Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2021
ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
DETERMINANTS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF TEACHERS WORKING WITH DIFFERENT CATEGORIES OF STUDENTS
УДК 159.9
Данилова Кристина Александровна, Магистрант, ВГПУ (Воронежский Педагогический Университет)
Danilova K. A., Master student, Voronezh Pedagogical University, lady.kristina.danilova1994@mail.ru
Аннотация
На сегодняшний день в условиях современности, все больше ученых-психологов уделяет пристальное внимание психологическому благополучию педагогов и детерминантам, способствующим гармоничному развитию. Цель исследования: выявить детерминанты психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся. Объект исследования: психологическое благополучие личности. Предмет исследования: детерминанты психологического благополучия педагогов.
Методологической основой исследования: являются принципы отечественной и зарубежной психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип детерминизма.
Summary
Today, in the conditions of our time, more and more psychologists are paying close attention to the psychological well-being of teachers and the determinants that contribute to harmonious development.
Purpose of the study: to identify the determinants of the psychological well-being
of teachers working with different categories of students.
Research object: psychological well-being of the individual.
Subject of research: determinants of psychological well-being of teachers.
The methodological basis of the research: are the principles of domestic and
foreign psychology: the principle of the unity of consciousness and activity, the
principle of development, the principle of determinism.
Ключевые слова: ученые, детерминант психологического благополучия, педагог.
Key words: scientists, determinant of psychological well-being, teacher.
Различные ученые, изучающие психологическое благополучие пытаются установить, что именно понимается под этим понятием и как оно выражается, каким образом благополучие оказывает влияние на личностные характеристики, как связано с внутренним ощущением счастья и уровнем удовлетворенности жизнью. Другими словами, понимание детерминантов, влияющих на благополучие, способы проявления, а также границы объективного и субъективного уровня и более детальное изучение сегодня находится в рамках исследований многих специалистов.
Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения используют термин психологическое благополучие в качестве основного критерия для определения здоровья: «здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, умственного и социального благополучия». При этом специалисты данной организации отмечают, что оно в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма и
связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека [1].
В соответствии с Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.2014 г. № 295, привело к актуализации проблемы соответствия специалистов современным требованиям. Каждый специалист, работающий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, должен быть психологически подготовлен к особенностям работы с разными категориями детей. В соответствии с законом от 12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который является основным Федеральным законом, именно он обеспечивает образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этот закон включает в себя права детей, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями [1].
Специалисты автономного учреждения Воронежской области «Парус Надежды», руководствуются:
- Конвенцией ООН о правах инвалидов;
- Конвенцией ООН о правах ребенка.
Педагоги предоставляют социально-педагогическую помощь семьям, имеющие ребенка или подростка с различными трудностями и ограниченными возможностями здоровья, специалисты разных профилей информируют и консультируют по различным вопросам семей, оказывают необходимую социальную поддержку. В учреждении проводятся диагностические и коррекционные мероприятия по индивидуальным потребностям ребенка на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», нормативными актами Российской Федерации [2].
В связи с этим возникает необходимость изучения проблемы детерминации психологического благополучия, педагогов, как показатель личностной готовности к профессиональной деятельности.
Актуальность исследования определяется наличием противоречий между:
— требованиями ФГОС к личностным компетенциям педагогов, работающих в системе образования, и отсутствием исследований динамики их личностных качеств;
— особенностями профессии педагога, выражающимися в опоре, в практической деятельности на свои позитивные, личностные ресурсы, и наличием определенной доли психологически неблагополучных педагогов;
Все вышеизложенное определило выбор темы и цели исследования.
В работе поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть существующие подходы к сущности и структуре психологического благополучия личности, определить обуславливающие его факторы, обосновать его роль в личностной готовности к профессиональной деятельности педагога.
2.Провести исследование и выявить особенности детерминации психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.
3.Разработать рекомендации педагогам по повышению уровня психологического благополучия в работе с детьми и подростками с ОВЗ с учетом подхода к реализации психолого-педагогической модели О.И. Идобаевой [4].
Гипотеза исследования: психологическое благополучие педагогов, работающих с детьми ОВЗ, обуславливается эмоциональными, мотивационными и личностными детерминантами в большей степени, чем у педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми.
Теоретическим обоснованием работы: концепция психологического благополучия К. Рифф [5]; на представления об особенностях
психологического благополучия А.В. Ворониной[3], П.П. Фесенко[6], Т.Д. Шевеленковой [7] и других.
Методы исследования:
1.Теоретические методы: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: анкетирование и тестирование.
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
Нами была разработана батарея методик:
1. Методика изучения психологического благополучия К. Рифф, «Шкалы психологического благополучия» в адаптации П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой.
2.Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» в адаптации Т.А. Крюковой.
3. Методика диагностики уровня невротизации по Л.И. Вассерману.
4.Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко.
Исследование осуществляться на базе АУ Воронежской области
«Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус Надежды».
В исследовании участвовало 60 педагогов: по 30 человек в каждой группе, работающих с разными категориями обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизированы научные представления о психологическом благополучии личности, его роли в профессиональной педагогической деятельности.
Практическая значимость определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для изучения психологического благополучия личности педагогами любых общеобразовательных учебных заведений.
В ходе исследования были получены средние значения результатов диагностики, по шкалам психологического благополучия, транслируются и сравниваются на рисунке 1.
