Т. 42. № 4. С. 86-92 Отечественная история 2020
DOI: 10.15393/uchz.art.2020.486 УДК 94(47)05
ИСКРА ШВАРЦ
PhD, профессор
Институт истории Венского университета
(Вена, Австрия)
iskra. schwarcz@univie. ac. at
«ДЕСЯТНИК ИЗВОЛИЛ ЕЗДИТЬ В ТЕПЛИЦЫ» (О пребывании Петра I на курорте Баден под Веной летом 1698 года)
Впервые на русском языке публикуется статья, посвященная пребыванию Петра I на курорте Баден в окрестностях Вены летом 1698 года. Статья основана на документах из австрийских архивов, немецкоязычной периодике конца XVII века и работах австрийских и российских историков. Дана краткая история курорта Баден. Пребывание Петра I на курорте произошло в ходе пребывания Великого посольства в Вене и переговоров с австрийским императором Леопольдом I. Детально описана повседневная жизнь Великого посольства в Бадене, высказываются гипотезы о месте проживания Петра и его свиты, дана характеристика памятных мест Бадена, которые по традиции считаются связанными с Петром I. Сделан вывод о том, что знакомство Петра с целебными источниками Бадена сформировало у него интерес к бальнеологии, способствовало посещению других европейских курортов и созданию первого российского курорта «Марциальные воды».
Ключевые слова: Великое посольство, Петр I, Вена, Баден, Леопольд I, бальнеология, целебные источники, быт и повседневная жизнь, памятные места
Для цитирования: Шварц И. «Десятник изволил ездить в Теплицы» (О пребывании Петра I на курорте Баден под Веной летом 1698 года) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42. № 4. С. 86-92. DOI: 10.15393/uchz.art.2020.486
Великое посольство приехало в Вену в конце июня 1698 года. Торжественный въезд в столицу империи состоялся 26 июня1. Неделю спустя (2 июля) венская газета «Новый прибывший курьер» («Neu ankommender Currier») опубликовала официальное сообщение о составе посольства, в котором первоначально значилось 169 человек, а в понедельник, 30 июня, к ним присоединились еще 46 человек2. Таким образом, общая численность посольства в Вене достигла 215 человек. Великих и полномочных послов поселили вместе с царем в новом дворце графа Кенигсегга в Гум-пендорфе, недалеко от летней резиденции императора Леопольда I «Фаворита», а остальных членов посольства и волонтеров - в соседних домах, в той же загородной местности3.
Политической целью посольства было заручиться поддержкой Австрийской империи в борьбе против Османской империи в результате прямых встреч и разговоров с императором Леопольдом I, а также переговоров с императорскими советниками. Наряду с этим Петром I двигало и интеллектуальное любопытство. По натуре дерзкий, деятельный, целеустремленный, он хотел увидеть все, что могло быть полезным для России, сравнить с тем, что уже видел в других странах, узнать нечто новое, интересное. И здесь мы сталкиваемся с легендарной любознательностью Петра I, которая всегда проявлялась во время его путешествий по Европе.
Уже 29 июня состоялась первая встреча царя с императором Леопольдом I, а 3 июля император
пригласил Петра посмотреть вместе с ним оперу «Арсас, основатель империи Парфии» (L'Arsace, fondatore dell'imperio de'Parti) отца и сына Драги (Antonio Draghi и Carlo Domenico Draghi) [7], [18: 367], [20: 557, 847]. Опера была исполнена в честь тезоименитства императора, однако это был не только жест вежливости со стороны австрийского правителя, но и хорошо продуманный дипломатический акт, так как оба государя - и Леопольд I, и Петр I - родились 9 июня (30 мая по юлианскому календарю), таким образом, представление в летней резиденции императора «Фаворита» было и в честь Леопольда I, и в честь дня рождения Петра I.
Историки неоднократно отмечали насыщенность программы и неутомимость царя. Еще до приезда в Вену имперские советники получили информацию о том, что могло представлять интерес для молодого государя. В список входили фортификационные сооружения, арсенал, цейхгауз, верфь, библиотека, кунсткамера, монетные дворы, новые стройки, парки4. В программе пребывания были и поездки в столицу венгерского королевства - Пожонь (нем. Пресбург, слав. Братислава) и в австрийский город Баден, известный в русских источниках как Теплицы5.
