Научная статья на тему 'Детерминанты формирования правовой культуры современного российского общества в контексте идей либеральной философско-правовой мысли о соотношении права, нравственности, демократии, государства'

Детерминанты формирования правовой культуры современного российского общества в контексте идей либеральной философско-правовой мысли о соотношении права, нравственности, демократии, государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА / ECONOMIC FREEDOM / ПРАВО И НРАВСТВЕННОСТЬ / LAW AND MORALITY / ПРАВО И ДЕМОКРАТИЯ / LAW AND DEMOCRACY / ПРАВО И ГОСУДАРСТВО / LAW AND THE STATE / SOCIO-ORIENTED STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатьева Светлана Викторовна

В статье рассматривается необходимость учитывать традиции и особенности культурно-исторического развития России в поиске путей эффективного вмешательства государства в реализацию экономической свободы его индивидов. Определяется роль правовой культуры в деле преобразования российского общества в социально-ориентированное государство. В связи с этим в статье рассматриваются культурные традиции либеральной русской философско-правовой мысли с позиций историзма, исследуются труды С.Н. Булгакова, Новгородцева П.И., Кистяковского Б.А., Ильина И.А. в познании таких проблем, как право и нравственность, право и демократия, право и государство, утверждение верховенства закона, правопорядка, гарантий прав личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants of formation of legal culture of contemporary Russian society in the context of the ideas of liberal philosophy and legal thought about the relationship between law and morality, democracy and the state

This paper discusses the need to take into account the traditions and features of the cultural and historical development of Russia in the search for effective ways to interference with the economic freedom of its individuals. Defines the role of the legal culture in the transformation of Russian society in the socio-oriented state. In this regard, the article examines the cultural traditions of the Russian liberal legal and philosophical thought from the standpoint of historicism, explores works S.N. Bulgakov, P.I. Novgorodtsev, В.А. Kistyakovsky, I.A. Ilyin in the knowledge of issues such as law and morality, law and democracy, law and the state. promoting the rule of law, justice, human rights guarantees.

Текст научной работы на тему «Детерминанты формирования правовой культуры современного российского общества в контексте идей либеральной философско-правовой мысли о соотношении права, нравственности, демократии, государства»

Теория государства и права

УДК 342+321.72 С.В. Игнатьева*

Детерминанты формирования правовой культуры современного российского общества в контексте идей либеральной философско-правовой мысли о соотношении права, нравственности, демократии, государства

В статье рассматривается необходимость учитывать традиции и особенности культурно-исторического развития России в поиске путей эффективного вмешательства государства в реализацию экономической свободы его индивидов. Определяется роль правовой культуры в деле преобразования российского общества в социально-ориентированное государство. В связи с этим в статье рассматриваются культурные традиции либеральной русской философско-правовой мысли с позиций историзма, исследуются труды С.Н. Булгакова, Новгородцева П.И., Кистяковского Б.А., Ильина И.А. в познании таких проблем, как право и нравственность, право и демократия, право и государство, утверждение верховенства закона, правопорядка, гарантий прав личности.

Ключевые слова: правовая культура, социально-ориентированное государство, экономическая свобода, право и нравственность, право и демократия, право и государство.

S.VIgnatieva*. Determinants of formation of legal culture of contemporary Russian society in the context of the ideas of liberal philosophy and legal thought about the relationship between law and morality, democracy and the state. This paper discusses the need to take into account the traditions and features of the cultural and historical development of Russia in the search for effective ways to interference with the economic freedom of its individuals. Defines the role of the legal culture in the transformation of Russian society in the socio-oriented state. In this regard, the article examines the cultural traditions of the Russian liberal legal and philosophical thought from the standpoint of historicism, explores works S.N. Bulgakov, P.I. Novgorodtsev, В.А. Kistyakovsky, I.A. Ilyin in the knowledge of issues such as law and morality , law and democracy , law and the state . promoting the rule of law, justice , human rights guarantees .

