0,06 -0,05 0,12 -0,27 -0,01 0,08

Номера пунктов Наименование шкал

ЕХТ ASS PSI SOZ NER DRU DIS AGR

А30 -0,14 -0,23 0,19 -0,25 0,22 -0,24 -0,13 0,31

А31 -0,15 -0,12 0,27 -0,40 0,14 -0,24 -0,62 0,25

А32 -0,29 -0,21 0,28 -0,25 0,31 -0,50 -0,17 0,34

А33 0,26 0,32 -0,57 0,39 -0,70 0,32 0,27 -0,48

А34 0,18 0,18 -0,38 0,53 -0,23 0,22 0,43 -0,31

А35 -0,17 -0,19 0,49 -0,37 0,43 -0,35 -0,25 0,42

А36 -0,42 -0,60 0,25 -0,27 0,39 -0,26 -0,15 0,23

А37 -0,66 -0,46 0,18 -0,24 0,28 -0,52 -0,16 0,25

А38 -0,17 -0,15 0,34 -0,37 0,30 -0,28 -0,23 0,49

А39 -0,01 0,02 0,19 -0,31 0,07 -0,12 -0,52 0,16

А40 -0,27 -0,18 0,31 -0,30 0,28 -0,71 -0,21 0,36

А41 0,27 0,28 -0,41 0,25 -0,58 0,32 0,17 -0,36

А42 0,13 0,18 -0,45 0,57 -0,35 0,26 0,45 -0,39

А43 0,17 0,15 -0,55 0,37 -0,41 0,28 0,28 -0,44

А44 0,41 0,61 -0,10 0,08 -0,20 0,16 0,08 -0,10

А45 0,56 0,49 -0,16 0,15 -0,24 0,21 0,08 -0,18

А46 -0,18 -0,20 0,34 -0,54 0,28 -0,31 -0,25 0,48

А47 0,16 0,17 -0,42 0,41 -0,29 0,22 0,64 -0,31

А48 -0,23 -0,17 0,31 -0,29 0,24 -0,68 -0,26 0,35

А49 -0,28 -0,31 0,36 -0,34 0,55 -0,24 -0,19 0,30

А50 0,26 0,24 -0,65 0,44 -0,55 0,36 0,42 -0,45

А51 -0,40 -0,60 0,19 -0,32 0,35 -0,29 -0,12 0,26

А52 -0,51 -0,28 0,13 -0,15 0,18 -0,34 -0,06 0,17

А53 0,02 0,05 -0,20 0,22 -0,10 0,09 0,51 -0,16

А54 -0,24 -0,19 0,33 -0,29 0,35 -0,53 -0,18 0,36

А55 0,31 0,41 -0,44 0,29 -0,67 0,32 0,19 -0,37

А56 -0,12 -0,15 0,32 -0,54 0,21 -0,29 -0,38 0,29

А57 0,28 0,18 -0,55 0,30 -0,42 0,26 0,30 -0,33

А58 0,48 0,60 -0,25 0,19 -0,38 0,26 0,14 -0,24

А59 -0,44 -0,16 0,13 -0,18 0,16 -0,45 -0,06 0,19

А60 0,12 0,08 -0,21 0,16 -0,21 0,15 0,09 -0,36

А61 0,06 0,08 -0,26 0,37 -0,13 0,12 0,58 -0,20

Продолжение таблицы 4

Номера пунктов Наименование шкал

ЕХТ ASS PSI SOZ NER DRU DIS AGR

А62 -0,23 -0,16 0,18 -0,29 0,15 -0,49 -0,19 0,24

А63 0,28 0,32 -0,47 0,38 -0,63 0,36 0,25 -0,44

А64 -0,18 -0,22 0,28 -0,55 0,25 -0,25 -0,28 0,38

А65 0,18 0,14 -0,64 0,43 -0,45 0,34 0,34 -0,45

А66 0,45 0,59 -0,20 0,17 -0,30 0,19 0,10 -0,20

А67 0,50 0,34 -0,16 0,16 -0,19 0,25 0,13 -0,14

А68 -0,13 -0,12 0,25 -0,32 0,18 -0,29 -0,26 0,53

А69 0,07 0,15 -0,30 0,41 -0,17 0,17 0,65 -0,26

А70 -0,31 -0,32 0,40 -0,33 0,59 -0,37 -0,18 0,37

А71 -0,17 -0,19 0,28 -0,55 0,24 -0,25 -0,22 0,35

А72 0,15 0,13 -0,63 0,50 -0,36 0,19 0,51 -0,41

А73 0,32 0,60 -0,21 0,23 -0,34 0,22 0,13 -0,20

А74 0,63 0,58 -0,40 0,31 -0,52 0,30 0,23 -0,34

А75 0,33 0,25 -0,64 0,38 -0,46 0,40 0,25 -0,56

А76 0,19 0,24 -0,46 0,43 -0,34 0,24 0,65 -0,38

А77 -0,22 -0,13 0,18 -0,27 0,14 -0,57 -0,23 0,24