Возникает вопрос: почему именно Баден? Город расположен в 26 км к югу от Вены на берегу реки Швехат, в красивой долине Венского леса (Wienerwald). Этот термальный регион славился еще в античности своими целебными минеральными источниками. Сегодня их только
© Шварц И., 2020
в городе 14. Температура воды достигает 36 градусов, ее ключевым элементом является сульфат кальция. Водолечение успешно применялось при острых и хронических заболеваниях двигательного аппарата, для восстановления организма, а также при лечении «французской болезни» сифилиса и в борьбе с бесплодием. Имеются сведения о том, что венгерская королева Беатриса Арагонская провела осенью 1488 года две недели в Баде-не. Супруга императора Фридриха III (1415-1493) Элеонора Португальская также любила отдыхать здесь [17: 31-32].
Во времена Римской империи поселок Баден назывался vicus Aquae, как это засвидетельствовано в перечне дорог и поселений Римской империи «Itinerarium Antonini Augusti» (ок. 300 года), но уже в средние века немецкое название Padun (Baden) заменило латинское Aquae. В первый раз название поселка Padun встречается в грамоте баварского короля Карломана в 869 году [15: 30]. Слово Padun происходит от глагола baden, что в переводе означает «купаться». В 1480 году император Фридрих III даровал Бадену привилегии, статус города и герб [15: 70-72]. С тех пор до наших дней на официальном гербе города сохранилось изображение мужчины и женщины в купальной кадушке (рис. 1).
и женских вперемешку. Люди встречались здесь столь же естественно, как в церкви» [2: 351].
Бани и бассейны в Бадене были не только функциональными, но и социально значимыми объектами. Люди ходили сюда расслабиться, отдохнуть и пообщаться, они часами проводили время в бассейнах, и с этим были связаны не только процедуры по уходу за телом, но и возможность развлекаться. Плавающие столики с вином и угощениями предлагали отдыхающим выпить и поесть, но одновременно служили и для игры в азартные игры. Неслучайно город впоследствии, особенно в XIX и XX веках, будет известен своим казино.
Бани и бассейны были доступны представителям разных социальных слоев, а нравы и обычаи в термах - свободными. Мужчины и женщины раздевались в отдельных кабинах, а затем спускались в бассейн. Все купались вместе, независимо от социального статуса. Резкая критика проповедников, ярко обличавших бани как рассадник бесстыдства и угрозу морали, не встретила понимания и поддержки у населения [2: 352]. Во времена контрреформации пришел запрет купаться нагим, но многократные опыты изменить правила пользования бань и бассейнов и разделить мужчин и женщин не увенчались успехом (рис. 2). С этим пришлось примириться и императорским врачам в XVII веке.
Рис. 1. Герб города Баден. В свободном доступе: https:// commons.wikimedia.org/wiki/File:AUT_Baden_COA.jpg
Fig. 1. Baden's coat of arms. Freely available at: https://commons. wikimedia.org/wiki/File:AUT_Baden_COA.jp
Бани и термальные источники Бадена на протяжении многих веков были в жизни и культуре повседневности города особенно популярными и играли важную роль. Как отмечалось в одной из знаменитых работ Ф. Броделя,
«бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе, как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских
Рис. 2. «Ванны в Бадене под Веной». Гравюра Матиаса Мериана. 1649 год. В свободном доступе: https://austria-forum. org/af/Wissenssammlungen/Historische_Bilder/Das_Badner_ Bad_bei_Wien
Fig. 2. "Baths in Baden near Vienna". Woodcut print by Matthias
Merian. 1649. Freely available at: https://austria-forum.org/af/ Wissenssammlungen/Historische_Bilder/Das_Badner_Bad_bei_ Wien
В бане можно было не только купаться и общаться, но и получать медицинские услуги. Здесь работали банщики-цирюльники6, которые стригли, брили, лечили и выполняли хирургические операции. Они делали массаж, вырывали больные зубы, производили кровопускание путем надреза подкожных вен, ставили стеклянные
банки (Schröpfen), что вплоть до XIX века считалось особенно полезным. Медицинские банки благодаря создаваемому в них вакууму усиливали кровообращение и способствовали более быстрому излечению воспалений, применялись они и при лечении пневмонии, невралгии, радикулита и других болезней [12: 76], [13] (рис. 3).
Рис. 3. «Банщик ставит банки». Акварель Сигмунда Хельдта.
Около 1560-1580 годов. В свободном доступе: https:// commons.wikimedia.org/wiki/File:Sigmundt_Heldt_Ein_Bader_ setzt_Schroepfkoepfe_an.jpg
Fig. 3. "A Bath Attendant Performing Cupping Treatment".