Keywords: legal culture, socio-oriented state, economic freedom, law and morality, law and democracy, law and the state.

Болезненный процесс реформирования российской экономики, становления предпринимательства и частной собственности со всей остротой ставят вопрос о переосмыслении роли государства и права в экономике и требуют разработки новой концепции взаимодействия государства и свободных товаропроизводителей в условиях рынка. Механический перенос западных экономических и правовых моделей пока не дает положительных результатов в силу разных обстоятельств. Порой в качестве главного из них называют то, что российский человек в силу своей природы, психологии или, как сейчас говорят, менталитета не подготовлен к восприятию свободы, открытому обществу. В этой связи, создавая механизм реализации экономической свободы хозяйствующих субъектов в нашей стране, необходимо, с одной стороны, опираться на опыт мировой цивилизации взаимодействия государства и предпринимательства, учитывая нормы международного права, достижения философской, правовой, экономической мысли в решении этой проблемы. С другой, необходимо учитывать традиции и особенности культурно-исторического развития России. Если апеллировать к западному опыту, то анализ правовых систем современности показывает, что отношение государства к правам и свободам личности, в т.ч. и к экономическим свободам товаропроизводителей, претерпело существенные сдвиги - от идеологии либеральной и социальной. В отличие от старого либерального государства, где господствовал принцип безусловной защиты прав и интересов индивида, «государство всеобщего

* Игнатьева, Светлана Викторовна, профессор кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].

* Ignatyeva, Svetlana Victorovna, professor of chair Administrative law of St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor ofjurisprudence, professor. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].

© Игнатьева С.В., 2014

Теория государства и права

благоденствия» защищает личность с учетом общественных и коллективных потребностей. Права и свободы индивида в новой ситуации неотделимы от обязанностей перед обществом и другими людьми, которые следует осуществлять во «благо общества», чтобы приносить общую пользу. Не отрицая роль частной собственности в реализации экономической свободы индивида, новые конституции «государств всеобщего благоденствия» на Западе в то же время отказываются от декларативных заявлений о священности и неприкосновенности частной собственности. Вместо них появляются формулировки типа: «Собственность обязывает», «право на нее не может осуществляться в ущерб общественным интересам». Указывается, что предпринимательская инициатива не может развиваться в противоречии с общественной пользой и может быть координируема, исходя из социальных целей развития общества.

В отличие от либерального, социальное правовое государство гарантирует не только индивидуальные свободы, но и социальную справедливость в отношениях между предпринимателями, производителями и потребителями, индивидом и обществом. Оно проводит социальную политику с целью устранения резкой противоположности между бедностью и богатством, обеспечивая интересы малоимущих слоев общества путем перераспределения доходов среди различных общественных групп. Для этого государство с помощью продуманной и отлаженной юридической системы оказывает эффективное воздействие на экономические отношения, используя при этом не властные приказы и администрирование, а такие экономические рычаги воздействия, как налоги, кредиты, цены, заказы, поддержку базовых отраслей производства.

Чтобы быть социальным, правовое государство должно стать экономически активным. Такому государству соответствует не свободный рынок, а именно регулируемая рыночная экономика. Одна из наиболее признанных школ экономической теории, предложившая активное вмешательство государства в экономическую жизнь, связана с именем и работами англичанина Дж. Кейнса. Кейнс не верил в саморегуляцию рыночного механизма и считал, что для обеспечения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Рецепты его «теории эффективного спроса» нашли применение на практике - в экономической политике не только Англии и США, но и других стран Запада. Дальнейшее развитие теория социального государства получила в работах А. Токвиля в теории «равенства общественных положений», в идеях «умеренного проектирования социальных институтов» К. Поппера, работах М. Харрингтона, Дж. Гелбрейта, У Ростоу и Дж. Шумпетера. Примечательно, что в последние годы видные западные теоретики рыночного либерализма М. Фридман и Фр. Хайек резко выступили против «государства всеобщего благоденствия» и за возвращение к свободе рыночных отношений, к роли государства лишь как «ночного сторожа». И хотя в некоторых странах неоконсервативным силам удалось добиться определенных успехов в устранении негативных последствий экономических потрясений 70-х гг., отказавшись от безудержных социальных расходов государства, все же поворот правового государства от абсолютизации индивидуальных ценностей к понятиям общего блага, обязанностей, социальным институтам оказался необратимым. Это обстоятельство необходимо учитывать, проводя сегодня рыночные реформы в России, где необходимость целенаправленного регулирования экономических отношений приобретает еще большее значение.

