Научная статья на тему 'Десять законов денежного обращения. Все ли открыты?'

Десять законов денежного обращения. Все ли открыты? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
842
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
законы денежного обращения / сущность денег / законы экономики / monetary circulation / essence of money / laws of economics
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Десять законов денежного обращения. Все ли открыты?»

Скобликов Е.А.

к.э.н., президент Фонда финансовых инициатив, Пенза

eas-eik@mail.ru

ДЕСЯТЬ ЗАКОНОВ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ. ВСЕ ЛИ ОТКРЫТЫ?1

Ключевые слова: законы денежного обращения, сущность денег, законы экономики.

Keywords: monetary circulation, essence of money, laws of economics.

Если просмотреть содержания современных учебников и пособий по политэкономии, экономике и финансам, то раздел «Законы денежного обращения» представлен всего одним законом - количества денег в обращении (монетизации)2. И закономерно возникает вопрос - разве можно успешно управлять экономикой страны, если будущие финансисты и экономисты будут знать, что действует всего один закон денежного обращения? Следует отметить, что учёные в царской России при рассмотрении денежного обращения оперировали гораздо большим количеством его законов. Так, М. Гавриленко ввёл в оборот «закон сложения цен», «закон, по которому каждое отдельное хозяйство продаёт столько, сколько покупает» и критикует «закон девальвации кредитных рублей» [1, с. 19, 71, 93], предвосхищая выводы Ирвинга Фишера. Другой экономист, Л.В. Федорович, анализируя связь между законами спроса и предложения, взаимовлияния издержек и количества денег в обращении, даёт собственное толкование закона Грешема (а), согласно которому «худшие деньги вытесняют собою из обращения лучшие» [2], и обоснование ныне повсеместно игнорируемого закона (а), «по которому ценности обмениваются друг на друга в пропорции издержек их производства, для внешней торговли ограничено» [2, с.187]. В работе А.А. Красильникова [3] раскрывается правильное понимание «экономического закона, требующего прогрессивного увеличения денежного обращения по мере роста страны и развития ею производительности» (b). Как тогда, так и теперь, «непризнание этого закона» сопровождается всё теми же «вредными от того экономическими и финансовыми последствиями» [3, с. 41]. Интересно, что и в конце XIX века шли яростные споры по поводу того, что лишь золото является истинными деньгами, а бумажные - его суррогатом и приводилась масса примеров негативного опыта использование в обороте бумажных денег (а), на основании чего следовал вывод: «восстановление металлического обращения представляется всегда в высшей степени желательным» [4]. И в СССР наука не ограничивалась исследованием только одного закона количества денег в обращении. Так, Н.И. Сивульский предваряет своё исследование важным замечанием, что «Основы теории денег, адекватно отражающей явления денежного обращения своего времени, не могли устареть» [5, с. 5]. А чтобы внести свой вклад в теорию, пытается расширить понимание тех законов денежного обращения, которые вытекают из марксистского учения: закон единства и взаимосвязи функций денег, закон отмирания денег при социализме (хотя в отношении последнего затем дезавуировал его наличие выводом - «развитие денег при социализме подчинено закону, содержание и специфика действия которого нами еще не выяснены» [5, с. 66]) и что «общим законом обращения бумажных денег является их обесценение» [5, с. 140], но относил его действие исключительно с бумажным деньгам (с). Что же касается современного периода, то в основном идёт обсуждение спорных положений и характера действий закона количества денег (b) в трактовке Ирвинга Фишера и Кейнса3.

Несмотря на то, что количество законов денежного обращения в представленном выше анализе получилось более шести, все законы, которые формулировали указанные исследователи, можно отнести всего к трём законам: применимости (а), количества (b) и опережающего роста кредитной эмиссии (с). Но и из этих трёх законов, к настоящему времени наиболее чётко определён лишь закон количества денег в обращении, а другие не получили своего общепринятого признания. Более того, удивительно, что и вся сфера денежного обращения, оказалась малоизученной, поскольку в ней действуют, по крайней мере, девять законов. Перечислим их в порядке своего проявления как закона и дадим краткую характеристику каждого из них в качестве основы для более глубокого исследования:

Исторически первым стал действовать закон применимости денег - с момента их использования при обмене произведенных продуктов. Сначала в качестве денег использовались раковины особого вида, скот, меры зерна, шкуры, и т. п. предметы. Были ли они удобны в качестве всеобщего эквивалента для обмена разных товаров и предметов? Не очень, поэтому когда стала доступной технология получения металлов - меди, серебра и золота, то оказалось, что это именно те материалы, которые лучше всего подходят на роль денег - они компактны, долговечны и их можно делить на части без убытка. Ещё более удобными для обращения оказались бумажные деньги, которые в итоге вытесни-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 16-06-00128А.

