Е. П. Казакова
ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ОТ ПЕДАГОГА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Представлены результаты аналитического обзора основных подходов к зависимости в эмоциональных отношениях, выявлению ее предпосылок и причин возникновения. Раскрываются теоретико-методологические основания постановки эмпирического исследования эмоциональной зависимости (ЭЗ) учащихся от педагога. Представлена система детерминант ЭЗ учащихся подросткового и юношеского возраста от педагога.
Ключевые слова: эмоциональная зависимость (ЭЗ), детерминанты эмоциональной зависимости, диада «педагог — ученик», образовательная среда, эмоциональные отношения.
E. Kazikova
DETERMINANTS OF EMOTIONAL DEPENDENCE ADOLESCENCE STUDENTS' FROM A TEACHER: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT
The article presents the results of analytical review of the main approaches to dependency in emotional relationships and identifying its preconditions and causes. The theoretical-methodological basis for formulation of the empirical study of emotional dependence (ED) students' from a teacher have been disclosing. The system of determinants of ED adolescence students ' from a teacher have presented.
Keywords: emotional dependence (ED), determinants of emotional dependence, dyad «teacher — student», educational environment, emotional attitude.
В психологической науке на сегодняшний день направление, ориентированное на изучение зависимости в системе межличностных отношений, имеет глубокие теоретико-методологические корни. Однако до сих пор существует низкая дифференциация зависимости в системе психических явлений с точки зрения психологического содержания, а также дискуссионным остается вопрос, касающийся детерминант возникновения зависимости от другого человека в аспекте эмоциональных отношений.
Отношение — это сила, потенциал, определяющий степень интереса, выраженности эмоций, а также напряжения и степень напряжения желания или потребности [11, с. 48-49]. Л. Я. Гозман определяет отношения как систему взаимодействий, контактов, связей. Им подробно исследовался эмоциональный компонент от-
ношений — оценка субъектом взаимодействия и участвующих в нем партнеров. В отношениях между педагогом и учеником эмоциональный компонент доминирует, определяет актуальное состояние и развитие взаимодействия [2].
В отечественной психологии круг исследований неформальных отношений, в которых наиболее широко представлен эмоциональный компонент, достаточно узок. Исследования, посвященные изучению эмоциональных отношений, характеризуются некоторой разрозненностью данных (Г. И. Щукина, 1971, С. А. Тарновский, 1983, Л. Я. Гозман, 1987, Я. Л. Коломин-ский, 1988, И. С. Кон, 1989, О. Н. Скоблик, 1996, В. А. Лабунская, 1999, А. Ю. Афанасьев, 2000, А. Г. Грецов, 2003, К. В. Кузнецова, 2006, В. Д. Москаленко, 2006, Т. В. Казанцева, 2010 и др.).
Актуальность данного исследования определяется следующими положениями:
^ требуется систематизация подходов к пониманию и исследованию зависимости в эмоциональных отношениях (ЭО);
^ характеристики и детерминанты возникновения зависимости от другого человека остаются недостаточно изученными в психологии.
Анализ теоретических и эмпирических исследований в рамках указанного направления позволил классифицировать виды зависимости в ЭО, конкретизировать понятие «эмоциональная зависимость» (ЭЗ), а также сформулировать основные положения, которые составили теоретический фундамент эмпирического исследования ЭЗ в диаде «педагог — ученик» и причин ее возникновения.
Специфика эмоциональных переживаний, поведенческих проявлений и системы отношений (субъект-субъектная или субъект-объектная) в первую очередь позволяют дифференцировать типы зависимости от другого человека: взаимозависимость («нормативную» зависимость) (J. Martin, 2004, S. Peabody, 2005, L. M. Diamond, 2006, K. H. Lambird, 2006, W. S. Rholes, 2006), эмоциональную зависимость и патологические формы зависимости (ПФЗ) [7; 10; 13; 14; 16]. Как правило, в психологической науке выделяют взаимозависимость и ПФЗ (созависимость, зависимое расстройство личности (ЗРЛ), любовная ад-дикция, невротическая потребность в любви и привязанности и т. д.). В отличие от последних и ЭЗ, взаимозависимость характеризуется взаимным участием и желанием поддерживать близкие отношения при сохранении психологической автономии обоих партнеров.
