Научная статья на тему 'Детерминанты развития логистики и управления цепями поставок'

Детерминанты развития логистики и управления цепями поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
630
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT / ТЕНДЕНЦИИ / TRENDS / ДЕТЕРМИНАНТЫ / DETERMINANTS / ЦЕЛИ / AIMS / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / MANAGEMENT DECISIONS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухаметзянова Лилия Халиловна

Рассмотрены такие детерминанты развития логистики и управления цепями поставок, как глобализация экономической деятельности, рост конкуренции на рынках товаров и услуг, развития аутсорсинга бизнес-процессов и функций управления. Определены этапы эволюции стратегической цели управления цепями поставок и логистические решения по справедливому распределению доходов среди участников цепей поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The determinants of logistics development and supply chain management

The article examines such determinants of logistics development and supply chain management as globalization of economic activities, improvement of competition on commodities and services markets, development of business process outsourcing and management functions. The author has determined the stages of the evolution of the strategic objective of supply chain management and logistics solutions for the fair distribution of income among the participants of the supply chain.

Текст научной работы на тему «Детерминанты развития логистики и управления цепями поставок»

детерминанты развития логистики и управления

цепями поставок

__Аннотация

Рассмотрены такие детерминанты развития логистики и управления цепями поставок, как глобализация экономической деятельности, рост конкуренции на рынках товаров и услуг, развития аутсорсинга бизнес-процессов и функций управления. Определены этапы эволюции стратегической цели управления цепями поставок и логистические решения по справедливому распределению доходов среди участников цепей поставок.

_Ключевые слова: логистика, управление цепями поставок, тенденции,

детерминанты, цели, управленческие решения, эффективность

Мухаметзянова Лилия Халиловна

аспирантка, преподаватель кафедры маркетинга и логистики, Институт коммерции, маркетинга и сервиса Самарского государственного экономического университета givanchygirl@mail.ru

Исследование современного состояния научного знания и практического использования логистики и управления цепями поставок позволяет сделать некоторые выводы об основных аспектах их содержания и соотношении логистики и управления цепями поставок.

Управление цепями поставок

Прежде всего, управление цепями поставок связано с реализацией возможностей по комплексному управлению товарно-материальным потоком по всем функциям, а также между членами цепи поставок. Хотя эта идея является очевидной и продуктивной, понятие снижения затрат в цепи поставок, включающей более одной системы принятия решений, не является новой. Использование системного подхода и экономико-математических моделей исследования операций позволяло и раньше оптимизировать цепи поставок по критерию минимума затрат [1].

Логистика в настоящее время рассматривается как подсистема в управлении цепочками поставок. Сфера логистики ограничивается функциями внутри организации и, в первую очередь, каса-

ется деятельности руководства как интегратора. Межфункциональные и межорганизационные функции управления уже включаются в сферу управления цепочками поставок, а не логистики. Логистика как функциональный вид деятельности в организации заменяет физическое распределение.

Бизнес-процессы закупок и производства в настоящее время включены в сферу управления цепочками поставок. В результате, управление цепями поставок отвечает за 70-80% общих затрат участников цепи.

Многие функциональные области деятельности организации включаются в управление цепями поставок, так что теряют свою идентичность и целевую направленность.

Хотя управление цепочками поставок способствует координации взаимодействия, интеграции принятия управленческих решений, построению отношений и сотрудничеству участников цепи, реальные и эффективные цепи поставок в настоящее время распространены не столь широко. В наибольшей степени реализованы цепи поставок (отдельные звенья), включающие взаимосвязи между организацией и ее поставщиками первого уровня.

В настоящее время управление цепями поставок трактуется как логистика, а не как самостоятельная научная дисциплина и практика. Возможно, управление цепями поставок получит более широкое распространение и развитие, когда их преимущества станут очевидными, вследствие более глубокого научного обоснования и практического использования, разработки методов и инструментов принятия рациональных и оптимальных управленческих решений.

Экономическая эффективность цепи поставок

В основе ускоренного развития логистики и управления цепями поставок лежат такие их детерминанты, как глобализация экономической деятельности, требующая координации международных и региональных товарно-материальных и сервисных потоков, рост конкуренции на рынках товаров и услуг, обусловливающий необходимость

_по комплексному

управлению товарно_материальным

_потоком по всем

_функциям, а также

_между членами цепи

_поставок

снижения совокупных издержек, развитие аутсорсинга бизнес-процессов и функций управления, ведущее к сокращению трансакционных и альтернативных затрат.

Современный взгляд на логистику и управление цепями поставок связан не только с формированием спроса, снижением затрат, ростом качества обслуживания клиентов и повышением на этой основе эффективности деятельности, хотя все это и в дальнейшем будет иметь важное значение для развития логистики и управления цепями поставок. Новый акцент следует сделать на проектирование и эксплуатацию цепочек поставок с целью роста доходов организаций и максимизацию их вклада в увеличение прибыли, а также капитализации.