Watercolor by Sigmundt Heldt. Apporx. 1560-1580. Freely available at: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sigmundt_ Heldt_Ein_Bader_setzt_Schroepfkoepfe_an.jpg
В 1664 году император Леопольд I издал новый Указ для промыслов, который регулировал и права банщиков-хирургов. Их обязывали учиться в течение трех лет на медицинском факультете и только после сдачи практического экзамена приступать к работе. Банщики должны были быть женатыми и в течение года после назначения имели право получить гражданские права. Для провинциальных городов типа Бадена были особые клаузы, которые разрешали вдовам работать в этой сфере [16: 9].
В допетровской России у цирюльников также был особый статус, официально они включались в штат Аптекарского приказа и направлялись в воинские соединения наряду с докторами и аптекарями, а в петровские времена цирюльники стали низшим медицинским чином в армии. Так, в «Уставе воинском» (1716) приказывалось: «Надлежит быть при всякой дивизии одному
доктору и одному штап лекарю. А во всяком полку полевому лекарю. Також в каждой роте по цылюрику»7. Не случайно именно хирург Антоний Равинель (Ревенель), который до этого служил в военном госпитале в Петербурге, был отправлен в Марциальные воды исследовать состояние лечившихся олонецкими водами. Его наблюдения и результаты были опубликованы в феврале 1718 года [4].
Входила ли поездка в Баден в первоначальные планы царя или это была спонтанная идея, трудно сказать, но имя города под названием Теплицы было известно в Москве до пребывания там Петра. Оно упоминалось в дипломатической переписке с Австрией. Так, в начале мая 1696 года русский посланник Козьма Нефимонов, участвующий в переговорах о заключении нового трактата между участниками Священной лиги, сообщал из Вены, что нужно представить как можно скорее русские предложения о соединении «против Турка и Татар», так как его Цесарское величество собирается в мае «по обычаю, со всем двором из Вены выехать в городные потешные дворы, и будет жить переезжая в розных местах, мили по три и дале от Вены, а по принят1я лекарства поедет до Теплиц», а вслед за ним туда поедут и думные люди8. Курорт Баден был излюбленным местом отдыха и его регулярно посещали как представители императорской семьи, так и знатные вельможи Венского двора, и об этом знали в Москве.
Могла быть и другая причина для этой поездки. Здесь, в церкви Святой Богородицы (Frauenkirche Maria di Glorreiche), перешел из лютеранства в католичество 1 июня 1697 года саксонский курфюрст Фридрих Август I, будущий польский король Август II [9: 48-54], [10: 87-88]. Это был хорошо продуманный политический шаг с целью усилить позиции курфюрста в предстоящих выборах на польский престол. Можно предположить, что патер Вольф, который принимал активное участие в подготовке перехода курфюрста в католичество, строил подобные планы и относительно русского царя. Как об этом писал М. М. Богословский,
«он вообще носился с мыслью о соединении церквей православной и католической... В пребывании царя в Вене он видел особенно благоприятный момент для осуществления занимавшей его идеи и поэтому приложил все старания к сближению с царем и к воздействию на него в желательном для себя смысле»9.
Но и в том, и в другом случае город Баден как цель поездки был выбран неслучайно для царя.
Итак, 3 июля (по григорианскому календарю 13 июля) в «Юрнале», походном журнале Великого посольства, мы находим короткую запись: «Десятник изволил ездить в Теплицы»10, а в «Расходной книге» Придворной казенной палаты - подробные расчеты об этой поездке:
«Июля в 3 д<ень> на дорожные потребы для пути в Теплицы, дапо валептером 100 золотых, взял те золотые Александр Меншиков... Июля в 4 д<ень> ездили первой и второй посолы в Теплицы, взяли на издержку 20 золотых... Июля в 5 д<ень> дано в отпуск с великими послы до Теплиц на расход 15 золотых. Июля в 9 д<ень> дапо почтарем, которые великих послов возили до Теплиц и от Теплиц до Вены, 8 золотых. Июля в 10 д<ень> ко второму великому послу взято 24 золотых, которые он издержал, будучи в Теплицах»11.
Таким образом, общая сумма расходов на почтовые и пребывание послов в Бадене увеличилась на 167 золотых. Это была довольно большая сумма для того времени.
