Научная статья на тему 'ДЕТАЛЬ В БАТАЛЬНЫХ СЦЕНАХ РОМАНА М.А. ШОЛОХОВА "ТИХИЙ ДОН"'

ДЕТАЛЬ В БАТАЛЬНЫХ СЦЕНАХ РОМАНА М.А. ШОЛОХОВА "ТИХИЙ ДОН" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
905
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕТАЛЬ В БАТАЛЬНЫХ СЦЕНАХ РОМАНА М.А. ШОЛОХОВА "ТИХИЙ ДОН"»

ДЕТАЛЬ В БАТАЛЬНЫХ СЦЕНАХ РОМАНА М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

Кукса Полина Викторовна

кандидат филологических наук доцент кафедры иностранных и русского языков Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище

город Рязань

Русская литература являет собой неповторимое и самобытное отражение жизни, иллюстрирующее все наиболее заметные перемены в истории страны.

Русская литература среди разного рода исторических перипетий неоднократно в качестве предмета своего изображения использует различные войны. Теме войны посвящены многие известные произведения мировой художественной литературы. Писатели на разных языках рассказывают о страшных событиях на полях сражений и за их пределами, призывая человечество не позволить им повториться.

Русские писатели воспевают смелость и безграничную любовь к Родине. Патриотическое начало обнаруживается в большинстве отечественных произведений о войне. Герои, отправляясь на защиту Отчизны, вступают в схватку не только с врагом своей земли, но и с тяготами полей сражений.

Авторы со страниц своих произведений буквально кричат о противоестественности происходящего во время войны. Большинство писателей сходятся в едином мнении о том, что всякая война - это враждебное, несовместимое с человеком, ненавистное и враждебное ему явление.

Отечественную литературу о войне традиционно подразделяют на несколько типов. Классифицируются военные произведения в зависимости от описываемых в них исторических событий. Значительную роль в истории русского народа сыграли 1910-ые годы. Ужасы, страшные кровопролития, волны нечеловеческого насилия стали частью жизни этого периода нашей страны. Одним из самых знаковых произведений, посвященных Гражданской и Первой мировой войнам, является роман-эпопея Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон».

Писатель представил читателю «чудовищную нелепицу войны» во всех ее красках, натуралистично обнажая все самое страшное. Эпизоды с полей сражений поражают воображение своей суровой откровенностью.

Роман «Тихий Дон», как отмечалось выше, охватывает обе войны, вошедшие в историю XX века. Жизнь главного героя произведения - казака Григория Мелехова протекает на фоне революции и Гражданской войны. В течение долгих и трудных семи лет герой Шолохова переживает муки выбора «своей» стороны. Все эти годы, не зная четко, куда «прислониться», Мелехов постоянно воюет, рискуя собственной жизнью. Сложный выбор, непонимание и непринятие происходящего ломают судьбу Григория и его самого.

Автор «Тихого Дона», как и большинство его отечественных предшественников, транслирует пацифистскую идею. На страницах произведения нет ни любования автора героями сражений, ни воспевания отваги, доблести и мужества сражающихся, ни живописания воинских подвигов. Война в понимании Шолохова - огромная человеческая трагедия.

Важно отметить, что война на страницах романа «Тихий Дон» изображена в традициях русской литературной баталистики и под несомненным влиянием казачества, сочетающего в себе два полярных начала - воинское и мирное (земледельческое).

В произведении Шолохова война не является целью повествования, как в отдельных произведениях его собратьев по перу. В центре «Тихого Дона» - история казаческого сословия на фоне общероссийской истории.

Русская литература, начиная с древних воинских повестей, провозглашает идею о разноплановости восприятия войны. Данное суждение поддерживает и активно развивает в своем творчестве М.А. Шолохов. Автор «Тихого Дона» указывает на двойственную природу войны.

Опираясь на традиции древнерусской литературы, Шолохов постепенно, используя устное народное творчество, вплетает в ткань художественного целого, посвященного истории ХХ века, воспоминания о вольнице, о договоре казаков с Екатериной, о восстаниях Емельяна Пугачёва и Степана Разина. На страницах «Тихого Дона» встречаются рассказы очевидцев Турецкой и Кавказской кампаний. На протяжении романа писатель проводит исторические и культурные параллели между Войском Донским и всем российским государством.

Особенно значимо для Шолохова почитание и сбережение культурных традиций даже на поле боя. Для русского народа всегда была ценна жизнь каждого отдельного человека. Испокон веков на Руси

главнейшими добродетелями считались умение хранить тесные связи с собственным родом, природой и умение нести ответственность за создаваемую историю.