Стратегическая цель управления цепями поставок, понимаемая как минимизация совокупных затрат участников цепи (отдельных звеньев) при условии людения стандартов качества обслуживания иентов, должна трансформироваться в дру-й целевой ориентир, впрочем тесно связанный первым, и формулируемый как максимизация отношения прибыли участников цепи поставок к ее активам. Более строго данный целевой показатель результативности и эффективности рассмат-ваемой цепи поставок может быть рассчитан по ледую

• 100%,

где R - экономическая эффективность цепи поставок (%), которая, к сожалению, не включает социальную и интеллектуальную эффективности; D - доход, который относится к вкладу цепочки поставок в продажи товаров и услуг каждого ее участника, млн руб.; С - текущие затраты, к которым относятся расходы, понесенные в бизнес-процессах цепи поставок, млн руб.; А - активы, которые относятся к инвестициям в объекты и оборудование для поддержки процессов цепочки поставок, млн руб.

Основным показателем экономической эффективности в настоящее время является отношение прибыли к активам или возврат на инвестиции в качестве меры для оценки стоимости стратеги-

ческих альтернатив. Когда инвестиции сделаны для улучшения качества обслуживания клиентов, то традиционный возврат на инвестиции преуменьшает преимущества стратегий, не учитывая возможности повышения доходов. В то время как рассмотренный показатель эффективности учитывает многообразные последствия (прежде всего, экономические) единовременных вложений в развитие цепей поставок.

Автором проведено исследование эволюции определения стратегической цели управления цепями поставок от начальной цели формирования стратегических альянсов на основе контрактного соглашения о долгосрочном сотрудничестве в середине ХХ в. до будущей и частично реализуемой в настоящее время цели оптимизации соотношения экономической, социальной и интеллектуальной эффективности цепей поставок в начале и середине XXI-го века (см. рис. 1).

Справедливое распределение доходов в цепях поставок

Формирование новых, а также трансформация и реформирование существующих в настоящее время цепей поставок, являются непрерывным процессом, этапы которого и соответствующие им управленческие решения можно представить в следующем виде [4, 5].

1) Разработка общего понимания цепи поставок. Менеджеры участников цепи поставок должны установить ведущие организации и роль своей организации в данной цепи поставок, а также понять ценностное предложение цепи поставок клиентам. Здесь имеет значение составление карт критических процессов, определение основных технологий производства продукции и услуг и установление взаимосвязей с существующими и потенциальными клиентами, что помогает принимать обоснованные управленческие решения.

2) Определение позиции организации в цепи поставок. Менеджеры участников цепей поставок должны критически пересмотреть стоимость предложения продукции и услуг своей организации, а также определить основные компетенции.

возможно,_

управление цепями поставок получит

более широкое_

распространение и развитие, когда их преимущества станут очевидными..

когда инвестиции _сделаны для

_клиентов,

то традиционный _возврат

на инвестиции преуменьшает преимущества

стратегий, не учитывая

возможности

' упр н

шшоI

Затем разрабатываются конкретные процессы и управленческие решения для поддержки установленных ключевых компетенций.

3) Создание инфраструктуры цепей поставок. В понятие инфраструктуры цепей поставок включаются взаимоотношения с заказчиками товаров и услуг, а также поставщиками каждого участника цепи поставок. Это требует классификации и ранжирования партнеров на входе и выходе цепи поставок по степени их важности, а также создания соответствующих отношений с различными классами (группами) клиентов. Некоторые отношения требуют интенсивного развития, а другие - применения эффективных и стандартизованных процессов и процедур принятия управленческих решений. Первоначальная классификация партнеров в цепи поставок должна проводиться по признаку их прибыльности и долгосрочного роста.

4) Выравнивание доходов участников цепи поставок с учетом обеспечения повышенной доходности производственно-коммерческой и сервисной деятельности тех из них, кто проводит научно-ис-

ледовательские и опытно-конструкторские раз-

аботки для покрытия повышенных расходов на начальном этапе разработки инновационных продуктов и услуг.

5) Развитие интеграционных механизмов в цепях поставок предполагает выявление внутренних

ешних препятствий для сотрудничества, определение возможностей повышения степе-взаимодействия и доверия, а также разработ-приоритетных программ на основе принятия рациональных и оптимальных управленческих решений.

6) Постоянный пересмотр, реформирование и трансформация цепей поставок для повышения их динамичности, гибкости, оперативности реагирования на изменение внешней среды и таких внутренних факторов развития, как рост ресурсного и инновационного потенциала цепей поставок. Считается, что сотрудничество и координация будут основой достижения преимуществ эффективного использования ресурсов в цепях поставок. Когда участники цепей поставок удовлетворены состоянием взаимодействия и имеют

Оптимизация соотношения экономической, социальной и интеллектуальной эффективности цепей поставок

Максимизация экономической эффективности цепей поставок

Минимизация совокупны? затрат в цепях поставок

Г

Устойчивые темпы роста доходов и прибыли участников цепей поставок

Формирование стратегических альянсов на основе долгосрочного сотрудничества цепях поставок