В наших реалиях правового нигилизма и произвола, когда современный российский рынок складывается в значительной мере криминальным путем, когда российское предпринимательство делает лишь первые шаги, и тяготы общества за проводимые преобразования имеют непомерно высокую цену, здоровые, подлинно рыночные ростки требуют властной поддержки и защиты. Власть, право, законы должны максимально ослабить негативные последствия вхождения в рынок, создать для каждого человека достойные условия существования, гарантировать всем свободу выбора, исключив возможность осуществления прав одних за счет ущемления прав других.

Важно отметить, что поиск путей эффективного вмешательства государства в реализацию экономической свободы его индивидов в каждый данный момент времени исключает слепое копирование чужого опыта и предполагает необходимость учета традиций и особенностей его национально-исторического развития. Попытка во что бы то ни стало реализовать в социальной практике идеи, законы, для воплощения которых в данном обществе нет ни материальных, ни духовных предпосылок, обречены на неудачу. Неэффективные законы - это те, которые не сумели в максимальной степени отразить интересы людей, общества и государства. Они не реальны, не жизненны, а потому и не работают, не достигают поставленных целей. И сегодня актуально звучат слова русского социолога-правоведа Б.А. Кистяковского о том, что «никогда государство не могло продолжительно существовать только насилием и угнетением». Истинные задачи государства «заключаются в осуществлении солидарных интересов людей. При помощи государства осуществляется то, что нужно, дорого и ценно всем людям» [1, с. 251]. Важным вопросом в деле преобразования нашего общества в социально-ориентированное государство является правовая культура, ее роль в утверждении верховенства закона, правопорядка, гарантий прав личности.

Сегодня мы уже столкнулись со многими противоречиями, имеющими непосредственное отношение к правовой культуре. И не это только противоречие между ростом духовных запросов граждан и реальными возможностями для их удовлетворения. Сегодня противоречия объясняются более глубинными причинами: как только общество отказалось от авторитарных методов неправового государства, как только появилась более или менее реальная возможность пользоваться правами и свободами, так тотчас же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетиями царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка. И здесь мы, как и во многих других отношениях, расплачиваемся за прошлое. Однако дефицит права и правосознания в стране имеет и более отдаленные корни, которые уходят в историю Российского государства.

В связи с этим весьма важно обратиться к исследованию культурных традиций либеральной русской философско-правовой мысли с позиций историзма, к трудам С.Н. Булгакова, П.И. Новгородцева,

Игнатьева С.В. Детерминанты формирования правовой культуры современного российского...

Б.А. Кистяковского, И.А. Ильина в познании таких проблем, как право и нравственность, право и демократия, право и государство. Сейчас, когда само время поставило вопрос национальной идентификации России в новых экономических условиях, необходимость подобного анализа очевидна.

Для правовой культуры России и Запада характерно разное соотношение естественного и писаного права. В России большая роль принадлежит естественному праву. Русский человек менее «законник», для него содержание важнее формы. «Суди по совести, а не по закону» - эта теза органически воспринимается русской национальной психологией. В русской философии права «идею естественного права заменяли идеалы добродетели, справедливости и правды - нравственное, но не правовое отношение к закону и праву». Нравственным, христианским было и отношение русского человека к собственности.

