Научная статья на тему '«Десятилетие свободы» (1905-1917 гг. ) для старообрядцев Казанской губернии'

«Десятилетие свободы» (1905-1917 гг. ) для старообрядцев Казанской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
828
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСТВО / КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / РЕГИСТРАЦИЯ ОБЩИН / СТАРООБРЯДЦЫ И ПОЛИТИКА / OLD BELIEVERS / KAZAN GOVERNORATE / REGISTRATION OF COMMUNITIES / OLD BELIEVERS AND POLITICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Латыпов Ильшат Рафаэлевич

В статье рассмотрена деятельность старообрядцев в Казанской губернии в 1905-1917 гг. В этот период наступила относительная свобода вероисповедания, которая привела к активному созиданию старообрядческих организаций: зарегистрировано большое число старообрядческих общин, построены многочисленные храмы и молитвенные дома, организованы учебные заведения. Староверы начинают активно участвовать в общественно-политической жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"A Decade of Freedom" (1905-1917) for Old Believers of Kazan Governorate

The article discusses the activities of Old Believers in Kazan Governorate in 1905-1917. During that period they had relative freedom to practice religion, which led to active creation of organizations of Old Believers: a large number of Old Believer communities were registered, many churches and houses of worship built, educational institutions organized. Old Believers began to actively participate in social and political life.

Текст научной работы на тему ««Десятилетие свободы» (1905-1917 гг. ) для старообрядцев Казанской губернии»

И. Р. Латыпов

«ДЕСЯТИЛЕТИЕ СВОБОДЫ» (1905-1917 гг.) ДЛЯ СТАРООБРЯДЦЕВ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

В статье рассмотрена деятельность старообрядцев в Казанской губернии в 1905-1917 гг. В этот период наступила относительная свобода вероисповедания, которая привела к активному созиданию старообрядческих организаций: зарегистрировано большое число старообрядческих общин, построены многочисленные храмы и молитвенные дома, организованы учебные заведения. Староверы начинают активно участвовать в общественно-политической жизни.

Ключевые слова: старообрядчество, Казанская губерния, регистрация общин, старообрядцы и политика.

Начало ХХ в. принесло старообрядцам Российской империи свободу. По Манифесту 17 апреля 1905 г. староверы получили свободу вероисповедания, а по Манифесту 17 октября 1905 г. — все политические права. В течение нескольких лет после Манифеста 1905 г. и указа об общинах 1906 г. все старообрядчество России было занято организацией общин и строительством храмов. После староверы приступили к решению задач в области образования и просвещения своих единоверцев.

Одним из важнейших по своим последствиям достижений старообрядчества в первый год ограниченной, но все-таки свободы было получение разрешения образовывать свои собственные общины-приходы. Указания «о правах общины» были высочайше утверждены 17 октября 1906 г. Со времени внесения общины в реестр она могла: избирать духовных лиц, настоятелей или наставников, сооружать храмы, молитвенные дома, учреждать богоугодные заведения и школы, приобретать и отчуждать для осуществления целей общины недвижимое имущество. Уже к началу 1910 г. в России было образовано и официально зарегистрировано 1300 общин.

В Казани, Чистополе, селах Казанской губернии, как и по всей стране, староверы различных приходов проводили свои собственные учредительные собрания и затем направляли в соответствующие инстанции уполномоченных оформлять регистрацию общин. Первой в Казанской губернии зарегистрировалась чистопольская община поморцев-брачников. Это произошло 30 ноября 1906 г. К февралю 1912 г. в губернии юридический статус приобрела

222

21 старообрядческая община1. Кроме Казани и Чистополя, общины были зарегистрированы в селах Мельничий Починок, Шумково (оба — Лаишевский уезд), Шонгуты, Неудачно-Капердино, Пролей Каши, Большое Фролово (все — Тетюшский уезд), Богородское (Чистопольский уезд), Можарки (Цивильский уезд), Нижний Услон, Теньки (оба — Свияжский уезд), Болгары (Спасский уезд) и городе Козьмодемьянск2.

