УДК 316
Социологические науки
Тертышникова Анастасия Геннадьевна, к.с.н., ассистент кафедры социологии Российский университет дружбы народов, Москва, Россия Дьяконова Полина Дмитриевна, студентка 4 курса, кафедры социология Российский университет дружбы народов, Москва, Россия Цимбал Мария Владимировна, студентка 4 курса, кафедры социология Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
ДЕТЕРМИНАНТЫ СУПРУЖЕСКОГО НАСИЛИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация: В статье рассматривается проблема супружеского насилия, как часть домашнего абьюза в целом, а также его причины, объясняется актуальность рассмотрения именно этого вида насилия. Дается определение различным формам и видам насилия. Помимо этого, в работе приводится авторская социологическая классификация детерминант, раскрывается смысл каждой из них, проводится анализ гендерной специфики супружеского насилия, а также особенностей проблемы в современной России.
Ключевые слова: домашнее насилие, супружеское насилие, детерминанты, культура насилия, абьюз.
Annotation: This article considers the problem of marital violence as a part of domestic abuse in general, as well as its causes. The relevance of considering this particular type of violence is also explained. Various forms and types of violence are defined. In addition, the paper presents original sociological classification of determinants, reveals the meaning of each of them, analyzes the gender specificity of marital violence, specifically considering features of the problem in modern Russia.
Keywords: domestic violence, marital violence, determinants, violence culture, abuse.
Проблема семейного насилия является частью международных программ по улучшению качества жизни, в том числе, программы ООН, по которой каждая страна-член организации - в том числе и Россия - обязуется выполнять определённый перечень обязательств [1]. Соответственно, данная проблема актуальна как в рамках одной страны, так и в масштабе всего мира.
Внимание к вопросу обусловлено рядом причин: отсутствием полной и исчерпывающей информации о детерминантах насилия, степени его распространения, чёткой научной терминологии, нехваткой эмпирических исследований (особенно в динамике) и статистики, а также отсутствием на государственном уровне алгоритмов по борьбе с данной проблемой и реабилитации жертв. В России существует серьёзное несовершенство законодательной базы: отсутствуют законы, защищающие жертв домашнего насилия.
В России данная проблема обостряется из-за культурной специфики. Для российского патриархального общества право мужчины, как единственного кормильца в семье, иметь решающий голос и наибольшие полномочия, было, и во многом остается, естественным. Отсюда вытекает и легитимность применения физических санкций к членам семьи со стороны мужчины. Особая сложность возникает в связи с табуированностью темы: обсуждать проблемы семьи в российском обществе не принято, а в качестве насилия воспринимаются только побои.
Согласно сводкам МВД, до 40% тяжких преступлений совершается именно в семье [2. с. 3]. «14% детей подвергаются насилию, 34 тыс. детей погибают в возрасте до 15 лет и 2 млн. избиваются родителями, из них 10% умирают от побоев, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. В 70% случаев от насилия страдают именно женщины и дети. Около 97% дел, непосредственно связанных с семейным насилием, не доходят до суда. Насилие наблюдается почти в каждой четвёртой российской семье. Около 36 тыс. российских женщин ежегодно терпят побои мужей, а 12 тыс. умирают от них. Каждые
сорок минут одна из российских женщин погибает от рук мужа или партнера» [3. с. 128]. Кроме того, в настоящее время проблеме женского супружеского насилия также не уделяется достаточное внимание.
В связи с этим мы считаем, что необходимо сфокусироваться на проблеме супружеского насилия в России. В данной работе под этим термином подразумевается насилие, воспроизводящееся в парах, официально зарегистрировавших свой брак в ЗАГС. В контексте данной работы домашнее насилие и насилие в семье используются как синонимичные.
Супружеское насилие является частью домашнего насилия, которое определяется как система поведения одного члена семьи для установления и сохранения власти и контроля над другими членами семьи, наносящая им вред и/или ограничивающая их права и свободы.
Можно провести деление по видам насилия и по объектам, против которых насилие было направлено.