На нравственное, социальное понимание частной собственности указывал русский правовед И.Л. Ильин. «Собственник, лишенный чувства ответственности и чувства сверхклассовой солидарности, распоряжающийся своим имуществом ко вреду других и поступающий антисоциально, должен убедиться в том, ... что собственность его пользуется меньшей защитой, что такое ведение хозяйства оказывается экономически, юридически и нравственно невыгодным для него самого» [2, с. 131, 132].

Стремление к нравственному измерению ситуаций, складывающихся в результате действия законов рынка, было характерно и для П.И. Новгородцева, который критиковал позицию, согласно которой свобода есть не только освобождение от материальных, но и от моральных уз, и отмечал, что «задача правового государства заключается в том, чтобы создать солидарность власти с народом» [3]. Это была попытка вырвать идею правового государства из либерально-индивидуальных представлений и дополнить ее принципом солидарности, стремлением к всеобщему согласию и примирению социально различных слоев общества на базе права. Отмеченные отличительные черты русского самосознания, сформированные всем ходом и характером национальной истории, свидетельствуют о необходимости искать свои пути либерализации на основе изучения национальных, духовных истоков развития России. На протяжении всей истории существования нашего общества государство играло заметную роль в его функционировании. Отношение между обществом и государством строилось на основе полного или частичного подчинения первого второму. Государство было укоренено в обществе и выступало в качестве гаранта порядка и справедливости. На этой основе формировалось и общественное сознание. Патерналистская политика государства по отношению к гражданам была, по сути, нормой политической жизни России. В этих условиях быстрая деэтизация общества способна лишь дезинтегрировать его, укрепить в нем те социальные силы (например, мафиозные структуры), которые будут оказывать негативное воздействие на процесс демократизации общества.

Отмеченные отличительные традиции культурно-исторического, национального, духовного развития Российского государства необходимо учитывать при разработке механизма социальной адаптации общества к современным условиям реформирования экономики, что является одной из важнейших задач переходного периода.

В процессе формирования стратегии развития правовой базы экономики ее адаптации к современным условиям должно быть принято во внимание длительное существование сверхцентрализованной плановой экономики в России, отсутствие навыков и традиций предпринимательской деятельности, длительная ориентация населения на коллективные и уравнительные формы распределения. Как отмечает Е.А.Лукашева, в нашем обществе прочно укоренились идеи равенства и справедливости. И хотя эти принципы носили в основном популистский, демагогический характер и реальность опровергала их, общественное сознание формировалось на этих идеалах [4, с. 8].

Стремление вытеснить эту веру сегодня и заменить ее идеалами свободной конкуренции на фоне роста социального неравенства, обнищания значительной части населения может иметь крайне разрушительные последствия, привести к социальным катаклизмам и расколу общества. Однако дело не только в игнорировании состояния общественного сознания, но и в том, что общество должно иметь определенные цели, в которых принципы равенства, свободы и справедливости должны занять определяющее место. Отрицать значимость этих принципов - значит лишать людей перспективы, освобождать государство от важнейшей миссии воздействия на развитие социальных отношений, пренебрегать ценнейшим опытом ряда современных государств в защите социальных прав человека.

В то же время, говоря об учете социокультурной составляющей в определении прав и свобод личности, предпринимательской экономической свободы, зависимости их от уровня естественноисторического развития общества, не следует забывать, что права человека -общегуманитарная ценность, они вненациональны и определяются развитием человеческой цивилизации в целом. Взаимосвязь и целостность мирового сообщества приводят к сужению сферы, в рамках которой каждое государство может действовать по своему усмотрению, независимо от других государств и мирового общественного мнения, к расширению содержания общечеловеческих стандартов, прав и свобод личности. В новой Конституции РФ зафиксировано: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности» (ст. 6); «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ст. 17). Правовой основой свободы предпринимательства как мирового явления выступает Всеобщая декларация прав человека. В этом своде прав и свобод человека в концентрированном виде выражены важнейшие ценности мировой цивилизации, связанные с утверждением человеческой свободы как неотъемлемого права людей. В их числе и предпринимательская свобода, «оснащенная» правом на выбор в широком диапазоне.

