Научная статья на тему 'Детерминанты и потенциальные следствия отношения к работе (службе) персонала военно-медицинских организаций'

Детерминанты и потенциальные следствия отношения к работе (службе) персонала военно-медицинских организаций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
173
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ / ПРИЧАСТНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ATTITUDE / JOB SATISFACTION / INVOLVEMENT IN THE ACTIVITIES OF THE ORGANIZATION / A MILITARY MEDICAL ORGANIZATION / PERSONNEL MANAGEMENT / EFFICIENCY / ORGANIZATIONAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимофеев Дмитрий Аркадьевич, Цвигайло Максим Александрович, Раздевилова Ольга Петровна, Власова Марина Васильевна

Отношение к работе личного состава военно-медицинских учреждений в процессе деятельности может существенно изменяться и определять успешность их функционирования. С учетом особенностей предназначения военно-медицинских организаций, которое имеет более широкие параметры, чем у гражданских медицинских учреждений, а также профессиональной деятельности руководителей, специалистов и значительной части пациентов, которая неразрывно связана с исполнением обязанностей военной службы, потенциал феномена отношения к работе в практике военного здравоохранения используется недостаточно активно и требует дальнейших исследований. Факторы, детерминирующие отношение к работе, являются управляемыми. Изучение особенностей организационного поведения специфической профессиональной группы военно-медицинского персонала с помощью проверенных на практике концепций, теорий и подходов позволит определить направления деятельности руководителей и специалистов для повышения эффективности использования человеческих ресурсов военно-медицинских организаций и достижения стоящих перед ними целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тимофеев Дмитрий Аркадьевич, Цвигайло Максим Александрович, Раздевилова Ольга Петровна, Власова Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The determinants and potential effects of attitude to work (service) of military-medical organizations’ personnel

The attitude of military-medical institutions’ personnel in the process of activity can vary significantly and determine the success of their operation. Taking into account the peculiarities of the mission of military medical establishments, which has wider parameters than civilian medical institutions as well as professional activity of managers, specialists and a significant proportion of patients, which is inextricably linked with the performance of duties of military service, the potential phenomenon related to work practice in the military healthcare is insufficiently active and requires further research. The factors, which determine the attitude to work, are manageable. Studying the features of organizational behavior of the specific professional group of military medical personnel through proven concepts, theories and approaches will help to define the activities of managers and specialists to increase the efficiency of using the human resources of military medical organizations and achieve their goals.

Текст научной работы на тему «Детерминанты и потенциальные следствия отношения к работе (службе) персонала военно-медицинских организаций»

УДК 614.2

ДЕТЕРМИНАНТЫ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВИЯ ОТНОШЕНИЯ К РАБОТЕ (СЛУЖБЕ) ПЕРСОНАЛА ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Д.А. Тимофеев1, М.А. Цвигайло2, О.П. Раздевилова1, М.В. Власова1

1ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России

Саратов, Российская Федерация, 410012

2Филиал № 6 ФГУ «442 окружной военный клинический госпиталь»

Министерства Обороны РФ

Тверская обл., Российская Федерация, 171090

Аннотация. Отношение к работе личного состава военно-медицинских учреждений в процессе деятельности может существенно изменяться и определять успешность их функционирования.

С учетом особенностей предназначения военно-медицинских организаций, которое имеет более широкие параметры, чем у гражданских медицинских учреждений, а также профессиональной деятельности руководителей, специалистов и значительной части пациентов, которая неразрывно связана с исполнением обязанностей военной службы, потенциал феномена отношения к работе в практике военного здравоохранения используется недостаточно активно и требует дальнейших исследований.

Факторы, детерминирующие отношение к работе, являются управляемыми. Изучение особенностей организационного поведения специфической профессиональной группы военно-медицинского персонала с помощью проверенных на практике концепций, теорий и подходов позволит определить направления деятельности руководителей и специалистов для повышения эффективности использования человеческих ресурсов военно-медицинских организаций и достижения стоящих перед ними целей.

Ключевые слова: отношение к работе, удовлетворенность работой, причастность к деятельности организации, военно-медицинская организация, управление персоналом, эффективность деятельности, организационное поведение.

Каждый человек в процессе профессиональной деятельности испытывает определенные чувства к своей работе, к своим обязанностям и к своей организации. Специфичные мысли и чувства, относящиеся непосредственно к текущей работе и организации, называются отношением к работе и проявляются, соответственно, в формах удовлетворенности работой и причастности к деятельности организации [1].