2

Экономическая теория: политэкономия: Уч. - М.: Рыбари; 2009. - 870 с.; Экономическая теория. Уч. для вузов. 4-е изд. -СПб.: Питер, 2009. - 560 с.; Островитянов К.В. и др. Политическая экономия. Уч. М.: Политиздат,1954 - 455 с.; Курс экономической теории. - М.: Дело и Сервис, 2001. - 832 с.; Бродская Т.Г. и др. Экономическая теория. Уч. пособ. - М.: РИОР, 2008. - 208 с.

Из этого описания вовсе не следует, что здесь представлен исчерпывающий обзор сделанных ранее обоснований законов денежного обращения - это задача целой монографии. Обзор понадобился лишь в качестве краткого экскурса в историю вопроса.

ли металлические из обихода. Как отметил К. Маркс, «Они вырастают непосредственно из металлического обращения» [16, с. 133]. А с появлением электроники и Интернета всё большее применение получают электронные деньги -верно и тут замечание К. Маркса, «Функциональное бытие денег поглощает, так сказать, их материальное бытие» [16, с. 136.]. И ныне предпринимаются попытки введения в оборот биткоинов и других видов криптовалюты, существующих в виртуальном пространстве Интернета1. Таким образом, последовательная смена форм и материала денег представляет собой объективный процесс, происходящий согласно закону применимости2, который можно сформулировать так: всеобщую применимость в качестве денег могут получить лишь те предметы, в которых воплощается наибольшее удобство для обращения - служить мерой стоимости и средством платежа, сохраняя при этом свою стоимость во времени: в средние века это были медь, серебро и золото, затем бумажные деньги, а ныне всё большее значение приобретают электронные деньги3.

Однако, понимание действия закона применимости гораздо шире определения порядка смены форм денег. Используя этот закон, мы можем правильно ответить и на ряд других вопросов. Так, с признанием этого закона спор в отношении золота - является ли оно деньгами или нет, можно считать законченным - золото уже утратило роль абсолютных денег навсегда. Резервными валютами, т.е. повсеместно принимаемыми в оплату деньгами, стали бумажные валюты ведущих стран мира: доллар, евро, иена, а теперь и китайский юань. Тогда в чём причина наблюдаемой ныне истерии, когда многие страны тратят колоссальные средства на добычу и закупку физического золота, если как деньги оно стало малоприменимо для расчётов? А в сознательном игнорировании данного закона в угоду своекорыстным интересам международного финансового капитала. Именно он инспирирует этот ажиотаж, ибо глобалистам важно, чтобы деньги зависимых стран тратились на низколиквидный финансовый ресурс (золото) и исчезали из оборота в кладовых.

С законом применимости становится ясным ответ и на другой вопрос - допустимо ли хождение и использование внутри страны иностранной валюты? Недопустимо. И поэтому с точки зрения этого закона критика академика С. Глазьева действий Центрального банка России, который допускает такую практику, совершенно обоснована. В любой стране в денежном обороте должна участвовать только одна, национальная денежная единица, финансовый рынок должен быть закрыт для валютных спекулянтов, а теневая спекуляция валютой должна преследоваться по закону, свободы вывоза капитала не может быть по определению, эмиссию денег следует проводить только под инвестиционные проекты, исключая режим «currency board», устанавливать заранее объявляемые границы колебаний курса национальной валюты на длительное время, ввести запрет на открытие депозитных валютных счетов и налог на приобретение и вывоз наличной иностранной валюты, и т.д. [19]. Русский общественный деятель И.А. Третьяков, ученик и последователь Адама Смита, высказал абсолютно верное замечание о том, что характерно для экономики слабых стран: «У народов невежественных деньги ужасно цену имеют высоку. Причиною тому есть то, что у них денег других не находится, кроме тех, кои могут достать грабежом; ибо знания нужного, как их ввесть в своё отечество, они не имеют» [18]. Таким образом, уже два с половиной века тому назад было замечено, что тот народ можно отнести к «народам невежественным», у которого иностранная валюта ценится «высоко», а правительство не видит иного способа жить, кроме как «грабежом» природных ресурсов!