А78 0,27 0,23 -0,46 0,31 -0,60 0,32 0,19 -0,41

А79 -0,00 -0,01 0,33 -0,44 0,20 -0,20 -0,18 0,32

А80 0,21 0,14 -0,51 0,28 -0,37 0,24 0,28 -0,33

А81 0,35 0,63 -0,18 0,16 -0,32 0,18 0,09 -0,19

А82 0,60 0,43 -0,21 0,18 -0,31 0,24 0,12 -0,22

А83 -0,15 -0,15 0,19 -0,25 0,19 -0,25 -0,11 0,34

А84 -0,11 -0,09 0,26 -0,36 0,14 -0,28 -0,50 0,31

А85 0,25 0,16 -0,26 0,21 -0,23 0,55 0,15 -0,28

А86 0,24 0,31 -0,47 0,25 -0,67 0,18 0,19 -0,33

А87 -0,18 -0,18 0,22 -0,42 0,20 -0,24 -0,12 0,35

А88 0,18 0,25 -0,68 0,55 -0,45 0,24 0,50 -0,49

А89 0,45 0,63 -0,31 0,28 -0,48 0,26 0,20 -0,30

А90 -0,46 -0,14 0,01 0,04 0,10 -0,24 0,10 0,02

А91 0,23 0,25 -0,26 0,27 -0,28 0,23 0,16 -0,46

А92 0,29 0,27 -0,50 0,51 -0,50 0,35 0,52 -0,44

А93 -0,23 -0,19 0,18 -0,27 0,18 -0,55 -0,22 0,27

Номера пунктов Наименование шкал

ЕХТ ASS PSI SOZ NER DRU DIS AGR

А94 0,28 0,29 -0,54 0,34 -0,70 0,31 0,30 -0,42

А95 -0,19 -0,22 0,39 -0,61 0,29 -0,36 -0,39 0,44

А96 -0,33 -0,58 0,09 -0,13 0,21 -0,22 -0,08 0,11

А97 0,65 0,49 -0,28 0,23 -0,37 0,31 0,16 -0,27

А98 0,17 0,07 -0,25 0,22 -0,24 0,24 0,12 -0,37

А99 0,14 0,14 -0,43 0,42 -0,24 0,23 0,71 -0,32

А100 0,24 0,25 -0,44 0,33 -0,61 0,30 0,25 -0,36

А101 -0,22 -0,22 0,34 -0,52 0,38 -0,31 -0,20 0,45

А102 0,22 0,14 -0,58 0,44 -0,42 0,38 0,26 -0,46

А103 -0,38 -0,67 0,13 -0,19 0,24 -0,19 -0,14 0,15

А104 -0,50 -0,25 0,05 -0,11 0,11 -0,24 -0,07 0,06

А105 -0,09 -0,12 0,26 -0,27 0,30 -0,17 -0,09 0,38

А106 -0,10 -0,07 0,25 -0,32 0,14 -0,17 -0,56 0,25

А107 -0,27 -0,15 0,31 -0,29 0,29 -0,53 -0,19 0,32

А108 0,26 0,25 -0,68 0,47 -0,66 0,29 0,34 -0,47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А109 -0,24 -0,27 0,31 -0,51 0,33 -0,38 -0,25 0,35

А110 0,16 0,21 -0,69 0,47 -0,49 0,25 0,47 -0,48

А111 -0,38 -0,66 0,05 -0,13 0,20 -0,19 -0,05 0,13

А112 -0,57 -0,36 0,14 -0,17 0,19 -0,32 -0,10 0,18

А113 0,06 0,07 -0,37 0,36 -0,27 0,22 0,26 -0,48

А114 0,03 0,05 -0,37 0,38 -0,21 0,18 0,60 -0,31

А115 -0,31 -0,18 0,26 -0,22 0,33 -0,45 -0,11 0,32

А116 -0,32 -0,41 0,27 -0,30 0,50 -0,24 -0,16 0,27

А117 0,18 0,23 -0,49 0,62 -0,38 0,28 0,47 -0,43

А118 0,07 0,01 -0,28 0,28 -0,14 0,16 0,24 -0,45

А119 -0,43 -0,66 0,24 -0,31 0,38 -0,33 -0,16 0,27

А120 0,51 0,27 -0,30 0,22 -0,32 0,32 0,18 -0,26

Примечание: отмеченные корреляции значимы на уровне р < 0,05

С целью анализа структуры связей первичных показателей опросника «КОДеКС» - форма 2 осуществлен факторный анализ. Использовалось вращение Варимакс нормализованных. Данный метод применяется для