В Церемониальном протоколе венского двора от 14 июля также есть сообщение о том, что царь находится в Бадене, к нему поехали первый и второй послы и до пятницы, 18 июля, их не стоит ожидать:
«Wie der Hoff Secretarius dies(en) auffsatz des Caeremonialis dem dritten Moskowitischen Legato Communiciert, Hat selbiger Vermelt: weil(en) Seine Beede herren mit gesante auff Baaden Verraist (woselbst sich auch der Czaar Befindet) und Vorm Freytag nicht zurückkommen würden, daß ged(achter) Hoff Secretarius ahm Samstag alß den 19.ten dieses wieder kommen mögte» (Как только гофсекретарь сообщил третьему московскому послу об этой части церемониала, то этот заявил: так как его двое Господ (великие послы. - И. Ш.) уехали в Бадеп (где сам царь находится) и до пятницы они не вернутся, то вопросный гофсекретарь может в субботу, 19-го, спова прийти. - Здесь и далее перевод Искры Шварц)12.
О пребывании Петра в Бадене сообщал и посол Венеции Карло Рудзини из Вены. В письме к венецианскому дожу от 18 июля, ссылаясь на П. Б. Возницына, он уведомлял:
«.lo stesso terzo ambasciatore che dicendo venir in quell' hora dai bagni di Baden, dove si fermava tuttavia il Czar con gli altri ambasciatori» (.тот самый третий посол сказал, что приехал из баденских бань, где царь остановился вместе с другими послами)13.
Из этого письма понятно, что кроме Петра и А. Д. Меншикова в Баден поехали и великие послы, но П. Б. Возницын в тот же день вернулся обратно, видимо, по приказу царя, чтобы вести переговоры с венецианским послом о предстоящем путешествии Петра в Венецию14.
Известия о пребывания царя в Бадене появились и в немецких газетах «Северный Меркурий» (Nordischer Mercurius) из Гамбурга, «Реляции / Известия Меркурия» (Mercuri Relation) из Мюнхена и «Почтовая газета» (Post- und Ordinar-Zeitung) из Лейпцига. Так, из газеты «Северный Меркурий» читатели могли узнать, что официальная аудиенция задерживается, так как еще не поступили ожидаемые подарки, поэтому русский царь уехал в Баден на несколько дней отдохнуть на местном курорте «wird einige Tage zu Baaden der Bad-Cur Bediennen», а когда вернется, его ожидает «curiöse Wirtschafft». Под этим назва-
нием понималось излюбленное увеселение -костюмированный бал [8: 82f], [14: 7].
В газетах «Реляции / Известия Меркурия» и «Почтовая газета» повторялась та же самая информация, которая поступила из Вены 16 июля [14: 89]. По всей вероятности, источник известий был один и тот же. Возможно, за этими новостями и их распространением стоял Венский двор.
Много лет спустя (в 1707 году) 11 июля в издании «Европейский театр» («Theatrum Euro-paeum») было ошибочно опубликовано описание этого знаменитого костюмированного бала «Wirthschaft», на котором Петр присутствовал одетым в костюм фрисландского крестьянина15, а далее шло сообщение о том, что русский царь уехал на следующий день, то есть 12 июля, в Баден купаться в банях и вернулся оттуда 17 июля:
«Folgendes Tages ist Er nach Baden gegangen / sich des Bades zu bedienen / von dannen Er 17.7 Julii wieder zurücke gekommen» (На следующий день он отправился в Баден / чтобы посетить бани / оттуда он вернулся 17.7 июля)16.
Сравнивая все доступные нам источники, можно заключить, что царь поехал в Баден вместе с А. Д. Меншиковым и иезуитом Вольфом фон Людингсгаузеном 12 или 13 июля, а 14 июля вслед за ним туда выехали великие послы. Это было короткое путешествие по Нижней Австрии, так как уже 16 июля Петр вернулся в Вену и в тот же день отправился с патером Вольфом и Францем Лефортом в Пресбург17.
Где жил Петр в Бадене? На этот вопрос не так легко дать ответ. Среди жителей города существует легенда, что Петр I поселился в гражданском доме на улице Фрауенгассе, 8 (Frauengasse, 8) напротив монастыря Св. Августина [11: 11], [19: 103, 420f]. В этом доме сохранился до наших дней потолок с изображением орлов, и обитатели дома утверждают, что именно здесь жил русский царь. При дальнейших разысканиях выяснилось, что гипсовые орлы были не двуглавыми, а одноглавыми и датируются второй половиной XIX века. Отношение к Петру они не имели, но свидетельствуют о том, что память о пребывании русского царя во время Великого посольства в Бадене жива [6: 340].