Выделяется физическое - прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, боли, травм, других физических страданий или телесных повреждений.
От физического насилия следует отделять сексуальное насилие. Его можно определить, как любое принудительное сексуальное действие, направленное на члена семьи, или использование его или её сексуальности. Право мужа на сексуальное взаимодействие с женой вне зависимости от ее желания во многих обществах является естественным, однако в последние 30 лет в общественном дискурсе появился вопрос о правомерности такого взаимодействия. В развитых странах женщина более не является собственностью мужа, признается важность психологического и физического здоровья женщины, а также её право на материнство или отказ от него. Безусловно жертвой сексуального насилия в семье может быть не только жена, но и любой другой член семьи. Тем не менее наиболее частотно насилие именно в отношении женщин.
Также можно обособить экономическое насилие. Его суть в контроле одного или нескольких членов семьи посредством материальных ресурсов, в том числе денег. Чаще всего такое насилие проявляется работающим членом семьи по отношению к неработающим. Экономическое насилие — это не просто вопросы о том, куда и зачем были потрачены средства, это не отказ в покупке дорогих вещей или подарков, оно проявляется в тотальном контроле расходов, отказе в приобретении товаров первой необходимости. Также экономическое насилие может выражаться в изъятии заработной платы у других членов семьи или запрете работать, что делает жертву очень сильно или полностью зависимое от агрессора.
Отдельно можно выделить психологическое насилие. Оно является наиболее сложным для социологического изучения, потому что уходит в поле психологии, а также носит ярко выраженный латентный характер. Данный вид насилия можно определить, как невербальное воздействие на члена семьи (так как главным образом рассматривается именно домашнее насилие), причиняющее ему страдания, создающее психологические травмы. Кроме того, усугубляет ситуацию восприятие индивидами многих форм психологического насилия как привычный и нормальный стиль взаимодействия в семье. Форм психологического насилия можно выделить достаточно много. Нами предлагается следующая классификация:
1. Формы, разрушающие самооценку жертвы: оскорбления (в том числе публичные), обесценивание человека, его деятельности, стремлений, газлайтинг, бодишейминг, ярлыки, высмеивание;
2. Формы, ограничивающие общение: игнорирование и изоляция;
3. Формы, направленные на управление деятельностью или мышлением жертвы: манипулирование, шантаж, угрозы, в том числе угрозы физической расправы, запугивание, приказы, давление на болевые точки, вспышки гнева, вызывание вины;
4. Формы, разрушающее комфортное существование жертвы: неглект, аутинг, порча репутации.
Уточним значение некоторых терминов, описывающих формы насилия.
Газлайтинг — отрицание событий, поступков, эмоций и чувств. Это поведение направлено на то, чтобы заставить жертву сомневаться в своей правоте, адекватности и в своём восприятии ситуации. Газлайтинг позволяет изменить реальность и произошедшие события в сознании жертвы. Дается посыл, который буквально означает: «ты чувствуешь неправильно/врешь/ преувеличиваешь/заблуждаешься и т.д., на самом деле все было не так».
Бодишейминг — отрицание, порицание телесности человека, вызывание стыда, требования физических изменений, унижения и оскорбления по физическим признакам.
Ярлыки — категоричные и окончательные характеристики человека, могут высказываться лично или в суждениях о нем, как правило носят резко негативный характер. Например: «ты слабак», «она плакса», «он дурак». Заставляют жертву думать о себе именно в таком ключе, отрицают возможность изменений, разрушают самооценку.
Игнорирование и изоляция на первый взгляд очень схожи. Различие в том, что игнорирование осуществляет сам манипулятор по отношению к своей жертве. Абьюзер перестаёт разговаривать со своей' жертвой. Данная форма может применяться в качестве наказания за нежелательное поведение. А изоляция происходит относительно окружения жертвы, ей/ему запрещается общаться с родственниками или друзьями. Таким образом, потребность в общении будет восполняться только посредством общения с манипулятором, жертва становится более зависимой и, как следствие, более управляемой и послушной.
