Научная статья на тему 'Детерминанты экономической безопасности в сфере ЖКХ'

Детерминанты экономической безопасности в сфере ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
616
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / REGION / ECONOMIC SAFETY / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Глазырин Максим Александрович

Статья посвящена выявлению и изучению детерминантов экономической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF ECONOMIC SAFETY IN THE SPHERE OF HOUSING AND PUBLIC UTILITIES

Article is devoted to identification and studying of determinants of economic safety in housing and communal services sphere.

Текст научной работы на тему «Детерминанты экономической безопасности в сфере ЖКХ»

ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В СФЕРЕ ЖКХ

М. А. ГЛАЗЫРИН

Статья посвящена выявлению и изучению детерминантов экономической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: регион, экономическая безопасность, жилищно-коммунальное хозяйство.

Современные тенденции развития экономики страны приводят к необходимости комплексных модернизационных процессов в инфраструктуре регионов. Сегодня роль региона в экономике страны как никогда высока, о чем неоднократно свидетельствуют заявления Президента Российской Федерации В. В. Путина. Процессы модернизации, проходящие в регионах, обуславливают необходимость формирования новых подходов к обеспечению экономической безопасности территорий с учетом структуры регионального хозяйства и соответствующих угроз в его подсистемах. Поэтому процесс должного обеспечения экономической безопасности региона, в отрыв от ее структуры, не является возможным и представляет собой некий «пазл» безопасности ее сфер. Все вышеизложенное, на наш взгляд, определяет актуальность настоящего исследования.

Выявляя степень разработанности проблемы, хочется отметить, что над вопросами обеспечения экономической безопасности в сферах регионального устройства посвящены работы А. Р. Белоусова, Б. В. Губина, И. И. Кузьмина, В. Е. Лихтенштейн, В. И. Павлова, В. В. Преснякова, А. С. Селезнева, В. М. Чаплыгина.

Значительный вклад в изучение угроз экономической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства внесли работы А. Г. Арбатова, А. И. Архиповой, А. К. Большаковой, Е. М. Бух-вальда, Н. Г. Гловацкой, А. Е. Городецкого,

Н. А. Косолапова, В. А. Медведева, А. Н. Нестеренко, К. П. Самсонова, В. К. Черняка, И. Ф. Чернявского, С. Харрисон Генри, Дж. Фридмана и др. Однако несмотря на пристальное внимание научного сообщества к обеспечению экономической безопасности региона и его сфер, в отдельности, возникает необходимость подробного рассмотрения детерминантов экономической безопасности

в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Целью статьи является исследование детерминантов экономической безопасности в сфере жилищнокоммунального хозяйства. При этом объектом исследования выступает совокупность факторов и методов обеспечения ее экономической безопасности.

Сегодня важнейшей структурой региона является сфера жилищно-коммунального хозяйства, стабильное функционирование которого определяет уровень и качество жизни населения в регионе. Специфика функционирования, системы ЖКХ, заключается во множественном характере субъектов хозяйственного взаимодействия и переплетения их интересов: коммерческие и некоммерческие организации, государственные и муниципальные структуры, физические лица и их сообщества, что обосновывает ключевую роль данной сферы в развитие экономики не только региона, но и всей страны в целом. И все же главенствующую роль в данной сфере региона можно отнести за счет множественного включения сфер региональной экономики: содержание значительной части производственной инфраструктуры путем создания условий для реального производства (дороги и инженерные коммуникации, средства связи и т. д.); содержание коммерческой инфраструктуры посредством создания условий для работы розничной и оптовой торговли; присутствие финансово-кредитной сферы посредством функционирования различных фондов, страховых компаний, единых расчетно-кассовых центров и пунктов приема денежных средств по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства; содержание социальной системы посредством создания условий для функционирования образования, системы здравоохранения, торговли, организации досуга, туризма, органов правопорядка и т. д.; содержание части информационной инфраструкту-

ры посредством систем массовой информации, сайтов в сети Шете^ содержание экологической и институциональной основы посредством систе-

мы формальных и неформальных норм, правил, формирующих организационно-экономические отношения в данной сфере (рис. 1).