максимизации доли объясняемой дисперсии полученных новых переменных и минимизации разброса значений вокруг них. Факторное решение представлено в табл. 5.

Таблица 5

Факторные нагрузки

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6

EXT 0,089 0,328 0,266 0,0846 0,885 0,146

ASS 0,067 0,916 0,129 0,124 0,296 0,188

PSI -0,827 -0,072 -0,179 -0,361 -0,097 -0,370

SOZ 0,275 0,129 0,201 0,908 0,082 0,184

NER -0,349 -0,238 -0,175 -0,217 -0,167 -0,845

DRU 0,148 0,133 0,914 0,201 0,245 0,149

Общ.дис. 0,917 1,044 1,028 1,066 0,977 0,965

Доля общ 0,152 0,174 0,171 0,177 0,163 0,160

Примечание: выделены главные компоненты, отмечены нагрузки р > 0,700000

В качестве критерия, ограничивающего количество главных факторов, был принят суммарный процент объясняемой дисперсии (допускается, чтобы выделенные факторы объясняли более 50,1 % разброса оценок)25. На основании данных, представленных в табл. 5, можно сделать вывод о том, что в результате факторного анализа выделено 6 факторов26: фактор 1 - «Психо-тизм», фактор 2 - «Ассертивность», фактор 3 - «Дружелюбие», фактор 4 -«Сознательность», фактор 5 - «Экстраверсия», фактор 6 - «Нейротизм». Собственные значения факторов представлены в табл. 6.

На основании данных, представленных в табл. 6, можно сделать вывод: фактор 1 - «Психотизм» объясняет 46,296 % общей дисперсии, фактор 2 - «Ассертивность» - 17,856 % общей дисперсии, фактор 3 - «Дружелюбие» объясняет 10,489 % общей дисперсии, фактор 4 - «Сознательность» -7,406 % общей дисперсии, фактор 5 - «Экстраверсия» объясняет 4,981 % общей дисперсии, фактор 6 - «Нейротизм» - 2,971 % общей дисперсии. Суммарный процент дисперсии, объясняемый всеми выделенными факторами, составляет 89,999 %.

25 Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2006. - 440 с.; Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование. - Киев: ПАН, 1994. - 288 с.

26 В качестве критерия, ограничивающего количество главных факторов, был принят суммарный процент объясняемой дисперсии (допускается, чтобы выделенные факторы объясняли более 50,1 % разброса оценок).

Таблица 6

Собственные значения факторов

Факторы Собственные значения % общая дисперсии Кумулятивный % собственного значения Кумулятивный % общей дисперсии

Фактор 1 3,378 46,296 3,378 46,296

Фактор 2 1,071 17,856 4,449 64,152

Фактор 3 0,629 10,489 5,078 74,641

Фактор 4 0,444 7,406 5,522 82,047

Фактор 5 0,299 4,981 5,822 87,028

Фактор 6 0,178 2,971 6,00 89,999

Полученные данные согласуются с результатами исследованй, проведенных другими учеными, которые так же выделяют среди факторов второго порядка экстраверсию, нейротизм, доброжелательность и добросовестность27.

Устойчивость результатов теста или ретестовая надежность28 (англ. -test-retest reliability) - возможность получения одинаковых результатов у обследуемых лиц в различных случаях.

Устойчивость определяется с помощью повторного тестирования (рете-ста). В повторном тестировании через три месяца опросником «КОДеКС» -форма 2 приняли участие 48 человек. Результаты ретестовой надежности представлены в табл. 7.