Главным условием мирной жизни на страницах романа провозглашается писателем способность прощать, подавлять в себе ненависть к другому человеку, нести абсолютную ответственность за свои поступки и за ход истории своего народа.

Шолохов изображает войну во всем ее трагизме. Автор подчеркивает тот факт, что описываемые события касаются человека в отдельности и всего русского народа. Внутри каждой личности происходят сложные метаморфозы - никто, побывав на войне, уже не будет прежним. Беда всей страны складывается в трагедии отдельных людей.

По справедливому утверждению В.В. Гуры, «объемно-многоплановое изображение войны в ее баталиях и массовых сценах сочетаются с показом отдельного человека на войне. Причем не «маленького человека», а личности из народа, во всей правде ее нравственных исканий, в единстве индивидуального и общественно-исторического. Сама эпоха выражена в психологической и драматической глубине сложных человеческих характеров, конфликтов и противоречий» [2].

Большая заслуга автора «Тихого Дона» как писателя-психолога заключается, на наш взгляд, в том, что он на страницах своего романа представил не только военные события, но и показал те внутренние перемены, которые претерпевает человек, оказавшийся на поле боя.

Для воссоздания душевных метаморфоз своих героев Шолохов активно использует средства психологической детализации, обращаясь к классической традиции художественного подтекста.

В изображении войны автор «Тихого Дона» использует разные виды пейзажных и психологических деталей. Начало войны предрекают так называемые детали-предзнаменования («вхолостую палила молния», «сухое лето тлело», «горели сухостойные бурьяны»).

Достаточно часто на страницах романа встречаются своего рода детали-антитезы, демонстрирующие конфронтацию умиротворения, согласия природы и диссонанс, конфликт мира людей.

Обратимся к шолоховскому повествованию: «Шуршали на кукурузных будыльях сохлые листья. За холмистой равниной переливами синели отроги гор. Около деревушки по пажитям бродили рыжие коровы. Ветер клубил за перелеском морозную пыль. Сонлив и мирен был тусклый октябрьский день; благостным покоем, тишиной веяло от забрызганного скупым солнцем пейзажа. А неподалеку от дороги в бестолковой злобе топтались люди, готовились кровью своей травить сытую от дождей, обсемененную, тучную землю» [6, с. 185]. Подобная оппозиция явлений природного и социального мира на страницах произведения Шолохова является результатом следования традициям поэтики Льва Николаевича Толстого.

Изображая природу на полях сражений, писатель широко использует прием антропоморфизма, что играет существенную роль в создании ставшего поистине хрестоматийным образа страдающей земли. Данный художественный образ поражает своим колоссальным размахом и идейной наполненностью. Земля у Шолохова не просто страдает, она терпит тяжелые испытания. Вновь обратимся к некоторым из множества примеров из текста романа «Тихий Дон».

«Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали. По ночам за горизонтом тянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали деревни, местечки, городки. В августе - когда вызревают плоды и доспевают хлеба, - небо неулыбчиво серело, редкие погожие дни томили парной жарой» [5, с. 298].

В приведенном отрывке автор не просто описывает природу, используя так называемые «очеловеченные» детали, он воссоздает оригинальные образы лица земли и неба, подвергшихся разрушительной, сметающей все на своем пути «чудовищной» войне.

Природа у Шолохова приобретает черты антропоморфных феноменов: «В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья - в рваных ранах и кровоточат древесной кровью» [5, с. 298].

В рассматриваемом романе представлены и примеры обратных метафор. В отдельных сценах «Тихого Дона» наблюдаем противоположные аналогии - уподобление человека природе («каждый по-своему вынашивал в себе и растил семена, посеянные войной»).

Подобные сравнения и параллели - «древесная кровь», «предсмертный багрянец» листвы в садах, «рваные раны» деревьев, «семена войны» в душе человека - приобретают на страницах романа важный и глубокий философский смысл.

Исследователи творчества Шолохова особенно выделяют в романе «Тихий Дон» наличие своеобразного деталеообразующего фактора - оригинальных метафорических «гнезд», являющих собой символы бытия и смерти. Данные вечные символы в произведении тесно связаны с образами дерева и птицы.

В сценах пейзажных зарисовок Шолохов демонстрирует читателю своеобразные символические параллели: осеннее увядание природы сопровождается в «Тихом Доне» траурным «погребальным звоном» похорон.

Авторские рассуждения на данную тему подчеркивают символизм происходящего на страницах романа: «И что проку от этого звона? Только разбередят людям сердце да заставят лишний раз вспомнить о смерти. А о ней осенью и без этого все напоминает: и падающий лист, и с криком пролетающие в голубом небе станицы гусей, и мертвенно полегшая трава...» [8, с. 230].