I

Рис. 1. Эволюция определения стратегической цели управления цепями поставок

высокие показатели результативности и эффективности своих бизнесов, их отношения остаются позитивно неизменными. Однако во многих случаях подобного не происходит, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Следует признать, что необходим надежный механизм, использование которого в цепях поставок обеспечит их общесистемные преимущества и сохранение стимулов для продолжения сотрудничества. На практике существуют как формальные, так и неформальные способы и соответствующие им логистические решения, обеспечивающие справедливое распределение доходов среди участников цепей поставок. К формальным способам справедливого распределения доходов относится регулирование цен на продукцию и услуги в цепях поставок, обеспечивающее разумную рентабельность производства товаров и услуг (установление так называемых «справедливых» цен»), и применение более дифференцированных скидок (надбавок) с цен в зависимости от объемов единовременных партий поставок. В цепях поставок следует поощрять также рост качества продукции и поставку ее инновационных видов, что требует значи-

когда участники_

цепей поставок_

удовлетворены_

состоянием_

взаимодействия_

и имеют высокие

показатели_

результативности

и эффективности_

своих бизнесов,_

их отношения_

остаются позитивно неизменными_

_в цепях поставок

_следует поощрять

также рост качества

значительных расходов

_производящих

их предприятий

сос

I УПр но

ваь

ПЫЖ)

тельных расходов производящих их предприятий. Это поощрение заключается в установлении специальных на определенный период цен, обеспечивающих частичное возмещение производителям их более высоких расходов. К неформальным способам распределения доходов среди участников цепи поставок относятся предлагаемые стимулы принуждения (оказания давления ключевых участников цепи поставок на ее рядовых участников в интересах всей цепи поставок) и поощрения сотрудничества (инвестиционное и инновационное сотрудничество, обучение персонала). Формальные и неформальные управленческие решения по справедливому распределению доходов среди участников цепей поставок представлены на рисунке 2.

В основе экономической, социальной и интеллектуальной эффективности цепей поставок и благосостояния их участников лежат два базовых при-ипа: сотрудничество и доверие. Использование тих принципов управления цепями поставок тре-ет учета особенностей распределения собственности в цепях поставок, стратегического планирования, формирования доходов участников цепи и признания общей ответственности за ее эффективное функционирование и развитие. Выводы

1. Методами поддержки сотрудничества и доверия в цепях поставок являются мониторинг и оценка потенциальных выгод от реализации базовых принципов, применение формальных и неформальных способов распределения доходов, информационный и коммуникационный обмен между участниками цепей поставок.

2. Значение логистики и управления цепями поставок в национальной и региональных экономиках, а также предприятиях всех секторов будет расти, вследствие расширения международных и региональных экономических, образовательных и гуманитарных связей, роста конкуренции на рынках товаров и услуг в глобальной экономической среде, использования эффективного аутсорсинга и современных форм управления и ведения бизнеса.

3. Основные тенденции развития логистики и управления цепями поставок в укрупненном виде заключаются в применении системного, процес-

Оптимальное распределение инвестиций

Рис. 2. Формальные и неформальные решения по справедливому распределению доходов в цепях поставок

сного и логистического подходов к проектированию и трансформации цепей поставок, использовании функций стратегического управления, более полной реализации таких принципов, как координация деятельности, интеграция управления и оптимизация принимаемых решений, разработке методов справедливого распределения доходов и выгод, изменении соотношения функций логистики и управления цепями поставок, широком применении, в том числе, и на оперативном уровне экономико-математических методов принятия логистических решений и стандартных программных бизнес-приложений [2].

Литература

1. Гордеева С.Е. Логистическое моделирование планирования экономичного размера партии товаров для сети магазинов «Пятерочка» в Самаре / С.Е. Гордеева, А.Ф. Крячков // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвуз. сб. науч. тр. / редкол.: Н.А. Чечин, С.А. Ерошевский (отв. ред.) и др. - Вып.1, ч.1. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2008. - 308 с.

2. Современное состояние и тенденции развития

в основе

экономической,_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социальной_

и интеллектуальной эффективности

цепей поставок_

и благосостояния их участников

лежат два_

базовых принципа: сотрудничество и доверие_

логистики и управления цепями поставок в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.creativeconomy.ru/articles/7064/.

3. Статистика эффективности функционирования экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy-web.org/?p=565.

4. Управление цепочками поставок (SCM) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.hetnet.ru/business/solutions/20/

5. Яхнеева И.В. Управление эффективностью цепей поставок с учетом профиля рисков // Российское предпринимательство. - 2013. -№ 6 (228). — с. 100-106. — http://www.creativeconomy. ru/articles/28543/

Lilia H. Muhametzyanova

Postgraduate, Lecturer, Department of Marketing and Logistics, Institute of Commerce, Marketing and Service ofSamara State University of Economics

The determinants of logistics development and supply chain management

_Abstract

The article examines such determinants of logistics development and supply chain management as globalization of economic activities, improvement of competition on commodities and services markets, development of business process outsourcing and management functions. The author has determined the stages of the evolution of the strategic objective of supply chain management and logistics solutions for the fair distribution of income among the participants of the supply chain.

Keywords: logistics, supply chain management, trends, determinants, aims, management decisions, efficiency

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.