И хотя о существовании старообрядцев в этих населенных пунктах мы уже знали, все же эта регистрация проливает свет на состав первых «законных» организаций староверов, называет их председателей, священников, адреса молитвенных домов. Видимо, поэтому не все староверы спешили придать общинам юридический статус. Некоторым из них закон 17 октября 1906 г. показался не предоставлением свободы, а «объединением с церковью новообряд-ствующей» — жива была еще память о времени насильственного обращения в единоверие. Староверы боялись регистрироваться сейчас по тем же причинам, что и весь XIX век не показывали свое истинное число — из-за страха репрессий.

Возьмем, к примеру, густо населенный старообрядцами Свияжский уезд Казанской губернии. Только в селах Соболевское и Карамышиха состояло более 500 старообрядцев противоокружников австрийского согласия со своими молитвенными домами3. А зарегистрировано на весь уезд было всего две общины. Или спасовцы. Они не считали грехом посещение храмов Православной (официальной) Церкви, крестили там детей, заключали браки — не потому, что верили в действительность этих таинств, а просто чтобы избежать преследований. Поэтому все они числились православными и большинство из них не легализировались даже после объявления свободы вероисповедания. Цифры подтверждают наши опасения — две зарегистрированные общины на шеститысячную армию спасовцев губернии.

Указанные общины староверов в первые же годы «свободы» воспользовались «правами общин»: обычным делом строительного отделения Казанского губернского правления становится «утверждение к исполнению» проектов молитвенных домов вчерашних «сектантов» 4.

1 НА РТ Ф. 2. Оп. 2. Д. 12173.

2 Там же. Д. 12173.

3 Там же. Д. 8957. Л. 296-297.

4 Раньше по закону, «на бумаге», старообрядческих общин не было, а на имя несуществующего общества нельзя строить и иметь вообще какое-либо имущество. Молитвенные здания строили на имя частного лица. Например, Коровинский дом, с 1852 г. по 1906 г. служивший центром общины белокриницкой иерархии в Казани. Внешне это был обыкновенный дом с торговыми помещениями на первом этаже и жилыми на втором. На самом деле все эти годы

223

В Казани, примерно через месяц после объявления императором Николаем II свободы вероисповедания, в мае 1905 г. началось строительство нового храма для староверов белокриницкой иерархии. В ноябре 1906 г. был открыт подписной лист пожертвований на строительство храма, в июле 1907 г. была совершена его закладка, а в сентябре 1909 г. собор был освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы и славного явления чудотворной иконы Её во граде Казани (впоследствии его обычно называли храмом Пресвятой Богородицы)5.

«Потепление» было использовано и в среде казанских беспоповцев. У старопоморской общины была восстановлена Прилуцкая молельня, открыты несколько общественных и частных молелен в купеческих домах.

После дарования свободы 17 апреля 1905 г. активизировались не только столичные староверы. Например, иметь свой постоянный храм захотели сторонники «древляго благочестия» Нижнего Услона (Свияжский уезд). Местные жители купцы К. Ф. и И. К. Савины «изъявили согласие» построить храм на собственные средства. Закладка храма была совершена 31 июля 1905 г., а 2 октября 1907 г. выстроенный и отделанный каменный храм был торжественно освящен преосвященным Иоасафом, епископом Казанским, и Иннокентием, епископом Нижегородским6.

Примеру Казани, Чистополя, Нижнего Услона последовали старообрядцы сел Пичкасы Спасского уезда (1905 г.)7, Теньки Свияжского уезда (1906 г.)8, Фролово Тетюшского уезда (1908 г.)9, Большие Дербышки Казанского уезда (1909 г.)10, Мизиной Свияжского уезда (1910 г.)11, Отар-Илга Мамадышского уезда (1911 г.)12.