И как только деньги приобрели форму металлических монет, стал проявлять себя следующий закон - закон приоритета государственного регулирования обращения. Дело в том, что первоначально металлические монеты начали чеканить купцы, потому что им не совсем удобно было использовать слитки при расчётах. Но по мере того, как объём монет различной чеканки в одном и том же государственном образовании рос, росли и затруднения в сборе налогов и управляемость. И тогда указанный закон проявил своё действие тем, что графства, княжества, царства, султанаты и прочие виды государств начали жёстко пресекать чеканку монет частными лицами и взяли её под государственный контроль. С той поры при каждом дворе появился единственный монетный двор, своя казна, которая регулировала количество денег в обращении чеканкой, что позволяло гарантированно собирать налоги в денежной форме. Таким образом, именно казна становилась тем фундаментом, на котором стала строиться финансовая система государства как объективный закон: денежное обращение изначально требует государственного, а именно - казначейского регулирования. И первоначально оно и было таким ...

Но устраивало ли денежных баронов такое положение? Нет. Сделав своим основным ремеслом торговлю деньгами, банки, с их неудержимым стремлением к максимизации прибыли, стали постепенно прилагать всё больше усилий к тому, чтобы и государственные денежные потоки, наполнение которых шло через ручейки и реки поступлений в казну государства, перенаправить в частное русло. И к началу ХХ века итог противостояния государственного регулирования денежного обращения и частно-банковского оборота ознаменовался практически окончательной победой последнего, когда в 1914 году появилась Федеральная резервная система в США. В последующие годы в большинстве стран центробанки постепенно стали частными или «независимыми», когда государственные органы власти практически никак не могли влиять на денежное обращение, и прежде всего, решать вопросы эмиссии и установления уровня ставок рефинансирования банков. Добившись своего и приобретя доминирующее положение в сфере регулирования денежного обращения, банковская система превратилась в главную причину кризисов. Именно она, обретя власть над

1 Обзор по криптовалютам. - Шр^/Ь^.те&а/аИсогм/

2 Законы денежного обращения. Закон применимости денег. - http://ffi-eas.ru/articles/zakony-denezhnogo-obrashcheniya-zakon-primenimosti-deneg

3 п

В строгом значении термина «электронные деньги» - это не записи на магнитных носителях, а чисто виртуальные деньги -биткоины и их производные. Здесь этот термин относится скорее к технологии обращения денег, который осуществляется электронно через Интернет и выделенные каналы связи.

деньгами, стала сотрясать экономику резкими колебаниями ставок, курсов валют, надуванием финансовых пузырей, использованием вторичных денежных инструментов и прочих якобы рыночных инструментов ради собственного обогащения. Отсюда следует, что если страна хочет бескризисно развиваться, государственные органы должны взять денежное обращение под свой контроль. Это достигается прежде всего тем, что Казначейство преобразовывается в казначейско-банковскую систему со всеми вытекающими отсюда последствиями1. Ключевым звеном, ухватившись за которое, по образному выражению В.И. Ленина, можно вытащить всю цепь, является передача ведения расходно-учётных операций всех юридических и физических лиц из банковской системы в казначейские приходно-расходные кассы (ПРК). Но и банковская система должна не просто лишиться возможности выполнять эти операции, но и сама претерпеть серьёзную трансформацию, а именно - распрощаться с диверсификацией, когда любой банк выполняет весь комплекс банковских операций, и перейти к системе специализированных банков: чисто сберегательных, коммерческого (краткосрочного) кредита, инвестиционных (долгосрочного кредита), ипотечных и лизинговых. Именно так, централизовав и установив контроль государства над денежным обращением, можно если не избавиться полностью от возникновения кризисных ситуаций в экономике, то по крайней мере, значительно их ослабить. Эта парадигма позволяет трезво взглянуть на обоснованность предлагаемых мер по контролю за денежным обращением: по созданию контрольных и надконтрольных органов для выявления незаконных операций, пресечению коррупционных схем, незаконного вывода капиталов за рубеж и офшорного бизнеса, отмыванию средств, полученных преступным путём, и т.д. Но, как показывает практика, эти меры практически ничего не решают, но их реализация требует чрезвычайно высоких затрат, как, например, введение покупюрного учёта движения наличных денег через кассы и банкоматы с тем, чтобы отслеживать дачу взяток чиновникам и отмывания средств, полученных преступным путём. Зачем идти по такому сложному пути, если структурная реорганизация денежно-банковской системы и перераспределение функций на основе закона приоритета государственного регулирования денежного обращения делает полностью прозрачными и подлежащими контролю практически все платежи и транзакции, что позволяет полностью изжить негативные явления которые просты и прозрачны, они просто неэффективны, а часто выдают заинтересованность определённых лиц, ответственных за устранение негативных явлений, чтобы устранение их было бесконечно затратным. Это потребует колоссальных капиталовложений, но разумеется, никакой реальной пользы не принесёт.