Роль эмоциональной составляющей и психологического дискомфорта аналогична в формировании и проявлении ПФЗ. Это позволяет предположить, что им предшествует ЭЗ, которая нами определяется как комплекс устойчивых переживаний, стрем-
лений, побуждений, пристрастного отношения к другому человеку, связанных с его характеристиками и проявлениями, устранением психологического дискомфорта, компенсацией дисфункций в эмоционально-личностной сфере, стабилизацией эмоционального состояния и достижением субъективного благополучия исключительно посредством взаимодействия с ним. ПФЗ могут быть следствием усугубления ЭЗ под влиянием проявлений объекта зависимости и среды, в которую включен субъект, а также под влиянием реакций эмоционально зависимой личности на данные проявления, в силу психологических особенностей и специфики восприятия ситуаций взаимодействия.
Раскроем теоретико-методологические основания исследования детерминант ЭЗ учащихся от педагога. Согласно психоаналитическому подходу (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Эриксон, К. Хорни и др.), зависимость возникает из-за преобразования доминирующих механизмов психологических защит. Вероятно, учащиеся, эмоционально зависимые от педагога, будут характеризоваться специфичной иерархией ведущих психологических защит (ЭЗ может формироваться в качестве компенсаторной формы защиты). Под ЭЗ в данном подходе понимается обусловленность эмоционального самоощущения, настроения и переживаний человека воздействиями и ответными реакциями объекта зависимости [14]. Также в контексте нашего исследования значимо положение Э. Эриксона, согласно которому период подросткового и юношеского возраста характеризуется наиболее острым кризисом идентичности. Непреодоленный кризис приводит к диффузной идентичности, сопровождающейся внутренней опустошенностью, повышенной тревожностью, неспособности адекватно выражать эмоции и др. В связи с этим, неустойчивые (неопределенные) личностные границы, низкий уровень психологической суверенности, вероятно, обусловливают подчинен-
ность объекту зависимости, конфлюенцию с его эмоциональным состоянием, подмену собственных желаний, интересов, интересами и желаниями объекта зависимости.
Так, представители клинико-персоноло-гического подхода (В. Я. Семке, Ц. П. Короленко, А. Р. Лурия, В. Д. Менделевич и др.) утверждают, что зависимость возникает на фоне недостаточно развитой «Я-концепции». Зависимые лица неспособны по-настоящему выражать, переживать свои эмоции и на них оказывают сильное влияние эмоции других людей (они «заимствуют» эмоции людей, находящихся в непосредственной близости). Подобная ЭЗ проявляется при дефицитарной саморегуляции, стремлении ухода от реальности за счет поддержания интенсивности эмоциональных переживаний. Обращение к объекту зависимости восполняет дефицит собственных регулятивных средств, эмоциональных переживаний [7; 8; 13].
Таким образом, недостаточно развитое чувство своего «Я» создает у учащихся подросткового возраста риск быть «поглощенным» педагогом с выраженной экспрессией — стать эмоционально зависимым от него. В эмоциогенной ситуации у эмоционально зависимых учащихся обнаруживается сниженная способность к произвольной стабилизации эмоционального состояния и адаптации психической активности к изменениям внешней среды. И. В. За-песоцкой доказано, что эмоционально-волевая регуляция — один из универсальных механизмов возникновения зависимости [3].
Теоретико-методологические основания рассмотрения образовательной среды в качестве условия для развития личности ребенка заложены в фундаментальных положениях о развитии и социальной природе психики человека, согласно которым, формирование личности и психическое развитие происходят в процессе присвоения социального опыта (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) [9].
В контексте экопсихологического подхода образовательная среда (ее психологические характеристики) предположительно может являться весомым фактором, детерминирующим возникновение эмоциональной зависимости учащихся от педагога, что представляется важным для нашего исследования. По данным И. С. Кона, именно в юношеском возрасте значительно сложнее и дифференцированнее становятся отношения в диаде «педагог — ученик». На первый план выходят его индивидуальные, личностные качества, то есть учащиеся в лице учителя хотят видеть старшего друга, наставника. Отношение к любимому учителю порой характеризуется страстным увлечением и безоглядной преданностью [2].