Неглект является очень спорной' темой.Вызывает затруднение определить, где это уже насилие, а где сохранение границ своей ответственности. Однако в отношении к детям и престарелым членам семьи ситуация более ясная. Неглект можно определить, как намеренный отказ от оказания помощи и выполнения жизненно важных потребностей семьи,
невыполнение обязательств, намеренное пренебрежение психологическим комфортом партнера.
Аутинг — предание гласности каким-либо сведениям о члене семьи без его согласия или против его желания. Как правило, такая информация наносит ущерб репутации жертвы, его психологическому состоянию, приводит к негативным изменениям в жизни.
Все вышеперечисленные формы абьюза встречаются как в домашнем насилии, так и конкретно в супружеском, где к такому насилию могут прибегать и муж, и жена.
Особое внимание именно к супружескому, а не к семейному в широком смысле насилию, обуславливается также тем, что супружеское насилие накладывает отпечаток на детей в такой семье, как в психологическом, так и в социальном смысле. В дальнейшем дети, выросшие в таких семьях, вероятнее всего будут склонны к супружескому и другим видам и формам насилия. Таким образом, супружеское насилие здесь рассматривается как ключевой элемент насилия в семьях в целом.
Стоит отметить, что супружеское насилие не является насилием от мужчины к женщине по определению. Насилие также может исходить от женщины и быть направлено на мужчину. Но при этом абьюзеры и их жертвы придерживаются одних и тех же моделей поведения независимо от пола и тех и других [4. с. 1]. Соответственно, приведенные выше детерминанты, в особенности социальные, являющиеся наиболее фундаментальными, принадлежат к патриархальной культуре и являются маскулизированными.
Существует подход, согласно которому женское супружеское насилие рассматривается не как самостоятельное, а как детерминированное мужским насилием. То есть женщины совершают насилие в целях самозащиты, в основном речь идет об ответном физическом, психологическом насилии, или в качестве мести за причинённое мужчиной ранее насилие. В этом случае супружеское женское насилие также является детерминированным глобальными патриархальными нормами [4. с. 13].
При этом многими исследователями отмечается, что процент насилия, совершаемого женщинами, растет по мере того, как женщины становятся более вовлечёнными в социальную и экономическую деятельность и культуру в целом. Это обусловлено тем, что в последние десятилетия женщины получили относительный доступ к власти и ресурсам. Тем не менее, большая часть домашнего насилия исходит от мужчин и направлена на женщин [5. с. 670]. При этом, в связи с большей физической силой мужчин, последствия именно такого насилия наиболее опасны.
Таким образом в парадигме целостности общества и культуры можно сделать вывод, что насилие изначально исходит из патриархальных маскулинных моделей поведения, к которым у женщин не было доступа в строго традиционалистских обществах.
Интересно также, что зарубежная статистика об ЛГБТ-семьях показывает, что для женщин в однополых отношениях риск подвергнуться домашнему (несексуальному) насилию со стороны постоянного партнера даже выше, чем для женщин в гетеросексуальных отношениях [6]. Данная закономерность может служить иллюстрацией тому, как нормы доминантной культуры продолжают воспроизводиться даже тогда, когда фактические условия не соответствуют классическим предписанным нормам.
Сложно говорить об однозначных характеристиках женского супружеского насилия, так как, несмотря на внимание научного сообщества к данной проблематике, отсутствует чёткий категориальный аппарат, а любые исследования - и в особенности статистика - вызывают вопросы, связанные с выборкой, логикой построения и объективностью.
Изучение супружеского насилия в целом осложняется сензитивностью вопроса, однако в ситуации, когда в мужчина выступает в роли жертвы, замалчивание находится на ещё более высоком уровне. В большинстве стран, в том числе и в России, в целом отсутствует подобная статистика, что не позволяет строить и проверять логические выводы по гендерной специфике исследования насилия. Согласно опросу, где респондентами выступали
мужчины, 77% респондентов указали, что афишировать насилие, совершенное супругой (сожительницей), постыдно, а 62% отказались бы обратиться в соответствующие органы [7. с. 5].