Диапазон личностных эмоционально-оценочных характеристик по отношению к работе может

быть очень широким, от выраженного положительного до крайне негативного отношения, что способно оказать существенное влияние на эффективность деятельности, уровень сплоченности и качество жизни персонала, репутацию организации, проявление социально значимого (или гражданственного) поведения (под которым понимается поведение, которое не требуется от членов организации официально, но тем не менее необходимо для выживания организации и обеспечения эффективности ее деятельности — оказание помощи

—--—

~ 464 ~

—--—-

коллегам, выступления с конструктивными предложениями, формирование положительного образа своей организации в обществе и др.) [2; 3].

Даже наличие неоднозначной связи между индивидуальными показателями функционирования и уровнем удовлетворенности работой сотрудников, что объясняется влиянием сильных ситуационных давлений в организациях, реализуемых через правила, процедуры и стандарты, которые регламентируют должное поведение сотрудников в период выполнения своих обязанностей вне зависимости от степени их удовлетворенности, не снижает значимости учета и использования огромного потенциала, заключенного в феномене отношения к работе. Поэтому управление отношением к работе персонала военно-медицинских организаций представляет собой актуальную проблему, в решении которой решающее значение имеет формирование соответствующих моделей организационного поведения [2].

Сложность и важность этой задачи в военном здравоохранении связана с рядом особенностей деятельности военно-медицинских организаций, прежде всего связанных со спецификой их предназначения, а также тем, что структура, штат, материально-техническое обеспечение и функционирование детально регламентированы приказами, стандартами и множеством других нормативных документов. Важной характеристикой условий деятельности офицеров медицинской службы является сочетание воздействия на них специфических факторов врачебной деятельности и факторов военной службы. Работа военного врача представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности. Многогранность и сложность решаемых ими задач не только повышают степень ответственности за качество профессиональной деятельности, но и неизбежно влекут за собой возрастание нагрузки на психику и организм офицеров медицинской службы [4—6].

Как и работникам гражданского здравоохранения военным врачам приходиться решать не только собственные жизненные проблемы, но и, нередко, кроме связанных со здоровьем, ряд сопутствующих проблем своих пациентов [7; 8].

В условиях военной службы, как показали исследования И.А. Чечулиной [5] первичными со-

циальными ролями и для врачей, и для пациентов, являются роли военнослужащих. Социальная роль военного врача является комплексной по своему содержанию, включает в себя обязанности военнослужащего и медицинского работника. При этом, военные врачи идентифицируют себя, прежде всего, как врачей, а затем уже как военнослужащих. Пациенты-военнослужащие, наоборот, идентифицируют врачей, скорее, как командиров. Конфликт социальных ролей военнослужащих и пациентов, офицеров и врачей может оказывать негативное влияние на восприятие условий военно-профессиональной деятельности и удовлетворенность службой и трудом.

Наибольшей сложностью и максимальным напряжением характеризуется деятельность военных врачей в боевых условиях (походах), а также при ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. Такая деятельность характеризуется спецификой поражений, высоким нервно-эмоциональным напряжением, ненормированным рабочим днем, дефицитом времени на оказание помощи, массовым поступлением раненых и пораженных, отсутствием необходимых санитарно-гигиенических и эпидемиологических условий для оказания медицинской помощи. [4; 6]

Следует учитывать, также, что пациенты военно-медицинских организаций, оценивая качество оказанной им медицинской помощи, часто используют социально-психологические критерии, прежде всего отношение персонала к пациентам, социально-психологический климат в медицинском коллективе, организационную согласованность функционирования лечебного учреждения, а затем профессионализм врачей [5; 9].

Указанные особенности свидетельствуют, что повышение эффективности и качества деятельности военно-медицинских организаций невозможно достигнуть только за счет технического оснащения и освоения новых технологий, что, безусловно, необходимо делать, однако, не менее важно задействовать при этом человеческий фактор, проявляющийся в отношении к работе (службе) через удовлетворенность текущей работе и степенью причастности к деятельности организации [10].

Уровень удовлетворенности работой преимущественно зависит от трех основных факторов: ин-