По всей вероятности, русский царь жил вместе с Ф. Лефортом, патером Вольфом, А. Д. Мен-шиковым и вторым послом в уже упомянутом монастыре августинцев, где обычно останавливались император Леопольд I и его семья во время пребывания в городе. Здание находилось в историческом центре города, на ул. Фрауенгассе, 3-5 (Frauengasse, 3-5). Монастырь имени Св. Августина (Augustinerkloster) и принадлежащая ему церковь Святой Богородицы (Frauenkirche Maria die Glorreiche) были основаны в XIII веке. Первое упоминание в документах встречается в 1285 году. Во время второй осады Вены в 1683
году османами Баден сильно пострадал, из-за недостатка денежных средств восстановление монастыря длилось много лет. Но уже с середины 1690-х годов императорская семья вновь стала приезжать сюда. Хроника города Бадена упоминает пребывание Леопольда I в монастыре 3 ноября 1696 года и охоту императора на медведя в те же дни [19: 100f]. Леопольд I славился тем, что был страстным охотником. Год спустя в Баден приехала «отдыхать на воды» и долгое время жила в монастыре вдова польского короля Яна Собеского Мария Казимира де Ла Гранж д'Аркьен (16411716) [19: 100f]. Монастырский комплекс после восстановления и реконструкции был связан с находящимся по соседству бассейном Фрауенбад (Frauenbad). К сожалению, у нас нет сведений о том, какие именно бассейны мог посетить Петр в Бадене, но, возможно, это был один из них. В 1821 году фасад бассейна был переустроен в стиле классицизма. Сейчас там находится выставочный зал современного искусства. В процессе секуляризации в 1811-1812 годах монастырь был упразднен, и только в 1867 году после реконструкции в помещение переехала новая, основанная в 1863 году реальная гимназия города.
Город Баден славился не только минеральными источниками, но и своими виноградниками. Видимо, не только во время посещения оперы в Вене, но и здесь, в Бадене, Петр мог наслаждаться австрийскими винами18. Сохранилось косвенное доказательство этому. Так, 6/16 июля он отправил из Бадена в Москву письмо полковнику Семеновского полка И. И. Чамберсу с глубоким поклоном офицерам и солдатам. До нас дошел ответ полковника, который разделил с товарищами свою великую радость от полученной вести от царя, и они «не по малому купку выпили» за здоровье и радости Петра19.
Что еще могло вызвать интерес царя во время пребывания в Бадене? Возможно, он поднялся на новую колокольню кафедрального собора
Св. Стефана, откуда открывался вид на город и окрестности. Он мог посетить и городской госпиталь (Вй^егврМ) с принадлежащей ему мельницей и часовней Св. Анны, основанный в 1542 году. Это был не госпиталь в современном смысле, а дом для престарелых и инвалидов20. Но все это только предположения, так как мы не располагаем документальными свидетельствами.
Рис. 4. Памятный знак о пребывании Петра I в Бадене.
Фрагмент. Автор Минна Антова. Фото Искры Шварц
Fig. 4. Memorial sign dedicated to Peter the First's stay in Baden by Minna Antova. Fragment. Photo by Iskra Schwarcz
Какое значение имела эта поездка для Петра? В Бадене он мог впервые за время своих путешествий познакомиться с целебными свойствами минеральных источников и курортным делом. Учитывая, что Петр был энергичным, молодым, ведь ему было всего 26 лет, он вряд ли спокойно проводил время в бассейнах. Это не соответствовало его бурному темпераменту. Но с годами отношение к «отдыху на водах» кардинально изменилось, и пребывания на западноевропейских курортах «Карловы Вары» (Карлсбад), «Спа», «Пирмонт», «Аахен» и на первом российском курорте «Марциальные воды» впоследствии станут легендарными. А все начиналось с отдыха в австрийском Бадене.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Дата выезда дана по григорианскому календарю.
2 Neu-ankommender Currier Auß Wienn: (2.7.1698), Num. M. M. DCC LXXXXVII. Den 2. Julij / Anno [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://brema.suub.uni-bremen.de/zeitungen17/periodical/pageview/1059678 (дата обращения 27.03.2020). 46 человек - это та часть посольства, которая приехала из Клеве вместе с А. Д. Мен-шиковым. См. об этом: Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии. Т. 2. Первое заграничное путешествие. Ч. 1-2. 9 марта 1697 - 25 августа 1698 г. [М.]: ОГИЗ, 1941. С. 478.
3 Ср. Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии... С. 463.