В криминологии при рассмотрении детерминант насилия используется разделение на «причины» и «условия». К причинам относятся главные элементы, обуславливающие факт совершения насилия, тогда как условия рассматриваются как вспомогательные факторы, усугубляющие проблему [8, с. 195].
Как с теоретической, так и с практической точки зрения, в первую очередь, необходимо обращать внимание на причины супружеского насилия. В данной статье как причины выделяются социальные факты, включающие различные традиции, нормы поведения, обычаи и т.п., обуславливающие, поддерживающие и перевоспроизводящие установки, благодаря которым насилие, в частности - супружеское, воспроизводится как устойчивый социальный феномен.
С социологической перспективы имеет смысл рассматривать причины как взаимосвязь социальных фактов и вытекающих из них свойств социальных институтов.
К социальным фактам, обуславливающим супружеское насилие, можно отнести такие социальные нормы и обычаи, как патриархальные устои, включающие в себя гендерную социализацию и неравное распределение власти в межгендерных отношениях, недопустимость вмешательства в семью и обсуждения проблем семьи, а также виктимблейминг, стигматизацию жертв и культуру насилия в целом. Данное положение вещей исключает возможность для жертвы подтвердить факт насилия и получить помощь, а также не позволяет специалистам оказать поддержку.
Эти социальные факты являются основополагающими элементами, являющимися "ядром" более сложных социальных элементов и конструкций. Именно они обуславливают характер социальных взаимодействий на
различных уровнях, начиная со взаимодействий "индивид-индивид" и заканчивая взаимодействиями "институт-институт".
В свою очередь, вытекающими из социальных фактов характеристиками социальных институтов являются недостаточное распространение гуманистических ценностей, нивелирование реального ущерба от насилия и многообразия его видов, отсутствие доступной психологической помощи, адекватной законодательной базы и неподготовленность сотрудников правоохранительных органов. Также не развита система профилактики конфликтов на ранних стадиях, нет психологического и сексуального образования в учебных заведениях. К данному разделу также относится специфика работы различных средств массовой информации и блогов, популяризирование насилия в СМИ.
Эти детерминанты могут быть рассмотрены как отражение и воплощение социального фундамента культуры насилия - социальных фактов. Каждое из комплексных образований может быть разделено на меньшие составные части, в конечном итоге упирающиеся в индивидов-носителей социальных норм. Таким образом, специфика функционирования институциональных структур обусловлена социальными нормами.
При этом именно социальные институты могут рассматриваться как условия, так как оказывают на индивидов превалирующее влияние, провоцируя воспроизводство тех или иных норм. Соответственно, данную проблему можно представить как систему, состоящую из первичного и вторичного элементов, способных оказывать друг на друга обоюдное влияние.
К прочим детерминантам можно причислить пьянство, наркоманию и другие зависимости, а также сложное экономическое, политическое, социальное положение, какими бы причинами оно не было вызвано. Любой из вышеназванных факторов влечет повышенную тревожность и напряжённость, что стимулирует более частое проявление насилия в семье.
Рассмотрим подробнее содержание причин и условий насилия.
1. Одной из наиболее широких и фундаментальных причин являются патриархальные устои, которые включают в себя разделение ролей на мужские и женские, а также гендерную социализацию. Последняя предписывает разные роли и качества мужчинам и женщинам, что приводит к неравенству при распределении ресурсов, привилегий и контроля. Результатом становится большая уязвимость женщин и властность мужчин [9]. К примеру, из-за объективации (сведение индивида к статусу объекта) женщины рассматриваются как собственность мужчин, которые имеют право распоряжаться супругами по своему усмотрению, диктовать правила проживания и поведения.
2. Виктимблейминг - явление, возникающее при возложении полностью или частично ответственности за преступление не на преступника, а на пострадавшую сторону. К этому напрямую относится идея, что жертва сама спровоцировала насилие по отношению к себе. Например, жена сама спровоцировала физическое насилие со стороны мужа, потому что не выполнила к его приходу все определённые ей домашние обязанности, следовательно, она проявила себя не должным образом. Или другая ситуация: муж сам виноват, что его унижают, потому что зарабатывает недостаточно много и т.д.