Шолоховские персонажи со скорбью наблюдают, как центр их мирной казачьей жизни - хлебное поле - превращается в место человеческого кровопролития - поле боя («поле смерти»). Со слезами на глазах и грустью в душе герои видят, как «вызревшие хлеба топтала конница», как сотня «железными подковами мнет хлеб», как «между бурыми, неубранными валками скошенного хлеба разворачивалась в цепь черная походная колонна», как «первая шрапнель покрыла ряды неубранной пшеницы». Приведенные примеры психологических деталей-символов, расположенных Шолоховым по нарастанию степени их эмоционально-чувственного напряжения, представляют собой яркий образец приема «градации деталей». Данный прием подчеркивает губительность враждебной силы по просторам Донщины.

Война, по утверждению писателя, нарушает главнейшую цель жизни казачества - земледельческую. Ввиду сказанного становится очевидно включение Шолоховым в структуру романного действия лейтмотивной символической детали - «неубранных хлебов».

Знаковой деталью в произведении Шолохова является также образ ветра, символизирующий губительную, уничтожающую силу братоубийственной войны. Автор подводит своеобразный итог смертоносных событий, разрушительных войн и революции символическим пейзажем суховея.

Деталеобразующим фактором в романе «Тихий Дон» выступает образ «мертвой земли», выжженной упомянутым выше суховеем 1920 года. «Мертвая земля» у Шолохова символизирует страшные итоги войны.

В отношении сказанного наиболее показателен следующий эпизод: «Земля пересыхала, приостановились в росте травы, по зяби пошли заструги. Почва выветривалась с каждым часом, а на полях хутора Татарского почти не видно было людей». Во всем хуторе осталось несколько древних стариков, из отступления вернулись неспособные к труду, обмороженные и больные казаки, в поле работали одни женщины да подростки. По обезлюдевшему хутору ветер гонял пыльцу, хлопал ставнями куреней, ворошил солому на крышах сараев. «Будем в нонешнем году без хлеба, - говорили старики, - одни бабы на полях, да и то через три двора сеют. А мертвая землица не зародит.» [8, с. 300].

Писатель неоднократно подчеркивает любовь своих героев (особенно Григория Мелехова) к природе, ко всему живому. Чувство близости, привязанности к животному миру не покидает казаков и в минуты тяжелейших сражений. В отношении сказанного особенно показателен эпизод, в котором Григорий, находясь в наступлении на поле боя, несмотря на окружающую его опасность, замечает маленького жучка. «Григорий не спеша стреляет, целится тщательно и между двумя выстрелами, прислушиваясь к команде взводного, выкрикивающего прицел, успевает осторожно ссадить выползшую на рукав его гимнастерки рябую божью коровку. Потом атака» [6, с. 47].

Находясь на волосок от собственной гибели, шолоховский казак тем не менее, успевает позаботиться о спасении жизни жучка, не допустить смерти малого существа. В данной значимой психологической детали таится глубокий мифопоэтический смысл, берущий свое начало из славянской мифологии. Язычество, как известно, представляло летающих насекомых символами человеческих душ. Бабочки, стрекозы, пчелы и божьи коровки в славянской мифологии являются связующим звеном между Землей и Небом. Спасая маленького жучка, Мелехов неосознанно к собственному душеспасению. Языческий и православный контексты переплетаются в единое целое в романе. Грешная душа участника «братоубийственной» войны стремится к спасению, потому-то и не может Григорий остаться равнодушным к судьбе маленькой божьей «вестницы».

Важную роль в структуре шолоховского повествования играют хронологические детали. Значимая подробность подобного рода - «в марте 1914.» - переломная дата, разделившая мир от войны.

Разговоры о предстоящей войне, о которой казаки узнают, занимаясь привычными мирными делами, сопровождаются в романе символическими деталями. Для иллюстрации данного утверждения вновь обратимся к тексту романа: «Война пристигнет.», «Не бывать войне, по урожаю видать», «А ну как война?», «Война, дядя!» [5, с. 260]. И еще: «броским наметом» шел конь; верховой, подскочив, крикнул: «Сполох!» [5, с. 255].

В «Тихом Доне» автор широко использует цветовую деталь для создания ярких психологических образов. Желтые краски среди прочих значений в романе символизируют предзнаменования, предчувствие трагедии.