4 HHStA-Wien. Ältere Zeremonialakten, Karton 18. Fol. 72.
5 О пребывании в Пожони / Пресбурге см.: [5]; Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными (далее ПДС). Т. 8. Памятники дипломатических сношений с Римской империей: с 1695 по 1699 год. СПб., 1867. Стлб. 108-109.
6 Слово цирюльник от лат. Chirurgus.
7 Законодательство Петра I / Отв. ред. А. А. Преображенский и Т. Е. Новицкая. М.: Юрид. лит., 1997. 880 с.
8 Памятники дипломатических сношений древней России... Стлб. 108-109.
Венский союзный договор был заключен 8 февраля 1697 года. Узнав о заключении договора, Петр I решил изменить маршрут Великого посольства и отправился не в Вену, как это планировалось раньше, а в Голландию. См.: HHStA-Wien, Russland I, Karton 17, Konv. 1697, Fol. 50r.-55v. Ср.: [3].
9 Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии. С. 494.
10 Устрялов Н. В. История царствования Петра Великого. Т. 3. Путешествие и разрыв с Швециею. СПб.: Тип. Второго Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1858. Приложеше IX. С. 612.
11 [1: 3-62]. Цит. по: Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии. С. 501, сноска 4.
12 HHStA-Wien, Hofzeremonielldepartement, Zeremonialprotocoll. Bd. 5, 1692-1699. Fol. 432v. Ср. [21: 465].
13 Шмурло Е. Сборник документов, относящихся к истории царствования императора Петра Великого. Т. I (1693-1700). Юрьев, 1903. C. 429.
14 Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии... С. 502.
15 Theatrum Europaeum. Bd. 15. [Frankfurt, Main], 1707. S. 470f. Бал состоялся 21 июля 1698 года. См. об этом: Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии... С. 500.
16 Theatrum Europaeum. S. 475.
17 Подробно о поездке в Пресбург см.: [6: 83-93]. Нельзя согласиться с предложенной Хансом Хорником датировкой пребывания Петра в Бадене (12-17 июля), так как автор не учитывает поездку Петра в Пресбург. См.: [15: 5].
18 О том, какие вина Петр дегустировал во время постановки оперы, см.: [21: 429].
19 Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 1. (1688-1701). СПб.: Гос. тип., 1887. С. 740. Ср.: Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии. С. 502.
20 Дом сохранился до наших дней на улице Heiligenkreuzer Gasse, 4.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакланова Н. А. Великое посольство за границей в 1697-1698 гг. (Его жизнь и быт по приходо-расходным книгам посольства) // Петр Великий: Сб. ст. / Под ред. А. И. Андреева. М.; Л., 1947. С. 3-62.
2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XVXVIII вв. Т. 1: Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. 624 с.
3. Павленко Н. И. Лефорт. М.: РГ-Пресс, 2018. 288 с.
4. Пашков А. М. Церковь ап. Петра в Марциальных Водах // Свод Петровских памятников России и Европы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spp.lfond.spb.ru/russia/memorials/121 (дата обращения 12.03.2020).
5. Шварц И. О поездке Петра Великого в Пресбург // Романовы в дороге. Путешествия и поездки членов царской семьи по России и за границу: Сб. ст. / Отв. ред. М. В. Лескинен, О. В. Хаванова. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. С. 83-93.
6. Шварц И . Петровские памятники как объект культурного трансфера и культурного туризма // Петровские памятники России и Европы. Изучение, сохранение, культурный туризм: Материалы VII Междунар. петровского конгресса. Санкт-Петербург, 5-7 июня 2015. СПб.: Европейский дом, 2016. С. 332-343.
7. Ш в а р ц И . Художественный образ Петра Первого в музыкальном творчестве западноевропейских композиторов // Образ Петра Великого в мировой культуре: Материалы XII Междунар. петровского конгресса. Санкт-Петербург, 31 мая - 1 июня 2019 года. СПб.: Европейский дом, 2020. (В печати).
8. B l o m e A . Das deutsche Russlandbild im frühen 18. Jahrhundert. Untersuchungen zur zeitgenössischen Presseberichterstattung über Rußland unter Peter I // Forschungen zur Osteuropäischen Geschichte. Bd. 57. Wiesbaden: Harrassowitz, 2000. 432 S.
9. C z o k K . August der Starke und seine Zeit. Kurfürst von Sachsen, König in Polen, München: Piper, 2006. 208 S.
10. Günther E. Der Daumeneindruck Augusts des Starken. 16 königlich-sächsische Minaturen. 2. Auflage. Husum, 2007. 148 S.