Для утверждения проекта, кроме «отношения», требовались также: «приговор» старообрядческой общины, подписка владельцев места, на котором предполагается строительство, одобрение и подписи губернского архитектора и инженера, план молитвенного дома. Если проекта постройки молельного

здесь находился молельный дом, служились службы, совершались таинства, рукополагались священники.

5 Республика Татарстан: Православные памятники. Казань, 1998. С. 273.

6 Церковь. 1908. № 17. С. 619.

7 НА РТ Ф. 2. Оп. 7. Д. 1534.

8 Там же. Д. 1562.

9 Там же. Д. 1694.

10 Там же. Д. 1814.

11 Там же. Д. 1917.

12 Там же. Д. 1965.

224

дома не было или отсутствовали разрезы, подобающие чертежи, планы, «составленные по правилам технического искусства», то губернский инженер мог и отказать в постройке13. Заметим, что отказывали им по техническим, а отнюдь не по идеологическим причинам, как это было до объявления свободы.

Впрочем, строительное отделение Казанского губернского правления, как правило, не предъявляло претензий к техническому исполнению проектов. Обычно планировали здания деревянные, очень простой конструкции, отличающиеся внешне от вместительной избы лишь наличием деревянного купола и деревянной колокольни.

В начале отношения старообрядцы мотивировали постройку (например, ближайшая старообрядческая церковь находилась далеко), в конце отношения обычно указывались средства на постройку молитвенного дома.

Идеальный для местных властей старообрядческий храм был следующий: 1) находящийся на приличном расстоянии от православного храма; 2) самодостаточен (деньги на строительство и содержание выделять не надо); 3) похож на обычную деревянную избу.

После объявления свободы кроме храмов стали строиться образовательные учреждения. Так, в 1907 г. на средства купца П. М. Шашина в Чистополе открывается старообрядческое училище. На содержание училища со стороны казны было ассигновано по 1200 руб. в год. П. М. Шашин приобрел всю классную мебель, учебные пособия, весь необходимый инвентарь и пожертвовал на вечные времена капитал, процент с которого ежегодно отдавался на нужды училища (около 700 руб.)14.

В первые годы свободы, провозглашенной Манифестом, сознавая, что политический вес обеспечивается только единением, старообрядцы стали объединяться на политико-экономической почве, совершенно не затрагивая религиозные воззрения друг друга. Политическими центрами старообрядчества заявили себя Москва, Саратов, Уфа, Нижний Новгород и некоторые другие города15. В июне 1906 г. состоялся «примирительный» I Всероссийский съезд старообрядцев-«неокружников» в Москве. 5 июня 1906 г. на Рогожском кладбище раздался торжественный благовест о мире, извещавший, что три старообрядческих епископа, около 100 священников и около 100 тысяч мирян примирились с рогожанами.

В 1907 г. поповцы и беспоповцы провели в Москве и Петербурге несколько совещаний по поводу внесения в Государственную Думу законопроекта о

13 НА РТ Ф. 2. О. 7. Д. 1562, 1917.

14 Церковь. 1908. № 50. С. 1532-1533.

15 Голос старообрядческого Поволжья. 1917. №10. С. 2.

староверах. Тогда, в первые годы после получения свободы, многие в старо-верии говорили о необходимости организационного и духовного объединения всех старообрядческих согласий, ежегодного проведения всех старообрядческих съездов. Этот вопрос обсуждался на IX Всероссийском съезде староверов в Нижнем Новгороде в 1908 г.16

Интересы московского староверия в Московской городской думе отстаивали известные староверы П. С. Расторгуев, Г. П. Благов, И. А. Пуговкин, Г. К. Рахманов. Депутаты от старообрядчества также заседали в Государственной Думе, где была создана специальная комиссия по старообрядчеству. Например, в последней Государственной Думе было два депутата от старообрядчества: В. С. Дрибинцев и С. Р. Кириллов17.

В начале XX века наблюдается участие и казанских старообрядцев в политической деятельности.