Теория государства и права

Экономическая свобода - понятие емкое, но она не означает вседозволенности, не знающей границ, а всегда связана с риском и ответственностью. Свободный выбор для предпринимателя может осуществляться по-разному. Он может быть анархически диким по своему принципу «все средства хороши» или нравственно ориентированным, когда свободный выбор имеет основания осознания необходимости руководствоваться в своей деятельности принципом согласия, вечными ценностями. Российская Федерация определяется в новой Конституции как социальное государство. Это означает, что достойная жизнь и свободное развитие его граждан - не только личная свобода, но и задача государства. Индивид не «один на один» противостоит окружающему миру, а является частицей огромного социального организма. Следовательно, консенсус между государством и личностью должен быть найден прежде всего в социальной сфере.

Итак, экономическая свобода - это свобода, понимаемая в совокупности прав и обязанностей делового человека, которая исключает в себе возможности злоупотребления ею. Ее вырождение в культ эгоизма и материальных благ проявляется в гипертрофированных и уродливых формах предпринимательства.

Общемировая тенденция взаимодействия государства и предпринимательства видится на путях их взаимной ответственности и доверия, баланса воли и интересов, с опорой на согласие и гуманистические идеалы мировой цивилизации.

Список литературы

1. Кистяковский, Б. А. Государство и личность // Русская философия собственности. XVIII-XX. - 1993.

2. Ильин, И. А. О частной собственности // Русская философия собственности (XVIII-XX вв.). -СПб.: СП «Ганза», 1993.

3. Новгородцев, П. И. Кризис современного правосознания. - М., 1909.

4. Лукашева, Е. А. Социальное государство и защита прав граждан в условиях рыночных отношений // Социальное государство и защита прав человека. - М., 1994.

Literature

1. Kistyakovskiy, B. A. Gosudarstvo i lichnost // Russkaya filosofiya sobstvennosti. XVIII-XX. - 1993.

2. Ilin, I. A. O chastnoy sobstvennosti // Russkaya filosofiya sobstvennosti (XVIII-XX vv.). - SPb.: SP «Ganza», 1993.

3. Novgorodtsev, P. I. Krizis sovremennogo pravosoznaniya. - M., 1909.

4. Lukasheva, E. A. Sotsialnoe gosudarstvo i zaschita prav grazhdan v usloviyah ryinochnyih otnosheniy // Sotsialnoe gosudarstvo i zaschita prav cheloveka. - M., 1994.

УДК 340

Ю.Б. Шубников*

К вопросу о роли права в развитии общественных отношений в условиях модернизации государства

В статье предпринята попытка на основании обобщения имеющихся в научной литературе исследований природы и содержания социальных институтов, раскрытия места и роли государства и права в процессе институциональных преобразований общества.

Ключевые слова: социальные институты, формальные институты, государство, право.

Y.B. Shubnikov*. To the question about the role of law in development of public relations in the conditions of modernization of the state. The article attempts on the basis of generalization of available scientific literature studies of the nature and content of social institutions disclosure of the place and role of state and law in the process of institutional transformation of society.

Keywords: social institutions, formal institutions, the state, law.

Государство и право, являясь важнейшими факторами существования и развития общества, всегда находятся в центре внимания научного сообщества. Теория государства и права относится к числу наиболее разработанных направлений обществоведения. На сегодняшний день имеется множество общепризнанных трактовок природы и содержания государства и права как научных категорий. Вместе с тем представляется, что современная отечественная правовая наука недостаточное внимание уделяет еще одной точке зрения на природу данных явлений общественного бытия, которая получила

* Шубников, Юрий Борисович, доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, пл. Репина 1, E-mail: [email protected].

* Shubnikov, Yuri Borisovich, doctor of law, Professor, head of Department of St. Petersburg University of MIA of Russia. Russia. Address: 198206, St. Petersburg, Repin sq., 1. E-mail: [email protected].

© Шубников Ю.Б., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.