11. Handl Ch. Handl G. Ein Stadtspaziergang in Bildern. Berndorf: Robert Ivancich, 2003. 55 S.
12. H o r n S . Der praktische Unterricht im Medizinstudium vor den Reformen durch van Swieten // H. Gössing, S. Horn, Th. Aigner (Hgg.). Wiener Gespräche zur Sozialgeschichte der Medizin. Vorträge des internationalen Symposions an der Universität Wien 9-11 November 1994. Wien: ERASMUSWien, 1996. S. 75-96.
13. Horn S . Sozialgeschichtliche Aspekte des Gesundheitswesens in der Eisenstraße in der frühen Neuzeit. Available at: http://www.eisenstrasse.info/fileadmin/schatzsuche/binaries/826.pdf (accessed 12.03.2020).
14. H o r ny i k H . Peter der Große von 12. Bis 17. Juli 1698 in Baden bei Wien // Katalogblätter des Rollettmuseums Baden. 104. Baden, 2019. 20 S.
15. Maurer R. Aquae-Padun-Baden. Eine Stadt an der Wiege Österreichs // Katalogblätter des Rollettmuseums Baden, 2. Baden, 1996. 87 S.
16. Maurer R. Baden, schröpfen, amputieren: Die Geschichte der Bäder in Baden bei Wien. Wien: Verlagshaus der Ärzte, 2004. 160 S.
17. Maurer R . Die Burg Baden: Ihre Herren - ihre Herrschaft // Katalogblätter des Rollettmuseums Baden, 61. Baden, 2006. 91 S.
18. N o e A . Geschichte der italienischen Literatur in Österreich. Teil I: Von den Anfängen bis 1797. Wien; Köln; Weimar: Böhlau, 2011. 728 S.
19. Rollett H. Beiträge zur Chronik der Stadt Baden bei Wien. Bd. 1. Baden bei Wien: Ferdinand Schütze, 1885. (Reprint. Baden, 2003. 660 S.)
20. S e i fe r t H . Die Oper am Wiener Kaiserhof im 17. Jahrhundert // Wiener Veröffentlichungen zur Musikgeschichte. Bd. 25. Tutzing: H. Schneider, 1985. 966 S.
21. Schlöss E. Zar Peter der Grosse in Wien: Übertragung der Blätter 411 bis 452 der Ceremonialprotocolle 1698 (ZA Prot. 5) in die Schrift unserer Zeit wort- und zeilengetreu // Mitteilungen des Österreichischen Staatsarchivs. № 51. Wien, 2004. S. 375-546.
Поступила в редакцию 15.04.2020
Iskra Schwarcz, PhD, University of Vienna (Vienna, Austria)
iskra. schwarcz@univie. ac. at
"THE FOREMAN DEIGNED TO GO TO TEPLICE" (Peter the First's sojourn at Baden resort near Vienna in the summer of 1698)
This is the first article published in the Russian language that is dedicated to the stay of Peter the First at the resort of Baden in the vicinity of Vienna in the summer of 1698. The article is based on the documents from the Austrian archives, German-language periodicals of the late XVII century, and the works by Austrian and Russian historians. The article gives a brief history of the resort of Baden. The Tsar stayed at the resort during the stay of the Grand Embassy in Vienna and the negotiations with the Austrian Emperor Leopold the First. The article describes in detail the daily life of the Great Embassy in Baden, puts forward some hypotheses about Peter's place of residence and his retinue, describes the memorable places of Baden, which are traditionally considered to be associated with Peter the First. It is concluded that Peter the First's familiarity with the healing springs of Baden shaped his interest in balneology, contributed to visiting other European resorts and creating the first Russian resort of Marcial Waters.
Keywords: The Grand Embassy, Peter the First, Vienna, Baden, Leopold the First, balneology, healing springs, everyday life, places of memory
Cite this article as: Schwarcz I. "The foreman deigned to go to Teplice" (Peter the First's sojourn at Baden resort near Vienna in the summer of 1698). Proceedings of Petrozavodsk State University. 2020. Vol. 42. No 4. P. 86-92. DOI: 10.15393/uchz.art.2020.486
REFERENCES
1. Baklanova N. A. The Great Embassy abroad in 1697-1698 (Its way of life according to the Embassy's cash-books.) Peter the Great: Collection of articles. Moscow, Leningrad, 1947. P. 3-62. (In Russ.)