Виктимблейминг может проявляться в попытке игнорировать реальность или справится с когнитивным искажением, которое возникает по причине необходимости логического обоснования закономерностей случившихся событий и поведения человека. С этим же связан феномен «веры в справедливый мир»: люди своими качествами и поступками заслуживают то, что с ними происходит. Иными словами, «плохое случается только с плохими людьми, а хорошее с хорошими». Обвинение жертвы в случившихся с ней событиях позволяет правомерно, с точки зрения свидетелей, не реагировать на произошедшее и придерживаться политики невмешательства. Кроме того, испытывая страх виктимблейминга жертва не обращается за помощью, а абьюзер остается в социуме.
3. Культура насилия - существующий в обществе набор культурных и социальных норм, допускающий и регулирующий совершение тех или иных насильственных действий [10, с. 399]. В контексте темы супружеского насилия имеет смысл рассматривать в частности культуру насилия по отношению к супругу - как правило, к женщине. Культура насилия в этом случае нормализует определенные насильственные действия по отношению к женщине в том случае, если с точки зрения этой культуры жертва это "заслужила".
Также имеет смысл обратить особое внимание на "культуру изнасилования" - частный случай культуры насилия, нормализующий сексуальное насилие. В супружеских отношениях данная проблема часто не рассматривается как форма насилия в связи с представлениями о браке как таковом и "супружеском долге".
Таким образом, каждый человек, интегрированный в данную культуру, имеет определённые представления о браке и нормах поведения в нём, а также ожидает, что при нарушении этих норм допустимы санкции в виде насилия.
Ощутимый вклад в культуру насилия также вносят СМИ и различные информационные ресурсы, выступающие как источник культурных норм. В некоторых случаях культура насилия не только игнорирует, обесценивает и замалчивает насилие, а оправдывает или даже поощряет его, поскольку часто происходит публикация оценочных суждений, а не фактов, что задаёт предвзятое отношение к жертве и преступнику, мешая осуществлять судебную деятельность. Своеобразный буллинг жертвы через СМИ приводит к феномену «вторичного переживания преступления», когда пострадавшей или пострадавшему повторно наносится вред и психологические травмы через многократное порицательное обсуждение трагедии.
Эти социальные факты определяют следующие характеристики социальных институтов.
1. Недостаточное распространение гуманистических ценностей можно характеризовать как непонимание ценности жизни, здоровья и комфорта
окружающих, связанное с недостаточным уровнем социальной и групповой осознанности и эмпатии, а также дегуманизацией и объективацией определённых групп. Объективация и дегуманизация позволяют абьюзерам и обществу в целом абстрагироваться от факта насилия как такового, снижают чувствительность общества к нему. Из этого вытекает нивелирование реального ущерба от насилия и многообразия его видов. Из-за этого в качестве насилия воспринимаются только крайние случаи, такие, как нанесение тяжкого вреда здоровью, нанесение серьёзных увечий и т. п.. При этом даже ярко выраженные формы насилия далеко не всегда вызывают санкции со стороны государства или общества, а игнорируются, замалчиваются и оправдываются.
2. Отсутствие нравственного, психологического и сексуально образования негативным образом влияет на ситуацию, потому что в процессе воспитания не формируется представление о существовании личностных границ человека, которые недопустимо нарушать, о концепции активного согласия и недопустимости насилия при любых конфликтах, отсутствуют гуманистические ценности и познание себя и своих психологических особенностей. Также упускается возможность своевременного выявления и изоляции людей, склонных к насилию ввиду специфики психики.