Итак, когда денежный оборот приобрёл более или менее организованный характер с устранением частной чеканки монет и введением казначейского оборота, настало время третьего закона - закона количества денег в обращении. Надо отметить, что этому закону повезло больше всех - когда рассматриваются законы денежного обращения, то под ним часто понимается только этот закон. Впервые его попытался сформулировать Адам Смит: «количество звонкой монеты в каждой стране определяется стоимостью товаров, обращающихся ... в течение года в данной стране» [15, книга 2, гл. 3, с. 340]. К.Маркс сформулировал это наблюдение более определённо: «количество средств обращения определяется суммой цен обращающихся товаров и средней скоростью обращения денег» [16, с.129], что ныне представлено как спорное уравнение И. Фишера: МУ = ИрО (1), где М - количество денег, V - скорость обращения, ИрО - общая сумма выручки от продажи всех товаров и услуг в течение года (р - средняя цена отдельного товара/услуги, умноженное на О - количество данного товара/отдельных услуг) [17, гл. 2, § 4]2. Закон количества денег в обращении считается достаточно хорошо исследованным, и ему соответствуют методики расчёта и статистики денежных агрегатов М1, М2, М3, М4. Однако изучение действия этого закона нельзя считать законченным. Например, приверженцы монетаристских взглядов считают, что избыток денег в обращении ведёт к инфляции, а нужный эффект в борьбе с ней может принести только «таргетирование» путём повышения ключевой ставки (рефинансирования), отказа кредитовать государственные программы и установления плавающего обменного курса валют согласно рекомендациям МВФ. Однако ни в одной стране, которой они были навязаны, в том числе и России, инфляция таргетиро-ванием не устранялась, а экономика впадала в стагфляцию.

Меньше внимания обращается на вред, который наносит изъятие денег из оборота с целью образования всевозможных стабилизационных фондов и ЗВР сверх меры удовлетворения потребностей внешнеэкономического оборота. Системы кровоснабжения любого живого организма и денежного обращения схожи тем, что лишь движение крови/денег позволяет жить и развиваться организму/экономике. Но может ли нормально жить организм, если по пути и вне кровеносной системы создавались бы какие-нибудь запасные депо для резервов крови? Нет, как раз наоборот -многие болезни своим разрушительным влиянием обязаны именно застою крови. А если ещё и перестать закачивать кровь/деньги в кровеносную/финансовую систему? Организм/экономика перестанет расти и начнёт чахнуть. Но и «откачка» денег во всякие фонды и резервы, высокая ключевая ставка и отсутствие каких-либо барьеров при выведении капиталов за рубеж также наносят урон экономике. И он тем больше, чем больше денег изымается в эти депо отстоя, а страна всё больше начинает отставать в своём развитии. Но экономическая политика такова вовсе не потому, что руководители экономического блока столь невежественны, что не знают теории и не понимают, почему развитые страны совершенно не опасаются роста инфляции при проведении политики количественного смягчения. Нет, всё гораздо проще - научная добросовестность и профессионализм, ответственность перед страной за принимаемые решения, отступили и сдались на милость личной корысти и желанию оставаться во властной колоде, беспроблемно встроиться в западное сообщество, а потому и преподносят с высоких трибун как высочайшее достижение образование всяческих «подушек безопасности».

1 Подробно реформирование денежно-банковской системы рассмотрено в статье Скобликов Е.А. Законы денежного обращения. Закон приоритета государственного регулирования обращения. // Экономист. - М., 2016. - № 6. - С. 60-67.

2 Производные формулы для различных ситуаций даны в последующих главах.