2. B ro del F. Material civilization, economy and capitalism. XVXVIII centuries. Vol. 1: Structure of everyday life: the possible and the impossible. Moscow, 1986. 624 p. (In Russ.)
3. Pavlenko N. I. Lefort. Moscow, 2017. 288 p. (In Russ.)
4. Pashkov A. M. Church of the Apostle Peter at Marcial Waters. The list of Petrine monuments in Russia and in Europe. Available at: http://spp.lfond.spb.ru/russia/memorials/121 (accessed 12.03.2020). (In Russ.)
5. Schwarcz I. The trip of Peter the Great to Pressburg. The Romanovs on the road. Travels and trips of the Tzar's family members in Russia and abroad: Collection of articles. (M. V. Leskinen, O. V. Khavanova, Eds.). Moscow, St. Petersburg, 2016. P. 83-93. (In Russ.)
6. Schwarcz I. Petrine monuments as objects of cultural transfer and cultural tourism. Petrine monuments of Russia and Europe. Research, preservation, cultural tourism. Proceedings of the VII International Petrine Congress. St. Petersburg, June 5-7, 2015. St. Petersburg, 2016. P. 332-343. (In Russ.)
7. Schwarcz I. The artistic image of Peter the First in musical works of Western European composers. The image of Peter the Great in the world culture. Proceedings of the XII International Petrine Congress. St. Petersburg, May 31 - June 1, 2019. St. Petersburg, 2020. (In print.) (In Russ.)
8. Blome A. Das deutsche Russlandbild im frühen 18. Jahrhundert. Untersuchungen zur zeitgenössischen Presseberichterstattung über Rußland unter Peter I. Forschungen zur Osteuropäischen Geschichte. Bd. 57. Wiesbaden, 2000. 432 S.
9. C z o k K . August der Starke und seine Zeit. Kurfürst von Sachsen, König in Polen, München, 2006. 208 S.
10. Günther E. Der Daumeneindruck Augusts des Starken. 16 königlich-sächsische Minaturen. 2. Auflage. Husum, 2007. 148 S.
11. Handl Ch. Handl G. Ein Stadtspaziergang in Bildern. Berndorf, 2003. 55 S.
12. Horn S . Der praktische Unterricht im Medizinstudium vor den Reformen durch van Swieten. H. Gössing, S. Horn, Th. Aigner (Hgg.), Wiener Gespräche zur Sozialgeschichte der Medizin. Vorträge des internationalen Symposions an der Universität Wien 9-11 November 1994. Wien, 1996. S. 75-96.
13. Horn S . Sozialgeschichtliche Aspekte des Gesundheitswesens in der Eisenstraße in der frühen Neuzeit. Available at: http://www.eisenstrasse.info/fileadmin/schatzsuche/binaries/826.pdf (accessed 12.03.2020).
14. H o r ny i k H . Peter der Große von 12. Bis 17. Juli 1698 in Baden bei Wien. Katalogblätter des Rollettmuseums Baden. 104. Baden, 2019. 20 S.
15. Maurer R. Aquae-Padun-Baden. Eine Stadt an der Wiege Österreichs. Katalogblätter des Rollettmuseums Baden, 2. Baden, 1996. 87 S.
16. Maurer R. Baden, schröpfen, amputieren: Die Geschichte der Bäder in Baden bei Wien. Wien, 2004. 160 S.
17. Maurer R. Die Burg Baden: Ihre Herren - ihre Herrschaft. Katalogblätter des Rollettmuseums Baden, 61. Baden, 2006. 91 S.
18. N o e A . Geschichte der italienischen Literatur in Österreich. Teil I: Von den Anfängen bis 1797. Wien, Köln, Weimar, 2011. 728 S.
19. Rollett H. Beiträge zur Chronik der Stadt Baden bei Wien. Bd. 1. Baden bei Wien, 1885. (Reprint. Baden, 2003. 660 S.)
20. Seifert H. Die Oper am Wiener Kaiserhof im 17. Jahrhundert. Wiener Veröffentlichungen zur Musikgeschichte. Bd. 25. Tutzing, 1985. 966 S.
21. Schlöss E. Zar Peter der Grosse in Wien: Übertragung der Blätter 411 bis 452 der Ceremonialprotocolle 1698 (ZA Prot. 5) in die Schrift unserer Zeit wort- und zeilengetreu. Mitteilungen des Österreichischen Staatsarchivs. № 51. Wien, 2004. S. 375-546.
Received: 15 April, 2020