—--—

~ 465 ~

дивидуальности, трудовой ситуации и социальных влияний [1]. Так, некоторые сотрудники будут получать большее удовлетворение от работы, чем другие только потому, что имеют другую индивидуальность (относительно устойчивое состояние характерных для человека чувств, мыслей и поведения). Наиболее выраженное влияние на уровень удовлетворенности работой оказывают элементы трудовой ситуации: задачи, которые человек выполняет (насколько для их решения требуется использование знаний и навыков, уровень значимости решаемых задач для общества, степень предоставляемой автономности в ходе выполнения работы и получаемой от руководства и пациентов обратной связи), люди, с которыми он взаимодействует в ходе работы (пациенты, подчиненные, начальники и командиры), среда, в которой он работает (санитарные и гигиенические условия), отношение в целом организации к личному составу (удобство графика работы и размер вознаграждений). Любой аспект самой работы и организации, в которой человек работает, — это часть трудовой ситуации, которая может влиять на степень удовлетворенности работой. В частности, использование в работе медицинских работников стандартизации и специализации для повышения производительности труда и качества медицинской помощи сопровождалось повышением удовлетворенности персонала лишь до определенного уровня, при превышении которого отмечалось резкое его снижение. Как отметили в своей работе О.С. Ви-ханский и А.И. Наумов [10], при полной стандартизации удовлетворенность падает до такого же низкого уровня, как если бы работа была абсолютно не стандартизирована. И наконец, культура, в которой человек вырос и живет, также может влиять на степень удовлетворенности. Люди часто при оценках пользуются сопоставительными подходами, при которых наиболее значимым при формировании отношения к работе является результат сравнения - в какой мере реальная работа соответствует «идеальному» варианту, который сложился в их представлении.

Повышенное внимание к такому феномену как отношение к работе, органично связанному с профессиональной деятельностью персонала, связано с тем, что оно оказывает существенное

влияние не только на самого сотрудника, но и на его коллег, руководителей, группу и организацию в целом. В числе наиболее важных потенциальных следствий отношения к работе личного состава следует выделить следующие показатели: успешность и эффективность функционирования, частота временного отсутствия на работе и прогулов, текучесть кадров, проявление организационного социально значимого (гражданственного) поведения, удовлетворенность деятельностью руководства и управляемость персонала.

Хотя удовлетворенность работой, как уже указывалось, практически слабо связана с показателями функционирования человека, она влияет на качество жизни персонала, что очень высоко ценится в современном обществе. При этом, следует учитывать, что показатели функционирования повышаются у сотрудников в большей степени удовлетворенных своей работой, когда за высокие показатели они получают соответствующее вознаграждение. Высокая удовлетворенность работой приводит к низкой текучести кадров, повышению проявлений организационного типа социально значимого (гражданственного) поведения, является одним из ведущих факторов авторитета руководителя и объяснения поступков отдельных работников и групп, определяет характер взаимодействия руководства с персоналом [2; 7; 10].

Таким образом, в современных условиях, когда проблемы повышения эффективности человеческих ресурсов входят в число приоритетных в работе с персоналом организаций, управление отношением к работе личного состава, которое может в процессе деятельности существенно изменяться и определять успешность функционирования военно-медицинских учреждений представляется актуальной и важной задачей.

В тоже время следует отметить недостаточную разработанность вопросов учета и использования феномена отношения к работе (службе) в военно-медицинских организациях, предназначение которых имеет более широкие параметры, чем в гражданских медицинских учреждениях, а профессиональная деятельность руководителей, специалистов и значительной части пациентов неразрывна связана с исполнением обязанностей военной службы. Это обусловливает существенные

—--—

~ 466 ~

особенности их деятельности и взаимодействий, а также влияет на успешность и эффективность функционирования органов военного здравоохранения.

Учитывая, что практически все перечисленные факторы, детерминирующие отношение к работе, являются управляемыми, изучение особенностей организационного поведения специфической профессиональной группы военно-медицинского персонала с помощью проверенных на практике концепций, теорий и подходов позволит определить направления деятельности руководителей и специалистов для повышения эффективности использования человеческих ресурсов военно-медицинских организаций и достижения стоящих перед ними целей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления. Пер. с англ. Юнити. М., 2003. С. 6—13.

2. Казакова Т.В. Социально-психологическое обеспечение качества медицинской помощи в военно-медицинских организациях: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2011.

3. Петрушихина Е.Б. Личностные черты как фактор удовлетворенности работой // Современные

технологии управления. 2013. № 9 (33). URL: http://sovman.ru/article/3306 (дата обращения: 22.09.2015).

4. Тимофеев Д. А. Влияние социально-психологических факторов профессиональной деятельности офицеров медицинской службы на их оценку условий военной службы // Социология медицины. М., 2006. № 1. С. 34—38.

5. Чечулина И. А. Отношения врача и пациента в военно-медицинской практике: Дис. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2006.

6. Боченков A.A., Тимофеев Д.А. Личный профессиональный потенциал выпускников военно-медицинских вузов и его использование при комплектовании интернатуры // Воен.-мед. журн. 2007. № 4. С. 14—21.

7. Еругина М.В., Тимофеев Д.А., Цвигайло М.А. Актуальные вопросы обучения врачей основам управления на кафедре организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права // Саратовский научно-медицинский журн. Саратов, 2014. Т. 10, № 4. С. 591—595.