С появлением и закреплением в экономике использования денег стал действовать и соответствующий этому четвёртый закон - закон неисключаемости денег как фактора производственно-хозяйственной, торгово-закупочной, бюджетно-казначейской и любой другой деятельности. Как только главной особенностью денег стало выполнение роли всеобщего эквивалента, деньги настолько прочно заняли своё место при осуществлении любой деятельности, что это стало законом, который продолжает действовать несмотря на то, что сейчас как форма денег, так и способы расчёта кардинальным образом изменились. И всякие попытки заменить деньги, например, единицами энергии, трудозатрат или вовсе отказаться от их использования, успеха не имели. Даже используя при необходимости бартер, мы всегда используем оценку обмениваемых товаров и услуг деньгами, чтобы избежать неэквивалентного обмена.

Опять же, как только деньги стали неотъемлемой частью жизни общества, стала проявлять себя тенденция увеличения количества денег у отдельных лиц, затем у ростовщиков и менял. С появлением банков процесс роста их активов и совершаемых операций продолжился, он явно обнаруживает своё действие и в настоящее время и потому с уверенностью можно назвать пятый закон денежного обращения - закон концентрации денег. Однако было бы ошибкой считать, что усиление и укрупнение одних банков происходит за счёт ухода с рынка слабых вследствие конкуренции. Как раз всё наоборот - чем крупнее банк, чем больше его активы, тем более он будет успешным на рынке капиталов. Поэтому денежные власти тех стран, которые поддерживают стратегию концентрации денежных активов в ограниченном числе банковских учреждений, и руководствуются политикой отзыва лицензий у слабых банков, действуют согласно требованиям этого закона.

А на всемирных финансовых просторах закон концентрации выступает уже как закон глобализации денежного обращения, с его попытками подчинить денежное обращение суверенных стран международному фининтерну. И образование ФРС в 1913 году в США, имевшее цель концентрации денег в одной частной структуре, в итоге трансформировало её в цель подчинить себе денежный оборот всего мира. Этот закон действует деструктивно для национальных государств, ибо за десуверенизацией денежного оборота следует и потеря политического суверенитета. И избежать разрушительного действия этого закона можно лишь непреложно следуя закону применимости, который требует полностью исключить оборот чужой валюты внутри страны, не образовывать резервы в иностранной валюте и не участвовать создании валютных блоков - всё равно в выигрыше будет самый сильный, успевший захватить эту нишу.

Если взять статистические данные за много лет, то мы не найдём ни одной страны, в которой расстройство денежного обращения было перманентно присущей ей - таким образом проявляет себя седьмой закон - закон стабилизации обращения. Он выражается в том, что какие бы неразумные меры не применялись денежными властями страны, сколько бы воли не было предоставлено «невидимой руке» рынка, т.е. прав частным институтам, сколь не было бы сильно вмешательство извне, расстройство денежного обращения как бы само собой ликвидируется и оно всегда приходит в норму. Например, методы регулирования денежного обращения путём количественного смягчения (ОБ) и снижения процентных ставок до нуля и ниже, активно используемые в развитых странах, и совершенно противоположные этому, т.е. ограничение количества денег в обращении и установление высоких ставок по кредиту (таргетиро-вание), в итоге дают одинаковый результат - обращение нормализуется и инфляция снижается. Вопрос только в том, в каком направлении действуют применяемые методы - ОБ способствует сохранению положительной динамики в экономике, а в странах с сырьевой экономикой, наоборот, ведут к стагнации. Например, в России инфляция после начала таргетирования в 2015 году выросла сразу до 70-80% по потребительским товарам (по оценкам некоторых специалистов), но уже к середине 2016 года снизилась до 7%. Но уровень ВВП как упал на 3,5%, так и остался на том же уровне.

Восьмым законом можно считать закон плановости - денежные доходы и расходы должны планироваться и контролироваться как на уровне государства, так и на уровне первичных производственных ячеек, вне всякой зависимости от того, государственное это образование или находится в частной собственности. Если этого не происходит, и прежде всего по причине слабости финансовых служб, когда постоянно возникает дефицит денег и, наоборот, когда скапливающиеся излишки денежной массы и их надо возвращать в нужное русло, и потому финансовые потоки приходится регулировать в «ручном режиме», то экономика никогда не получит нужного развития. Точно такой же эффект дают и слабо проработанные финансовые и маркетинговые планы.