Однако на сегодняшний день проводимая экономическая политика и реформа системы жилищно-коммунального хозяйства региона не дает ожидаемых результатов. Исторически сложилось так, что сфера жилищно-коммунального хозяйства эволюционировала и стала самостоятельной экономической единицей, приватизация 80 % жилищного фонда не сформировала эффективного собственника, обеспечивающего ремонт и эксплуатацию жилья. Более того 58 % коммунальных предприятий работают с убытком. В то же время непрозрачность финансовых потоков, нецелевое их использование, многочисленные коррупционные проявления способствуют увеличению степени износа объектов системы ЖКХ. Так, например, по результатам обследования, проведенного Министерством регионального развития Российской Федерации, степень износа основных фондов системы жилищнокоммунального хозяйства, по состоянию на 1 января 2011 г. превышает нормативный срок и износ составляет порядком 60 % [6], что способствует увеличению угроз экономической безопасности как в самой сфере ЖКХ, так и во всей системе экономической безопасности территории. Например, рост тарифов на коммунальные ресурсы, повышение неэффективности системы

управления, формирование несовершенной конкурентной среды, увеличение хронических неплатежей приводит к росту совокупного платежа граждан за пользование данной системой, который в значительном количестве субъектов Российской Федерации опережает темп роста доходов населения, приводит к увеличению угроз экономической безопасности региона (к примеру, в обороте системы жизнеобеспечения страны находится до 30 млрд долл. [9], работает 2,5 млн чел., около 34 тыс. предприятий, расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2007 г. составили 53,0 млрд руб., в 2009 г. -107,7 млрд руб. 2011 гг. - около 226 млрд руб. [4]). Существующие и возникающие угрозы экономической безопасности следует считать ключевыми в системе экономической безопасности региона, что обуславливает данную сферу как детерминант обеспечения экономической безопасности на мезоуровне. Так, например, авария в системе жилищно-коммунального хозяйства, произошедшая 25 мая 2005 г. в Москве, привела к дестабилизации экономической ситуации в нескольких регионах страны (Москва, Подмосковье, а также Тульская, Калужская и Рязанская области) с примерным убытком в 1,708 млрд руб. Авария в данной сфере в г Нью-Йорке США

в 1977 г. также привела к экономическим убыткам в размере до 1 млрд долл. [3].

Например, увеличение угроз экономической безопасности региона за счет роста тарифов (рис. 1). Так, например, динамика роста тарифов на услуги системы ЖКХ и инфляции - среднем за 9 лет (2001-2009 гг.) выросли: отопление -в 7 раз, горячее водоснабжение - в 9 раз, холодное водоснабжение - в 6 раз, газ - в 5, электроэнергия - в 5. При этом рост инфляции с 2001 г.

по 2009 г. составил 115 %, а уровень износа основных фондов сферы ЖКХ в 2010 г. составил 54,5 % (табл. 1) [9].

Таблица 1

Показатели износа основных фондов в сфере ЖКХ [4]

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Уровень износа 39,8 42,5 40,0 40,7 43,4 44,5

Рис. 2. Темп роста тарифов на услуги ЖКХ в РФ за период 2001-2010 гг. [4]

Также наблюдается положительная динамика увеличения доли ветхого жилья и значительный рост аварийного жилья (табл. 2). При этом 62 % всего жилого фонда составляют дома старше 30 лет, степень износа трети жилого фонда превышает 60 %.

Отметим, что представленные статистические данные подтверждают неэффективность функционирования данной сферы, состояние которой влияет на экономическую безопасность регионов и всей страны в целом. При этом стоит отметить, что рост тарифов на ЖКУ и оплату жилья ведет

к обнищанию людей и дальнейшему разрыву в доходах 10 % самых бедных и 10 % самых богатых.

Возрастают численные характеристики преступлений экономического характера, регистрируемых в данной сфере, среди которых: хищения в виде мошенничеств, присвоения или растраты (составляют более 50 %), незаконное предпринимательство - около 2 %, уклонение от уплаты налогов - примерно 5 %, и все виды должностных преступлений - больше 40 % [5]. Однако, стоит констатировать, что в сфере ЖКХ регистрируемые правонарушения имеют смешанную динамику. Так, например, рост преступлений в данной сфере с 1997 г. по 2000 г. увеличивался ежегодного и составил 36,6 %. К 2003 г. преступность сократилась на 27,5 %, после чего на протяжении двух лет опять возросла на 19,7 % и в 2006 г. сократилась на 10,2 %. С этих пор наблюдается рост регистрируемых преступлений [5].

