Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
ученые / детерминант психологического благополучия / педагог. / scientists / determinant of psychological well-being / teacher.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данилова Кристина Александровна

На сегодняшний день в условиях современности, все больше ученых-психологов уделяет пристальное внимание психологическому благополучию педагогов и детерминантам, способствующим гармоничному развитию. Цель исследования: выявить детерминанты психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся. Объект исследования: психологическое благополучие личности. Предмет исследования: детерминанты психологического благополучия педагогов. Методологической основой исследования: являются принципы отечественной и зарубежной психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип детерминизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF TEACHERS WORKING WITH DIFFERENT CATEGORIES OF STUDENTS

Today, in the conditions of our time, more and more psychologists are paying close attention to the psychological well-being of teachers and the determinants that contribute to harmonious development. Purpose of the study: to identify the determinants of the psychological well-being of teachers working with different categories of students. Research object: psychological well-being of the individual. Subject of research: determinants of psychological well-being of teachers. The methodological basis of the research: are the principles of domestic and foreign psychology: the principle of the unity of consciousness and activity, the principle of development, the principle of determinism.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2021

ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

DETERMINANTS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF TEACHERS WORKING WITH DIFFERENT CATEGORIES OF STUDENTS

УДК 159.9

Данилова Кристина Александровна, Магистрант, ВГПУ (Воронежский Педагогический Университет)

Danilova K. A., Master student, Voronezh Pedagogical University, lady.kristina.danilova1994@mail.ru

Аннотация

На сегодняшний день в условиях современности, все больше ученых-психологов уделяет пристальное внимание психологическому благополучию педагогов и детерминантам, способствующим гармоничному развитию. Цель исследования: выявить детерминанты психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся. Объект исследования: психологическое благополучие личности. Предмет исследования: детерминанты психологического благополучия педагогов.

Методологической основой исследования: являются принципы отечественной и зарубежной психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип детерминизма.

Summary

Today, in the conditions of our time, more and more psychologists are paying close attention to the psychological well-being of teachers and the determinants that contribute to harmonious development.

Purpose of the study: to identify the determinants of the psychological well-being

of teachers working with different categories of students.

Research object: psychological well-being of the individual.

Subject of research: determinants of psychological well-being of teachers.

The methodological basis of the research: are the principles of domestic and

foreign psychology: the principle of the unity of consciousness and activity, the

principle of development, the principle of determinism.

Ключевые слова: ученые, детерминант психологического благополучия, педагог.

Key words: scientists, determinant of psychological well-being, teacher.

Различные ученые, изучающие психологическое благополучие пытаются установить, что именно понимается под этим понятием и как оно выражается, каким образом благополучие оказывает влияние на личностные характеристики, как связано с внутренним ощущением счастья и уровнем удовлетворенности жизнью. Другими словами, понимание детерминантов, влияющих на благополучие, способы проявления, а также границы объективного и субъективного уровня и более детальное изучение сегодня находится в рамках исследований многих специалистов.

Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения используют термин психологическое благополучие в качестве основного критерия для определения здоровья: «здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, умственного и социального благополучия». При этом специалисты данной организации отмечают, что оно в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма и

связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека [1].

В соответствии с Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.2014 г. № 295, привело к актуализации проблемы соответствия специалистов современным требованиям. Каждый специалист, работающий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, должен быть психологически подготовлен к особенностям работы с разными категориями детей. В соответствии с законом от 12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который является основным Федеральным законом, именно он обеспечивает образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этот закон включает в себя права детей, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями [1].

Специалисты автономного учреждения Воронежской области «Парус Надежды», руководствуются:

- Конвенцией ООН о правах инвалидов;

- Конвенцией ООН о правах ребенка.

Педагоги предоставляют социально-педагогическую помощь семьям, имеющие ребенка или подростка с различными трудностями и ограниченными возможностями здоровья, специалисты разных профилей информируют и консультируют по различным вопросам семей, оказывают необходимую социальную поддержку. В учреждении проводятся диагностические и коррекционные мероприятия по индивидуальным потребностям ребенка на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», нормативными актами Российской Федерации [2].