Существенное влияние на формирование эмоционально-оценочной стороны межличностных отношений оказывают индивидуально-психологические особенности участников [2]. Это позволяет предположить, что психологические особенности учащихся оказывают существенное влияние на характер зависимости от педагога — взаимозависимость или ЭЗ. Немаловажно, что в зарубежной психологической науке отмечается фундаментальность потребности в близких отношениях и взаимозависимости [15, 16].
Согласно гуманистическому подходу (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) базой для возникновения ЭЗ могут послужить следующие потребности подросткового возраста: в идентификации, в тесных эмоциональных контактах, взаимопонимании и близости.
В отечественных и зарубежных психологических исследованиях описываются различные предпосылки зависимости в эмоциональных отношениях [1; 2; 3; 4; 7; 8; 9; 10; 12; 13]. Их анализ позволил нам осуществить продуктивное обобщение и представить систему детерминант ЭЗ учащихся от педагога (см. табл.).
Таким образом, на подростковом и юношеском этапе онтогенеза в качестве детерминант ЭЗ различной модальности
можно рассматривать личностное своеобразие и проявления педагога, психологические особенности учащихся, а также психологические характеристики образовательной среды.
В дальнейшем эмпирическом исследовании стоит задача показать, что возникновение ЭЗ обусловлено как внутренними, так и внешними факторами.
Также необходимо определить отличительные психологические характеристики, которые свойственны эмоционально зави-
симым от педагога учащимся, выявить их структуру и показать вклад в формирование ЭЗ от педагога.
Практическая значимость результатов эмпирического исследования детерминант ЭЗ заключается в возможности их использования для профилактики нарушений межличностных отношений в диаде «педагог — ученик», в частности — ЭЗ, поскольку образовательная среда оказывает непосредственное влияние на эмоционально-личностное развитие учащихся.
Система детерминант ЭЗ учащихся подросткового и юношеского возраста от педагога
Детерминанты ЭЗ внешней модальности
Социально-средовые
Случайные
Детерминанты ЭЗ внутренней модальности
1.Психологические характеристики образовательной среды: референтность - значимость образовательной среды в плане влияния на установки личности, на выбор линии поведения и развитие в целом; удовлетворенность - оценка наиболее значимых для учащихся характеристик образовательной среды и удовлетворенность ими; защищенность от психологического насилия во взаимодействии; эмоциональность — наличие возможности неформального общения с педагогами
2.Направленность педагогической деятельности на высокие предметные и метапредметные результаты в ущерб личностному развитию учащихся (поощрение чрезмерной самоотдачи, исполнительности и т. п.)
3. Опыт социализации (нарушения детско-родительских отношений, раннее прерывание естественной психологической связи с матерью, доминирование отрицательного опыта субъект-субъектного взаимодействия и др.)_
4.Психотравмирующий опыт (любой опыт, который препятствует ощущению защищенности и безопасности)_
5.Индивидуально-психологические характеристики педагога (экспрессивность, эмоциональность, уровень эмпатии и др.)_
1.Эмоцио-генная ситуация, спровоцировавшая «якорение» по отношению к педагогу
1.Эмоциональные особенности учащегося: самооценка, степень аутентичности, внушаемость, уровень нервно-психического напряжения и др.; психологический дискомфорт, связанный с дисфункциями эмоционально-личностной сферы учащегося; степень психологического благополучия_
2.Поведенческие особенности учащегося: специфика иерархии механизмов психологической защиты личности; копинг-стра-тегии; психологическая суверенность; специфика эмоционально-волевой регуляции поведения
3.Когнитивные особенности учащегося: уровень социального интеллекта, специфика базисных убеждений
4.Индивидуально-типологические характеристики учащегося (акцентуации характера, ригидность, интроверсия, сензитивность и т. д.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БоулбиДж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2006. 232 с.
2. Гозман Я. Л. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. 175 с.
3. Запесоцкая И. В. Состояние зависимости: метапсихологический подход // Клиническая и специальная психология. 2013. № 2. С. 10-24.