Купцы-староверы в основном тяготели к умеренно-монархическим организациям — Союзу 17 октября, Торгово-промышленной партии (далее — ТПП). Во время выборов в I Государственную Думу и подготовки I Поволжского съезда Союза 17 октября (1906) многие собрания казанских октябристов регулярно проводились в доме белокриницкой общины рядом с храмом. В списке членов Казанского губернского отдела ТПП были практически все видные представители старообрядческих общин. Комитет этой партии возглавлял М. Л. Свешников — председатель Совета белокриницкой общины. Членами комитета в разные годы был П. С. Барабанов, К. И. Оконишников, А. В. Афанасьев, Ф. Т. Васильев, Четверговы, В. П. Гордеев, Свешниковы, С. Е. Шаша-брин, Я. А. Коровин, И. К. Савин, А. Я. Логутов, А. А. Хворов, Я. П. Фомин, Я. Ф. Шамов, священник А. И. Калягин18. Последний выступал в местной прессе по вопросу о свободе совести. Он разработал и опубликовал подробные предложения-поправки к законопроекту о старообрядческих общинах, внесенному Государственной Думой в Государственный Совет19.

Начало I Мировой войны в корне изменило жизнь староверов. Храмостро-ительство прекращается. На первый план выдвигается новая задача — помощь фронту. Именно война обострила политическую и организационную актив-

16 Ершова О. П. Старообрядчество и власть // Сайт «Книжница Самарского староверия». URL: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/137-1-0-1124 (дата обращения: 02.07.2010).

17 Тимофеев В. В. Старообрядцы на выборных должностях в российской провинции // Сайт «Книжница Самарского староверия». URL: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/137-1-0-789 (дата обращения: 09.08.2010).

18 Алексеев И. Е. Под сенью царского манифеста. Казань, 2002. С. 256-296.

19 Калягин А. И. Желательные поправки к законопроекту, внесенному Государственной Думой в Государственный Совет. Казань, 1910.

226

ность и самосознание староверов, и к 1917 г. староверие разных губерний одновременно приходит к идее о необходимости скорейшего объединения представителей всех старообрядческих толков для активизации деятельности во имя спасения страны в условиях политического и экономического кризиса. Была создана «Русско-демократическая (народная) партия христиан-старообрядцев».

Плачевное и тяжелое состояние старообрядцев Казани в военное время наглядно иллюстрируют две заметки в журнале «Слово Церкви» за 1916 г.: «В Казани в 20 числах сентября месяца состоялось собрание совета старообрядческой общины, на котором постановили закрыть новый храм с 3 октября до праздника Рождества Христова. Видите ли: топить печи в храме нечем. Это в такой-то общине, как Казанская! И притом в такое время, как нынешнее, когда необходима усиленная молитва к Богу?!. Против закрытия храма горячо протестовал и священник А. И. Калягин. Кстати сказать, в казанской общине есть и еще кое-что ненормальное. Рядом с храмом был построен умершим недавно М. Л. Свечниковым и ныне здравствующим А. В. Афанасьевым большой каменный дом для призрения бедных. Но, оказывается, что сейчас в него на квартиры пускают только богатых. Певцы из Казани обеспечены тоже очень плохо, в особенности мальчики. Много раз мне приходилось видеть, как они в какой-нибудь праздник, после обедни, бегут с блюдами в столовую для нищих, где им отпускают порции щей или каши на обед. Квартиры им отведены под храмом, какие-то подвалы. Неужели нет возможности улучшить жизнь этих тружеников-певцов? Ведь они краса церковная»20.

Во второй заметке рассказывается о том, что все тот же священник Калягин отменил традиционный крестный ход: «В день Богоявления Господня положено после Литургии совершать крестный ход на реку (Иордан) освящать воду. Мы, казанцы, были лишены сего духовного торжества»21. Можно догадаться, что отмена крестного хода объясняется тяжелым положением в городе.