Таблица 7

Таблица ретестовой надежности шкал опросника «КОДеКС» — форма 2

Шкалы EXT ASS PSI SOZ NER DRU DIS AGR

EXT 0,82 0,57 -0,18 0,10 -0,36 0,53 0,02 -0,35

ASS 0,51 0,86 -0,01 0,13 -0,42 0,17 0,08 -0,08

PSI -0,11 0,08 0,86 -0,57 0,47 -0,37 -0,54 0,54

SOZ 0,08 0,16 -0,50 0,80 -0,29 0,44 0,63 -0,59

Шкалы EXT ASS PSI SOZ NER DRU DIS AGR

27 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.; Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. - Курган: Курганский гос. университет, 2000. - 23 с.; Теории личности: познание человека. 3-е изд. / Под ред. С. Клонингер. - СПб.: Питер, 2003. - 720 с.

28 В данном методе предлагается провести несколько замеров с некоторым промежутком времени (от недели до года) одним и тем же тестом. Если корреляция между результатами различных замеров будет высокой, следовательно, тест достаточно надежный. Наименьшим удовлетворительным значением для ретестовой надежности является 0,5.

Продолжение таблицы 7

NER -0,30 -0,33 0,55 -0,30 0,76 -0,27 -0,20 0,35

DRU 0,44 0,40 -0,39 0,48 -0,39 0,84 0,35 -0,63

DIS -0,08 -0,14 -0,46 0,58 -0,01 0,18 0,77 -0,39

AGR -0,18 -0,22 0,54 -0,50 0,40 -0,36 -0,57 0,76

Примечание: отмеченные жирным шрифтом корреляции значимы на уровне р < 0,05

На основании данных, представленных в табл. 7, можно сделать вывод: ретестовая надежность по всем показателям опросника «КОДеКС» - форма 2 является высокой и составляет r > 0,76: EXT - r = 0,82; ASS - r = 0,86; SOZ - r = 0,80; DRU - r = 0,84; PSI - r = 0,86; NER - r = 0,76; DIS - r = 0,77; AGR - r = 0,76. Отмеченные корреляции значимы на уровне p < 0,05.

Для установления связей между первичными показателями опросника «КОДеКС» - форма 2 осуществлен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции r-Пирсона (табл. 8).

Таблица 8

Матрица внутренней корреляции показателей опросника «КОДеКС» — форма 2

Наименование шкал

EXT ASS PSI SOZ NER DRU DIS AGR

EXT 1,00 0,67 -0,32 0,30 -0,47 0,55 0,19 -0,33

ASS 0,67 1,00 -0,29 0,34 -0,50 0,38 0,20 -0,32

PSI -0,32 -0,29 1,00 -0,68 0,75 -0,45 -0,58 0,65

SOZ 0,30 0,34 -0,68 1,00 -0,53 0,48 0,63 -0,66

NER -0,47 -0,50 0,75 -0,53 1,00 -0,46 -0,37 0,56

DRU 0,55 0,38 -0,45 0,48 -0,46 1,00 0,34 -0,53

DIS 0,19 0,20 -0,58 0,63 -0,37 0,34 1,00 -0,43

AGR -0,33 -0,32 0,65 -0,66 0,56 -0,53 -0,43 1,00

Примечание: отмеченные жирным шрифтом корреляции значимы на уровне p < 0,05

На основании данных, представленных в табл. 8, можно сделать вывод: между показателями опросника «КОДеКС» - форма 2 выявлены значимые корреляции (p < 0,05): экстраверсия (EXT) коррелирует с ассер-тивностью (ASS) - r = 0,67, нейротизмом (NER) - r = -0,47 и дружелюбием (DRU) - r = 0,55; ассертивность (ASS) - с нейротизмом (NER) - r = -0,50; психо-тизм (PSI) - с сознательностью (SOZ) - r = -0,68, нейротизмом (NER) - r = 0,75,

дружелюбием (DRU) - r = -0,45, диисимуляцией (DIS) - r = -0,58 и аггравацией (AGR) - r = -0,65; сознательность (SOZ) - с нейротизмом (NER) - r = -0,53, дружелюбием (DRU) - r = 0,48, диссимуляцией (DIS) - r = 0,63 и аггравацией (AGR) - r = -0,66; нейротизм (NER) - с дружелюбием (DRU) - r = -0,46, диисимуляцией (DIS) - r = -0,37 и аггравацией (AGR) - r = 0,56; дружелюбие (DRU) -с аггравацией (AGR) - r = -0,53; диссимуляция с аггравацией (AGR) - r = -0,43.

Таким образом, можно предположить что, сконструированные на основе факторного и кластерного анализа шкалы, предназначенные для оценки уровня развития профессионально-важных качеств личности, не являются полностью независимыми друг от друга. Полученные данные не противоречат результатам многочисленных исследований, проведенных другими учеными в рамках факторного подхода к изучению личности.