4. Казанцева Т. В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2011. 205 с.
5. Казикова Е. П. Представления педагогов о специфике проблемы эмоциональной зависимости от них учащихся среднеобразовательных школ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 2 (37). Ч. II. С. 89-100.
6. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
7. Короленко Ц. П. Социодинамическая психиатрия. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 460 с.
8. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. М.: Леви-Центр, 1996. 352 с.
9. Лактионова Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: Монография. СПб.: Книжный дом, 2013. С. 63-88, 250-256.
10. Менделевич В. Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) // Вестник клинической психологии. 2003. Т. 1. № 2. С. 153-158.
11. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бо-далева. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1995. 356 с.
12. Тарабакина Л. В. Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
13. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. М.: Независимая фирма «Класс», 2002. 224 с.
14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Айрис-пресс, 2004. 464 с.
15. DiamondL. M., Hicks A. M., Otter-Henderson K. Physiological evidence for repressive coping among avoidantly attached adults // Journal of Social and Personal Relationships, 2006. Р. 205.
16. Peabody S. Addiction to Love: Overcoming Obsession and Dependency in Relationships. N. Y.: Crown Publishing Group, 2005. 195 p.
REFERENCES
1. Bowlby J. Sozdanie i razrushenie emosional'nykh sv'azei. M.: Academicheskii proect, 2006. 232 p.
2. Gozman Y. L. Psikhologiia emosional'nykh otnoshenii. М.: MGU, 1987. 175 p.
3. Zapesotskaia I. V. Sostoianie zavisimosti: metapsikhologicheskii podkhod [The condition of dependence: metapsychological approach] // Klinicheskaia i spesial'naia. 2013. No. 2. Р. 10-24.
4. Kazantseva T. V. Sosial'no-psikhologicheskie determinanty mezhlichnostnoi priviazannosti: Dis. ... cand. psychol. nauk. SPb., 2011. 205 p.
5. Kazikova E. P. Predstavleniia pedagogov o spesifike problemy emosional'noi zavisimosti ot nikh uchashchikhsia sredneobrazovatel'nykh shkol // Lichnost', sem'ia i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii. 2014/ No. 2 (37). Ch. II. P. 89-100.
6. Kon I. S. Psikhologiia rannei iunosti. М.: Prosveshchenie, 1989. 256 с.
7. Korolenko С. P. Sosiodinamicheskaia psikhiatriia. М.: Academicheskii proect; Ekaterinburg: Delovaia kniga. 2000. 460 p.
8. Levi V. L. Nestandartnyi rebenok. М.: Levi-Center, 1996. 352 p.
9. Laktionova E. B. Psikhologicheskaia ekspertiza obrazovatel'noi sredy: Monografiia. SPb.: Knizhnyi dom, 2013. P. 63-88, 250-256.
10. Mendelevich V. D. Zavisimost' kak psychologicheskii i psychopatologicheskii fenomen (problemy di-agnostiki i differensiasii) // Vestnik klinicheskoi psychologii. 2003. Vol. 1. No. 2. P. 153-158.
11. Miasishchev V. N. Psychologiia otnoshenii: izbrannye psychologicheskie trudy / Pod. redA. А. Boda-leva. М.: МPSI; Voronezh: MODEK, 1995. 356 с.
12. Tarabakina L. V. Emosional'noe zdorov'e shkol'nika v obrazovatel'nom prostranstve. N. Novgorod: Nizhegorodskii gumanitarnyi tsenter, 2000.
13. WeinholdB., WeinholdJ. Osvobozhdenie ot sozavisimosti. М.: Nezavisimaia firma «Class», 2002. 224 p.
14. Horney K. Nevroticheskaia lichnost' nashego vremeni. М.: Airis-press, 2004. 464 p.
15. DiamondL. M., Hicks A. M., Otter-Henderson K. Physiological evidence for repressive coping among avoidantly attached adults // Journal of Social and Personal Relationships, 2006, pp. 205.
16. Peabody S. Addiction to Love: Overcoming Obsession and Dependency in Relationships. N. Y.: Crown Publishing Group, 2005, 195 p.