В связи с этим возникает необходимость изучения проблемы детерминации психологического благополучия, педагогов, как показатель личностной готовности к профессиональной деятельности.

Актуальность исследования определяется наличием противоречий между:

— требованиями ФГОС к личностным компетенциям педагогов, работающих в системе образования, и отсутствием исследований динамики их личностных качеств;

— особенностями профессии педагога, выражающимися в опоре, в практической деятельности на свои позитивные, личностные ресурсы, и наличием определенной доли психологически неблагополучных педагогов;

Все вышеизложенное определило выбор темы и цели исследования.

В работе поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть существующие подходы к сущности и структуре психологического благополучия личности, определить обуславливающие его факторы, обосновать его роль в личностной готовности к профессиональной деятельности педагога.

2.Провести исследование и выявить особенности детерминации психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.

3.Разработать рекомендации педагогам по повышению уровня психологического благополучия в работе с детьми и подростками с ОВЗ с учетом подхода к реализации психолого-педагогической модели О.И. Идобаевой [4].

Гипотеза исследования: психологическое благополучие педагогов, работающих с детьми ОВЗ, обуславливается эмоциональными, мотивационными и личностными детерминантами в большей степени, чем у педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми.

Теоретическим обоснованием работы: концепция психологического благополучия К. Рифф [5]; на представления об особенностях

психологического благополучия А.В. Ворониной[3], П.П. Фесенко[6], Т.Д. Шевеленковой [7] и других.

Методы исследования:

1.Теоретические методы: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.

2. Эмпирические методы: анкетирование и тестирование.

3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ.

Нами была разработана батарея методик:

1. Методика изучения психологического благополучия К. Рифф, «Шкалы психологического благополучия» в адаптации П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой.

2.Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» в адаптации Т.А. Крюковой.

3. Методика диагностики уровня невротизации по Л.И. Вассерману.

4.Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко.

Исследование осуществляться на базе АУ Воронежской области

«Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус Надежды».

В исследовании участвовало 60 педагогов: по 30 человек в каждой группе, работающих с разными категориями обучающихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизированы научные представления о психологическом благополучии личности, его роли в профессиональной педагогической деятельности.

Практическая значимость определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для изучения психологического благополучия личности педагогами любых общеобразовательных учебных заведений.

В ходе исследования были получены средние значения результатов диагностики, по шкалам психологического благополучия, транслируются и сравниваются на рисунке 1.

педагоги, работающие с детьми с ОВЗ

педагоги, работающие с гармонично развивающимися детьми

Человек как открытая система

Осмысленность жизни Баланс аффекта Самопринятие Цели в жизни Личностный рост Управление средой Автономия Позитивные отношения

40

50

60

70

80

90

100

Рисунок 1. Гистограмма сравнения средних значений шкал психологического благополучия между выборками

Из рисунка 1 видно, что педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, и педагоги, работающие с гармонично развивающимися детьми, имеют некоторые различия. А именно, первые более автономны, у них более высок уровень баланса аффекта и более развита осмысленность жизни.

Сравнивая общий уровень психологического благополучия педагогов, можно сказать, что у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, он ниже, чем у педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми (366,3 балла и 378,8 балла, соответственно).

Следовательно, имеются детерминанты, влияющие на различия в уровне психологического благополучия педагогов.

Для выявления детерминант психологического благополучия у педагогов, работающих с разными категориями детей, мы провели расчет корреляционных значений между продиагностированными параметрами. Обнаруживается прямая зависимость между уровнем психологического благополучия педагогов и мотивацией - копингом, ориентированным на решение задач (г = 0,3172, при р = 0,005), и обратная связь между психологическим благополучием и эмоциональной стабильностью (г = -0,448, при р = 0,005). Это говорит о том, что уровень психологического благополучия педагогов будет выше, если развита мотивация к деятельности и ниже при высокой эмоциональной нестабильности. Данные показатели более выражены у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования о том, что психологическое благополучие педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, обуславливается эмоциональными, мотивационными и личностными детерминантами в большей степени, чем у педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми.