Оценка конструктной валидности опросника «КОДеКС» - форма 2 осуществлялась путем проведения корреляционного анализа результатов тестирования опросником с показателями методик, направленных на измерение близких по содержанию конструктов. В качестве такой методики выбран опросник «Личностный профиль»29 (Л-профиль), представленный в аппаратно-программном комплексе «Гранит» в модификации К.В. Сугоняева. Одновременно двумя методиками обследовано 221 человек. Матрица интеркорреляции показателей опросников «КОДеКС» - форма 2 и «Л-профиль» представлена в табл. 9.

Таблица 9

Матрица интеркорреляции показателей опросников «КОДеКС» — форма 2 и «Л-профиль»

Наименование шкал опросника «Л-профиль» Наименование шкал опросника «КОДеКС» — форма 2

EXT ASS PSI SOZ NER DRU DIS AGR

Об* 0,50 0,26 -0,01 0,00 -0,09 0,26 -0,02 -0,03

Ак* 0,24 0,27 -0,22 0,28 -0,32 0,22 0,22 -0,18

Ас* 0,34 0,41 -0,18 0,19 -0,33 0,17 0,09 -0,20

Тр* -0,21 -0,37 0,25 -0,12 0,48 -0,11 -0,08 0,14

Су* -0,32 -0,46 0,26 -0,15 0,50 -0,21 -0,11 0,13

Пд* -0,14 -0,26 0,27 -0,16 0,37 -0,20 -0,15 0,12

СР* 0,16 0,09 0,23 -0,28 0,05 -0,07 -0,26 0,21

29 Наименования шкал опросника «Л-профиль»: Об - общительность; Ак - активность; Ас -ассертивность; Тр - тревожность; Су - самоуничижение; Пд - подавленность; СР - склонность к риску; Им - импульсивность; Аг - агрессивность; Бо - безответственность; СЖ - социальная желательность; Э - экстраверсия; Н - нейротизм.

Продолжение таблицы 9

Наименование шкал опросника «Л-профиль» Наименование шкал опросника «КОДеКС» — форма 2

EXT ASS PSI SOZ NER DRU DIS AGR

Им* 0,02 -0,02 0,27 -0,28 0,13 -0,03 -0,16 0,18

Аг* 0,07 0,04 0,35 -0,24 0,12 -0,15 -0,21 0,25

Бо* -0,12 -0,19 0,29 -0,45 0,26 -0,23 -0,28 0,36

СЖ* -0,05 -0,03 -0,36 0,37 -0,15 0,15 0,47 -0,25

Э* 0,48 0,40 -0,15 0,19 -0,29 0,30 0,10 -0,16

Н* -0,27 -0,45 0,32 -0,16 0,56 -0,18 -0,13 0,14

АТ* -0,30 -0,35 0,28 -0,26 0,43 -0,28 -0,17 0,20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: жирным шрифтом отмечены корреляции, значимые на уровне р < 0,05; * - диагностические шкалы опросника «Л-профиль»

На основании данных, представленных в табл. 9, можно сделать вывод о том, что близкие по содержанию конструкты опросников «КОДеКС» - форма 2 и «Л-профиль» совпадают. Установлены достоверно значимые корреляции между показателями шкал опросников: экстраверсия (EXT) коррелирует с общительностью (Об) - r = 0,50, активностью (Ак) - r = 0,24 и экстраверсией (Э) - r = 0,48; ассертивность (ASS) - с ассертивностью (Ас) - r = 0,41; самоуничижением (Су) - r = -0,46 и нейротизмом (Н) - r = -0,45; психотизм (PSI) -с агрессивностью (Аг) - r = 0,35 и нейротизмом (Н) - r = 0,32; сознательность (SOZ) - с безответственностью (Бо) - r = -0,45; нейротизм (NER) - с активностью (Ак) - r = -0,32, ассертивностью (Ас) - r = -0,33, тревожностью (Тр) -r = 0,48, самоуничижением (Су) - r = 0,50, подавленностью (Пд) - r = 0,37 и нейротизмом (Н) - r = 0,56; дружелюбие - с экстраверсией (Э) - r = 0,30; дис-симуляция (DIS) - с социальной желательностью (СЖ) - r = 0,30; аггравация (AGR) - с безответственностью (Бо) - r = 0,36.

Таким образом, разработанный авторским коллективом опросник «КОДеКС» - форма 2 представляет собой надежный и валидный психодиагностический инструмент с нормативными данными для измерения уровня развития деловых (профессионально важных) качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.