Девятым законом является закон кредитной эмиссии. В сущности, именно о таком законе ведёт речь В.Ю. Ка-тасонов: «сумма денежных обязательств по выданным кредитам в любой момент превышает объем денежной массы в обращении на величину процентов по кредитам. Следствиями этого «макроэкономического неравновесия» являются так называемые «кризисы перепроизводства», банкротства, увольнения, конфискация личного имущества, превращение людей в рабов, обнищание подавляющей части общества, все большая концентрация богатства в руках ростовщиков и т.п. Кредитные самоубийства - неизбежный результат, «железный» закон функционирования денежно-кредитной системы в условиях доминирования рыночных регуляторов денежного обращения, когда сумма выданных кредитов всегда превышает суммы сбережений. К этому можно лишь добавить, что этот закон начал действовать с того момента, как только банки стали выпускать банковые билеты - банкноты, выдавая ими кредиты, сумма которых превышала активы банка, и продолжает действовать по сию пору, создавая финансовые пузыри. Впрочем, по таким законам функционируют денежно-кредитные системы всех капиталистических стран [20]. Но этот закон действует и в социалистических странах, когда денежно-банковская система полностью централизована и нет частных банков. Однако он реализуется в соответствии с законом плановости, а потому рост кредитной эмиссии находится в тесной корреляционной зависимости с ростом сбережений, не приводя к инфляции за счёт мультипликативного эффекта.

И десятым законом можно считать закон роста обращения деривативов или замещения денег такими производными финансовыми инструментами как опцион, своп, свопцион, форвард, фьючерс, варрант и другие, причём в

последнее время появляются такие виды деривативов, которые можно назвать деривативами деривативов. Сущность деривативов в том, что их использование позволяет минимизировать риск при заключении контракта между сторонами, который основывается на будущей стоимости базисного актива, что и обусловливает их широкое применение. Деривативы были востребованы развитием рыночных отношений с возникновением потребности заключать контракты на приобретение в будущем основного товара, и первыми из них были на тюльпаны, рис и т.д. И сразу же обнаружилось, что этими контрактами уже можно спекулировать, получая прибыль за счет изменения цены актива. А поскольку деривативы имеют лишь опосредованную связь с активами, а такой способ обогащения не связан с какими-либо значительными усилиями, то их суммарная цена стала возрастать более быстрыми темпами чем сумма активов. И в настоящее время отвлечение денег в дутые финансовые пузыри стало настолько опасным для экономики, что известный финансист Уоррен Баффет в 2002 году назвал деривативы «финансовым оружием массового поражения». Финансовые аналитики напрямую увязывают последний мировой финансовый кризис со спекуляциями на рынке. Что неудивительно, поскольку лишь в небольшом количестве сделок (до 3%) происходит реальная поставка активов, лежащих в основе производных ценных бумаг.

Ещё И.В. Сталин сказал: «Люди могут открыть эти законы, познать их, ... но они не могут ... создавать новые законы науки» [7, с. 2-3]. Возможно, для многих окажется неожиданным, что число законов денежного обращения значительно больше одного, обсуждаемого до сих пор в качестве единственного - закона количества денег в обращении. Я уверен, что все рассмотренные выше законы денежного обращения именно такие - объективные. Поэтому сомневающимся необходимо доказать, что все новые законы придуманы, и не имеют объективного характера, то есть не действуют независимо от воли и сознания людей. Но каждый из читающих эту статью может это проверить сам и убедиться в правоте или ошибочности такого заключения. Как? Очень просто - представить, что тот или иной представленный здесь закон не действует. И предоставить убедительные доказательства, что можно легко вернуться к золоту, а допустимость хождения разных валют в одной стране не оказывает негативного влияния на экономику, что никакого приоритета государственного регулирования быть не может, что деньги никакой не фактор производства, что не происходит институциональной концентрации и глобализации денежного обращения, что можно обойтись без планирования и контроля денежного обращения, а от феномена надувания финансовых пузырей можно легко избавиться, принудительно остановив опережающий рост кредитной эмиссии.