Таблица 2

Состояние жилищного фонда (тыс. кв. м) [4]

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Ветхое жилье 83,4 83,2 84,0 83,1 80,1 78,9

Аварийное жилье 11,2 12,7 15,1 16,6 19,4 20,5

Также стоит отметить и высокий уровень коррупционности в сфере ЖКХ. По данным общественной организации «Комитет по борьбе

Международный опыт показывает, что доминирование коррупционных отношений во властных структурах и сфере ЖКХ не приводит к развитию экономических отношений и становлению гражданского общества.

Следует отметить, учитывая множество региональных проблем ЖКХ, порой разного плана, завуалированным характером выступают как единый раздражитель потребительского и политического сегмента населения. Вследствие не понимания того, что данные региональные проблемы ЖКХ носят разноплановый характер, а их причина также не однородна, с точки зрения региональной составляющей, происходит неадекватное их осознание основной группой населения и вызывает крупные социально-экономические протесты опосредованные информационным сектором экономики. Следовательно, исходя из выше описанного, выделим специфику жилищно-коммунальных товаров и услуг:

- имеют специфику всеобщего пользования, в зависимости от характеристик количественного и качественного характера;

- обеспечивают деятельность общезначимого характера для всего населения, т. е. общество заннтересовано в их выполнении;

- основываются на различных формах собственности, в том числе и на общественной;

- осуществляются органами федеральной, региональной и муниципальной власти, либо другим хозяйствующим субъектом [1].

Исходя из выше описанного, выделим основные детерминанты обеспечения экономической безопасности в сфере ЖКХ: отсутствие экономических стимулов снижения издержек на производство коммунальных услуг; отсутствие разноплановых механизмов решения проблем с людьми, которые имеют большие задолженности по оплате ЖКУ; отсутствие эффективных программ

с коррупцией» уровень коррупционности в системе ЖКХ в регионах страны занимает второе место после правовых органов власти (табл. 3).

переселения из аварийного и ветхого жилья; несовершенство государственной поддержки управляющих компаний; отсутствие эффективных механизмов социальных выплат; повышение расходов федерального и регионального бюджета при неизменном уровне; доминирование в процессе функционирования дотационности в экономическом и ресурсном обеспечении вследствие неразвитости инфраструктуры.

Литература

1. Брякин С. Н. Региональные детерминанты функционирования сферы ЖКХ // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2011. Вып. 12.

2. По данным сайта межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» URL: http://www.com-cor.ru

3. URL http://www.blackout.gmu.edu/archive/

URL: http: //www.gks.ru

1Л URL: http: //mvd.ru

URL: http: //www.economy.gov.ru

г-' URL: http: //www.gosnadzor.ru

00 URL: http: //www.rf-agency.ru/acn/tarif_ru.htm

сК URL: http: //www.stopcorruption. ru

о URL: http: www.gks.ru

* * *

DETERMINANTS OF ECONOMIC SAFETY IN THE SPHERE OF HOUSING AND PUBLIC UTILITIES

M. A. Glazyrin

Article is devoted to identification and studying of determinants of economic safety in housing and communal services sphere.

Key words: region, economic safety, housing and communal services.

Таблица 3

Распределение обращений коррупционной направленности граждан в Федеральных округах России 2010 год, % [2]

Государственные и муниципальные органы власти Федеральные округа России

Дальневосточный Северо- Западный Уральский Южный Приволжский Сибирский Центральный

Правоохранительные органы 44,8 48,3 55,3 49,5 60,5 67,1 42,3

ЖКХ 31,9 30,4 24,0 28,6 22,4 15,6 37,2

Органы власти 20,7 13,7 15,3 14,1 12,1 13,6 13,3

Здравоохранение 2,6 5,6 4,6 6,2 4,2 3,1 6,1

Прочие 0 2,0 0,8 1,7 0,8 0,7 1,1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.