Сцены «Тихого Дона», посвященные объявлению всеобщей мобилизации, буквально «окрашены» в желтый цвет. «Над степью - желтый солнечный зной. Желтой пылью дымятся нескошенные вызревшие заливы пшеницы Иссиня-желтая наволока неба накалена жаром» [5, с. 253].

Помимо визуальных цветовых деталей-образов в изображении войны писатель использует звуковые детали-символы. Многообразие звуков в картине действительности «Тихого Дона» бесконечно. Звукообразы войны (грохот орудий, разрывы снарядов, выстрелы из винтовок, крики и стоны раненых), мирного земледелия, жизни природы (шум ветра и дождя, гроза, плеск донских волн, шелест степных трав, пение птиц, жужжание насекомых) буквально сливаются в неподражаемую «симфонию» войны и мира.

Зловещая молва привела народ на площадь: «Одно слово в разноликой толпе: мобилизация»... И дальше: «Война.» «Война!» [5, с. 256]. Дважды поставив одно и то же слово в одну строку, писатель подчеркивает ужас, овладевший умами и душами людей.

Трагичность происходящего, страшные предчувствия персонажей достаточно емко и образно выражены в реплике старика-железнодорожника, который провожает вагон с казаками на фронт: « -Милая ты моя говядинка! - и долго укоризненно качал головой» [5, с. 259].

В романе Шолохова насильственной смерти на поле боя противопоставляется мудрая природа, вечная жизнь. Герой романа - Лихачев, приговоренный к казни, «проходя мимо смертельно-белой березки, с живостью улыбнулся, стал, потянулся вверх и здоровой рукой сорвал ветку. На ней уже набухали мартовским сладостным соком бурые почки, сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний расцвет, жизнь, повторяющуюся под солнечным кругом Лихачев совал пухлые почки в рот. Жевал их, затуманенными глазами глядел на отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголком бритых губ. С черными лепестками почек на губах он и умер» [7, с. 203-204]. Появляется значимая психологическая деталь «лепестки почек» на губах умирающего персонажа.

В эпизоде, описывающем казнь другого персонажа «Тихого Дона» - Ивана Котлярова - появляется другая знаковая деталь. Умирая, персонаж видит «изморозно-белый покров известняковой пыли на придонской дороге, голубым видением вставшие вдали отроги меловых гор, а над ними, над текучим стременем гребнистого Дона, в неохватной величавой синеве небес, в недоступнейшей вышине - облачко. Окрыленное ветром, с искрящимся, белым, как парус, надвершием, оно стремительно плыло на север, и в далекой излучине Дона отражалась его опаловая тень» [7, с. 350-351]. Облако символизирует душу, прощающуюся с миром земным и покидающую его. Герои Шолохова на пороге смерти получают возможность в последний раз насладиться общением с природой, полюбоваться ее естественной красотой, вдохнуть запахи степных трав, Дона. В такие моменты романного действия еще заметнее ощущается противоестественность разрушительной стихии войны.

Исследователи шолоховского творчества отмечают, что только душевная стойкость и способность сопротивляться дезориентирующей братоубийственной войне, сможет помочь героям «Тихого Дона» устоять, не потерять себя и свое счастье. Однако не все герои обладают достаточной для этого внутренней силой - в результате семена, посеянные войной, навсегда остаются в душах большинства.

Писатель подчеркивает в своем романе, что народное сознание не подвергается окончательному разрушению: единственная истина - общая справедливость всегда будет главнейшей человеческой ценностью.

Огромное значение, по мнению Шолохова, в деле сбережения подлинных традиционных ценностей казачества имеет женщина-мать, образ которой раскрывается автором на протяжении всего романного действия.

Материнское начало в героинях Шолохова не представляется безусловным: читатель наблюдает и своего рода разрушение его в образах отдельных героинь. В то же самое время многие женщины «Тихого Дона», даже столкнувшись с чуждой им стихией, с «чудовищной нелепицей войны», ни на минуту не забывают о своем главном предназначении на Земле - материнстве. Несмотря на всю жестокость и разрушительность происходящего, истинные казачки по-матерински готовы прощать злейшего врага, примирять враждующих между собой детей.

В романе Шолохова чувствуется гипертрофированное внимание автора к описанию смерти: сцены гибели живого существа буквально изобилуют физиологическими подробностями. Читатель видит текущую, засохшую, затвердевшую, бурую, красную, черную кровь, ощущает ее соленый вкус, слышит хруст сломанных костей. Однако все подобного рода натуралистичные, пугающие своей грубой откровенностью детали отнюдь не вступают в противоречие с общим жизнеутверждающим пафосом романа-эпопеи.