Необходимо сделать ещё одно важное замечание - если закон объективен, и действует независимо от воли и сознания людей, то он не может быть плохим или хорошим сам по себе. Но поскольку законы денежного обращения действуют в человеческом обществе, то степень их проявления зависит от действия конкретных лиц, которые заняты в сфере обращения денег и принимают соответствующие решения. Мы хорошо изучили, какие сюрпризы нам может преподнести природа, а потому одеваемся по погоде, строим жилища, которые защищают нас от жары, холода и осадков, научились использовать энергию ветра и солнца для получения энергии и т.д. Точно также следует руководствоваться законами денежного обращения - прекратить золотые страдания, не допускать спекуляции валютой, переходить к казначейскому денежному обороту, кредитную эмиссию и монетизацию проводить в соответствии с потребностями экономики, жёстко планировать доходы и расходы во всех звеньях народного хозяйства и тем более финансов, и т.д. И хорошо представлять себе, что не все законы денежного обращения действуют во благо общества и экономики, да и использовать их надо применительно к месту и времени. Например, закон концентрации денег, если не ограничивать его действие так, как мы защищаемся от дождя зонтиком, приведёт к безграничной власти банковского капитала. И тем более руководству любой страны надо быть осмотрительней, принимая помощь от международных финансовых организаций, памятуя о законе глобализации денежного обращения.

А что мешает эффективно использовать законы денежного обращения или почему, даже отлично зная или просто интуитивно понимая, что действовать-то надо как велят законы, причём не писанные, а объективные, они сознательно преступаются? Во-первых, если задеты интересы правящего класса, денежные власти будут принимать решения, хотя и юридически значимые, но противоречащие экономическому закону, совершенно естественно, потому что свой-то кошелёк ближе к телу. При этом обществу навязываются другие, якобы объективные экономические законы, ибо всегда найдутся «учёные» и общественные деятели, которые выведут такие законы на потребу своих высоких нанимателей, чтобы воровское происхождение богатств имело законное основание. Благодаря таким вот теоретикам все беды, как по мановению волшебной палочки, предстают как естественный результат действия пресловутой «невидимой руки». Если рост госдолга, безработицы, инфляции, ослабление рубля и провалы производства и жизненного уровня и т.д., преподносятся как благо, тогда зачем что-то менять? В этом же ряду лежит возрастающая зависимость центральных банков стран от решений и указаний международных финансовых организаций. Так, Центральный Банк России в 2014 году перешёл к свободному курсу рубля и резко поднял ключевую ставку по прямому указанию А. Спилимберго1, представляющего интересы МВФ в России. Но в реалиях такое «таргетирование» инфляции обернулось её трёхкратным ростом, вымыванием денег из обращения, кредитным голодом для бизнеса и ускорением бегства капиталов за рубеж.

Во-вторых, критика, лишённая опоры на объективный характер действия экономических законов, какой бы не была жёсткой, не оказывает никакого влияния на денежную политику власть имущих. Почему? Приводится масса статистических данных, сводимых в графики негативных явлений, но как верно отмечает Гэлбрейт, «Статистические аргументы и визуальные образы не являются заменителями экономической аргументации»2 [8]. Если бы критика на-

1 Антонио Спилимберго: «ЦБ должен быть готов повысить ставки». - http://bankir.ru/novosti/s/antonio-spilimbergo-tsb-dolzhen-byt-gotov-povysit-stavki-10074969/

2 В оригинале: «Statistical arguments and visual images are not substitutes for economic argument».

чиналась с формулирования закона или механизма его действия и далее шло соотнесение с действиями власти, а потом уже предлагался свой вариант решения проблем, то от такой, логично и строго выстроенной критики и предложений было бы невозможно отмахнуться. А если ничего не говорится о нарушении объективных экономических законов, то сама критика отражает не более чем субъективную позицию её авторов. Но что ещё хуже, когда некоторые критики политики денежных властей отрицают наличие объективных экономических законов, тем самым давая козыри в руки критикуемым: «История ростовщичества показывает, что говорить о неких «объективных» законах развития денежной системы нельзя, это развитие - результат борьбы конкретных людей с их исключительно «субъективными» интересами, мотивами, страстями и слабостями. Каждую победу ростовщичества можно и нужно трактовать лишь как проявление политической, социальной, нравственной, а в конечном счёте, духовной слабости людей, не сумевших устоять перед искушениями «золотого тельца» [14].