Выводы: в ходе проведенного эмпирического исследования двух групп: педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, и педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми, получено подтверждение гипотезы. Психологическое благополучие педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, обуславливается эмоциональными, мотивационными и личностными детерминантами в большей степени, чем у педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми.

Следует выделить факторы, способствующие сохранению благополучия, как психологического, так и профессионального:

1) Умение отдыхать;

2) Стремление к развитию;

3) Чувство долга;

4) Высокая самоорганизация;

5) Здоровая «Я - концепция»;

6) Принятие жизни с опорой на критику;

7) Овладение приемами саморегуляции.

В целом, психологическое благополучие педагога можно определить как важнейший показатель готовности к профессиональной деятельности и ее успешности, а также как фактор жизнеспособности и прогностический показатель удовлетворенности специалиста.

Таким образом, особую роль психологическое благополучие играет в формировании отношения к жизни, к проблемам, с которыми встречается педагог каждый день. Активная позиция в отношении собственного физического и психического здоровья у каждого человека своя. И именно в той мере, в которой она проявляется наиболее сильно, в той же мере будет расти стрессоустойчивость педагога, его самооценка, жизнеспособность, оптимизм при котором и будут наблюдаться уровень снижения или повышения тревожности, агрессии и самодеструкции в социуме.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 06 марта 2019 года №17ФЗ) от 29 декабря 2012 года № 273. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 11.05.01. Радиоэлектронные системы и комплексы (уровень специалитет): утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 №1031 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/110501.pdf.

3. Воронина, А.В. Уровневая модель психологического благополучия человека / А.В. Воронина // Потенциал личности: комплексная проблема

: - Материалы второй Всероссийской конференции. Отв. ред. Е.А. Уваров. - Тамбов, 2003. - С. 142-147.

4. Идобаева, О.А.Модель формирования психологического благополучия личности автор. диссер...док. псих. наук 19.00.17 / Ольга Афанасьевна Идобаева - Москва, 2013 - 54 с.

5. Рифф, К. Теория и исследования: позитивные основания психологического благополучия./ К.Рифф - М.: Прогресс, 2016 - 86 с. URL:http://www.ereadmg.mobi (Дата обращения: 5.03.2020)

6. Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. дисер. канд. псих. наук: 11.10.2005 / Павел Петрович Фесенко. Москва - 2005. - 26 с.

7. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т.Д. Шевеленкова., П.П. Фесенко. // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С.9-12.

Literature

1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" (with amendments and additions dated March 06, 2019 No. 17FZ) dated December 29, 2012 No. 273. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html

2. Federal state educational standard of higher education in the specialty 11.05.01. Radio electronic systems and complexes (specialty level): approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 11.08.2016 No. 1031 [Electronic resource] // Portal of Federal State Standards for Higher Education URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/110501. pdf.

3. Voronina, A.V. Level model of human psychological well-being / A.V. Voronina // Personality potential: a complex problem: - Materials of the second All-Russian conference. Resp. ed. E.A. Uvarov. - Tambov, 2003. - S. 142-147.

4. Idobaeva, OA Model of the formation of psychological well-being of the individual author. dissertation ... doc. crazy. Sciences 19.00.17 / Olga Afanasevna Idobaeva - Moscow, 2013 - 54 p.

5. Riff, K. Theory and research: positive foundations of psychological well-being. / K. Riff - M .: Progress, 2016 - 86 p. URL: http: //www.ereading.mobi (Date accessed: 5.03.2020)

6. Fesenko, P.P. The meaningfulness of life and the psychological well-being of the individual. disser. Cand ... crazy. Sciences: 11.10.2005 / Pavel Petrovich Fesenko. Moscow - 2005 .-- 26 p.

7. Shevelenkova T.D., Fesenko P.P. Personal well-being (review of concepts and research methodology) / T.D. Shevelenkova., P.P. Fesenko. // Psychological diagnostics. - 2005. - No. 3. - P.9-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.