8. Хуртина В.В. Детерминанты организационного поведения российских врачей: особенности формирования и изменения: Дис. ... канд. соц. наук. М., 2014.

9. Немытин Ю.В., Брескина Т.Н. Становление и развитие системы управления медицинской организацией на основе современных технологий управления качеством // Хирургия позвоночника. М., 2007. № 4. С. 73—79.

10.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 5-е издание. М.: Магистр ИНФРА-М, 2014.

THE DETERMINANTS AND POTENTIAL EFFECTS OF ATTITUDE TO WORK (SERVICE) F MILITARY-MEDICAL ORGANIZATIONS' PERSONNEL

D.A. Timofeev1, M.A. Tzvigailo2, O.P. Razdevilova1, M. V. Vlasova1

'State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education Saratov State Medical University named after V.I. Razumovskiy of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation Saratov, Russian Federation, 4'00'2

2Branch No. 6 of Federal State Institution

"District Military Clinical Hospital 442" of the Ministry ofDefense of the Russian Federation Tver Region, Residential Settlement Vypolzovo (township Ozernyi) Tver region, Russian Federation, '71090

Annotation: The attitude of military-medical institutions' personnel in the process of activity can vary significantly and determine the success of their operation.

Taking into account the peculiarities of the mission of military medical establishments, which has wider parameters than civilian medical institutions as well as professional activity of managers, specialists and a significant proportion of

~ 467 ~

—■--—

patients, which is inextricably linked with the performance of duties of military service, the potential phenomenon related to work practice in the military healthcare is insufficiently active and requires further research.

The factors, which determine the attitude to work, are manageable. Studying the features of organizational behavior of the specific professional group of military medical personnel through proven concepts, theories and approaches will help to define the activities of managers and specialists to increase the efficiency of using the human resources of military medical organizations and achieve their goals.

Key words: attitude, job satisfaction, involvement in the activities of the organization, a military medical organization, personnel management, efficiency, organizational behavior.

REFERENCES

1. Dzhordzh Dzh.M., Dzhouns G.R. Organizacionnoe povedenie. Osnovy upravlenija. Per. s angl. Juniti. Moscow, 2003. P. 6—13.

2. Kazakova T.V. Social'no-psihologicheskoe obes-pechenie kachestva medicinskoj pomoshhi v voenno-medi-cinskih organizacijah. Dis. kand. psihol. nauk. Moscow, 2011.

3. Petrushihina E.B. Lichnostnye cherty kak faktor udovletvorennosti rabotoj. Sovremennye tehnologii upravlenija, 2013, no. 9 (33). URL: http://sovman.ru/article/3306 (data obrashhenija: 22.09.2015).

4. Timofeev D.A. Vlijanie social'no-psihologicheskih faktorov professional'noj dejatel'nosti oficerov medicinskoj sluzhby na ih ocenku uslovij voennoj sluzhby. Sociologija mediciny, Moscow, 2006, no. 1, pp. 34—38.

5. Chechulina I.A. Otnoshenija vracha i pacienta v voenno-medicinskoj praktike. Dis. kand. sociol. nauk. Volgograd, 2006.

6. Bochenkov A.A., Timofeev D.A. Lichnyj profes-sional'nyj potencial vypusknikov voenno-medicinskih vuzov i ego ispol'zovanie pri komplektovanii internatury. Voen.-med. zhurn, 2007, no. 4, pp. 14—21.

7. Erugina M.V., Timofeev D.A., Cvigajlo M.A. Ak-tual'nye voprosy obuchenija vrachej osnovam upravlenija na kafedre organizacii zdravoohranenija, obshhestvennogo zdorov'ja i medicinskogo prava. Saratovskij nauchno-medi-cinskij zhurn, Saratov, 2014, vol. 10, no. 4, pp. 591—595.

8. Hurtina V.V. Determinanty organizacionnogo po-vedenija rossijskih vrachej: osobennosti formirovanija i iz-menenija. Dis. kand. soc. nauk. Moscow, 2014.

9. Nemytin Ju.V., Breskina T.N. Stanovlenie i razvitie sistemy upravlenija medicinskoj organizaciej na osnove so-vremennyh tehnologij upravlenija kachestvom. Hirurgija pozvonochnika. Nauchno prakticheskij zhurnal, no. 4, Moscow, 2007, pp. 73—79.

10. Vihanskij O.S., Naumov A.I. Menedzhment. 5-e iz-danie. Moscow, Magistr INFRA-M, 2014.

^ t4MIirill

nittitriu!

INJ^OBASE '

INDEX

(^COPERNICUS OAJt O ULftlCHSW^

- - ■ - i ■ i T I U h i ( J1>C' ,

GOugle^CiteFactor ^ INJE™™ ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.