В заключение следует отметить, что все экономические законы, включая и законы денежного обращения, действуют всегда в комплексе и взаимосвязано. Кроме основных законов1, есть ещё частные законы (закономерности) обращения, например, образования вторичных денежных инструментов, законы финансовых пирамид2, и другие. При этом мы должны понимать, что как и всякие законы, законы денежного обращения познаются путём многочисленных проб и ошибок и часто так и остаются не понятыми до конца. Как верно отмечает Ф. Шеллинг: «... история не протекает ни c абсолютной закономерностью, ни c абсолютной свободой, но есть лишь там, где c бесконечными отклонениями реализуется единый идеал, причём так, что c ним совпадают если не отдельные черты, то весь образ в целом» [21]. Всё дело в том, что на характер действия экономических законов существенное влияние оказывает субъективный фактор, поскольку действуют эти законы не в неживой природе, а в человеческом обществе, раздираемом противоречиями личных интересов. Но и здесь процессы протекают вполне закономерно, поскольку выше всей совокупности основных и частных законов денежного обращения действует закон соответствия3, всеобщий закон природы и общества. Знание действия этого закона позволяет получить ответ на вопрос: почему одни законы действуют в направлении прогресса и развития экономики, а другие направлены против? В каждом конкретном случае -насколько больше тот или иной закон денежного обращения соответствует интересам определённой группы лиц, а не законам денежного обращения.

Список литературы

1. Гавриленко М. Основной денежный принципъ. Бумажныя деньги. - СПб.: Типографiя В.В. Комарова, 1886.

2. Федорович Л.В. Теория денежного и кредитного обращения. - Одесса: тип. «Одес. вестн.», 1888. - С. 435.

3. Красильников А.А. О сокращении количества кредитных билетов без нарушения условий денежного обращения. - СПб., 1882.

4. ЗалЪскш В.Ф. Теория бумажно-денежнаго обращения. - Казань, 1896. - С.19.

5. Сивульский Н.И. Деньги и законы их развития при социализме. - Львов: Вища шк., 1987.

6. Григорьев О.В. Эпоха роста. - М.: Карьера Пресс, 2015. - С. 444. -: http://vipbook.info/nauka-i-ucheba/ekonomika/263503-epoha-rosta.html

7. Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. - М., 1952.

8. Galbraith J.K. The Third Crisis in Economics: Presidential Lecture / Association for Evolutionary Economics // Journal of Economic Issues. 2013. - Vol. 47, N 2, June. - P. 311.

9. Болдырев Ю. Формирование внешнего государственного финансового контроля в РФ: вопросы истории, организации и методологии // Российский экономический журнал. 2007. - № 7.

10. Болдырев Ю. Коррупция - системное свойство постсоветского российского капитализма // Российский экономический журнал. 2011. - № 3.

11. Делягин М. Крах оптимистических иллюзий и отправной пункт экономического оздоровления // Российский экономический журнал. 2014. - № 1.

12. Ершов М. Об обеспечении валютной стабильности и о новых финансовых механизмах // Российский экономический журнал. 2014. - № 5.

13. Глазьев С., Жуковский В. В условиях санкционного режима. // Российский экономический журнал. 2014. - № 6.

14. Катасонов В.Ю. О проценте ссудном, подсудном, безрассудном // Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». - М., 2011. - Кн. 1. - С.35.

15. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations / Ed. by S. M. Soares. MetaLibri Digital Library, 2007. -P. 18-19.

16. Маркс К., Капитал, т.1. - М.: Политиздат, 1953.

17. Fisher I. The Purchasing Power of Money. Its Determination and Relation to Credit, Interest, and Crises. - N.Y.: Macmillan, 1912.

18. Третьяков И.А. Рассуждения о причинах изобилия и медлительного обогащения государств как у древних, так и у нынешних народов // Русская философия собственности (XVII-XX вв.). - СПб.: СП «Ганза», 1993. - 512 с. - http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn.pl?img=brief.gif&links=./ru/tretyakov/works/tretyakov_w1.txt&name=tretyakov&type=ru

19. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития: Доклад. - М., 2015. - С. 2-60.

20. Катасонов В.Ю. За кулисами международных финансов. - М.: Кислород, 2014. - С. 55.

21. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. Соч. в 2 т. - М., 1987. - Т. I. - С. 451-457.

1 Вероятно, перечень предложенных к рассмотрению законов будет дополнен, поскольку данной статьей кладётся всего лишь начало их исследований.

2 Скобликов Е.А. Кризис в свете законов финансовых пирамид // Финансы и кредит. 2009. - № 22 (358). - С. 61-70.

3 Скобликов Е.А. Несоблюдение закона соответствия - истинная причина кризисов, революций и войн. - http://aftershock. news/?q=node/3519

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.