3. Отсутствие доступной качественной психологической помощи, адекватной законодательной базы, профилактика конфликтов на ранних стадиях не позволяют своевременно выявлять случаи супружеского насилия, защищать пострадавшую сторону и изолировать её от преступника. В частности, в Российской Федерации нет практики охранных предписаний, запрещающих абьюзеру приближаться к жертве, преследовать её и коммуницировать с ней. Частное обвинение позволяет без затруднений закрывать дела, не доводя их до судебного разбирательства, так как подача заявления в таком случае провоцирует лишь увеличение давления на жертву как со стороны абьюзера, так и со стороны его семьи. Неподготовленность сотрудников правоохранительных органов, в свою очередь, может вести к
повторной травматизации, так как жертва, обращаясь за помощью, может столкнуться с виктимблеймингом и газлайтингом с их стороны.
4. Кризисные центры в основном частные, существуют на пожертвования и не могут удовлетворить потребности всех нуждающихся в квалифицированной психологической, юридической, медицинской помощи. Абьюзерам также не оказывается помощь, что является большой проблемой, потому что предупреждение и профилактика домашнего насилия крайне важны, так как они позволяют недопустимостить совершения актов супружеского насилия и избежать тяжёлых и летальных исходов.
Таким образом, можно сделать вывод о глубинности причин супружеского насилия и закреплённости их в патриархальной культуре. В современной России насилие перевоспроизводится в соответствии с нормами гендерной бинарности.
Детерминанты насилия можно разделить на причины -основополагающие социальные факты, и условия - характеристики социальных институтов, влияющие на индивидов. Причины и условия находятся в симбиозе и оказывают влияние друг на друга.
Супружеское насилие было и остаётся одной из коренных проблем в культуре насилия, оказывая влияние на множество социальных институтов, а значит, требует внимания как исследователей, в первую очередь, социологов, а также других специалистов гуманитарных наук, так и гражданского общества и государственных структур. Социологический подход позволяет рассматривать явление в целом и видеть наиболее фундаментальные причины насилия в обществе, а значит даёт возможность разрабатывать методики, наиболее эффективно решающие социальные конфликты.
Формирование нетоксичной среды, в которой супруги, как ядро семьи, воспроизводят гуманистические ценности, позволит снизить градус насилия и поднять уровень жизни и безопасности в обществе, обеспечить здоровое будущее поколение.
Статья написана в рамках госсзадания №075-00167-20-03 «Социогуманитарные основы противодействия экстремизму».
Библиографический список:
1. Устав ООН [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text ООН (дата обращения: 10.07.2021).
2. Сошникова И.В. Насилие в семье в современной России: социологический анализ: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04. Екатеринбург, 2011.
3. Сланова А.Ю. Насилие в семье как социальная проблема в современной России // [Электронный ресурс] // Дискуссия. 2015. №10 (62) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nasilie-v-semie-kak-sotsialnaya-problema-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 21.02.2021).
4. Брайцева Е.А. Женское супружеское насилие: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04. Нижний Новгород, 2008.
5. Очередько В.П, Ломтев С.П., Харламов В.С. География криминального супружеского насилия в современной России // Всероссийский криминологический журнал. 2017. №4. URL:https:// cyberleninka.ru/article/n/geografiya-kriminalnogo-supruzheskogo-nasiliya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 21.07.2021).
6. Intimate Partner Violence and Sexual Abuse Among LGBT People [Электронный ресурс] // URL: https://williamsinstitute. law.ucla.edu/publications/ipv-sex-abuse-lgbt-people/ (05.07.2021).
7. Тимко С.А., Тимко В.П. Мужчина - жертва семейного насилия: актуальность проблемы в России // Виктимология. 2016. №3 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7muzhchina-zhertva-semeynogo-nasiliya-aktualnostproblemy-v-rossii (дата обращения: 10.07.2021).
8. Катушонок О.В. Особенности детерминации насилия в семье // Вестник полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2012. №6.
9. Кравченко А.И. Социология [Электронный ресурс] // URL: https://studme.org/74291/sotsiologiya/sotsiologiya.
10. Флиер А. Я. Культурные ландшафты социального пространства [Электронный ресурс] // URL: https://studref.com/536758/ kulturologiya/kultura_nasiliya (21.07.2021).