Февральская революция 1917 года и свержение самодержавия вызвали настоящий взрыв активности старообрядчества. В течение марта — мая 1917 г. в Москве, в аудиториях Политехнического музея, в здании хлебной биржи на Разгуляе, на Рогожском и Преображенском кладбищах, состоялись десятки крупных и небольших съездов, собраний, духовных советов старообрядцев самых разных согласий. Как никогда раньше, близка казалась заветная цель — объединение староверов всех согласий и толков. Старообрядцы, вспоминая нанесенные им российскими царями и императорами обиды, считали

20 Слово Церкви. 1916. № 49. С. 982.

21 Там же. № 6. С. 141.

суд истории над самодержавием справедливым и направляли приветственные телеграммы Временному правительству.

Московские староверы почти единогласно заявили на мартовских и апрельских собраниях о желательности народоправской (республиканской) формы государственного правления будущей России по образу средневековых Новгородской и Псковской республик. В отличие от массы демократических партий и политических течений, староверы как коренные русские твердо стояли за единство России с широким местным самоуправлением, а также за продолжение войны с Германией до победного конца.

В Поволжье лидеры старообрядчества начали готовить объединение староверов всех согласий губернии почти одновременно с Москвой. Были избраны объединенные губернские комитеты, которые, в свою очередь, старались объединить уезды — села и деревни.

Несмотря на все это, вряд ли кто предполагал в то время, что октябрьский переворот 1917 г. будет иметь столь гибельные последствия для многострадального старообрядчества. Храмы староверов не только закрывали, как прежде, но также разрушали и оскверняли, а старообрядческое духовенство и купечество репрессировали.

Так, в 1918 г. у казанских купцов Оконишниковых национализировали мельницу и все дома с имуществом. Семьи братьев Михаила и Константина Ивановичей оказались на улице. В этот же год Казань пережила белочешский мятеж. Бои шли в районе Верхнего Услона и Печищ. В Казани шли аресты. Обоих Оконишниковых арестовали, обвинили в сотрудничестве с белочехами. Комиссия оштрафовала их на 100 тысяч рублей. Константин переезжает в Москву, связь с Казанью прерывается навсегда. Судьба Михаила была трагичнее. Он был расстрелян, семья была записана в «лишенцы»22.

После революции и национализации всей собственности покинул Казань купец первой гильдии, один из лидеров белокриницкой иерархии в Казани — Афанасьев Агафон Васильевич. Он уехал в Батуми, где и скончался в 1921 г. в возрасте 72 лет23.

Многочисленные старообрядческие общества и учреждения, лишенные прав юридических лиц, также прекратили свою деятельность.

Таким образом, период активности староверов Казанской губернии был ограничен 1917 г. Февральская революция и свержение самодержавия активизировали политическую деятельность староверов. Октябрьский переворот

22 Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Казань, 2001. Т. 2. С. 105.

23 Там же. Т. 1. С. 150.

228

1917 г. и последовавший за ним роспуск Учредительного собрания означали для русских староверов конец «эпохи свободы» и начало «эпохи террора».

Короткого периода «золотого десятилетия» староверия, начавшегося после утверждения указа 17 апреля 1905 г., было достаточно, чтобы получить возможность сравнить результаты деятельности староверов исследуемого региона в условиях репрессий и в условиях свободы. Размеры вклада купцов-старообрядцев в экономику и культуру Казанской губернии в 1905-1917 гг. несравнимо больше их вклада за вековой предшествующий период репрессий.

Ilshat R. Latypov

“A DECADE OF FREEDOM” (1905-1917) FOR OLD BELIEVERS OF KAZAN GOVERNORATE

The article discusses the activities of Old Believers in Kazan Governorate in 1905-1917. During that period they had relative freedom to practice religion, which led to active creation of organizations of Old Believers: a large number of Old Believer communities were registered, many churches and houses of worship built, educational institutions organized. Old Believers began to actively participate in social and political life.

Key words: Old Believers, Kazan Governorate, registration of communities, Old Believers and politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.