Пристальное внимание писателя к натуралистическим деталям, с помощью которых на страницах романа дается описание болезней, нечистот, смерти, вполне соответствует страшной действительности происходящего. Однако ужасная реальность не завладевает людьми: столкновение с войной и ее губительными для всего живого и неживого последствиями заставляют персонажей «Тихого Дона»

сильнее и крепче любить жизнь, с особой теплотой всматриваться во все, что их окружает. Шолохов в своем романе воплощает жизнеутверждающую идею.

М.А. Шолохов унаследовал лучшие традиции величайшего классика мировой литературы - Л.Н. Толстого. Во многом следуя за автором «Войны и мира» автор «Тихого Дона», можно без преувеличения сказать, ученик превзошел своего учителя, представив баталистику на страницах романа значительно объемнее, образнее, ярче гениального предшественника.

Изображая войну в своем произведении, Шолохов синтезирует новые подходы к описанию действительности. Огромный талант и непревзойденное мастерство автора «Тихого Дона» дает возможность переосмыслить творческие находки своих собратьев по перу и, безусловно, представить собственные художественные достижения в области баталистики на суд читателя. Показывая человека на войне и перемены, происходящие с ним и внутри него, Шолохов предпринимает попытку творческого объединения этического и социально-исторического подходов к трактовке природы войны как явления.

М.А. Шолохов в своем творчестве опирается на традиции отечественной баталистики, создавая при этом собственную особенную картину «чудовищной нелепицы войны».

Список литературы

1 Авдеева Е. А. Традиции русской литературной баталистики в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». - Сургут, 2011. - 210 с.

2 Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон». - М.: Советский писатель, 1980. - 438 с.

3 Семёнова С. Г. Мир прозы Михаила Шолохова: От поэтики к миропониманию. - М. : ИМЛИ РАН, 2005. - 352 с.

4 Ширина Е. А. Художественное осмысление природы в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон»: Традиции и новаторство : дис. ... канд. филол. наук. - М., 2001.

5 Шолохов М.А. Собрание сочинений. В 9 т. Т.2. М., 1965. 414 с.

6 Шолохов М.А. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 3. М., 1966. 414 с.

7 Шолохов М.А. Собрание сочинений. В 9 т. Т.4. М., 1966. 438 с.

8 Шолохов М.А. Собрание сочинений. В 9 т. Т.5. М., 1966. 503 с.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГЛАГОЛОВ ПЛАЧА (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ

ГЛАГОЛОВ)

Товкайло Ю.А.

аспирант Волгоградского государственного университета,

г. Волгоград

В отечественной лингвокультурологии принято трактовать менталитет русской культуры как «бинарный», «диссонансный», определяющий свойства сознания, способ миропознания и характер самовыражения национального духа, поэтому ее изучение предполагает построение процесса исследования через антиномичные пары. Так же, как смех считается выражением радости, плач рассматривается как проявление горя, но, как и смех, плач не является только манифестацией горя. С возрастом количество эпизодов проявления плача уменьшается, растет осознание его последствий, причинами плача чаще становятся эмоции, а не физическая боль. Самые распространенные из них вне зависимости от обстоятельств, приведших к их появлению, - чувства одиночества, потери и беспомощности. Одна из предпосылок сокращения частоты эпизодов плача у взрослых - доступность других средств коммуникации [1, р. 46].

Категориально-лексической семой для всех выбранных нами глаголов плача является сема «выражение эмоций с помощью плача». Интегральных сем (ИС) для описания глаголов плача мы установили пять. Это «наличие слез», «наличие звучания», «характер интенсивности слез», «характер интенсивности звучания», «характер эмоций», «отношение к субъекту». ИС «характер субъекта» мы не рассматриваем, т.к. в прямом значении для всех выбранных глаголов она одинакова (субъект конкретный и одушевленный). Мы рассматриваем выбранные лексические единицы в порядке убывания частотности их употребления в художественных текстах. 8 плачет = субъект-человек, испытывая сильное чувство (Е), обычно неприятное (М), находится в таком состоянии. при котором частично или полностью теряет самоконтроль и в результате у него текут слезы из глаз (Т) и при этом обычно прерывается дыхание (В), так что он издаст специфические звуки (Бф.

Глагол плакать представлен следующими ДС: наличие слез обязательно, «средняя» интенсивность слез, со звучанием голоса, степень интенсивности звучания «средняя», степень проявления эмоций, потери самоконтроля «средняя», «нейтральное» отношение к субъекту действия, дополнительная характеристика отсутствует. Если человек плачет, то характер его душевного переживания и степень потери самоконтроля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.