педагоги, работающие с детьми с ОВЗ
педагоги, работающие с гармонично развивающимися детьми
Человек как открытая система
Осмысленность жизни Баланс аффекта Самопринятие Цели в жизни Личностный рост Управление средой Автономия Позитивные отношения
40
50
60
70
80
90
100
Рисунок 1. Гистограмма сравнения средних значений шкал психологического благополучия между выборками
Из рисунка 1 видно, что педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, и педагоги, работающие с гармонично развивающимися детьми, имеют некоторые различия. А именно, первые более автономны, у них более высок уровень баланса аффекта и более развита осмысленность жизни.
Сравнивая общий уровень психологического благополучия педагогов, можно сказать, что у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, он ниже, чем у педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми (366,3 балла и 378,8 балла, соответственно).
Следовательно, имеются детерминанты, влияющие на различия в уровне психологического благополучия педагогов.
Для выявления детерминант психологического благополучия у педагогов, работающих с разными категориями детей, мы провели расчет корреляционных значений между продиагностированными параметрами. Обнаруживается прямая зависимость между уровнем психологического благополучия педагогов и мотивацией - копингом, ориентированным на решение задач (г = 0,3172, при р = 0,005), и обратная связь между психологическим благополучием и эмоциональной стабильностью (г = -0,448, при р = 0,005). Это говорит о том, что уровень психологического благополучия педагогов будет выше, если развита мотивация к деятельности и ниже при высокой эмоциональной нестабильности. Данные показатели более выражены у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования о том, что психологическое благополучие педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, обуславливается эмоциональными, мотивационными и личностными детерминантами в большей степени, чем у педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми.
Выводы: в ходе проведенного эмпирического исследования двух групп: педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, и педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми, получено подтверждение гипотезы. Психологическое благополучие педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, обуславливается эмоциональными, мотивационными и личностными детерминантами в большей степени, чем у педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми.
Следует выделить факторы, способствующие сохранению благополучия, как психологического, так и профессионального:
1) Умение отдыхать;
2) Стремление к развитию;
3) Чувство долга;
4) Высокая самоорганизация;
5) Здоровая «Я - концепция»;
6) Принятие жизни с опорой на критику;
7) Овладение приемами саморегуляции.
В целом, психологическое благополучие педагога можно определить как важнейший показатель готовности к профессиональной деятельности и ее успешности, а также как фактор жизнеспособности и прогностический показатель удовлетворенности специалиста.
Таким образом, особую роль психологическое благополучие играет в формировании отношения к жизни, к проблемам, с которыми встречается педагог каждый день. Активная позиция в отношении собственного физического и психического здоровья у каждого человека своя. И именно в той мере, в которой она проявляется наиболее сильно, в той же мере будет расти стрессоустойчивость педагога, его самооценка, жизнеспособность, оптимизм при котором и будут наблюдаться уровень снижения или повышения тревожности, агрессии и самодеструкции в социуме.
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 06 марта 2019 года №17ФЗ) от 29 декабря 2012 года № 273. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 11.05.01. Радиоэлектронные системы и комплексы (уровень специалитет): утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 №1031 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/110501.pdf.
3. Воронина, А.В. Уровневая модель психологического благополучия человека / А.В. Воронина // Потенциал личности: комплексная проблема
: - Материалы второй Всероссийской конференции. Отв. ред. Е.А. Уваров. - Тамбов, 2003. - С. 142-147.
4. Идобаева, О.А.Модель формирования психологического благополучия личности автор. диссер...док. псих. наук 19.00.17 / Ольга Афанасьевна Идобаева - Москва, 2013 - 54 с.
5. Рифф, К. Теория и исследования: позитивные основания психологического благополучия./ К.Рифф - М.: Прогресс, 2016 - 86 с. URL:http://www.ereadmg.mobi (Дата обращения: 5.03.2020)
6. Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. дисер. канд. псих. наук: 11.10.2005 / Павел Петрович Фесенко. Москва - 2005. - 26 с.
7. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т.Д. Шевеленкова., П.П. Фесенко. // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С.9-12.
Literature
1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" (with amendments and additions dated March 06, 2019 No. 17FZ) dated December 29, 2012 No. 273. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html
2. Federal state educational standard of higher education in the specialty 11.05.01. Radio electronic systems and complexes (specialty level): approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 11.08.2016 No. 1031 [Electronic resource] // Portal of Federal State Standards for Higher Education URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/110501. pdf.
3. Voronina, A.V. Level model of human psychological well-being / A.V. Voronina // Personality potential: a complex problem: - Materials of the second All-Russian conference. Resp. ed. E.A. Uvarov. - Tambov, 2003. - S. 142-147.
4. Idobaeva, OA Model of the formation of psychological well-being of the individual author. dissertation ... doc. crazy. Sciences 19.00.17 / Olga Afanasevna Idobaeva - Moscow, 2013 - 54 p.
5. Riff, K. Theory and research: positive foundations of psychological well-being. / K. Riff - M .: Progress, 2016 - 86 p. URL: http: //www.ereading.mobi (Date accessed: 5.03.2020)
6. Fesenko, P.P. The meaningfulness of life and the psychological well-being of the individual. disser. Cand ... crazy. Sciences: 11.10.2005 / Pavel Petrovich Fesenko. Moscow - 2005 .-- 26 p.
7. Shevelenkova T.D., Fesenko P.P. Personal well-being (review of concepts and research methodology) / T.D. Shevelenkova., P.P. Fesenko. // Psychological diagnostics. - 2005. - No. 3. - P.9-12.